Курсовая работа
«Особенности развития пространственной ориентации у слабовидящих детей»
- 58 страниц
ВВЕДЕНИЕ….….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
1.1 Понятие «пространственной ориентации» в психолого-педагогической литературе….….8
1.2 Нормативные документы о пространственной ориентации дошкольников.12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей старшего дошкольного возраста….….14
1.4 Особенности развития пространственной ориентации в онтогенезе….…19
1.5 Особенности развития пространственной ориентации у слабовидящих детей….….22
Выводы по главе 1….…24
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
2.1 Диагностические методики по обследованию пространственной ориентации у дошкольников ….26
2.2 Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы….30
2.3 Условия и организация проведения констатирующего эксперимента ….…32
2.4 Анализ результатов исследования….…34
2.5 Примерный план Коррекционной работы по развитию пространственной ориентации….…39
Выводы по главе 2….…41
Заключение….….43
Список литературы.….….…45
Приложения….….50
В период дошкольного возраста у детей появляются первые представления об окружающей действительности, формируется понятия о взаимосвязи и закономерности явлений окружающей жизни, также дети учатся самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Данный период является важным фундаментом для дальнейшего развития дошкольника и его социализация в обществе. Что ставит ряд важных задач перед воспитательно-образовательными учреждениями.
Дети, имеющие недостатки зрения - слабовидящие, имеют весьма специфическое представление об окружающем мире и нуждаются в специальном коррекционном воздействии извне. Данный дефект тормозит развитие детей данной категории, лишая их реальных представлений о предмете и явлениях. Маленький ребёнок теряется и может почувствовать себя оторванным от жизни.
Вследствие первичного соматического дефекта снижается полнота и точность чувственного отражения окружающей действительности, что приводит к ряду вторичных отклонений в развитии. Одной из наиболее важных нарушений приходится на качество координации движений, ориентацию в пространстве несовершенство зрительно-моторных координаций, слабая дифференцированность моторики. Это отражается на формировании общественно выработанных сенсорных эталонов, объеме и качестве представлений, формировании предметной и ориентировочно - исследовательской деятельности. [25, с 67].
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
1.1 Понятие «пространственной ориентации» в психолого-педагогической литературе.
Во многих областях человеческой деятельности важнейшую роль играет умение ориентироваться в пространстве. В её основе лежит свойство психики – восприятие пространства. В рамках данного исследования будет рассмотрено понятие «пространственной ориентации», его механизмы, в психолого-педагогической литературе.
Философия прошлого столетия рассматривала и обсуждала вопрос о том, является ли восприятие пространства врожденным, либо это результат обучения. Одно было ясно, что пространственное восприятие имеет сложное строение, зависит от социальных условий, его формы могут протекать на различных уровнях.
В основе восприятия трехмерного пространства находится важная составляющая – вестибулярный аппарат, который физиологически расположен во внутреннем ухе. При наклоне человеком головы, жидкость, находящаяся в специальных полостях, меняет своё положение, вызывая раздражение волосковых клеток, они приходят в возбуждённое состояние, что приводит к изменениям ощущений, касаемо устойчивости тела («статические ощущения»). Вестибулярный аппарат является специальным рецептором, который реагирует на три основные плоскости пространства.
Он непосредственно связан с глазодвигательными мышцами. Любое изменение положения тела человека, фиксируемое вестибулярным аппаратом, порождает рефлекторные изменения в положении глаз; при быстрых и продолжительных изменениях положения тела в пространстве происходят пульсирующие движения глаз – нистагм. А при продолжительной смене образов и картинок, например езда в поезде, мелькание изображений, картинок, возникает ощущение неустойчивости, головокружение и даже тошнота. Данная взаимосвязь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, которая вызывает оптико-вестибулярные рефлексы, является важным компонентом в процессе восприятия пространства. [5, с 119]
Не менее важным аппаратом является бинокулярное зрительное восприятие и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз.
Компонентами, помогающими воспринимать окружающее пространство, являются: глубина и структура восприятия, соотношение предметов друг к другу, ассиметричность воспринимаемых объектов и предметов.
Для лучшего и успешного наблюдения за окружающими предметами служит наблюдение двумя глазами. Для ясного восприятия, необходимо, что бы изображение какого либо предмета попадало на корреспондирующие точки сетчатки глаза, а для данного эффекта этого важна конвергенция обоих глаз. При возникновении даже небольшой изображений, возникает ощущение, что предмет удалён на некоторое расстояние, либо возникает стереоскопический эффект; в случае большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз, на которое проецируется изображение, предмет начинает раздваиваться. Это говорит о том, что даже незначительные напряжения глазных мышц, проявляют конвергенцию и смещение изображения на обеих сетчатках, и является ещё одной важной составляющей для восприятия пространства
В ходе исследования мы выяснили, что ребёнок с раннего детства ориентируется в пространстве, но образование полных представлений о пространстве происходит в течение всего дошкольного возраста. Данной проблемой интересовались многие педагоги и психологи: Венгер Л. А., Васильева М. В., Мусейибова Т. А., Люблинская А. А. и др. В своих работах они описывают, как происходит ориентация в пространстве в онтогенезе - как ребёнок ориентируется в пространстве на определённом возрастном этапе. Данный навык происходит на протяжении всего периода дошкольного детства.
В данном исследовании мы рассмотрели и выявили особенности развития ориентации в пространстве такие как:
- неумение получать информацию о пространстве с помощью сохранных анализаторов;
- несформированный запас предметных и пространственных представлений об окружающем мире, дети не умеют обозначать их в речи, воспринимаемые пространственные признаки и направления;
- в словарном запасе не встречаются слова, которые обозначают пространственные признаки предметов и направлений;
- для слабовидящих дошкольников характерно недостаточное использование бисенсорных и полисенсорных возможностей в освоении пространства.
Монокулярный характер зрения, нарушения глазодвигательных функций приводят к трудностям зрительной ориентации и обедненности информации, получаемой посредством зрительных анализаторов.
1. Акшонина А. Я., Васина Г. В. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития. М .: «Логос», 2008. 211 с.
2. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. М. : Просвещение, 2001. 98 с.
3. Бетелева Т. Г., Манелис Н. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе. М. : Просвещение, 2000. 57 с.
4. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. М. : 1995. 326 с.
5. Венедиктова М. В., Галкина Л. Н. Методическое пособие по обучению и воспитанию детей с нарушением зрения дошкольного возраста. - Нижний Новгород: «Перспектива», 2004. 67 с.
6. Гончарова Е. Л. Специальная психология. Педагогический энциклопедический словарь. М. : БРЭ, 2002. 22 с.
7. Григорьева Л. П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения. М. 2001. 11 с.
8. Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. М. : Педагогика, 2011г. 311 с.
9. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э. Развитие восприятия у ребёнка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М. : Школьная Пресса, 2007. 90 с.
10. Денискина В. З., Венедиктова М. В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной школы: Методическое пособие. М., 2007. 423 с.
Представленные части работы не в полном объёме, в самой курсовой остальное. Работа полностью авторская и качесвтенная.
Тема: | «Особенности развития пространственной ориентации у слабовидящих детей» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 58 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие навыков дифференцированного употребления предлогов пространственного значения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломная работа:
Изучение и преодоление нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Дипломная работа:
Изучение и преодоление нарушений пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью
ВКР:
Технология развития пространственных представлений обучающихся на уроках изобразительного искусства
Дипломная работа:
Сравнительный анализ состояния пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи