Дипломная работа
«Основные компетенции и уровни компетентности в аспекте требований егэ уровня с5»
- 58 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА. 5
1.1.Понятия «компетенция» и «компетентность» 5
1.2.Основные идеи компетентностного подхода 12
1.3. Проблемы компетентностного подхода. 15
1.4.Содержание ключевых образовательных компетенций. 17
1.5.Классификации ключевых образовательных компетенций. 26
ГЛАВА2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА. 33
2.1. Ключевые (базовые) компетенции, необходимые для реализации уровня С5 33
2.2. Предметные компетенции 34
2.3.Границы компетенции уровня С5. (Отличие от группы B1-B14, C1-C6). 35
2.4. Уровни компетентности 39
2.5. Образцы заданий для контроля и оценки по определению уровня компетентности. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность выпускной квалификационной работы определена введением Федерального государственного образовательного стандарта, строенного на формировании основных компетенций у обучающихся. Такой подход требует от педагога внятного осмысления того, какие базовые и специальные качества личности необходимы ученику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности - совокупность сведений о деятельности, которая включает описание методов, средств, целей и результатов деятельности. От педагога требуется научить школьников тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ теоретических обоснований и определение основных компетенций, уровней компетентности, необходимых для реализации задач уровня С5 предмета математики.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- выявить возможности компетентностного подхода при обучении математике и пути реализации уровня С5.
- описать основные компетенции и уровни компетентности в аспекте требований ЕГЭ уровня С5.
- привести образцы заданий для определения уровня компетентности.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении раскрывается актуальность темы, ставятся цель и задачи работы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты компетентностного подхода, понятия компетентности и компетенции, основные идеи компетентностного подхода, представлены различные классификации ключевых компетенций.
Во второй главе предложены конкретные приемы реализации компетентностного подхода на разных этапах урока математики при решении задач уровня С5, приведены образцы заданий для контроля и оценки по определению уровня компетентности.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.
1.1.Понятия «компетенция» и «компетентность»
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Несмотря на довольно частое употребление рассматриваемых категорий в педагогической практике, в настоящий момент отсутствует однозначная трактовка понятий «компетенция» и «компетентность». Кроме того, расходятся мнения ученых относительно соотношения данных категорий, их классификации и видов. Согласно словарю Merriam-Webster, первые упоминания термина «компетенция» относятся к 1605 году. В тоже время, И. А. Зимняя полагает, что понятие компетентности связано с именем Аристотеля, изучавшего «возможности состояния человека, обозначаемого греческим "atere” – «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности»[1]. Понятие компетентности широко используется в начале XX века в быту и литературе. Так, «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке» 1907 года, определяет компетенцию, как «достаточная осведомленность, необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений». Словарь иностранных слов 1933 года дает определение компетенции, как круга полномочий какого-либо учреждения или лица. Однако в образовательной среде понятия «компетентность» и «компетенция» получили свое распространение лишь в 60-70-х года XX века. Некоторые исследователи полагают, что это связано с запуском СССР искусственного спутника Земли в 1957 году, следом за которым система американского образования подверглась резкой критике. В 1965 году Н. Хомский вводит понятие компетентности в теорию языка. На основании его идей, высказанных в труде «Аспекты теории синтаксиса», в 70-е года прошлого века в Америке осуществляется переход к компетентностно-ориентированному образованию. Таким образом, в 1960 – 1970 годах вводятся категории «компетентность» и «компетенция», закладывается понимание сущности данных понятий, создаются предпосылки разграничения данных терминов, появляется новое понятие «коммуникативная компетентность». В 1984 году появляется работа Джона Равена «Компетентность в современном обществе». Автор не только приводит развернутое определение компетентности, но и излагает свои представления о природе компетентности, различает виды компетентностей и осуществляет их классификацию. Компетентность трактуется Дж. Равеном, как жизненный успех в социально значимой области. Он выделяет 39 видов компетентностей, которые отождествляет с «мотивированными способностями». Среди выделенных Дж. Равеном видов: способность к самообразованию, самоконтроль, критическое мышление, готовность к решению сложных проблем, уверенность в себе, настойчивость, способность к совместной работе, персональная ответственность и другие. Данная работа послужила толчком для исследователей во всем мире, в том числе и в России, к активной работе по проблеме определения понятия и видов компетентностей. В 1990 году появляются работы Н.В. Кузьминой и Л.А. Петровской, в которых компетентность рассматривается, как «свойство личности». Разработкой проблемы компетентности в это время занимаются Л.П. Алексеева, А.К. Маркова, Л.М. Митина[2]. В толковом словаре русского языка компетентность определяется как «осведомленность, авторитетность», а компетенция имеет два значения: «1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом», «2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросу, явлений (право)».
Понятия «компетенция», «компетентность» все активнее выходят на методологический, общепедагогический и дидактический уровень, что обусловлено с их системно-практическими функциями и интеграционной метапредметной ролью в общем образовании[4].
Латинский глагол «competere» означает «требовать», «соответствовать», прилагательное «competens» – соответствующий, способный. В английском языке, «competence» – способность, компетенция. «Компетентный (лат. competens, competentis – надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо[5]. Согласно другой точке зрения, термин «competence» происходит от английского глагола «to compete» – «соревноваться» и в дословном переводе означает «способность соревноваться», «соревновательность»[6]. В дидактическом отношении из двух значений слова «компетенция» более применимо то, в котором выделяются знания и опыт деятельности в
определенной сфере. Концептуальной группой проекта «Стандарт общего
образования» сформулировано следующее определение: компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач[7]. В другом документе, отражающем стратегию модернизации содержания общего образования «способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи» определяется уже как компетентность[8].
По-видимому, наиболее простым среди различных определений компетентности является следующее: компетентность – это умение, опыт в той или иной области. Чаще всего под этим термином понимают сложное интегрированное качество личности, обусловливающее возможность осуществлять некоторую деятельность в областях социальной практики.
Анализируя соотношение понятий «компетенция» и «компетентность», А. В. Хуторской отмечает, что компетенция характеризует круг вопросов, в которых субъект осведомлен, или круг полномочий, прав субъекта, объект, предмет и содержание деятельности, то есть сферу деятельности, а также определенный круг реальных объектов (предметов), по отношению к которым эта деятельность осуществляется и, соответственно, задается компетенция. То есть компетенция имеет нормативный характер, задает требование, общее качество, стандартизованное для многих индивидов, вводимое в качестве общей нормы. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность же – качество личности, определяющее успешность выполнения того или иного вида деятельности. По выражению А. В. Хуторского, компетенции отражаются в «Минимумах» (обязательный минимум содержания основных образовательных программ), компетентности – в «Требованиях» (требования к уровню подготовки выпускников)[9].
По мнению И. А. Зимней, компетенции – некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях[10]. В. В. Лебедев дает следующие определения: компетенция – система, состоящая из понятийного аппарата и действий, отражающую некоторые объекты и позволяющая субъекту взаимодействовать с ними в определенных контекстах; компетентность – субъектный опыт человека, эффективно реализуемый посредством интериоризированных компетенций в определенных контекстах.
При этом под объектами могут пониматься идентичность, ценности и убеждения личности, ее качества, состояния, стратегии, мотивация и т.д., а взаимодействие обозначает процесс, в котором субъект и объект дополняют друг друга[11].
Рядом авторов компетентность определяется через способности: способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи[12]; общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению[13]; способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности[14]; способность результативно действовать, способность достигать результата – эффективно разрешать проблему[15]. В некоторых определениях компетентности ключевым понятием, наряду со способностью, является также «готовность». В словаре С. И. Ожегова под готовностью понимается «согласие сделать что-нибудь» или «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь»[16]. Понятие «состояние» характеризует компетентность ученика, готового использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности, но в данном случае не учитывается личностное смысловое отношение ученика к предстоящей деятельности, к предмету этой деятельности, а также не конкретизируется, какие именно практические и теоретические задачи будут решаться при реализации компетенции.
И. Г. Агапов определяет компетентность как общую способность и
готовность, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. При этом готовность понимается как личностная составляющая, а способность – как деятельностная составляющая (то, что не сводится к знаниям, умениям,
навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике)[17].
В ходе исследования были достигнуты поставленные цели и задачи.
Работа содержит необходимый теоретический и практический материал в виде основных понятий, решенных примеров и задач.
Практическая значимость работы состоит в том, что компетенции и уровни компетентности могут быть использованы школьниками, учителями при подготовке к ЕГЭ по математике.
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: ИЦПКПС, 2004. – 155 с.
2. Библиографическое описание: Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» [Текст] / Ю. С. Кострова // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 102-104.
3. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., 2002. с. 281 - 296.
4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
5. Словарь иностранных слов. – М.: Русск. яз., 1986. – 608 с.
6. Мясников В., Найденова Н. Компетенции и педагогические измерения// Народное образование. – 2006. – № 9. – С. 147–151.
7. Образовательный стандарт основной школы: Материалы семинара / Под ред. В. Д. Шадрикова, Э. Д. Днепрова. – М., 2002. – 162 с.
8. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 238 с.
9. Хуторской А. В. Соотношение деятельности и содержания образования // Школьные технологии. –2007. – № 3. – С. 10–17.
10. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: ИЦПКПС, 2004. – 42 с.
11. Лебедев В. В. Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования// Школьные технологии. – 2007. – № 2. – С. 97–103.
12. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно- экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 238 с.
13. Шишов С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. – № 2. – С. 30–34.
14. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 138–143.
15. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения / Под ред. А. Г. Каспржака, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение. 2004. – 458 с.
16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русск. яз., 1990. – 917 с.
17. Агапов И. Г. Теоретические основы технологического обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе: Дис. пед. наук. – М., 2001. – 367 с.
18. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М.: Черо, 1996. –336 с.
19. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
20. Л.О. Филатова. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование.-2005.-№7.-С.9-11.
21. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника// Народное образование. – 2004. - №4. – С.136 – 143.
22. Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11.
23. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - h**t://w*w.eidos.r*/journal/2005/0910-12.htm.
24. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентстностый подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно – методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с.
25. Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. – 2006. - № 5. – С. 19-25
26. Ищенко В. Системно-ориентированная технология (компетентностный подход) // Высшее образование в России. – 2005. - № 4. – С. 40-45.
27. Савелова Е. Формирование культурной компетентности // Высшее образование в России. – 2004. - № 11. – С. 61-65.
28. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника // Учитель. – 2004. - № 5. – С. 12-17.
29. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003.- с. 22-27.
30. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал \"Эйдос\". - 2006. - 23 апреля. h**t://w*w.eidos.r*/journal.
Тема: | «Основные компетенции и уровни компетентности в аспекте требований егэ уровня с5» | |
Раздел: | Математика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 58 | |
Цена: | 2300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Уровни компетентности, необходимые для реализации задачи уровня C1 ЕГЭ по математике.
Контрольная работа:
Кейс витте вариант 2 Исследование социально-экономических и политических процессов
Отчет по практике:
Совершенствование организации документационного обеспечения деятельности службы кадров в Псковской областной клинической больнице
Дипломная работа:
Основы управления хором в подготовке будущего педагога музыканта
Контрольная работа:
Бюрократизм и пути его ограничения в органах государственного управления