ВКР
«Организационно-педагогические условия руководства самостоятельной работой обучающихся с применением дистанционных технологий»
- 100 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Место предметов физико-математического цикла в системе основного общего образования. Математический компонент в основном общем образовании. Место самостоятельной работы в математическом развитии школьников 9
1.2 Место самостоятельной работы обучающихся в программе основного общего образования по математике 26
1.3 Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности 48
1.4 Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся Управление самостоятельной деятельностью школьников 55
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 59
ГЛАВА 2. СИСТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся 60
2.2 Организация самостоятельной работы на уроках 64
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 72.
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА УСПЕВАЕМОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
3.1. Календарно-тематическое планирование программного материала 74
3.2. Различные формы организации контроля учащихся 81
3.3. Анализ результатов опытно поисковой работы 85
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
Общеизвестно, что с течением времени необратимо изменяется вся педагогическая деятельность в целом и каждая её сторона в отдельности. Это касается как формы преподавания, так и его содержания и используемых методов. В общем случае следует сказать, что в течение последних 20-25 лет (а именно столько насчитывает новейший - «постсоветский» этап развития системы образования в России) изменениям подверглась роль учителя, набор компетенций, которым ему необходимо владеть, не обошли они и содержательную сторону процесса - объём и структуру материала, предлагаемого для усвоения в рамках школьного курса.
Одно из важнейших изменений, кардинально отличающих форму и содержание образования в XXI веке ото всех предыдущих этапов его развития, заключается в его информатизации. Она выражается прежде всего в доступе обучающихся к электронным образовательным средствам и технологиям. Право на доступ к таким средствам (учебным материалам и пособиям в электронном виде и т.п.) гарантируется, в частности, Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [54]. Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, организованный с помощью вышеупомянутых и (или) других средств, относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий, уместно назвать
электронным обучением.
Согласно статье 16 вышеупомянутого федерального закона, под электронным обучением понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и 3
педагогических работников». Уже из этого определения недвусмысленно вытекает, что электронные образовательные технологии могут быть использованы на каждом этапе образования, при организации всех видов педагогической (учебной, исследовательской) деятельности. Данная работа посвящена использованию технологий электронного обучения в процессе организации самостоятельной работы обучающихся при изучении ими предметов физико-математического цикла.
Актуальность данной работы не вызывает сомнений: учитывая всё нарастающую роль информационных технологий в общественных отношениях в целом (и в образовании в частности), а также ту важнейшую функцию, которую в обучении физико-математическим дисциплинам играет самостоятельная работа обучающихся, представленная тема будет представлять всё больший интерес по мере развития педагогических технологий. Решение образовательных задач возможно путем внедрения в учебный процесс (на всех уровнях образования: в начальной, средней, высшей школе) форм, методов обучения и технологических решений, соответствующих современному уровню технических возможностей. Огромные объемы знаний, накопленные вековым опытом человечества, могут быть освоены в рамках современных учебных программ лишь одним способом - внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для доступа к информации (к которым, по Т. Белобородовой, относятся базы данных, интернет ресурсы, файлы, серверы и т.п.) Итак, невозможно не согласиться с выводом Т.Г. Белобородовой, которая утверждает, что «новые информационные технологии обладают огромными возможностями для интенсификации образовательного процесса» [3].
Объектом исследования служит самостоятельная работа обучающихся при изучении ими предметов физико-математического цикла. Предмет исследования - использование технологий электронного обучения при организации самостоятельная работа обучающихся.
В процессе исследования будут использованы следующие методы:
Анализ - в рамках исследования будет проводиться работа с наличествующей информацией по данному предмету, в частности с российским и зарубежным педагогическим опытом. Иначе говоря, анализу будут подвергнуты прежде всего результаты введения электронных технологий в образовательный процесс при обучении физико-математическим дисциплинам.
С анализом неразрывно связан и другой метод, широко используемый в данном исследовании - синтез. На основании отдельных результатов внедрения электронных технологий, а также педагогического опыта отдельных учителей и преподавателей, автор попытается определить общие условия, при которых использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (в частности, при организации самостоятельной работы) наиболее эффективно, т.е. удовлетворяет как потребностям учащихся в новом знании, так и требованиям учителя (преподавателя), связанным с освоением образовательной программы.
Педагогический эксперимент (Достаточно точным общим определением эксперимента (как в применении к педагогическому контексту, так и вне его) следует признать определение, содержащееся в «Краткой философской энциклопедии». Согласно ему эксперимент есть «планомерно проведённое наблюдение, планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений».)[21] - неотъемлемый элемент апробации результатов работы. Такого рода эксперименты (введение электронного «компонента» в самостоятельную работу, в частности творческую и лабораторную) требуют, по крайней мере на начальном этапе, усиленного контроля со стороны учителя, а также определённой педагогической чувствительности к потребностям и способностям каждого отдельного учащегося и всего учебного коллектива (класса, группы, курса) в целом.
В случае, если при проведении исследования автор будет прибегать к другим методам, это будет обозначено и обосновано в соответствующей структурной части работы.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить специфику и методические аспекты организации самостоятельной работы в средней школе;
2. Выявить особенности оптимизации самостоятельной работы школьников как условия развития умений организовать самостоятельную работу на основе дистанционных курсов;
3. Разработать и реализовать на практике сельской средней общеобразовательной школы электронный образовательный ресурс по информатике направленный на организацию самостоятельной работы обучающихся 9 классов.
Объект исследования: образовательный процесс в средней школе.
Предмет исследования: самостоятельная работа обучающихся в средней школе как средство повышения эффективности учебной деятельности.
пределить место технологий электронного обучения в организации самостоятельной работы обучающихся при изучении ими физико-математических дисциплин. Достижение этой цели определяет исследовательские задачи, стоящие перед автором работы:
1. Определить место предметов физико-математического цикла в образовательной системе, а также их роль в системе представлений, которые учащемуся необходимо сформировать для последующей практической и (или) учебной деятельности на каждом этапе обучения;
2. Определить место самостоятельной работы обучающихся при изучении ими физико-математических дисциплин на каждом этапе обучения;
3. Выяснить, какую роль могут играть электронные образовательные технологии в процессе изучения физико-математических предметов, в
частности в процессе самостоятельной работы
«внешкольной» части учебного процесса.
4. Установить общие условия и требования, при соблюдении которых использование информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы) наиболее эффективно.
Вышеозначенные цели и задачи определяют особенности структуры данной работы. С точки зрения структуры работа состоит из следующих частей: введения, основной части, заключения, библиографии, приложений. Следующую структуру основной части следует признать оптимальной, т.е. наиболее соответствующей цели и задачам исследования: в первой главе «Место физико-математических дисциплин в системе общего образования (на основе ФГОС)» будут обсуждены такие вопросы, как структура школьного физико-математического образования, требования, предъявляемые к освоению программы на каждом этапе обучения, а также место самостоятельной работы на каждом из вышеозначенных этапов. Во второй главе «Влияние электронной образовательной среды на самостоятельную работу обучающихся » будут рассмотрены аспекты, связанные с взаимодействием обучающегося и учителя (преподавателя) с электронной образовательной средой, принципы организации такой работы и методы проверки её результатов.
При проведении настоящего исследования автор исходит из определённой гипотезы, основные предпосылки которой сводятся к следующему:
1. Технологии электронного обучения - важнейшая составляющая современной образовательной среды, неотъемлемая часть учебной, научной и исследовательской деятельности.
2. Самостоятельная работа обучающихся (как в урочной, так и во внеурочной деятельности) - необходимый компонент учебного процесса, который по-разному проявляется на разных этапах обучения дисциплинам физико-математического цикла.
3. Самостоятельная работа обучающихся может быть организована несколькими разными способами, в частности такими, которые требуют обращения к электронной образовательной среде.
4. Выбор той или иной педагогической стратегии определяется как педагогическим мастерством учителя (преподавателя), так и исходя из требований программы и предрасположенности учебного коллектива к определённым видам учебной деятельности.
5. При соблюдении определённых требований организация самостоятельной работы обучающихся с использованием электронной образовательной среды способна повысить эффективность учебного процесса в целом и уровень владения изучаемым материалом в частности.
Научная новизна работы вытекает из того факта, что до настоящего времени не были систематизированы методы самостоятельной работы обучающихся при изучении ими предметов физико-математического цикла.
Площадкой для практического применения (апробации) результатов настоящей работы послужила педагогическая практика, пройденная под руководством преподавателей Башкирского государственного
педагогического университета им. М. Акмуллы. Результаты работы были опубликованы и обсуждены на следующих научных конференциях (Организация самостоятельной работы на уроках// Педагогическиенауки: состояние, перспективы, новые парадигмы исследований: Материалы II Международной научной конференции, посвященной 100-летию образования Республики Башкортостани 110-летию создания Башкирскогого сударственного университета (г.Уфа,12-13декабря2019г.).Т.2. - Уфа: РИЦ
БашГУ, 2019.172-178 с.; Управление самостоятельной деятельностью
школьников //Заманауи бкпм берудеп ШЖМ №4(71)/2019. 55-60 с.).
Планируется дальнейшее применение результатов исследования в педагогической деятельности автора настоящей работы.
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Роль самостоятельной работы в математическом развитии школьников
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее по тексту - ФГОС, стандарт, федеральный стандарт) устанавливает общие требования к освоению всех образовательных программ, входящих в структуру основного и среднего (полного) общего образования. Согласно этому стандарту, в рамках школьной программы предусмотрено обучение предметам физико-математического цикла (к которым в рамках настоящей работы следует отнести математику, с последующим её разделением на курсы «Алгебра», «Геометрия», «Алгебра и начала математического анализа»,
физику и астрономию).
В документах, регламентирующих образовательную деятельность (в частности, во ФГОС начального общего образования [42], ФГОС среднего общего образования [43]) говорится также о предметной области «Математика и информатика». Однако, в рамках настоящей работы информатика исключается из подробного рассмотрения, поскольку самостоятельная работа с устройствами и данными на уроках информатики составляет гораздо более значительную часть учебного процесса, нежели в случае математики или физики.
Астрономия, ввиду достаточно позднего введения в рамках школьного курса, не будет рассмотрена подробно.Данный выше перечень дисциплин, хотя и достаточно короткий, свидетельствует о том, что предметы физико-математического цикласопровождают учащегося от начала школьного обучения до его завершения в одиннадцатом классе. Учитывая обилие внутри- и межпредметных связей, можно с уверенностью утверждать, что эти предметы составляют один из ключевых компонентов школьной программы. Следовательно, разработка проблем, связанных с организацией учебной деятельности по соответствующим предметам (в т.ч. самостоятельной работы) 9
занимает особое, ключевое место в методике преподавания и образовательных стандартах.
Стандарт определяет, что самостоятельная работа является неотъемлемой и существеннойчастью обучения. В частности это следует из того, что на самостоятельную работу отводится не менее трети общего учебного времени.Однако, стандарт не определяет структуру, направления и содержание самостоятельной работы на уроках математики. Эти вещи зависят от течения учебного процесса, от взаимодействия учителя и учащихся в учебной среде, а потому определяется непосредственно исходя из особенностей этой среды и образовательных потребностей конкретного учащегося.
В первой (теоретической) части настоящей работы целесообразно подробно разобрать примерную учебную программу по математике, составленную на основе ФГОС, дабы определить, какие виды самостоятельной работы может предложить учитель в зависимости от темы. Поскольку математика не относится к национальному и (или) региональному компоненту образования, субъект Российской Федерации, в котором применяется данная программа, не имеет определяющего значения. Отличаться будут лишь нормативные документы регионального и местного уровней, на основании которых составлена программа. Поскольку содержание этих документов не может противоречить федеральному законодательству, основные части программы (утверждённые приказом Министерства образования РФ), равно как и общие требования к её освоению остаются неизменными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Школа, давая учащимся знания, необходимые для продолжения учебы в вузе, и в то же время должна ориентировать молодежь на общественнополезный труд в народном хозяйстве и готовить к этому. Поэтому полезно повысить научный уровень преподавания и качество знаний школьников и в то же время преодолеть их перегрузку. Соответственно этим требованиям необходимо поднять уровень преподавания, нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной научной картины мира, а также знаний о практическом применении наук. Нужно, чтобы теория предмета в большей мере способствовала развитию позитивных способностей школьников и их практической подготовке.
Это достигается целым комплексом средств: совершенствование содержания образования, улучшением качества учебников и других средств обучения, развитием эвристической деятельности школьников в процессе обучения на основе проблемности, развитием текущего лабораторного эксперимента и завершающего физического практикума творческого характера.
В процессе рассмотрения данной проблемы выяснилось, что для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.
Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.
Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение.
Развитию познавательной активности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, хрестоматии, справочника, из научных и научно-популярных журналов и газет, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов, диапозитивы и другие средства наглядности.
Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.
1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников. - М.: Просвещение, 1978.
2. Беспалько В. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
3. Белобородова, Т.Г. «Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных образовательных технологий. Материалы XI Международной научно-методической конференции Новые образовательные технологии в ВУЗе». (Электронный ресурс). URL:
https://docplayer.ru/50645348-Organizaciya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-s- ispolzovaniem-distancionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy.html, дата доступа: 26.11.2019
4. Бурак В.К. Самостоятельная работа учащихся.-М.: Просвещение, 2008.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.
+ еще 54 источника
оригинал в pdf формате
Тема: | «Организационно-педагогические условия руководства самостоятельной работой обучающихся с применением дистанционных технологий» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 100 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Организационно-педагогические условия социальной работы с молодёжью
ВКР:
Организационно-методические аспекты дистанционной формы повышения квалификации педагогических работников
ВКР:
Применение смарт-технологий в школьном курсе информатики
Дипломная работа:
Организационно-педагогические условия успешной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении
Дипломная работа:
Организация самостоятельной работы на уроке английского языка