Реферат
«Основные этапы развития педагогики и образования»
- 26 страниц
Введение 3
1. Сущность и функции педагогики 4
2. Этапы развития педагогики и образования 6
2.1.Возникновение педагогики и системы образования 6
2.1. Древний мир 8
2.2. Эпоха Возрождения 12
2.3. Средние века 14
2.4. Развитие педагогики в России 16
3.Реформирование системы образования в России 80-90-х годов 19
3.1.Реформирование системы образования в России в 80-90-е годы имеет ряд особенностей. 19
3.2.Этапы реформирования. 20
Заключение 25
Литература 26
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты чело-веческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей вос-питывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже сущест-вовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся от-раслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосыл-ки последней.
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - по-требности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни-людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспита-ние подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.
Целью данной работы является рассмотрение основных этапов разви-тия педагогики и образования.
1. Сущность и функции педагогики
Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пла-сты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Де-тей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существо-вании.
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она иссле-дует?
В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно опреде-лённый асект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.
Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество обра-зовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педа-гогической теории.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факто-ров в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерно-стях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педаго-гических дисциплин:
1. Общая педагогика, исследует основные закономерности воспита-ния человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспита-ния, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.
2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на предлых (профессионально-технического, высшего образования и др.);
3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тиф-лопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с рас-стройствами речи при нормальном слухе – логопедия;
4. Частная методика, исследующая специфику применения общих за-кономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (ино-странного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);
5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.
2. Этапы развития педагогики и образования
2.1.Возникновение педагогики и системы образования
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, челове-ке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая фи-лософия. Виднейший ее представитель Демокрит (460-370 гг. до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, пол-ны глубокого смысла: "Природа и воспитание подобны. А именно, воспита-ние перестраивает человека и, преобразуя, создает природу"; "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы"; "Учение выра-батывает прекрасные вещи только на основе труда". Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469-399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объек-тивность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки.
2.1. Древний мир
Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хоро-шо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии об-щества, так и в жизни каждого человека.
Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Гре-ции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присмат-ривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учеб-ные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педаго-гическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспита-нии стала называться – педагогикой.
2.2. Эпоха Возрождения
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогиче-ская мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения
Эразм Роттердамский (1466 – 1536 г.г.), Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 г.г.), Франсуа Рабле (1494 – 1553 г.г.) , Мишель Монтень (1533 – 1592 г.г.)
Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, что наи-лучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.
Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека как выс-шую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, кото-рую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к кри-тическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обу-чение.
В своём главном труде Э.Роттердамский – «О первоначальном воспи-тании детей» заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип актив-ности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.
Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.
Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.)
Коменский - отец современной педагогики. «Великая дидактика», вы-шедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Ново-го времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаего мира. В трактате прово-диться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагоги-ческого процесса на службу педагогической практике.
2.4. Развитие педагогики в России
Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н. Г. Чернышевского (1828-1889), Н. А. Добролюбова (1836-1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н. Толстого (1828-1910), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810-1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871). В конце XIX - начале XX в. интенсивные исследования педагогических про-блем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мыс-ли. Не отягощенные догмами инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в со-временном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Были сфор-мулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого вос-питания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей.
В.Г. Белинский (1811 – 1848 г.г.), А.И. Герцен (1812 – 1870 г.г.), Н.А. Добролюбов (1836 – 1861 г.г.), Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 г.г.)
3.Реформирование системы образования в России 80-90-х годов
3.1.Реформирование системы образования в России в 80-90-е годы имеет ряд особенностей.
Одной из важнейших особенностей реформирования системы образова-ния является проведение реформирования в условиях тяжелейшего полити-ческого, экономического и социального кризисов. Произошедший в СССР политический кризис явился толчком для проведения реформы. Можно ска-зать, что он явился необходимым условием для проведения реформы. На на-чальном этапе реформирования системы образования появление новых усло-вий деятельности сыграло положительную роль и позволило раскрыть все имеющиеся в образовании возможности и сформировать систему, откры-вающую достаточно широкий спектр возможностей для получения образова-ния.
Однако усиление экономического кризиса привело к необходимости введения режима жесткой экономии финансовых средств и сокращения или полной ликвидации ряда образовательных программ. Сокращение финанси-рования системы образования привело к торможению процесса дальнейшего развития системы образования. Этот период заставил отодвинуть в сторону собственно педагогические цели реформирования системы образования, на время остановить их реализацию и выдвинуть вперед чисто экономические задачи - задачи выживания системы в существующем ее виде.
Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогика использу-ет материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на ос-нове строгого отбора и выявления границ их применения.
Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обу-чения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные пе-дагогические решения.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократ-но: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогиче-ское искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.
1. "Федеральная программа развития образования": Федеральный закон № 51-ФЗ от 10.04.2000г.// Собрание законодательства - № 16- ст.1639.
2. Агранович М. Реформирование системы образования.// Общество и экономика - 2000 - № 8 - С. 66 - 81.
3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педа-гогики-М., Просвещение, 1982г.
4. Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990.
5. Харламов И.В. Педагогика. Минск., 1998.
6. Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. М.,1995.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000.
Тема: | «Основные этапы развития педагогики и образования» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 26 | |
Цена: | 100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Информатизация математического образования в системе среднего профессионального образования
Курсовая работа:
Этапы развития социальной работы как научного знания и практики
Контрольная работа:
Философия в Древней Греции, основные этапы развития. Вариант 44.
Дипломная работа:
Развитие памяти и внимания младших школьников на уроках музыки
Дипломная работа:
Обеспечение преемственности основной образовательной программы начальной и средней школы в рамках реализации фгос