Дипломная работа

«Активизация мыслительной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта в процессе адаптации к школе»

  • 91 страниц(ы)
  • 201 просмотров
фото автора

Автор: Ascension13

Введение

Глава 1. Научные исследования проблемы активизации мыслительной деятельности

1.1. Историография изучения мыслительной деятельности

1.2. Психолого-педагогические основы активизации мыслительной деятельности младших школьников в онтогенезе

1.3. Особенности развития мыслительной деятельности у детей с нарушением интеллекта

Глава 2. Адаптация детей к школе как психолого-педагогическая проблема

2.1. Историография изучения проблем адаптации к школе

2.2. Этапы адаптации и проявления дезадаптации в онтогенезе

2.3. Особенности адаптации к школе детей с нарушением интеллекта

Глава 3. Эмпирическое исследование роли мыслительной деятельности в процессе адаптации к школе детей с нарушением интеллекта

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Коррекционная работа по активизации мыслительной деятельности младших школьников с лёгкой умственной отсталостью в процессе адаптации к школе

3.3. Анализ результатов исследования

Заключение

Библиографический список

Приложения

В любой стране есть дети с интеллектуальной недостаточностью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Эта тема является актуальной для множества общеобразовательных учреждений. В прошлом десятилетии двадцатого века, когда общество стало более гуманным, и была принята ценность каждого индивидуума, повлекла за собой процессы демократизации общего и специального образования. Главным результатом, которого являлось признание, что все дети с трудностями в развитии обучаемыми.

В начале 1990 года, в демократии появилось множество изменений, были проведены реформы в специальном образовании, так же после множественных интернациональных конвенций и декларации в области прав человека (в том числе прав ребёнка и прав инвалидов) произошёл ряд изменений в системе специальной помощи лицам с умственной отсталостью.

Вопросы специального коррекционного образования в настоящее время являются одними из наиболее важных в работе Министерства образования России, как и в системе коррекционных учреждений. Это связано с тем, что число детей, нуждающихся в специальном, коррекционном образовании увеличивается с каждым годом. Так же растёт число детей с ограниченными возможностями здоровья, изменяется сама структура дефекта, нарушения начинают носить комплексный характер.

Существует закон «Об образовании», в котором изложено постановление о том, что все дети, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют одинаковое право получить образование, так же это провозглашено в конституции Российской Федерации. Так же законом для них предусматривается обеспечение специальной коррекционно-развивающей среды, в которой находятся адекватное условия и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекции нарушения развития, реабилитацию и социальную адаптацию.

1.1. Историография изучения мыслительной деятельности

Темой мышления были заинтересованы ещё философы античности, но рассматривали её с позиции философии и логики, а не с позиции психологии как это делают современные учёные. Одним из первых учёных был Парменид, написавший сочинение «Путь истины». Это стало первым в истории европейской философии сокращённое повествование о дедуктивной метафизике. Мышление рассматривалось с логической позиции. С филосовской же Парменид признавал, что бытие подобно мысли «…одно и то же мышление и то, о чем мысль». Главные основатели сенсуализма, филосовскоготечения, Протагор и Эпикур рассматривали научный подход к мышлению, что явилось ключевым фактором к дальнейшему изучению мышления. Нельзя не отметить величайшего теоретика науки о мышлении - Аристотеля. В своих трудах он исследовал его различные формы, обосновал и воспроизвёл закономерности мышления. Он рассматривал мышление абсолютно с другой позиции, нежели вышеописанные учёные, а именно с позиции Духовной. Он считал мышление деятельностью «разумной души».

Одной из ключевых ролей в процессе изучения мыслительных операций сыграла медицина. Главными философами, которые раскрыли и обосновали мозговую теорию мышления, были Пифагор и его ученик, Алкмеон Кротонский - философ и медик. Ещё один учёный, великий врач Гиппократ утверждал: «Надо знать, что с одной стороны, наслаждения, радости, смех, игры, а, с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы - происходят от мозга. От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога и страхи, либо ночью, либо с наступлением дня…».

Медик из Александрии Герофил считал, что обителью души является головной мозг, а его соплеменник Эрасистрат предполагал, что мозг обитель ума. Чуть позже медик из древнего Рима Гален, с помощью науки смог доказать, что имен но спинной и головной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Но так - же он предполагал, и наличие у каждого человека индивидуальной души, что расходилось с мнением некоторых предыдущих учёных.

Конструктивные психологические исследования мышления ведутся с XVII века, в это время они так же значительно зависели от логики. Как и в ранних трудах великих учёных и медиков мышление рассматривалось как врождённая способность, которая функционировала отдельно от психики. Деятельностью ума считалось умение созерцать, логически рассуждать и способность к рефлексии. В эпоху Ренессанса всё вернулось к античной точки зрения о том, что психика всего лишь результат работы мозга. Это носило чисто теоретический характер, не подкреплённый практикой. Мышление было противопоставлено ощущению и восприятию, и споры учёных сводились только к тому, что из этого существеннее в развитии человека. Сторонники сенсуализма, на основе трудов французского философа Э. Б. де Кондильяка утверждали: «мыслить - это значит чувствовать», а разум - «усложнённые ощущения», то есть они отдавали существенную роль ощущению и восприятию. Эту точку зрения не разделяли рационалисты. Ярким представителем которого был Р. Декарт, который положил начало рефлексологии. Согласно положениям рационалистов, познание с помощью органов чувств не является достоверным источником информации, чего не скажешь о разуме. По их мнению, мышление было обособленной и самостоятельной операцией, не зависящей от органов чувств. По Д. Дидро, ощущения: «свидетели в судебном заседании, а разум, мышление - это судья, который сопоставляет показания свидетелей и выносит окончательное заключение». .

В соответствии с поставленными задачами исследования была освещена тема историографии мыслительной деятельности. О том, как появилась и впоследствии изучалась наука о процессах мышления умственно отсталого ребёнка. Методология исследования интеллекта у младших школьников. Так же было рассмотрены этапы формирования мышления в онтогенезе, переломные этапы развития. Первым таким периодом является поступление ребёнка в школу. В течение этого периода осуществляется переход от наглядно-образного к словесно-логическому и понятийному мышлению. Это способствует приобретению двойственности: конкретное мышление, которое опирается на окружающую действительность, постепенно начинает подчиняться логическим принципам, но все ещё формально-логические рассуждения остаются недоступны для детей, обучающихся в специальной коррекционной школе.

В процессе онтогенеза интеллектуальная деятельность ребёнка устремляется к познавательной и структурированной деятельности. Данная структура включает в себя побудительно-мотивационную часть (потребности, мотивы, цели), предмет деятельности и их соответствие со способом осуществления (действия и операции). Следовательно, можно установить, что ведущим интересом и главным побудительным мотивом к обучению, умственно отсталого школьника, является познавательная и частично игровая деятельность.

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации и постановки вопроса. Основными методами решения поставленных задач являются анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции.

Так же важно было рассмотреть методы и приемы мотивации и стимулирования умственных способностей детей с лёгкой степенью умственной отсталости. С помощью тематической литературы удалось выявить несколько таких методов: приемы формирования познавательного интереса, методы и приемы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.

Так же были рассмотрены понятия об интеллектуальных недостатках, а так же причинах их появления. В настоящее время под интеллектуальной недостаточностью, или умственной отсталостью понимают стойкое, необратимое нарушение психического (в первую очередь интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением мозга.

1. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно - психические расстройства). М. : Медиздат, 1976. 276 с.

2. Аувяэрт А. И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних: автореферат. кандидатская диссертация д-ра пед. наук (12.00.05). Москва, 1981. 19 с.

3. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М. : Академия, 1980. 363 с.

4. Андреева А. Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте. Научно - методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психолого-диагностических методик. М. : 1988. 248 с.

5. Анастази А. Р, Урбина С. П. Психологическое тестирование. СПб. : Питер, 2001. 688 с.

6. Березин Ф. Б. Психическая и психофизическая интеграция. Новочеркасск : УРАО, 1999. 321 с.

7. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. Вопросы психологии. СПб. : Питер, 1989. 100 с.

8. Белопольская Н. Л. Исключение предметов. Четвёртый лишний. М. : Когито – Центр, 2009. 30 с.

9. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М. : Генезис, 2001. 340 с.

10. Богомолов Ю. П., Воронина А. И., Куст В. П. Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов. Вопросы психологической адаптации. Новосибирск : НГУ, 1974. 54 с.

11. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. М. : 1995. 326 с.

12. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Справочник по психодиагностике. СПб. : Питер, 2002. 528 с.

13. Василюк Ф. Е. Психология переживаний: Анализ преодоления критических ситуаций. М. : 1984. 204 с.

14. Гуревича К. М. Введение в психодиагностику: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М. : Академия, 1999. 199 с.

15. Вегнер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. М. : Генезис, 2001. 425 с.

16. Валлон А. Г. Психологическое развитие ребенка. СПб. : Питер, 2000. 208 с.

17. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. М. : ПЕРСЭ, 2003. 144 с.

18. Виноградова, Н. Н. Учимся. Играем: О дидактических играх дошкольников. Семья и школа. М. : Академия, 2002. 25 с.

19. Власова Т. А., М. С. Певзнер. О детях с отклонениями в развитии. М. : Просвещение, 1973. 175 с.

20. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Питер, 1997. 363 с.

21. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. СПб. : Питер, 1997. 340 с.

22. Гладилин А. В., Герасимов А. Н., Громов Е. И. Эконометрика : учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. 297 с.

23. Гезелл, А. А. Умственное развитие ребенка. М. : Дрофа, 1989. 228 с.

24. Годовикова, Д. К. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа. 1985. №10. С. 19-21.

25. Гризик, Т. А. Методологические основы познавательного развития детей. Школьное воспитание. СПб. : Питер, 1998, 19 с.

26. Гришин В. В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М. : ИКА Москва, 1990. 63 с.

Примечания к работе

Это честный авторский труд, с АП больше 80% на момент публикации работы. К данной работе прилагаются презентация и доклад к защите.

Покупка готовой работы
Тема: «Активизация мыслительной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта в процессе адаптации к школе»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 91
Цена: 5000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика