Дипломная работа
«Картина мира глазами ребенка в повести С. Т. Аксакова «Детские годы багрова внука» и романе П. Храмова «Инок»: теоретические и методические аспекты»
- 87 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и методические аспекты сравнительного изучения художественных произведений 7
1.1. Сравнительный метод в литературоведении 7
1.2. Сравнительный метод в изучении произведений разных авторов (методический аспект) 10
Глава 2. Фокусы восприятия ребенком окружающего мира в произведениях С.Т. Аксакова и П. Храмова 18
2.1. Мир глазами ребенка в повести С.Т. Аксакова «Детские голы Багрова внука» 18
2.2. Окружающий мир в восприятии ребенка-подростка в романе П. Храмова «Инок» 26
2.3. Анализ произведений С.Т. Аксакова и П. Храмова в сравнительном аспекте 33
Глава 3. Методические аспекты сопоставительного изучения романа П. Храмова «Инок» и повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» . 44
3.1. Методика сопоставительного изучения произведений в школе 44
3.2. Методические рекомендации к сопоставительному изучению повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» и романа П. Храмова «Инок» 49
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Уфимская проза заняла достойную нишу в современной литературе. Ее исследование открыло читателю целый пласт доселе малоизвестных произведений, галерею имен писателей - авторов замечательных произведений, раскрывающих мир человеческих отношений. Без преувеличения можно сказать, что они погружают читателя в атмосферу настоящего искусства слова. Проза уфимских писателей привлекает внимание еще и тем, что в ней много узнаваемого. Это и прекрасные словесные пейзажи, фиксирующие и поэтически преобразующие богатый разнообразием ландшафт: горы, реки, луга, равнины, леса, пещеры, города и села. Это и люди с их своеобразным, неповторимым менталитетом, с ярко выраженным национальным характером. Это и уникальные местные реалии, напоминающие об историческом прошлом и современной жизни народа.
Уфимская проза выходит за рамки локального значения, поскольку она опирается на богатейшие традиции русской классической литературы. Поэтому изучение ее в сопоставительном аспекте приобретает особую ценность, поскольку позволяет расширить рамки литературного контекста, конкретизировать видение этого, без сомнения, уникального явления.
Попыткой внести определенный вклад в исследование современной уфимской прозы в сопоставлении с явлениями классической литературы и обусловлена актуальность темы нашей работы.
Мы обратились к произведениям С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» и П. Храмова «Инок», поскольку при всей их уникальности, неповторимости в них обнаруживаются некоторые параллели. Оба писателя воспроизводят видение картины окружающего мира глазами ребенка, порой наивное, по-детски непосредственное, порой удивляющее и восхищающее своей трезвостью, реалистичностью. И в том и в другом произведении акцентируются нравственные проблемы: добра и зла, любви и верности,
приверженности семейным традициям, своей малой родине, корням. С.Т. Аксаков - великолепный мастер словесных пейзажей. Не менее привлекательны пейзажные описания П. Храмова. Талант русского
писателя-классика отличает способность скрупулезное выписать детали, фиксировать внимание на подробностях быта и природы. Современный автор также старательно запечатлевает в своих описаниях портретов, пейзажей, интерьеров и экстерьеров мельчайшие подробности. Наконец, произведения и Аксакова и Храмова интересны углублением во внутренний мир своих персонажей, умением воспроизводить тончайшие переходы в настроении, чувства, переживания ребенка, его удивительную способность оценивать людей, события, выносить «приговор» тем или иным явлениям окружающего их мира.
Сравнительное изучение художественных произведений в школе с одной стороны дает возможность выявить идейно-художественное своеобразие каждого из них, с другой, - обнаружить точки соприкосновения в текстах, выявить сходные и отличительные особенности произведений в заданном направлении анализа.
Объект исследования: повесть С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» и роман П. Храмова «Инок» в сравнительном изучении.
Предмет исследования: картина мира глазами ребенка в произведения С.Т. Аксакова и П. Храмова
Цель исследования: выявить общие и отличительные особенности восприятия мира ребенком в произведениях С.Т. Аксакова и П. Храмова
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические и методические аспекты сопоставительного изучения художественных произведений.
2. Обнаружить фокусы восприятия ребенком окружающего мира в произведениях С.Т. Аксакова и П. Храмова.
3. Разработать методические рекомендации к сравнительному изучению произведений С.Т. Аксакова и П. Храмова и на этой основе составить программу элективного курса.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: теоретический - анализ литературоведческих и методических работ; практический - разработка и апробация методических рекомендаций в школе; сравнительный - анализ текстов в аспекте исследуемой проблемы.
Теоретико-методологические основы исследования определены научными трудами ведущих ученых в области литературоведения (Бахтин М.М., Веселовский А.Н., Гудзий Н.К., Дашкевич Н.П., Жирмунский В.М., Храпченко М.Б. и др.) и методики преподавания литературы (Водовозов В.И., Гуковский Г.А., Маранцман В.Г., Острогорский А.Н., Соколов Н.М., Рыбникова М.А. и др.),
Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые выявлены особенности восприятия картины мира в романе П. Храмова «Инок» в сопоставлении с повестью С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука»; разработаны методические рекомендации к сопоставительному изучению произведений С.Т. Аксакова и П. Храмова; составлена программа элективного курса «Сравнительное изучение произведений С.Т. Аксакова и П. Храмова».
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем систематизированы приемы сопоставительного анализа произведений в заданном темой направлении; выявлены особенности восприятия картины мира ребенком в произведениях С.Т. Аксакова и П. Храмова в соответствии со своеобразием художественной манеры писателей.
Практическая значимость исследования: разработанные
методические рекомендации и программа элективного курса могут быть использованы в практике школьного и вузовского преподавания литературы.
Апробация результатов исследования проводилась во время научно-практических конференций, а также в публикациях:
1. Миранова Г.Ф. Концепт «семья» в дилогии С.Т. Аксакова «Семейная хроника» и романе П. Храмова «Инок» в школьном изучении. // Система непрерывного образования: школа - педколледж - вуз [Текст]: материалы XVII региональной научно-практической конференции (г. Уфа. 4 мая 2017 г.). - Уфа: Издательство БГПУ, 2017. С. 65 - 67.
2. Миранова Г. Ф. Методические рекомендации к изучению романа П. Храмова «Инок» в сопоставительном аспекте. //Международный научный журнал «Вестник науки» (г. Тольятти, 27.01.2019) № 1 (10) Том 3. - Тольятти, 2019. С. 155-157.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические и методические аспекты сравнительного изучения художественных произведений.
1.1. Сравнительный метод в литературоведении.
Сравнительный метод (от лат. comparatives - сравнительный) анализа, помогает выявить сходство и различия явлений словесного искусства. Понятие «сравнительное литературоведение» возникло во Франции. Первые попытки сравнения литературных явлений были сделаны в Г ермании в XVIII веке. Как система приемов изучения литературного процесса сравнительное литературоведение сложилось в последней трети XIX века в работах В. Гримма, А. Куна, М. Мюллера, Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева, А.Н. Пыпина, Н.С.Тихонравова и др.
Родоначальником метода сравнительного анализа стал историк и теоретик литературы А.Н. Веселовский. Ученый разработал концепцию литературных аналогий, которая изложена в «Исторической поэтике», и включает в себя следующее:
1) «полигенезис» как самостоятельное зарождение сходных художественных явлений на близких по стадии развития этапах истории различных народов;
2) происхождение сходных литературных памятников от общих источников;
3) контакт и взаимодействие в результате «миграции сюжетов», которая становится возможной только при наличии «встречного движения» художественного мышления.
Идеи Веселовского получили дальнейшее развитие в трудах В.М. Жирмунского, Н.И. Конрада, М.П. Алексеева, И.Г. Неупокоевой и др.
В.М. Жирмунский развивает идею о единстве историко-литературного процесса и оформляет проблему типологического подхода в сравнительном литературоведении, в основе которого лежит идея стадиальности литературного и общественно-исторического рядов. Исследователь и ученый выделяет три аспекта сравнительно-литературных исследований:
- историко-типологический,
- историко-генетический и
- аспект, основанный на признании контактных культурных взаимодействий (статья «Сравнительно-историческое изучение фольклора», 1958).
Эти аспекты предполагают следующие принципиальные подходы: 1.Историко-типологический подход, который объясняет сходство генетически и контактно не связанных между собой явлений литературы сходными условиями общественного и культурного развития.
2. Историко-генетический подход рассматривает сходство между явлениями литературы как результат их родства по происхождению и последующих исторически обусловленных расхождений.
3. «Контактный» аспект устанавливает международные культурные взаимодействия, «влияния» или «заимствования», обусловленные исторической близостью данных народов и предпосылками их общественного развития.
По мнению В.М. Жирмунского, наиболее продуктивными и эффективным в литературоведении являются первый и третий подходы. Исследователь отдает предпочтение сравнительно-типологическому подходу.
Большой вклад в сравнительно-историческое литературоведение внес и Н.И. Конрад, который уделяет внимание проблеме литературного посредника, способствующего осуществлению контактов между культурами. Литературное посредничество - важный фактор, обеспечивающий взаимодействие литератур.
Итак, основными формами сравнительно-исторического литературоведения признаются контактные связи и типологические схождения.
Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что сравнительно-сопоставительный метод рассматривается как в литературоведении, так и в методике. Литературоведы рассматривают его в разных аспектах: историко-функциональном, типологическом, контактном, историко-генетическом. Он может проявляться в форме повторяемости явлений, обнаружения наличия сходных фактов. Различные виды межлитературных связей могут происходить как внутри одной литературы, так и в разных литературах. Важным является и вопрос о типологии литературных явлений, но не столько в разных литературах, сколько внутри одной национальной литературы. Мы в своей работе сделали акцент на выявлении типологии в литературных произведениях разных авторов - С.Т. Аксакова и П. Храмова - в сознании читателя, воспринимающего текст. Воспринимающим читателем выступает школьник.
Сопоставление применяется и в общедидактических целях и на уроках при анализе произведений. Оно позволяет обеспечить единство восприятия художественного текста, его интерпретацию, понимание особенностей мастерства писателя. В то же время сопоставление помогает формировать и развивать у школьников такие способности, как умение обобщать, делать выводы и сопоставлять различные явления и факты. Нельзя использовать сравнение ради сравнения. Оно должно быть обусловлено конкретными учебно-воспитательными целями и задачами урока. Следует также раскрывать причины взаимосвязи сопоставляемых объектов. По словам методиста Н.И. Кудряшева, «сопоставление литературных произведений - широко известный методический прием, способствующий более углубленному изучению каждого из сопоставляемых произведений и дающий богатый материал для теоретико-литературных и историко-литературных выводов». Это утверждение явилось в нашей работе отправной точкой.
Сопоставительный анализ произведения двух писателей разных эпох позволяет проследить традиции и преемственность, обнаружить точки соприкосновения: схожие мотивы, темы, проблемы. Этой стороне
сравнительно-сопоставительного метода мы в своем исследовании уделили достаточное внимание. И С.Т. Аксаков в «Детских годах Багрова внука», и П. Храмов в «Иноке» с большим мастерством, проникновенно рассказали об окружающей действительности в восприятии ребенка, погрузив читателя во внутренний мир своих героев. При этом нам удалось обнаружить в книге современного автора схождения, близкие аксаковскому произведению мотивы, установить общность между героями, несмотря на то, что их разделяет не только время, но и своеобразие авторских трактовок.
В методической части исследования мы разработали рекомендации к сопоставительному изучению повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» и романа П. Храмова «Инок» на уроках литературы в школе. Конечно, невозможно придерживаться жестких рекомендаций в изучении произведений, это зависит от многих факторов. Один из них - это то, что роман Храмова не изучается в школе. Однако мы убеждены в том, что творческий учитель всегда может найти время, место и повод для разговора о нем.
Работа по сопоставительному изучению повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» и романа П. Храмова «Инок» может дать свои положительные результаты: расширит кругозор учащихся, позволит
представить литературный контекст, осмыслить место каждого произведения в нем, вызовет интерес к чтению произведений, включит школьников в самостоятельную, аналитическую, творческую деятельность, позволит учащимся проявить инициативу и индивидуальные читательские качества.
Помимо всего сказанного, следует также иметь в виду, что изучение двух произведений можно органично включить в региональный компонент.
1. Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение /М.П. Алексеев - М.: Наука, 1983. - 448 с.
2. Алмашева, Д. С. Образ Маши Мироновой в романе П. А. Храмова «Инок» // Литературная Rossica Башкортостана в ХХ1 веке / отв. ред. В. В. Борисова ; Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. - Уфа, 2015. - Вып. 2. - С. 7-12.
3. Аминева В.Р. Основы сравнительного и сопоставительного литературоведения: Учебное пособие по спецкурсу. Казань, 2007.
4. Артюкова Е.А. Концепт «семья» в произведениях С.Т. Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова внука» //Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы IX Междунар. науч.- практ. конф. 19 дек. 2014 г. / Башк. гос. пед. ун-т им. М. акмуллы. - Уфа, 2014. Т. 1. С. 9 -11.
5. Богданов В.А. Становление человека // Аксаков С.Т. Детские годы Багрова внука: повесть. Москва, 1986. С. 5 - 17.
+ еще 57 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Картина мира глазами ребенка в повести С. Т. Аксакова «Детские годы багрова внука» и романе П. Храмова «Инок»: теоретические и методические аспекты» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 87 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Сакрально-богослужебная лексика в «семейной хронике» с. т. аксакова
Дипломная работа:
Ономастическое пространство в языковой художественной картине мира
Дипломная работа:
Языковые и художественные средства создания образа ребенка в художественной литературе
Дипломная работа:
Языковая личность ребенка в русской литературе
Дипломная работа:
Тема детства в таджикской и русской литературах xx века: теоретический и методический аспекты изучения