«Педагогические условия поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательном процессе»

  • 131 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 10

1.1. Сущность понятия одаренность 10

1.2. Личностный и культурно-исторический подходы в понимании и организации музыкального образования одаренных детей 25

1.3. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение поддержки и сопровождения одаренных детей 48

Выводы по первой главе 56

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 58

2.1. Педагогическая поддержка как основная образовательная технология в обучении одаренных детей 58

2.2. Использование инновационных технологий образования в работе с музыкально-одарёнными детьми 73

Выводы по второй главе 81

ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 84

3.1. Педагогические условия организации образовательного процесса с учетом поддержки и сопровождения одаренных детей 84

3.2. Педагогический эксперимент и его результаты 101

Выводы по третьей главе 119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 122

Введение

Актуальность исследования. В новых социально-экономических условиях развития нашего общества проблема изучения детской одаренности стала одним из приоритетных научных направлений. Важность изучения этой проблемы объясняется тем, что потенциал одаренных людей является основой прогресса любого общества, повышает эффективность общественных реформ, выступает в качестве одного из решающих факторов экономического развития. Невнимательное отношение общества к развитию одаренности подрастающего поколения может обернуться значительными моральными, материальными и политическими потерями.

Обращаясь к истории изучения одаренности, можно отметить, что в нашей стране данный феномен долгое время понимался как определенный уровень сформированности способностей личности А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и другие, тогда как одаренность, как самостоятельная проблема, не изучалась. Существенный вклад в изучение проблемы способностей и одаренности был сделан отечественным психологом Б.М.Тепловым. Благодаря его фундаментальным работам, взгляды многих психологов претерпели существенные изменения.

Представление об одаренности как совокупности способностей, проявляющихся в какой-либо деятельности, легли в основу многочисленных классификаций одаренности. Б.Г.Ананьев, Н.С.Лейтес, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков подчеркивают, что общая и специальная одаренность неразрывно связаны между собой и что внутри специальной одаренности проявляется общая одаренность индивидуума, соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время накоплен богатый материал по проблеме детской одаренности. Исследования П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, Э.А.Голубевой,

М.Г.Данильченко, Н.С.Лейтеса, Б.Т.Лихачева, В.С.Мерлина,

С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, М.А.Холодной, Г.Гарднера, Дж. Гилфорда, Дж. Рензулли, Л.Термена, Е.Торренса раскрывают понятие одаренности, ее сущность и структуру. Имеется ряд работ, посвященных вопросам формирования общей интеллектуальной одаренности Л.А.Венгер, Н.С.Лейтес, В.Штерн, Дж.Рензулли; творческой Д.Б.Богоявленская, О.И.Кузнецова, А.М.Матюшкин, Е.Торренс и другие, и специальной В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, К.В.Тарасова. Технологии обучения одаренных детей разработаны И.А.Бурлаковой, Л.А.Венгером, Е.Р.Гореловой, О.М.Дьяченко, В.Н.Ивановым, Л.С.Подымовой,

А.И.Савенковым.

Изучению уровней детской одаренности посвящены исследования И.А.Бурлаковой, О.М.Дьяченко, И.П.Ищенко, Т.А.Симаевой. При столь глубоком и основательном изучении сущности детской одаренности работ, посвященных изучению интеллектуальных умений у одаренных детей, практически нет, хотя проблема формирования интеллектуальных умений не является новой в педагогической науке. Впервые на ее значимость указали в XVIII в. М.В.Ломоносов и А.Н.Радищев. В XIX веке эта идея нашла отражение в трудах В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского. Дальнейшее развитие проблема интеллектуальных умений получила в XX веке в исследованиях С.Л.Рубинштейна, В.С.Безруковой, Ф.Н.Гоноболина, А.Е.Дмитриева, Т.А.Ильиной, В.И.Логиновой, А.А.Люблинской,

И.Т.Огородникова, Л.Г.Семушиной, Г.И.Щукиной.

Анализ музыкально-педагогической практики показывает, что внимание к одаренным детям на сегодня становится приоритетным направлением государственной политики, а вопрос их педагогической поддержки и сопровождения — важнейшей задачей современной системы образования. Вместе с тем практика работы с одарёнными детьми в условиях школы в настоящее время не носит системный и целенаправленный характер.

Данное противоречие и актуальность рассматриваемой проблемы позволили определить нам тему исследования: «Педагогические условия поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательном процессе».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательном процессе.

Объект исследования: система музыкального образования.

Предмет исследования: технологии, формы, методы и средства поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательном процессе.

Гипотеза исследования: Если вести систематическую

целенаправленную работу по организации педагогической поддержки одаренных детей, включающую диагностику одаренности, развитие самопознания учащихся, познавательных процессов, творческого мышления, то это создаст эффективные условия для развития одаренности школьников.

Задачи исследования:

1.Проанализировав научную литературу по проблеме исследования определить сущность, понятие, условия, научные критерии выявления одаренных детей для создания необходимых условий работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе.

2.Определить педагогические условия поддержки и сопровождения

одаренных детей в образовательном процессе.

3.Выявить и систематизировать диагностические методы и приемы в выявлении музыкальной одаренности детей.

4.Определить наиболее успешные методы работы с детьми на основе индивидуализации процесса обучения.

5.Провести опытно-экспериментальное исследование.

Теоретико-методологической основой нашего исследования являются современные философские концепции личности, а также совокупность теоретических положений, описывающих человека как

субъекта деятельности и общения, раскрывающих способы влияния на активизацию и проявление его сущности, рассматривающих детскую одаренность как целостное природно-социальное явление; представления о закономерности формирования личности как системы отношений Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, Н.В.Кузьмина,

А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и.т.д. Идеи, связанные с концепцией развивающего обучения В.В.Давыдов, А.М.Матюшкин, Д.И.Фельдштейн и другие. Концепции личностно-ориентированного педагогического процесса (В.А.Кан-Калик, Л.М.Митина, А.Б.Орлов и другие. Взгляды на природу творческой одаренности Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, К.К.Платонов, Б.М.Теплов. Фундаментальные положения концепций развития личности и идеи об интегральных характеристиках человека как индивида, личности и субъекта деятельности Б.Г.Ананьев, В.В. Давыдов, П.Г.Щедровицкий, Э. Эриксон. Теоретические положения о сущности целостного педагогического процесса В.П. Беспалько, В.В. Д.Краевский, И. Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, Э.Г. Юдин. Идея гуманизации образования при подготовке школьников к эффективному социальному взаимодействию в современном обществе С.В. Библер, Н.М. Магомедов, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм.

Для решения задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс методов, включающий в себя теоретические методы исследования: теоретический анализ и синтез данных психолого-педагогической, философской, социологической литературы,

абстрагирование, конкретизация и аналогия эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить две группы: рабочие, или частные изучение документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос устный и письменный, метод экспертных оценок, тестирование; комплексные, или общие обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа.

Методологической основой исследования являются:

- исследования в области общей и возрастной психологии Л.С.Выготский, А.Л.Готсдинер, С.Л.Рубинштейн, К.В.Тарасова, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков, и другие;

- труды методологов отечественной педагогики Ю.К.Бабанский, А.И.Кочетов, Г.К.Селевко, В.А.Сластенин и другие;

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении методологии педагогической науки разработкой проблемы педагогического условия поддержки сопровождения одаренных детей в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования:

- выявлены наиболее продуктивные технологии педагогического сопровождения одаренных детей;

- апробированы педагогические условия эффективности их педагогического сопровождения;

- разработаны методические материалы для педагогов по работе с одарёнными детьми.

Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ Школа №100 г. Уфы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в три этапа:

Первый этап - (констатирующий), изучалась научно-педагогическая литература по проблеме детской одаренности, осуществлялось теоретическое осмысление изучаемой проблемы, разрабатывались технологии педагогического сопровождения одаренных детей и опытная работа по организации их педагогического сопровождения.

Второй этап - (формирующий), разрабатывались педагогические условия поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательном процессе; было проведено первичное исследование учащихся контрольных и экспериментальных классов на базе МБОУ Школа №100 г. Уфы с целью определения педагогических условий поддержки и сопровождения одаренных детей. По теме исследования организованы экспериментальные занятия по разработанному тематическому плану на базе МБОУ Школа №100 г. Уфы, с учащимися начальных классов.

Третий этап - (результативный) - подведение итогов проведённого эксперимента и литературное оформление исследовательской работы в виде магистерской диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

- понятие педагогического условия поддержки и сопровождения одаренных детей, под которым понимается процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у детей способностей и нейтрализации (либо коррекции) факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных детей, процесс которого включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в решении возникающих проблем различного характера.

- педагогические основы их сопровождения, включающие в себя сущность сопровождения как процесса и вариативной технологии его реализации, закономерности и принципы педагогического условия поддержки и сопровождения одаренных детей, критерии эффективности изучаемого процесса и условия, обеспечивающие эту эффективность.

- технология педагогического сопровождения одаренных детей, включающая следующие этапы: изучение учащихся (анкетирование, беседы).

Научная новизна исследования состоит в том, что

- определена сущность и содержание их педагогического сопровождения;

- выявлены закономерности и обоснованы принципы педагогического сопровождения одаренных детей;

- выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность их педагогического сопровождения;

- разработаны критерии эффективности педагогического сопровождения одаренных детей;

- определены особенности педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1.Сущность понятия одаренность

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких необычных, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX века, с того времени было написано много работ в этой области, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И неизвестно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.

Одаренность, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики.

По мнению Л.И. Ларионова понятие одаренности включает в себя три компонента: интеллект, креативность и, в связи с существующей сейчас в психологии модой, духовность. Духовность она отождествляет со способностью творить добро, красоту, счастье для других, служить обществу. При этом она опирается на взгляды Д.Б. Богоявленской, считающей, что интеллектуальная активность опирается на единство и взаимообусловленность интеллекта, креативности и духовности личности, а также на положение В.Д. Шадрикова, что духовные способности связаны с интеллектом и креативностью.

Способные, одаренные дети - это дети, которые делают немного раньше, немного лучше, немного быстрее и немного не так, как большинство детей».

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

- вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;

- степень сформированности;

- форма проявлений;

- широта проявлений в различных видах деятельности;

- особенности возрастного развития.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации, принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них.

К основным видам деятельности относятся: практическая,

теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно - эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная.

Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни.

В рамках эмоциональной сферы — уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы — уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:

- в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

- в познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

- в художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;

- в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность;

- в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

- актуальную одаренность;

- потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными уже достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Заключение

Наше исследование имело целью изучить определенный инструментарий, позволяющий выявить одаренного ребенка, помочь развиться его таланту в дальнейшем.

Для реализации данной цели мы посчитали необходимым изучить проблему не только с теоретической точки зрения, но и с практической.

Таким образом, мы выявили, что многие исследователи едины во мнении, что проблема поддержки и развития детской одаренности к настоящему времени приобрела глобальный, социально значимый статус.

Мы согласны, что ее решение является общегосударственной задачей. Но как бы ни радужны были представленные государством перспективы, мы должны понимать, что многое зависит и от усилий всей системы дополнительного образования и самого педагога, в частности. Ведь решение проблемы поддержки и развития одарённых детей определяется не только учетом наследственных и социокультурных факторов, но и обеспечением целенаправленных педагогических влияний.

Поэтому, мы считаем, что именно образовательная сфера с ее квалифицированным персоналом должна взять на себя полную ответственность за судьбу одаренных и талантливых детей, за непрерывное развитие их способностей.

Изучение педагогами различных аспектов этой многогранной проблемы, поможет созданию разнообразных учебных, воспитательных и развивающих методик, технологий, образовательных программ.

Думаем, что назрел вопрос о внедрении в учебный процесс определенной технологической системы обучения игре на музыкальном инструменте, интегрирующей несколько технологий, четко обозначающих цели, задачи, методы обучения и воспитания, определенный алгоритм действий от урока к уроку.

Считаем важным, чтобы она имела четко прописанные параметры, но при этом не превращалась в некий трафарет и позволяла самому педагогу выбирать необходимые технологии, пути и методы обучения.

Возвращаясь к вопросу о роли государства в урегулировании этой проблемы, мы считаем, что наиболее полное раскрытие потенциала музыкально одаренных и талантливых детей составляет актуальную задачу современного образования.

Именно поэтому уже сейчас необходимо создавать

специализированные учебные институты, которые бы готовили для школ дополнительного художественного образования специалистов в абсолютно новых направлениях искусства и творчества, в том числе и с использованием мультимедийных и инновационных технологий. Ведь уже сегодня мы можем наблюдать, что в России идет интенсивный и разнонаправленный поиск инновационных путей развития российской системы образования, а самый яркий и творческий - в системе образования.

И в заключение нашего исследования хочется еще раз отметить, что перед всеми нами стоит единая задача, решить которую по силам лишь объединив усилия социальных институтов, образовательных учреждений, государственных служб, научных коллективов, общественных организаций, фондов, практикующих педагогов и психологов, а также заинтересованных граждан.

Список литературы

1. Айкина Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования, 2011. - Вып. 5 (30).- С. 6-8.

2. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. Учебное пособие для начальных классов детской музыкальной школы. - М.: Советский композитор, 1991. - 139 с.

3. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.-144 с.

4. Баграмянц М.Л. Одаренность как теоретический конструкт//Философия и общество. - 2009. - № 4.- С. 125-126

5. Белецкий С.В. Чтение нотного письма (проблемы и инновационные пути их решения в Омском регионе)//Электронный журнал "Самиздат"

+ еще 65 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Педагогические условия поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательном процессе»
Раздел: Менеджмент
Тип:
Страниц: 131
Цена: 3400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика