Дипломная работа

«Формирование вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов»

  • 79 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….…3

Глава I. Теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов….….….…5

1.1.Сущность и содержание вокально-хоровых навыков….….….5

1.2. Характеристика различных составов исполнителей и психологические особенности учащихся младших классов….….15

1.3.Практический опыт применения вокально-хоровой работы в отечественной педагогике…22

Выводы по первой главе….33

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов…35

2.1.Методы и принципы работы над вокально-хоровыми навыками….…35

2.2.Опытно-экспериментальная работа и ее результаты….….49

2.3.Методические рекомендации по формированию вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов….….….53

Выводы по второй главе….66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…71

Введение

Актуальность исследования

Современный этап исторического развития характеризуется огромной динамикой, противоречиями, разными изменениями во всех областях общественной жизни. Это требует пересмотра устоявшихся взглядов и убеждений, также эти изменения касаются системы образования и воспитания.

Многие из педагогических открытий ценностным образом переориентируют школу и учителя, большой акцент уделяется развитию ребенка, созданию условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные верные решения.

В этих условиях большую актуальность приобретают проведение планомерной, систематической, целенаправленной вокально-хоровой работы. Урок, даже самый успешный, обогащенный всеми видами музыкальной деятельности, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда класс остро интересуется каким-либо вопросом, что может быть основой для развития определенных качеств учащихся, ибо есть установленный план.

Одним из решения такой проблемы является хоровое пение, в котором учитель не ограничен строгими временными и плановыми рамками. Это могут быть руководство кружком музыкального творчества, хора, вокального ансамбля, кружка, студии, для развития вокально-хоровых навыков. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьника, формированию его как личности. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, такая работа строится по принципу добровольности, а её содержание должно отвечать личным интересам школьника.

Такой подход даёт возможность всесторонне учитывать их интересы, индивидуальные наклонности, объединять тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся при вокально-хоровой работе больше, чем на уроках, и действительно интересы школьников главенствуют, нельзя исходить только из желаний учащихся. Учитель должен выполнять свою направляющую роль хотя бы потому, что он лучше знает, что понадобится детям в самостоятельной жизни. Ведь иногда та или иная информация по современному искусству, о новых направлениях развития науки и образования никак не совпадает с темой занятий по музыке в школьных уроках. При вокально-хоровой деятельности учитель способен пробуждать интерес школьников, формировать их активность, развивать музыкальное мышление, творческий подход к решению возникающих проблем.

Досуговая деятельность в школах достаточно широка и имеет различные формы. Она проводится в школе путём организации хоровой студии - хор старших и младших классов, вокальных ансамблей, сольного пения. Хоровое пение является наиболее доступной исполнительской деятельностью школьников. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.

Вокально-хоровая работа является важнейшим звеном в работе над развитием и совершенствованием детского голоса. Ансамблевое пение тесно взаимосвязано с хоровым пением, на занятиях большее внимание уделяется индивидуальной работе над голосом – учитель имеет возможность следить за качеством звучания каждого певца и одновременно работать над навыками коллективного исполнения.

Проблемой внеклассной музыкальной деятельности занимались такие ученые как Ю.Б. Алиев «Методика музыкального воспитания детей», О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания», Г.П. Стулова «Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре», Е.М. Малинина «Вокальное воспитание детей», В.К.Тевлина «Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе».

Актуальность проблемы, практическая значимость определили тему нашего исследования: «Формирование вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов».

Цель исследования: изучение иобобщение путей формирования вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов.

Объект исследования: процесс музыкального образования в школе.

Предметисследования: содержание, методы и средства формирования вокально-хоровой работы.

Задачиисследования:

- изучить степень разработанности в музыкально-педагогической теории и практике проблемы формирования вокально-хоровой работы в школе;

- раскрыть сущность понятий «внеклассная музыкальная деятельность», «хоровое пение», «вокально-хоровая работа»;

- выявить методы и средства вокально-хоровой работы;

- охарактеризовать возрастные особенности учащихся младших классов;

- определить критерии оценки уровнязвукообразования, певческого дыхания, артикуляции, слуховых навыков, дикции, эмоциональной выразительности исполнения.

- разработать методические рекомендации по работе хорового пения, направленных на формирование вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов и определить эффективность проведенной работы.

Методы исследования: анализ изучаемой литературы, метод наблюдения, анализ данных, обобщение, организация опытно-экспериментальной работы.

Методологической основой исследования являются: положения о вокально-хоровой работе, его методах и средствах формирования (С. Т. Шацкий, Д.Е.Огороднов); работы по хороведению, характеристиках возрастных особенностей младших школьников (В.А.Самарин, Ю.Б.Алиев. Г.Дмитриевский, В.Л. Живов,); научно обоснованные подходы к изучению проблем воспитания (Н.М. Болдырев, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, И.Ф.Харламов); исследования музыкально-художественной деятельности школьников (Ю.Б.Алиев, С.М. Каргапольцев и др.).

База исследования: МОБУ СОШ д.БайназаровоБурзянского района

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя по три параграфа, также заключение, список литературы .

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов

1.1.Сущность и содержание вокально-хоровых навыков

Внеклассная деятельность представляет собойсоставную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и другое. Большое развитие внеклассная работа получила в 20е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная работа чаще всего сливалась с работой этих организаций (8, с. 151).

Разнообразная внеклассная воспитательная работа формирует у детей интерес к различным видам деятельности, пробуждает к активному участию в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человек. Причем каждый вид вне учебной деятельности — творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект (29, с. 33).

Под внеклассной музыкальной деятельностью понимают различные внешкольные работы, преемственно связанные с общим музыкальным образованием, осуществляемым на уроках музыки. Это образование можно охарактеризовать как «образование по выбору, свободное, неформальное образование, в котором педагог гармонизует образовательный путь с природой ребенка, его интересами, потребностями и способностями»(1, с. 220).

Известный советский педагог, музыкант, композитор Д. Б. Кабалевскийв значительной мере В сборнике хоровых аранжировок «» представлены произведения зарубежных, русских и башкирских композиторов для различных составов исполнителей и различных по степени трудности. На ряду с двух – трехголосными переложениями даны и более сложные. Это дает возможность широкого использования данного материала в самых разных коллективах. В сборнике даны практические рекомендации хормейстере для работы над представленными произведениями. Сборник будет большим подспорьем в деятельности руководителей детских коллективов, учителей музыки, преподавателей средне – специальных и высших учебных заведений, так же широкому кругу практикующих музыкальных работников.

Хоровое исполнительство в школах сейчас переживает новый этап развития. Для того чтобы привлечь детей в хор, нужно предлагать интересные и современные произведения. Хормейстеры очень часто сталкиваются с трудностью формирования репертуара: объективно не хватает изданий, а те, что есть, не всегда отвечают возможностям школьных хоров и ансамблей. Поэтому при составлении нашего сборника хоровых аранжировок «Радость - музыка» были учтены пожелания школьных учителей музыки и преподавателей средне-специальных учебных заведений.

Воспитательные возможности хорового пения велики. Некоторые характерные особенности данной формы детского музыкального образования очень важны в свете решения нашей проблемы. Например, воспитание в коллективе, индивидуальный подход к учащимся, возможности хорового коллектива во внеклассной и просветительской деятельности. Привлекают также огромные воспитательные потенциалы хорового пения, определяющиеся воздействием на человека единства музыки и слова в песне, самой природой певческого звучания, вызывающего сильные эмоции. Хоровая деятельность имеет дело с коллективными, а потому более сильными чувствами. Поэтому эмоциональность восприятия музыки здесь проявляется более всего. Хоровая деятельность, являясь формой организации свободного времени детей, внеклассным и внешкольным видом их деятельности, вместе с тем представляет собой учебное занятие, где должно быть налажено последовательное, систематическое обучение детей музыкальному искусству.

В исследовании Г.С.Федорова, проведенном под руководством академика В.Н. Шацкой, подтвердилась рабочая гипотеза, заключающаяся в утверждении, что «…наиболее эффективной формой музыкально-эстетического воспитания детей в процессе певческой работы на уроках музыки может быть только классный хор». (54, с. 23). Исследователь подчеркивает, что хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся на уроке. Под хоровой организацией он подразумевает создание обстановки, которая бы, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия классного хора, а с другой – способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду исполнительской деятельности.

Подготовка и исполнение каждого вокально-хорового произведения – это многоэтапный процесс: непосредственно центральное эмоциональное впечатление, анализ музыкального языка с целью основания исполнительского плана, нагрузка по разучиванию и усвоению материала, накопление вокально-хоровых умений, неоднократные повторения произведения. Решающие к улучшению исполнения. Заключительный этап — донесение музыкально-поэтического образа до слушательскойаудитории.Все это должно сопровождаться получением учениками определенного круга знаний и приобщением их к певческой культуре. Действительно, «выразительное художественное хоровое исполнение требует овладения каждым учащимся сложным комплексом вокальных навыков. Они являются той основой, без которой хоровое пение воспитательного значения иметь не может. Одновременно с индивидуальным певческим развитием происходит формирование хоровых навыков.» (35, с. 67).

При выборе произведений, вошедших в состав сборника, мы руководствовались следующими принципами: песни должны иметь художественную ценность, воспитательную направленность; являться доступными по содержанию; отвечать возрастным особенностям того или иного состава исполнителей, наконец, быть яркими и интересными для детей.

В сборник «Радость – музыка » вошли произведения различных стилей и направлений: эстрадные песни зарубежных и российских композиторов, русские народные песни, а так же песни башкирских авторов, представляющих наш регион.

Хоровые аранжировки сделали произведения более насыщенными, полными, не нарушив при этом музыкально-художественный образ оригинала.

«…Работа над выстраиванием двухголосия в школьном ансамбле всегда сложна и кропотлива, требует сосредоточенности и заинтересованности детей в конечном результате. Сборник хоровых аранжировок «Радость - музыка», несомненно, поможет сделать этот процесс более увлекательными, так как представленные произведения интересны, легко ложатся на слух, а переложения сделаны грамотно, с учетом всех возрастных особенностей детей. Разнообразная тематика и стилистика песен поможет в развитии музыкального кругозора школьников…»

«…Предлагаемые аранжировки для юношеского состава хора (S,А юноши) очень востребованы в настоящее время. Данная хоровая литература особенно актуальна для хоровых коллективов средних музыкальных и музыкально-педагогических учреждений, возраст учащихся, который составляет в среднем 14-17 лет. Это возраст мутации и укрепления голосового аппарата; и очень важно в такое время (особенно для мужского состава хора) во-первых, подобрать вокально-хоровую литературу удобную для голоса; во-вторых, привлечь внимание и интерес учащихся к высокохудожественным произведениям хорового искусства. Переложения «Битва за Иерихон», «Рождественский колокольчик», «Пахал Захар огород» отвечают всем этим требованиям…»

Работа над произведениями, входящими в сборник хоровых аранжировок «Радость - музыка» будет способствовать развитию самых различных вокально-хоровых навыков, в том числе и навыку исполнения многоголосия. Все произведения прошли апробацию и показали свою практическую значимость.

Формирование вокально-хоровых навыков выходит одновременным включением в работу почти цельных элементов вокально-хоровой техники на начальном звене обучения, далее углубление их в следующие века. Последовательность и постепенность основания вокальных и хоровых навыков должен выглядеть так: вокальные навыки начинают формироваться с напевного звучания на почве элементарного овладения певческим дыханием.

Певческое дыхание отличается от физиологического, Выдох огромно удлиняется. А вдох укорачивается, Дыхательный процесс произвольно управляемый. Волевой.

«Сибай – минен йэшлек калам» («Сибай – город моей молодости»). Во время работы над произведением некоторые сложности могут возникнуть в девятом такте в движении второго голоса. Перед разучиванием необходимо настроить детей – пропеть развернутое тоническое трезвучие. Применение этого приема позволит детям более уверенно исполнить свою партию. Использование в репертуаре детского хора произведения местных композиторов развивает у детей чувство патриотизма, любви к родному краю.

Переложение песни «Love me tender» (слова и музыка Э. Пресли, В. Мэтсон) предназначено для двухголосного состава исполнителей. Характер произведения – спокойный, требует мягкого, ровного звука. Можно рекомендовать прослушать оригинальное исполнение. Особую сложность представляет разучивание партии второго голоса, так как здесь встречается движение мелодии по полутонам. При разучивании обратить внимание детей на то, партии дублируются в аккомпанементе.

Переложение русской народной песни «Коляда» так же предназначено для двухголосного состава исполнителей. Это произведение шуточного характера. Партия второго голоса довольна простая. Некоторую сложность может представлять четкое проговаривание в достаточно быстром темпе текста запева. Сначала следует отработать произношение в медленном темпе. При желании можно во время пения добавить танцевальные движения. Их использование придаст яркость, зрелищность. Можно рекомендовать это произведение для начального этапа работы над многоголосием.

«Янгыз калма азашып». Написано в подвижном темпе и носит черты вальса. Музыка яркая, запоминающаяся, легко воспринимается как слушателям, так и исполнителями. Ритмический рисунок достаточно сложен. Подвижный темп и распев слогов на мелких длительностях требуют особого внимания при разучивании. Целесообразно распевы закрепить сначала в медленном темпе, затем постепенно ускорять, добиваясь легкого, но точного звучания. Динамика на протяжении всего произведения не меняется. Несмотря на то, что в переложении всего два голоса, работа над выстраиванием интервалов может потребовать от исполнителей достаточных усилий. Партия

Заключение

Внеклассная музыкальная деятельность в виде организации хорового коллектива является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьника, формированию его вокально-хоровых навыков. Мы убедились в том, что хор в отличие от учебной работы строится по принципу добровольности и её содержание отвечает личным интересам школьника. Так же она даёт возможность всесторонне учитывать наклонности, индивидуальные особенности детей, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников, их возрастных особенностей.

С целью обобщения путей формирования вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов по теме нашего исследования, мы провели опытно-экспериментальную работу. В соответствии с поставленными задачами исследования была изучена и проанализирована музыкально-педагогическая литература по проблеме.

Организация школьного хора позволило нам повысить вокально-хоровые навыки - повышение на 13% имеется у участников со среднеразвитым уровнем развития звукообразования. Уровень развития певческого дыхания в среднем выросла на 14%, так же диаграмма показала, что у детей с ярко выраженной артикуляцией повысилось на 6%. Следующие результаты показали наивысший результат – это слуховые навыки. Они выросли на целых 20%, понижая тем самым количество учащихся со слаборазвитым уровнем развития чистого интонирования. Дикция составила 2%.

При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень вокально-хоровых навыков, но и в значительной степени изменилась мотивация школьников на посещение занятий хорового пения, а так же их интересов.

Для повышения эффективности занятий необходимо применение различных методов и приемов вокально-хоровой работы, соблюдение принципов работы с хоровым коллективом, а так же непрерывность и последовательность в использовании материалов для разучивания произведений.

Занятия в хоровом коллективе для школьников младших классов имеют огромное значение для формирования познавательной деятельности и вокально-хоровых умений и навыков. Учащиеся в условиях систематически-проводимых хоровых занятий имеют успех не только на уроках музыки, но и в других видах учебной и внеклассной деятельности.

По результатам диагностирования школьников, посещающих хоровой коллектив, были проведены контрольные срезы, которые выявили уровень развития вокально-хоровых навыков. После мы выявили положительный рост развития звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, слуховых навыков и дикции на занятиях хорового пения и получили высокие результаты.

Результаты наших исследований могут быть использованы учителями музыки в общеобразовательных школах для формирования вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Под общей редакцией М.И.Ройтерштейна. – М., 2006.

2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М., 2004.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.

4. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей / Ю.Б.Алиев. – Воронеж, 1998.

5. Анисимов В.П. \"Элементы художественно - исполнительской культуры хора. Дирижер - хормейстер\" Л., 1976.

6. Апраксина О.А. \"Методика развития детского голоса\" М., 1983

7. Асафьев Б.В. Вопросы музыки в школе/Под ред. И.Глебова. – Л., 1926.

8. Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М., 1980. Внеурочная работа // Российская Педагогическая Энциклопедия М.: 1993.

9. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. М., 1956.

10. Балашов В. \"Поэтическое слово и вокальная интонация\" // Работа в хоре. - М., 1977.

11. Балашов В. «Поэтическое слово и вокальная интонация»// Работа в хоре М., 1977.

12. Васенина К.В. Проблема слова в пении / К.В.Васенина // Вопросы вокальной педагогики. – 1969. – Выпуск 4.

13. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение: монография / Л.А.Венгрус. – СПб., 2000.

14. Вербов А.М. Техника постановки голоса / А.М.Вербов. – 2-е изд. – М., 1961.

15. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре - М., 1967.

16. Витт Ф.Ф. Практические советы обучающимся пению / Ф.Ф.Витт; под ред. Ю.А.Барсова. – Л., 1968.

17. Глинка М.И. Полное собрание сочинений Т. XI.– М., 1963.

18. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе.- 1988.- №2.

19. Готлиб А. Основы ансамблевой техники / А.Готлиб. – М., 1971.

20. Дмитриев Л. «К вопросу об установке голосового аппарата в пении» // Труды ГМПИ им. Гнесиных, Вып. 1 М.,1959

21. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 1968.

22. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М.Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1989.

23. Добровольская Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре /Н.Н.Добровольская. – М., 1987.

24. Добрынина М. \"Об условиях и некоторых принципах воспитания чистой интонации у певцов. Вопросы физиологии пения и вокальная методика\" Вып. XXV.М., 1969.

25. Егоров А.А. Теория и практика работы с хором. – Л., 1951.

26. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В.В.Емельянов. – Санкт-Петербург, 1997.

27. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. – М., 2003.

28. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке общеобразовательной школы // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1 – 3 классы. – М., 1985.

29. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М., 1980.

30. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников М.: 1983.

31. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л. 1967.

32. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей / Е.М.Малинина. – М.; Л., 1967.

33. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М., 1987.

34. Менабени А.Г. Методы вокальной работы в школе / А.Г.Менабени // Музыкальное воспитание в школе. – 1976. – Выпуск 11.

35. Морозов В. «Исследование дикции в пении у взрослых и детей» // Развитие детского голоса М., 1968.

36. Морозов В. «Тайны вокальной речи». - Л., 1967.

37. Назайкинский Е. \"О музыкальном темпе\". - М., 1967.

38. Огороднов Д.Е. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле / Д.Е.Огороднов. – Киев, 1980.

39. Птица К.Б. «Работа с детским хором». - М.,1981.

40. Ровнер В. Вокальный ансамбль. Методика работы с самодеятельным коллективом: учебное пособие / В.Ровнер. – Л., 1984.

41. Румер М.А. Начальное обучение пению / М.А.Румер. – М., 1982.

42. Самс В. Мой опыт работы с вокальными ансамблями / В.Самс. – Рига, 1957.

43. Соколов В. \"Средства художественной выразительности. Работа с хором\". - М., 1983.

44. Соколов В. «Средства художественной выразительности. Работа с хором».- М., 1983.

45. Соколов В. «Работа с хором» 2-е издание. - М., 1983.

46. Струве Г.А. Поет школьный хор / Г.А.Струве. – М.,1981.

47. Стулова Г.П. Хоровой класс (Теория и практика вокальной работы в детском хоре): Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М., 1988.

48. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П.Стулова. – М., 1992.

49. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: учеб.пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Г.П.Стулова. – М., 2002.

50. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа / В.К.Тевлина // Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 15. – М., 1982.

51. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье. Берн // Ушинский К.Д. Избр.Пед.соч.: В 2 т. – Т.2. – М., 1974.

52. Ушинский К.Д. Сочинения Том 9. - М., 1950.

53. Ушинский К.Д. Сочинения, Том 3. - М., 1948.

54. Федоров Г.С. Хоровой коллектив – основная форма организации работы по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников в условиях класса: Автореф.дисс.канд.пед.наук. – М., 1974.

55. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. - М., 1991.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 79
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика