Дипломная работа
«Художественный текстиль. методические рекомендации по проведению занятий для студентов художественно-графического факультета»
- 50 страниц
Введение….3
Глава I. Вопросы истории и теории художественного текстиля на примере лоскутного шитья
1.1. Этапы развития лоскутного шитья в России….…7
1.2.Современное лоскутное шитье….…15
1.3. Материалы и инструменты….19
Глава II. Этапы выполнения дипломной работы: изготовление декоративного панно «Жизнь цветов» в технике лоскутного шитья
2.1.Предпоектный анализ ….24
2.2.Последовательное выполнение декоративного панно «Жизнь цветов».27
Глава III. Методические разработки занятий по лоскутному шитью для студентов художественно – графического факультета
3.1. Развитие творческих способностей в процессе организации занятий по лоскутному шитью…28
Заключение….37
Список использованной литературы….40
Приложение….43
До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте, а в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. Сегодня искусство лоскутного шитья (печворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (печворк).
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.
Лоскутное шитье - удивительно теплый, домашний и женский вид творчества. Настоящие мастера, чтобы создать подлинное произведение искусства, используют уже не старые, выцветшие лоскутки, а специально подбирают и покупают красивые яркие ткани.
Мал лоскуток, а нужен! Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины. В доме умелой хозяйки постепенно накапливаются лоскутки и еще много всякой всячины. Почти все ткани можно использовать для лоскутного шитья, но начинающей мастерице лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Они хорошо стираются и прекрасно утюжатся. Это, прежде всего сатин, ситец и лен. Шьют также из шелка, атласа, сукна, драпа, из плотного вязаного полотна, тканей других видов, лишь бы они не плавились под утюгом. Лоскутное шитьё можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяет ткань, а кисть - иголка с ниткой. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр. Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта. Они применимы и для кухни (скатерти, салфетки, прихватки), для гостиной (диванные подушки, декоративное панно), для спальни (покрывала, наволочки на подушки). Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны и других таких нет во всем мире.
Актуальность данной работы обоснована тем, что, заинтересовавшись лоскутным шитьем, изучив его материалы и образцы, я захотела самостоятельно создать свое декоративное панно на тему «Жизнь цветов», используя богатейшие возможности, которые открывает данная техника. Передача трепетной жизни лепестков, тонких переливов цветовых сочетаний – все это подвластно данной технике.
Моя цель: создать выставочный вариант декоративного панно «Жизнь цветов», посвятив его одному из самых красивых и загадочных цветов – маку. О маке ходит множество легенд. С самых древнейших времен существовали три символа, которыми люди украшали самые древние, самые архаичные свои храмы и священную утварь – это виноградная гроздь или листья винограда (символ вина), листья или шишечки хмеля (пиво) и прекрасный цветок мака (символ сна и смерти). Древние греки считали мак атрибутом не только бога сна (Гипноса), но и бога смерти (Танатоса). Мак – это мифопоэтический образ – знак сна и смерти, а цветущий – небывалой красоты, также символ неувядаемой молодости и женского очарования.
Мак служил также и символом плодородия из-за своей большой плодовитости. Поэтому он является постоянным атрибутом Геры (Юноны) – богини плодородия и супружества. Храм и статуя богини плодородия и супружества – Геры (Юноны) на острове Самос украшались маковыми головками. С маком в руке всегда изображалась богиня жатвы – Церера (Демитра). Из цветков мака и хлебных колосьев плели венки, которыми украшали ее статуи. Часто саму богиню называли Меконой (от греческого mecon, makon - мак).
Древние греки считали, что этот цветок был сотворен богом сна Гипносом для Деметры, когда она настолько устала в поисках своей пропавшей дочери Персефоны, которую украл Аид, повелитель подземного царства мертвых, что не могла более обеспечивать рост хлебов. Тогда Гипнос дал ей мака, чтобы она заснула и отдохнула.
С маком иногда изображали Персефону – ее представляли обвитой гирляндами маковых цветов – как символ спускающегося на землю в это время покоя. По древнеримской легенде он вырос из слез Венеры, которые она проливала, узнав о смерти прекрасного юноши Адониса. Согласно буддийской легенде, мак вырос на земле, которую коснулись ресницы засыпающего Будды.
Этот цветок является атрибутом Гипноса. Его изображали в виде лежащего или сидящего юноши или ангела с опущенными крыльями, несущего в руках маковые головки, иногда с венком из маковых головок на голове.
Он был атрибутом и бога смерти – Танатоса, поэтому его изображали в виде юноши с венком из мака, но с черными крыльями, в черном одеянии и гасящего опрокинутый горящий факел. Царство сна Морфея было засажено маками.
Мак так же считается цветком ангелов, так как его употребляют для украшения церквей в день Сошествия Святого Духа. Маленькие дети, одетые ангелочками, идут в этот день в процессии перед священником, несущим Святые дары, и осыпают дорогу перед ним маковыми цветками.
Существующее во многих местностях поверье, будто мак растет всегда в обилии на полях битв. Главным основанием этого народного поверья послужила, конечно, красно-кровавая окраска его цветов.
Его не раз изображали в средневековом искусстве и искусстве эпохи Возрождения, в 17-19 веках. Всем известны прекрасные маки Клода Моне и Ван Гога.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме.
2. Разработать эскизы панно.
3. Воплотить в реальности декоративное панно.
4. Разработать методические рекомендации по использованию данного материала на занятиях по лоскутному шитью.
Дипломная работа на тему: «Жизнь цветов» может быть использована в качестве пособия для студентов художественного – графического факультета. Дипломная работа систематизировала и сгруппировала основные и необходимые знания по методике проведения занятий по лоскутному шитью.
Обращаясь к обзору литературных источников, хочу выделить следующие книги, оказавшие мне важную помощь при создании своего декоративного панно. Это книги Банакиной Л. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия: Москва, АСТ-ПРЕСС, 2000; Гринн М.Э. Шитьё из лоскутков: Москва, 1995; Костиковой И. Лоскутная техника. Шитье из полос: Москва, Культура и традиции, 2002; Махмутовой С.И. Оригинальные изделия из лоскутков: Школа и производство,1996; Мухановой И. Ю. Лоскутное шитье. Мозаика и аппликация, традиционные и современные узоры: Москва, ЗАО "МИЧ", 1998; Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя: Москва, Школа-Пресс, 2000. Каждая из перечисленных мной книг дала возможность не только подробно ознакомиться с технологией, материалами и возможностями лоскутного шитья, но и продемонстрировала оригинальные образцы готовых изделий. Всё это явилось мощным стимулом для создания своего варианта изделия в лоскутной технике.
Глава I. Вопросы истории и теории художественного текстиля на примере лоскутного шитья
1.1. Этапы развития лоскутного шитья в России
Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции - мозаичные узоры. Недаром этот вид творчества у нас называют ситцевой или лоскутной мозаикой. На лицевой стороне таких композиций нет видимых швов. Лоскутная мозаика - одно из направлений в лоскутной технике. Существует и другое - аппликация. Здесь, чтобы создать рисунок, лоскутки нашивают на единый кусок ткани - фон. Оба эти направления могут прекрасно соседствовать и дополнять друг друга в лоскутных произведениях.
В России шить из лоскутков стали во второй половине XIX века, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX века и был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными орнаментами. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи. Традиционные "деревенские" узоры отечественной лоскутной техники - несложная мозаика из полосок, квадратов и треугольников ярких контрастных цветов. Очень интересны объемные технологии в русском лоскутном шитье, когда каждый лоскуток, вырезанный с помощью лекала (круга или квадрата), складывают в треугольник, затем группируют треугольники рядами и настрачивают по кругу на основу из плотной ткани, или когда длинные жгуты скрученной ткани заплетают в шнур-косичку, а затем косички разных цветов выкладывают по кругу и сшивают между собой.
К сожалению, лоскутная техника как вид декоративно-прикладного искусства не вошла в перечень народных промыслов, поддерживаемых государством, и уже в 20-х годах нашего столетия русское лоскутное одеяло стало больше утилитарным, чем художественным предметом. Мастерицы шили одеяла из старых изношенных тканей без особого подбора лоскутков по цвету и форме.
В 1970-е годы в одежде и в украшении интерьеров стал модным фольклорный стиль, и тогда появился новый всплеск интереса к лоскутной технике. Музеи России начали собирать и изучать лоскутные изделия. Их прекрасные образцы пополнили коллекции народного творчества Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Музея ивановского ситца, местных краеведческих музеев. Лоскутными технологиями заинтересовались современные профессиональные художники.
Лоскутная техника требует от художника великолепного владения и цветом, и мастерством шитья. Чтобы добиться хорошего результата, нужна абсолютная, миллиметровая точность кроя и такая же точность при сшивании лоскутков, так как из-за разницы в несколько миллиметров возникает перекос изделия. Кроме того, нужно еще в совершенстве освоить ручную и машинную стежку (от слова "стегать" - прошивать насквозь положенный между двумя кусками ткани слой ватина, ваты или другой прокладки). Различные узоры стежки служат дополнительным украшением лоскутного изделия.
Из лоскутков мастерицы шьют самые разные вещи: тряпичных кукол, картины, панно, одеяла, покрывала, подушки, скатерти, прихватки, занавески, коврики, сумки, жакеты, жилеты. Полагаясь на собственный вкус, можно дать полную свободу в выборе тканей.
Лоскутная мозаика, аппликация и стежка независимо друг от друга существовали почти у всех народов. Самая древняя аппликация, датируемая 980 годом до н. э., была найдена в Египте. Фрагменты стеганых изделий обнаружили при раскопках скифских курганов.
В Европе стежка появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. Вплоть до XVIII века ее использовали прежде всего для укрепления многослойной одежды. Стеганые одеяла и покрывала были распространены в основном на юге Франции и Англии, где примерно до 1750 года их шили из цельных полотнищ и украшали контрастной вышивкой.
Экономичная лоскутная техника (ее называют на Западе "пэчворк", что в переводе с английского - "работа из лоскутов") как вид декоративно-прикладного искусства возникла сначала в Англии. Сюда еще в XVI веке начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме индийское одеяло, богато декорированное вышивкой или набивным рисунком, считалось признаком достатка. Очень скоро появились и подделки - одеяла из хлопчатобумажных индийских тканей, изготовленные на английских мануфактурах. В 1712 году правительство Англии, заботясь о сохранении и развитии собственных шерстяных и шелковых мануфактур, запретило продавать на территории Англии индийский ситец и изделия из него. Конечно, контрабанду ситца это не остановило, однако он стал дефицитен и дорог. Бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для других изделий. Яркие элементы узора ткани шли на аппликации: их нашивали на льняные или шерстяные полотна. А из мелких разноцветных лоскутков собирали единое полотно по принципу мозаики. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны. В домах без большого достатка она позволяла рукодельницам создавать модные текстильные предметы интерьера, например, парадные стеганые одеяла. В дальнейшем лоскутное шитье активно развивалось там, куда шли первопроходцы. Собирать из кусочков тканей стеганые одеяла и другие вещи их заставляли условия жизни. Великолепные образцы лоскутных изделий шили мастерицы севера Скандинавии, Русского севера и Сибири, запада США. В Америке лоскутная техника постепенно из необходимости превратилась в любимое занятие очень многих людей и стала национальным видом декоративно-прикладного искусства. За последние два столетия американские мастерицы разработали множество прекрасных узоров, ставших традиционными, и придумали определенные технологии изготовления лоскутных изделий. Любители этого вида искусства объединяются в "квилт-клубы" ("квилт" в переводе с английского - "стеганое лоскутное изделие").
Чтобы овладеть всеми тонкостями этого искусства, нужно время и терпение. Главные условия успеха - художественный вкус и аккуратность. Составляя из лоскутков мозаику, важно, чтобы они гармонировали по цвету, иначе композиция будет рябить в глазах. Дополнительные сложности возникают в работе с пестрыми лоскутками, которые, кроме основного тона, имеют и другие цвета. Собирая разные кусочки ткани в единое полотно, мастер всякий раз проверяет получаемый эффект. При этом он больше опирается не на теорию цветовых сочетаний, а на свою интуицию.
Начинать лучше с самых простых, небольших изделий, например с прихваток. Нужно научиться соединять два одинаковых по размеру, но разных по цвету прямоугольных треугольника в квадрат, затем из квадратов составить полоску, несколько полосок сшить в лоскутную пластину. Освоить первые шаги помогут книги по лоскутному шитью, переводные и отечественные. Их вы найдете в магазинах.
Трудоемкую лоскутную технику можно усовершенствовать, применяя прозрачную линейку для лоскутного шитья и ножи для раскроя ткани. Они продаются в специализированных магазинах.
Ткань - материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветном лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет). Наиболее оригинальный прием в лоскутном шитье - нашивание на основу мелко нарезанных лоскутков (чаще узких коротких полосок ткани). Необработанные цветные лоскутки располагаются очень плотно друг к другу и прикрепляются к основе в середине лоскута вручную или машинной строчкой (по образу знаменитой каргопольской «ляпачихи» - тканого свадебного одеяла из мелко нарезанных лоскутов ткани). На Севере их называли ляпаками. Ляпак, ляпачок -- торчащий обрывок ткани. Этот прием позволяет достичь объемности, фактурности полотна.
Лоскутная мозаика традиционных изделий представлена различными рисунками. Как правило, в них присутствуют детали в форме полоски, квадрата, треугольника, т. е. тех фигур, которые могли быть выпадами от прямого кроя русского костюма.
Большой интерес представляют традиционные лоскутные коврики. Сшитые из маленьких упругих уголков, сплетенных в косички жгутов, они отличаются богатством цвета и фактуры. Коврики разнообразны по цвету, рисунку, форме, размерам. В каждом изделии проглядывает своеобразный почерк автора.
Разнообразные виды круглых ковриков из жгутов, уголков распространены в Ленинградской, Вологодской, Новгородской, Архангельской областях. Архангельские коврики-кругляши считаются уникальным явлением в народном творчестве.
Традиции народного лоскутного шитья складывались десятилетиями. Отбиралось, отрабатывалось и закреплялось самое лучшее в приемах, форме предметов, рисунках орнаментов, цвете. Но это не приводит к однообразию лоскутных изделий. Работая в русле традиций, народные мастера неизбежно проявляют свою индивидуальность. Искусство лоскутного шитья в каждой местности (группе деревень, районе, области) имеет свои особенности, а разнообразие аналогичных предметов - результат различия в творческом почерке отдельных мастеров.
К общим отличительным признакам русского лоскутного шитья можно отнести: преобладание мажорного колорита, богатство и пластичность фактуры, динамичность композиции, максимальное разнообразие цвета при ограниченном количестве приемов и лоскутных мотивов, употребление простых по форме деталей рисунков. Характерен для русского лоскутного шитья орнамент полотна одеяла, собранного из отдельных фрагментов, близких по рисунку и размеру, но разнообразных по цвету (часто нет двух одинаковых).
Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества предполагает вдумчивое отношение к материалу и процессу, проникновение в суть, анализ, а не бездумное копирование. Важным этапом в изучении лоскутного шитья является воспроизведение традиционных образцов и лучших произведений современных мастеров, работающих в духе традиций русского лоскутного шитья. Образцами для изучения и осмысленного копирования могут быть как подлинные изделия, так и их фотографии, иллюстрации в книгах, журналах, каталогах выставок. Очень полезны встречи с мастерами лоскутного шитья и непосредственное изучение их опыта.
Следует обратить внимание на взаимовлияние традиционного лоскутного шитья, ткачества, вышивки, плетения из бересты, резьбы и росписи по дереву. Вот почему так важно для понимания особенностей традиционного лоскутного шитья посещать музеи декоративно-прикладного искусства, выставки произведений народного творчества. Знакомство с любыми произведениями народного искусства, не только лоскутным шитьем, настраивает на восприятие прекрасного, формирует эстетический вкус и эстетическое суждение.
В последние годы музеи, дома народного творчества стали собирать и изучать изделия из лоскута наравне с другими видами народных художественных ремесел, организовывать встречи с мастерами. Регионы, в которых и сегодня живы традиции, устраивают фестивали народного искусства, где лоскутное шитье представлено наравне с вышивкой, вязанием, ткачеством; проводятся конференции и семинары, посвященные этнохудожественному воспитанию детей. Все это дает педагогам основу для личностного роста, эстетического воспитания и творческого развития детей.
Таким образом, традиции народного лоскутного шитья складывались десятилетиями. Необходимо различать современное искусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах, творческих союзах, индивидуальном творчестве профессиональных художников, мастеров-любителей, и подлинно народное лоскутное шитье, которое было домашним рукоделием в деревнях, селах и малых городах России. Богатейший опыт народных мастериц – русских крестьянок лежит в основе творчества многих современных мастеров лоскутного шитья, служит источником выработки новых приемов создания лоскутных одеял, покрывал, различных ковриков. Лоскутная мозаика традиционных изделий представлена различными рисунками. Как правило, в них присутствуют детали в форме полоски, квадрата, треугольника, т. е. тех фигур, которые могли быть выпадами от прямого кроя русского костюма.
Лоскутное творчество подобно волшебству. Из разрозненных маленьких кусочков, принадлежащих разным тканям, искусная рука мастера создает что-то совершенно новое, цельное, обладающее сильным эмоциональным воздействием на зрителя. Таким образом, создается новая, необычная ткань. Иногда в таких полотнах из лоскутов как бы продолжается жизнь старых вещей, и связанные с ними воспоминания согревают душу. Лоскутные изделия очень органично входят в дом, быт, создавая тепло и уют. Каждый лоскуток ткани - это отдельная система со своей цветоорнаментальной организацией. Чтобы соединить множество таких систем в единое целое, не получив при этом малохудожественный хаотичный беспорядок, чтобы добиться цельности, художественной выразительности изделия, необходимо обладать не только художественным вкусом, но и соответствующими знаниями. Знания закономерностей цветовых сочетаний, построений орнаментальных композиций помогут не допустить грубых ошибок в работе и добиться желаемых результатов. Совмещая в работе ткани различных фактур и плотности, можно добиться интересных эффектов. Например, составляя букет, можно выбирать материалы различной толщины, выполняя цветы из шелка или ситца, а листья и стебли из сукна или гобеленовой ткани. Но, сочиняя многоплановый пейзаж, на фоне и заднем плане лучше использовать более легкие ткани, а деревья на переднем плане сделать из плотных материалов. Работая с буклированной тканью, вельветом, материалом с начесом или ворсом, всегда исходите из размера вашей картины. В маленьких работах эти ткани могут грубо смотреться. Их фактурность не будет соответствовать масштабу картины. Участие таких материалов должно быть отмерено буквально «гомеопатическими» дозами. Зато в большом панно рубчики вельвета станут крышей дома, а буклированная шерсть прекрасно передаст кору старого дерева.
Искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяет ткань, а кисть - иголка с ниткой. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр. Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта. Они применимы и для кухни (скатерти, салфетки, прихватки), для гостиной (диванные подушки, декоративное панно), для спальни (покрывала, наволочки на подушки). Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны и других таких нет во всем мире. Для развития любого творчества важны общение и обмен опытом между представителями разных школ и направлений. Продолжая и развивая традиции, современные мастера разрабатывают новые, удивительные узоры и находят необычные цветовые сочетания. Сегодня вокруг лоскутного шитья царит оживление не только в России, но и в тех странах, где оно появилось раньше, чем у нас.
1.Большая советская энциклопедия в 30 т. (Электронная версия)
2.Энциклопедический словарь: Сост. Ф.А. Брокгаукз, И.А. Ефрон (электронная версия)
3. Антонов К.А. Беседы об эстетическом вкусе: Минск, 1965
4. Аринина Н.Л. Уроки прекрасного: Москва, Просвещение, 1983
5. Банакина Л. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия: Москва, АСТ-ПРЕСС, 2000
6. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности: Москва,1988
7. Бунин В.Р. О художественном воспитании: санкт – Петербург, Знание, 1970
8. Волшебные узоры из лоскутков. Стежка: Перевод с немецкого: Москва, Ниола-Пресс, 1997
9. Вышивка шелковыми лентами. Перевод с английского, Москва, Новый век, 2006
10. Гринн М.Э. Шитьё из лоскутков: Москва, 1995
11. Гулыга А.В. Принципы эстетики: Москва, 1987.
12. Дёрте Бах. Шитье из лоскутков легко и быстро. Рациональный раскрой, современное шитье./ Перевод с немецкого: Москва, Внешсигма, 1998
13. Барц Эллинор. Игра в глубокое. Введение в юнгианскую психодраму: Независимая фирма "Класс",1997
14. Костикова И. Лоскутная техника. Шитье из полос: Москва, Культура и традиции, 2002
15. Кривцун О.А. Искусство в системе общественных отношений: Москва, 1982
16. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности: Москва, Просвещение, 1988
17. Левшина И.С. Художественное воспитание сегодня: социальная значимость, методические принципы. Искусство и эстетическое воспитание молодежи: Москва, 1981
18. Линский В.Н. Эстетическая культура и личность: Москва, Знание, 1987
19. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания: Москва, 1972
20. Маклаков А.Г. Общая психология: Москва, Просвещение, 1992
21. Махмутова С.И. Оригинальные изделия из лоскутков: Школа и производство,1996
22. Миннарт М. Свет и цвет в природе: Москва, Просвещение, 1999
23. Моложавенко В.С. Тайна красоты: Москва, Просвещение, 1989
24. Муханова И. Ю. Лоскутное шитье.Мозаика и аппликация, традиционные и современные узоры: Москва, ЗАО "МИЧ", 1998
25. Муханова И.Ю. Лоскутная живопись: Москва, ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2005
26. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя: Москва, Школа-Пресс, 2000
27. Общая психология. / Под ред. Петровского А.В.: Москва, Просвещение, 1986
28. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности: Москва, Наука, 1997
29. Пархомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов: Москва, АРКТИ, 2003
30. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Пидкасистого П.И.: Москва, Высшее образование, 2006
31. Пономарев Я.А. Психология творчества: Москва, Наука, 1976
32. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве: Москва, 1968
33. Соболев П.В. Художественная культура личности: Ленинград, Знание, 1986
34. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников: Москва, Педагогика, 1986
35. Стиль М.П. Методика воспитания творческих способностей школьников: Челябинск, 1990.
36. Техники лоскутного шитья/ Перевод с английского: Москва, Ниола-Пресс, 1998
37. Титов С.Н. Искусство: объект, предмет, содержание: Воронеж, 1987
38. Толстых А.В. Психология юного зрителя: Москва, Знание, 1986
39. Уцеховская Л.Э. Лоскутная пластика на досуге: Москва, 1989
40. Федотова Л. “Квилтины” или “Одеяло моей бабушки” // Народное творчество: 1998, № 6
41. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Москва, 1985
42. Фрейд Зигмунд, "Я" и "Оно": Москва, Просвещение, 1988
43. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие: Москва, Юрист, 1997
44. Чекалов А.А. Основы понимания декоративно-прикладного искусства: Москва, 1962
45. Чернова А. Г. Искусство вышивки лентами: Изд. 7 , Ростов – на – дону, Феникс, 2006
46. Чиотти. Д. Украшения из шелковых лент. /Пер. с итал.: Москва, Мир книги, 2007
47. Эстетическое и художественное образование. / Сост. Орлова Е.В.: Москва, 1991
48. Якобсон П.М. Психология художественного творчества: Москва, Знание, 1971
49. Яковлева А.Ю. Новые тенденции лоскутного шитья и его педагогические возможности: Москва, Просвещение, 1998
50. Ялом Ирвин. Экзистенциальная психотерапия: Москва, Класс,1998
51. h**t://w*w.ckazka.com/people/angl/angl.html
52. h**t://w*w.lenagold.r*/fon/flo/mak/tale/mak1.html
53. h**t://w*w.myquilt.r*/
54. h**t://w*w.florets.r*
Тема: | «Художественный текстиль. методические рекомендации по проведению занятий для студентов художественно-графического факультета» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 50 | |
Цена: | 1900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Декоративная композиция. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ ДЕКОРАТИВНАЯ КУКЛА
Магистерская работа:
Педагогические условия формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно педагогического образования
Дипломная работа:
Цикличность и мировой финансовый кризис
Дипломная работа:
Методические рекомендации для проведения занятий в вузе по проектированию освещения интерьера. художественно-эстетическое оформление аудитории
ВКР:
Методика обучения рисунку в детской художественной школе серия портретов (бумага, карандаш)