Дипломная работа

«Методика хорового обучения в общеобразовательной школе»

  • 52 страниц(ы)
  • 1267 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы хорового обучения в общеобразовательной школе 8

1.1. История хорового исполнительства 8

1.2. Роль вокально-хоровой работы в школе 14

1.3. Задачи, перспективы и основные методики хорового обучения на современном этапе 18

Выводы по первой главе 24

Глава 2. Педагогические условия хорового обучения в общеобразовательной школе 25

2.1. Содержание, формы, методы вокально-хоровой работы в общеобразовательной школе 25

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 33

Выводы по второй главе 38

Заключение 39

Список литературы 40

Приложение 44

Актуальность исследования

В настоящее время одной из важнейших задач является улучшение ху-дожественного и эстетического воспитания учащихся. С этой точки зрения большое значение приобретают уроки музыки в общеобразовательной школе, на котором учащиеся получают знания в области музыкального искусства – узнают о композиторах, стилях, жанрах музыки средствах музыкальной выразительности, знакомятся с шедеврами мировой классики, образцами детской музыки, приобретают умения и навыки, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения.

Приобщение к музыкальному искусству на уроках музыки способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств и формированию взглядов, убеждений, духовных потребностей школьников.

Большие воспитательные возможности музыки могут быть реализованы, если учитель, обращаясь к чувствам и мыслям учащихся, развивает их музыкальные, творческие способности, учит понимать и ценить произведения искусства.

Выполнение таких важных задач, как осуществление связи музыкального воспитания с жизнью, развитие интереса к музыкальному искусству, усиление его воспитательного воздействия, требует от учителя музыки хорошего знания своего предмета и постоянного внимания к личности ученика. Необходимо помнить, что ученик – это слушатель, исполнитель, хотя и менее знающий и опытный, чем учитель, но проявляющий свое отношение к музыке. Недостаточно научить его разнообразным умениям, дать знания о музыке, важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность.

Необходимость учебного предмета «Музыка» объясняется тем значением, которое придается музыкальному искусству в эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Свои первые шаги в приобщении к музыке ребенок делает еще до школы. Он слушает ее, смотря детские передачи и мультфильмы, где она является одним из средств эмоционального воздействия. Музыка вызывает у него чувство радости, часто ее слушание сопровождается движениями, подпеванием мелодии. Если дошкольник воспитывается в детском саду, то приобщение к музыке осуществляется целенаправленно на музыкальных занятиях. У ребенка развивают эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, он приобретает начальные навыки слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах. Цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры учащихся как необходимой части их духовной культуры. Понятие «музыкальная культура» довольно емкое и включает в себя: нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности; знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение); музыкальные, творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

Важнейшая задача музыкального воспитания в школе – формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку.

Век технического прогресса расширил возможности слушания музыки. Если несколько десятилетий назад представление о музыки связывалось с концертным залом, то в настоящее время для того, чтобы ощутить ее воздействие, достаточно нажать кнопку магнитофона или открыть программу-проигрыватель на компьютере. В этих условиях музыкальное воспитание приобретает еще большую значимость. Именно учитель должен сформировать у учащихся потребность в восприятии музыки, облагораживающей их внутренний мир, а чувство удовлетворения возникает у слушателей в том случае, если музыкальное искусство становится понятным, доступным для их восприятия. Развивая способность понимать язык музыки, ощущать ее выразительность, учитель дает учащимся необходимые знания, навыки, умения, воспитывает интерес к музыке, вкус.

Музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и в других видах музыкальной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся приобретали навыки и умения в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, получали основы музыкальной грамоты, способствующей осознанному, выразительному исполнению песен, плясок, игр. В исполнительской деятельности интенсивно развиваются музыкальные, творческие способности, расширяются возможности активного восприятия музыки. Таким образом, формирование музыкальной культуры учащихся зависит от решения образовательных и развивающих задач.

Одним из неотъемлемых видов деятельности на уроках музыки является хоровое пение. Обучение пению – это не только обучение данному виду искусства. В процессе обучения пению развивается голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника.

Детское пение является предметом изучения не только вокальной педа-гогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, акустики, искус-ствознания, медицины и других наук. Каждая из них рассматривает один из аспектов певческой деятельности.

Вокальное воспитание детей в России в настоящее время осущест-вляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки, в хо-ровых кружках, вокальных ансамблях. Из-за ограниченности учебных часов для музыкальных занятий в общеобразовательной школе, реали-зация задач, связанных с воспитанием ребенка, возможна лишь при условии сочетания классной и внеклассной или внешкольной работы.

Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира учащихся, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

Методики хорового воспитания постоянно обновляются, каждый педа-гог, занимающейся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения. Этим и обуславливается актуальность данной темы.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить методику хорового обучения на уроках музыки.

Объект исследования – процесс музыкального образования в школе.

Предмет исследования – педагогические условия хорового обучения в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной проблеме

2. Обобщить и систематизировать теоретический и практический опыт решения проблемы вокально-хоровой работы в системе общего музыкального образования.

3. Определить содержание, формы и методы вокально-хоровой ра-боты с детьми.

4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию во-кально-хоровой работы в системе урочной музыкальной дея-тельности.

5. Разработать и провести педагогический эксперимент

В данной работе предлагаются следующие методы исследования: тес-ты, наблюдение, педагогический эксперимент.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- учение о роли музыкального искусства в нравственно-эстетическом воспитании (О.А. Апраксина, Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко и др.);

- этико-психологические аспекты влияния музыки на человека (О.А. Апраксина, Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Н.Л. Гродзенская);

- учение о роли искусства в духовном развитии личности (Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, О.А. Апраксина);

- психологические теории развития личности (Э. Эриксон, Ж. Пиаже, К.С. Холл, Г. Линдсей);

- учение о музыкальном восприятии (Б.В. Асафьев);

- музыкально-педагогическое учение о развитии творческих и музыкальных способностей ребенка (Г.А. Струве).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснована и экспериментально подтверждена методика хорового обучения; выделены педагогические условия хорового обучения, даны методические рекомендации учителям музыки.

Практическая значимость – результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе учителей музыки общеобразовательных школ.

Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ХОРОВОГО ОБУ-ЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Содержание, формы, методы вокально-хоровой работы в общеобразовательной школе

Обучение пению в школьных хорах, как правило, строится с учетом возрастных особенностей детей. В тех школах, где предмет музыки поставлен хорошо, существует хоры младшего, среднего и юношеского возраста.

Младший школьный возраст охватывает детей с 7 до 10 лет. В этот пе-риод происходит активный рост всего организма ребенка.

Особенности младших школьников:

1. Разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт.

2. Недостаточная вокально-слуховая координация.

3. Преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху.

4. Потребность в смене эмоционального состояния, импульсивность и бесконтрольность эмоциональных состояний.

5. Склонность к непосредственному сопереживанию.

6. Регуляция деятельности. Общение в опоре на чувственные ощуще-ния и образы, но не на слово.

7. Личностная доминанта – стремление к самовыражению в разных формах.

Для ребенка этого возраста характерна непосредственность в проявле-нии чувств. При этом отчетливо проявляются и воспринимаются полярные эмоции. Однако ребенок может не понимать проявления эмоциональных оттенков. Часто внутренние состояния и переживания взрослых не доступны для понимания младших школьников и не могут вызывать у него сопереживания, без которого невозможен процесс его общения с музыкой.

С другой стороны, детям этого возраста присуще яркое и образное воображение.

Еще одна особенность – с одной стороны, высокая концентрация внимания, а с другой – небольшой его объем, что обуславливает необходимость частого переключения детей с одного вида деятельности на другой. Поэтому занятие с детьми младшего возраста необходимо вы-страивать по принципу контраста, подбирая соответствующий музы-кальный материал и различные виды музыкальной деятельности.

У младших школьников проявляется потребность в общении со взрос-лыми. Поэтому очень важна роль хормейстера, который для ребенка становится авторитетом.

Подростковый возраст делится на 2 группы – младший (10-12 лет) и старший (12-15 лет).

Младший подростковый возраст характеризуется повышенной утомляемостью, что вызывает необходимость чередовать формы работы. Дети этого возраста склонны к стереотипным действиям и стандартам поведения. Поэтому при всем возможном разнообразии применяемых форм и методов проведения занятий, основа их должна оставаться неизменной.

Учащиеся старшего подросткового возраста испытывают избыток энергии. Сложность заданий им очень нравится. Возросшая активность учащихся не может не учитываться, но в певческой деятельности следует быть осторожным, т.к. большинство подростков находятся в периоде мутации.

Переизбыток энергии влечет за собой появление другой особенности – старший подросток не переносит ситуации ожидания, поэтому преподавателю следует распланировать каждую минуту занятия.

Хоры старшеклассников бывают однородными – хор девушек, реже – хор юношей, и смешанный, в котором участвуют девушки и юноши от 14 до 18 лет.

Возраст от 14 до 18 лет охватывает мутационный и постмутационный периоды – разные по своей сущности; методика обучения и требования к пению должны быть разными и соответствовать особенностям развития певцов этого возраста.

Мутационный период (13-15 лет) у девушек и юношей протекает сходно, т.к. голосовой аппарат в развитии проходит одни и те же этапы. Однако характерные признаки этого процесса выражаются по-разному.

У мальчиков рост идет крайне неравномерно, порой болезненно. Иногда явления мутации приобретают острый характер, и тогда занятия пением следует временно прекратить. Диапазон голоса в этот период уменьшается, сила звука значительно ослабевает, появляется некоторая сиплость, хрипота, неустойчивость интонации, иногда полностью пропадает вибрато.

У девочек мутационные явления выражаются значительно слабее, чем у мальчиков. Но и у них заметно снижается (но не пропадает) вибрато, уменьшается звонкость, полетность звука, понижается уровень высокой певческой форманты. Однако голос уже достаточно развит по силе и диапазону, который постепенно расширяется.

Постмутационный период наступает в 16-17 лет, когда голоса ста-новятся взрослыми, но еще наблюдаются остаточные признаки мутации (быстрая утомляемость голосового аппарата, периодическое появление хрипоты, беззвучия). Однако диапазон голоса хористов расширяется, увеличивается его сила. Появляется тембровая окрашенность, особенно у девушек. У юношей тембр проявляется больше у басов, чем у теноров, хотя разделение мужского хора по партиям бывает на первых порах чисто условным.

Занятия с хором старшеклассников однородного состава сравнительно просты. В работе со смешанным составом педагогу нужно опираться, с одной стороны, на сходные моменты, свойственные мутационному и постмутационному периодам различных полов, с другой – на физиолого-психологические основы развития вокальных навыков.

Последовательность развития вокальных навыков.

На начальном этапе работы с хором хормейстер отталкивается от того звучания хора, которое он услышал. Впервые организованный хор обычно характеризуется открытым, плоским звуком, сформированным на низкой позиции, чаще форсированным. В хоре нет ансамбля между партиями. Фонетическая разнокачественность выражается в пестроте произношения гласных.

Педагог должен найти лучшее звучание для данного хора даже на самом начальном этапе развития и постепенно добиваться правильного формирования дыхания, ровного звуковедения и чистого интонирования, четкой дикции. Необходимо следить за всеми изменениями в голосах учащихся и систематически осуществлять индивидуальный контроль. Важно также соблюдать режим голоса и не допускать утомления.

На начальном этапе развития вокальных навыков изменения в голосообразующих системах значительно ярче проявляются в коллективном звучании, чем в индивидуальном.

С первых же занятий педагог ставит задачу устранить пестроту звучания в хоре. Он добивается единой манеры пения и певческого ды-хания, следит за тем, чтобы звук не воспроизводился с напряженным силовым нажимом на связки, был округлым, мягким, не форсированным, требует хорошей артикуляции.

В первой фазе вскоре после начала занятий, наступает качественный скачок, который возникает в результате обучения пению на легато, требованиям к чистоте интонирования, строю, ансамблю и дикции. Учащиеся постепенно осмысливают, правильно или нет формируется звучание их голоса и хора в целом. В результате появляется слитность и однородность.

Вторая фаза самая продолжительная по времени. В этот момент навык как бы тормозится в развитии, создается впечатление, что, несмотря на правильные требования, хор начинает звучать хуже. Это объясняется тем, что певческий процесс еще представляется в сознании учащихся не как комплексное взаимодействие органов дыхания, мягкого неба, гортани и артикуляционного аппарата. Дыхание не связано с дикцией, не хватает навыка правильно координировать мышечные движения.

Певцы напрягают все мышцы – нужные и ненужные во время пения. Правильные движения перемежаются с неправильными, что приводит к скованности, которая является на данном этапе закономерной. В дальнейшем хористы учатся освобождать мышцы, координировать их движения во время пения. Таким образом, к концу второй фазы учащиеся начинают сознательно управлять своими мышечными движениями, контролируя и оценивая результат звукоизвлечения.

Во второй фазе в звучании хора появляется тусклость как явление, ха-рактерное для мутационного и постмутационного периодов: в голосе недостаточно проявляется вибрато, снижается уровень певческой форманты. Тусклость в огромной степени зависит от неумения пользовать-ся дыханием.

Для активизации тонуса певцов, для усиления работы мышц, участвующих в дыхании, следует включать в репертуар произведения бодрые, маршевые, требующие четкой и ясной дикции.

В третьей фазе (небольшой по времени) наступает перелом. Особенно-стью этой фазы является значительно более осветленное, но все еще прямо-линейное, «стеклянное» звучание без вибрато. Возникает оно в результате использования преимущественно верхнего резонатора.

В этой фазе взаимосвязь верхнего и нижнего резонаторов еще недостаточна. Координация в работе дыхательного аппарата, мягкого не-ба и гортани только намечается. Чтобы добиться тембровой насыщен-ности, на этой фазе в репертуар включают широкие, распевные и дина-мичные произведения.

В четвертой фазе певческий навык приобретает динамическую устойчивость и координацию движений. Звук становится округлым, приятным по тембру, но тяжеловесным и малоподвижным, а это таит в себе опасность снижения певческой позиции и потери полетности.

Чтобы тяжеловесное звучание хора не перешло в динамический стереотип, необходимо вводить в репертуар произведения гибкие и подвижные по темпу, разнохарактерные по стилю.

В пятой фазе закрепляются все выработанные ранее навыки. Использование упражнений и специальный подбор репертуара, построенного на контрастном сопоставлении темпов, ритма, динамики (за исключением предельных – pp и ff) и на различных способах звуковедения, дает возможность добиться в хоровом звучании гибкости, мягкости, подвижности, кантилены и нужной силы звука.

Эти 5 фаз длятся примерно один учебный год. Характерным моментом этого периода является автоматизация певческого навыка. Од-нако вокальные навыки еще недостаточно закреплены и требуют дальнейшего совершенствования.

На начальном этапе обучения важно следить, чтобы певцы не увлека-лись силой звучания голоса. Силовое напряжение вызывает форсирование и отрицательно влияет на чистоту интонирования, ведет к понижению высокой форманты, к утрате звонкости и полетности. Не нужно позволять петь за пределами mp-mf.

Злоупотребление крайними звуками диапазона голоса (особенно верх-ними) может привести к перенапряжению и даже потере голоса. Необходимо подбирать репертуар по тесситуре, выраженной в рамках естественного звучания, учитывая, что диапазон в процессе обучения постепенно расширяется.

Занятия необходимо строить так, чтобы разучивание произведения происходило с каждой партией отдельно и певцы, таким образом, могли чаще отдыхать. Но в начале обучения, когда все юноши поют еще в одной партии, не нужно проводить раздельных занятий женской и мужской групп хора. Разделение на партии необходимо позже, когда каждый голос сформировался в характере своего звучания. Распределяют певцов при этом так, чтобы их индивидуальные качества могли раскрыться наилучшим образом.

Методика обучения двухголосному пению

Двухголосным пением можно начинать заниматься со школьниками даже с семи лет, но разделение голосов по вокальным данным на хоровые партии в этом возрасте преждевременно, т.к. только к 10 годам в голосовом аппарате детей складываются предпосылки для формирования тембра.

Как же следует распределить детей по партиям, если они приступили к двухголосному пению до 10 лет? Проверки показали, что в младшем школьном возрасте ведущую роль при разделении на первые и вторые голоса играют общие музыкальные данные (уровень развития музыкального слуха, способность к чистому интонированию, сила голоса). В возрасте 10-11 лет проводится прослушивание детей и постепенно на протяжении полугодия хоровые партии могут переформировываться.

Этапы обучения:

1. Подготовительный. Дети слушают музыку и анализируют фактуру произведения. Выявляется мелодия, аккомпанемент и их соотношение по высоте, ритму, динамике, тембру, а также характеризуется их выразительность. Для анализа используются песни, хоровые произведения, инструментальная музыка.

2. Освоение элементарных двухголосных интонаций. На этом этапе исполняются двухголосные упражнения на попевках песенного типа с ограниченным набором задач. Рекомендуется строить упражнения на интонациях, близких песням из репертуара с постепенным возрастанием трудностей.

Вначале целесообразно использовать музыкальные построения с остинато в нижнем голосе. В первых упражнениях выстраиваются терции и квинты (см. приложение 1-а).

Мелодия нижнего голоса состоит из скачков по главным ступеням лада (I-V-I), неоднократно повторяющимся на фоне спокойно раз-вивающейся мелодии первого голоса. Сочетание двух мелодических линий создает гармонические интонации только на главных ступенях лада (см. приложение 1-б).

По мере укрепления строя усложняется интонация нижнего голоса и вводится большее разнообразие в гармонические созвучия. Интервалы появляются на разных ступенях при противоположном, прямом и параллельном голосоведении (см. приложение 1-в).

Дальнейшим усложнением задач по выстраиванию терций, квинт и октав является введение ритмической самостоятельности голосов (см. приложение 1-г). Все упражнения исполняются по нотам. На занятии им уделяется 5-10 минут.

3. Этап освоения различных типов голосоведения. Навыки, приобре-тенные во время работы над упражнениями, закрепляются в соответственно подобранных песнях, разнообразных по характеру, простых по средствам выразительности и способных заинтересовать детей, вызвать у них желание выучить и хорошо исполнить сочинение.

Выводы по второй главе

Проведенные уроки во втором классе общеобразовательной школы показали, что использование на уроках развивающих упражнений, таких как музыкально-ритмические игры, пение способствует музыкальному развитию детей.

Музыкально-ритмические игры на уроках музыки способствуют улуч-шению ритмического чувства детей, а также их внимательности, концентрации. Кроме того, музыкально-ритмическая игра позволяет ребенку проявить свою двигательную активность, не отвлекаясь от урока, а учителю – провести физкультминутку, не нарушая целостности урока.

Пение каноном развивает музыкальный слух и голос, умение слушать тех, кто поет с ребенком в одной партии и одновременно вести самостоя-тельную партию, а следовательно – внимательность, сосредоточенность.

Эксперимент показал, что достаточно небольшого количества уроков, чтобы заметить улучшения в музыкальном и общем развитии класса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности, хоровое пение не только способствует улучшению певческих навыков, общей музыкальности школьников, но и развивает общеучебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни.

Работа с детским хором в условиях школьного урока затруднена различными факторами: небольшим количеством учебных часов, разным уровнем подготовленности детей, невозможностью проведения индивидуальных занятий. Однако существуют различные методики, позволяющие осуществлять хоровую работу даже в таких условиях.

Проведенный в данной работе педагогический эксперимент показал возможность развития вокально-хоровых навыков детей в условиях системы общего музыкального образования.

1. Абелян Л.М. Как организовать детский хор // Работа с детским хором: Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. – 70 с.

2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада – к начальной школе. – Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. – 352 с.

3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. – М., 2005.

4. Алиев Ю.Б. Песня в пионерском лагере // Работа с детским хором: Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. – 70 с.

5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. Учеб. пособие для студ. пед. институтов. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

6. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. – М.: 1984.

7. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. М., 1984.

8. Баренбойм Л.М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.

9. Безбородова Л.А. Дирижирование. М., 1985.

10. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. – М.: Лабиринт, 1997. – 416 с.

11. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. Учеб. для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.

12. Дмитревский Г.А. Хрестоматия по дирижированию. В.1.М., 1953.

13. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. М., 1988.

14. Жарова Л.М. Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с детским хором: Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. – 70 с.

15. Жданова Т.А. Элементарное дирижирование в младшем хоре – эффек-тивный метод активизации учебного процесса // Работа с детским хором: Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. – 70 с.

16. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения. М., 1987

17. Живов Р.Л. Хоровое исполнительство. М.: Владос. 2003.

18. Ионова О.И. Праздник детской песни // Работа с детским хором: Сбор-ник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. – 70 с.

19. Казачков С.А. О дирижерско-хоровой педагогике. //Музыкальное исполнительство, В.6, М., 1970.

20. Казачков С.А. От урока к концерту. К., 1990.

21. Калмыков Б.В., Фридкин Г.А. Сольфеджио. Часть I. Одноголосие. – М.: Музыка, 2004. – 175 с.

22. Калмыков Б.В., Фридкин Г.А. Сольфеджио. Часть II. Двухголосие. – М.: Музыка, 2004. – 111 с.

23. Коган Г.М. Об интонационной содержательности фортепианного исполнения. – М.: Советская музыка, 1975, № 11

24. Кондрашин К.П. Мир дирижирования Л., 1976.

25. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.

26. Никольская-Береговская К.Ф. Начальный этап обучения в хоре старшеклассников // Музыкальное воспитание в школе. – М., «Му-зыка», 1974. – Вып. 9. – 96 с.

27. Овчинникова Т.Н. Об отборе репертуара для работы с хоровыми коллективами школьников // Работа с детским хором: Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. – 70 с.

28. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. Учеб. Пособие для студ. нач. фак. педвузов – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 368 с.

29. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

30. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие для студ. муз.-пед. отд. и фак. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.

31. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников // Му-зыкальное воспитание в школе. – М., 1985. – Вып. 16.

32. Программа по музыке для 1-8 классов под руководством Д.Б. Кабалевского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 224 с.

33. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю: проблемы художественного творчества (Как построено и как функционирует произведение искусства). – М., 1978. – 235 с.

34. Сафонова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса // Работа с детским хором: Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. – 70 с.

35. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. М., 1990

36. Соколов В.Г. Хоровое искусство как средство воспитания в детской и юношеской среде чувства патриотизма // Работа с детским хором: Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. – 70 с.

37. Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре: для руково-дителей детских хоровых коллективов. – М.: Музыка, 1987. – 96 с.

38. Струве Г.А. Организация концертных выступлений детского хора // Работа с детским хором: Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. – 70 с.

39. Струве Г.А. Школьный хор: Книга для учителя. – М., 1981.

40. Стулова Г.П. Хоровой класс: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка»: – М.: Просвещение, 1988. – 126с.

41. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. – 379 с.

42. Усова И.М. Старшая группа детского хора // Работа с детским хором: Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. – 70 с.

43. Холл К.С., Линдсей Г. Теория личности. – М.: "КСП+", 1997.

44. Шелепина Л.И. Методика и практика работы с хором. М., 1996

45. Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. и др. Музыкальное образование в школе. – М., 2001.

46. Абрамович Е. И. Роль хорового пения в эстетическом воспитании мальчиков и юношества. / h**t://pws-conf.r*/nauchnaya/lss-2008/263-esteticheskoe-obrazovanie/6483-rol-horovogo-peniya-v-est.html.

47. М.В. Гореликова. Начальное музыкальное образование и условия развития духовных потребностей личности / h**t://scalae.narod.r*/st4.htm

48. Значение хора для человека / h**t://w*w.webmusicpro.net/

49. Ильин В. О методике ведения хоровой практики на начальной стадии обучения дирижера-хормейстера / h**t://w*w.horovik.r*/view.php?div= articles&id=22

50. Майкапар А. Из истории музыки в древней Руси. / h**t://w*w.maykapar.r*/articles/rusmuz.shtml

51. Музыкальная энциклопедия. / h**t://w*w.belcanto.r*/musedu.html

52. Шадымова И.А. Создание музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности детей в ансамблево-хоровое пение / h**t://den-za-dnem.r*/page.php?article=52.

Покупка готовой работы
Тема: «Методика хорового обучения в общеобразовательной школе»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 52
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика