Дипломная работа
«Организация и реализация обучения и воспитания одаренных детей»
- 125 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты работы с одаренными детьми младшего школьного возраста 8
1.1. Проблема одаренности детей в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Особенности познавательного и психосоциального развития одаренных детей 18
1.3. Стратегии обучения и воспитания одаренных детей 23
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Организация и реализация обучения и воспитания одаренных детей 28
2.1. Формы организации учебной деятельности с одаренными детьми 28
2.2. Общие подходы к реализации обучения и воспитания одаренных детей в начальной школе 35
2.3. Методы обучения и воспитания одаренных детей 40
Выводы по главе 2 48
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа 50
3.1. Организация опытно-экспериментальной работы 50
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 58
Выводы по главе 3 66
Заключение 68
Литература 71
Глоссарий 75
Приложение 77
Все мы с удовольствием вспоминаем себя, глядя на маленьких, удивленных, искренне радующихся, воображающих "почемучек". Куда исчезают любопытство и интерес? Где то стремление и готовность все узнать, изучить, научиться? Кто в этом виноват? Время? Школа? Мы сами?
Мир вокруг нас меняется все быстрее, единственное, что постоянно, – это изменение.
Меняется и переосмысливается социальный заказ, корректируются и изменяются цели и задачи образования.
Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди мыслящие, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками: выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот.
Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания.
Часто в начальных классах можно увидеть детей, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объема, глубины материала. Однако, беседуя с учителями, узнаешь, что в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы.
Одаренные дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребенка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны требуется активная творческая личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.
В связи с этим, мы считаем, возникла необходимость в проведении спе-циального исследования с целью совершенствования процесса обучения, ак-туализации познавательной деятельности. На первый план выходит актуальная проблема – работа с детьми, опережающими своих сверстников с признаками незаурядного интеллекта.
Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей обучения одаренных детей, необходимо узнать, что представляет собой этот процесс, его этапы формирования, возрастные особенности, методика обучения, тактика учителя и другие факторы.
Выражение "одаренные дети" употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает успехи в учебе или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Но как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт. Проблемой одаренности детей занимались многие педагоги: Песталоцци И.Г., Шаров Ю.Ю. и др.; специалисты в области генетики: Равич-Щербо И.В., Егорова М.С., Тарасенко Н.Ю., Лушетнова Г.Н. и др.; психологи: Леви А., Маслоу А., Выготский Л.С.; ученые: Лейтес Н.С., Терман Л., Виноградов Е.; нейрохирурги: Колосовский Б.Н., Крейч Д. и другие, их исследования печатают на страницах книг, газет, журналов. Эта проблема заин-тересовала и нас, решение проблемы является целью исследования.
Цель исследования: изучить проявления одаренности у детей, теоретически обосновать и экспериментально проверить основные формы и методы по осуществлению обучения и воспитания учащихся начальных классов для полной реализации возможностей каждого ребенка.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в современных условиях.
Предмет исследования: пути оптимизации работы с одаренными детьми.
Гипотеза исследования: если применять эффективные формы и методы работы по обучению и воспитанию одаренных детей на уроках русского языка и на внеклассных занятиях, то будут достигнуты высокие результаты в развитии учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи ис-следования:
1. Изучить психолого-педагогические и методические основы, отечест-венный и зарубежный опыт по данной проблеме.
2. Уточнить понятие "одаренность".
3. Проанализировать состояние вопроса в практике и предложить пути оптимизации работы с одаренными детьми.
4. Продолжить возможные варианты занятий на выявление и развитие способностей детей, а также по отдельным темам программы русского языка для 2 класса.
В работе используются общенаучно-теоретические методы исследова-ния: анализ, синтез, обобщение, изучение и обзор психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования: наблюдение опыта работы учителей школы, педагогический эксперимент, анкетирование родителей и учеников, качественная и количественная обработка результатов экспериментальной работы.
Общий замысел и логика исследования определили следующую последовательность этапов:
1. Поисково-теоретический – осуществлялось изучение педагогической, психологической, методической литературы по проблеме. Определялись тео-ретические положения, раскрывались понятия, сформулирована гипотеза ис-следования.
2. Конструктивно-поисковый – проводилась опытно-экспериментальная работа по обучению и воспитанию одаренных детей.
3. Обобщающий – анализировались и обрабатывались результаты исследования, осуществлялась их систематизация и оформление работы, составлялись педагогические рекомендации.
Опытно-экспериментальная база нашего исследования – средняя школа № 13 и СОШ №10 г. Нефтекамска Республики Башкортостан.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что было уточнено понятие "одаренность", обоснованы условия развития одаренно-сти, определены основные требования к обучению и воспитанию одаренных детей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы нашли отражение в методических рекомендациях, реализация которых существенно повышает уровень усвоения учебного материала младшими школьниками, развивает их интерес и возможности, разработаны тесты, упражнения, индивидуальная программа театрального кружка, конспекты занятий по русскому языку для 2 класса, подготовлены методические рекомендации для преподавателей начальных классов.
Апробация и внедрение результатов исследования: о результатах опытно-экспериментальной работы было сообщено на заседании театрального методического объединения ЦРТДиЮ и на педагогическом совете СОШ № 3 г. Нефтекамска. Экспериментом было охвачено более 80 учащихся, преподавателей, руководителей, родителей.
Структура дипломной работы:
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария и приложения.
Основное содержание работы:
Во введении обосновывается выбор темы исследования, определяется его цель, объект, предмет, формулируются задачи, методы исследования, выделяются основные этапы, значимость работы для педагогической науки и практики, ее апробация и внедрение.
В первой главе "Теоретические аспекты работы с одаренными детьми младшего школьного возраста" дается анализ теории и практики одаренности как актуальной проблемы, рассматриваются особенности психосоциального и познавательного развития, стратегии обучения и воспитания одаренных детей.
Во второй главе "Общие подходы к организации и реализации обучения и воспитания одаренных детей" рассматриваются формы организации, общие подходы, методы и методики, используемые в работе с одаренными детьми.
В третьей главе "Опытно-экспериментальная работа" описана практическая реализация комплекса намеченных приемов, методов, средств по осуществлению учебно-воспитательного процесса, представлены результаты опытно-экспериментального исследования.
В заключении подведены общие итоги исследовательской работы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа
3.1. Организация опытно-экспериментальной работы
Тема: Обучение и воспитание одаренных детей в современных условиях.
Цель: Определение методов и форм организации образовательного и воспитательного процессов в работе с одаренными детьми.
Гипотеза основана на том, что выявление одаренных детей, их дальней-шее развитие, повышение качества знаний и умений, повышение уровня самостоятельности учащихся, развитие их мыслительной деятельности, творческих возможностей ребенка во многом зависит от эффективных приемов учебно-воспитательного взаимодействия с ними, успешного использования специальных форм и методов, разноуровневых заданий; активного включения одаренных детей в совместную творческую деятельность; развития мотивации обучения и познавательных интересов учащихся; вовлечения учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, поощрения использования дополнительной литературы; подготовка и разработка программы развития одаренных детей, в данном случае на основе театрального кружка.
Нами намечены следующие задачи:
1. Изучить особенности одаренности учащихся;
2. Провести статистическую обработку данных;
3. Разработать программу театрального кружка;
4. Сравнить полученные результаты;
5. Сделать выводы;
6. Дать педагогические рекомендации.
Место проведения эксперимента: средняя общеобразовательная школа № 13 г. Нефтекамска Республики Башкортостан.
Объект исследования: учащиеся 2 "Е" класса СОШ № 13 и учащиеся 2 "Б" класса СОШ № 10.
План исследования:
1. Проведение констатирующего эксперимента с целью уточнения зада-чи, гипотезы, цели исследования и выявления проблем, которые испытывают родители, педагоги и сами учащиеся в образовательном процессе (Приложе-ние 1).
2. Анализ данных констатирующего эксперимента.
3. Проведение на начальном этапе формирующего эксперимента тести-рования с учащимися на выявление творческого воображения, определение уровня усвоения программного материала по русскому языку по традиционной системе (Приложение 2) и проведение методики "Карта интересов младших школьников" (Приложение 3).
4. Проанализировать полученные данные начального этапа формирующего эксперимента и сделать выводы.
5. Всех испытуемых разделить на две группы:
2"Б" – контрольная группа;
2"Е" – экспериментальная группа.
6.Разработать программу театрального кружка (Приложение 4).
7. Организовать экспериментальное обучение, используя методы и формы организации образовательного и воспитательного процессов для одаренных детей. Проведение методики "Карта одаренности" (Д. Хаана и М. Каффа (Приложение 5)), занятий по русскому языку (Приложение 6) и занятий театрального кружка (Приложение 7).
8. Проведение заключительного этапа формирующего эксперимента с целью определения уровня программного материала и развития одаренности детей, (использование методики для родителей и педагогов "Портрет" (Приложение 8), анализ охвата коллективной творческой деятельности (КТД) и кружковой работы учащихся, проведение тестирования по русскому языку для углубленной диагностики).
9. Проанализировать полученные данные заключительного этапа формирующего эксперимента и сделать выводы.
10. Сравнить начальный и заключительный этапы формирующего эксперимента, сделать выводы.
Констатирующий эксперимент был организован с родителями, учителями и воспитанниками СОШ № 13 (2 "Е"), СОШ № 10 (2 "Б").
Данный эксперимент был проведен для:
– уточнения цели, задачи исследования, гипотезы;
– выявления проблем, которые испытывают учителя при работе с ода-ренными детьми;
– выявления проблем, которые испытывают родители при воспитании одаренного ребенка;
– выявления проблем, которые испытывает одаренный ребенок.
С этой целью разработана анкета для учителей:
1. Что значит для вас одаренный ребенок?
2. Как вы осуществляете работу с одаренными детьми на уроке?
3. Легко ли вам работать с одаренными детьми?
4. Как вы думаете, одаренные дети должны обучаться в специальных учреждениях или в обычных школах?
5. Меняется ли у вас личное отношение к одаренным детям?
Родителям также были предложены вопросы анкеты, при этом метод анкетирования (с учителями, родителями и детьми) использовался в сочетании с методом интервью.
Анкета для родителей:
1. Что означают для вас понятия "одаренность", "одаренный ребенок"?
2. Считаете ли вы своего ребенка одаренным? В чем проявляется его одаренность?
3. Испытываете ли вы трудности в воспитании своего ребенка? Если да, то какие?
4. Как вы думаете, одаренные дети должны обучаться в специальных учреждениях или в обычных школах?
5. Как бы вы отнеслись к тому, что ваш ребенок не обладает какими-либо творческими, интеллектуальными или другими способностями по сравнению с его сверстниками?
Анкета для детей:
1. Есть ли в твоем классе ребята, которых ты считаешь авторитетными? Почему?
2. Чем тебе больше всего нравится заниматься?
3. Как ты думаешь, что у тебя лучше получается, чем у твоих одноклассников?
4. Часто ли тебе учитель задает сложные индивидуальные задания, предлагает выучить стихотворение к празднику, хвалит за быстрое и правильное выполнение заданий, ругает за невыполнение заданий? (подчеркни, что считаешь нужным)
5. Что тебе больше нравится:
– решать сложные задания;
– выступать с сообщением перед классом;
– участвовать в сценках на праздниках или принимать участие в меро-приятиях;
– ничего не делать;
что-либо другое; (подчеркни, что считаешь нужным)
Формирующий эксперимент на начальном этапе был организован с це-лью выявления одаренных детей и определения уровня усвоения программного материала по русскому языку.
Методика диагностики одаренности детей "Карта интересов младших школьников" (Приложение 3), основным показателем которой служит суммарный балл (СБ), который характеризует степень развития у ребенка видов одаренности (творческая, литературная и др.). На основе полученных результатов строится дальнейшая экспериментальная работа.
Также нами был проведен тест на творческое мышление и усвоение программного материала на примере предмета – русский язык.
Тест на творческое воображение и проверку усвоения программного материала по русскому языку:
1. Придумайте предложение из 4 слов, в котором каждое слово начинается с заданной буквы (В, М, С, К).
2. Подчеркните слова, в которых все согласные буквы обозначают твердый звук: волк, лиса, белка, коза.
3. Подчеркните слова с равным количеством букв и звуков: Белочка скрылась в густом ельнике.
4. Проверьте орфограммы слабых позиций устно. Вставьте в слова пропущенные буквы: т_желый, с_сновый, м_л_дой, л_дяная, к_нюшня, в_ренье, д_твора, к_рмить, л_ша_ка, ле_ко, ска_ка.
5. Составьте из слов предложение. Запишите его. Выделите главные члены предложения. На, земляника, вкусная, полянке, растет.
Основным показателем выполнения заданий служит СБ. Он выводится следующим образом. В каждом задании устанавливается количество правильных ответов.
В 1 задании учитывается правильность названных слов и построение предложения (максимум – 5 баллов).
Во 2, 3 заданиях устанавливается количество правильно подчеркнутых слов (максимум 2 и 1 балл).
В 4 задании оценивается правильность орфограмм (максимум 13 баллов).
В 5 задании учитывается правильность составленного предложения из слов и выделенных главных членов предложения (максимум 4 балла).
СБ представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 5 заданий. Балл, получаемый за каждое задание, может колебаться от 0 до 13. Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно выполненного задания) до 23 (если все задания безошибочны).
Интерпретация результатов:
20-25 баллов – высокий уровень;
15-19 баллов – средний уровень;
10-14 баллов – низкий уровень;
0-9 баллов – очень низкий уровень.
Предложенные тесты, анкеты, методика, проводимые с детьми представлены в игровой форме, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу.
По результатам начального этапа формирующего эксперимента, учащиеся 2 "Б" класса были определены в контрольную группу, а учащиеся 2 "Е" класса – в экспериментальную (результаты представлены в таблицах 1?2 и на рис. 3).
В ходе исследования для экспериментальной работы была разработана программа театрального кружка, использовались методы, формы, задания, проводились специальные занятия по русскому языку и занятия театральной студии по дисциплинам:
– актерское мастерство;
– сценическая речь;
сценические движения и пластика.
Для полноценного развития дарований учащихся, учитывая возрастные и индивидуальные особенности и возможности учащихся с целью достижения высоких результатов в обучении и развитии учащихся. Для более успешной и плодотворной работы с родителями экспериментальной группы детей была проведена методика "Карта одаренности" (Приложение 5).
После проведения экспериментальных занятий был проведен заключи-тельный этап формирующего эксперимента с целью определения уровня ус-воения программного материала по традиционной системе обучения и развития одаренности детей, учащимся было предложено выполнить тест из 5 заданий.
Тест по русскому языку.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы :
(По) н_ч_м (в) с_дах пели солов_и.
(На) бул_варе распускалис_ клейкие тополя.
В пустынных ущел_ях бродят туманы.
(В) дали (за) клубились гигантские облака.
Изре (д) ка (на) бегал ле_кий ветерок.
2. Подчеркните слова, в которых мягкий знак обозначает мягкость со-гласного:
а) пальто, б) размышлять, в) дочь, г) крылья.
3. Вставьте пропущенные слова.
1) Вечером началась _ .
2) Снег повалил большими _ .
3) В глубине пустынной и глухой _ показалась какая-то девочка.
4. Составьте предложение, если потребуется – измените слова или до-бавьте одно (несколько) слов.
Мальчик, лыжи, катается, на.
5. Сочинение "Письмо из будущего".
Развитие воображения играет большую роль в воспитании одаренной личности, необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности, направленные на активизацию воображения.
Как заключительный этап работы, было проведено классное сочинение, рассчитанное на 2 часа работы. Тема звучала так: "Письмо из будущего". Вступительная беседа: Настанет время, когда вы все, ребята, вырастите, закончите школу и разъедетесь, кто куда. Мне бы очень хотелось, чтобы вы написали о себе хотя бы два слова, навещали меня, ведь учителя вас всегда помнят. Давайте сегодня потренируемся и напишем первое письмо. Для этого нужно лишь представить, что вы все уже взрослые, давно закончили школу, у каждого есть своя работа, своя жизнь, о которой вам бы хотелось рассказать в своем письме.
Давайте вспомним, с чего начинаются письма? Конечно, с приветствия. А что потом обычно пишут? Рассказывают о себе, о своих делах, семье, друзьях. И заканчивают письмо прощанием. Итак, у нас получился план:
1. Приветствие.
2. Рассказ о себе (друзьях).
3. Прощание.
Первый час работы дети пишут сочинение в черновиках, проверяют, дорабатывают, а второй час переписывают, предварительно проверив орфографические ошибки.
Основным показателем выполнения заданий служит суммарный балл. В каждом пункте устанавливается количество правильных ответов.
В 1 задании учитывается количество правильно вставленных пропущенных букв в словах (0-15 баллов).
Во 2 задании – количество выделенных слов (0-4 балла).
В 3 задании – правильно вставленные пропущенные слова (0-3 балла).
В 4 задании учитывается правильно составленное из набора слов пред-ложение (0-3 балла).
В 5 задании учитывается правильность построения предложений (0-5 баллов).
Таким образом, СБ может колебаться от 0 до 30 баллов.
Интерпретация результатов:
25-30 баллов – высокий уровень;
20-24 балла – средний уровень;
15-19 баллов – низкий уровень;
0-15 баллов – очень низкий уровень.
Для сравнения разносторонности и устойчивости интересов детей про-анализированы КТД и охват кружковой работы (см. Приложение).
Для достоверности выявленных фактов с родителями и педагогами проведена методика "Портрет" (Приложение 8).
Данная дипломная работа посвящена проблеме обучения и воспитания одаренных детей в современных условиях.
Обзор педагогической, научно-методической литературы показал, что проблема выявления, обучения, воспитания, развития одаренных детей волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей. Изучением этой проблемы занимались многие исследователи: Лейтес Л.С., Выготский Л.С., Богоявленский Д.Н., Якиманская И.С. и многие другие.
Накопленный в литературе материал и специальные исследования показали, что организация педагогического процесса в зависимости от возможностей учеников, заключается в различных требованиях к учащимся, выполнении заданий по интересам и способностям ученика, позволяют повысить успеваемость и достичь более высоких результатов обучения, воспитания и развития всех учащихся, улучшить функциональное состояние детей и психологический климат в классе.
Констатирующий эксперимент показал, что учителя и родители затрудняются в осуществлении процессов обучения и воспитания одаренных детей, да и сами воспитанники испытывают трудности, поэтому эта проблема остается актуальной в современной школе.
После проведения начального этапа формирующего эксперимента были выявлены трудности, которые испытывали дети экспериментальной группы на уроках русского языка:
– при написании орфограмм слабых позиций;
– при определении главных и смысловых частей предложения;
– при выполнении задания на творческое воображение.
На основании полученных результатов определены основные виды работы по осуществлению процессов обучения и воспитания одаренных детей:
1. Использование методов и приемов с учетом способностей учащихся;
2. Предложение заданий по выбору, использование схем, таблиц, наглядного материала на уроках;
3. Занятия театрального кружка.
Большое внимание было уделено на уроках развитию памяти, логического мышления, творческого воображения, фантазии. Развитию этих качеств способствовали различные задания, которые предлагались по уровням сложности с учетом способностей учащихся.
Целесообразность обучения и воспитания, использование разнообразных заданий обусловлены стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ребенка с учетом его интересов и способностей.
Исследование основывается на том, чтобы ученик не только закрепил базовые знания второго класса по традиционной системе, но и развивал речь, логическое мышление, память, орфографическую зоркость, через выполнение заданий на отработку учебного материала. На протяжении всего времени исследования (1 год) ребятам предлагались упражнения на развитие воображения, внимания, оригинальности и др.
Примером служит мини-сочинение "Письмо из будущего", где детям приходилось мечтать, фантазировать, прогнозировать. При выполнении работы учащиеся становились субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность, самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии логического мышления и творческого воображения.
Раскрыть способности учащихся, их одаренность в какой-либо деятель-ности очень помогли занятия театральной студии, дети стали более активны, каждый пытается высказать свое личное мнение, с юмором относится к жиз-ненным ситуациям.
На заключительном этапе формирующего эксперимента анализ работ экспериментальной группы доказывает, что реализация разработанных нами методических приемов приводит к значительному увеличению числа учащихся, имеющих высокий и средний уровни усвоения учебного материала.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты дают основания считать предложенное экспериментальное обучение эффективным, а гипотезу доказанной.
В школьной практике процесс обучения в основном ориентирован на среднего ученика, поэтому не всякий школьник может реализовать свои по-тенциальные (явные, актуальные) возможности. Нельзя искусственно задерживать развитие хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда и сверпрограммных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению.
Дальнейшее продолжение работы в этом направлении обеспечит созда-ние ситуации успеха в обучении и развитии ребенка. На наш взгляд, является необходимым продолжить экспериментальное обучение, направленное на осуществление обучения и воспитания одаренных детей, на благо развития каждой личности и общества в целом.
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизические особенности школьников: учет и коррекция. М., 2002. – С. 3.
2. Антропова М.В., Манке Г.Г. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика. – 1996. – № 5. – С. 19.
3. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Т.В. Дифференцированное обучение и физиолого-гигиеническая оценка. Педагогика. – М., 1992. – № 9. – С. 23.
4. Ануфриев А.Р., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1989. – С. 111.
5. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М?: "Академия", 1996. – С. 229.
6. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М., 1959. – С. 205.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – С. 95.
8. Волина В.В. Учимся играя. – М.: "Новая школа", 1994. – С. 448.
9. Воронцов А.Б. Организованно управленческое обеспечение // Начальная школа. Приложение. – 1992. – № 29. – С. 1.
10. Воронцов А.Б. Особенности организации образовательного процесса при переходе с одной ступени образования на другую, или нужна ли нам возрастная школа / Начальная школа. – 2004. – № 35. – С. 2-10.
11. Васильева Л.С. Русский язык: тетрадь с печатной основой для учеников 2 класса.: В 2-х ч. – Саратов: Лицей, 2004. – Ч. 1. – 64 с.
12. Выбойщик И., Матвеева Л., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ-Пресс, 1999. – С. 145-179.
13. Гомезо М.В., Матюхина М.В., Михалочек Г.С. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1989. – С. 207-216.
14. Дьяченко Н.Г. Технология разноуровневого обучения при переходе к коллективному способу обучения // Начальная школа. – 1992. – № 2. – С. 9.
15. Жуков А. О двух и трехколесных велосипедах, или о перспективах развивающего обучения / Начальная школа, – 2004. – № 33. – С. 17-21.
16. Кузнецова Е.Т. Нетрадиционный подход к процессу обучения / На-чальная школа. – 2004. – № 6. – С. 69-72.
17. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникативность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
18. Кудина Г., Новлянская З. О феномене "природной грамотности", о методе формирования орфографического навыка. – С. 7-10.
19. Ландау Э. Одаренность требует мужества. – М.: АСАДЕМА, 2001. – 145 с.
20. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971. – С. 238.
21. Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. – Т. 5. – М., 1958. – С. 466.
22. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Ярославль: ТОО "Григо", 1995. – 240 с.
23. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка. – М.: "Аквариум", 1997. – 272 с.
24. Перекатаева О.В., Подгорная С.Н. Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку 1-2 кл. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 192 с. (Серия "Школа радости").
25. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000. С. 121-122.
26. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения в 3 томах. – М. – С. 165-264.
27. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. Дубровиной И.В. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. – С. 48-131.
28. психологическая помощь и консультирование в практической психологии // Под ред. М.К. Тутушкиной. – Санкт-Петербург: Изд. "Дидактика Плюс", 1999. – С. 348.
29. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр "Академия", 1996. – 416 с.
30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. посо-бие: 1 кн. – 3е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 78-271.
31. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для четырехлетней начальной щколы. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – С. 191.
32. Родная речь. Учебник для учащихся нач. шк. В 3 кн. 1 ч. Сост. Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 1998. – 224 с.
33. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М., 1996. – С. 78-79.
34. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / Начальная школа, 2004. – № 31. – С. 22-28.
35. Савенков А.И. Одаренные дети в дестком саду и школе. – М.: АКА-ДЕМА, 2000. – 232 с.
36. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – С. 83.
37. Ситаров В.Л., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / Под ред. В.Л. Сластенина. – М.:АКАДЕМА, 2000. – С. 216.
38. Сологуб К. Талант живет в каждом / Интеграл информ, 2004. № 31. – С. 3.
39. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: АКАДЕМА, 1999. – С. 289.
40. Тарасье Ж.К. Сверходаренные дети. – М., 1992. – С. 27.
41. Терегулов Ф.Ш. Материя и ее осознание. – М.: Народное образова-ние, 2002. – С. 179-293.
42. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова – названия предметов. дейст-вий, признаков предметов: Рабочая тетрадь: 2 кл. – М.: Первое сенятбря, 2004. – 112 с.
43. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И-О / Под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. – М.: "ТЕРРА", 1998. – С. 1670.
44. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. – М., 2000. – 320 с.
45. Харламов. Педагогика. 2-е изд. – М., 1990. – 271 с.
46. Цициева Ж.И. Индивидуализация домашних заданий / Начальная школа, 1998. – № 2. – С. 5.
47. Школьные технологии. 2000 г. – М.: Народное образование. – № 1. – С. 25.
48. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. М., Ростов-на-Дону: Фе-никс, 1996. – С. 258-280.
49. Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. – М., 1997. – С. 100-110.
50. Ярова Л.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 3 кл. М.: Вако, 2004. – 176 с.
51. Яковлева Н.Л. Положение по театральной студии УВК – 556 / Классный руководитель. – 2000. – № 7. – С. 62-64.
Тема: | «Организация и реализация обучения и воспитания одаренных детей» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 125 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Основные этапы развития педагогики и образования
Реферат:
Биологическое и социальное в личности
Реферат:
Этапы формирования культуры организации: проблемы и пути решения
:
Педагогические условия поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательном процессе
Дипломная работа:
Использование методики комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е.Огородного