Дипломная работа

«Метод арт-терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью»

  • 126 страниц(ы)
  • 285 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

1.1. Основные подходы к изучению эмоционально-волевой сферы в психологии 9

1.2. Психологические особенности лиц с химической зависимостью 22

1.3. Формы и методы коррекции в работе с химической зависимостью 25

Выводы по первой главе 34

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ЛИЦ С ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 36

2.1. Организация и методы исследования 36

2.2. Анализ результатов эмпирического этапа исследования 39

2.3. Программа тренинга по коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью 59

Выводы по второй главе 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

ПРИЛОЖЕНИЕ 77

Актуальность проблемы. К началу XXI века проблема различного рода химических зависимостей приобрела характер пандемии. По данным экспертов Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ) только количество больных заболеваниями наркомании составляет в настоящее время порядка 500 миллионов человек.

Химическая зависимость поражают все новые регионы, все новые группы населения (дети, подростки, женщины, пожилые люди). Устойчивая тенденция к росту всего спектра неблагоприятных медико-социальных последствий касательно употребления наркотиков, несомненно, вызывает тревогу.

Одна из актуальных задач современной практики в области психологии - это разработка вопросов оказания психологической помощи лицам с химической зависимостью. В связи с этим открываются центры, ориентированные на помощь в ее преодолении различными методами.

При этом одной из причин возникновения зависимости является эмоционально-волевая сфера личности. Предположительно, коррекционная работа, направленная на эмоционально-волевую сферу, может помочь в преодолении зависимости.

Фундаментальные основы изучения эмоций и эмоциональной сферы заложены в трудах В. Вунда, К. Ланге, Д. Уотсона, У. Мак-Даугалла, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, А.В. Запорожеца и др.[10, 14, 17,51]

Психологические особенности лиц с зависимостями стали предметом исследования в работах В.Н. Егоровой, Н.В. Матвеевой, С.В. Николаевой, Е.В. Волгушевой, В.А. Мильчаковой, Р. Мизерен, В.Б. Альтшулер, А.В. Кашина, С.Л. Кравченко, Н.С. Кущёвой, Е. Змановской, Е.А. Савиной, Б.А. Азановой и др.

Согласно их данным, для лиц с химическими зависимостями свойственны неуверенность в себе и автономия, они часто недооценивают, невоспринимают, отрицают собственную болезнь, имеет место быть акцентуированный личностный профиль на фоне среднего общего уровня саморегуляции, часто аффективные расстройства, нарушения интеллектуально-мнестической сферы, трудности саморегуляции, наблюдается сниженный уровень психологического благополучия и т.д.

Непосредственно работа с зависимыми лицами и коррекция зависимостей велась и описана в трудах М.В. Архиповой, О.В. Максимовой, И.А. Геронимус, С.К. Оруджевой и др.

Однако, на сегодняшний момент, эмоционально-волевая сфера лиц с зависимым поведением и ее коррекция методом арт-терапии не являлись самостоятельным предметом исследования. Изучение проблем психокоррекционной и реабилитационной работ, которые компенсировали бы зависимое поведение, представляется наиболее перспективным направлением. Является актуальной заявленная тема исследования: «Метод арт-терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью».

Цель исследования: исследовать эффективность метода арт-терапии в коррекции эмционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью.

Объект исследования: эмоционально-волевая сфера.

Предмет исследования: метод арт-терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью.

Задачи исследования:

1. Проанализировать подходы к исследованию эмоционально-волевой сферы в психологии.

2. Изучить психологические особенности лиц с химической зависимостью.

3. Изучить методы коррекции эмоционально-волевой сферы.

4. Разработать программу тренинга по коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью с применением техник арт- терапии.

5. Эмпирически подтвердить эффективность разработанной программы тренинга

Гипотеза исследования: использование программы тренинга по коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью позволит снизить уровень невротического сверхконтроля, аффективной эмоциональной возбудимости, а так же познавательной и социальной пассивностей.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- исследования психологов в области изучения эмоциональной сферы (В. Вунда, К. Ланге, Д. Уотсона, У. Мак-Даугалла, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, А.В. Запорожеца и др.),

- исследования психологов в области изучения волевой сферы (А.В. Мищенко, Е.П. Ильин, И.М. Сеченов),

- работы, описывающие психологические особенности лиц с химической зависимостью (Е.В. Волгушевой, В.А. Мильчаковой, Р. Мизерен, В.Б. Альтшулер, А.В. Кашина, С.Л. Кравченко).

Методы исследования:

I. Методы теоретического анализа вопросов метода арт-терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью: теоретический и методологический анализы, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы.

II. Методы эмпирического исследования: тестирование.

Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования были использованы методики:

1) Методика диагностики уровня невротизации (Л.И. Вассерман).

2) Методика экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости (В.В. Бойко).

3) Опросник невротических расстройств (в адаптации Г.Х. Бакировой).

4) Самооценка силы воли (Н.Н. Обозов).

111. Методы математико-статистической обработки данных:и— критерий Манна-Уитни.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в Центре социальной адаптации «Сильное поколение», г. Уфа.

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 37 лиц с химической зависимостью, все мужчины. Возраст по выборке - 23-35 лет. Из них 17 испытуемых вошли в экспериментальную, 20 человек - контрольную. Респонденты для формирования выборок были отобраны случайным образом.

Так же в исследовании приняли участие 37 испытуемых без химической зависимости, возраст по выборке 23-35 лет.

Этапы исследования.

Первый этап: изучение теоретических аспектов проблемы, определение понятийного аппарата исследования, определение понятий, подбор методов и методик исследования, составление программы эмпирического исследования.

Второй этап: проведение эмпирического исследования, формирование экспериментальной группы, разработка психологической программы по коррекции эмоционально-волевой сферы, с применением метода арт- терапии, проведение формирующего эксперимента.

Третий этап: качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, интерпретация результатов, подготовка выводов, оформление выпускной квалификационной работы.

Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации программы коррекции эмоционально-волевой сферы лиц с химической зависимостью методом арт-терапии.

Теоретическая значимость исследования: исследование расширяет представление об эмоционально волевой сфере лиц с химической зависимостью, в том числе в использовании возможностей арт-терапии в ее коррекции и развитии.

Практическая значимость исследования: результаты исследования, а так же программа тренинга по коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью с применением техник арт-терапии, могут использоваться в работе специалистов различных реабилитационных центров с лицами с химическими зависимостями, в том числе и профилактике зависимостей.

Положения, выносимые на защиту:

- имеются различия в эмоционально-волевой сфере у лиц без наркотической зависимости и наркозависимых по шкалам «неуверенность в себе», «познавательная и социальная пассивность», «ипохондричность»;

- использование программы тренинга по коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью позволяет снизить уровень невротического сверхконтроля, аффективной возбудимости, эмоциональной возбудимости и познавательной, социальной пассивностей;

Апробация и внедрение результатов исследования: основные теоретические положения и эмпирические результаты данной работы обсуждались на заседании Кафедры возрастной и социальной психологии, а так же представлены в материалах Международной научно-практической конференции «Нравственность в современном мире: психологический и педагогический аспект» (Ижевск, 2020), а так же в журнале «Молодой ученый» (Казань, 2020).

Структура работы. Работа состоит из двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 60 наименований. В том числе работа включает в себя приложение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ЛИЦ С ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

1.1. Основные подходы к изучению эмоционально-волевой сферы в психологии

Эмоционально-волевая сфера является неотъемлемой частью психики человека. Вопросы эмоционально-волевой сферы являются наиболее разработанными как в зарубежной (В. Вунд, К. Ланге, Д. Уотсон, У. Мак- Даугалл и др.), так и в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, А.В. Запорожец и др.). Им посвящено большое количество и современных работ.

Единство эмоциональной сферы и воли для большинства ученых является неоспоримым фактом. Так, в трудах Л.С. Рубинштейна, А.И. Щербакова, В.К. Калина и других эмоция и воля рассматриваются только совместно.

Е.П. Ильин утверждает, что эмоциональная и волевая регуляции соотносятся друг с другом следующим образом: волевая регуляция выходит в первенство, когда эмоции дезорганизуют деятельность, если же эмоции выступаю в качестве стимула, активизируя деятельность, то волевая регуляции уходит на второй план. Также отмечается влияние эмоций на поведение человека, контролирующего характера. В этом случае принято говорить об эмоционально-мотивационном процессе, активизации развернутой деятельности с целью выражения эмоций. Проявление волевых усилий зависит от эмоционального отношения к деятельности, мотивов и ее успешности [25,26].

Тесная взаимосвязь и даже взаимозависимость эмоциональной и волевой сфер описаны М.В. Чумаковым. Автор определяет эмоциональноволевую сферу как «скоординированное взаимодействие эмоциональных и волевых процессов в ситуации преодоления трудностей и препятствий, формирующееся в деятельности и социальном взаимодействии и реализующееся в них».

По представлениям М.В. Чумакова эмоции являются основным источником волевой регуляции. Эмоции определяют рефлексивность, осознанность, произвольность воли. Важные аспекты эмоциональности отражают особо значимые явления и ситуации, неразрывно связанные с мировоззрением, ценностными ориентациями, направленностью мотивационной сферы, нравственным потенциалом, сознательным волевым управлением личности [54,55].

Важен вопрос о становлении и формировании эмоционально-волевой сферы у детей в процессе онтогенетического развития. Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из главных условий становления личности ребенка, а ее недоразвитие, проявляющееся в нарушении умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их, в нарушении эмоциональных контактов, дезадаптации, неумении устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, затрудняет становление личности ребенка как активного субъекта деятельности[35].

Хотя все структуры личности на практике тесно взаимосвязаны друг с другом и трудно отделить одно качество без полного функционирования другой функции, в отношении эмоционально-волевой сферы это правило становится еще более наглядным. Однако, многие литературные источники все же представляют теоретические основы рассматриваемой проблемы отдельно для эмоциональной и волевой сфер. Опишем особенности эмоциональной и волевой сфер.

В настоящее время существует большое разнообразие подходов и теорий к определению эмоций.

Эмоции в переводе с латинского языка: возбуждать, волновать.

Впервые проблема эмоций и эмоционального развития стала предметом исследования в работах В. Вунда. Позже все предположения ученого сформировались в самостоятельную концепцию, получившую название «интроспективной психологии». В. Вунд точно указывает на двух компонентность устройств эмоциональных процессов. В. Вундт, на основе эмпирических данных, предложил шесть существенных составляющих чувственного процесса и выделил три основных диагностированных эмоций: направление-разрешение, удовольствие-неудовольствие, возбуждение успокоение, что нашло своё выражение в его трёхмерной теории чувствований.

Весьма широкое распространение получила теория Ланге-Джеймса. Так, К. Лангеписал о том, эмоции человека создаются вследствие моторных изменений, обуславливаемыми некими раздражителями. В свою очередь У. Джемс делит эмоции на две категории: «низшие» и «высшие». К «низшим» он относит эмоции, связанные с состоянием страха, гнева и т. п.; к «высшим» относит эмоции, связанные с эстетической удовлетворенностью.

К началу XXI века проблема различного рода химических зависимостей приобрела характер пандемии. По данным экспертов Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ) только количество больных заболеваниями наркомания составляет в настоящее время порядка 500 миллионов человек. Химическая зависимость поражают все новые регионы, все новые группы населения (дети, подростки, женщины, пожилые люди). Устойчивая тенденция к росту всего спектра неблагоприятных медико-социальных последствий касательно приема наркотиков, несомненно, вызывает тревогу.

Наркомания— непреодолимое влечение к наркотику и ослабленный контроль за приемом наркотика, несмотря на опасные последствия (Фридман Л. С Флеминг Н. ). Наркозависимая личность характеризуется тенденцией к постоянному употреблению в увеличивающихся количествах наркотических лекарственных средств и наркотических веществ по причине стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приема. Наркотическая зависимость разрушает все структуры личности: мотивационная, эмоциональная, волевая и другие. Претерпевают изменения интеллект, способность к критике, уверенность в себе и т.д.

Исследования личностных особенностей людей химической зависимостью говорят о том, что нарушаются все структуры личности: мотивационная, эмоциональная, волевая и другие. Претерпевают изменения интеллект, способность к критике, уверенность в себе и т.д. Важным аспектом на сегодняшний день в работе социального психолога являются формы коррекционной работы с людьми с химической зависимостью.

Таким образом главной задачей исследования работы было подтвердить эффективность разработанной программы тренинга метода арт- терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью.

В результате исследования получены следующие результаты:

1. Выявлены статистически значимые различия количественных показателей переменных по критерию U-Манна-Уитни у лиц с химической зависимостью и лиц без химической зависимости.

2. Выявлены статистически значимые различия количественных показателей переменных по критерию U-Манна-Уитни у лиц с химической зависимостью в контрольных и экспериментальных группах.

3. Использование программы тренинга по коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью позволило снизить уровень невротического сверхконтроля, аффективной возбудимости, эмоциональной возбудимости и познавательной и социальной пассивности.

Гипотеза исследования о том, что использование программы тренинга по коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью позволит снизить уровень невротического сверхконтроля, аффективной и эмоциональной возбудимости, а так же познавательной и социальной пассивности, подтвердилась.

1. Агавелян В.С. Психология состояний [Текст]: хрестоматия / под. ред. А.О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. - С. 153-164.

2. Азанова Б.А. Особенности формирования свойств психологического здоровья - антинаркотической устойчивости у больных героиновой наркоманией с расстройствами личности [Текст] / Б.А. Азанова, С.Н. Молчанов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2006. -№ 2 (40). - С. 43-45.

3. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости [Текст] / А.Е. Айвазова. - СПб.: Издательство «Речь», 2013. - 120 с.

4. Айзенбах-Штангль И. Политика в отношении алкоголя и наркотиков: материалы ВОЗ и ООН [Текст] / И. Айзенбах-Штангль // Вопросы наркологии. - 2012. - С. 47.

5. Альтшулер В.Б. Клинико-психологические особенности бездомных лиц, больных алкоголизмом [Текст] / В.Б. Альтшулер // Вопросы наркологии. - 2010. - № 3. - С. 9-20.

+ еще 55 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Метод арт-терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 126
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика