Дипломная работа

«Картина мира глазами ребенка в повести С. Т. Аксакова «Детские годы багрова внука» и романе П. Храмова «Инок»: теоретические и методические аспекты»

  • 87 страниц(ы)
  • 82 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические и методические аспекты сравнительного изучения художественных произведений 7

1.1. Сравнительный метод в литературоведении 7

1.2. Сравнительный метод в изучении произведений разных авторов (методический аспект) 10

Глава 2. Фокусы восприятия ребенком окружающего мира в произведениях С.Т. Аксакова и П. Храмова 18

2.1. Мир глазами ребенка в повести С.Т. Аксакова «Детские голы Багрова внука» 18

2.2. Окружающий мир в восприятии ребенка-подростка в романе П. Храмова «Инок» 26

2.3. Анализ произведений С.Т. Аксакова и П. Храмова в сравнительном аспекте 33

Глава 3. Методические аспекты сопоставительного изучения романа П. Храмова «Инок» и повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» . 44

3.1. Методика сопоставительного изучения произведений в школе 44

3.2. Методические рекомендации к сопоставительному изучению повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» и романа П. Храмова «Инок» 49

Заключение 60

Список использованной литературы 63

Уфимская проза заняла достойную нишу в современной литературе. Ее исследование открыло читателю целый пласт доселе малоизвестных произведений, галерею имен писателей - авторов замечательных произведений, раскрывающих мир человеческих отношений. Без преувеличения можно сказать, что они погружают читателя в атмосферу настоящего искусства слова. Проза уфимских писателей привлекает внимание еще и тем, что в ней много узнаваемого. Это и прекрасные словесные пейзажи, фиксирующие и поэтически преобразующие богатый разнообразием ландшафт: горы, реки, луга, равнины, леса, пещеры, города и села. Это и люди с их своеобразным, неповторимым менталитетом, с ярко выраженным национальным характером. Это и уникальные местные реалии, напоминающие об историческом прошлом и современной жизни народа.

Уфимская проза выходит за рамки локального значения, поскольку она опирается на богатейшие традиции русской классической литературы. Поэтому изучение ее в сопоставительном аспекте приобретает особую ценность, поскольку позволяет расширить рамки литературного контекста, конкретизировать видение этого, без сомнения, уникального явления.

Попыткой внести определенный вклад в исследование современной уфимской прозы в сопоставлении с явлениями классической литературы и обусловлена актуальность темы нашей работы.

Мы обратились к произведениям С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» и П. Храмова «Инок», поскольку при всей их уникальности, неповторимости в них обнаруживаются некоторые параллели. Оба писателя воспроизводят видение картины окружающего мира глазами ребенка, порой наивное, по-детски непосредственное, порой удивляющее и восхищающее своей трезвостью, реалистичностью. И в том и в другом произведении акцентируются нравственные проблемы: добра и зла, любви и верности,

приверженности семейным традициям, своей малой родине, корням. С.Т. Аксаков - великолепный мастер словесных пейзажей. Не менее привлекательны пейзажные описания П. Храмова. Талант русского

писателя-классика отличает способность скрупулезное выписать детали, фиксировать внимание на подробностях быта и природы. Современный автор также старательно запечатлевает в своих описаниях портретов, пейзажей, интерьеров и экстерьеров мельчайшие подробности. Наконец, произведения и Аксакова и Храмова интересны углублением во внутренний мир своих персонажей, умением воспроизводить тончайшие переходы в настроении, чувства, переживания ребенка, его удивительную способность оценивать людей, события, выносить «приговор» тем или иным явлениям окружающего их мира.

Сравнительное изучение художественных произведений в школе с одной стороны дает возможность выявить идейно-художественное своеобразие каждого из них, с другой, - обнаружить точки соприкосновения в текстах, выявить сходные и отличительные особенности произведений в заданном направлении анализа.

Объект исследования: повесть С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» и роман П. Храмова «Инок» в сравнительном изучении.

Предмет исследования: картина мира глазами ребенка в произведения С.Т. Аксакова и П. Храмова

Цель исследования: выявить общие и отличительные особенности восприятия мира ребенком в произведениях С.Т. Аксакова и П. Храмова

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические и методические аспекты сопоставительного изучения художественных произведений.

2. Обнаружить фокусы восприятия ребенком окружающего мира в произведениях С.Т. Аксакова и П. Храмова.

3. Разработать методические рекомендации к сравнительному изучению произведений С.Т. Аксакова и П. Храмова и на этой основе составить программу элективного курса.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: теоретический - анализ литературоведческих и методических работ; практический - разработка и апробация методических рекомендаций в школе; сравнительный - анализ текстов в аспекте исследуемой проблемы.

Теоретико-методологические основы исследования определены научными трудами ведущих ученых в области литературоведения (Бахтин М.М., Веселовский А.Н., Гудзий Н.К., Дашкевич Н.П., Жирмунский В.М., Храпченко М.Б. и др.) и методики преподавания литературы (Водовозов В.И., Гуковский Г.А., Маранцман В.Г., Острогорский А.Н., Соколов Н.М., Рыбникова М.А. и др.),

Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые выявлены особенности восприятия картины мира в романе П. Храмова «Инок» в сопоставлении с повестью С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука»; разработаны методические рекомендации к сопоставительному изучению произведений С.Т. Аксакова и П. Храмова; составлена программа элективного курса «Сравнительное изучение произведений С.Т. Аксакова и П. Храмова».

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем систематизированы приемы сопоставительного анализа произведений в заданном темой направлении; выявлены особенности восприятия картины мира ребенком в произведениях С.Т. Аксакова и П. Храмова в соответствии со своеобразием художественной манеры писателей.

Практическая значимость исследования: разработанные

методические рекомендации и программа элективного курса могут быть использованы в практике школьного и вузовского преподавания литературы.

Апробация результатов исследования проводилась во время научно-практических конференций, а также в публикациях:

1. Миранова Г.Ф. Концепт «семья» в дилогии С.Т. Аксакова «Семейная хроника» и романе П. Храмова «Инок» в школьном изучении. // Система непрерывного образования: школа - педколледж - вуз [Текст]: материалы XVII региональной научно-практической конференции (г. Уфа. 4 мая 2017 г.). - Уфа: Издательство БГПУ, 2017. С. 65 - 67.

2. Миранова Г. Ф. Методические рекомендации к изучению романа П. Храмова «Инок» в сопоставительном аспекте. //Международный научный журнал «Вестник науки» (г. Тольятти, 27.01.2019) № 1 (10) Том 3. - Тольятти, 2019. С. 155-157.

Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические и методические аспекты сравнительного изучения художественных произведений.

1.1. Сравнительный метод в литературоведении.

Сравнительный метод (от лат. comparatives - сравнительный) анализа, помогает выявить сходство и различия явлений словесного искусства. Понятие «сравнительное литературоведение» возникло во Франции. Первые попытки сравнения литературных явлений были сделаны в Г ермании в XVIII веке. Как система приемов изучения литературного процесса сравнительное литературоведение сложилось в последней трети XIX века в работах В. Гримма, А. Куна, М. Мюллера, Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева, А.Н. Пыпина, Н.С.Тихонравова и др.

Родоначальником метода сравнительного анализа стал историк и теоретик литературы А.Н. Веселовский. Ученый разработал концепцию литературных аналогий, которая изложена в «Исторической поэтике», и включает в себя следующее:

1) «полигенезис» как самостоятельное зарождение сходных художественных явлений на близких по стадии развития этапах истории различных народов;

2) происхождение сходных литературных памятников от общих источников;

3) контакт и взаимодействие в результате «миграции сюжетов», которая становится возможной только при наличии «встречного движения» художественного мышления.

Идеи Веселовского получили дальнейшее развитие в трудах В.М. Жирмунского, Н.И. Конрада, М.П. Алексеева, И.Г. Неупокоевой и др.

В.М. Жирмунский развивает идею о единстве историко-литературного процесса и оформляет проблему типологического подхода в сравнительном литературоведении, в основе которого лежит идея стадиальности литературного и общественно-исторического рядов. Исследователь и ученый выделяет три аспекта сравнительно-литературных исследований:

- историко-типологический,

- историко-генетический и

- аспект, основанный на признании контактных культурных взаимодействий (статья «Сравнительно-историческое изучение фольклора», 1958).

Эти аспекты предполагают следующие принципиальные подходы: 1.Историко-типологический подход, который объясняет сходство генетически и контактно не связанных между собой явлений литературы сходными условиями общественного и культурного развития.

2. Историко-генетический подход рассматривает сходство между явлениями литературы как результат их родства по происхождению и последующих исторически обусловленных расхождений.

3. «Контактный» аспект устанавливает международные культурные взаимодействия, «влияния» или «заимствования», обусловленные исторической близостью данных народов и предпосылками их общественного развития.

По мнению В.М. Жирмунского, наиболее продуктивными и эффективным в литературоведении являются первый и третий подходы. Исследователь отдает предпочтение сравнительно-типологическому подходу.

Большой вклад в сравнительно-историческое литературоведение внес и Н.И. Конрад, который уделяет внимание проблеме литературного посредника, способствующего осуществлению контактов между культурами. Литературное посредничество - важный фактор, обеспечивающий взаимодействие литератур.

Итак, основными формами сравнительно-исторического литературоведения признаются контактные связи и типологические схождения.

Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что сравнительно-сопоставительный метод рассматривается как в литературоведении, так и в методике. Литературоведы рассматривают его в разных аспектах: историко-функциональном, типологическом, контактном, историко-генетическом. Он может проявляться в форме повторяемости явлений, обнаружения наличия сходных фактов. Различные виды межлитературных связей могут происходить как внутри одной литературы, так и в разных литературах. Важным является и вопрос о типологии литературных явлений, но не столько в разных литературах, сколько внутри одной национальной литературы. Мы в своей работе сделали акцент на выявлении типологии в литературных произведениях разных авторов - С.Т. Аксакова и П. Храмова - в сознании читателя, воспринимающего текст. Воспринимающим читателем выступает школьник.

Сопоставление применяется и в общедидактических целях и на уроках при анализе произведений. Оно позволяет обеспечить единство восприятия художественного текста, его интерпретацию, понимание особенностей мастерства писателя. В то же время сопоставление помогает формировать и развивать у школьников такие способности, как умение обобщать, делать выводы и сопоставлять различные явления и факты. Нельзя использовать сравнение ради сравнения. Оно должно быть обусловлено конкретными учебно-воспитательными целями и задачами урока. Следует также раскрывать причины взаимосвязи сопоставляемых объектов. По словам методиста Н.И. Кудряшева, «сопоставление литературных произведений - широко известный методический прием, способствующий более углубленному изучению каждого из сопоставляемых произведений и дающий богатый материал для теоретико-литературных и историко-литературных выводов». Это утверждение явилось в нашей работе отправной точкой.

Сопоставительный анализ произведения двух писателей разных эпох позволяет проследить традиции и преемственность, обнаружить точки соприкосновения: схожие мотивы, темы, проблемы. Этой стороне

сравнительно-сопоставительного метода мы в своем исследовании уделили достаточное внимание. И С.Т. Аксаков в «Детских годах Багрова внука», и П. Храмов в «Иноке» с большим мастерством, проникновенно рассказали об окружающей действительности в восприятии ребенка, погрузив читателя во внутренний мир своих героев. При этом нам удалось обнаружить в книге современного автора схождения, близкие аксаковскому произведению мотивы, установить общность между героями, несмотря на то, что их разделяет не только время, но и своеобразие авторских трактовок.

В методической части исследования мы разработали рекомендации к сопоставительному изучению повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» и романа П. Храмова «Инок» на уроках литературы в школе. Конечно, невозможно придерживаться жестких рекомендаций в изучении произведений, это зависит от многих факторов. Один из них - это то, что роман Храмова не изучается в школе. Однако мы убеждены в том, что творческий учитель всегда может найти время, место и повод для разговора о нем.

Работа по сопоставительному изучению повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» и романа П. Храмова «Инок» может дать свои положительные результаты: расширит кругозор учащихся, позволит

представить литературный контекст, осмыслить место каждого произведения в нем, вызовет интерес к чтению произведений, включит школьников в самостоятельную, аналитическую, творческую деятельность, позволит учащимся проявить инициативу и индивидуальные читательские качества.

Помимо всего сказанного, следует также иметь в виду, что изучение двух произведений можно органично включить в региональный компонент.

1. Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение /М.П. Алексеев - М.: Наука, 1983. - 448 с.

2. Алмашева, Д. С. Образ Маши Мироновой в романе П. А. Храмова «Инок» // Литературная Rossica Башкортостана в ХХ1 веке / отв. ред. В. В. Борисова ; Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. - Уфа, 2015. - Вып. 2. - С. 7-12.

3. Аминева В.Р. Основы сравнительного и сопоставительного литературоведения: Учебное пособие по спецкурсу. Казань, 2007.

4. Артюкова Е.А. Концепт «семья» в произведениях С.Т. Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова внука» //Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы IX Междунар. науч.- практ. конф. 19 дек. 2014 г. / Башк. гос. пед. ун-т им. М. акмуллы. - Уфа, 2014. Т. 1. С. 9 -11.

5. Богданов В.А. Становление человека // Аксаков С.Т. Детские годы Багрова внука: повесть. Москва, 1986. С. 5 - 17.

+ еще 57 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Картина мира глазами ребенка в повести С. Т. Аксакова «Детские годы багрова внука» и романе П. Храмова «Инок»: теоретические и методические аспекты»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 87
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика