Дипломная работа
«Формирование познавательного интереса у учащихся средних классов к башкирской народной песне на уроках музыки»
- 75 страниц
Введение….….…3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у учащихся к башкирской народной песне.8
1.1.Башкирская народная песня как самобытное явление.8
1.2. Формирование познавательного интереса у учащихся средних классов к башкирской народной песне как педагогическая проблема….32
Глава II. Педагогические условия формирования познавательного интереса учащихся к башкирской народной песни на уроках музыки….42
2.1. Содержание, формы и методы использования башкирской народной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе.42
2.2.Опытно- экспериментальная работа и ее результаты….47
Заключение….….….54
Список литературы.56
Приложение….….….….59
Требование гуманизации и демократизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, направлено на формирование музыкальной культуры подрастающего поколения, развития его познавательного интереса, музыкально-творческих способностей, личностных качеств.
Идеи и тенденции развития национального образования в Республике Башкортостан представлены в «Концепции развития башкирского национального образования» где справедливо отмечено: «Сохранив только один признак национальной принадлежности - преподавание родного языка учащихся, школа фактически превратилась в деструктивный метод по отношению к национальной культуре элемент. Обновленная национальная школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев, которые способны предотвратить духовное обнищание молодежи.»[17].
В связи с этим в сфере образования необходимо учитывать значение эстетического, духовного воспитания, приобщения детей к национальной музыкальной культуре и искусству.
Поскольку основы всестороннего развития подрастающего поколения закладываются в детском возрасте, именно в этот период необходимо уделять пристальное внимание изучению башкирского музыкального фольклора. Он многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту, его думы и чаяния. Именно в народном творчестве отразились со всей полнотой извечные стремления башкирского народа к правде, счастью, справедливости. Большое значение при этом принадлежит башкирской народной песне - величайшему музыкально-поэтическому созданию народного гения. Эстетические идеалы, заложенные в ней, оказали благотворное влияние на многие поколения людей. Благодаря искренности, она учит любить родину, народ, природу, воспитывает чувство товарищества, коллективизма, развивает поэтический вкус, пробуждает творческие способности.
Изучение башкирской народной песни в школе поможет защитить ребенка от многих вредных влияний стихийного музыкального потока, который школьник ежедневно получает с экранов телевизора, по радио, через интернет. В связи с этим необходимо с самого раннего возраста заложить в учащемся прочный фундамент хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества. В этом случае он сможет интуитивно точно оценивать самые различные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления. Отмеченные выше причины обусловили большое значение подрастающего поколения в музыкальном воспитании и образовании башкирского народного искусства.
В определении перспектив музыкально-эстетического развития школьников путем освоения традиций национальной музыкальной культуры значительную роль играют педагогические исследования. Отдельные аспекты изучения национальной музыкальной культуры на уроках музыки изложены в трудах Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевского, Н.А.Терентьевой и др.
Обращение к духовному опыту человечества, к национальной музыкальной культуре способствует нравственно- эстетическому и художественному воспитанию школьников, обогащая их эмоциональный и духовный потенциал, развивая взаимопонимание, творческие способности. Данные идеи отражены в трудах К.Ш.Ахиярова, Г.Н.Волкова и др. Использование традиций народной педагогики является одним из важных факторов в процессе музыкально-эстетического воспитания детей.
Однако, изучив и проанализировав достижения теории и практики музыкального образования, мы пришли к выводу, что при неоспоримой значимости упомянутых исследований, проблема формирования познавательного интереса школьников путем освоения традиций национальной музыкальной культуры своего народа остается недостаточно разработанной. Сложившаяся ситуация требует положительного решения данного вопроса в системе общего музыкального образования.
Большая роль здесь отводится учителю музыки, так как именно он формирует у учащихся истинное понимание красоты, музыкальный вкус через глубокий интерес к искусству, в частности, к народной песне и традициям национальной музыкальной культуры.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему исследования: «Формирование познавательного интереса у учащихся средних классов к башкирской народной песне на уроках музыки».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования познавательного интереса учащихся к башкирской народной песне.
Объект исследования - процесс музыкального образования в школе.
Предмет исследования - педагогические условия формирования познавательного интереса учащихся к башкирской народной песне.
В соответствии с выбранной темой, целью, объектом и предметом исследования нами определена гипотеза: формирование познавательного интереса учащихся к башкирской народной песне будет эффективным если:
1)оно является одним из приоритетных направлений процесса обучения в школе;
2)обоснована специфическая природа познавательного интереса учащихся средних классов;
3)разработаны содержание, формы и методы использования башкирской народной песни на уроках музыки.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
- изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы;
- определение сущности познавательного интереса у школьников средних классов;
- выявление значения башкирской народной песни в формировании личности учащихся в условиях многонационального региона;
- выявление содержания, форм и методов использования башкирской народной песни на уроках музыки;
- формирование у учащихся навыков исполнения и анализа башкирской народной песни.
Теоретико-методологической основой нашего исследования явились:
- общечеловеческие идеи о роли народа в создании духовной культуры и об отношении его к наследию прошлого (Г.С.Галин, Д.Ж.Валеев);
- этнопедогогичесие и художественно-педагогические концепции (Л.М.Кашапова, Э.Б.Абдуллин, К.Ш.Ахияров, Г.Н.Волков);
- теория и методика музыкального воспитания детей (Д.Б.Кабалевский, Н.Г.Ямалетдинова, Л.М.Кашапова);
Для решения обозначенной проблемы исследования нами использовались следующие теоретические и эмпирические методы:
- изучение и теоретический анализ литературы в области психологии, общей и музыкальной педагогики;
- изучение, обобщение и распространение педагогического опыта по формированию познавательного интереса у школьников к национальной музыкальной культуре;
- анкетирование, целенаправленное педагогическое наблюдение и эксперимент.
Экспериментальной базой исследования явилось школа МОУ СОШ №69 Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретического и практического опыта педагогов-новаторов РБ, выявление оптимальных педагогических условий реализации исследуемой проблемы в системе общего музыкального образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на примере изучения музыкального наследия башкирского народа, а также обобщения передового педагогического опыта в Республике Башкортостан разработаны содержание, формы и методы использования башкирской народной песни в общеобразовательной школе.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ К БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1. Содержание, формы и методы использования башкирской народной песни на уроках музыки в общеобразовательной школе
Педагогическая практика показывает, что судьба фольклора и традиций национальной музыкальной культуры зависит, прежде всего, от учителя. Еще в середине 20-х годов ХХ века Б.В.Асафьев, подчеркивая универсальность деятельности учителя музыки, отмечал, что «он должен быть педагогом-просветителем и музыкальным этнографом».
Этнографическая подготовка учителя (приобщение к антропологии, истории искусств, эстетике, фольклористике, музыкальной этнографии и др.) нужна для того, чтобы он сумел ввести детей в фольклор, как в творческое действо, не разрушая синкретической основы. От того, как учитель ведет урок музыки, традиций национальной музыкальной культуры, в ее звуковой, эмоциональной и нравственно-эстетических сферах, возможно, у учащихся, на всю жизнь определится их внутреннее, гармоничное отношение к миру, к жизни, к человечеству.
Национальное музыкальное образование в школе нам видится в создании педагогических условий для овладения учащимися культурой своего и других народов. С этой целью, в рамках нашего исследования, мы выделили башкирскую музыкальную культуру как базовую, представляющую коренной народ республики, на основе которой должны быть сформированы необходимые знания, умения и навыки учащихся, способствующие их восприятию музыкальной культуры разных народов. В формировании нравственных основ личности, ее патриотических чувств и убеждений в современной школьной практике, особая роль должна отводиться народной педагогике, изучению национальных праздников, устному музыкально-поэтическому творчеству и т.д. Эта идея высказана учеными-фольклористами А.М.Сулеймановым, С.А.Галиным и т.д. [22,98].
Следует отметить, что музыкальное воспитание в школе - это в первую очередь организованный творческий процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей учащихся с целью становления их творческой личности. В современной музыкальной педагогике обучение рассматривается как основной путь и средство музыкального воспитания школьников, которые обеспечивают эффективность развития их музыкальности, на основе природных данных.
Народная музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает возвышенные эмоции. Вот почему фольклор стремится воплотить этико-этический идеал - в этом особенность его содержания, особенности его воздействия на ребенка. Отсюда напрашивается вывод о том, что решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет музыкальная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.
В наше время развитие познавательного интереса к башкирской народной песне, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных технических средств обучения, способных воспроизводить музыку, становится доступной формой общения с национальным искусством.
Полезно, в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные задания, которые служат для проверки и закрепления знаний.
Развитие нравственности детей на народных песнях нельзя в принудительном порядке. Только собственным примером педагога, проявляющим любовь и уважение к народным песням, любовь к матери, к сестре и другим, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально- нравственным ценностям. Реализация воспитательной функции, не помогут никакие педагогические технологии, если педагог сам не отвечает тем качествам, который он пытается привить детям.
Обучение школьников должно носить развивающий характер с учетом их возрастных индивидуальных особенностей и знания закономерностей музыкально-эстетического развития детей.
Среди основных методов, применяемых нами на уроках музыки в экспериментальном классе, метод эмоциональной драматургии занимает особые место. Основными принципами этого метода являются эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока. Этот метод обеспечивает «режиссуру» структуры урока, определение кульминации.
Метод проблемного обучения позволил сочетать традиционные изложение материала с проблемной ситуацией, что способствует активизации мышления развития самостоятельности учащихся. Для этого необходимо на уроках создавать проблемные ситуации, чтобы учащихся не теряли внимания.
Метод сравнения или контрастного сопоставления в нашем случае «работал» при отборе башкирских народных песен для урока.
Метод анализа воспитывающих ситуаций проявляется в ситуациях, когда ученику приходиться сделать нравственный выбор и самому сформулировать оценку событиям или героям произведения.
Метод сопереживания является характерным и адекватным эстетической сущности музыкального искусства. Согласно этому методу, мы строили учебный процесс таким образом, чтобы сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествовал бы эмоционально-чувствительный опыт ребенка. Тогда и само произведение башкирского песенного фольклора откроется детям не как совокупность внешних факторов об объективных взаимосвязей, которые ученик воспринимает, сопереживая, находя им аналогии в собственном внутреннем опыте, познавая и развивая свою душу, испытывая сопричастность к культурному наследию человечества.
Словесный метод связан с такими формами подачи материала как бесед, разъяснения, дискуссия, рассказ. Каждое прослушивание народной песни обсуждается на уроках всем классом, дети делятся своими впечатлениями.
Вся сущность метода осознания личностного смысла музыки построена на фундаменте общения. Важно, что общение ведется не по поводу музыки, а благодаря ей. Метод осознания личностного смысла не только требует атмосферы доброжелательности и доверия как необходимого условия для его применения, но и сам рождает эту среду, трудно переоценимую с точки зрения теории восприятия. Применение этого метода требует повторного прослушивания - основы слушательской культуры. Нужны не разговоры о музыке, а выражение собственных переживаний, вызванных интонированием – в этом ее сила, художественная ценность и социальная значимость.
Наглядный метод в системе музыкального образования и воспитания имеет две разновидности:
- наглядно-слуховой;
- наглядно-зрительный (слайды, репродукции картин, схемы, нотные таблицы).
Таким образом, мы выделяем следующие педагогические условия для решения проблемы изучения башкирского музыкального фольклора на уроках музыки:
- профессионализм и авторитет учителя музыки;
- интересные формы занятий;
- учебный материал должен включать в себя высокохудожественные произведения;
- развитая концертная деятельность,
- использование многообразных технических средств обучения,
- развивающий характер обучения;
- учет возрастных индивидуальных особенностей учащихся;
-методы эмоциональной драматургии, проблемного обучения, сравнения, анализа воспитывающих ситуаций, сопереживания, словесный, осознания личностного смысла музыки, наглядный.
Использование башкирских народных песнь на уроках музыки как педагогическая проблема является необходимой частью общего педагогического процесса в школе: изучение национальной музыкальной культуры, музыкальных традиций народа, воспитание на этих традициях чувства гордости за национально-художественные богатства, за национальную культуру. Школа как образовательное учреждение, выпуская из своих стен человека, знающего и умеющего ценить культуру и искусство своего народа, на деле является образным полем искусства.
Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познает окружающую действительность, но и осознает и утверждает себя как личность, ибо музыка обладает таким воздействием на человека, которое помогает его формировать всесторонне, влиять на его духовный мир в целом.
В подготовке уроков музыки с введением регионального компонента педагог может столкнуться с трудностями, потому что, несмотря на достаточное количество существующих программ, этот вопрос на сегодняшний день, к сожалению, остается мало разработанным.
Коренные изменения, происходящие в жизни общества, в том числе и в системе народного образования, требуют отказа от единых типовых школьных программ. Однако высокий уровень и духовный потенциал башкирской народной музыки до сих пор остается невостребованным. Использование в педагогической практике всего ее богатства помогает разрешить эту проблему, так как башкирский музыкальный фольклор таит в себе большие возможности, а развивать и утверждать высокие нравственные ценности у ребенка - это главное.
Наблюдение и экспериментальная работа практики в школах свидетельствуют о том, что при использовании гибких методов и форм, создании условий для приобщения детей к оперному искусству и башкирской национальной музыкальной культуре, достигается эффект музыкального и общего развития.
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя.- М., 1983.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.- М., 1997.
3. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе.- Уфа, 1997.
4. Асафьев Б.В., Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л., 1973.
5. Апраксина О.А. Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе/ под ред. Белобородовой В.К. – М.,1971.
6. Атанова Л.П. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора.- Уфа, 1992.
7. Ахияров К.Ш., Кашапова Л.М. Музыка-школа-труд.- Уфа, Стерлитамак, 1997.
8. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа.- Уфа,2000
9. Ахметов Х.Ф.Башкирские народные песни.- М.,1978.
10. Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка.- Уфа, 1996.
11. Валеев Д.Ж. История нравственного сознания Башкирского народа – Уфа, 1999.
12. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее.- Уфа, 1989.
13. Виноградов Л. Раскрыть музыку в ее целостности «Искусство в школе» № 5.- М.,1994
14. Волков Г.Н. «Эднопедагогика».- М.,1961.
15. Выготский Л. С. Психология искусства М.,1987.
16. Выготский Л.С. Педология подростка- М.,1984.
17. Галина Г.С. Из истории башкирской музыкальной культуры: Пособие по культуре Башкортостана / Башкирский институт развития образования.- Уфа, 2000.
18. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей среднего возраста. - М., 2000.
19. Игнатьев Р.Г. Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и имправизатор.- Уфа, 1989.
20. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательных школ 1-8 классы.- М., 1979-1981.
21. Кашапова Л.М. Башкирская национальная музыкальная культура: программа экспериментального курса, МО РБ, БИРО.- Уфа, 1995.
22. Кашапова Л.М. Содержание, формы и методы изучения национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе.- Уфа, 1996.
23. Кечкина И. Г. Аронина А. И.Развитие творческой активности школьников в условиях комплексного воздействия искусств / методические рекомендации для учителей - Куйбышев, 1991.
24. Кленов А. С. Там, где музыка живет. – М.,1994.
25. Ковалев Н.Е. и другие «Введение в педагогику».- М.,1975.
26. Ковалев А.Г. Психология личности.
27. Коджаспирова Г.М.Коджаспиров А.Ю.Словарь по педагогике.-М., 2005.
28. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.- М.,1976.
29. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир.- Уфа, 1997.
30. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши.- М., 1965.
31. Мавлетов В.С. История и культура Башкортостана, Хрестоматия.- Уфа, 2003.
32. Надршина Ф. Башкирские народные песни, песни предания.- Уфа, 1997.
33. Немов Р. С. Психология книга 2 - М., 2000.
34. Орлов А.А. Цели профессионально- педагогической подготовки учителя.- М.,1990.
35. Петрушин В.И. Музыкальная психология.- М., 1997.
36. Пигарева И.В., Сергеева Г.П. Изучение творческого наследия Д.Б.Кабалевского.- М., 2004.
37. Рахимов Р.Г. Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование.- Уфа, 2001.
38. Руденко С.И. Башкиры. Историко-энографические очерки.-М.,1955.
39. Рыбаков С.Г Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта.-СПБ.,1897
40. Сафанова О. А. Экспресс-анализ и оценка детской деятельности.- Новгород, 1935.
41. Сластенин В.А. Педагогика.- М., 1998.
42. Смирнов В.И. Общая педагогика.- М., 1999.
43. Сулейманов Р. Жемчужины народного творчества Урала.- Уфа, 1995.
44. Терентьева Н.А. Музыально-эстетическое воспитание 1-4 классов.- М.,1994.
45. Теплов Б. М. Психология - М.,1953.
46. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании.- М.,1974.
47. Фоменков М.П. Башкирская народная песня.- Уфа, 1976.
48. Харисова Л.А. Национальная культура в содержании образования.- Казань, 1995.
49. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: научно- методическое пособие 2- е издание.- М.,1999.
50. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В., Теория и методика музыкального образования детей.- М., 1999.
51. Энциклопедический словарь.
52. Ямалетдинова Н. Г., Хусаинова Р. Х. Программа для 1-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназии.- Уфа, 2003.
Тема: | «Формирование познавательного интереса у учащихся средних классов к башкирской народной песне на уроках музыки» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 75 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование познавательного интереса младших школьников к хореографическому искусству на основе народных танцев
Дипломная работа:
Педагогические условия развития восприятия джазовой музыки у школьников средних классов
Дипломная работа:
Педагогические условияразвития восприятия джазовой музыки у школьников средних классов
Дипломная работа:
Развитие познавательной активности учащихся на уроках музыки
Дипломная работа:
Формирование вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов