Дипломная работа
«Народные щипковые хордофоны как средство музыкального воспитания детей младшего школьного возраста: башкирская думбыра»
- 65 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I. НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБЩЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ….8
1.1. Специфика музыкального воспитания детей младшего школьного возраста…8
1.2. Башкирская думбыра в системе этноорганологии….23
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ БАШКИРСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ….31
2.1. Содержание, формы и методы изучения башкирских музыкальных инструментов на уроках музыки….31
2.2. Эксперимент и его результат….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….52
ПРИЛОЖЕНИЕ….56
Преподаватели музыки в общеобразовательной школе в силу природы своей профессии занимаются музыкальным развитием ребенка как индивида и как потенциального создателя и потребителя музыки. Следовательно, все музыкальные программы нацелены на музыкальное развитие каждого отдельного ребенка, а усилия направлены на то, чтобы предоставить каждому ребенку возможность достичь самих высоких результатов, на какие он только способен.
Нет сомнения в том, что внимание к ребенку как к личности является важным фактором при занятиях музыкой. В задачу педагога входит не только сообщение знаний, обучение навыкам и развитие творческого начала в ребенке. Он должен способствовать развитию личности. Он помогает формированию хорошего отношения к музыке. Учитель готовит ребенка к тому, чтобы в дальнейшем, в течение всей жизни он смог углублять свои знания музыкальной культуры и продолжать свое музыкальное развитие, которое позволило бы ему приобрести уверенность, принимать участие в музыкальной жизни общества.
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его наиболее полном виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника. Основное средство достижения этой цели – систематические встречи учащихся с музыкой, знакомство с высокими образцами художественного творчества.
Содержание урока музыки составляет, прежде всего, художественная ценность музыкального произведения, воспитательная направленность и педагогическая целесообразность. Именно эти критерии наиболее точно определяют пути формирования музыкальной культуры учащихся, пути развития их музыкального вкуса, потребности общения с музыкой в условиях пропаганды средствами массовой информации низкопробных образцов рекламного музыкального суррогата.
Наиболее распространенные виды музыкально-практической деятельности на уроках музыки в начальной школе является слушание музыки, хоровое пение, инструментальное музицирование, пластическое интонирование и музыкально-ритмическое движение, а также импровизация.
В научно-методической литературе и программах по музыке нет однозначной позиции в определении методов музыкального образования и воспитания младших школьников. Анализ же практической деятельности учителей музыки показывает, что наиболее значимыми в учебно-воспитательном процессе являются следующие методы:
- метод драматургии урока музыки, как урока искусства;
- метод создания «композиций» в форме диалога, раскрывающее интонационно-образное содержание музыкального произведения;
- метод использования широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
- метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегание вперед» и «возвращение к пройденному»).
В центре внимания школьного музыкального воспитания наряду с пением и слушанием музыки (Г.Струве, П.Огороднов, В.Емельянов, П.Вейс и другие) стоит и инструментальное музицирование. Этой проблеме посвящено много работ педагогов-исследователей Е.Юдиной, М.Михайловой, К.Орфа, З.Кодаи, Б.Бартока, Э.Сайклер. При изучении и анализе этих работ, мы пришли к выводу, что данная проблема остается недостаточно разработанной, так как нет целостного видения решения проблемы развития личности младших школьников посредством инструментального музицирования в практике современной общеобразовательной школы.
Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть, что основным приемом изучения программы «Музыка» [2] для начальных классов и способом практического освоения ее материала является игра. По мнению известного педагога-психолога Д.Эльконина, «внутренняя сущность игры заключается в том, чтобы воссоздать именно отношение людей друг к другу». Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным для младших школьников, и об этом должен постоянно помнить учитель музыки, разрабатывая содержание каждого урока. Именно в игре развиваются мышление ребенка, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой.
Игра и творческие задания развивают детскую личность в спектре композиторской, вокальной, инструментально-исполнительской, режиссерской, актерской, хореографической, литературной, практической, трудовой, исследовательской и другой деятельности.
В интеграции разных видов искусств у детей раскрывается синтез речи, движения и способы их различной художественной трансформации. От ощущения выразительности речи, ее информации, темпа, ритма, с одной стороны, и пластики, эмоциональной окрашенности движения, с другой – ребенок поднимается до осознания звуковысотности, сочинения простых ритмов, мелодий, танцевально-пластических композиций.
Огромную роль играет наличие в кабинете музыки различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей учеников их возраста.
Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Оно тесно связанно со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.
Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:
• ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальный опыт и музыкальная интуиция;
• учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
• учитель помогает ученику найти прием исполнения.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Она открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развить музыкальные способности, обогащает художественный опыт школьников и стимулирует их интерес к инструментальной музыке.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость изучения проблемы инструментального музицирования как средства развития личности младших школьников в современной общеобразовательной школе; популяризация передовых методов педагогов-исследователей, знакомство с башкирским народным музыкальным инструментом думбыра.
Объект исследования: этноинструментализм в музыкальном общеобразовательном процессе.
Предмет исследования: струнные щипковые хордофоны на уроках музыки.
Задачи исследования:
1. Ознакомление с историей, теорией, практикой на уроке музыки, решением проблемы развития личности младших школьников посредством инструментального музицирования;
2. Рассмотрение передового педагогического опыта по музыкальному образованию младших школьников общеобразовательной школы, связанного с инструментальным музицированием;
3. Разработка методических рекомендаций по использованию материала в решении проблемы инструментального музицирования, как средства развития личности младших школьников общеобразовательной школы;
4. Определение функции музыкально-образовательной среды, способствующей развитию творческих способностей младших школьников;
5. Экспериментальная проверка эффективности потенциала башкирского народного музыкального инструмента думбыра, обеспечивающей музыкальное воспитание младших школьников.
Методы исследования:
• музыкально-педагогическая теория приобщения детей к основам музыкальной культуры Д.Б.Кабалевского;
• методологические принципы М.И.Имханицкого по истории исполнительства на русских народных инструментах;
Для достижения поставленной цели, и решения сформулированных задач был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования: изучение методической, научно-педагогической и музыковедческой литературы, целенаправленное педагогическое наблюдение и проведение экспериментального урока.
Теоретическая значимость ВКР: изучение, обобщение и систематизирование проблемы использования методического материала по инструментальному музицированию как средства развития личности младших школьников в педагогической практике, выявление более эффективных педагогических условий и их решения в современных социальных и культурных условиях, и на основе этих материалов разработка методических рекомендаций.
Практическая значимость: изучение, обобщение и систематизация материалов; выработка на их основе методических рекомендаций по проблеме инструментального музицирования как средства развития личности младших школьников, проецирование опыта в систему подготовки педагогических кадров и в практической деятельности учителя музыки.
ГЛАВА 1. НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБЩЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Специфика музыкального воспитания детей младшего школьного возраста
Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию интереса и любви к музыке, активизирует творческие проявления детей, желание участвовать в создании музыки и в ее исполнении. Подбирание на простейшем музыкальном инструменте знакомых мелодий «на слух» воспитывает культуру музыкального восприятия. Слушая игру, друг друга, ребята учатся различать и оценивать качество звучания, стремятся играть лучше, начинают осознавать красоту и выразительность исполнения.
Есть еще один важный момент, «вхождение» в музыку и возможности выражения себя в ней для малыша особенно в коллективе. Дети как бы включены в общую игру. И чем разнообразнее дети – и по характерам, и по склонностям, и по уровню музыкального развития – тем больше возможностей «взаимообмена». Дети тогда учатся не только у педагога, но и друг у друга. И не только музыке, но и основам человеческого общения, взаимодействия в коллективе. Не следует забывать и то, что со стороны ребенок лучше и легче улавливает, видит, понимает. А желание не отстать, опередить товарища открывает зачастую дополнительные, скрытые для педагога резервы.
Встает вопрос: сумеет ли ученик на самом первом этапе обучения сыграть простейшую мелодию, чтобы было слышно, что в одном случае он интонирует ласково, а в другом шутливо, в третьем звонко и насмешливо? Отчетливо это, возможно, и не будет слышно. Важен не только результат действий ребенка, сколько воспитание у него психологической установки: хочу и стремлюсь сыграть ласково, или шутливо, или насмешливо…
До обучения на музыкальном инструменте руки ребенка были орудием труда и игровых действий: он ими хватал, ударял, толкал, нажимал, махал… Конечно, он ими кое-что выражал, жестикулируя: ласкал, отталкивал, просил…
Теперь, когда он начинает играть на инструменте, возникает принципиально новая ситуация: к знакомым ему функциям рук прибавляется еще одна – руки становятся его голосом, они учатся петь и говорить, выражать звуками то, что ребенок чувствует. Звук может получиться тихим или громким, ласковым или сердитым, мягким или резким, распевным или сухим. Вот установка, которая должна быть усвоена, понята и прочувствована.
Планомерные и систематические занятия инструментального музицирования с младшими школьниками способствуют интенсивному и плодотворному развития музыкальности. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и естественно входят в новый мир для них музыкальной азбуки. Кроме того, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Инструментальное музицирование способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Также развивается сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь.
Основная цель – вызвать у ребят желание творчески использовать музыкальные инструменты. Маленьким детям необходимо предоставить возможность ознакомиться с музыкальными инструментами, с тем, чтобы дети научились воспринимать их как одно из таких же средств выражения мыслей, как живопись, скульптура, литература, танец и театр.
Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. В ХХ в. первым поднял вопрос об обучении детей игре на простейших музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов. В 30-х годах возник первый детский оркестр, который состоял из ударных инструментов. В него входили: звонки, погремушки, кастаньеты, бубен, барабан и др. Вскоре в детские оркестры стали включать и звуковысотные инструменты: ксилофон, металлофон, детское пианино и рояль, аккордеоны, треолы, кларнеты, губные гармоники, ложки, треугольник и духовые гармоники [10].
Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа – немецкого композитора и педагога. В Зальцбурге существует институт К.Орфа, где проводится работа с детьми. Первые опыты в области Элементарного музицирования относятся еще к 20-м годам. Повсеместное признание получила в 1952 году первая публикация «Шульверка» Карла Орфа, написанная совместно с Г.Кетманом (издан более чем на 15 языках и диалектах). Система предполагает стимулирование музыкального творчества детей, способствует детскому коллективному музицированию. Орф опирается на музыкально-ритмическое движение, игру на элементарных инструментах, пение и музыкальную декламацию [22].
Благодаря широкой популярности «Шульверка» легко возникает неверное понимание орфовского метода. Такие ходячие выражения, как «примитивизм», «техника остинато», «пентатоника», «избыток ударных», «закат мелодии» и другие, заменяют часто деловую критику и повторяются как раз там, где отсутствует желание вникнуть в проблемы, поднятые Орфом. За этим можно потерять важнейшие новшества в содержании «Шульверка» - речевые упражнения, сочетание музыки и движения (танца).
Наряду с этими новшествами стоит введение в элементарное музыкальное воспитание специального инструментария, основу которого составляют штабшпили (металлофоны, ксилофон и глокеншпили), куда входят также ударные и духовые инструменты. Впервые в истории музыкального воспитания в оркестровке такого состава находится место любому ребенку, независимо от степени его дарования, так как он получает задание по своим силам.
«Шульверк» допускает различные методические решения. Этот сборник удобен тем, что он не требует точного воспроизведения в исполнении. Например, в духе К.Орфа можно обработать народную песню любой страны. Однажды, когда японские педагоги пригласили Орфа в Японию, сам Орф предложил использовать японские музыкальные инструменты и лады, что привело к новой разновидности «Шульверка». Так, при расширении географии Орфовской методики в шведском издании большое внимание уделялось минорной пентатонике, в Чехии – лидийскому и миксолидийскому ладу и так далее.
К.Орф неоднократно повторял, что огромную роль в развитии личности ребенка играет сам педагог. Педагог-музыкант должен не только превосходно владеть своим инструментом, он должен обладать широкими музыкальными знаниями и культурными интересами, быть сведущим в педагогике, владеть педагогическим мастерством; он не должен быть дилетантом ни в музыке, ни в педагогике.
Одной из главных задач педагога должно быть стремление сохранить и развить у ученика живое непосредственное ощущение музыки. При игре на каком-либо инструменте ученик параллельно знакомится с нотной грамотой, учится читать ноты и воспроизводить то, что он видит. Схему такого процесса можно выразить в формуле: вижу – слышу – играю.
На первых уроках в начальных классах эта форма ограничивается двумя понятиями: слышу – пою. Когда же дети ознакомятся с нотной системой и освоят ее, эта формула получит свое окончательное выражение: вижу – слышу – воспроизвожу.
Теперь хотелось бы осветить некоторые существенные моменты – это принципы и приемы, широко используемые в практических занятиях для активизации творческой изобретательности детей с помощью музыкальных инструментов:
1. Самостоятельный выбор регистра, соответствующий заданному образцу (например, ребенок изображает на фортепиано медведя или птичку);
2. Самостоятельные аккомпанемент для марша и бега на ударных инструментах;
3. Иллюстрация на ударных инструментах явлений и звуков окружающего мира;
4. Импровизационные ритмические темы на ударных инструментах;
5. Завершение начатой педагогом мелодии на инструменте;
6. Образование простейшей трехчастной формы АВА из элемента движения, мелодии и ритма с использованием ударных инструментов.
Как показывают наблюдения многих педагогов, благодаря этим приемам обучения резко возрос интерес школьников к музыке, и углубились их общемузыкальные познания.
Самая эффективная и воспитательная форма использования инструментов – это оркестр, при условии, что он правильно организован на основе педагогических методов, и что занятия проводятся регулярно. Совместное музицирование всегда вносит нечто ценное в мир воспитания детей. Импровизация лучшая форма музыкальных занятий детей в младших классах. К импровизации добавляется исполнение ритмических рисунков по специально графическим символам. Оркестр должен исполнить хорошо знакомые песни или музыкальные произведения, доступные по форме, с ровным счетом и несложным ритмом. Максимальная программа для оркестра – 10 разнообразных пьес, включая песни. Дети любят повторять произведения, это помогает им лучше и точнее выразить себя.
Еще в глубокой древности музыкальные инструменты применялись в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки – трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и другие. Они развивали у детей координацию движений, чувство ритма, формировали у детей интерес к музыкальной деятельности.
В своей практике можно использовать инструментарий, предложенный Дмитрием Рытовым [20]. Идея создания комплекта музыкальных инструментов, необходимых для начального музыкального воспитания детей, возникла на основе многолетней музыкально-педагогической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В результате поиска проб и ошибок изучения инструментоведческой литературы, анализа современного применения музыкальных инструментов в коллективах и различных системах (З.Кодай – Венгрия, К.Орф – Германия, Б.Колпарт-Веллекуп – Голландия), Д.Рытов разработал и изготовил детский оркестр «Дар» (около 50 наименований инструментов) для активной музыкальной деятельности детей. Основной состав оркестра включает в себя четыре класса инструментов: идиофоны (самозвучащие), мембрафоны (ударные), хордофоны (струнные), аэрофоны (духовые).
Классификация имеет ясно очерченные инструментальные группы:
• большая по количеству и видам группа ударных инструментов (постукалки, коробочки, шаркунки, колотушки, копытца, рубели, бубенцы, трещотки, колокольчики) имеет широкий спектр звуковых, тембровых и технических возможностей;
• группа духовых инструментов включает в себя свистковые – свирели, сопели, кугиклы, флейта-цуг; язычковые – жалейки, брелки, волынка и амбюшурные – рожки;
• группа струнных инструментов – гусли (крыловидные, шлемовидные).
Наличие большого числа музыкальных инструментов, различное их функциональное назначение, разделение по оркестровым группам, возможность музицировать крупными группами рождает оркестр.
Доктор педагогических наук, профессор А.Н.Зимина также выявила классификацию детского инструментария. Следует отметить, что термин «музыкальная игрушка» используется в сюжетно-ролевых играх, а детские музыкальные инструменты – это уменьшенные, упрощенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.
С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек-инструментов: 1) без определенной высоты и 2) с определенной высотой.
Инструменты первых типов предназначаются для того, чтобы, создавая игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляли себя играющими на музыкальных инструментах (неозвученные).
Следует немного рассказать о них.
• Клавес (деревянные палочки) – 2 палочки из хорошо звучащего дерева. Ими ударяют друг о друга. Палочки следует держать так, чтобы концы их были свободными. Можно также одну палочку положить на ладонь и стучать по ней другой палочкой.
• Блоки – это полая деревянная коробочка со щелью на одной из узких сторон. На блоках играют серединой деревянных палочек. Блок кладется на прямую ладонь плоской стороной. В зависимости от места удара (ближе или дальше от щели) звук получается резкий (напоминает цоканье копыт).
• Бруски – 2 деревянных бруска, которые ударяются друг о друга. Держать их надо на уровне шеи, кисти рук не должны быть зажатыми.
• Бубен (тамбурин) – деревянный обруч, натянутый с одной стороны кожей, в отверстиях обруча также прикреплены тонкие круглые металлические пластиночки. На бубне играют, сотрясая его в воздухе, ударяя о колено, о ладонь.
• Барабан – металлический цилиндр, натянутый с обеих сторон кожей. Звуки извлекаются колотушками или двумя деревянными палочками. Место удара – центр.
• Маракасы – два пластмассовых шара, внутри которых перекатываются камешки. Звук извлекается встряхиванием кисти или плавным движением из стороны в сторону на уровне диафрагмы.
• Треугольники – одной держат за угол (петлю), другой – ударяют по нему металлической палочкой. Звук получается нежным, отрывистым.
• Напалечные тарелочки – надеваются на большой и средний пальцы и ударяются друг о друга. Соприкосновение тарелочек должно быть коротким, легким.
• Подвесная тарелка – крепится к барабану или держится рукой на весу. Играть можно деревянной палочкой, колотушкой или щеткой. Звук – резкий, звенящий.
• Грибок – маленькая металлическая шапка, закрепленная на деревянной ножке. Звук – прозрачный, нежный. Ударять нужно легко по краю шапки металлической палкой.
Озвученные инструменты подразделяются на 4 вида по характеру звучания:
• игрушки-инструменты с неопределенной высотой – погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты и другие;
• игрушки-инструменты, построенные на одном звуке – свирели, бубки, рожки;
• игрушки-инструменты – автоматы – органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящички и другие;
• игрушки-инструменты с определенной высотой – металлофоны, ксилофоны, пианино, кларнет, флейта, саксофон, баян, гармошка, цитра, балалайка, домра и так далее.
Следует заметить, что настройка музыкальных инструментов происходит в тональности до-мажор. Кроме того, существует несколько моментов в приемах исполнения: например, палочки во время игры на металлофоне или ксилофоне, колокольчиках нужно держать большим и указательным пальцами; нельзя сжимать руки в кулаках; движение руки должно быть свободным от локтя до кисти. На первых занятиях для начала детям можно предложить извлекать звук двумя руками и следить за тем, чтобы высота звука была одинаковой. На ксилофоне следует играть твердыми (пробковыми) палочками, на металлофоне – резиновыми, на колокольчиках – деревянными.
Одна из важнейших проблем воспитания в современной школе – всестороннее развитие личности школьника, решение этой проблемы связано с эстетическим развитием личности. Проблема изучения национальной музыкальной культуры Республики Башкортостан, является одним из основных факторов гуманизации жизни современной школы-насыщения ее духом высокого национального музыкального искусства. Уровень знания национальной музыкальной культуры школьниками нашей республики ограничивается рамками программ по музыке. К тому же в Республике используют множество разных программ по музыке, из которых не все направлены на глубокое изучение башкирской национальной музыкальной культуры.
Непосредственное введение башкирских народных инструментов в активную жизнь школы дает положительный результат:
- воспитывается чувство патриотизма, любовь и уважение к народной музыке;
- развиваются исполнительские навыки на башкирских народных инструментах;
- идет активное изучение нотной грамоты и совершенствование ее овладения.
Также многовековой опыт традиционного народного искусства показывает, что музыка, являясь составной частью искусства в целом, влияет на психику, мировоззрение человека, и музыкальная педагогика должна использовать ее как один из основных факторов влияния на современных детей. Обращение к практическому музицированию на народных инструментах, таких, как башкирская думбыра, способствует становлению личности, осознанности помыслов человека.
При подготовке к уроку учитель музыки всегда планирует или, как говорят опытные наставники, «создает сценарий, разрабатывает «мизансцены», планирует кульминацию урока и другие компоненты, используя театральную лексику» [2, с. 58]. На близость уроков музыки с концертным или театральным выступлением обращали внимание многие авторы программ. И многие замечали, что труд учителя намного труднее актерского. Если артист работает на публике по несколько минут за один вечер, то учитель работает перед учащимися не менее 3 часов ежедневно, так как это норма, утвержденная Госстандартом.
При этом учитель-музыкант должен:
- приобщать школьников к музыкальному искусству и делать это в увлекательной форме;
- предвидеть заранее характер вопросов учеников и исчерпывающе отвечать на них;
- быть хорошим организатором, дизайнером, знать современную звукозаписывающую и воспроизводящую технику и так далее.
Наследование любви к музыке и музыкальные способности очень ярко
выражены у башкирского народа, который музыкален по своей
национальной натуре. В процессе эксперимента мы учитывали именно эти традиции, так как ключи от уроков музыкальной культуры в общеобразовательной школе находятся в руках у учителя музыки.
Мы считаем, что башкирские народные инструменты необходимо вводить в общеобразовательные школы. Конечно же, не следует забывать, что необходима кропотливая работа с детьми. Руководитель должен быть хорошим дирижером, знать методику исполнения (игры) на инструменте, уметь психологически настраивать детей на исполнение, работать индивидуально с каждым ребенком. И тогда, перед детьми открывается богатейший мир музыки. И пусть они докажут, что башкирские народные инструменты – душа школы. Ведь занятия смягчают, облегчают, уравновешивают напряженный академический труд учащихся и учителей. Музыка - жизненно необходимое явление, а об этом говорит необычайная популярность музыкальных программ и различных музыкальных шоу. Целью и задачей музыкальной педагогики в общеобразовательных школах – обогащения сознания учащихся через слуховое восприятие, организованное в музыке, и развитие звуковых навыков путем разумно поставленного наблюдения музыкальных явлений. Из всего музыкального потока, обрушивающегося на подрастающее поколение, нужно уметь выбирать ценное и разумное, а не бездумно «потреблять» музыкальные суррогаты.
Методов музыкального образования множество, но завоевать достойное место музыки в школьном воспитании и образовании могут только сами педагоги.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыки. – М., «Владос», 2000.
1. Алиев Ю.Б. Программа «Музыка» (1-8 классы). – М., «Просвещение», 1993.
2. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей // Из истории музыкального воспитания. – М.,1990.
3. Атлас музыкальных инструментов народов СССР / Сост. К.А.Вертков, Г.И. Благодатова, Э.Э. Язовицкая. – М.:М., 1975. – 400с.
4. Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. – Уфа, 1996. – 105 с.
5. Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа, 1996.
6. Вертков К.А., Язовицкая Э.Э., Благодатов Ю.И. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. – М., «Музыка», 1975.
7. Гофман Е. Домра. – h**t://folk.48.narod.r*.
8. Зильберквит М.А. Мир музыки: Очерк. – М.: Издательство «Детская Литература», 1988.
9. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. - М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2002.
10. Кабалевский Д.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2002.
11. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы (1-8 классы). – М., «Просвещение», 1982.
12. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Кн. для учителя, 2-е изд., испр.и доп.-М.: Просвещение, 1984. - 206 с.
13. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - 2-е изд. - М.: Сов.композитор, 1982.
14. Кашапова Л.М. Башкирская национальная музыкальная культура. – Уфа, 1995.
15. Кашапова Л.М. Концепция непрерывного этномузыкального образования в Республике Башкортостан на 2003-2010 гг. – Уфа: БИРО, 2003. – 59 с.
16. Кашапова Л.М. Роль музыкально-эстетического воспитания в формировании отношения школьников к жизни: Программа спецкурса. – Уфа, 1995.
17. Кашапова Л.М. Музыкальное образование: Теоретическая подготовка учителя музыки: программы дисциплин. – Уфа: БГПУ, 2004. – 88 с.
18. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Книга для воспитателя, музыкального руководителя детского сода. Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1990.
19. Конспект уроков по инструментоведению. Преп. Токарчук Е.А. Рукопись. – Уфа: УУИ, 1999.
20. Конспект уроков по методике. Преп. Камалова Е.В. - Уфа: УУИ, 1998.
21. Кубагушев А.М. Традиционные башкирские народные инструменты. – Уфа, РНМЦ МКРБ, 1997.
22. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. - М.: 1965.
23. Макарова Ф. Творческое музицирование как метод музыкального воспитания // Вопросы методики начального музыкального образования. – М., 1981.
24. Методологическая культура педагога-музыканта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Абдуллин А.Б., Ванилихина О.В., Морозова Н.В. и др.; под редакцией Абдуллина Э.Б. – М., «Академия», 2002.
25. Михайлова А.М. Развитие музыкальных способностей детей // Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
26. «Музыка в школе» журнал, вып. 5, О.Апраксина «О школьной программе по пению». – 1966.
27. Музыка: Программа для 1 – 8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий / Авт.-сост. Н.Г.Ямалетдинова, Р.Х.Хусаинова. – Уфа: Информреклама, 2003. – 184 с.
28. Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: СЭ, 1990 – 672с.
29. Никольский Н.В. Сборник исторических материалов о народах Поволжья / Н.В.Никольский. – Казань, 1919. – 230с.
30. Программы для общеобразовательных учебных заведений. Музыка. – М.: Просвещение, 1994.
31. Рахимов Р.Г. Башкирская думбыра. Прошлое, настоящее, будущее. – Уфа, 2003.
32. Рахимов Р. Г. Башкирские инструментальные ансамбли устной традиции: этноорганология [Текст]. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – 144с.
33. Рахимов Р.Г. Башкирские народные инструменты: Учебное пособие для студентов муз. факультетов пед. вузов…Ч.1-3.- Уфа: ООО Вагант, 2004-05.- 36с.
34. Рахимов Р.Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. Изд. 2-е и доп. / Р.Г.Рахимов. – [Текст]. – Уфа: изд-во БГПУ, 2007. – 192с.
35. Рублей С. Детский оркестр. – М., 1989.
36. Руденко С.И. Башкиры. – М.-Л.: АН СССР, 1955. – 395 с.
37. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. – СПб, 1897.
38. Рытов Д. Музыкальное воспитание детей на традициях народной музыкальной культуры // Искусство в школе. - №1. – 1998.
39. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. - М., «Академия», 1998.
40. Скурко Е.Р. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность: Научное издание / Е.Р.Скурко. – Уфа: Гилем, 2005. – 320с.
41. Субаналиев С. Киргизские музыкальные инструменты: идиофоны, мембранофоны, аэрофоны / С.Субаналиев. – Фрунзе: Кыргызстан, 1986. – 186с.
42. Тютюшникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К.Орфа. – М., Изд. «АСТ», 2001.
43. Фаминцин А. Домра и сходные ей танбуровидные инструменты русского народа. – СПб., 1891.
44. Энциклопедический словарь юного музыканта. – М., 1976.
45. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очановская. – М.: Педагогика, 1985.
46. Эрих М. фон Хорбостель и Курт Закс. Систематика музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сборник материалов в двух частях. Ч.1. – М.: СК, 1987. – 264 с.
47. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997.
48. Ямалетдинова Н.Г., Хусаинова Р.Х. Музыка: программа для 1-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. - Уфа, Информреклама, 2003.
49. Hornbostel E.M.von, Sachs C. Sistematik der musikenstrumenten. - Zeitschrift fur Etnologie XLUI, 1914. – s. 553.
50. Marcus S. The Aerophone // A survey of musical instruments. New York: 1975. – 833 р. (пер. Рахимова Р.Г.).
51. Sachs C. The history of musical instruments. New York, 1940. – 507 p. (пер. Рахимова Р.Г.).
Тема: | «Народные щипковые хордофоны как средство музыкального воспитания детей младшего школьного возраста: башкирская думбыра» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 65 | |
Цена: | 2300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Спортивный бальный танец как средство формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста
Дипломная работа:
Развитие музыкальных способностей у учащихся младших классов в процессе изучения музыкального фольклора
Дипломная работа:
Использование игровой деятельности в процессе развития музыкальных способностей младших школьников
Дипломная работа:
Развитие артистизма у детей младшего школьного возраста средствами народно-сценической хореографии
Дипломная работа:
Развитие физических данных у детей младшего школьного возраста на занятиях народной хореографии