Дипломная работа
«Изучение хоровой музыки башкирских композиторов»
- 72 страниц
Введение …2
ГЛАВА I. Формирование основ изучения хоровой музыки башкирских композиторов в общеобразовательной школе.
1.1. Роль и значение хоровой музыки в мировой музыкальной культуре…6
1.2. Этапы развития хорового искусства в республике Башкортостан…11
ГЛАВА II. Теоретико-методическая подготовка учителя к изучению
хоровой музыки башкирских композиторов в общеобразовательной
школе.
2.1. Проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической практике….
2.2 Содержание, формы и методы вокально-хоровой работы на уроках
музыки в общеобразовательных школах Республики Башкортостан….
2.3. Опытно - экспериментальная работа и ее результаты…
Заключение….
Список литературы…
Приложение…
В наше время следует признать, что большинство детей, обучающихся в общеобразовательной школе, на уроках музыки не изучают хоровую музыку башкирских композиторов. Проблема изучения башкирской хоровой музыкальной культуры является одним из основных факторов гуманизации жизни современной школы – насыщения ее духом высокого национального музыкального искусства.
Данная проблема актуальна для современной системы общего музыкального образования, она разрабатывается и осмысляется в рамках современной музыкально-педагогической теории и практики. Разработкой педагогических проблем, связанных с музыкальным развитием детей в республике Башкортостан занимаются такие педагоги, как Л. М. Кашапова, Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова, Г. З. Сулейманова, и др.
Социально-политические реалии нынешнего этапа развития нашего общества, межнациональные разногласия требуют усиления воспитания у подрастающего поколения таких общечеловеческих и нравственных качеств личности, как взаимоуважение, взаимопонимание, дружба, уважительное отношение к традициям, истории, языку, искусству и культуре народов Башкортостана, России и мира.
Общепризнанно, что одним из эффективных средств воздействия на формирование внутреннего мира личности, ее культуры и нравственного самосознания является хоровое искусство. Оно представляет собой способ сохранения, развития и передачи из поколения в поколение духовного мира, материализованного в том или ином произведении. И потому приобщение к культурным традициям, изучение культурных традиций - важнейшего компонента духовной жизни общества - является необходимым условием развития личности, ее нравственного становления, формирования мировоззренческой позиции, иначе говоря - необходимым условием социализации личности. Путь в мир культурных традиций - это путь к внутреннему раскрепощению, открытию и воспитанию в человеке творческого начала, и потому так важно поставить на этот путь возможно большее число людей и в первую очередь детей - учащихся школ.
Хоровое пение справедливо рассматривается как важный путь творческого развития детей. Поэтому необходимо приобщать к нему детей уже в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является сенситивным периодом формирования нравственно высокой личности.
Заметная роль во взаимопонимании различных народов принадлежит хоровому искусству, которое как часть национальной культуры неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе, и служит одним из проявлений этнического сознания. Хоровое искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Хоровое произведение, созданное композитором, продолжает жить во времени. Автор, используя возможности музыкального языка, создает свой собственный музыкальный язык, который рождается, формируется и развивается в процессе музыкально-исторической практики.
Особая роль в работе с учащимися принадлежит хоровой музыке для детей, которая на практике всегда рассматривалась как ядро духовного воспитания. Тем более это относится к национальной хоровой музыке, в том числе и башкирской, имеющей давние традиции. В то же время исследование башкирской хоровой музыки, особенностей ее музыкального языка, истоков, истории, общественно-эстетического функционирования и места в духовном мире подрастающего поколения изучены недостаточно полно. Эти вопросы требуют своего решения, поскольку гуманизация педагогического процесса основывается на идее ценности саморазвития ребенка как творческой личности. А хоровая музыка является одним из важных средств развития творческих способностей ребенка.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная методическая разработанность определили выбор темы исследования: «Изучение хоровой музыки башкирских композиторов в общеобразовательной школе».
Цель – изучение башкирской хоровой музыки, способствующее развитию певческой культуры школьников их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению мировоззрению формированию будущей личности.
Объектом - нашего исследования является процесс национального музыкального хорового образования детей в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является башкирское хоровое искусство в общеобразовательной школе.
Анализ личной практической работы с хором позволил сформулировать гипотезу исследования: развитие творческого и духовного воспитания ребенка на уроках музыки становится наиболее богатым тогда, когда в вокально-хоровую работу включены произведения башкирских композиторов.
Задачи исследования:
- изучить историко-теоретические основы развития хорового искусства в мире, в России и в Республике Башкортостан;
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической практике;
- определить конкретную последовательность формирования
первоначальных певческих навыков в начальный период обучения;
- разработать систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче;
- теоретически обосновать применение на уроках музыки таких педагогических приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных певческих навыков.
В соответствии с поставленными задачами были использованы
следующие методы:
- теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы;
- обобщение педагогического опыта, направленного на формирование
навыков хорового пения у младших школьников;
- экспериментальное изучение путей и методов формирования хоровых
навыков у младших школьников;
- наблюдение, анкетирование;
- проведение опытно-экспериментальной работы.
Методологическую основу исследования составляют научно обоснованные подходы к изучению проблем вокально-хорового образования
работы исследователей (В.В.Емельянов, Д.Е.Огороднов, Г.Струве, Л.М.Кашапова, Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на примере изучения хоровой музыки башкирских композиторов на уроках музыки в школах РБ, обосновывается путь комплексного развития ребенка как личности в системе общеобразовательной школы.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные в ней содержание, формы и методы вокально-хоровой работы могут быть использованы учителями музыки на уроках музыки и во внеклассной работе.
Обоснованность и достоверность исследования обусловлена анализом педагогического опыта учителей музыки и современных подходов к организации вокально-хоровой работы, применением новейших педагогических, психологических и музыкальных методов и приёмов работы, результаты которой показывают положительные изменения в системе музыкального образования.
Структура работы определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, и приложения, в которое включены примеры вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
ГЛАВА 1. Формирование основ изучения хоровой музыки башкирских композиторов в общеобразовательной школе
1.1. Роль и значение хоровой музыки в мировой музыкальной культуре
В мировой музыкальной культуре хоровое искусство занимает значительное место. Хор (с греческого «choros» - хоровод, толпа, собрание) – певческий коллектив, как правило, включающий в себя двенадцать и более человек.
Первые упоминания о хоровом исполнении относятся к 2000 году до н.э. Есть основания предполагать, что именно в хоре когда-то родилась мелодия, а значит, возникло само музыкальное искусство. Хоровой танец, очевидно, возникший как подражание повадкам зверей во время охоты и самому процессу охоты, служил не только примитивной игрой, но и способствовал укреплению важнейшего условия первобытной жизни — коллективной сплоченности, согласованности действий. Простейшим «инструментом», обеспечивавшим ритмическую основу хорового танца, был человеческий голос. Как именно складывались первые мелодии, созданные человеком, определенно сказать трудно. По-видимому, тон всей группе танцующих задавал вождь племени или специально назначенный для этой цели запевала. Остальные подражали ему, подстраивались под его пение.
Хоровое искусство также было частью культуры Древнего мира, когда на музыку возлагались религиозные задачи. Не случайно в большинстве стран Древнего Востока, а также в Древней Греции и Риме музыканты были служителями храмов, а порой и жрецами.
Кроме того, в странах Древнего Востока, таких как вавилонское государство, Урарту, Египет, Финикия, Сирия, Индия, Китай хоровое искусство было важным элементом одного из самых распространенных жанров: массовых народных действ с музыкой и танцами, в которых песни с хором чередовались с плясками и драматическими сценами.
О музыке Древней Греции можно судить преимущественно по памятникам древней письменности (художественным и научным) и изобразительному искусству. Уцелели лишь некоторые фрагменты собственно музыкальных памятников. Развитие музыки Древней Греции охватывает около 20 столетий (второе тысячелетие до новой эры – 5 век новой эры).
Организация музыкальной жизни была более открытой, гласной, доступной для споров и соревнования, более демократической по сравнению с восточными деспотиями. Нотные записи древнегреческого песенного фольклора отсутствуют. Пение с плясками было важной и красивейшей составной частью праздничных народных действ, связанных с земледельческими работами, сбором урожая и прославлением богов- покровителей полей, виноградников и земледельческого труда.
Песни имели особые наименования, указывавшие их жанровую разновидность: свадебные – гименеос, хвалебные гимнические с пляской и другие. В народной песенности сложились первоначально те лады - дорийский, фригийский, лидийский, − которые в дальнейшем составили основу тогдашней композиторской техники.
Гимн (греч.) – древнегреческая песня-мольба, обращенная к богам. Античная традиция приписывает создание древнейших гимнов Олену из Лидии, Орфею, Эвмолпу, Мусею. Для гимнов была характерна трехчастная форма: призыв к божеству, миф о нем, молитва с просьбой о помощи. Позднее название гимн объединило различные жанры: пеан – гимн Аполлону, дифирамб – гимн Дионису и т.д. Нотные фрагменты в древнегреческой буквенной нотации трех гимнов – Музе, Гелиосу и Немезиде (датирующихся 2 в. н.э.) впервые опубликовал В.Галилеи в 1581 году. Сохранился текст так называемых гомеровских гимнов, декламировавшихся рапсодами на праздниках.
В героический период греческой истории (около 11–7-го вв. до н.э.) наибольшей любовью, признанием и уважением пользовалось искусство странствующих певцов-сказителей аэдов и рапсодов. Аэд - древнегреческий эпический певец эпохи бесписьменной поэзии (9–8 вв. до н.э.). Мелодии более ранних сказителей − аэдов были, вероятно, речитативно-повествовательного склада; у более же поздних − рапсодов собственно пение вытеснила певучая декламация. Это были первые известные нам греческие музыканты-профессионалы, подлинно народные поэты и певцы.
Источники свидетельствуют о новаторских тенденциях в музыке Древней Греции этого периода (особенно в творчестве драматургов, представителей хоровой лирики Тимофея, Фриния, Крекса и Меланиппида), которые связаны с изменениями в музыкальном языке. В эллинистический период, начиная со второй половины 4-го века до н.э., греческая музыка проникает во многие страны Средиземноморья. В Древней Греции применялись буквенные вокальная и инструментальная нотации. Музыка Древней Греции была, в принципе, одноголосна, но при инструментальном сопровождении напевов и дифференциации вокальных партий возникло гармоническое звучание отдельных интервалов. Основой ладового мышления древних греков были роды тетрахорда: все музыкальные связи звуков осознавались в рамках кварты с особой интервальной структурой.
На Руси хоровое искусство первоначально развивалось в сфере духовной музыки. Возникновение профессиональной древнерусской музыки тесно связано с событием, определившим всю дальнейшую судьбу русского народа, с принятием православия в 988 г. Христианство пришло на Русь из Византии, где к концу 10 века полностью сложились храмовые виды искусства, в том числе богослужебное пение. Основной вид профессиональной церковной музыки, которая развивалась на Руси в период Средневековья (с 11 по 17 века), назывался знаменное пение (или знаменный распев). Для его записи применялись не ноты, а специальные знаки- «знамена» (от славянского «знак»), или иначе «крюки» (крюк- тот же знак). Богослужебное пение являлось формой соборной молитвы возвышенно- просветленного характера.
Знаменные распевы были принципиально одноголосными. Они исполнялись мужским хором, двумя хорами (антифонное пение) или, гораздо реже соло без сопровождения инструментов. Культивирование монодии в течение 7 веков способствовало развитию мелодического начала - основы русской национальной музыкальной культуры. У знаменных песнопений не было конкретного автора. Их создавал распевщик, его считали интерпретатором, а не творцом новых гимнов. Песнопение было, как правило, результатом коллективного творчества: на протяжении столетий распевщики переписывали старые музыкальные записи, внося в них при необходимости изменения, дополнения, поправки.
Для человека Древней Руси церковно-певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической. Храмовые знаменные распевы дарили людям ощущение благодати, очищения, утешения, воспитывали «умиление сердечное», любовь к Богу и ближним. Не случайно древнерусское пение называют «богословием в звуках». Вне песнопений невозможно представить храмовое действо: они составляют важнейшую часть Литургии, Всенощного бдения, других церковных служб. Во второй половине XV в. создается первый русский хор – «Хор государевых певчих дьяков» .
В ХVI в. в католическом пении запрещалось пение женщин, пели певцы кастраты (возможность голоса до ля II октавы). В Москве был создан «Хор патриарших певчих дьяков», в 1767г. введены детские голоса. К XVII в. в русской и украинской музыке утверждается многоголосие аккордного склада без сопровождения «партесное пение». Музыкальные инструменты в православной музыке были запрещены.
В 1830г. при Синодальном хоре было открытое синодальное училище. В училище обучались малолетние певчие, оно готовило регентов. Рассвет синодального хора связан с приходом в 1886г. Орлова и Кастальского. В 1886г. он получил звание лучшего хора России. Дальнейший рассвет хора связан с И.Н.Данилиным (1910г.). Воспитанники синодского хора и училища – Данилин, Климов, Чесноков.
В 1862г. Балакиревым и Ломакиным была основана «Бесплатная музыкальная школа». Её хор достиг высоко исполнительского мастерства. В годы царской реакции (1905-1907гг.) большинство частных и любительских хоров прекратили свое существование. Синодский хор и Петербургская капелла переживали кризис. Велика заслуга Кастальского, Данилина, Чеснокова, Свешникова, Юхова, Климова, которые смогли возродить хоровое искусство и сохранить хоровую преемственность с традициями русского певческого искусства.
Результаты исследования показали, что хоровое искусство выступает как важное средство музыкально-эстетического воспитания школьников. Предложенные нами методы вокально-хорового обучения, направлены на решение поставленной задачи.
Наше исследование, основываясь на анализе развития хорового искусства путем исторического, теоретическом осмыслении построения содержания вокально-хоровой работы в программах и учебно-методических пособиях для общеобразовательных школ, обобщение передового педагогического опыта, позволили нам придти к следующему выводу:
1. Изучение хорового искусства обладает большими педагогическими возможностями, которые, будучи использованы на уроках музыки в общеобразовательной школе, выступают как важное средство музыкально- эстетического воспитания школьников.
2. В проведенном исследовании выявлены пути, на основании которых должно осуществляться вокально-хоровое воспитание школьников.
3. В своей работе мы используем такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания вокально-хоровой работы, которые способствуют установлению целостности процесса хорового обучения на уроке музыки.
4. Хоровое пение, должно звучать эмоционально, чувственно, искренне. Положительно влиять на эмоциональность исполнения условных моделей характера музыки, которые в процессе работы связываются с определенными певческими приемами.
5. Опытно-экспериментальная работа свидетельствует об эффективности нетрадиционных и традиционных форм использования уроков связанных с изучением национального хорового искусства.
Таким образом, проведенная в ходе нашего исследования работа свидетельствует об эффективности использования выбранных нами приемов вокально-хоровой работы, связанных с изучением национального хорового искусства. Очень важно правильно подобрать музыкальный репертуар программы для формирования творческого и духовного мира учащихся, воспитания таких общечеловеческих и нравственных качеств личности, как взаимоуважение, взаимопонимание, дружба, уважительное отношение к традициям, истории, языку, искусству и культуре народов Башкортостана, России и мира.
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя–музыканта. – М.: Владос, 2003.
2. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. – М., 2005.
3. Апраксина О.А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе. // Музыкальное воспитание в школе: Сборник статей / Сост. О. Апраксина.– М.:1997.– Вып.12.
4. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве.– М.: Музыка, 1994.
5. Багадуров В. Вокальное воспитание детей.– М.: Музыка, 1952.
6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2002.
7. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. – М.: Музыка, 1967.
8. Венгрус Л.А. Пение и фундамент музыкальности. – Великий Новгород:, 2000.
9. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах // Музыкальное воспитание в школе. – М.,1989. – Вып. 14.
10.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.
11. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука, 1991.
12. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб.: Лань, 1997.
13. Жарова Л.М. Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с детским хором: Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. – 70 с.
14. Карасёв А.Н. Методика пения. – 3-е доп. изд., – 1897.
15. Кашапова Л.М. Этномузыкальное образование школьников: история, теория и практика: Учебное пособие для системы дополнительного образования и студентов музыкальных факультетов педагогических колледжей и вузов – Уфа, 2004. – 134с.
16. Музыка: Программа для 1–8 класов общеобразовательных школ,
лицеев и гимназий / Авт.- сост. Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова. – Уфа, Информреклама, 2003.
17. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским
вокальным коллективом. – М.: ВЛАДОС, 1997.
18. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
19. Огороднов Д.Е. Музыкально–певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. – Киев: Музычна Украина, 1988.
20. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. – ВЛАДОС, 2000.
21. Попов В., Тихеева Л., Соколов В. Школа хорового пения. – М.: Музыка, 1996. - Вып.1.
22. Сарычев Е. Сценическая речь. – М.: Просвещение, 1984
23. Сергеев А.А. Воспитание детского голоса. – М.: АПН РСФСР,1950.
24. Соколова О.П. Пение в младшем хоре. – М.: Музыка, 1987.
25. Соколов В.Г. Работа с хором. – М.: Музыка, 1967.
26. Соколов В.Г. Хоровое искусство как средство воспитания в детской и юношеской среде чувства патриотизма // Работа с детским хором: Сборник статей / Под ред. проф. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. – 70 с.
27. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. – М.: Музыка, 1998.
28. Струве Г. Школьный хор. – М.: Музыка, 1981
29. Стулова Г.П. Хоровой класс: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка»: – М.: Просвещение, 1988. – 126с.
30. Певческий голос учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1977. – Вып. 12.
31. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.– М.: Музыка, 1947.
32.Урбанович Г. Певческий голос учителя музыки //Музыкальное воспитание в школе. – М., 1977. – Вып. 12.
33. Фоменков М.П. Очерки истории развития хорового искусства Башкортостана. – Уфа: Китап, 2001. – С. 9 - 69.
Тема: | «Изучение хоровой музыки башкирских композиторов» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 72 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Использование детской музыки башкирских композиторов в вокально-хоровой работе с младшими школьниками
Дипломная работа:
Использование современной музыки башкирских композиторов
Дипломная работа:
Формирование музыкального вкуса у учащихся на уроке музыки
Дипломная работа:
Использование произведений башкирских композиторов на уроке музыки
Дипломная работа:
Воспитание экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе