Дипломная работа
«Формирование отдельных компонентов коомунникативной компетенции на основе использования компьютерных игр»
- 28 страниц
Введение 4
Глава 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 6
1.1 Преимущества и недостатки обучения иностранным языкам с помощью ПК. Принципы использования ТСО 6
1.2 Методические функции, которые может выполнять компьютер при обучении иностранным языкам 10
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ И ИНОЯЗЫЧНОЙ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 17
2.1 Примеры компьютерных игровых программ и их использование на уроках английского языка 19
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Несмотря на определённые организационные и материальные трудности, активизировался процесс компьютеризации обучения. Компьютерные технологии применяется сегодня для обучения практически всем общеобразовательным предметам, в том числе и иностранным языкам. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования; такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютерного обучения и множества соответствующих методических разработок; обобщение опыта различных школ и гимназий, работы таких отечественных авторов, как Полат Е.С., Коптюг Н.М., Азимов Э.Т., Шимчук Л.В., и ряда зарубежных авторов: Keith Boeckner, P. Charles Brown, Tim Boswood. Всё это свидетельствует о повышенном интересе к компьютерным технологиям как к способу оптимизации процесса овладения иностранным языком и служит подтверждением актуальности избранной темы.
Цель работы: показать, что ПК может быть использован как вспомогательное средство обучения иноязычной орфографии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть особенности компьютерного обучения, преимущества и недостатки обучения иностранным языкам с помощью ПК и принципы использования ТСО;
2. определить цели применения ПК при обучении иностранным языкам;
3. показать организационные формы работы компьютеризированного учебного процесса;
4. рассмотреть возможность использования компьютера при обучении лексики и иноязычной орфографии в начальной школе;
5. проанализировать обучающие игровые программы, используемые как вспомогательное средство обучения лексики, грамматики и иноязычной орфографии.
Объектом исследования является компьютерное обучение иностранным языкам, предметом – применение компьютерных технологий для контроля грамматических навыков и использование компьютерных игр в обучении иноязычной орфографии.
Данная работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность избранной темы, ставится цель и задачи работы, описывается объект и предмет исследования.
В первой главе, использование компьютера как вспомогательного средства изучения иностранного языка.
Во второй главе рассматривается использование компьютера при обучении лексики и иноязычной орфографии в начальной школе, раскрываются этапы процесса овладения лексикой, проводится ознакомление с лексической еденицей и программой «WinniethePooh», которая позволяет проводить с ней различные операции, а так же проводится анализ обучающих игровых программ (типа «Репетитор», «Профессор Хиггинс», «Привет, Америка!» «EnglishGold» и многие другие. Я расскажу более подробно о программе «11 уроков английского языка» (авторы Г. Г. Сильницкий, И. Н. Бочкарева и др.; Центр информатики, Смоленск) и «Репетитор» (авторы А. Я. Жислин, Р. Е. Пчелкин и др.; Международный центр финансово-экономического развития, Москва) и их использование на уроках английского языка. В заключении подводится итог работы.
Глава 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.
Как показывает российская практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах и педвузах пока еще ограничено и слабо увязано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии. Применение ПК в обучении иностранного языка значительно облегчает работу, как ученика, так и учителя. Но этот метод обучения еще не оценен по достоинству[2,13].
В своей работе я хочу показать, что ПК может быть использован как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. А так же приведу примеры компьютерных программ, помогающих изучать иностранные языки: как лексику и грамматику, так и орфографию.
2.1 Преимущества и недостатки обучения иностранным языкам с помощью ПК. Принципы использования ТСО
Современные технологии обладают большими возможностями в повышении уровня языковой подготовки учащихся при обучении иностранным языкам. С точки зрения классификации технических средств обучения компьютер входит в группу электронных многоканальных средств обучения, а использование компьютера в практике преподавания иностранных языков является одним из путей оптимизации учебного процесса и открывает новые возможности и перспективы. Использование компьютера в образовании способствует повышению интереса и мотивации к изучению иностранного языка, является важным средством формирования социокультурной компетенции обучаемых и связано с коренным изменением в способе передачи знаний.
Компьютер применяется повсеместно и обладает широкими возможностями для обучающего воздействия. Основными направлениями применения компьютера в обучении являются его использование:
►для демонстрации (анимация, графика, схемы),
как средство для дополнительной стимуляции учащихся (создание информационных ресурсов по изучаемой проблеме, участие в телеконференциях и т.д.);
►как инструмент проведения тестирования;
► как средство обучения с помощью компьютерных обучающих игровых программ.
Несмотря на значительное продвижение компьютерных средств обучения в учебный процесс, проблема выбора между традиционным уроком и уроком с привлечением компьютера остаётся актуальной потому, что использование компьютерных технологий в процессе обучения имеет как очевидные преимущества, так и существенные недостатки[3,20].
Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока:
а) предъявление информации в различных формах (в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения);
б) формирование у учеников общеучебных и специальных знаний и умений по предмету;
в) контроль, оценка и коррекция результатов обучения;
г) организация индивидуального и группового обучения;
д) управление процессом обучения.
При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.
Это особенно важно:
а) при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;
б) при изучении грамматического материала, когда у детей 7-8 лет ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала[3,20].
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:
1)интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;
2)ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;
3)индивидуализация обучения;
4)возможность обеспечения непосредственной обратной связи;
5)компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок:
6)объективность отметки;
7)обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок. При его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников.
Преимущества использования ПК для самостоятельной проработки учебного материала:
• неограниченное время работы, определяемое потребностями самого учащегося;
• свободный режим работы (выбор времени работы, определение пауз в работе и темпа усвоения материала);
• исключение воздействия субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-либо из учащихся, оценивание ответа на основе четких критериев без сравнения с результатами работы других обучаемых, неограниченное терпение, неразглашение недостатков работы).
Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении[2,34].
При пользовании компьютером, как и другими средствами ТСО, определённые принципы, такие как:
• обусловленности;
• необходимости;
• информативности;
• надежности.
Принцип обусловленности предписывает четкое определение условий применения ПК в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения.
Принцип необходимости обуславливает применение ПК только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения и т.д.
Принцип информативности раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку ПК позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Кроме того, среди ТСО компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения иностранным языкам.
Принцип надежности указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием ПК.
2.2 Методические функции, которые может выполнять компьютер при обучении иностранным языкам
Основными методическими функциями, реализуемыми средствами компьютера являются:
- информативная - практически любая компьютерная образовательная программа (кроме контролирующих), включает в себя либо информационные кадры (базовая информация для презентации нового учебного материала), либо кадры информационной поддержки (подсказки и разъяснения в ходе выполнения упражнений). Но возможности такого справочного режима ограничены рамками учебного материала (конкретные тексты и упражнения, заложенные в компьютерную образовательную программу);
- тренировочная - применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по изучению иностранных изыков. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение;
- контролирующе-коррегирующая - применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление сильной обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля.
- коммуникативная - возможно общение на зарубежных чатах;
- организационно - стимулирующая - в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором[2,42].
Функции компьютера в качестве инструмента деятельности ученика заключаются в следующем:
1) принятие и распознавание ответа обучаемого;
2) анализ и определение правильности ответа;
3) запоминание результата и/или сообщение о нем учащемуся.
Функции компьютера в качестве инструмента деятельности педагога:
• получение информационной поддержки;
• диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
• работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);
• организация коллективной работы;
• осуществление дистанционного обучения
По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли:
• преподавателя;
• эксперта;
• партнера по деятельности;
• инструмента деятельности;
• обучаемого.
При самостоятельной работе с компьютерной обучающей программой ученик может:
• получить учебное задание;
• запросить дополнительную информацию, необходимую для его выполнения;
• уяснить способ выполнения задания;
• ввести ответ;
• получить анализ и оценку ответа[2,48].
Проблема качественного обучения всегда была и будет актуальной. Сегодня на рынке труда востребованы интеллектуально развитые, коммуникабельные, конкурентноспособные специалисты, умеющие добывать необходимые знания.
Это условие потребовало от учителей поиска и использования в учебно-воспитательном процессе современных обучающих технологий.
Наиболее эффективной формой обучения, на мой взгляд, является такая форма, когда процесс обучения тесно связан с активной деятельностью самого ученика. Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка – один из видов такой организации учебного процесса. Особенно успешно обучение иностранному языку стало развиваться с популяризацией обучающих компьютерных программ и сети Интернет.
Использование компьютерных программ и персональных компьютеров для обучения иностранным повысит интерес к данному предмету, усилит мотивации, будет способствовать выработке самооценки у учащихся, создаст условия для самостоятельной работы и комфортной среды обучения.
Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности школьников начальной школы, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую педагог может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в начальной школе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (С.Новосёлова, Г. Петку, С.Пейперт, Б.Хантер и др.) Разделяя точку зрения многих исследователей, мы считаем основной целью использования компьютерных игр в младших классах при обучении иностранному языку – всестороннее развитие ребёнка, его подготовку к общению в реальной коммуникативной среде в “компьютерной действительности”, восприятие компьютерных игр как помощника в различных коммуникативных ситуациях, требующих качественных языковых навыков всех уровней наряду с высокоразвитыми творческими способностями. Таким образом, необходимо интегрировать отдельные компьютерные игры в преподавании иностранному языку младшим классам в единую систему на основе их целесообразного сочетания. В нашей работе были приведены подобные интегрированные модели игр на основе следующей классификации:
1. Подготовительные компьютерные игры, способствующие формированию лингвистических навыков у школьников младших классов. В данной группе нами были разработаны фонетические, лексические, грамматические игры.
2. Творческие компьютерные игры, стимулирующие когнитивные и коммуникативные способности, необходимые в общении с носителями иностранного языка. Уникальные графические свойства этих игр помогают ребёнку чувствовать себя творцом рядом с компьютером, проявить свою фантазию, воплотить свои твороческие замыслы. Это, в свою очередь, помогает воспроизводить и развивать образ мира ребёнка, способствует развитию любознательности и пытливости ума по отношению к иностранному языку.
Однако существуют разные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей работе с компьютерными играми. На наш взгляд, скептические высказывания по этому вопросу не имеют достаточных оснований. Современные исследования медиков, психологов, педагогов показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей младшего школьного возраста при работе с компьютерными играми не наблюдается, если соблюдаются гигиенические и эргономические требования. Дети на занятиях раскрепощены, в них нет робости и страха перед сложной техникой, а это является залогом дальнейшей успешной работы с компьютерными технологиями. Итак, использование компьютерных игр в качестве учебного пособия повышает интерес учащихся младших классов к иностранному языку как к субъекту. Ведь каждое занятие – это маленькая целенаправленная игра, в которую включены все дети, всем интересно, у всех есть дело. Красочное оформление программ, анимация активизирует внимание ребят, развивает ассоциативное мышление, а умело подобранные задания, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества.
В заключение хотелось бы отметить, что использование компьютерных игр в младших классах при обучении иностранному языку благоприятно влияет на творческое развитие детей, способствует совершенствованию и активизации языковых навыков и коммуникативных способностей, стимулирует познавательную активность и развивает детское творчество, в результате чего у детей формируется прочная языковая и коммуникативная база для дальнейшего изучения иностранного языка.
Однако, отмечая положительные стороны использования компьютеров, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребёнка сможет только учитель. Самое важное на уроке - живое слово учителя. Радость творчества, радость учить и учиться - это могут дать друг другу только учитель и его ученики.
1. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе [Текст] / И. В. Гребнев // Педагогика. -2004. - №5.
2. Гальскова Н.Д. «Современные технологии обучения иностранного языка» [Текст] / Н. Д. Гальскова - М: Арти-Глосса, 2000 - 245 с.
3. Денисова Ж. А., Денисов М. К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический приём [Текст] / Ж. А. Денисова, М. К. Денисов // Иностранный язык в школе. - 2008 - № 3- с. 20-27
4. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера[Текст] / Т. В. Карамышева – С.П.: Союз, 2001.- 127 с.
5. «Новые технологии в преподавании иностранного языка» [Текст] -СПб: РГПУ им. Герцена, 2008. - 73 с.
6. Петрова Л. П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени [Текст] / Л. П. Петрова // Иностранный язык в школе. – 2005. - № 5. – с. 57 - 60
7. Самылина Г. И., Фоминова М. А. Обучение дошкольников английскому языку с использованием компьютера [Текст] / Г. И. Самылина, М. А. Фоминова // Иностранный язык в школе. 2003 - № 4. – с. 52- 56
8. Чернышёва Е. В. Применение интерактивной мультимедийной программы \"ENGLISH DISCOVERI\" на уроках английского языка[Текст] / Е. В. Чернышёва // Иностранный язык в школе. - 2008 - № 1- с. 58 - 62
Тема: | «Формирование отдельных компонентов коомунникативной компетенции на основе использования компьютерных игр» | |
Раздел: | Иностранные языки | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 28 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование грамматического компонента коммуникативной компетенции на основе наглядности на средней ступени обучения
Курсовая работа:
Обучение лексике младших школьников на основе использования игры как средства повышения мотивации
Дипломная работа:
Обучение лексике на основе использования игровых технологий
ВКР:
Формирование лингвистических компетенций на основе языковых игр
Дипломная работа:
Развитие речевых умений школьников младшего этапа обучения на основе использования видеоматериалов