ВКР

«Организация игровой деятельности в пропедевтическом курсе информатики начальной школы»

  • 58 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6

1.1 Требования к начальному уровню физического, умственного и психического развития обучаемых 6

1.2 Особенности игровой деятельности в начальной школе 9

Выводы по первой главе 24

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ 26

2.1 Особенности изучения информатики в начальной школе 26

2.2 Методические рекомендации по организации игровой деятельности в начальной школе 37

Вывод по 2 главе 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52

Введение

Включение научных дисциплин в программу начальной школы (1999 год) привело к серьезным изменениям в учебном плане начальных школ и отражало то значение, которое наука и технология имеет во многих аспектах нашей повседневной жизни: на работе, в школе и дома. Зависимость учебного процесса от науки и техники требует, чтобы все ученики развивали высокий уровень научной грамотности.

Начальная программа предлагает школам всестороннюю подготовку с первого до четвертого класса. Это обеспечивает очень хорошую основу для изучения научных предметов. Самое главное, она культивирует позитивное отношение к науке и предоставляет учащимся возможность испытать волнение от познания новых областей и знаний.

Многочисленные исследования С.А. Бешенкова, Ю.А. Первин, Н.Д. Угринов, Е.К. Хеннер, В.Ф. Шолохович и др. посвящены состоянию и перспективам развития образовательной сферы «Информатика».

Информатика представляет собой фундамент системы общего образования современного человека, она играет основополагающую роль для формирования целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебно-коммуникативных умений и основных психических качеств детей.

Практически все концепции реформирования общеобразовательных школ основаны на повсеместном внедрении компьютерных технологий в учебный процесс. В связи с этим большинство специалистов сходятся во мнении о необходимости внедрения в начальную школу пропедевтического курса информатики, начала его изучения с младшего школьного или дошкольного возраста.

На первом этапе обучения закладываются основы знаний об информационной культуре и представление об информационных процессах в мире, что в последствии станет интегрирующим моментом для других предметов начальной школы.

Но, невзирая на накопленный опыт педагогической практики по информатике в начальной школе, вопросы, которые связаны с влиянием пропедевтического курса информатики на образовательный процесс в целом, и вытекающие из этого проблемы выбора содержания обучения и методов формирования учебно-познавательной деятельности на уроках информатики остаются недостаточно исследованными.

Массовый переход к компьютерному образованию в начальной школе происходит без достаточного методического обеспечения. Это позволило сформулировать тему выпускной квалификационной работы.

Содержание преподавания информатики, аппаратно-программное обеспечение, методическое обеспечение курса информатики в начальной школе, дидактические возможности компьютерных технологий и информационных технологий и познавательные возможности учащихся, обусловлены особенностями психологии младшего школьного и дошкольного возраста. А также недостаточная пропедевтическая подготовка по информатике на младшем уровне.

Эти противоречия определяют проблему исследования.

Целью исследования является изучение и обоснование общих методов организации игровой деятельности младших школьников на уроках информатики.

Объектом исследования является процесс обучения информатики в начальной школе.

Предметом исследования является оптимизация пропедевтического курса информатики в начальной школе, с использованием различных видов игровой деятельности учащихся.

В соответствии с целью, объектом, предметом были поставлены следующие задачи:

- анализ современного состояния и проблем преподавания информатики в начальной школе;

- анализ практических методов обучения информатике младших школьников, практики и перспективы использования игровых форм на уроках информатики;

- разработка методических рекомендаций по организации игровой деятельности на уроках информатики в начальной школе.

Выбор набора методов исследования определялся целями и задачами исследования. Применялись анализ литературных источников; моделирование систем и процессов; изучение и обобщение педагогического опыта преподавания информатики младшим школьникам; наблюдение.

Теоретическая значимость работы состоит в выявлении особенности обучения информатики в начальной школе, в разработке методических рекомендаций по организации игровой деятельности по информатике в начальной школе.

Практической значимостью является возможность использования выпускной квалификационной работы учителями начальной школы на уроках информатики.

Работа состоит из введения, двух глав, заключении, списка литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Требования к начальному уровню физического, умственного и психического развития обучаемых

Формирование учебно-познавательной среды определяется

объективными факторами, прежде всего, исходными условиями обучения. Поэтому необходимо сформулировать требования к начальным условиям обучения, обеспечивающим достижение заявленных целей

пропедевтического курса информатики в начальной школе, а также сопоставить реальные и необходимые условия для начала формирования учебно-познавательной деятельности.

Современные исследования влияния компьютерных технологий на раннее развитие детей убедительно свидетельствуют о возможности начала коллективных занятий с использованием персонального компьютера с детьми 4-4, 5 лет.

К четырем годам у детей постепенно начинают развиваться коммуникативные качества -умение быть в коллективе, сознательно выполнять требования воспитателей, учитывать мнение окружающих, четко выражать свои мысли.

В этом возрасте детям становится доступно не только конкретно-образное, но и абстрактное мышление: они способны воспринимать реальные объекты в знаковой системе, выделяя существенные признаки.

В этот период непроизвольное внимание, память и восприятие продолжают оставаться лидерами, но начинается постепенный переход к их произвольной форме. Ребенок более способен координировать свои действия, он продолжает совершенствовать пространственную ориентацию, интенсивно развивает воображение, мышление, закладывает переход от символической основы к теоретической.

Приведенные оценки начального уровня умственного и физического развития учащихся свидетельствуют о том, что формирование активной учебно-информационной среды на основе компьютерных технологий с 1-го класса общеобразовательной школы можно считать оправданным, необходимым и естественным процессом, и при наличии объективных возможностей образовательного учреждения желательно начинать этот процесс с 4,5 лет.

Реализация целей и задач любого учебного курса, в том числе и информатики, предполагает набор средств, необходимых для их достижения. С точки зрения курса информатики, в этот набор входит сам персональный компьютер, компьютерные программы и методические приемы, которые реализуются в процессе освоения уроков.

Для реализации программы достаточно самого простого набора инструментов. Но чтобы пользоваться этими инструментами, нужен не только определенный набор умений, навыков, физических и умственных способностей, соответствующих выбранному ими набору, но и минимальный уровень начальных знаний. Применительно к пропедевтическому курсу информатики речь идет в основном об общих знаниях, поскольку исходные специальные знания формируются уже при изучении предмета.

Таким образом, достижение основных целей любого курса обучения и связанное с этим овладение средствами должно основываться на начальном уровне обучения детей, в отношении которого могут быть сформулированы минимальные требования.

Минимальный набор средств для изучения информатики в пропедевтическом курсе включает компьютер с обязательным использованием клавиатуры и мыши, игровые компьютерные программы обучающего, развивающего, управляющего характера, рабочие тетради, игровые моменты на различных этапах урока - занимательные вопросы, задания, минутные упражнения, подсчеты, стихи, логические задания, беседы.

Заключение

Реформа целей и содержания среднего образования, которая происходит в связи с усиливающейся тенденцией его гуманитаризации, гуманизации и модернизации «тормозятся» в частности низким уровнем информационной грамотности основной массы школьников. Низкий уровень информационной грамотности и в целом снижение интеллектуального потенциала населения России вызывают серьёзную озабоченность представителей общественности и педагогической науки. Это определяет необходимость изучения курса информатики уже в начальной школе.

В данной работе обоснована возможность использования игровой деятельности на уроках информатики.

Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Особенно они необходимы в учебной деятельности, так как учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Формирование интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе, начиная от простого интереса к самому процессу обучения до развития профессиональных интересов старшеклассников.

Игра представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на определенных условиях, когда играющему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игры в процессе обучения значительно расширилась. Игра представляет уникальный опыт для социального развития ребенка, открывая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым.

Результаты показали, что игра создает положительную атмосферу и повышает интерес к предмету информатики, включает в работу всех учащихся и является гарантом достижения педагогических целей, как обучающих, так и развивающих.

Практикующим учителям информатики не составит труда выделить наиболее эффективные игры (в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей) и применять их в своей работе. Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные образовательные технологии, в данном исследовании рассмотрено применение игровых действий.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра - это важное средство повышения интереса учеников к предмету, получения навыков работы в малых группах, а также один из способов формирования чувства ответственности за свои поступки. Активность учащихся при такой подаче материала проявляется ярко, носит длительный характер и «заставляет их быть активными».

Список литературы

1. Балберова, О.Б. Комплексный диагностический инструментарий.

Мониторинг игровой деятельности детей 5-6 лет. Игровые карты с методическим описанием, карта индивидуального профиля, сводные таблицы. 40 карт. ФГОС ДО / О.Б. Балберова. - М.: Учитель, 2018. - 652 c.

2. Баранов, П. В. Игровая форма развития коммуникации,

мышления, деятельности / П.В. Баранов, Б.В. Сазонов. - М.: МНИИПУ, 2016. - 288 c.

3. Виноградова, Е.А. Игры-занятия с детьми на прогулке. 2-3 года.

48 карт с описанием игровой деятельности детей для каждого сезона. ФГОС ДО / Е.А. Виноградова. - М.: Учитель, 2018. - 183 c.

4. Волкова, Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у

дошкольников / Г.А. Волкова. - М.: Просвещение, 2018. - 144 c.

5. Гладышева, Н.Н. Игровой раздаточный материал для

образовательной деятельности с детьми. Старшая группа. Демонстрационные карты. ФГОС ДО / Н.Н. Гладышева. - М.: Учитель, 2018. - 407 c.

+ еще 19 источников

Примечания

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Организация игровой деятельности в пропедевтическом курсе информатики начальной школы»
Раздел: Педагогика
Тип: ВКР
Страниц: 58
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика