Дипломная работа
«Особенности психических состояний у подростков с девиантным поведением»
- 87 страниц
Введение…. 3
Глава I. Особенности психических состояний у подростков с девиантным поведением: теоретический аспект проблемы….6
1.1. Понятие психических состояний, их классификация… 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста…. 19
1.3. Девиантное поведение и особенности психологических состояний у подростков…27
Выводы…. 45
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей психических состояний у подростков с девиантным поведением…48
2.1. Организация и методы исследования…48
2.2. Анализ и обобщение результатов эмпирического исследования… 64
Выводы…. 77
Заключение…. 79
Список литературы…. 83
Актуальность. Изучение психических состояний в современной психологии является особо актуальным и занимает значительное место среди актуальных проблем современной педагогики. Она рождена самой жизнью, предъявляющей все возрастающие требования к психической устойчивости человека, и влияющей на эффективность всех видов его жизнедеятельности. В то же время, несмотря на интенсивное изучение проблемы психических состояний личности она остается недостаточно разработанной проблемой и до настоящего времени во многом недостаточно изучена.
Анализ исследований по проблеме психических состояний позволяет заключить, что помимо небольшого количества работ, выполненных в русле общей психологии (В.А. Ганзен, Н.Д. Левитов, А.О. Прохоров и др.) изучение состояний проводились в рамках специальных психологических дисциплин: инженерной психологии (Л.Г. Дикая, А.Б. Леонова, А.И. Фукин и др.), психологии спорта (В.Л. Марищук, В.К. Сафонов, О.А. Черникова и др.), педагогической психологии (В.П. Балакирев, Т.Н. Васильева, Л.М. Страхова и др.), медицинской психологии (Б.Д. Карвасарский) и др.
Особую актуальность приобретает исследование психических состояний у подростков с девиантным поведением. Особенности подросткового возраста (повышенная конфликтность, тревожность, зависимость от сверстников, озабоченность вопросами пола, поиск своего «образа Я», чувство взрослости, рефлексия и др.) и подростковый кризис, который некоторые ученые (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова и др.) считают самым трудным, способствуют возникновению острой эмоциональной нестабильности. В современных условиях к типичным проблемам подросткового возраста присоединяется проблема постоянного усложнения учебной деятельности, которое выражается в увеличении количества изучаемых предметов, общего объема информации и необходимости достаточно раннего профессионального самоопределения.
Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи, девальвации морально – нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. Неблагоприятные бытовые, микросоциальные условия оказываются источником многочисленных, различных по силе и длительности воздействия психотравмирующих факторов. Личностные и психические отклонения приводят к дезадаптации и повышенной криминальной активности. Психогенно обусловленные депрессивные состояния у подростков могут быть причиной, а в определенных случаях и следствием социальной дезадаптации.
Цель исследования: изучить особенности психических состояний у подростков с девиантным поведением.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний подростков с девиантным поведением.
2) Выявить и описать особенности психических состояний у подростков с девиантным поведением;
3) Подобрать методики и провести эмпирические исследование;
4) Провести обработку и анализ полученных результатов;
5) Сформулировать выводы.
Объект исследования: психические состояния у подростков.
Предмет исследования: различие психических состояний у подростков с девиантным поведением и у подростков без девиации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в психических состояниях у подростков с девиантным поведением и подростков без девиации.
Методы исследования:
I. Теоретические методы: анализ научной литературы.
II. Эмпирические методы: тестирование. Для выявления особенностей психических состояний были использованы методики:
1) Самооценка психических состояний. Г.Ю.Айзенка.
2) «Агрессивность» А.Басса – А.Дарки.
3) Методика определения школьной тревожности Филлипса.
4) Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга.
III. Методы математической обработки данных: U-критерий Манна – Уитни.
Теоретическая значимость и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют научные представления о психических состояниях и их возрастных особенностях, а также расширяют теоретическую и эмпирическую базу психологии развития за счет описания закономерностей взаимоотношений психических состояний с психическими процессами и свойствами личности в подростковом возрасте.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут помочь социальным педагогам и психологам в коррекционной работе с подростками с девиантным поведением, классным руководителям в процессе воспитания с учетом индивидуальных особенностей и родителям для гармонизации взаимоотношений с подростком.
Эмпирическая база: исследование проводилось с учащимися 7-8 классов 13-14 лет в количестве 30 человек, на базе школы МОУ «СОШ№2» г.Кумертау. Из них выборку эмпирического исследования составили 2 группы: 1 группа – подростки, состоящие на учете у социального педагога и в отделе по делам несовершеннолетних, наблюдающиеся у школьного психолога и 2 группа – подростки без девиации.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, из 75 источников, объем работы состоит из 87 страниц.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Понятие психических состояний и их классификация
История психического состояния как научной категории довольно полно отражена в ряде работ, к примеру [61]. Мы только остановимся на некоторых моментах.
Как замечает Немчин Т.А. [49], первое более-менее систематическое изучение психического состояния начинается в Индии 2-3 тысячелетия до н.э., предметом которого было состояние нирваны. Философы Древней Греции тоже затрагивали проблему психических состояний. Развитие философской категории «состояние» произошло в работах Канта и Гегеля [59].
Систематическое изучение психических состояний в психологии, началось с работ У. Джемса, который трактовал психологию как науку, занимающуюся «описанием и истолкованием состояний сознания. Под состояниями сознания здесь подразумеваются такие явления, как ощущение, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения и т.д.» [23].
Дальнейшее развитие категории психических состояний связано в основном с развитием отечественной психологии. Первой отечественной работой, посвященной психическим состояниям является статья О.А. Черниковой 1937 г. [71], выполненная в рамках психологии спорта и посвященная предстартовому состоянию спортсмена. Кроме нее в рамках психологии спорта в дальнейшем психические состояния исследовали Пуни А.Ц. [64], Егоров А.С., Васильев В.В., Лехтман Я.Б., Смирнов К.М., Спиридонов В.Ф., Крестовников А.Н. и др.
Общепсихологическую разработку психическое состояние получило, начиная со статьи Н.Д. Левитова [37]. Ему же принадлежит и первая монография по психическим состояниям [36]. После его работ психология стала определяться как наука о психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Параллельно с психологией психические состояния затрагивались и смежными дисциплинами. По этому поводу И.П. Павлов писал: «эти состояния есть для нас первостепенная действительность, они направляют нашу ежедневную жизнь, они обусловливают прогресс человеческого общежития» [51]. Кроме того, видный отечественный физиолог считал, что единственным предметом для психологии и может быть только психические состояния. Дальнейшая разработка психических состояний в рамках физиологии связана с именем Купалова П.С., показавшего, что временные состояния формируются внешними воздействиями по механизму условного рефлекса. Кроме этого, как он и показал, можно образовывать условные рефлексы и на определенные состояния коры [35].
В.Н. Мясищев рассматривал психические состояния как один из элементов структуры личности, в одном ряду с процессами, свойствами и отношениями [48].
Психические состояния нашли свое место в психологии и смежных дисциплинах. Б.Ф. Ломов писал: «Психические процессы, состояния и свойства существуют не вне живого человеческого организма, не как экстрацеребральные функции. Они являются функцией мозга, сформировавшегося и развившегося в процессе биологической эволюции и исторического развития человека. Поэтому выявление законов психики требует исследования работы мозга и нервной системы, более того, всего человеческого организма в целом» [44].
Хорошее определение состояния, данное Е.П. Ильиным, тоже базируется на понятии «функциональная система»: «состояние – это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата» [25]. Довольно расплывчатое понятие «эмоциональное состояние» обозначает обычно довольно долго длящуюся эмоцию. Довольно часто можно видеть как эмоции и эмоциональное состояние определяются одно из другого: «Длительность проявления, инертность эмоционального состояния – одно из характерных свойств эмоций» [6].
По своему динамическому характеру психическое состояние занимает промежуточное положение между процессами и свойствами. «Между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психические процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют развитию соответствующих свойств личности» [13].
Согласно В. Далю состояние понимается как «положение, в каком кто или что состоит, находится, есть; отношения предмета» [20]. Исходя из этого, а также из положения В.А. Ганзена о том, что человек «однако в каждый момент времени находится в одном – единственном актуальном психическом состоянии» [13], мы определяем психическое состояние как временной срез психики человека, отражающий общие особенности статики и динамики психической жизни в данный момент. Это определение несколько расходится с привычкой некоторых ученых говорить о том или ином состоянии, когда некоторая совокупность особенностей психической жизни характеризуется устойчивостью, инвариантностью, реактивностью.
На необходимость привлечения категории психических состояний для понимания свойств указывает А.О. Прохоров [59], Левитов Н.Д.: «Чтобы понять черту характера, надо сначала ее точно описать, проанализировать и объяснить как временное состояние. Только после такого исследования можно ставить вопрос об условиях закрепления данного состояния, его устойчивости в структуре характера» [38].
В дальнейшем развитии категории психических состояний особую роль можно отдать появлению классификаций психических состояний [14] и [13] и некоторых методик диагностики психических состояний, о которых упомянем ниже.
«Психофизиологические состояния и соответствующие им структуры, для сравнения которых возможна единая шкала, в психологии называются интенсивными, а те состояния и структуры, для которых такое сопоставление невозможно, – экстенсивными» [16]. Не допуская возможности делить состояния на интенсивные и экстенсивные, используются понятия интенсивности и экстенсивности для разделения характеристик психических свойств.
Для интенсивных характеристик психических состояний типичной является классификация состояний коры И.П. Павлова: «На одном конце стоит возбужденное состояние, чрезвычайное повышение тонуса раздражения, когда делается невозможным или очень затрудненным тормозной процесс. За ним идет нормальное, бодрое состояние, состояние равновесия между раздражительным и тормозным процессами. Затем следует длинный, но тоже последовательный ряд переходных состояний к тормозному состоянию. Из них особенно характерны: уравнительное состояние, когда все раздражители, независимо от их интенсивности, в противоположность бодрому состоянию, действуют совершенно одинаково; парадоксальное, когда действуют только одни слабые раздражители или сильные, но только едва, и, наконец, ультрапарадоксальное, когда действуют положительно только ранее выработанные тормозные агенты – состояние, за которым следует полное тормозное состояние» [52]. Эта шкала несет тонический «энергетический» характер. В психологии «энергетические» шкалы связаны в основном с проблемой функциональных состояний, имеется огромное количество методов, позволяющих оценить тонус человека.
Второй вид интенсивных характеристик касается эмоциональных состояний. Один вариант – по степени активности аппарата эмоций. Второй вариант – по уровню удовлетворенности. Хотя в этом случае немаловажную роль играют экстенсивные характеристики, делались неоднократные попытки создать единую шкалу [41].
Интересную концепцию предлагает Чирков В.И. [72]. С диагностическими целями он выделяет в психических состояниях пять факторов: настроение, оценка вероятности успеха, мотивация (уровень ее), уровень бодрствования (тонический компонент) и отношение к работе (деятельности). Эти пять факторов он объединяет в три группы: мотивационно – побудительная (настроение и мотивация), эмоционально – оценочная (оценка вероятности успеха и отношение к работе) и активационно – энергетическая (уровень бодрствования).
Особняком стоят классификации состояний на основе системного подхода, разделяющие психические состояния по тому или иному признаку. Так в работах Ганзена В.А. [13] производится разделение психических состояний на волевые (разрешение – напряжение), которые в свою очередь делятся на праксические и мотивационные, на аффективные (удовольствие – неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные, на состояния сознания (сон – активация). На наш взгляд, классификации позволяют хорошо понять и описать конкретное психическое состояние, но по отношению к прогностической функции классификации несут слабую нагрузку. Однако нельзя не согласиться с требованиями системного подхода, рассматривать психические состояния на разных уровнях, разных аспектах.
Так в работах Ганзена В.А. и Юрченко В.Н. [14] предлагается рассматривать в трех измерениях:
1. Социально-психологический, психологический, психофизиологический и физиологический уровни;
2. Субъективные и объективные характеристики психических состояний;
3. Индивидуальные, особенные и общие характеристики психических состояний;
Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям [55]:
а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса:
б) вида деятельности, в котором проявляются психические состояния;
в) влияния психических состояний на деятельность. При этом многие из состояний могут входить в каждую из этих групп.
По преобладанию психических процессов психические состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.
Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.
Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.
Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.
По видам деятельности психические состояния делятся на трудовые, учебные и спортивные [36]:
Трудовые психические состояния: готовность, неподготовленность, вдохновение, воодушевленность, энергичность, вялость, апатичность, деловитость, праздность, усталость, терпение и нетерпение и т. д.
Учебные психические состояния: возбужденность, подавленность, заторможенность, сосредоточенность, рассеянность, внимательность и невнимательность, заинтересованность, безразличие и т. д.
Спортивные психические состояния: собранность, расслабленность, напряженность, подвижность, скованность, уверенность и неуверенность, бодрость, вялость, целеустремленность, ответственность и т. д.
При этом все психические состояния делятся на оптимальные, стрессовые, депрессивные и внушенные [55].
Оптимальные психические состояния — это состояния, наиболее соответствующие тому или иному виду деятельности. Каждый вид деятельности для наиболее успешного его осуществления требует своеобразных, психических состояний. Тяжелый физический труд, например, наиболее успешно осуществляется при максимальном возбуждении, большой энергии, активности, подвижности и расторопности. На теоретических занятиях, напротив, нужны любознательность, пытливость, сосредоточенность, усидчивость, максимальная внимательность; здесь повышенная подвижность, расторопность и высокая возбужденность вредны.
Одно и то же психическое состояние может быть наилучшим для одного вида деятельности и вредным для другого, иного по своей психологической структуре [36].
Стрессовые (перевозбужденные) психические состояния допустимы в виде страсти, порыва, азарта в бою и в аварийных ситуациях, хотя и не являются наилучшими и в этих условиях деятельности. Там же, где требуется строгая расчетливость, сообразительность, высокая внимательность и большая точность движений, перевозбужденные состояния безусловно вредны, потому что они большей частью приводят к напряженности, скованности, ограниченности внимания, к плохой сообразительности.
Депрессивные психические состояния вредны во всех видах деятельности. Они выражаются в вялости, ограниченной подвижности, плохой сообразительности, апатичности и пассивности. Учащийся в состоянии депрессии, по существу, недееспособен. Ни его трудовая, ни учебная, ни спортивная деятельность не может быть успешной. В таком состоянии, как говорится, «все валится из рук». Его нельзя допускать к ответственной и опасной работе. Он может выполнять только легкие и малоподвижные виды деятельности, не требующие ни высокой сообразительности, ни расторопности, ни инициативы и находчивости.
Внушенные (суггестивные) психические состояния могут быть полезными или вредными во всех видах деятельности и поведения в зависимости от того, что внушено суггестором. Внушение (суггестия) осуществляется при сниженной осознанности суггеренда (подвергающегося внушению). Суггестивные состояния довольно широко распространены в процессе обучения и воспитания, труда, в массовых коммуникациях и других явлениях общественной жизни.
Гетеросуггестия, т. е. внушение, исходящее от одной личности или социальной общности, называющихся суггестором, и направленное на другую личность, вместе с иными способами общения преднамеренно или непреднамеренно внедряет в психику людей сходные взгляды и убеждения, мнения и оценки, нормы деятельности и поведения; служит средством, направляющим и регулирующим активность личности, побуждает к одним делам и поступкам и удерживает от других; способствует или мешает использованию человеком его потенциальных физических и умственных сил в разных видах деятельности [36].
Аутосуггестия (самовнушение) свойственна психике человека, так же как и гетеросуггестия, в виде саморазъяснения, самоубеждения, самозапрета и других самовнушений, осуществляемых посредством мысленного проговаривания того, что он старается себе внушить.
Дидактогенные психические состояния возникают у учащегося в результате нетактичных или тем более грубых слов педагога, ранящих его самолюбие и лишающих его уверенности. Они могут возникать у подчиненного в результате слов руководителя. В них далеко не всегда проявляется чувство обиды, но всегда угнетения, потери уверенности и часто растерянности. Иногда эти психические состояния – дидактогении – могут переходить в заболевания дидактогенным неврозом.
Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям [60]:
1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний – личностные и ситуативные;
2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.;
3) в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;
4) в зависимости от времени протекания – кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;
5) в зависимости от влияния на личность – положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;
6) в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные;
7) в зависимости от причин, их вызывающих;
8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.
Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т. д. [61].
Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности.
Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста.
Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности.
Можно говорить о состоянии сугубо операционной (операторной, «деловой») напряженности, т. е. напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно – двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т. д.) [60].
Достаточно часто в качестве самостоятельного класса выделяют эмоциональные состояния. К этой группе относят большое число состояний. Она отличается значительным пересечением с другими классификационными группами. Такая особенность объясняется тем, что среди любых других состояний мы не сможем найти ни одного, для которого эмоциональные характеристики не имели бы значения и их не стоило бы включать в его описание. В.Н. Мясищев эмоциональные состояния выделял как отдельную группу эмоциональных явлений: «. область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений – эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения» [48].
Эмоции и состояния неразрывно связаны. И те, и другие имеют интегративные функции и обеспечивают реагирование человека как целостности (в его духовном, психическом и телесном единстве) на текущую ситуацию, на все воздействия, направленные на него. Любое состояние включает в себя определенные эмоции как неотъемлемую составляющую.
Эмоциональные состояния – это класс состояний, в которых эмоциональные характеристики выходят на передний план. Отнесение к этому классу предполагает, что индивид, находясь в одном из эмоциональных состояний, переживает интенсивные эмоции [60].
Не только в эмоциональном состоянии, но и в других состояниях, одна из характеристик состояния является ведущей в том смысле, что она в большей степени обусловливает прочие отдельные параметры состояния и его своеобразие в целом. В зависимости от того, какова ведущая характеристика, состояния можно разделить на классы (группы).
Многие состояния трудно с достаточной определенностью отнести к тому или иному классу, они могли бы занять одновременно разные места в предложенной классификации. Это объясняется тем, что состояния, как и другие психические явления, имеют множество измерений. Любому состоянию свойственны определенные уровни активации и тонуса, в любом состоянии человек переживает какие – либо эмоции, испытывает некоторое напряжение. Поэтому для каждого состояния могут быть найдены и зафиксированы эмоциональные, активационные, тонические и тензионные характеристики. Например, говоря об «эмоциональных состояниях», обычно не имеют в виду, что только в эмоциональных состояниях человек переживает те или иные эмоции [61].
Все перечисленные характеристики (эмоциональные, активационные, тонические, тензионные) нет оснований считать независимыми – они взаимосвязаны и в большинстве случаев изменяются согласованно. Благоприятные состояния (или близкие к ним) характеризуются возрастанием уровней активации и тонуса, снижением напряжения, преобладанием положительных эмоций. Возникновению благоприятных состояний способствует гармоничное настроение с переживанием удовлетворенности жизненной ситуацией, уверенностью (низкой тревогой), положительным чувственным тоном, устойчивым уровнем настроения (повышенным). И, наоборот, неблагоприятным состояниям (или близким к ним) свойственны сниженные уровни активации и тонуса, повышенное напряжение, преобладание отрицательных эмоций. Их возникновению способствует дисгармоничное настроение, характеризующееся переживанием неудовлетворенности жизненной ситуацией, повышенной тревогой, отрицательным чувственным тоном, изменчивостью уровня настроения.
Центральной характеристикой для класса тензионных состояний является напряжение. Можно выделить следующие главные группы факторов, вызывающих тензионные состояния [60]:
1. Повышенная нагрузка (физическая, физиологическая, эмоциональная, информационная, рабочая), повышенные требования к результатам деятельности, осознание высокой ответственности. Осознание ответственности следует понимать широко, сюда должны быть отнесены и переживания событий, имеющих высокую личностную значимость (и положительных, и отрицательных событий).
2. Выход за границы комфортной или приемлемой для данного субъекта интенсивности взаимодействия с внешней средой (природной, предметной, социальной). Под интенсивностью взаимодействия с внешней средой имеется в виду интенсивность поступающих из внешней среды стимулов, интенсивность потока информации, интенсивность общения, в том числе общения с новыми людьми. Чем больше отклонение от приемлемого диапазона, тем значительнее напряжение.
3. Препятствия на пути удовлетворения потребностей, достижения целей и решения задач. К значительному напряжению приводят конфликты, блокированная потребность в устойчивых, интимных межличностных связях и доверительных, эмоционально насыщенных отношениях, а также невозможность периодически побыть в уединении.
4. Физические и психические травмы, тревога за судьбу близких, утрата близких людей, лишение условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности или для полноценной самореализации, раскрытия потенциалов личности.
Отдельные виды тензионных состояний не удается выстроить внутри данного класса в сколько – нибудь строгом порядке. Каждый фактор, вызывающий напряжение, может быть разной силы, поэтому разной будет и глубина состояния.
Не только переживания напряжения и повышенная тревога объединяют тензионные состояния, но также и сходные альтернативы их возможных последствий. Здесь могут быть выделены три альтернативы как основные:
а) снижение напряжения (с соответствующими позитивными эмоциями стадии разрешения), переход этого состояния в другое в случаях преодоления препятствия, исчезновения препятствия при изменении ситуации или вхождения нагрузки в пределы приемлемого;
б) адаптация к дискомфортной нагрузке или трудной ситуации (совладание);
в) истощение сил и приспособительных механизмов, приводящее к болезни или смерти [61].
Систематизация состояний предполагает отнесение определенного состояния к тому или иному классу. Это в большинстве случаев не удается сделать достаточно уверенно, без оговорок и примечаний. Особенно трудны для классификации состояния в обычных, а не в экстремальных условиях. Например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне утомления, монотонии и ряда других состояний. В проблеме «разведения» состояний не последнюю роль играет сложность структуры состояний.
Рассматривают состояния не только психики как целостности, но и состояния отдельных ее составляющих. При таком подходе выделяют состояния внимания, состояния анализаторных систем, состояния психомоторики и др. Или в соответствии с делением психики на сферы, описывают состояния: эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, праксические, стенические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния [60].
В соответствии с поставленными задачами, нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме психических состояний подростков с девиантным поведением.
Исследования в области психических состояний показывают, что психическое состояние это – целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Общепсихологическую разработку психические состояния получило, начиная со статьи Н.Д. Левитова. Ему же принадлежит и первая монография по психическим состояниям. После его работ психология стала определяться как наука о психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Изучение психологии подросткового возраста является одним из ведущих направлений в исследовании психологии развития. Различные аспекты подросткового возраста достаточно подробно раскрыты в психологической литературе. Подростковый возраст является той областью, исследования в которой наиболее многочисленны. Несмотря на это, не существует даже единой периодизации подросткового возраста, настолько различны подходы к данному периоду в различных культурах, различных теориях и при рассмотрении различных аспектов подросткового возраста.
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства».
Существуют различные точки зрения, описывающие особенности подросткового возраста. Многие исследователи рассматривают подростковый возраст как фактор риска для развития девиантного поведения.
Изучение девиантных подростков в социальном аспекте рассматривается в работах С.А. Беличевой, И.Б. Громовой, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга, И.С. Полонского, И.Ю. Сундиева, Д.И. Фельдштейна и др.
Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам – ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.
В отечественной литературе под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением:
- поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».
- социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предметом социологии и социальной психологии.
Далее, на первом этапе нашей работы, мы определяли предмет и объект исследования, изучали литературу по проблеме психических состояний у подростков с девиантным поведением; анализировали и обобщали научные факты и материалы для исследования, осуществляли подбор, разработку и апробацию психодиагностических и исследовательских методик.
На втором этапе были подобранны методики, наиболее полно отвечающие целям и задачам исследования и удовлетворяющие возможностям способа проведения исследования. Для изучения следующих психических состояний: тревожность, фрустрированность, агрессивность подростков мы использовали методику «Самооценка психических состояний» Г.Ю. Айзенка, для определения агрессии мы воспользовались методикой А.Басса – А.Дарки «Диагностика состояния агрессии», для определения уровня школьной тревожности мы использовали методику Филлипса, а для изучения фрустрационных реакций подростков – методику С. Розенцвейга «Метод рисуночной фрустрации».
На третьем этапе мы провели обработку и анализ полученных в исследовании результатов; с помощью математической статистики (критерий Манна-Уитни) мы обработали полученные результаты.
В процессе обработки и анализа результатов мы сформулировали следующие выводы: подростковый возраст обычно характеризуется как критический, трудный, возраст полового созревания. В нем присутствуют такие психическими состояниями, как тревожность, агрессия и фрустрация. Подростки с девиантным поведением в большей степени подвержены тревожности, фрустрации и агрессии, чем подростки без девиации. Математическая обработка данных по U-критерию Манна – Уитни также подтвердила полученные результаты.
Следовательно, наша гипотеза о том, что существуют различия в психических состояниях у подростков с девиантным поведением и подростков без девиации, подтвердилась.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что его результаты дополняют научные представления о психических состояниях и их возрастных особенностях, а также расширяют теоретическую и эмпирическую базу психологии развития за счет описания закономерностей взаимоотношений психических состояний с психическими процессами и свойствами личности в подростковом возрасте.
Практическая значимость результатов заключается в разработке методик измерения и диагностики психических состояний, которые могут найти применение в практической деятельности психологов и педагогов с целью определения как индивидуальных особенностей психических состояний подростков, так и общегрупповых, помогут выявить эмоциональные проблемы в отношениях со сверстниками, со взрослыми (педагогами, родителями) и т. д.
Результаты диагностики состояний позволят улучшить воспитательно-образовательный процесс в образовательных учреждениях, оптимизировать психологический климат в классах; помогут в становлении личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми. Знание и учет особенностей психических состояний подростков позволит педагогам более целесообразно использовать индивидуальный и дифференцированный подходы, организовать оптимально комфортное развивающее пространство в школе и обеспечить актуализацию адекватных психических состояний.
Результаты исследований могут быть рекомендованы социальным педагогам, психологам, классным руководителям и родителям.
1 Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
2 Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. – М., 2000.
3 Астапов В.М. Тревожность у детей. – СПб.: Питер, 2004.
4 Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: «NB Магистр», 2001.
5 Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Эксмо-Пресс, 2000.
6 Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М., 2005.
7 Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: РИЦК Социальное здоровье России, 2003.
8 Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2006.
9 Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: Наука, 1987.
10 Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: «Питер Пресс» ООО, 2009.
11 Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М., 2003.
12 Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. Детская психология. Педология подростка. – М.: Говорящая книга, 2005.
13 Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.
14 Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека // Психические состояния / Под ред. Крылова А.А. – Л., 1981.
15 Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети. – СПб.: АСТ, 2007.
16 Генкин А.А., Медведев В.И. Прогнозирование психофизиологических состояний. – Л., 1973.
17 Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень защиты прав ребенка. – СПб.: Питер, 1994. – С. 10.
18 Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. – 1991. - № 4. – С. 76.
19 Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. – М., 1968.
20 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4-х томах. Том 3. – СПб.: АСТРЕЛЬ, 2004.
21 Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 2006.
22 Девиантное поведение подростков. Наркотизм, криминальность, экстремизм. – М.: Анахарсис, 2004.
23 Джемс У. Психология / Под ред. Л.А.Петровской. – М.: Педагогика, 1991.
24 Драгунова Т.В. Некоторые вопросы формирования личности в подростковом возрасте. «III Всесоюзный съезд Общества психологов СССР», т. 2, – М., 1968.
25 Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005.
26 Иовчук И.М., Северный А.А. Депрессии у детей и подростков. – М.: Школа - Пресс, 2006.
27 Кле М. Психология подростка. Психосексуальвое развитие. – М.: Педагогика, 1991.
28 Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 5.
29 Клиническая психология / Сост. и общая редакция Н.В.Тарабриной. – СПб.: Питер, 2000.
30 Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушения. – М.: Юрид. Литература, 1968., С. 10
31 Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
32 Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск: Беларусь, 1988., С. 81-83.
33 Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб, Речь, 2002.
34 Краткий словарь социального педагога / Сост. Р.С. Димухаметова, Р.А. Литвак. – Кустанай: КНИСП и П, 2000, С. 9.
35 Купалов П.С. Учение о рефлексе и рефлекторной деятельности и перспективы его развития // Материалы к совещанию по философским вопросам высшей нервной деятельности и психологии. – М., 1962.
36 Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М., 1964.
37 Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. 1957.
38 Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969.
39 Леонгард К. Акцентуированные личности. – М.: ЭКСМО, 2002.
40 Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. – Калуга, 1994.
41 Линдели Д. Субъективные состояния // Человек в длительном космическом полете. – М., 1974, Гл.VII.
42 Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во Эксмо-Пресс, 2000.
43 Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 2001.
44 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.
45 Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте. // Вопросы психологии №5, сентябрь-октябрь 2002.
46 Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. – Пермь, 1972.
47 Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 2003.
48 Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: МПСИ, 2004.
49 Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.
50 Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПБ.: Питер, 2003.
51 Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III. Кн. 1. – М., – Л., 1951-1952. , с.244-245
52 Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III. Кн. 2. – М., – Л., 1951-1952., c.45-46
53 Паренс Г. «Агрессия наших детей», – М.: Изд. дом «Форум»: Инфра-М, 2000.
54 Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психологический журнал. 1997. № 4. С. 22.
55 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. Высшая школа, – М., 1977.
56 Почивалова Ж.Г. Подготовка будущего учителя к взаимодействию со школьниками с девиантным поведением в условиях образовательного процесса. – Дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 2000, С. 16.
57 Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. – М.: МПСИ, 2002.
58 Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков / Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: «Речь», 1985, С. 3
59 Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. – СПб.: Питер, 2002.
60 Психические состояния /Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2000.
61 Психические состояния как общепсихологическая проблема: Хрестоматия / Сост. И.В.Герасимова. – Владивосток: ДВГМА, 2001.
62 Психология личности. В трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.
63 Психология подростка / под ред. Реана А.А. – М.: Прайм-Еврознак, 2008.
64 Пуни А.Ц. Очерки. Психология спорта. – М., 1959.
65 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: «Питер», 2000.
66 Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
67 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: МПСИ, 2003.
68 Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2001.
69 Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 2000.
70 Спиноза Б. Этика. – М.: Академический проект, 2008.
71 Черникова О.А. Стартовая лихорадка // Теория и практика физической культуры, 1940.
72 Чирков В.И. Изучение факторной структуры субъективного компонента функциональных состояний // Проблемы инженерной психологии: Тезисы VI всесоюзной конференции по инженерной психологии. Вып.2. / Под ред. Б.Ф. Ломова. – Л., 1984. С. 237-238.
73 Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект: Трикста, 2005.
74 Эльконин Д. Б. Психическое развитие школьников. – М., 1976
75 Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис», – М.: «Прогресс», 2006.
Тема: | «Особенности психических состояний у подростков с девиантным поведением» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 87 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника направленной на подростков с девиантным поведением
Дипломная работа:
Опыт социальной работы с девиантными подростками из семей группы риска в условиях специализированной службы
Дипломная работа:
Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков
Курсовая работа:
Психологические особенности процесса внимания у подростков
Дипломная работа:
Особенности осознания девиантного поведения подростками