Курсовая работа
«Влияние игрового обучения на развитие воображения учащихся»
- 69 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ 6
1.1. История применения игровых технологий в обучении 6
1.2. Основные методы и технологии игрового обучения с целью развития воображения учащихся 15
Вывод по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 29
2.1. Диагностическое исследование уровня развития воображения учащихся 29
2.2. Разработка комплекса мероприятий по развитию воображения учащихся посредством использования методов и технологий игрового обучения 39
Вывод по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность исследования. Воспитанию подрастающего поколения всегда придавалось огромное значение в истории человечества. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро. В связи с тем, что человек большую часть своего времени проводит на работе, воспитание и обучение детей перекладывается на плечи школы и педагогов.
Современная система образования нацеливает педагогов на использование в учебном процессе всех имеющихся возможностей и ресурсов, помогающих эффективно воздействовать на ребенка, на заинтересованность его в обучении и познании нового. Умение неординарно мыслить, проектировать предполагаемый результат, создавать новое, преобразовывать уже имеющееся, - все это позволяет творчески развитому человеку легче справляться с проблемами и тяготами современного мира. К одному из наиболее эффективных методов воздействия на ребенка с целью развития воображения является игровое обучение.
Изучение развития детского воображения – одна из важнейших областей педагогики. Но, несмотря на понимание важности данной темы, достаточной изученности, игровые методы применяются на уроках довольно редко. Именно поэтому тема нашего исследования и является актуальной.
Объект исследования: игровые технологии в процессе обучения.
Предмет исследования – применение методов и технологий игрового обучения как одна из наиболее эффективных форм развития воображения учащихся.
Гипотеза исследования: обучение и воспитание учащихся будет более эффективным в случае, если внедрять методы и технологии игрового обучения в учебный процесс.
Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность внедрения в учебно – воспитательный процесс школы методов и технологий игрового обучения с целью развития воображения учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. осуществить теоретический анализ научной психологической, педагогической, методической литературы по проблеме применения методов и технологий игрового обучения в учебно – воспитательном процессе школы;
2. раскрыть сущность основных методов и технологий игрового обучения, способствующих развитию воображения учащихся;
3. выявить уровень сформированности воображения учащихся;
3. разработать комплекс мероприятий по развитию воображения учащихся посредством использования методов и технологий игрового обучения в учебно – воспитательном процессе.
Теоретической попечения основой родителей исследования условиях являются работы: по пониманию роли игры в жизни ребенка (А.С. Макаренко, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и условиях др.); по вопросам изучения воображения (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Р.С. Немов и др.); работы по Сухомлинск вопросам применения игровых технологий в учебно-воспитательном процессе (В.П. Беспалько, А.Н. Леонтьев, А.С. Выготский и детей др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ, обобщение, изучение документации, эмпирический метод, диагностические (анкетирование, наблюдение, беседы, тесты), практические занятия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий по развитию воображения учащихся впоследствии может использоваться в работе педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Этaпы исследовaния:
1 этап (информационно - поисковый) – был посвящен изучению и aнaлизу литеpaтуpы по пpоблеме исследовaния.
2 этап (исследовательский) – выполнялось исследование уровня развития воображения учащихся.
3 этaп (aнaлитический) – пpоводились aнaлиз и обобщение pезультaтов исследовaния; уточнялись выводы, полученные нa первом и втором этaпaх paботы.
Базой исследования стала группа детей общеобразовательного учреждения в возрасте 10-11 лет.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1.1. История применения игровых технологий в обучении
В современном мире перед учреждениями образования стоит важная задача в обучении и воспитании детей. А.Н. Леонтьев в своей работе «Психологические основы дошкольной игры» говорит, что «. в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (то есть способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия. Это противоречие. может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре.»
Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Игра восходит в своем возникновении к первобытнообщинному строю. Но сведений об этом почти не осталось. Древние летописцы увлекались больше строем жизни взрослых людей, описанием их войн и характеров предводителей, словом, более политической стороной жизни, детям обыкновенно уделяли слишком мало внимания, а игры их представляли себе, по-видимому, как едва ли позволительные детские шалости.
Следовательно, в рамках данного исследования нашла свое подтверждение гипотеза о том, что обучение и воспитание учащихся будет более эффективным в случае, если внедрять методы и технологии игрового обучения в учебный процесс.
Развитие воображения в настоящее время является важной потребностью не только нашего общества, но и потребностью каждого человека. На данный момент творчество присутствует практически во всех сферах нашей жизни, а так же является потребностью каждого индивида, в особенности для самореализации и развития. Творческий человек гораздо проще справляется с различными задачами, быстрее находит пути решения проблем, более востребован во многих сферах деятельности, способен к самореализации.
Изучив литературу по данной теме и проведя экспериментальное исследование, мы узнали, что игра является неотъемлемой частью как жизни человека в целом, так и педагогического процесса в частности. Игра - это вид деятельности, в котором ученик может проявить себя в различных позициях, раскрыть собственный потенциал. Кроме того, игра позволяет учителю наилучшим образом взаимодействовать с учеником. Игровые технологии также помогают учащимся в решении задач, которые при использовании данной методики носят скрытый характер, благодаря чему ребенок справляется с данными заданиями легко.
Технология игрового обучения предоставляет различные возможности, чтобы сделать образовательный процесс более увлекательным и приятным с точки зрения обучения одним и тем же вещам по-новому. Элементы, которые делают игру интересной, используются, чтобы сделать обучение более интересным. Общий процесс, в котором образование преподносится ребенку, даже не должен быть похож на сложную игру.
Обучение, основанное на игре, оказывает большое влияние не только на то, как ученики получают образование, но и на формирование их когнитивных способностей и социального поведения. В отличие от обычного обучения, хорошо разработанная игра может инстинктивно передавать содержательный контент. Более того, множество исследований продемонстрировало, как обучающие игры в классе превращаются в осмысленное приобретение знаний, мотивацию к обучению и даже развитие альтруизма.
Широко распространено мнение, что традиционное и стандартизированное образование имеет тенденцию препятствовать творческому мышлению и воображению учащихся. Чтобы этого не происходило, преподаватели и система образования должны уделять особое внимание воспитанию воображения и творчества учащихся. Игры позволяют оценивать обучение так, как учителя не могли раньше. Воображение и креативность - это шаги, которые помогают детям лучше мыслить. Творческая игра ребенка может привести ко многим другим формам обучения, которые необходимы для его успеха. Воображение позволяет и дает детям возможность выражать как негативные, так и позитивные эмоции.
Проанализировав развитие применения игровых технологий на уроке в педагогической науке и практике, мы можем сделать вывод о том, что данный вид технологий в последнее время становится все более востребованным. Этому способствуют интересная форма подачи материала, многофункциональность игры, соревновательный компонент и дополнительная мотивация школьников к изучению предмета. Следует отметить, что игра является весьма неоднозначным явлением. Для правильного ее использования в образовательном процессе следует учитывать педагогические условия и особенности проведения игры. Игровая форма подачи материала требует лаконичности этапов, их оригинальности, в то же время педагогу следует не отходить от учебной деятельности, следовать образовательной программе. Также данный вид урока требует от учителя дополнительное время на подготовку к занятию.
Сравнительный анализ результатов экспериментального и контрольного этапов исследования показал, что работа, проделанная на этапе формирующего эксперимента, была эффективна. Уровень развития воображения повысился больше, чем у половины учащихся из экспериментальной группы.
Исходя из результатов проведенного нами исследования, было выяснено, что использование игровой деятельности на уроке является достаточно эффективным средством формирования знаний, умений, навыков и необходимых компетенций учащихся. Применение на одном из уроков данного вида деятельности с соблюдением определенных нами выше педагогических условий позволило ученикам лучше запомнить учебный материал. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
1. Абдульменова, З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности [Текст] // Начальная школа. - 2013. - № 11.- с. 21-26.
2. Абрамова, Г.С., Степанович, В.А. Деловые игры: теория и организация [Текст] // Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая игра, 2016. – 192 с.
3. Абуков, А.Ф. Методологические аспекты использования игры (игрового метода) в педагогике и психологии [Текст] // А.Ф. Абуков / Знание. - 2016. - № 11-3 (40). – с. 51-57.
4. Акмалова, А., Капицын, В.М., Миронов, А.В., Мокшин, В.К. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. [Текст] // под ред. А. Акмаловой. – М.: Политиздат, 2011. – 248 с.
5. Алмазов, Б.Н., Беляева, М.А., Бессонова, Н.Н. и др. Методика и технологии работы социального педагога [Текст] // Под ред. М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2012. - 192 с.
6. Альт, Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского [Текст] / пер. с нем. и примеч. доц. А.И. Пискунова. – М.: Просвещение, 2012. – 150 с.
7. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] // Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2009. – 143 с.
8. Бархинцева, Н.Е. Игровая деятельность в обучении [Электронный ресурс] / Н.Е. Бархинцева // Фестиваль 1 Сентября. – 2007 – 2008. - Режим доступа: http://www.fe**tival.1september.ru/articles/500198/ (дата обращения 15.11.2019).
9. Бахмутова, Л.С. Методы и приемы развития творческого воображения учащихся [Текст] // Л.С. Бахмутова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - С. 116.
10. Бейсембаева, А.К. Игровое моделирование как инновационная технология в образовании [Текст] // А.К. Бейсембаева // Молодой ученый. – 2018. - № 48 (234). – с. 273 – 275.
+еще 48 источников
Тема: | «Влияние игрового обучения на развитие воображения учащихся» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 69 | |
Цена: | 3000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Влияние дидактических игр на развитие мышления детей подготовительной к школе группы
Дипломная работа:
Активизация речемыслительнои деятельности школьников на уроках английского языка на среднем этапе обучения на основе использования игр
Дипломная работа:
Использование игровых технологий в учебном процессе на уроках обж
Дипломная работа:
Диагностика эффективности использования игр при обучении английскому языку на начальном этапе
Дипломная работа:
Развитие творческого воображения учащихся 5-9 классов во внеучебной деятельности