Курсовая работа
«Психологические методы в социальной работе»
- 37 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и значение психологии в социальной работе 6
2. Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе 12
3. Психолого-педагогические методы социальной работы 16
4. Психологические методы регулирования социального взаимодействия 23
5. Реализация психологических методов в социальной работе Республиканского Центра социально-психологической помощи семье, детям, молодёжи" 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Профессия социальной работы появилась в мире около ста лет на-зад. В России разнообразные государственные и негосударственные фор-мы социальной помощи и поддержки развивались не одно столетие, а собственно профессия специалист по социальной работе, вкупе с профес-сиональной подготовкой в высшем учебном заведении появилась в 1991 году. Вопросы медико-социальной и трудовой реабилитации, адаптации, профессионального консультирования людей, попавших в трудную жиз-ненную ситуацию, невозможно решить без участия социальных работни-ков и специалистов социальной работы. Далее мы будем называть соци-альными работниками профессиональных служащих социальных серви-сов, имеющих степень бакалавра или диплом специалиста и выполняю-щих обязанности специалиста социальной работы.
Социальные работники выступают посредниками между конкрет-ным человеком, нуждающимся в каком-либо виде помощи, его семьей, другими специалистами, учреждениями и обществом в целом. Они соеди-няют в своей работе функции адвоката, социального терапевта и коорди-натора всех услуг, необходимых ребенку, взрослому или всей семье.
Ориентация общества на повышение качества жизни выводит на первый план вопросы профессиональной компетентности. Исследования, проводимые и социологами, и психологами, показывают, что профессио-нализм, ранее трактуемый только как владение конкретной профессией и достаточно полно интерпретируемый в рамках функциалистского подхо-да, ныне часто не ограничивается знанием тонкостей профессии, а пред-полагает системное к ней отношение и наличие ряда качеств (атрибутов), обеспечивающих это отношение на уровне практики. Системное видение профессии предполагает системное мышление, открывающее возможно-сти развития профессиональных знаний и в целом ресурса профессии.
В настоящее время социальная работа является частью большого механизма, позволяющего создать стабильность государства. 90-е годы привели к тому, что в нашей стране появилось большое колическто без-работных людей, людей, лишившихся всего, что было заработаено за дол-гие годы трудовой жизни. В стране царил криминал и разруха. Один за другим закрывались предприятия. Поэтому сформировалась огромная масса проблемного населения. Люди нуждались в помощи, которую очень сложно было найти. Для того, чтобы уйти от такой ситуации, вернуть лю-дям уверенность в будущее, возможность трудится, а не прозябать, жить, а не существовать, необходимо проводить грамотную социальную работу с таким контингентом.
Социальная работа может помочь очень многим людям, начиная от заключенных и заканчивая рабочими, которые не могут раскрыть свой потенциал полностью. Но для проведения грамотной социальной работы необходимо знать и уметь применять методы социальной работы. Поэто-му рассмотрение методов социальной работы является очень актуальной проблемой.
Актуальность исследования. Современное российское общество подвергается мощным психологическим травмам: количество людей, вы-нужденных обращаться к психологам, за последние 4-5 лет возросло в 1,5 раза. Социальные катаклизмы вызывают неврологический синдром, кото-рый поражает не только отдельные лица, но и целые слои общества. На-пример, 41-50% беженцев страдают от психических расстройств. Психи-атры утверждают, что 80% выпускников детских домов имеют психиче-ские расстройства и являются их потенциальными пациентами. Поэтому так остра необходимость развития системы психологической помощи на-селению, подготовки квалифицированных специалистов, владеющих пси-хологическими методами работы в этой области.
Целью данной работы является ознакомление с психологическими методами в социальной работе.
Объект исследования – социальная работа в Республиканском Центре социально-психологической помощи семье, детям, молодёжи.
Предмет исследования – психологические методы в социальной ра-боте.
В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
охарактеризовать сущность и значение психологии в социальной работе;
дать характеристику применения психологических методов в социальной работе;
выявить специфику применения психологических методов в социальной работе.
Методологическую основу курсового исследования образуют общенаучные методы анализа и обобщения исторического, нормативно-правового и практического материала по этой проблеме, структурно-функциональный анализ деятельности социальных работников, а также логический, аналитический и иные частно-научные методы.
Психологическое обеспечение социальной работы представляет со-бой достаточно сложный процесс, в котором находит отражение весь ком-плекс проблем социального, экономического, правового и нравственного бытия человека. Практический психолог, работающий в системе оказания социальной помощи населению, постоянно сталкивается со страдающими людьми, нуждающимися в постоянном сочувствии, сопереживании, под-держке. Принимая все близко к сердцу, следуя навстречу людям, психолог должен владеть методами собственной психологической защиты.
Социальная работа заключается в оказании помощи человеку для выхода из какого-либо трудного положения. Для того, чтобы грамотно осуществлять свою работу, социальный работник должен обладать опре-деленным набором знаний и умений, иметь в своем арсенале большой на-бор методов, применение которых поможет в решении проблемы. Методы социальной работы очень разнообразны. Очень важно использовать мето-ды социальной работы при выявлении проблемы, т.е. на стадии сбора ин-формации. После того, как будет построена ясная картина, отражающая сущность проблемы, можно будет приступать к ее решению. Для решения определенного курага проблем очень часто используются психологиче-ские методы социальной работы.
При этом стоит обратить внимание на то, что социальный работник должен обладать большим набором методов и умений, т.к. лишь, исполь-зуя множество методов, можно выйти из тупиковой ситуации. При этом, не стоит использовать абсолютно все методы. Такой подход может при-вести к тому, что проблема не будет решена. К каждому человеку необхо-димо искать свой подход, использовать те методы, которые позволят ре-шить проблему.
Целью курсовой работы являлось ознакомление с психологическими методами в социальной работе. В ходе работы было изучено много литера-туры и исходя из этого анализ результатов позволяет сделать следующие вы-воды:
психологические методы в социальной работе дают возможность более глубокого понимания социальных проблем;
можно выделить три основные группы методов (формирования созна-ния личности; стимулирования деятельности и поведения индивида; органи-зации познавательной, практической деятельности и поведения).
выявлено, что для качественного обслуживания, необходима высокая подготовка персонала социальных работников в области психологии, социо-логии, педагогики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результа-ты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пони-манию социально-психологических проблем людей и инвалидов, установ-лению контактов между социальным работником и клиентом для выпол-нения совместной работы.
Предлагаемая работа не претендует на исчерпывающее изучение всего комплекса вопросов, связанных с психологическими методами соци-альной работы. В ней лишь предпринимается попытка путем анализа ли-тературы исследовать основные теоретические и практические проблемы этого социального явления.
1. Антология социальной работы. В 5 т. Т. 2. Феноменология социальной патологии. /Сост. М. В. Фирсов. – М.: Сварогъ – НВФ СПТ, 1995.
2. Баркер Р. Словарь социальной работы. М.: Институт социальной работы, 2004.
3. Гос. учреждние "Республиканский Центр социально-психологической помощи семье, детям, молодёжи" . h**t://ufa.samopoznanie.r*/school/gosuch-deti-semj/h**t://juniorufa.r*/?page_id=2.
4. Дешенко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами – М – Бесегород. – 1993.
5. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире – Н. Новго-род– 1996.
6. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
7. Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции. Т. 7. – СПб, 1987.
8. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. h**t://aboriginals.narod.r*/RaphailKabo16.htm.
9. Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Общая теория реформ. Теория и практика ор-ганизации проведения реформ – М., 1995.
10. Лекции по технологии социальной работы под. ред. Холостовой, ч. 1. – Соц.-Технология. Институт. – 1998.
11. Материалы семинара по категоральному аппарату социальной работы. – Институт Социальной работы XII. – 1994.
12. Медведева Г. П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студен-тов вузов. – М.: Спутник+, 2005.
13. Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории: eчебн. для вузов. – М.: Изд-во НОРМА, 2002.
14. Основы социальной работы: учебник / Отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2004.
15. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. h**t://w*w.mtsznrb.r*/site.nsf/pages/socobsnas/benefits/Itogi_2009?OpenDocument/
16. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999.
17. Педагогические аспекты в социальной работе: учебное пособие. – Волго-град: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004.
18. Принципы и концепция развития медико-социальной реабилитации больных, инвалидов и лиц пожилого возраста. – методические рекомендации.– Москва.–1990.
19. Психология социальной работы: Учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. М. А. Гулиной 2-е издание, 2009.
20. Сборник нормативных актов по социальной защите граждан России – М., 1995.
21. Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. Сост.: Е.П. Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович, А.О.Бухановский и др. – М.: Контур, 1998.
22. Социальная работа: теория и практика: Учеб.пособие/ Отв.ред Е.И. Хо-лостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003.
23. Теория социальной работы. Учебник / Под. Ред. Проф. Е. И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1999.
24. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Хо-лостовой. – М.: ИНФРА – М, 2002.
25. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ, высш. учеб. за-ведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
26. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2000.
27. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержа-ние и методы психосоциальной практики. – М., 2002.
28. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное посо-бие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
29. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
30. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Робота сдавалась 1 раз (отл.)
Авторская работа.
Тема: | «Психологические методы в социальной работе» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 37 | |
Цена: | 970 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Арт-терапия и другие методы в социальной реабилитации
Курсовая работа:
Объект и предмет в социальной работе
Контрольная работа:
Математические методы в социальной работе
Курсовая работа:
Социально-культурные технологии социальной работы
Контрольная работа:
Культура управления в социальной работе