Дипломная работа
«Развитие музыкальных способностей у учащихся младших классов в процессе изучения музыкального фольклора»
- 80 страниц
Введение ….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА…6
1.1. Развитие музыкальных способностей учащихся как педагогическая проблема….6
1.2. Жанровые особенности детского музыкального фольклора….17
1.3. Передовой педагогический опыт изучения музыкального фольклора в общеобразовательной школе…25
Выводы по первой главе….31
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА…34
2.1. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . ….34
2.2. Динамика развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста . . . . . . . ….…45
Выводы по второй главе….…58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …62
ПРИЛОЖЕНИЕ….68
В современных социокультурных условиях сохранение и развитие богатейших народных и профессиональных музыкальных традиций, приобщение к ним подрастающего поколения, выдвигается в число первоочередных задач отечественного музыкального образования.
Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. Опора на музыкальный фольклор в системе музыкального образования особенно важна в работе с детьми младшего школьного возраста, в то время когда у ребенка закладываются основные понятия, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. В связи с этим овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку.
Творческая природа народного музыкального творчества велика: для каждого ребенка она дает творческий стимул к развитию. Колыбельные песни, пестушки и потешки представляют собой своеобразный вклад народной педагогики, нашедший доступные для детей слова и поэтические образы. С этой точки зрения, целый пласт детских народных песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Они готовят ребенка к жизни, поскольку в них выражены духовные традиции народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании младших школьников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Проблема использования музыкального фольклора в образовании подрастающего поколения привлекала внимание многих фольклористов, педагогов-музыкантов прошлого, таких как Г.С.Виноградов, М.Н.Мельников, О.И.Капица, Н.ГЯмалетдинова, Р.Х.Хусаинова, Л.М.Кашапова, Р.Г.Рахимова.
Анализ научной литературы показал, что в настоящее время существуют разнообразные методические разработки внедрения музыкального фольклора в систему общего музыкального образования. Однако проблема развития музыкальных способностей учащихся младших классов на основе изучения детского музыкального фольклора не получила освещения.
Актуальность проблемы, её практическая значимость и недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему исследования: «Развитие музыкальных способностей учащихся младших классов на примере изучения музыкального фольклора».
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования: процесс музыкального образования детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: технология развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста будет успешным, если:
- определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных способностей младших школьников;
- разработана технология развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить рабочее определение понятия «музыкальные способности»;
- выявить жанровые особенности детского музыкального фольклора;
- выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей учащихся младших классов;
- разработать технологию развития музыкальных способностей младших школьников.
Научная новизна исследования состоит в разработке технологии развития музыкальных способностей младших школьников посредством заданий, основанных на музыкальном фольклоре.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
- концептуальные подходы к проблеме развития способностей (Л.С.Выготский, Д.Гилфорд, В.Лоуэнфельд, Б.М.Теплов);
- теория музыкального обучения и воспитания (Н.А.Ветлугина, М.Т.Картавцева, К.Орф,)
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении компонентов, критериев, показателей, уровней развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, музыковедческой литературы, индивидуальная беседа с детьми, наблюдение, анализ результатов детской деятельности, подбор диагностических заданий.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
2.2. Реализация педагогической технологии развития музыкальных способностей младших школьников средствами музыкального фольклора и анализ его результатов
Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы разработали технологию развития музыкальных способностей и сформулировали задачи формирующего эксперимента.
1. Разработать технологию развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
2. На основе технологии составить программу развития музыкальных способностей детей.
3. Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.
Формирующий эксперимент включал в себя 14 занятий, состоящих из заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения, творческих навыков в пении, движении, сочинении. Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности. Все занятия формирующего эксперимента заимствованы у Михайловой М.А.
Единая структура музыкальных занятий обуславливала подбор одинаковых групп методов и приемов обучения: побуждения, убеждения средствами музыки, приучения, индивидуального подхода к детям.
Также данная работа требовала внедрения нетрадиционных форм и методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую деятельность. В процессе музыкального развития ребенка создавалась ситуация успеха в музыкальной деятельности. Это послужило базой для развития интереса и стремления ребенка к творческому выражению.
При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимал ведущее место в системе обучения детей музыкальным способностям. Он формировал правильные представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах. Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась полная самостоятельность при сочинении.
Экспериментальная работа осуществлялась на всех занятиях на материале детского музыкального фольклора.
Применялись все виды музыкальной деятельности (песенная, ритмическая, танцевально-пластическая, игровая и др.) во взаимосвязи и интегрировании.
Использовался доминантный вид занятия музыкального, на котором ведущей формой проведения была игровая.
Программа включала в себя 2 этапа.
1 этап – развивающий (занятия 1-10) был направлен на накопление навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарны певческих навыков.
Занятия проходили в нетрадиционных формах обучения: игр музыкальных, музыкальных загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.
2 этап – репродуктивно-творческий (занятия 11-14). Погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.
На основе данной технологии была составлена программа развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
Программа развития музыкальных способностей оформлена в таблицу с выделением целей каждого занятия, которые носили более сложный и насыщенный характер, что явилось результатом динамического нарастания сложности разработанной нами программы.
Выводы по второй главе
Во второй главе раскрывается содержание экспериментальной части исследования. Описаны ход и содержание констатирующего, формирующего и контрольного этапов экспериментальной работы.
В начале эксперимента было проведено исследование с целью диагностики исходного уровня развития музыкальных способностей младших школьников. Были выявлены следующие компоненты: музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное движение, творческие навыки, а также критерии их оценки и уровни развития музыкальных способностей детей: высокий, средний и низкий.
Для определения исходного уровня музыкальных способностей младших школьников были проведены соответствующие задания, в результате чего мы пришли к выводу, что музыкальные способности учащихся находятся в неразвитом состоянии.
На формирующем этапе была разработана технология развития музыкальных способностей младших школьников на основе изучения музыкального фольклора. Проведенные занятия были направлены на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения, творческих навыков в пении, движении, сочинении. Занятия проводились в игровой форме, применяя индивидуальный подход к учащимся, а также комплекс нетрадиционных форм и методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую деятельность.
На контрольном этапе экспериментального исследования осуществлялась повторная диагностика уровня развития музыкальных способностей младших школьников. При этом использовались те же задания, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Эффективность предложенной педагогической технологии определилась путем сравнения данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного этапов исследования. Таким образом, рабочая гипотеза в экспериментальном исследовании полностью подтвердилась.
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформировать следующие выводы:
Понятие «музыкальные способности» предстает как личная психологическая характеристика человека, обусловливающая восприятие, исполнение, сочинение музыки. Оно тесно связано с дефиницией «музыкальность» - способность чувствовать эмоциональную выразительность звукового движения: способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлением; способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Выделены компоненты музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное движение, творческие навыки), критерии оценки музыкальных способностей. Определены показатели и уровни развития компонентов музыкальных способностей.
Разработана технология развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста, включающая два этапа. Первый этап: развивающий – направлен на накопление умений и навыков развития музыкальных способностей, формирование интереса к дальнейшей музыкальной деятельности. Второй этап: репродуктивно-творческий – носил более сложный и насыщенный характер. Он направлен на самостоятельное использование опыта музыкальной деятельности. Дети сочиняли, импровизировали на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.
На основе разработанной технологии была составлена программа музыкального развития младших школьников средствами музыкального фольклора, которая может быть использована в образовательных и музыкальных школах, дошкольных учреждениях, гимназиях. Научно-методическое обеспечение данной программы поможет придать практической деятельности в этой области более конкретный, целенаправленный и актуальный характер. Это является попыткой сосредоточить внимание педагогов-практиков на решении ключевых проблем музыкального развития младших школьников, уточнить содержание методики управления педагогическим процессом.
1. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. – М., 1983.
2. Алексеев В.В. Русская народная песня в начальной школе. – Оса: Росстанина-Каме, 1994. – 78 с.
3. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. – М., Советский композитор, 1988.
4. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. – М., 1971.
5. Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983.
6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
7. Аристотель. Собрание сочинений в 4-хх т. Т.3. Перевод. – М.: Мысль, 1981. – 613 с.
8. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977. – с.5.
9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л.: Музыка, 1973.
10. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987.
11. Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. – Л.: Детская литература, 1982.
12. Бессонов П.А. Детские песни. – М., 1968.
13. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство , 1971.
14. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
15. Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. – М.: Педагогика, 1969.
16. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 1988.
17. Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В./. – М., 1996. с.468.
18. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
19. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение 1968 – 415 с.
20. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983; Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. – Изд. 2-е – М., Просвещение, 1982.
21. Виноградов Г.С. Детский народный календарь. – Сибирская живая старина, Иркутск, 1924 вып.2, 1. 55-86.
22. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М.: Искусство, 1989.
23. Воспитание и обучение в детском саду. – М., 1976.
24. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. М.: Госиздат РСФСР, 1930.
25. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. Изд. 2-е. – М.: МГУ, 1977.
26. Горький А.М. Заметки. Т.2. – с. 382.
27. Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе. № 1. – М.: Просвещение, 1990.
28. Гошовский В. У истоков народной музыки славян. – М.: Советский композитор, 1971.
29. Громов Е.С. Художественное творчество. Опыт характеристики некоторых проблем. – М.: Политиздат, 1970.
30. Гусев В.Е. О коллективности в фольклоре. Диалектика личного и массового творчества. Специфика фольклорных жанров. Л.: Наука, 1967.
31. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. – Л.: Наука, 1967.
32. Давлетов К.С. Фольклор, как вид искусства. – М., Наука, 1966. – с. 357
33. Дети и игра. – Курьер Юнеско, 1980, № 2.
34. Детский быт и фольклор. Сборник /Под ред. О.И. Капица. – Л.: Изд-во Гос. Рус. Географич. общества, 1930.
35. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. – М.: ВНМЦ, 1987.
36. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. – М., 1956.
37. Домострой. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1991. – с.1
38. Ерзакович Б.Г. Песенная культура казахского народа. – Алма-Ата, 1962.
39. Иванов В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство. – Киев, 1977.
40. Искусство в жизни детей / Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя: Из опыта работы/. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
41. Как определить и развить способности ребенка? – Сост. В.М. Воскобойников. – СПб.: Риспекс, 1996. – 426.
42. Как развивать и воспитывать способности у детей /Книга для родителей/. – М.: АПН РСФСР, 1968.
43. Капица О.И. Детский фольклор. – Л., 1928.
44. Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 1994 – 72 с.
45. Картавцева М.Т. Многоголосие в классах сольфеджио. – М., 1972; Развитие творческих навыков на уроках Сольфеджио. – М., 1978.
46. Картавцева М.Т. и Коряжкина Е. Колокольцы – бубенцы. – М., 1991.
47. А.Ф,Камаев, Т.Ю.Камаева «Народное музыкальное творчество»: Учебное пособие для студ. Высш. Пед учеб.заведений – М.:издательский центр «Академия», 2005. 304с.
48. Т.И. Калужникова «Песенная традиция русского населения Среднего Урала» учебное пособие для студентов музыкальных вузов. Екатеринбург 2005г
49. Комарова Т.С. Дети в мире творчества – М., 1995.
50. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1980.
51. Ксендзовская А. Народное творчество в воспитании детей /опыт работы/.//Дошкольное воспитание. – 1981. - № 2.
52. Кулаковский Л. Песня, ее язык, структура, судьба. – М., 1962. – с. 311.
53. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.
54. Линева Е.Э. Жива ли народная песня? // Русские ведомости. – 1903.
55. Линькова Н.П. Игры, праздники и воспитание способностей – М., 1969.
56. Литвин Э.С. К вопросу о детском фольклоре //Русский фольклор: Материалы и исследования. – М.-Л.: АН СССР, 1958.
57. Ломпшер И., Гулаш Р. Развитие способностей //Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. – М., 1981.
58. Маланина Н. Танцевально-игровое творчество старших дошкольников. //Дошкольное воспитание. – 1986. - № 1.
59. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор. Вып. 2. – Новосибирск, 1971.
60. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М ., 1987 – с. 1.
61. Миропольский С.И. О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе. – Изд. 1-е 1882. – с. 50-51.
62. Науменко Г. Русское народное детское музыкальное творчество. – М., Советский композитор, 1988.
63. Немов Р.С. Психология. М., 1997. с.390.
64. Овяинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека: Монография. – М.: Высшая школа, 1984.
65. Одоевский В.Ф. Музыкально – литературное наследие. – М., 1956 – с. 251.
66. Орлова Е.М. К истории русской музыкальной фольклористики. Русская мысль о музыкальном фольклоре. – М., 1979. – с. 12.
67. Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие // Восприятие музыки / Сост. В.Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980.
68. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей разных народов, преимущественно России (1884 г.) или Детские подвижные игры (1882 г.)
69. Померанцева Э.В. Детский фольклор \/ Русское народное творчество / Сост. Богатырев В.Г. и др. – М.: высшая школа, 1966.
70. Попова Т.В. Основы русской народной музыки. – М.: Музыка, 1977.
71. Прихожан А.М., Дубровина И.В., Данилова Е.Е. Психология. Издательский центр «Академия», 1999. С. 248.
72. Разумный В.А. Драматизм бытия. – М., Прометей, 1991. – с. 80.
73. Рубцова Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. – М.-Л., 1973.
74. Рукописный литературный сборник, найденный в прошлом веке в Кирилло – Белозерском монастыре.
75. Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы. – М.: Музыка, 1979.
76. Славянский музыкальный фольклор. – М.: Музыка, 1972.
77. Традиции русского фольклора / Под. ред. В.П. Аникина. – М.: МГУ, 1986.
78. Традиционное народное музыкальное искусство и современность. /Вопросы типологии/: Сборник трудов. Вып.60. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1982.
79. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1961.
80. Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте. – М.: Наука, 1984.
81. Цитируется по книге Котиков Н., Добровольский Б. Песня – душа народа – Л., 1959. – с. 3.
82. Цитируется по книге Буслаев Ф. Древнерусская народная литература и искусство. 1861. С. 68-69
83. Чертков А.К. «Толстой Л.Н. в воспоминаниях современников». – М., 1955 – Т.1. – с.275
84. Шейн П.В. Народные детские песни. – М., 1923.
85. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / Под ред. О.В. Лармина. – М.: Изд. Московского института, 1978.
86. З.М. Явгильдина «Использование фольклора в музыкальном образовании» учебное пособие для студентов. Казань, 2003г – 94с.
87. Е.Р. Скурко «Башкирская академическая музыка. Традиции и современность» изд. «Гилем», Уфа – 2005г – 320с.
88. А.С. Каргин, В.В.Новожилов. «Народно – певческое образование в России» Москва, 2009г – 224с.
Тема: | «Развитие музыкальных способностей у учащихся младших классов в процессе изучения музыкального фольклора» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 80 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие образного мышления у учащихся младших классов на уроках музыки
Дипломная работа:
Развитие вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста с применением музыкально-компьютерных технологий
Дипломная работа:
Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Дипломная работа:
Формирование вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов
Курсовая работа:
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности