Дипломная работа

«Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе»

  • 58 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7

1.1. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: общенаучные основы 7

1.2.Особенности вокального воспитания младших школьников 18

Выводы по первой главе 22

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 24

2.1. Содержание, формы и методы музыкально-певческого воспитания детей в общеобразовательной школе 24

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 30

Выводы по второй главе 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

ЛИТЕРАТУРА 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 55

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что вокальное воспитание оказывает значительное влияние на эмоционально - эстетическое и на умственное развитие младших школьников. Об этом свидетельствует невероятно огромное количество научных исследований в области музыкальной педагогики, опыт работы преподавателей и исторический опыт. Благодаря техническому прогрессу XX века дети сегодня более интеллектуально развиты, чем еще 10-15 лет назад, но от того, каковы будут нравственные и эстетические идеалы, ее социальные ориентиры, уровни общей культуры и профессиональной подготовки, напрямую зависят дальнейшее развитие и процветание России.

Пение, в отличие от других видов музыкальной деятельности, наиболее доступно ребенку младшего школьного возраста. Эта доступность обусловлена тем, что независимо от того, обладает ребенок задатками или нет, развиты у него музыкальные способности или нет, его певческий инструмент всегда «при себе». Но для того чтобы стать активным слушателем и исполнителем, правильно пользоваться своим природным инструментом - голосом не только в пении, но и в речи, ребенку необходимо овладеть определенной системой музыкальных знаний и навыков, усвоение которых может произойти лишь при условии планомерного, систематического вокального обучения.

В наше время необходима современная методика и так же система певческого воспитания детей в школе, которая позволяла бы воспитать и привлечь в музыкальном отношении всех детей, которая могла бы помочь всем детям развить свои голоса, стать музыкально грамотными.

Отсюда возникает противоречие -

Между социальной необходимостью музыкально - певческого воспитания детей и выборе педагогами методов обучения

Между потребностью педагогов в дополнительных методиках по музыкально-певческому воспитанию детей и недостаточной методической базой.

Проблема исследования - какова эффективность организации музыкально-певческого воспитания детей в общеобразовательной школе.

Тема выпускной квалификационной работы: «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе».

Цель исследования - изучить процесс формирования музыкально - певческого воспитания детей в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - формы и методы музыкально - певческого воспитания детей в общеобразовательной школе.

Объект исследования - музыкально певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования - нами выдвинуто предположение, что для успешного осуществления музыкально - певческого воспитания младших школьников необходимо решить следующие проблемы:

1. Обеспечить педагогические условия, способствующие музыкально-певческому воспитанию детей младшего школьного возраста;

2. Учесть возрастные, физиологические и психологические особенности младших школьников;

Задачи:

1. Раскрыть сущность основных понятий музыкально-певческого воспитания;

2. Выявить особенности музыкально - певческого воспитания детей в общеобразовательной школе;

3. Организовать и провести опытно - экспериментальную работу;

Методологическая база исследования:

- Труды в области вокально - хорового воспитания (Н. Тевлин, Н. Черноиваненко, Л. Дмитриев, О. Апраксина, Л. Безбородова, Г. Стулов, К.Ф. Никольская - Береговская, М. С. Осеннева, В. А. Самарин, В. Л. Живов и др.) 4

- идеи о ведущей роли вокального искусства в формировании личности (В. Н. Шацкая, Н. А. Метлов, А. Д. Войнова, Б. Л. Яворский, Н. А. Ветлугина, С. И. Бекина и др.)

- идеи формирования гармонического развития личности ( Д. Б. Кабалевский, Д. И. Зарин, И. А. Пузыревский, А. Н. Карасев и др.)

- теории и методики музыкально - эстетического воспитания детей ( Д. Б. Кабалевский, Н. А. Ветлугина, К. Орф, Е. А. Флерина и др.).

Теоретической основой исследования является:

- теория развития личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.);

- идеи о роли развивающего характера обучения, зависимости развития творческих возможностей личности от способа организации педагогического процесса (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин);

- основные положения гуманистической педагогики (Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский);

- концепции личностно-ориентированного подхода (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якнманская и др.);

- идеи о сущности всестороннего гармоничного и духовно-творческого развития личности на основе синтеза искусства, науки, культуры, педагогики (Ю. П. Азаров, Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, Е. Н. Шиянов и др.);

- психолого-педагогические основы музыкального образования и психологии личности музыканта и музыкальной деятельности (Э. Б. Абдуллин, А. Л. Готсдинер, Н. Р. Туравец, Б. М. Целковников, Г. М. Цыпин);

- вопросы методики вокального (вокально-хорового) обучения и воспитания (В. А. Багадуров, Т. Л. Беркман, Н. А. Ветлугина, Л. Г. Дмитриева, В. В. Емельянов, А. Г. Менабени, Т. Н. Овчинникова, Д. Е. Огороднов, Г. П. Стулова, Н. М. Черноиваненко и др.).

В данном исследовании в рамках проекта мы использовали следующие методы:

- теоретические: анализ литературы, анализ базовых понятий исследования;

- эмпирические: сбор и накопление данных;

- математическая обработка данных, полученных в ходе диагностики.

База исследования: МАОУ «Физико-математический лицей № 93» ГО г. Уфа. 4 «Б» класс.

Этапы исследования:

Первый этап (поисково-теоретический) - анализ литературы по теме исследования.

Второй этап (опытно-экспериментальный) - поведение

диагностической работы по определению уровня музыкально-певческого воспитания.

Третий этап (заключительно - обобщающий) - анализ и систематизация результатов исследования, осуществление обработки материалов исследования, обобщение результатов и формирование выводов.

Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении различных методов музыкально-певческого воспитания детей в общеобразовательной школе.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные педагогические условия позволят повысить уровень музыкально-певческого воспитания детей младшего школьного возраста.

Структура: Работа состоит из двух глав, теоретической и

практической, введения и заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем работы - 58 страниц печатного текста.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: общенаучные основы

Термин «воспитание» впервые использован в древнейшем памятнике старославянской и древнерусской письменности Остромирово Евангелие (1056-1057). С того времени термин широко употребляется в бытовом словаре в значении «вскармливать, взращивать», а с XVI века - в значении «наставлять». Как теоретическое педагогическое понятие утвердилось в XVIII веке одновременно с освоением западных взглядов на гуманизм, во многом усилиями просветителей И. И. Бецкого и Н. И. Новикова.

Общепринятого определения воспитания нет, что во многом объясняется его многозначностью. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, деятельность, процесс, как ценность, систему, воздействие, взаимодействие, как управление развитием личности и т. д. Каждое из этих определений справедливо, ибо отражает одну из сторон воспитания. Определяя объём понятия «воспитание», многие исследователи выделяли воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом (т. е. фактически воспитание отождествляется с социализацией); в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое семьёй и системой учебно-воспитательных учреждений; в узком педагогическом смысле, понимая под воспитанием воспитательную работу, цель которой - формирование у детей и молодёжи определённых качеств, взглядов, убеждений.

Э. Дюркгейм дал определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины ХХ в. (многими и в настоящее время): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребёнка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он в частности принадлежит».

Как правило, в музыкальной педагогике широко используется термин «пение» (вокальное искусство) - искусство передачи средствами голоса ху-дожественного содержания вокального музыкального произведения. [54, С. 978]

Процесс обучения певческому или вокальному искусству (певческое или вокальное обучение) принято считать «постановкой голоса». В процессе постановки голоса развиваются его природные свойства, он приобретает яр-кость, красоту, длительность, гибкость и ровность звучания, широту диапа-зона, силу. [54, С. 1042]

В большинстве работ вокальное обучение детей определяется как часть более общего процесса - художественно-эстетического воспитания подрас-тающего поколения. Музыкант, врач-фониатр и исследователь детского голоса И. И. Левидов, определяет пение как «воспитательный процесс, который должен дать детям возможность выявить присущие им художественные уст-ремления» [41, С. 14]. В.Г.Соколов пишет о том, что, суть «вокального обучения детей дать возможность детям посредством самого доступного для них инструмента - голоса — приблизиться к музыке настолько, чтобы быть не только пассивным или, в лучшем случае, активным слушателем, но и активным исполнителем, чтобы наши дети могли в художественном образе через доступное им средство передачи - пение - выразить волнующие их чувства» [55, С. 140].

Учитывая эти определения, мы рассматриваем вокальное обучение детей младшего школьного возраста, как процесс приобщения детей к певческой культуре, при котором происходит их личностное и музыкальнопевческое воспитание.

Заключение

Проведенное нами исследование является своеобразным продолжением и обогащением существующих в области музыкальной педагогики поисков, связанных с музыкально-певческим воспитанием детей. Опираясь на современную научно-теоретическую базу, которая включает в себя сведения из области смежных музыкально-теоретических дисциплин, общей и музыкальной психологии, физиологии, педагогики, нам удалось с новых позиций обосновать необходимость индивидуального вокального обучения детей, как эффективного средства их музыкально-певческого воспитания.

Проведенный теоретико-методологический анализ предмета

исследования выявил ряд противоречий и недостаточно изученных аспектов вокального обучения, направленного на музыкально-певческое воспитание младших школьников, требующих своего разрешения и разработки в связи с их теоретической и практической значимостью на современном этапе развития психолого-педагогической теории и практики. В частности, были выявлена недостаточная проработанность сущности, структуры, содержания, вокального обучения, направленного на музыкально-певческое воспитание школьников.

Проведенный анализ специальной литературы и диссертационных исследований по исследуемой проблематике обнаружил дефицит методического материала по вопросам вокального обучения, направленного на музыкально-певческое воспитание детей.

Практика свидетельствует, что проблема музыкально-певческого воспитания школьников отвечает современным требованиям и потребностям общества, является одной из актуальных проблем музыкальной педагогики.

В ходе исследования были решены поставленные задачи:

1) раскрыта сущность основных понятий музыкально-певческого воспитания;

2) выявлены особенности музыкально-певческого воспитания детей в общеобразовательной школе;

3) путем экспериментального исследования определена эффективность методов вокального обучения детей младшего школьного возраста.

Подводя итоги проведенного исследования, отметим, что нам удалось осветить лишь часть психолого-педагогических аспектов такой сложной и многогранной проблематики как музыкально-певческое воспитание детей младшего школьного возраста.

Список литературы

1. Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования [Текст]: учебное пособие для преподавателей спецкурса вузов / Э. Б. Абдуллин.- М.: Просвещение, 1990.237 с.

2. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в обще-образовательной школе [Текст] / Э. Б. Абдуллин.- М., 1983. - 112 с.

3. Алексеев, П. В. Философия [Текст] / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - М., 1997.- 449с.

4. Алиев Ю. Б. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением [Текст]: дис. канд. пед. наук / Ю. Б. Алиев. - М., 1965.- 291с.

5. Ю.Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе [Текст] / Ю. Б. Алиев. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 352с.

+ еще 52 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 58
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика