Дипломная работа

«Становление гражданской позиции личности ребенка на уроках музыки»

  • 93 страниц
Содержание

Введение….…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ

1.1. Гражданская позиция личности ребенка…8

1.2. Музыкальное искусство как средство воспитания гражданской позиции….19

1.3. Предмет музыка с точки зрения гражданственности….28

Выводы по первой главе….35

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ

2.1. Передовой педагогический опыт гражданского воспитания школьников на уроках музыки…36

2.2. Педагогические условия формирования гражданской позиции на уроках музыки…48

2.3. Педагогический эксперимент, его результаты….52

Выводы по второй главе….65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….69

ПРИЛОЖЕНИЕ.…75

Введение

Актуальность проблемы исследования. Нравственное воспитание является одной из главных составляющих личности любого человека. Это качество является огромным духовным богатством и ценится с глубокой древности и особо актуально в наши дни. Нравственность ребенка – это отражение формирования его мировоззрения и личной позиции по отношению к окружающему его миру. Чем больше он узнает его, тем больше он должен знать об обществе, уметь правильно взаимодействовать с другими людьми, уважать их права и достоинства, оценивать их поступки. Основываясь на формируемых в себе нравственных качествах и вступая в социальное взаимодействие, он начинает проявлять свою позицию по отношению к людям, которые его окружают - гражданам, что является проявлением гражданской позиции.

Активная гражданская позиция, которая соответствует заказу общества и государства, проявляется в любви к обществу и Отечеству, а это является основой нерушимости и мощи государства, что будет актуально во все времена.

К сожалению, люди в современном обществе обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Социальная стратификация представляет собой треугольник, где верхний угол - богатый слой общества, а основание – это малоимущие. Средний слой населения представляет лишь малую его часть, вследствие чего мы видим большое социальное расслоение между богатыми и бедными. К тому под влиянием Запада в ежедневной демонстрации красивой жизни происходит подмена нравственных ценностей. Наблюдая несправедливость внутри своего государства, и сравнивая картину жизни за рубежом, ребенок проводит анализ и делает свои выводы. В его глазах происходит падение авторитета Родины с ее великой историей, наносится огромный ущерб чувству верности своей стране и солидарности с ее народом. Все это способствует формированию неправильной пассивной гражданской позиции.

Актуальность проблемы гражданского воспитания не вызывает сомнений и связана со следующими положениями:

Во-первых, наше общество нуждается не только в образованных людях, но и высоконравственных, четко ориентирующихся в правильном выборе своей гражданской позиции.

Во вторых гражданское воспитание направлено на формирование у ребенка гражданской компетентности.

Различные аспекты гражданского воспитания представлены в работах по теории и методике воспитания (Е. В. Бондаревская, В. Г. Бочарова, О. С. Богданова, Б. С. Гершунский, В. А. Караковский, Б. Т. Лихачев, Т. Н. Мальковская, Н. Д. Никандров, Т. А. Стефановская, А. Н. Тубельский, С. Н. Чистякова, Г. Н. Филонов, М. И. Шилова, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург и др.). Психолого-педагогический аспект становления позиции личности рассматривают в своих работах педагоги и психологи как отечественные (Л. С. Выготский, Э. Ф. Зеер, В. В. Игнатова, Т. Н. Мальковская, Г. И. Румынина, Т. А. Сливинская, В. И. Слободчиков и др.), так и зарубежные (К. Роджерс, Ж. П. Сартр, Э. Фромм и др.). Проблема становления различных аспектов гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л. Н. Боголюбова, Н. М. Воскресенской, Б. Ф. Горелика, А. Ю. Лазебниковой, В. И. Купцова, И. Л. Судаковой, Я. В. Соколова, Г. Н. Филонова, Л. Л. Хоружей и др.

Проблемы гражданского воспитания рассматриваются в работах таких педагогов как В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Т.С. Буторина, Н.П. Овчинников, А.С. Гаязов, К.Ш. Ахияров, И.И. Валеев, Н.К. Крупская, А. В. Лунчарский. В различной степени глубины и полноты анализа она рассматривалась в трудах С.Т.Шацкого, Н.И.Болдырева. Философские аспекты образования в целом отражены в исследованиях С.И.Архангельского, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, В.И. Загвинского. Концептуальным вопросам воспитания посвящены работы В.Л.Бенина, В.Г. Бочаровой, Г.И. Гайсиной, Т.А. Стефановской, В.М. Янгировой. Отдельные аспекты воспитания гражданственности исследовались Т.К. Ахаян, О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, А.С. Гаязовым, Т.Е. Конникоковой, Т.Н. Мальковской, В.А. Тихомировой, Д.С. Яковлевой.

Психологические аспекты рассматривались в трудах Л.С. Выготского, Е.А. Климова, И.С. Кона, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова.

Гражданственность предстает перед учащимся как составляющая нравственного становления личности, воспитываемая через воздействие семьи, общества и конечно школы включающий интегрированный цикл общеобразовательных предметов: историю, литературу, русский язык, национальный язык, мировую художественную культуру, музыку.

Музыка является одним из эффективных средств формирования нравственных качеств человека. Она объединяет моральную, эмоциональную, эстетическую сферы человека. Музыка в школе – это не только учебный предмет, но и средство воспитания, воздействующее на эмоции и духовную жизнь человека. Музыка разговаривает на языке чувств, может выразить то, что не предать словами.

Вклад в изучение проблемы гражданского воспитания средствами музыки внесли такие ученые, как Ландовска В. (музыкальная педагогика и проблемы гражданско-патриотического воспитания), В.А. Сухомлинский (влияние музыки на чувства и эмоции учащегося), Е.Д. Критская (идея патриотизма на уроках музыки), Д.И. Кабалевский (любовь к музыке моего народа, патриотизм, музыка в борьбе за свободу), Ю.Б. Алиев (формирование музыкальной культуры школьников), Н.Г. Ямалетдинова (воспитание толерантности к культуре разных национальностей), А.Г. Болгарский (формирование интереса к народной музыке), А.Н. Сохор (соотношение музыкальной культуры общества и личности) и др.

Самое глубокое впечатление на учащихся производят рассказы о жизни великих композиторов, об их непреодолимой любви к своей Родине, будь то русские композиторы или зарубежные, и музыка, рисующая человека и общество, свободу и угнетение, счастье и горе. Эта музыка помогает представить и пережить все чувства, которые испытывал композитор: неистовую любовь и тоску по отечеству. Музыка помогает художественным образом показать картину жизни нашей Родины и жизнь зарубежную в реальном ракурсе, без прекрас; сделать анализ и правильный вывод. К тому же музыка «чудесно прикасается к глубине души» и эмоциям, а эмоциональная реакция ребенка – это ключ к формированию верной гражданской позиции.

Проблема значимости музыки в становлении гражданской позиции ребенка начинает разрабатываться только сейчас, поэтому проблема актуальна особенно с практической стороны, что определило тему нашего исследования: «Становление гражданской позиции личности ребенка на уроках музыки».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить особенности становления гражданской позиции на уроках музыки у учащихся 6го класса в ходе приобщения их музыке патриотического характера русских и зарубежных композиторов, отражающей национальный колорит.

Объект исследования: процесс музыкального образования детей среднего звена.

Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования гражданской позиции учащегося на уроках музыки

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ состояния проблемы гражданского воспитания детей в научной литературе.

2. Сделать обзор и анализ существующих учебных программ по музыке.

3. На основе практической работы проверить эффективность использования на уроках музыки произведений М. Теодоракиса, С. Прокофьева, С. Рахманинова, Ф. Шопена в процессе становления гражданской позиции учащихся.

Теоретическая значимость работы заключается в раскрытие основных и ключевых понятий используемых в гражданском воспитании, их специфику, сущность в контексте развития современного общества; анализе школьных программ по музыке, направленных на изучение музыки оказывающей воздействие на становление гражданской позиции ребенка.

Практическая значимость заключается в разработке отдельных уроков музыке по программе Д. Кабалевского, которые могут быть использованы учителями музыки в школе, студентам-практикантам при прохождении практики в школе.

Методологической основой исследования являются: общепедагогические идеи о нравственном воспитании (Я.А.Коменский, В.А Сухомлинский, К.Д. Ушинский); педагогическая теория о возрастных и личностных качествах ребенка в процессе воспитания (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин); концепция о социальных функциях музыки и музыкального образовавния (Д.Б. Кабалевский, Б.В. Асафьев); теория социального действия (М. Вебер, Ф. Зпанецкий, Р. Макивер); гражданское воспитание молодого поколения (В.А. Беляев, С.А. Бобрышева, О.И. Волжина, А.С. Гаязов, И.М. Дуранов), воспитанаие гражданских качеств личности (Р.Г. Гуров, Е.В. Известнова, Е.И. Кокорина, Л.Л. Хоружей).

В ходе исследования использовались следующие методы:

- теоретические ( анализ литературы, обобщение).

-эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент).

Структура работы: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Фрагмент работы

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ

2.1 Передовой педагогический опыт гражданского воспитания школьников на уроках музыки

С целью выявить потенциал музыки в процессе воспитания гражданской позиции на уроках музыки на современном этапе, мы проанализировали многие существующие программы по музыке. Данный анализ показал, что программа Д.Б. Кабалевского уникальна и не утратила своей актуальности и значимости. Ее целевая установка является актуальной и востребованной для общества.

За последние годы появление большого количества вариативных программ по музыке, учебно-методических комплектов и методических пособий для учителей музыки подтверждают вышесказанную нами мысль о значении программы Кабалевского. На данную программу и ее идеи опираются такие учебно-методические комплексы и программы, как «Музыка 1-8 классы» Н.Г.Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова, «Музыка 1-9 классы» Г.П.Сергеева, «Музыка 1-8 классы» В.В.Алеева, «Музыкальное искусство 1-4 классы» Л.В.Школяр.

Рассмотрим некоторые из программ. Нами было изучено пять программ, федерального и регионального уровня, составлены аннотации по вопросу подбора репертуара касающегося нашей темы.

Программа Д.Б.Кабалевского «Музыка 1-8 классы», разработана авторским коллективом I класс: И.В.Кадобдонова, В.О. Усачева, Л.В. Школяр; II-VII классы: Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Г.Е. Вендрова, И.В. Кадобнова, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Г.С. Тарасов, А.Е. Трушин.

Важнейшей особенностью содержания программы Д.Б.Кабалевского является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы даёт возможность учителю свободно маневрировать в рамках программы, не выходя за пределы основных тем и, распределяя учебный материал и время для его изучения по своему усмотрению. Кроме музыкального материала, в программу включены произведения литературы, изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура, иконография, декоративно-прикладное искусство), тетра и кино, которые помогут развивать в ребенке ассоциативно-образное мышление.

Программа Кабалевского направлена на разноплановое развитие в учащихся эстетических, духовно-нрвственных, социокультурных, а также гражданских качеств личности. В программе множество произведений посвященных историко-патриотическим, героико-эпическим темам, непосредственно воздействующих на эмоциональную сферу ребенка и формирующих гражданское отношение и позицию.

Первая тема, посвященная гражданскому воспитанию ребенка встречается в программе во втором классе второй четверти. Тема четверти «О чем говорит музыка», здесь встречается такие произведения как Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя!» (первое обращение к теме Родина), Г.Струве «Что мы Родиной зовем?» ( пояснение слова Родина).

Третий класс, первая четверть. Тема- «Песня танец марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость». В этой четверти затрагивается историческая тема А.Аренский «Марш памяти Суворова» и тема дружбы Д.Львов-Компанеец «Дружат дети всей земли». Третья четверть «Развитие музыки»- В.Мураделли «Мир нужен всем»; четвертая четверть «Построение музыки», здесь происходит первая встреча с оперой М.Глинки «Иван Сусанин», «Ария Сусанина», которая вобрала в себя всю глубину чувств преданности и любви к Родине; произведения Т.Попатенко «Скворец на чужбине», Возвращение скворца».

Четвертый класс первое полугодие. Тема-«Музыка моего народа», здесь учащиеся знакомятся с характерными особенностями и спецификой русской музыки. Произведения затрагивающие идею гражданственности и патриотизма- М.Глинка «Патриотическая песня», опера «Иван Сусанин» «Хор славься!», «Ария Сусанина», С. Прокофьев кантата «Александр Невский» - «Вставайте, люди русские!», «Финал»; революционная песня «Смело товарищи, в ногу!».

Второе полугодие «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». Примеры посвященные теме гражданственности: песня Ан.Александрова «Нас много на шаре земном, Д.Шостакович «Родина слышит», Д.Кабалевский кантата «Песня утра, весны и мира».

Пятый класс первое полугодие «Музыка и литература»- С.Рахманинов «Вокализ», русская народная песня «У зори-то, у зореньки», Г.Струве «Моя Россия», С.Баснер « С чего начинается Родина?».

Второе полугодие «Музыка и изобразительное искусство». Музыкальный репертуар, касающийся гражданского воспитания представлен в произведениях К.Листова «Песня о тачанке», М.Грекова «Тачанка», С.Никитин «Песня о маленьком трубаче», Я.Френкель «Погоня», «Последний бой», С.Прокофьев «Вставайте, люди русские!» (кантата «Александр Невский»), В.Локтев «Песня о России».

Шестой класс первое полугодие «Преобразующая сила музыки»- М.Теодоракис «На побережье тайном», «Я-фронт», М.Глинка «Патриотическая пемня», Ю.Чичков «Россия, Россия!»

Второе полугодие «В чем сила музыки?» - М.Глинка «Ария Сусанина», хор «Славься!» (опера «Иван Сусанин»), В.Соловьев-Седой «Баллада о солдате».

Седьмой класс первое полугодие «Музыкальный образ» - С.Прокофьев «Ария Кутузова» (опера «Война и мир»), А.Новиков «Дороги», А.Александров «Священная война», В.Соловьев-Седой «Баллада о солдате», К.Молчанов романс Женьки «Жди меня» из оперы «А зори здесь тихие», Ю.Кукина «За туманом».

Второе полугодие «Музыкальная драматургия». Д.Тухманов «День победы», В.Высотский «На братских могилах», В.Соловьев-Седой «Баллада о солдате», Д.Шостакович Симфония №7 «Ленинградская» 1часть, Б.Окуджава «Нам нужна одна победа», Ю.Саульский «Счастье тебе, земля моя!».

Восьмой класс первая четверть «Что значит современность в музыке?» - П. Сигер «Все преодолеем», А.Петров « Я шагаю по Москве».

Третья четверть «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки» - Я.Френкель «Журавли», Я.Квинт «Здравствуй, мир!».

Четвертая четверть «Великие наши современники» - С.Прокофьев опера «Повесть о настоящем человеке» сцена Алексея и Клавдии.

Проанализировав программу по музыке, созданную под научным руководством Д.Б.Кабалевского, мы сделали вывод, что музыка, направленная на формирование гражданской позиции у учащегося, встречается в достаточном количестве в младшем, среднем и старшем звене, но на наш взгляд, она недостаточно систематизирована в плане гражданского воспитания. Вероятно, это связанно с тем, что она создавалась в советские годы, где господствовала идеология партии. Сломав идеологию старую, мы позабыли создать идеологию новую, поэтому редактируя программу, авторы не выстроили четкой и ясной картины гражданской ценности.

Программа Н.Г. Ямалетдиновой, Р.Х. Хусаиновой «Музыка» для 1-8 классов (2006) разработана в рамках решения проблемы национально-регионального образования республики Башкортостан. Она адресована учителям музыки общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, а также школ с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

В основу программы положена концепция общего музыкального образования, разработанная Д.Б.Кабалевским. Программа составлена с учетом республиканского, регионального и федерального компонента содержания музыкально-эстетического образования. Ее содержание направленно на всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Башкортостана, России и мира. Взаимодействие национальных культур, диалог культур рассматривается как единственно верный путь к естественному сближению и взаимодействию разных народов.

Содержание программы концентрируется в учебных темах каждого полугодия.

Темы программы определяют лишь общие направления в работе педагога-музыканта и ключевые моменты в формировании музыкальной культуры учащихся.

Музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Он является примерным и позволяет многое учитывать при организации работы со школьниками в конкретном регионе.

В зависимости от уровня развития учащихся, их музыкальных предпочтений, учитель может самостоятельно отбирать в каждом разделе наиболее важный материал и дополнительно включать другие произведения, не нарушая логику курса. Ниже приведена аннотация музыкального репертуара, касающееся воспитания гражданской позиции в контексте данной программы.

Второй класс первое полугодие «Открываем дверь в мир большой музыки. Опера, балет, симфония, концерт» - башкирская народная песня «Салават», З.Исмагилов увертюра к опере «Салават Юлаев», куплеты Салавата, Д.Кабалевский «Наш край».

Второе полугодие «Как говорит музыка» - З. Исмагилов увертюра к опере «Салават Юлаев», М. Глинка «Ария Сусанина» (опера «Иван Сусанин»), М. Салимов «Родина моя», С. Сальманов «Родной язык».

Третий класс первое полугодие «Музыка народов Башкортостана». Здесь происходит знакомство с государственной символикой гимном Республики Башкортостан (Ф.Идрисов) на первом этапе и далее с музыкой народов республики. Н. Галлиев марш «Башкортостан», А. Кубагушев «Родной язык», В. Гершова «Отчизна», А. Даутов «Мой Башкортостан», Х. Ахметов «Ах, Уфа, мой город дорогой», Р. Газизов «Волны Агидели» из цикла «Родные напевы», башкирская народная песня «Урал», Х. Ахметов «Утро Урала», Н. Даутов симфоническая поэма «Урал», З. Исмагилов «Ария Салавата» (опера «Салават Юлаев» I действие). Здесь нам подходят все произведения четверти, потому что происходит изучение музыкальной культуры родного края, а представляет его исключительно башкирская музыка народная и профессиональная. Это способствует воспитанию у детей как культуры музыкальной, так и уважение и толерантности к национальному наследию и ее представителям.

Второе полугодие «Между Волгой и Уралом» - Ю. Чичков «Мама»,

А. Зиннурова «Мама родная», Г. Струве «С нами, друг», «Что мы Родиной зовем».

Четвертый класс первое полугодие «Музыка народов России». В этой четверти учащиеся знакомятся с музыкой народов России народной и профессиональной, а также государственной символикой России (А.В. Александров Государственный гимн России). Происходит становление чувства уважения и терпимости к другим народам. Произведения: Г. Струве «Моя Россия», Ю. Чичков «Ромашковая Русь», Р. Муртазин «Тебе, Россия», Г. Свиридов «Песня о Москве», С. Рахманинов концерт для фортепиано с оркетром №3 (I часть) Попевка о природе, А. Гречанинов опера «Добрыня Никитич» (фрагменты), А. Бородин симфония №2 «Богатырская» I часть, «Былина про Добрыню» (обработка Н. Римского-Корсакова), «Былина об Илье Муромце» (былинный напев сказителей Рябининых), русская народная песня «Сусанин», М.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин», русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки», А. Новиков «Учил Суворов», русские народные песни: «Бородино», «Ермак», «Утес», «Степан Разин», А. Глазунов симфоническая поэма «Степан Разин»

Второе полугодие «Музыкальный язык других народов понятен ли он всем?» - Ю. Антонов «Родные места», В. Шпадэ-Глазприна «Земля родная – Башкортостан», М. Валеев «Хороша Уфа-столица!», М. Ахметов кантата «Земля – наш общий дом».

Пятый класс первое полугодие «Музыкальная культура народов мира» -

Н. Галлеев «Башкортостан», А. Имаева «Прекрасная наша Земля», О. Хромушин «Сколько нас», М. Теодоракис «На побережье тайном», «Я-фронт», Земцов «Песня дружбы», Ан. Александров «Нас много на земном шаре».

Второе полугодие «Между музыкой разных народов нет непереходимых границ» - Ю. Чичков «Дружат дети на планете», Шаинский «Уголок России», Д.Загитов « Отчизна наша – наш Башкортостан!», Х. Ахметов «Ах, Уфа, мой город дорогой!».

Шестой класс первое полугодие «История песен – история народа». Произведения: К. Рахимов «Башкортостан», Н. Даутов «Спасибо, родная земля!»,

Н. Галлиев «Песня солдата», О. Газманов «Офицеры», А. Авернин «Милая мама».

Второе полугодие «По страницам истории». Этот раздел в программе очень эффективен в формировании гражданской позиции у детей, так как содержит исторические факты и музыку отражающую конкретные исторические события. Репертуар разделен на этапы истории: отечественная война 1812г., Первая мировая, гражданская войны, революции, Великая отечественная война 1941 – 1945гг. Также в репертуар входят народные и профессинальные произведения, посвященные народным героям. Завершают год произведения посвященные идее мира.

Произведения: башкирская народная песня «Салават», русская народная песня «Не шуми ты, мати – зеленая дубравушка» (любимая песня Е.Пугачева), З.Исмагилов опреа «Салават Юлаев» (увертюра, арии Салавата из I, IV дейтсвий, речитатив и ария Амины, ариозо Юлая), Х. Ахметов, Н. Сабитов балет «Горный орел» (фрагменты), Н. Сабитов «Героическая поэма» (б.н.п. «Салават», «Зюльхиза»), А. Ключарев симфоническая поэма «Салават», Д. Хасаншин симфония – оратория «поэма о Салавате», З. Исмагилов вокальный цикл на стихи Салавата Юлаева «Родимы мой, Урал», С. Низаметдинов вокальная симфония «Разговор с Салаватом», Н. Чемберджи опера «Карлугас» (франменты), А. Алябьев песни и романсы на стихи Салавата Юлаева.

Отечественная война 1812г.: баиты о войне с французами, башкирские народные песни : «Эскадрон», «Баик», «Любизар», «Кахым туря», «Абдрахман батыр», «Батыр егет», «Кутузов», «Конь гнедой»; русские народные песни: «Не боимся мы французов», «Шумел, горел пожар московский», «Бородино»; П. Чайковский Торжественная увертюра «1812год», С. Прокофьев опера «Воина и мир» (ария Кутузова, Вальс Наташи), З. Исмагилов народная драма «Кахым туря», М. Ахметов балет «Северные амуры».

Первая мировая, гражданская войны и революции: русская народная песня «Там вдали за рекой», Дм. Покрасс «Прощание», Ф. Яруллин «Комсомолка – партизанка», Е. Крылов «Мой конь вороной», Б. Мокроусов «Песня неуловимых мстителей», Я. Френкель «Погоня», К. Листов «Песня о тачанке», В. Белый «Орленок», С. Никитин «Песня о маленьком трубаче», русские революционные песни по выбору учителя, С. Прокофьев симфония №11 (финал: революционные песни «Беснуйтесь, тираны», «Смело товарищи в ногу», «Варшавянка»), Л. Книппер «Полюшко», Т. Хренников опера «В бурю».

ВОВ: А. Александров «Священная война», К. Молчанов «Песня туристов», «Тема войны» (опера «Зори здесь тихие»), Д. Шостакович симфония №7 «Ленинградская» 1 часть, Р. Муртазин «Марш Кусимова», З. Исмагилов «Генерал Шаймуратов», «Лети, мой гнедой!», В. Соловьев-Седой «Баллада о солдате», Г. Петербургский «Синий платочек», Н. Сабитов симфоническая картина «поэма о платке», балет «Страна Айгуль», балет «Люблю тебя жизнь», Х. Ахметов «Восемнадцать баллад для голоса и фортепиано на стихи башкирских и татарских поэтов о героях Великой Отечественной войны», С. Садыков «Жду тебя», М. Блантер «Катюша», Н. Богословский «Темная ночь», А. Кукукбаев «Фантазия на темы песен Великой Отечественной войны», А. Новиков «Дороги», М. Таривердиев «Песни о далекой Родине», М. Ножкин «Последний бой», Б. Окуджава «Нам нужна одна победа», З. Исмагилов «Песня батыров», «Котелок», В. Баснер «На безымянной высоте», Я. Френкель «Журавли», Г. Струве «Матерям погибших героев», Р. Муртазин «Пусть не льются слезы матерей», симфония №5, Х. Ахметов «Мысль о друге», А. Имаева «Не говорите, что не вернулись они», Д. Хасаншин опера «Великий рядовой», М. Башаров «Марш памяти А. Матросова», С. Прокофьев опера «Повесть о настоящем человеке, М. Фрадкин «За того парня», С. Низамутдинов опера «Черные воды» (фрагменты), Р. Газизов симфоническая поэма «Памяти Героев».

Прошлое народов: А. Хачатурян балет «Спартак», Л. Бетховен увертюра «Эгмонт», М. Огинский полонез «Прощание с Родиной», Ф. Шопен этюд №12 «Революционный», А. Бородин опера «Князь Игорь» (Фрагменты), С. Прокофьев кантат «Александр Невский», Г. Эйслер «Песня единого фронта», Б. Бриттен «Военный реквием».

Обобщение: А. Новиков «Гимн демакратической молодежи мира», В. Соловьев-Седой «Если бы парни всей земли», С. Соснин «Планета у нас голубая», Ю. Чичков «Детство – это я и ты»

Таким образом мы видим, что в программе Н.Г. Ямалетдиновой и Р.Х. Хусаиновой музыка, посвященная вопросам воспитания гражданской позиции включена в большом количестве. В первую очередь по этой программе у учащихся происходит воздействие на становление уважительного отношения не только к своей нации, но и к культуре других наций России.

В большом объеме учащиеся знакомятся с историей Башкортостана, как составляющей российского государства и проводят некую аналогию с другими государствами мира. Происходит межэтническое и интернациональное взаимодействие. Данная программа оказывает большее воздействие на ребенка по теме нашего исследования, так как она более содержательна в плане репертуара.

Программа В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кинчак, «Музыка для I – VIII классов» опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившихся в отечественной педагогике.

Содержательной и концептуальной опорой её являются положения программ, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского.

Содержание программы систематизировано по тематическим блокам. Цель музыкального образования авторы программы видят в нравственном воспитании через приобщение к музыкальной культуре.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов - классиков, охватывающие эпохи от барокко до современности, в ряде которых встречается репертуар касающийся становления гражданской позиции на уроках музыки.

Первая встреча с темой Родины в данной программе встречается во втором классе во второй четверти (тема года «Музыкальная прогулка») на 10 уроке («Мелодия – душа музыки») в изучении произведения Г. Струве «Моя Россия».

Третий класс (тема года «О чем рассказывает музыка») первая четверть, 6 урок («Там русский дух, там Русью пахнет!») : А. Бородин симфония №2 «Богатырская» 1 часть, Ю. Антонов «Родные места». 7 урок («На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу») – С. Прокофьев «Вставайте люди русские!» (кантата «Александр Невский»), Г. Гладков «Край, в котором ты живешь».

Третья четверть, урок 20 («Что такое патриотизм?) : Н. Римский – Корсаков песня Садко «Ой ты, темная дубравушка» (опера «Садко»), М. Глинка «Патриотическая песня». Урок 21 («Русский национальный герой Иван Сусанин»): М. Глинка «Ария Сусанина», хор «Славься!» (опера «Иван Сусанин»).

Четвертая четверть, урок 31 («Вечная память героям. День победы»): Т. Попатенко «Вот какая бабушка», Д. Тухманов «Аист на крыше», русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

Четвертый класс («Музыкальное путешествие»), первая четверть, урок 1 («Россия – любимая наша страна»): А. Александров «Гимн Российской Федерации», С. Рахманинов концерт для фортепиано с оркестром №2 1часть, Д. Тухманов «Россия», В. Шаинский «Уголок России», Ю. Визбор «Россия», Е. Тиличеева «Родина моя». Урок 5 («Тема Востока в творчестве русских композиторов»): А. Бородин «Половецкая пляска с хором» (опера «Князь Игорь»).

Вторая четверть, урок 13 («Героические образы Л. Бетховена»): Л. Бетховен «Свободный человек», соната №8 «Патетическая» 1 часть.

Четвертая четверть, урок 32 «Москва! Как много в этом звуке…»: П. Чайковский кантата №3 «Москва», О. Газманов «Москва звенят колокола», А. Петров «Я иду, шагаю по Москве», Г. Свиридов «Песня о Москве», М. Райтерштейн «У кремлевской стены». Урок 33-34 «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна»: П. Чайковский торжественная увертюра «1812», Р. Тульбович «Детям мира».

Пятый класс («Музыка и другие виды искусства»), вторая четверть, урок 11 «Песни народов мира»: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Ах ты, степь широкая…», Я. Френкель «Погоня».

Третья четверть, урок 18 «Из чего состоит опера»: М. Глинка хор «Славься» (опера «Иван Сусанин»).

Шестой класс («В чем сила музыки?»), первая четверть, урок 7-8 «Музыка объединяет людей»: Г. Струве «Спасем наш мир».

Вторая четверть, урок 15-16 «От адажио к престо»: Г. Струве «Бьют тамтамы» (кантата «Голубь мира»).

Четвертая четверть, урок 29 «Соло и тутти»: С. Рахманинов «Вокализ». Урок 32-33 «По законам красоты»: Е. Подгайу «Будем добрыми друзьями», М. Дунаевский «Песня о дружбе».

Седьмой класс «Содержание и форма в музыке», первая четверть, урок 3-4 «Что такое содержание»: Ю. Мигуля «Быть человеком», Л. Бетховен «Дружба» (рус.текст Э. Александровой).

Вторая четверть, урок 12 «Эпические образы в музыке»: Г. Струве «Матерям погибших героев», «Вечное детство».

Третья четверть, урок 2 «Образ ВОВ в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича»: Л. Бетховен симфония №5 1 часть, Д. Шостакович симфония №7 часть 1 , В. Синявский «Благодарим, солдаты, вас!».

Четвертая четверть, урок 31-32 «Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»: А. Бородин хор «Славься», «Улетай на крыльях ветра» (опера «Князь Игорь»). Урок 33 «Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии»: С. Соснин «Родина», Б. Алексеенко «Подарок Родины», Г. Комраков «Вечный огонь».

Восьмой класс «Традиции и современность в музыке», вторая четверть, урок 16 «В крови горит огонь желанья…»: В. Моцарт «Слава солнцу, слава миру!» (рус.текст А. Мурина), В. Высотский «Братские могилы», А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду» (мюзикл «Юнона и Авось»).

Таким образом, исходя из анализа учебных программ по музыке, мы можем сказать, что музыкальный репертуар гражданско-патриотической направленности очень разнообразен. Большой выбор произведений как для слушания, так и для вокально-хоровой работы, позволяет учителю музыки варьировать содержание урока, опираясь на все вышеперечисленные программы.

Заключение

В современном мире в условиях постоянных социально-экономических перемен наиболее остро встает вопрос о потребности общества в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью перед государством и окружающем обществом. Учитель как руководитель процесса воспитания и проводник музыкальной культуры, несет большую ответственность не только за музыкальное воспитание, но и за духовно-нравственное и гражданское воспитание ребенка.

Наше исследование показало, что проблема гражданского воспитания была актуальна во все времена и во многих государствах. Исторический экскурс показывает историко-философский, историко-педагогический взгляд на явления гражданственности и гражданского воспитания от Аристотеля да наших дней. Исследование развития явления гражданского воспитания в истории западной философии позволяет сделать вывод о том, что формирование гражданской позиции в тот или иной исторический период было важной государственной и общественной целью. Выдающиеся умы человечества, начиная с древности, вынашивали идеи формирования идеальных добродетельных граждан в связи с условиями социальной, политической и экономической жизни общества. Развитие гражданского воспитания в России представляется нам исторически сложным и противоречивым, несмотря на это, отечественные ученые на разных этапах исторического развития общества рассматривали гражданскую позицию как неотъемлемое качество человека и гражданина.

Понятие «патриотическое воспитание» следует рассматривать как более узкое относительно понятия «гражданское воспитание». По нашему мнению, патриотизм - это проявляющаяся в жизнедеятельности сформированная система отношений личности к Родине, как месту где родился и вырос человек; к Отечеству, как социально-политическому образованию предполагающему общественные отношения, политический строй, историю, конкретной природную, материальную и социокультурную среду.

Предмет "Музыка" во взаимосвязи с другими предметами такими как, литература, живопись, история входит в ту группу учебных предметов, которые показывают детям объективную картину мира. Она рассматривается с практической, эстетической, духовно-нравственной стороны, и это помогает понять ребенку окружающую реальность. Поскольку музыка непосредственно влияет на чувства человека, на его душевно-эмоциональное состояние, она является важным фактором формирования гражданских и патриотических качеств личности.

Хочется отметить, что в программы по музыке в достаточном количестве включен музыкальный репертуар способствующий формированию и становлению гражданской позиции. Это музыка гражданско-патриотического содержания с опорой на факты из жизни композиторов и исторически сложившуюся ситуацию на тот момент.

В ходе опытно – экспериментальной работы мы пришли к выводу, что музыка гражданско-патриотического характера помогает решить такие задачи, как:

- Побуждение чувств сострадания, сочувствия, искенности;

- Развитие роста уровня нравственных ценностей;

- Формирование гражданственных чувств таких как, ответственность перед коллективом и государством;

- Формирование гражданской компетенции, способствующей становлению верной гражданской позиции.

Мы сделали вывод, что становление гражданской позиции – это непрерывный процесс, начинающийся с раннего детства и продолжающийся всю жизнь, и направленный на овладение личностью правил и норм поведения в обществе. При этом в различные возрастные периоды существуют разные возможности для влияния на нравственное воспитание личности. Выявление уровня нравственного развития помогает проектировать педагогу дальнейший план деятельности по формированию и становлению гражданской позиции.

Гражданское воспитание занимает одно из главных мест в формировании всесторонне развитой личности, оказывает большое влияние воспитание эстетических и духовно-нравственных качеств. Также гражданское воспитание является государственным и социальным заказом, соответствующим концепции духовно – нравственного развития гражданина. Отрадно, что воспитанию гражданина в современном образовании отведено важное место, это обусловлено острой необходимостью на современном социально-экономическом этапе отечественной истории.

Школа, решая задачи гражданского воспитания, должна опираться на демократический дух управления, индивидуальный подход к каждому школьнику и педагогу, создание возможностей для гражданской дея-тельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его, широкое участие школьников в решении школьных и общественных проблем, создание в школе среды взаимной ответственности, создание в школе среды правового пространств, развитие школьного самоуправления.

Результаты опытно – экспериментальной работы показали, что у учащихся уровень нравственных ценностей и гражданской компетентности стал значительно выше после проведения четырех экспериментальных уроков. У ребят активизировалась эмоциональная сфера, они стали более открытыми к чужим проблемам, заинтересованы в общественных вопросах. Если бы мы, педагоги, касались вопросов общественности и государства чаще и систематично, то гражданская позиция детей формировалась быстрее и со временем она становилась непоколебимой и неуязвимой для неблагоприятных влияний.

Список литературы

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева // - М.: Издательский центр «Академия» - 2004. – 336с.

2. Алеев, В.В. Программа «Музыка» для учащихся I-VIII классов [Текст] / В.В Алеев, Т.И. Науменко, Т.И. Кичак // М.:2005. – 87с.

3. Андреев, А.Л. Гражданская позиция российской учащейся молодежи

Вестник Российской академии наук. – 2005, - №7. – С.587-591.

4. Аристотель. / [Текст] / Аристотель // Сочинения. – М:. 1984. Т.4. С.260.

5. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. / [Текст] / Н.В. Архангельский // - М.: Просвящение, 1979. – 45с.

6. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский // Педагогика. – М.: Просвящение, 1989. – 560с.

7. Беляев, А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи [Текст] /А.В. Беляев // - М.: Ставрополь, 1997. – 351с.

8. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства [Текст] / Н.А. Бердяев // - М.: ИскусствоИЧП «Лига», 1994 – 163с.

9. Блонский, П.П. Основные понятия воспитания [Текст] / П.П. Блонский; Публ. Подгот. Володин С. // Школа . – 1995. №1. – С.90-95.

10. Боголюбов, Л.Н. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе [Текст] / Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулъкин, Л.Ф. Иванова, О.В. Кишенкова, Н.Ф. Виноградова, С.И. Козленко, Л.Л. Алексашкипа, Н.Н. Летрова, Е.Е. Вяземский // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003, № 9. – С.32-36.

11. Божович, Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. [Текст] / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова // - М.: 2000. – С.105-107.

12. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. [Текст] / Л.И. Божович // - М.: Международная педагогическая академия, - 1995. – 209с.

13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л.И. Божович // - М.: Педагогика, - 1968. – 464с.

14. Болгарский, А.Г. Психологическое воздействие искусства. [Текст] / А.Г. Болгарский // - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. – 240с.

15. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. [Текст] / Н.И. Болдырев // - М.: Педагогика, 1989, - 78с.

16. Болотина, Т.В. Гражданское образование как актуальная проблема современной школы [Текст] / Т.В. Болотина // М.: Мир образования – образование в мире. – 2001. – № 2. – C. 28–34.

17. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности: (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях.) [Текст] / Е.В. Бондаревская // М.: Ростов – на Дону, 1995. – 32с.

18. Васильева, З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности [Текст] / З.И. Васильева // - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973. – 135с.

19. Вебер, М. Основные социологические понятия [Текст] / М. Вебер // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. – 297с.

20. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии [Текст]/ М. Вебер // Избранные произведения. - М.: Прогресс,1990. -297с.

21. Волжина, О.И. Развитие идей гражданского воспитания подрастающего поколения [Текст] / О.И. Волжина / Дисс. …канд. пед. наук. – М.: 1991. – 187с.

22. Вульфов, Б.З. Цель и сущность гражданского воспитания [Текст] / Б.З Вульфов // Воспитание гражданина в советской школе. – М.: Педагогика, 1990. – С.29-30.

23. Выготский, Л.С. Нравственное воспитание [Текст] / Л.С. Выготский // Пед.психология. – М.: 1991. – С.78-114.

24. Газман, О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее [Текст] / О.С. Газман // Советская педагогика. – 1990. –С.38-44.

25. Газман, О.С. Гражданское воспитание [Текст] / О.С. Газман, А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов // Российская педагогическая энциклопедия. – Т.1. – М.: 1993. – С.224-225.

26. Гаязов, А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире [Текст] / А.С. Гаязов // - М.: Наука, 2003. – 258с.

27. Гаязов, А.С. Общество, государство: воспитание гражданина - Изд. 2-е [Текст] / А.С. Гаязов // - Уфа: БГПУ, 2001. – 512с.

28. Гаязов, А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе [Текст] / А.С. Гаязов: Дис. …доктора пед. наук// - Бирск, 1996. – 299с.

29. Гусейнов, А.А. Нравственное воспитание школьников [Текст] / А.А. Гусейнов // - М.: Педагогика, 2000. – 69с.

30. Даль, В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. [Текст] / В.И. Даль // - М.: 2005, Т.11. – 345с.

31. Друмин, И.Д. Гражданское образование и информационный век [Текст] / И.Д. Друмин // - Красноярск, 1999. – 125с.

32. Друмин, И.Д. Гражданское образование: спорные моменты и возможные тенденции [Текст] / И.Д. Друмин // Директор школы. – 1997.- №5. – С.57-58.

33. Дуранов, И.М. Педагогические проблемы воспитания гражданственности [Текст] / И.М. Дуранов // - Магнитогорск, 1997. – 125с.

34. Елистратов, А. И. Должностное лицо и гражданин. [Текст] / А.И. Елистратов // Правоведение. -1994. - № 4. - С. 84 - 90

35. Закон Республики Башкортостан «Об образовании» [Текст] / - Уфа, 2005. – 44с.

36. Закон Российской федерации «Об образовании» [Текст] / - М.: 2004. – 48с.

37. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. [Текст] / И.А. Зимняя // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – С.33 – 45.

38. Зосимовский, А.В. Нравственное воспитание [Текст] / А.В. Зосимовский // Педагогика, 1998, №7 – С.7.

39. Кабалевский, Д.Б. Программа «Музыка» для I-VIII классов [Текст] / Д.Б. Кабалевский // - М.: 2005. – 223с.

40. Каган, М.С. Культура и перестройка: нормы, ценности, идеалы [Текст] / М.С. Каган // - М.: Политиздат, 1990. – 315с.

41. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников [Текст] / А.А. Калюжный // - М.: Просвещение, 1998.- 44с.

42. Караковский, В.А. Воспитай гражданина. Записки директора школы. [Текст] / В.А. Караковский // - М.: Моск. рабочий, 1987. – 142с.

43. Кленова, Н.В. Что нужно знать о толерантности [Текст] / Н.В. Кленова // Образование в современной школе. – 2003. – № 7. – С.12-15.

44. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев // - М.: Просвещение, 1970. – С.101.

45. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон // - М.: Просвещение, 1989. – 252с.

46. Кон, И.С. Словарь по этике [Текст] / И.С. Кон // Издательство политической литературы. – М.: 1981. – С.213-216.

47. Краткий словарь по философии. – М.: 1992. – 87с.

48. Крицкая, Н. Ф. Современные тенденции развития гражданского образования [Текст] / Н.Ф. Крицкая // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Киров, апрель 2005. – Киров: ВятГГУ, 2005. – 68с.

49. Крупская, Н.К. Трудовая школи и научна организация труда [Текст] / Н.К. Крупская // Пед. Сочинение в 11-ти т. / Т.4. – М.,1974. – С.177.

50. Кузнецова, Л.В. Воспитание гражданственности в семье [Текст] / Л.В. Кузнецова // Воспитание школьников. 1990. - №3. – С.15.

51. Кузнецова, Л.В. Истоки гражданственности [Текст] / Л.В. Кузнецова // - М.: Педагогика, 1986. – 159с.

52. Кузнецова, Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность [Текст] / Л.В. Кузнецова // Монография. − М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. – С.28-30.

53. Лобанов, Б.Е. Философия и социология творчества [Текст] / Б.Е. Лобанов // - Саратов, 1983. – С.65.

54. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина [Текст] / А.С. Макаренко // М.: Просвещение, 1988. - 304с.

55. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей – Соч. в 7-ми т. [Текст] / А.С. Макаренко // М., 1979, Т.4. - 414с.

56. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма [Текст] / А.С. Макаренко // Соч. в 7-ми т. Т.1. - М.: Просвещение, 1958. – С.84-85.

57. Николаева, Е.В. История музыкального образования древней Руси [Текст] / Е.В. Николаева // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: изд. Центр ВЛАДОС. – 2003. – 208с.

58. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка, 2-е издание – М.:2002. – 414с.

59. Оников, Л.А. Краткий политический словарь //Л. А. Оников, Н.В. Шишлин / Издание 4-е. - М.: Политиздат, 1987. - 510с.

60. Пожидаев Г. Героико-патриотическая тема на уроке музыки [Текст] / Г. Пожидаев. – М.: Просвещение, 1985

61. Рахимов, А.З. Нравственная психология [Текст] / А.З. Рахимов // Учебное пособие, Уфа: Издат. «НОК». – 1995. С.20-27.

62. Рацапевич, Е.С. Большая современная энциклопедия [Текст] / Е. С. Рапацевич// Педагогика – М.: Совр. слово, 2005. – 720 с.

63. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС ПРЕСС, 2004.- С.57-60.

64. Сластенин, В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика [Текст] / Учебное пособие для студентов педвузов// М.: Школа-пресс, 2002. – 74с.

65. Сохор, А.Н. Русская нравственная традиция в воспитании: программа курса [Текст] / А.Н. Сохор // М.: Народное образование, 2001.- №1. – 266с.

66. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. [Текст] / В.А. Сухомлинский //Т.2. - М.: Педагогика, 1979.- 420-540с.

67. Третьякова Л.С. Героика в русской и советской музыке [Текст] / Л.С. Третьякова. – М.: Знание, 1985.

68. Ямалетдинова, Н.Г. Программа «Музыка» для I-VIII классов [Текст] / Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова //. – Уфа:2005. – 180с.

Электронные ресурсы.

1. Барышникова, С.В. Два противоречия патриотического воспитания [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: h**t://nkras.forum24.r*

2. Всеобщая декларация прав человека [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: h**t://w*w.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

3. Торохтий, В.С. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: h**t://iop.mgppu.r*/smi/Stati08.php.

Покупка готовой работы
Тема: «Становление гражданской позиции личности ребенка на уроках музыки»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 93
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика