Дипломная работа

«Развитие физических данных у детей младшего школьного возраста на занятиях народной хореографии»

  • 59 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИИ

1.1 Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей 7

1.2 Влияние танцевальных упражнений на физическое развитие детей 12

1.3 Методика преподавания народной хореографии для детей младшего школьного возраста 15

Выводы по Главе 1 20

ГЛАВА2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИИ

2.1 Содержание, формы и методы физического развития детей средствами народной хореографии 22

2.2 Педагогический эксперимент и его результаты 25

Выводы по Главе 2 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Введение

Актуальность исследования. В рамках современных образовательных стандартов планирование физической активности детей занимает существенное место. Усиление роли физической активности, в рамках которой создаются дополнительные возможности для самореализации и физического развития каждого ребенка, особенно заметно в системе начального образования. Потому что, согласно ФГОС НОО, современное образовательное учреждение несет ответственность за результаты освоения детьми Основной образовательной программы и за соответствие выпускника начальной школы требованиям к Портрету выпускника начальной школы, среди которых присутствует показатель физического здоровья и активности ребенка.

Физическое воспитание относится к числу проблем, от решения которых во многом зависит процесс развития культуры здоровья и ценностей здорового и безопасного образа жизни. Однако XX век поставил эту проблему по-новому, предельно обострив ее гуманистическую направленность и связав с глобальной задачей сохранения здоровья вопреки засилию гаджетами детского пространства.

Соответственно, в условиях демократизации общественных отношений, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании особую значимость приобретают вопросы физического воспитания подрастающего поколения разнообразными и даже творческими средствами, даже с помощью занятий народными танцами. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных, творческих и физически развитых личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь.

Все это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечет за собой нетрадиционность подходов к физическому воспитанию - как основе дальнейшего совершенствования личности.

На протяжении веков одним из универсальных средств физического воспитания является танец, так как является одним из средств всестороннего развития детей. Продуктивность физического воспитания детей средствами народного танца обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений.

Актуальность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Развитие физических данных у детей младшего

школьного возраста на занятиях народной хореографией».

Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих в настоящее время противоречий между:

- социальным заказом общества на выполнение образованием

функций, связанных с развитием физической активности, и отсутствием достаточных педагогических условий для реализации такого заказа в процессе преподавания народного танца;

- необходимостью формирования физического развития у детей

и недостаточным методическим и технологическим обеспечением этого процесса в процессе преподавания народной хореографии;

- педагогическим потенциалом народного танца по

формированию физически развитого ребенка и недостаточностью

методического обеспечения для использования инновационных методов преподавания народной хореографии.

Объект исследования - развитие физических способностей у детей.

Предмет исследования - особенности использования потенциала народного танца для физического развития детей.

Цель данного исследования заключается в исследование особенностей развития физических способностей детей в условиях занятия народным танцем.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что возможно обеспечить успешное развитие физических данных детей с помощью народного танца, если использовать для этого разнообразные формы и методы работы в процессе преподавании народной хореографии.

Задачи данного исследования:

1. Дать характеристику физических способностей детей младшего школьного возраста, выявить особенности их проявления;

2. Проанализировать роль танцевальных движений в развитии физических способностей детей;

3. Исследовать специфику развития физических качеств детей в в процессе занятия народной хореографией.

Теоретико-методологические основы исследования:

- необходимость развития физических качеств представлена в трудах Б.М. Шустина, О.Л.Трещевой, Э.А. Городниченко, И.В.

Манжелея, А.А. Демчишина, В.Н. Мухина, Р.С. Мозола и др.;

- классические исследования и монографии, посвященные общей теории танца, таких авторов, как: Н.Н. Янаева, Н.И. Щарова, Н.П. Базарова, Н.И. Бондаренко и др.;

- потенциал танца для развития детей изучали такие авторы, как: В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий И.Г. Есаулов, Т.В. Пуртова и др.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение передового педагогического опыта в аспекте изучаемого вопроса; эксперимент; наблюдение, диагностика по выявлению физических способностей детей.

Теоретическая значимость исследования: содержательно раскрыт потенциал народной хореографии для развития физических способностей у детей; описаны методы и приемы преподавания народного танца для развития физической активности обучающихся.

Практическая значимость исследования состоит в том, что описана система работы по развитию физических способностей детей младшего дошкольного возраста посредством народного танца.

База исследования: МБОУ «Уфимская городская башкирская гимназия» №20 имени Мустафиной Фатимы Хамидовны города Уфа РБ.

Структура выпускной квалификационной работы: работа

структурирована в соответствии с поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ

1.1 Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей

В младшем школьном возрасте происходит и интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг - включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость [12, с. 133].

Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Спектр движений, которые младший школьный возраст делает доступными, становится более широк. Развивается координация, поэтому обучение новым видам движений проходит успешно и приносит детям искреннюю радость и удовольствие [21, с. 134]. Многие родители стараются подобрать для ребенка спортивную секцию в надежде укрепить здоровье школьника, и это правильное решение.

Дети младшего школьного возраста предпочитают те виды спорта, которые легче освоить, лучше, если занятия проходят в подвижной, игровой форме. Хуже дети справляются с однообразными упражнениями, с упражнениями, где требуется фиксация отдельных частей тела в определенных положениях [10].

Большое значение играет и двигательный опыт ребенка: занимался ли он в дошкольном возрасте спортом, ритмикой, много ли играл в подвижные игры, катался на лыжах, ходил в походы. И даже несмотря на любовь к движениям и непоседливость, дети младшего школьного возраста легко утомляются.

Младший школьный возраст - время, когда спорт призван развить и укрепить мышечную систему, увеличить эффективность работы дыхательной мускулатуры, усовершенствовать координацию движений, развить навыки владения телом. Упражнения для наращивания мышечной массы и силовые виды спорта в этом возрасте неэффективны, поэтому младший школьный возраст не подходящее время для тяжелой атлетики и бодибилдинга. Выбор достаточно широк: младший школьный возраст принимают на плавание и на танцы, в секции гимнастики, легкой атлетики, боевых искусств, тенниса и многие другие [25, с. 89].

Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут после начала урока и после второго урока.

В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование

познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции [12, с. 56].

При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе, по мнению А.А. Гужаловского, возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности [15, с.49].

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего [10].

Заключение

Целью данной выпускной квалификационной работы было изучение возможностей народной хореографии для развития физических данных младших школьников. Обозначенная цель исследования предполагала решение ряда задач, работа над которыми позволила нам сделать

необходимые выводы.

Опираясь на цель и задачи исследования, мы в начале исследования выдвинули предположение о том, что именно народный танец является эффективным средством для развития физических качеств детей младшего школьного возраста. Соответственно, представленное нами исследование было направлено на подтверждение или опровержение заявленной в начале исследования гипотезы.

Изучив возрастные особенности детей младшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития двигательных способностей детей, особенно скоростных и координационных способностей длительно выполнять циклические действия в режиме умеренной и большой интенсивности.

Также мы выявили, что развитие физических качеств у детей младшего школьного зависит от двух основных факторов: возрастного развития физиологических систем и механизмов их взаимодействия и тренирующего эффекта при регулярной двигательной активности.

Двигательная активность как самый естественный и сильный раздражитель, способный изменить состояние организма человека, играет особую роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности. Соответственно, одним из наиболее приемлемых путей повышения физической активности детей младшего школьного возраста является танец.

Занимаясь танцами, ребенок может улучшить свое здоровье, нормализовать обмен веществ, улучшить работу сердечно-сосудистой 53

системы, избавиться от плохого настроения, улучшить самочувствие и настроение. Но использование на танцевальных занятиях элементов народного танца делает его еще более привлекательным для детей.

Занятия танцевальными упражнениями позволяют детям не только укрепить свое здоровье, но и больше времени проводить вместе со своими сверстниками, выплескивая энергию в позитивные эмоции.

Для того, чтобы опытным путем доказать заявленную в начале исследования гипотезу об эффективности народного танца для развития физической активности детей, мы провели педагогический эксперимент, направленный на выявление педагогического и здоровьесберегающего потенциала народного танца для младших школьников.

По итогам констатирующего этапа эксперимента в группе испытуемых преобладает средний уровень развития физических

способностей.

В целях дальнейшего развития физических качеств у детей мы описали содержание формирующего эксперимента для более

эффективного процесса формирования физических качеств у детей с помощью народного танца. Формирующий этап исследования включал проведение танцевальных занятий, включая элементы физической

активности, направленных на развитие физических качеств.

В группе испытуемых по итогам диагностирующего этапа исследования было отмечено преобладание высокого уровня развития физических качеств у детей, при этом выросли как средние показатели по каждому уровню, так и показатели каждого физического качества отдельно.

Значит, занятия народным танцем позволяют детям не только укрепить свое здоровье и развить в себе физические качества, но и больше времени проводить вместе со своими сверстниками, выплескивая энергию в позитивные эмоции.

Соответственно, на базе группы испытуемых мы получили

подтверждение того, что продолжительные занятия народным танцем способствуют повышению уровня развития физических качеств у детей, о чем свидетельствует выявленная положительная динамика результатов эксперимента. Следовательно, результаты педагогического эксперимента подтверждают заявленную в начале исследования гипотезу о том, что именно народный танец является эффективным средством развития физических качеств младших школьников, а именно: продолжительные занятия младших школьников народным танцем способствуют

повышению уровня развития физических качеств у детей.

Список литературы

1. Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей [Текст] / Б.В. Асафьев. - М.:Наука, 2013. - 212 с.

2. Базарова Н.П. Азбука дети классического свою танца план [Текст] / Н.П. Базарова. - М.:Юнити, 2016. - 345 с.

3. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий [Текст]. - М.: Лань, Планета музыки, 2011. - 624 c.

4. Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа [Текст]: Учебное пособие / Г.А. Безуглая. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. - 876 c.

5. Бондаренко Н.И. Методика хореографической работы в школе [Текст] / Н.И. Бондаренко. - К.: Музыкальная идей Украина, 2015. - 210с.

+ еще 44 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие физических данных у детей младшего школьного возраста на занятиях народной хореографии»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 59
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика