Дипломная работа
«Развитие артистизма у детей младшего школьного возраста средствами народно-сценической хореографии»
- 70 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ 6
1.1. Понятие артистизма и его значение в хореографическом искусстве 6
1.2. Понятие народно-сценической хореографии и ее особенности 17
1.3. Психическое развитие детей младшего школьного возраста 24
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИСТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ 35
2.1. Педагогические технологии развития артистизма у детей младшего школьного возраста на занятиях народно-сценической хореографии 35
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 49
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Актуальность исследования. Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей — с другой.
Условия современного развития искусства хореографии в России актуализируют такие качества, как профессионализм и конкурентноспособность, стремление к самореализации, желание достичь успеха. Развитие творческих способностей младших школьников, формирование навыков творческой деятельности, создание условий для их реализации становится одной из приоритетной задачей образования, в том числе и хореографического, особенно его дополнительных форм обучения и развития. Поэтому артистизм как профессиональное качество танцора превращает поиск психолого-педагогической технологии, способной его развить и совершенствовать, в весьма насущную проблему.
Формирование артистических способностей у детей является хорошей возможностью раскрыть творческий потенциал ребенка и воспитать творчески-направленную личность. Формирование артистизма способствует развитию психических процессов ребенка, развивает способность к самовыражению, развивает высокую степень свободы; артистизм развивает у ребенка свой стиль, а главное - делает его независимым. С помощью артистизма ребенок может многого добиться в жизни.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических технологий развития артистических способностей у младших школьников на занятиях по народно-сценической хореографии.
Объект исследования - процесс развития артистизма на занятиях народно-сценической хореографии.
Предметом исследования стали педагогические технологии формирования артистизма у младших школьников на занятиях народно-сценической хореографии.
Для реализации цели нами были реализован комплекс задач:
- изучено понятие артистизма и его значение в хореографическом искусстве;
- изучено понятие народно-сценической хореографии и ее особенностей;
- дана характеристика психического развития младших школьников;
- исследованы педагогические технологии развития артистизма у младших школьников на занятиях народно-сценической хореографии;
- проведена экспериментальная работа по развитию артистизма у младших школьников посредством народно-сценической хореографии;
- осуществлен анализ научной литературы, посвященной теме исследования, исследования российских и зарубежных ученых, методическая литература.
В процессе исследования нами ставилась гипотеза: процесс развития артистических способностей у младших школьников будет эффективным, если на занятиях народно-сценической хореографии:
- будет соблюден личностно-ориентированный подход к обучающимся;
- уроки по народно-сценической хореографии будут проводиться с применением специальных упражнений на развитие артистических способностей;
- развитие артистизма будет проходить по мере усвоения хореографического знания, умений и навыков, поэтапно.
Были применены методы исследования:
- проанализирована научно-методическая литература;
- педагогическое наблюдение;
- изучение и обобщение педагогического опыта, первоисточников;
- педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость работы - систематизация полученных из актуальной научной отечественной и зарубежной литературы знаний о понятии артистизма и возможности его развития на уроках народно-сценической хореографии.
Практическая значимость исследования заключена в возможности применения педагогических технологий развития артистизма детей младшего школьного возраста на занятиях народно-сценической хореографии.
Структура работы. Работу составляют введение, две главы,
заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ
1.1. Понятие артистизма и его значение в хореографическом искусстве
Современные тенденции, наблюдающееся в образовательной сфере, рост требований к личности учащихся актуализировали потребность формирования творческой индивидуальности детей, реализацию и развитие его творческих способностей и деятельности в творческой сфере в целом. Сегодня важные качества личности - это способность умелого сочетание в мышлении и поведении образного и логического начал, взаимодействие с высокохудожественными образцами танцевальных и музыкальных культур. Одно из значительных мест в наборе этих качеств занимает такое понятие, как артистизм.
Для выявления сущности и специфики формирования артистизма у детей в процессе хореографии необходимо уточнить понимание понятия артистизм.
Артистизм определяется как умение передать эмоциональную информацию посредством движений, мимики, голоса, выражение глаз. Артистизм является искусством перевоплощения, которое позволяет человеку надеть определенную «маску». Вживаясь в исполняемую роль, человек временно изменяет свою личность, но при этом не меняются его глубинные личностные установки. В словаре С.И. Ожегова говорится, что «артистизм - тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе, не только непременный атрибут творческой деятельности, но также критерий свободы и компетентности человека». Обладающий артистическим данными человек по мнению С.И. Ожегова является мастером своего дела и виртуозом [35, с.26].
Артистизм выступает в качестве проявления творческого начала человека. Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой определяет артистизм как «художественную одаренность, выдающиеся творческие способности, высокое творчество мастерство, виртуозность в каком-либо деле, особое изящество манер, грациозность движений».
Артистизм - это образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас». Артистизм — это и не только внешние факторы (мимика, жесты, интонация, хотя и это всё очень значимы для создания атмосферы, умение жить идеями, передаваемыми человеком, причем жить искренне. Это — богатство проявлений личностных, образный путь постановки и решения проблем, одухотворенность, игра воображения, изящество ощущение внутренней свободы. Артистизм формируется в процессе духовно-практического освоения человеком определенных видов творческой деятельности с целью удовлетворения потребности в профессиональном самосовершенствовании и самообразовании.
Думается, что понятие артистизма чрезвычайно сложно и многомерно. Оно вбирает в себя множество признаков, при этом на каждой новой фазе своей эволюции расширяется содержание этого понятия, дополняя его актуальными смыслами, характеристиками и требованиями. Феномен артистизма становится все более привлекательным и для комплекса современных гуманитарных наук, ибо эстетизация всей общественной жизни предполагает распространение форм поведения и деятельности.
Артистизм как объект исследования многосторонен. В изучении данной проблемы участвуют представители различных наук: философы, социологи, психологи, педагоги, искусствоведы и т.д. Принципиальное значение для данного исследования имеют взгляды деятелей, работавших в области искусства. Они использовали приемы и методы работы, с помощью которых наиболее эффективно можно овладеть артистизмом, а именно процессами восприятия, воображения, развить творческое мышление, эмоциональную гибкость, способность к импровизации (К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд, Е.Б. И.А. Моисеев и А.Я. Ваганова). К.С. Станиславский, раскрывая специфику актерской профессии, основное внимание сосредотачивал на специфических качествах, которыми должен обладать актер, на понимании мастерства как силы личного обаяния, воздействия на аудиторию, заразительности и притяжения актера. Актер не себя должен любить в образе, а образ в себе, и выходя на сцену не демонстрировать себя, а свой образ. В.Э. Мейерхольд считал, что артистическое воздействие - это способность воздействовать и заражать зал.
Артистизм определяется как умение передать эмоциональную информацию посредством движений, мимики, голоса, выражение глаз. Артистизм является искусством перевоплощения, которое позволяет человеку надеть определенную «маску». Артистизм представляет собой образно-эмоциональный язык творения нового; это не только внешние факторы - такие, как мимика, интонация, жесты, умение жить идеями, передаваемыми человеком, причём жить искренно. Артистизм - это богатство проявление личностных качеств, образный путь постановки и решения проблем, игра воображения, одухотворенность, изящество и ощущение внутренней свободы.
Как объект исследования артистизм многосторонен. Изучением данной проблемы занимаются представители самых разных наук: философы, психологи, социологи, педагоги, искусствоведы и многие другие.
Формирование артистизма происходит в процессе духовнопрактического освоения человеком определенных видов творческой деятельности в целях удовлетворения потребностей в профессиональном самообразование и самосовершенствованию. Работу по формированию артистических качеств целесообразно начинать с младшего школьного возраста.
Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Значительные возможности для приобщения учащихся к богатству танцевального и музыкального народного творчества предоставляет хореографическое образование.
Народно-сценический танец является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин, неотъемлемой частью начального образования. Он всегда имеет ясно выраженную тему и идею - всегда содержателен. Народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. На протяжении многовековой истории своего развития народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.) Он тесно связан и с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождение, свадьба, игры и т.п.) В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.
Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата (развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа), дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Огромным потенциалом народно-сценический танец обладает и для формирования артистизма.
Важнейшей задачей обучения этому танцу является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умения точно передать национальный стиль и манеру народного танца. В процессе его изучения дети знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов. Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения.
В рамках темы выпускной квалификационной работы нами был проведен педагогический эксперимент, направленный на подтверждение положительного влияния занятий народно-сценической хореографии на развитие артистизма у младших школьников.
Занятия по народно-сценическому танцу состоят из экзерсиса у станка и на середине зале с учётом возраста ребенка, его способностью длительное время концентрировать внимание и владения телом. Преподавателю важно учитывать равновесие между дисциплиной на уроке и раскрепощенностью детей, добиваясь точности исполнения танцевальных pas и свободой выразительности.
Перед знакомством с каждой народностью педагог делает небольшой экскурс в историю данного народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме.
Занятия по народно-сценическому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины, кроме воспитания артистических способностей, призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.
Главная идея методики обучения для младшего дошкольного возраста - это научить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), который используется в танце для образного воплощения. Ребенку легче осмысливать и воплощать танцевальные образы, если танец имеет сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях, с участием взаимодействующих между собой разнохарактерных персонажей. Основная цель обучения актерскому мастерству для школьников и подростков - это научить раскрываться миру, избавляться от страхов и барьеров, связанных с общением с другими людьми, выступлением перед публикой.
К педагогическим условиям развития артистизма учащихся на уроках народно-сценического танца относятся условия, выделяемые на основе цели и особенностей воспитания средствами хореографии: личностно
ориентированный подход к обучаемым хореографии, применение вариативной программы воспитания артистизма танцоров на уроках народно-сценического танца и соблюдение этапности в воспитании навыков артистизма. Важнейшими условиями развития артистизма на уроках хореографии является применение педагогом игровых форм работы, танцевальной импровизации и ее элемент - воображение, а так же грамотное использование музыкального материала.
В качестве базового условия развития артистизма, выделенного нами с учётом психолого-педагогических условий, способствующих личностному развитию учащегося, является педагогическая организация опыта художественной деятельности. При этом учащийся становится источником содержания деятельности, т.е., субъектом учения, общения, сотрудничества, посредством активного вовлечения в проектирование и решение художественных задач, способствующих развитию потребности в создании встречных текстов, ценностного отношения к постигаемому знанию, опыта самонаблюдения, самоанализа, саморегуляции.
Уроки строятся по принципу: подбор упражнений, чередование нагрузки и отдыха, составление комбинаций и этюдов, помогающих раскрыть эмоциональное содержание образа.
При проведении эксперимента нами было выявлено, что: процесс развития артистических способностей у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если на занятиях народно-сценической хореографии:
- будет соблюден личностно-ориентированный подход к обучающимся;
- уроки по народно-сценической хореографии будут проводиться с применением специальных упражнений на развитие артистизма;
- развитие артистизма будет осуществляться по мере освоения хореографических знаний и умений, поэтапно.
Итак, народно-сценический танец и методика его преподавания - система знаний, исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов системы классического хореографического искусства - является дисциплиной педагогической.
Особенности предмета «народно-сценический танец» - в организации и методическом осмыслении самых разнообразных элементов народных танцев и в их использовании в формировании исполнителя при обучении. Предмет этот раскрывает широкие возможности и для освоения техники, и для эмоционального развития актерских данных и широко образовывает, знакомя с национальной пластической и музыкальной культурой народов мира.
1. Антипина, О. В. Использование игрового метода в системе подготовки юных танцоров [Текст] / О. В. Антипина // Физическая культура и спорт в современном обществе: Материалы Всероссийской научной конференции. - Хабаровск: Арно, 2013. - С. 58- 67.
2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б.В. Астафьев. - Л.: Музыка, 1990. - 100 с.
3. Баранов, А. Б. Развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах [Текст] / А.Б. Баранов // Журнал «Дополнительное образование». - 2003. - № 11. - с.13
4. Булатова, О.С. Педагогический артистизм: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / О.С. Булатова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 240с.
5. Бухвалов, В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества [Текст] / В. А. Бухвалов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 144с.
+ еще 49 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Развитие артистизма у детей младшего школьного возраста средствами народно-сценической хореографии» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 70 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Этнокультурное воспитание детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора
Дипломная работа:
Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Дипломная работа:
Развитие навыка фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломная работа:
Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста
Дипломная работа:
Развитие вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста с применением музыкально-компьютерных технологий