Курсовая работа

«Влияние игрового обучения на развитие воображения учащихся»

  • 69 страниц(ы)
  • 296 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: racetchica

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ 6

1.1. История применения игровых технологий в обучении 6

1.2. Основные методы и технологии игрового обучения с целью развития воображения учащихся 15

Вывод по первой главе 28

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 29

2.1. Диагностическое исследование уровня развития воображения учащихся 29

2.2. Разработка комплекса мероприятий по развитию воображения учащихся посредством использования методов и технологий игрового обучения 39

Вывод по второй главе 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Актуальность исследования. Воспитанию подрастающего поколения всегда придавалось огромное значение в истории человечества. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро. В связи с тем, что человек большую часть своего времени проводит на работе, воспитание и обучение детей перекладывается на плечи школы и педагогов.

Современная система образования нацеливает педагогов на использование в учебном процессе всех имеющихся возможностей и ресурсов, помогающих эффективно воздействовать на ребенка, на заинтересованность его в обучении и познании нового. Умение неординарно мыслить, проектировать предполагаемый результат, создавать новое, преобразовывать уже имеющееся, - все это позволяет творчески развитому человеку легче справляться с проблемами и тяготами современного мира. К одному из наиболее эффективных методов воздействия на ребенка с целью развития воображения является игровое обучение.

Изучение развития детского воображения – одна из важнейших областей педагогики. Но, несмотря на понимание важности данной темы, достаточной изученности, игровые методы применяются на уроках довольно редко. Именно поэтому тема нашего исследования и является актуальной.

Объект исследования: игровые технологии в процессе обучения.

Предмет исследования – применение методов и технологий игрового обучения как одна из наиболее эффективных форм развития воображения учащихся.

Гипотеза исследования: обучение и воспитание учащихся будет более эффективным в случае, если внедрять методы и технологии игрового обучения в учебный процесс.

Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность внедрения в учебно – воспитательный процесс школы методов и технологий игрового обучения с целью развития воображения учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1. осуществить теоретический анализ научной психологической, педагогической, методической литературы по проблеме применения методов и технологий игрового обучения в учебно – воспитательном процессе школы;

2. раскрыть сущность основных методов и технологий игрового обучения, способствующих развитию воображения учащихся;

3. выявить уровень сформированности воображения учащихся;

3. разработать комплекс мероприятий по развитию воображения учащихся посредством использования методов и технологий игрового обучения в учебно – воспитательном процессе.

Теоретической попечения основой родителей исследования условиях являются работы: по пониманию роли игры в жизни ребенка (А.С. Макаренко, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и условиях др.); по вопросам изучения воображения (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Р.С. Немов и др.); работы по Сухомлинск вопросам применения игровых технологий в учебно-воспитательном процессе (В.П. Беспалько, А.Н. Леонтьев, А.С. Выготский и детей др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ, обобщение, изучение документации, эмпирический метод, диагностические (анкетирование, наблюдение, беседы, тесты), практические занятия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий по развитию воображения учащихся впоследствии может использоваться в работе педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Этaпы исследовaния:

1 этап (информационно - поисковый) – был посвящен изучению и aнaлизу литеpaтуpы по пpоблеме исследовaния.

2 этап (исследовательский) – выполнялось исследование уровня развития воображения учащихся.

3 этaп (aнaлитический) – пpоводились aнaлиз и обобщение pезультaтов исследовaния; уточнялись выводы, полученные нa первом и втором этaпaх paботы.

Базой исследования стала группа детей общеобразовательного учреждения в возрасте 10-11 лет.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1.1. История применения игровых технологий в обучении

В современном мире перед учреждениями образования стоит важная задача в обучении и воспитании детей. А.Н. Леонтьев в своей работе «Психологические основы дошкольной игры» говорит, что «. в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (то есть способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия. Это противоречие. может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре.»

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Игра восходит в своем возникновении к первобытнообщинному строю. Но сведений об этом почти не осталось. Древние летописцы увлекались больше строем жизни взрослых людей, описанием их войн и характеров предводителей, словом, более политической стороной жизни, детям обыкновенно уделяли слишком мало внимания, а игры их представляли себе, по-видимому, как едва ли позволительные детские шалости.

Следовательно, в рамках данного исследования нашла свое подтверждение гипотеза о том, что обучение и воспитание учащихся будет более эффективным в случае, если внедрять методы и технологии игрового обучения в учебный процесс.

Развитие воображения в настоящее время является важной потребностью не только нашего общества, но и потребностью каждого человека. На данный момент творчество присутствует практически во всех сферах нашей жизни, а так же является потребностью каждого индивида, в особенности для самореализации и развития. Творческий человек гораздо проще справляется с различными задачами, быстрее находит пути решения проблем, более востребован во многих сферах деятельности, способен к самореализации.

Изучив литературу по данной теме и проведя экспериментальное исследование, мы узнали, что игра является неотъемлемой частью как жизни человека в целом, так и педагогического процесса в частности. Игра - это вид деятельности, в котором ученик может проявить себя в различных позициях, раскрыть собственный потенциал. Кроме того, игра позволяет учителю наилучшим образом взаимодействовать с учеником. Игровые технологии также помогают учащимся в решении задач, которые при использовании данной методики носят скрытый характер, благодаря чему ребенок справляется с данными заданиями легко.

Технология игрового обучения предоставляет различные возможности, чтобы сделать образовательный процесс более увлекательным и приятным с точки зрения обучения одним и тем же вещам по-новому. Элементы, которые делают игру интересной, используются, чтобы сделать обучение более интересным. Общий процесс, в котором образование преподносится ребенку, даже не должен быть похож на сложную игру.

Обучение, основанное на игре, оказывает большое влияние не только на то, как ученики получают образование, но и на формирование их когнитивных способностей и социального поведения. В отличие от обычного обучения, хорошо разработанная игра может инстинктивно передавать содержательный контент. Более того, множество исследований продемонстрировало, как обучающие игры в классе превращаются в осмысленное приобретение знаний, мотивацию к обучению и даже развитие альтруизма.

Широко распространено мнение, что традиционное и стандартизированное образование имеет тенденцию препятствовать творческому мышлению и воображению учащихся. Чтобы этого не происходило, преподаватели и система образования должны уделять особое внимание воспитанию воображения и творчества учащихся. Игры позволяют оценивать обучение так, как учителя не могли раньше. Воображение и креативность - это шаги, которые помогают детям лучше мыслить. Творческая игра ребенка может привести ко многим другим формам обучения, которые необходимы для его успеха. Воображение позволяет и дает детям возможность выражать как негативные, так и позитивные эмоции.

Проанализировав развитие применения игровых технологий на уроке в педагогической науке и практике, мы можем сделать вывод о том, что данный вид технологий в последнее время становится все более востребованным. Этому способствуют интересная форма подачи материала, многофункциональность игры, соревновательный компонент и дополнительная мотивация школьников к изучению предмета. Следует отметить, что игра является весьма неоднозначным явлением. Для правильного ее использования в образовательном процессе следует учитывать педагогические условия и особенности проведения игры. Игровая форма подачи материала требует лаконичности этапов, их оригинальности, в то же время педагогу следует не отходить от учебной деятельности, следовать образовательной программе. Также данный вид урока требует от учителя дополнительное время на подготовку к занятию.

Сравнительный анализ результатов экспериментального и контрольного этапов исследования показал, что работа, проделанная на этапе формирующего эксперимента, была эффективна. Уровень развития воображения повысился больше, чем у половины учащихся из экспериментальной группы.

Исходя из результатов проведенного нами исследования, было выяснено, что использование игровой деятельности на уроке является достаточно эффективным средством формирования знаний, умений, навыков и необходимых компетенций учащихся. Применение на одном из уроков данного вида деятельности с соблюдением определенных нами выше педагогических условий позволило ученикам лучше запомнить учебный материал. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.

1. Абдульменова, З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности [Текст] // Начальная школа. - 2013. - № 11.- с. 21-26.

2. Абрамова, Г.С., Степанович, В.А. Деловые игры: теория и организация [Текст] // Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая игра, 2016. – 192 с.

3. Абуков, А.Ф. Методологические аспекты использования игры (игрового метода) в педагогике и психологии [Текст] // А.Ф. Абуков / Знание. - 2016. - № 11-3 (40). – с. 51-57.

4. Акмалова, А., Капицын, В.М., Миронов, А.В., Мокшин, В.К. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. [Текст] // под ред. А. Акмаловой. – М.: Политиздат, 2011. – 248 с.

5. Алмазов, Б.Н., Беляева, М.А., Бессонова, Н.Н. и др. Методика и технологии работы социального педагога [Текст] // Под ред. М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2012. - 192 с.

6. Альт, Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского [Текст] / пер. с нем. и примеч. доц. А.И. Пискунова. – М.: Просвещение, 2012. – 150 с.

7. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] // Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2009. – 143 с.

8. Бархинцева, Н.Е. Игровая деятельность в обучении [Электронный ресурс] / Н.Е. Бархинцева // Фестиваль 1 Сентября. – 2007 – 2008. - Режим доступа: http://www.fe**tival.1september.ru/articles/500198/ (дата обращения 15.11.2019).

9. Бахмутова, Л.С. Методы и приемы развития творческого воображения учащихся [Текст] // Л.С. Бахмутова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - С. 116.

10. Бейсембаева, А.К. Игровое моделирование как инновационная технология в образовании [Текст] // А.К. Бейсембаева // Молодой ученый. – 2018. - № 48 (234). – с. 273 – 275.

+еще 48 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Влияние игрового обучения на развитие воображения учащихся»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 69
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика