Курсовая работа
«Изучение особенностей нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом»
- 46 страниц
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
1.1 Понятие нравственного развития в современной литературе
1.2 Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом
1.4Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1 Организация и база исследования уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с ДЦП
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время проблема нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста является актуальной. В связи с тем, что на данный момент происходит преобразования социально экономической ситуации, и вещественные ценности ставятся выше нравственных, моральных и духовных. Часто в обществе наблюдается эгоистическое поведение, которое выражается в отсутствии понимания и толерантности к окружающим[8, с 45].
Современные педагоги и психологи уделяют большое внимание разработке методик и средств, с помощью которых дети с самого раннего возраста смогут получить основы нравственного, морального воспитания. С масштабным развитием средств массовой коммуникации, дети с самого рождения получают большой поток информации, которая, к сожалению, чаще всего далека от высоко моральных и нравственных норм. В связи с этим, появляется необходимость результативного высоконравственного обучения и воспитания личности ребёнка.
В Государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что «развитие детей дошкольного возраста, включающих детей с ограниченными возможностями здоровья, должно быть направленно на усвоение норм и ценностей, которые приняты в современном обществе, включая моральные и нравственные ценности; обучение традиционным семейным ценностям; развитие коммуникативных способностей детей со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности прийти на помощь, формирование уважения к чувствам и эмоциям других людей, семь, обществу, гуманное отношение к животным, формирования позитивного отношения к окружающему миру, бережное отношение к природе, уважение к культурным ценностям и к людям другой национальности формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [5, с 39].
Согласно данной концепции важнейшим условием воспитания детей дошкольного возраста является воспитание нравственности, гуманности, совести, чести, достоинства, гражданственности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – категория детей, особо нуждающихся в целенаправленном развитии нравственных и личностных качеств.Весьма важно это для детей с детским церебральным параличом (ДЦП), так как от уровня их личностного развития, сформированности нравственных представлений зависит их дальнейшая социальная адаптация в обществе. У детей данной категории наблюдаются стойкие изменения психофизиологического развития, что затрудняет процесс воспитания, такие дети особенно нуждаются в развитии гуманности и усвоению моральных норм и качеств личности [13, с 45].
Данную проблему изучали такие педагоги, как К.Д. Ушинский,
Я.А. Коменский, Ф.С. Левин-Щирин, Г.Д. Сундуй, Ш.А. Амонашвили,
Т.В. Котырло, В.А. Сухомлинский, Р.С. Буре, Н.Л. Виноградова, С.Ф. Русова и другие.
Цель исследования: теоретически и эмпирически изучить особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
3. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с ДЦП.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, психолого-педагогический эксперимент, качественная и количественная интерпретация экспериментальных данных.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список использованной литературы, приложения.
1.1 Понятие нравственного развития в современной литературе.
В настоящее время в России происходит смена многих ценностных ориентиров. В процессе многих социальных и культурных изменений прошлых десятилетий произошли различные как положительные перемены, так и негативные явления. Некоторые явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское сознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к окружающим его людям.
Во время изменения ценностных ориентиров нарушается духовное единство и общность людей, размываются жизненные ориентиры молодых людей, деформируются традиционные ценности, нормы и установки. В обществе происходит недостаток осознанно принимаемых нравственных принципов и правил, а также отсутствуют созидательные ориентиры смысла жизни [13, с 54].
Образованию в России отводится важнейшая роль для развития и укрепления нравственных принципов и установок, развитие духовности, повышение гражданской ответственности, и положительного отношения к себе, обществу и своей стране. Ценностные ориентиры личности начинают своё формирование в семье, в некоторых неформальных сообществах и группах, через средства массовой информации, в учебных заведениях. Но наиболее системно, комплексно и последовательно нравственное развитие и воспитание личности ребенка происходит в сфере дошкольного образования. В психолого-педагогической литературе вопрос нравственного воспитания дошкольников и школьников занимаются такие ученые, как: А.Я. Данилюк, М.В. Захарченко, И. Ю. Миронова и другие.
Авторы определяют понятие нравственное развитие личности как: «…осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» [24, с 18].
А.Д. Солдатенков в своих трудах описывает нравственное воспитание как «педагогическую деятельность, целенаправленную на формирование духовного мира подрастающего человека, которая, в свою очередь, включает в себя все компоненты личности, в том числе и ценности религиозной культуры» [17, с 37].
В период старшего школьного возраста у детей закладываются основные личностные компоненты. Дети осваивают знания об окружающем мире, у них формируется отношение как к себе (самооценка) так и к другим людям в процессе взаимодействия с ними. Нравственные представления ребенка выступают одним из существенных внутренних механизмов, которые лежат в основе морального поведения и саморегуляции. Нравственные понятия представляют собой обобщённые понятия, которые получает ребёнок, и помогающие ему действовать, чувствовать в соответствии с ними. Они включают в себя правила и нормы поведения в конкретном обществе, влияют на формирование нравственных оценок и мотивов поведения.
Дети старшего дошкольного возраста с ДЦП имеют своеобразные особенности развития и формирования интеллектуальных и психических функций. Это значительно усложняет процесс формирования нравственных понятий, обучения и воспитания в целом. Дети данной категории чаще всего изолированы от социального мира и не могут в полной степени овладеть всеми необходимыми навыками. Это сказывается на уровне сформированности нравственных понятий. Поэтому они нуждаются в целенаправленном педагогическом воздействии на развитие нравственных представлений.
Формирование нравственных представлений старших дошкольников с ДЦП, представляет собой целенаправленный воспитательный процесс, в основе которого лежит определённая последовательность при приобщении детей к моральным ценностям человечества. В дошкольном возрасте процесс наблюдения и подражания усиливается, активизируется саморегуляция и закладываются основы нравственного воспитания. Так же у детей начинается стремление к одобрению от окружающих, получение оценки со стороны, потребность в достижении успехов. Формируется отношение к окружающим его сверстникам и взрослым.
У детей начинают формироваться обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. Ребёнок так е начинает осознавать свой дефект, и важно в этот момент максимально помочь ему развить адекватную самооценку и оказать психологическую помощь при необходимости.
Основным направлением развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП являются чтение художественной литературы, сопровождение с наглядным материалом, совместное его обсуждение, важно задавать ребёнку вопросы по сюжету и вместе обсуждать их. В сказках существуют разные направления при развитии нравственных и моральных качеств: понятия о добре и зле, формируется отношение к гуманности, чести, совести, праведности, правдивости, состраданию, осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает формирование нравственных представлений у ребенка. На примере главных героев старшим дошкольникам с ДЦП легче представить себя на их месте и сделать определённые выводы. Важно сопровождать рассказы картинками, что делает процесс чтения сказки творческим и наглядным.
Для выявления уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников с ДЦП было проведено диагностическое исследование. В ходе которого было отмечено, что у детей данной категории уровень развития нравственных представлений находится на среднем и низком уровне. Что подтверждает гипотезу о необходимости целенаправленного воспитательного воздействия на формирование нравственных понятий и представлений.
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом [Текст] / под ред. Е.Ф. Архиповой. – М., 2009. - 234 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Архипова Е.Ф. – М., 2007. - 73 с.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-педагогическая работа при церебральном параличе у детей в доречевой период [Текст] / Архипова Е.Ф. – М., 1999. - 412 с.
4. Григорьева Л.П., Фильчикова Л.И., Алиева З.С. Дети с проблемами в развитии: комплексная диагностика и коррекция. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 120 с.
5. Данилюк, А. Я. Концепция нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст] / Данилюк, А. Я. Москва: Просвещение, 2012. - 23 с.
6. Дугарова, Т. Ц. Проектный метод в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников Вестник государственного университета [Текст] / под ред. Т.Ц Дугаровой. 2014. - 122 с.
7. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. [Текст] / Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. - М.: Профессиональное образование, 2003. 232 с.
8. Иваницкая И. Н. Детский церебральный паралич. [Текст] / Иваницкая И. Н. - М.: Аркти, 1999. - 95 с.
9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. [Текст] / Катаева А.А., Стребелева Е.А. Феникс, 2001. - 246 с.
10. Колкер И.А. Другие дети: Органические поражения нервной системы у детей. [Текст] / Колкер И.А. – Одесса, 2007. - 196 с.
11. Куниченко, О.В. Особенности воспитания нравственного поведения детей 5–7 лет в условиях экранной культуры. Известия Саратовского университета. [Текст] / Куниченко, О.В. – М., 2015. - 189 с.
12. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. [Текст] / Левченко И.Ю., Приходько О.Г. – М., 2001. - 312 с.
13. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. [Текст] / под ред. Левченко И.Ю. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 255с.
14. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / под ред. И.И. Мамайчук. – СПб., 2006. - 315 с.
Тема: | «Изучение особенностей нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 46 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа:
Формирование нравственного сознания у детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Взаимосвязь интеллектуального развития и формирования самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Изучение и преодоление нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Дипломная работа:
Организация работы логопеда в условиях психолого-педагогических центров по сопровождению детей с детским церебральным параличом