ВКР
«Методическое сопровождение изучения содержательной линии «компьютер» школьного курса информатики»
- 62 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «КОМПЬЮТЕР» ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ 6
1.1. Изучение информатики в условиях ФГОС ООО 6
1.2. Характеристика содержательной линии «Компьютер» и методика ее преподавания в школьном курсе информатики 12
1.3. Современные средства обучения информатике 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «КОМПЬЮТЕР» ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ 27
2.1. Применение программного обеспечения iSpring Suite для создания интерактивного курса «Архитектура компьютера» 27
2.2. Разработка интерактивного курса «Архитектура компьютера» 35
2.3. Методические рекомендации по изучению содержательной линии «Компьютер» школьного курса информатики 40
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Актуальность исследования. В настоящее время один из главных трендов в современном отечественном образовании - цифровизация. Цифровизация - это процесс перехода от традиционных форм деятельности к цифровым, что предполагает наличие соответствующей цифровой инфраструктуры, квалифицированных кадров, а также соответствующее нормативно-правовое обеспечение.
Для развития процесса цифровизация и обеспечения цифровой экономики специалистами высокого уровня, фундамент знаний и навыков, связанных с информатикой, компьютером и информационными технологиями закладывается именно в средней школе, который дальше укрепляется и развивается уже в высшей школе.
Знание компьютера, его составляющих, принципов работы электронно-вычислительной техники, на сегодняшний день является не чем-то специфичным и узкоспециализированным, а стандартным набором знаний и навыков, которым должен обладать современный человек, так как практически каждая профессиональная сфера деятельности так или иначе связана с использованием компьютера или другой электронно-вычислительной техники.
Первоначальные знания о компьютере дети получают в начальной школе, а дальше, на этапах средней и старшей школы происходит углубление этих знаний и отработка практических навыков работы с компьютерной техникой и информационными технологиями.
Согласно ФГОС одним из основных разделов является «Компьютер». В рамках данного раздела всесторонне изучается компьютер, его архитектура и составляющие, периферийные устройства, а также принципы взаимодействия всех компонентов системы.
Однако, по нашему мнению, современное методическое обеспечение изучения раздела «Компьютер» не в полной мере раскрывает основные проблемы данного раздела, а в некоторых случаях не успевает за развитием компьютерной техники.
Исходя из вышесказанного, необходимость создания актуального методического сопровождения изучения раздела «Компьютер» в условиях современной школы, требований ФГОС, а также изменений в подходах к обучению дисциплин компьютерной направленности, с уклоном на получение практических навыков обусловило актуальность темы выпускной квалификационной работы: «Методические сопровождение изучения содержательной линии «Компьютер» школьного курса информатики».
Объект исследования - преподавание школьного курса информатики.
Предмет исследования - методическое обеспечение содержательной линии «Компьютер» школьного курса информатики.
Цель исследования - изучить особенности преподавания содержательной линии «Компьютер» школьного курса информатики и предложить его методическое сопровождение.
В соответствии с целью исследования были решены следующие задачи:
- проанализированы педагогические условия преподавания информатики в условиях ФГОС ООО;
- изучены методические особенности преподавания и составные элементы содержательной линии «Компьютер» школьного курса информатики;
- рассмотрены современные средства обучения информатике в школе;
- разработан интерактивный курс «Архитектура компьютера»;
- сформулированы методические рекомендации по преподаванию содержательной линии «Компьютер» школьного курса информатики.
Апробация исследования проходила на базе ., в форме дискуссии в рамках предзащиты на кафедре программирования и вычислительной математики, письменного рецензирования, а также некоторые результаты исследования были обсуждены на XXVII Международной научно-практической конференции «Российская наука в современном мире», которая проходила 15 января 2020 года в г. Москве и опубликована статья под названием «Методические аспекты преподавания содержательной линии «Компьютер»».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения содержательной линии «компьютер» школьного курса информатики, требования ФГОС ООО и современные средства обучения информатике.
Во второй главе описаны технологии, с помощью которых разработан интерактивный курс «Архитектура компьютера», структура и содержание курса, а также сформулированы методические рекомендации по преподаванию содержательной линии «Компьютер» школьного курса информатики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «КОМПЬЮТЕР» ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
1.1. Изучение информатики в условиях ФГОС ООО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов - 105. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). К концу обучения начальной школы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ — компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Образовательное учреждение, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5 класса за счет часов школьного учебного плана, выстраивая непрерывный курс информатики в 5-9 классах, обеспечивая его преемственность с курсом информатики начальной школы [29].
Общеобразовательный курс информатики - один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационноучебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации [29].
Переход на ФГОС ООО предполагает разработку рабочей программы курса информатики [55]. Начиная работу по разработке рабочей программы курса информатики основной школы, необходимо изучить все документы по ФГОС ООО и Примерную программу по информатике (2011г). Для каждого образовательного учреждения должна быть разработана рабочая программа курса информатики, которая должна содержать [29]:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного курса;
2) общую характеристику учебного курса;
3) описание места учебного курса в учебном плане ОУ;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;
5) содержание учебного курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного курса [29].
В современном обществе компьютер не просто инструмент в руках программиста или системного администратора, компьютер - это неотъемлемая часть любой профессиональной деятельности человека, неважно, искусство, образование, медицина или космические технологии, компьютер в любой сфере занимает одно из центральных мест.
Следовательно, изучение содержательной линии «Компьютер» в школе является основополагающим для любого будущего специалиста, чтобы понимать основы архитектуры компьютера, знать какие устройства входит в состав компьютера, а также уметь производить простейшие настройки компьютера и периферийных устройств.
Рассмотрев теоретические основы изучения содержательной линии «компьютер» школьного курса информатики, можно сделать следующие выводы:
- Изучение школьного курса информатики в условиях ФГОС предполагает не только предметные результаты, они также крайне важны, но метапредметные, в рамках которых и в процессе обучения ребенок должен овладеть коммуникативными умениями, научится планировать и осуществлять самоанализ, сформироваться как личность.
- Содержательная линия «Компьютер» является одной из основополагающих линий в школьном курсе информатики и требует особого внимания. Процесс обучения в рамках данной содержательной линии должен быть последователен, практикоориентированным, содержать
интерактивности, использовать разнообразные средства обучения, включая натуральные модели компьютеров.
- В ходе преподавания содержательной линии «Компьютер» необходимо использовать совокупность средств обучения: технические (проектор, аудио-видео системы и т.п.), программное обеспечение (системное и прикладное ПО, системы программирования и т.п.), информационные (плакаты, изображения, наглядные пособия и т.п.), натуральные модели (компьютеры и его комплектующие).
Исходя из этого мы разработали интерактивный курс «Архитектура компьютера», который, согласно требованиям ФГОС направлен на:
1) На достижение предметных результатов, а в частности: формирует представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации и развивает основные навыки и умения использования компьютерных устройств;
2) На достижение метапредметных результатов, в частности: формирует умение применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, а также развивает компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий.
Таким образом, цель работы была достигнута - разработано методическое сопровождение содержательной линии «Компьютер», которое представлено в виде интерактивного курса «Архитектура компьютера» и методических рекомендаций по изучению данного раздела содержательной линии «Компьютер». Все задачи выпускной квалификационной работы решены.
Разработанный интерактивный курс может использоваться учителями информатика на во время урока, а также использовать его во внеурочное время и при организации электронное обучения.
1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике. - М.: ТЦ Сфера, 2005
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 352 с.
3. Блиновская, Я.Ю. Введение в информатику: Учебное пособие / Я.Ю. Блиновская, Д.С. Задоя. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 112 c.
4. Бовин А.В. Новые функции КВТ // Информатика и образование. - 1997. - № 1. - С. 94-96.
5. Бодров, О.А. Предметно-ориентированные экономические информационные системы: Учебник для вузов / О.А. Бодров. - М.: Гор. линия-Телеком, 2017. - 244 c.
+ еще 53 источника
оригинал в pdf формате
Тема: | «Методическое сопровождение изучения содержательной линии «компьютер» школьного курса информатики» | |
Раздел: | Информатика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 62 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Применение смарт-технологий в школьном курсе информатики
Дипломная работа:
Методика обучения теории вероятностей и математической статистике в школьном курсе математики
ВКР:
«использование икт при изучении раздела «инженерная графика» в школьном курсе информатики на профильном уровне
ВКР:
Развитие аналитических способностей при изучении раздела «моделирование и формализация» курса информатики
ВКР:
Методика организации и проведение различных форм телекоммуникации для обучения информатике