Дипломная работа

«Метод арт-терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью»

  • 126 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.1. Основные подходы к изучению эмоционально-волевой сферы в психологии 9

1.2. Психологические особенности лиц с химической зависимостью 22

1.3. Формы и методы коррекции в работе с химической зависимостью 25

Выводы по первой главе 34

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ЛИЦ С ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 36

2.1. Организация и методы исследования 36

2.2. Анализ результатов эмпирического этапа исследования 39

2.3. Программа тренинга по коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью 59

Выводы по второй главе 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

ПРИЛОЖЕНИЕ 77

Введение

Актуальность проблемы. К началу XXI века проблема различного рода химических зависимостей приобрела характер пандемии. По данным экспертов Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ) только количество больных заболеваниями наркомании составляет в настоящее время порядка 500 миллионов человек.

Химическая зависимость поражают все новые регионы, все новые группы населения (дети, подростки, женщины, пожилые люди). Устойчивая тенденция к росту всего спектра неблагоприятных медико-социальных последствий касательно употребления наркотиков, несомненно, вызывает тревогу.

Одна из актуальных задач современной практики в области психологии - это разработка вопросов оказания психологической помощи лицам с химической зависимостью. В связи с этим открываются центры, ориентированные на помощь в ее преодолении различными методами.

При этом одной из причин возникновения зависимости является эмоционально-волевая сфера личности. Предположительно, коррекционная работа, направленная на эмоционально-волевую сферу, может помочь в преодолении зависимости.

Фундаментальные основы изучения эмоций и эмоциональной сферы заложены в трудах В. Вунда, К. Ланге, Д. Уотсона, У. Мак-Даугалла, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, А.В. Запорожеца и др.[10, 14, 17,51]

Психологические особенности лиц с зависимостями стали предметом исследования в работах В.Н. Егоровой, Н.В. Матвеевой, С.В. Николаевой, Е.В. Волгушевой, В.А. Мильчаковой, Р. Мизерен, В.Б. Альтшулер, А.В. Кашина, С.Л. Кравченко, Н.С. Кущёвой, Е. Змановской, Е.А. Савиной, Б.А. Азановой и др.

Согласно их данным, для лиц с химическими зависимостями свойственны неуверенность в себе и автономия, они часто недооценивают, невоспринимают, отрицают собственную болезнь, имеет место быть акцентуированный личностный профиль на фоне среднего общего уровня саморегуляции, часто аффективные расстройства, нарушения интеллектуально-мнестической сферы, трудности саморегуляции, наблюдается сниженный уровень психологического благополучия и т.д.

Непосредственно работа с зависимыми лицами и коррекция зависимостей велась и описана в трудах М.В. Архиповой, О.В. Максимовой, И.А. Геронимус, С.К. Оруджевой и др.

Однако, на сегодняшний момент, эмоционально-волевая сфера лиц с зависимым поведением и ее коррекция методом арт-терапии не являлись самостоятельным предметом исследования. Изучение проблем психокоррекционной и реабилитационной работ, которые компенсировали бы зависимое поведение, представляется наиболее перспективным направлением. Является актуальной заявленная тема исследования: «Метод арт-терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью».

Цель исследования: исследовать эффективность метода арт-терапии в коррекции эмционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью.

Объект исследования: эмоционально-волевая сфера.

Предмет исследования: метод арт-терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью.

Задачи исследования:

1. Проанализировать подходы к исследованию эмоционально-волевой сферы в психологии.

2. Изучить психологические особенности лиц с химической зависимостью.

3. Изучить методы коррекции эмоционально-волевой сферы.

4. Разработать программу тренинга по коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью с применением техник арт- терапии.

5. Эмпирически подтвердить эффективность разработанной программы тренинга

Гипотеза исследования: использование программы тренинга по коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью позволит снизить уровень невротического сверхконтроля, аффективной эмоциональной возбудимости, а так же познавательной и социальной пассивностей.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- исследования психологов в области изучения эмоциональной сферы (В. Вунда, К. Ланге, Д. Уотсона, У. Мак-Даугалла, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, А.В. Запорожеца и др.),

- исследования психологов в области изучения волевой сферы (А.В. Мищенко, Е.П. Ильин, И.М. Сеченов),

- работы, описывающие психологические особенности лиц с химической зависимостью (Е.В. Волгушевой, В.А. Мильчаковой, Р. Мизерен, В.Б. Альтшулер, А.В. Кашина, С.Л. Кравченко).

Методы исследования:

I. Методы теоретического анализа вопросов метода арт-терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью: теоретический и методологический анализы, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы.

II. Методы эмпирического исследования: тестирование.

Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования были использованы методики:

1) Методика диагностики уровня невротизации (Л.И. Вассерман).

2) Методика экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости (В.В. Бойко).

3) Опросник невротических расстройств (в адаптации Г.Х. Бакировой).

4) Самооценка силы воли (Н.Н. Обозов).

111. Методы математико-статистической обработки данных:и— критерий Манна-Уитни.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в Центре социальной адаптации «Сильное поколение», г. Уфа.

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 37 лиц с химической зависимостью, все мужчины. Возраст по выборке - 23-35 лет. Из них 17 испытуемых вошли в экспериментальную, 20 человек - контрольную. Респонденты для формирования выборок были отобраны случайным образом.

Так же в исследовании приняли участие 37 испытуемых без химической зависимости, возраст по выборке 23-35 лет.

Этапы исследования.

Первый этап: изучение теоретических аспектов проблемы, определение понятийного аппарата исследования, определение понятий, подбор методов и методик исследования, составление программы эмпирического исследования.

Второй этап: проведение эмпирического исследования, формирование экспериментальной группы, разработка психологической программы по коррекции эмоционально-волевой сферы, с применением метода арт- терапии, проведение формирующего эксперимента.

Третий этап: качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, интерпретация результатов, подготовка выводов, оформление выпускной квалификационной работы.

Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации программы коррекции эмоционально-волевой сферы лиц с химической зависимостью методом арт-терапии.

Теоретическая значимость исследования: исследование расширяет представление об эмоционально волевой сфере лиц с химической зависимостью, в том числе в использовании возможностей арт-терапии в ее коррекции и развитии.

Практическая значимость исследования: результаты исследования, а так же программа тренинга по коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью с применением техник арт-терапии, могут использоваться в работе специалистов различных реабилитационных центров с лицами с химическими зависимостями, в том числе и профилактике зависимостей.

Положения, выносимые на защиту:

- имеются различия в эмоционально-волевой сфере у лиц без наркотической зависимости и наркозависимых по шкалам «неуверенность в себе», «познавательная и социальная пассивность», «ипохондричность»;

- использование программы тренинга по коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью позволяет снизить уровень невротического сверхконтроля, аффективной возбудимости, эмоциональной возбудимости и познавательной, социальной пассивностей;

Апробация и внедрение результатов исследования: основные теоретические положения и эмпирические результаты данной работы обсуждались на заседании Кафедры возрастной и социальной психологии, а так же представлены в материалах Международной научно-практической конференции «Нравственность в современном мире: психологический и педагогический аспект» (Ижевск, 2020), а так же в журнале «Молодой ученый» (Казань, 2020).

Структура работы. Работа состоит из двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 60 наименований. В том числе работа включает в себя приложение.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ЛИЦ С ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

1.1. Основные подходы к изучению эмоционально-волевой сферы в психологии

Эмоционально-волевая сфера является неотъемлемой частью психики человека. Вопросы эмоционально-волевой сферы являются наиболее разработанными как в зарубежной (В. Вунд, К. Ланге, Д. Уотсон, У. Мак- Даугалл и др.), так и в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, А.В. Запорожец и др.). Им посвящено большое количество и современных работ.

Единство эмоциональной сферы и воли для большинства ученых является неоспоримым фактом. Так, в трудах Л.С. Рубинштейна, А.И. Щербакова, В.К. Калина и других эмоция и воля рассматриваются только совместно.

Е.П. Ильин утверждает, что эмоциональная и волевая регуляции соотносятся друг с другом следующим образом: волевая регуляция выходит в первенство, когда эмоции дезорганизуют деятельность, если же эмоции выступаю в качестве стимула, активизируя деятельность, то волевая регуляции уходит на второй план. Также отмечается влияние эмоций на поведение человека, контролирующего характера. В этом случае принято говорить об эмоционально-мотивационном процессе, активизации развернутой деятельности с целью выражения эмоций. Проявление волевых усилий зависит от эмоционального отношения к деятельности, мотивов и ее успешности [25,26].

Тесная взаимосвязь и даже взаимозависимость эмоциональной и волевой сфер описаны М.В. Чумаковым. Автор определяет эмоциональноволевую сферу как «скоординированное взаимодействие эмоциональных и волевых процессов в ситуации преодоления трудностей и препятствий, формирующееся в деятельности и социальном взаимодействии и реализующееся в них».

По представлениям М.В. Чумакова эмоции являются основным источником волевой регуляции. Эмоции определяют рефлексивность, осознанность, произвольность воли. Важные аспекты эмоциональности отражают особо значимые явления и ситуации, неразрывно связанные с мировоззрением, ценностными ориентациями, направленностью мотивационной сферы, нравственным потенциалом, сознательным волевым управлением личности [54,55].

Важен вопрос о становлении и формировании эмоционально-волевой сферы у детей в процессе онтогенетического развития. Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из главных условий становления личности ребенка, а ее недоразвитие, проявляющееся в нарушении умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их, в нарушении эмоциональных контактов, дезадаптации, неумении устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, затрудняет становление личности ребенка как активного субъекта деятельности[35].

Хотя все структуры личности на практике тесно взаимосвязаны друг с другом и трудно отделить одно качество без полного функционирования другой функции, в отношении эмоционально-волевой сферы это правило становится еще более наглядным. Однако, многие литературные источники все же представляют теоретические основы рассматриваемой проблемы отдельно для эмоциональной и волевой сфер. Опишем особенности эмоциональной и волевой сфер.

В настоящее время существует большое разнообразие подходов и теорий к определению эмоций.

Эмоции в переводе с латинского языка: возбуждать, волновать.

Впервые проблема эмоций и эмоционального развития стала предметом исследования в работах В. Вунда. Позже все предположения ученого сформировались в самостоятельную концепцию, получившую название «интроспективной психологии». В. Вунд точно указывает на двух компонентность устройств эмоциональных процессов. В. Вундт, на основе эмпирических данных, предложил шесть существенных составляющих чувственного процесса и выделил три основных диагностированных эмоций: направление-разрешение, удовольствие-неудовольствие, возбуждение успокоение, что нашло своё выражение в его трёхмерной теории чувствований.

Весьма широкое распространение получила теория Ланге-Джеймса. Так, К. Лангеписал о том, эмоции человека создаются вследствие моторных изменений, обуславливаемыми некими раздражителями. В свою очередь У. Джемс делит эмоции на две категории: «низшие» и «высшие». К «низшим» он относит эмоции, связанные с состоянием страха, гнева и т. п.; к «высшим» относит эмоции, связанные с эстетической удовлетворенностью.

Заключение

К началу XXI века проблема различного рода химических зависимостей приобрела характер пандемии. По данным экспертов Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ) только количество больных заболеваниями наркомания составляет в настоящее время порядка 500 миллионов человек. Химическая зависимость поражают все новые регионы, все новые группы населения (дети, подростки, женщины, пожилые люди). Устойчивая тенденция к росту всего спектра неблагоприятных медико-социальных последствий касательно приема наркотиков, несомненно, вызывает тревогу.

Наркомания— непреодолимое влечение к наркотику и ослабленный контроль за приемом наркотика, несмотря на опасные последствия (Фридман Л. С Флеминг Н. ). Наркозависимая личность характеризуется тенденцией к постоянному употреблению в увеличивающихся количествах наркотических лекарственных средств и наркотических веществ по причине стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приема. Наркотическая зависимость разрушает все структуры личности: мотивационная, эмоциональная, волевая и другие. Претерпевают изменения интеллект, способность к критике, уверенность в себе и т.д.

Исследования личностных особенностей людей химической зависимостью говорят о том, что нарушаются все структуры личности: мотивационная, эмоциональная, волевая и другие. Претерпевают изменения интеллект, способность к критике, уверенность в себе и т.д. Важным аспектом на сегодняшний день в работе социального психолога являются формы коррекционной работы с людьми с химической зависимостью.

Таким образом главной задачей исследования работы было подтвердить эффективность разработанной программы тренинга метода арт- терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью.

В результате исследования получены следующие результаты:

1. Выявлены статистически значимые различия количественных показателей переменных по критерию U-Манна-Уитни у лиц с химической зависимостью и лиц без химической зависимости.

2. Выявлены статистически значимые различия количественных показателей переменных по критерию U-Манна-Уитни у лиц с химической зависимостью в контрольных и экспериментальных группах.

3. Использование программы тренинга по коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью позволило снизить уровень невротического сверхконтроля, аффективной возбудимости, эмоциональной возбудимости и познавательной и социальной пассивности.

Гипотеза исследования о том, что использование программы тренинга по коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью позволит снизить уровень невротического сверхконтроля, аффективной и эмоциональной возбудимости, а так же познавательной и социальной пассивности, подтвердилась.

Список литературы

1. Агавелян В.С. Психология состояний [Текст]: хрестоматия / под. ред. А.О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. - С. 153-164.

2. Азанова Б.А. Особенности формирования свойств психологического здоровья - антинаркотической устойчивости у больных героиновой наркоманией с расстройствами личности [Текст] / Б.А. Азанова, С.Н. Молчанов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2006. -№ 2 (40). - С. 43-45.

3. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости [Текст] / А.Е. Айвазова. - СПб.: Издательство «Речь», 2013. - 120 с.

4. Айзенбах-Штангль И. Политика в отношении алкоголя и наркотиков: материалы ВОЗ и ООН [Текст] / И. Айзенбах-Штангль // Вопросы наркологии. - 2012. - С. 47.

5. Альтшулер В.Б. Клинико-психологические особенности бездомных лиц, больных алкоголизмом [Текст] / В.Б. Альтшулер // Вопросы наркологии. - 2010. - № 3. - С. 9-20.

+ еще 55 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Метод арт-терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 126
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика