Дипломная работа

«Гендерные особенности общения детей в дошкольном возрасте»

  • 75 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ….6

1.1. Психологические характеристики общения и коммуникативных умений….…6

1.2. Возрастные психологические особенности дошкольников….…19

1.3. Роль игры в психологическом развитии детей дошкольного возраста…27

Выводы по первой главе….39

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и методики исследования….….….…40

2.2. Результаты исследования коммуникативных умений дошкольников ….….45

Выводы по второй главе….55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….56

ЛИТЕРАТУРА….58

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Актуальность исследования. Являясь многогранной и сложной деятельностью, общение требует специальных знаний и умений. Высокий уровень коммуникативных умений человека – причина успешности в любой деятельности. Тем более что в современном мире возрастает роль диалога и значимость умения общаться.

Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития коммуникативных умений человека. Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии.

Исследованием коммуникативных умений и общения дошкольников занимались такие ученые как Я.Л. Коломинский (1989), М.И. Лисина (1997), Ю. Гиппенрейтер (1981) и др. В психолого-педагогических исследованиях отмечается способность коммуникативных умений влиять на развитие его психики (М.И. Лисина (1997), А.В. Запорожец (1986), на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин (1989), З.М. Богуславская (1990)).

Общение - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Сформированные коммуникативные умения становятся необходимыми в период перехода в школу, предотвращают затруднения в общении со сверстниками и учителями, снижают тревожность и конфликтность, улучшают адаптацию к школьному обучению, являются условием успешности обучения и т.д.

Известно, что характер общения и совокупность личностных качеств во многом зависят от игровой деятельности. Она же определяет жизненный позиции ребенка, уровень его притязаний, а также всю систему взглядов и оценок. Данный вид деятельности является одним из важнейших стимулов возникновения и развития межличностного общения. Игровые приемы в развитии коммуникативных умений близки и понятны детям, они ярки и эмоционально окрашены, помогают детям лучше развить способности.

Игровая деятельность, будучи важной в формировании личности, получила свое развитие в трудах таких психологов, как Б.Г. Ананьев (2000), А.А. Бодалев (1983), Л.С. Выготский (2004), А.Н. Леонтьев (2007), С.Л. Рубинштейн (2009) и другие.

В современной научной литературе некоторые аспекты формирования коммуникативных умений мало разработаны. Не до конца описано содержание данных умений, его критерии и показатели.

Обзор литературы по тематике исследования позволяет выделить противоречие между значимостью коммуникативных умений в развитии личности дошкольника и малой разработанностью методического инструментария формирования данных умений.

Цель исследования: изучение влияния игровой деятельности на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Объект исследования: коммуникативные умения.

Предмет исследования: влияние игровой деятельности на коммуникативные умения.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игровая деятельность способствует формированию коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью и гипотезами исследования в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятий «общения» и «коммуникативных установок».

2. Проанализировать возрастные психологические особенности дошкольника.

3. Описать роль игры в психологическом развитии детей.

4. Разработать программу формирования коммуникативных умений у дошкольников.

В ходе исследования использовались следующие методы:

1. Теоретические (анализ специальной литературы по исследуемой проблеме).

2. Эмпирические методы (стандартизированные психодиагностические методики):

1) методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер);

2) методика «Необитаемый остров» (О.В. Дыбина);

3) наблюдение за коммуникативными умениями ребенка дошкольного возраста);

3. Математико-статистические методы обработки результатов (критерий Манна-Уитни).

Описание выборки. В качестве испытуемых выступили 40 детей в возрасте от 5 до 7 лет (средний возраст по выборке 6 лет).

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе ДОУ №4 комбинированного вида с. Киргиз-Мияки Муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы психологами, педагогами, специалистами дошкольных образовательных учреждений для проведения индивидуальной и групповой работы по развитию коммуникативных умений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, списка литературы и приложений.

Фрагмент работы

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Методики и организация исследования

Цель эмпирического исследования: выявление влияния игровой деятельности на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Этапы экспериментального исследования:

1. Разработка программы экспериментального исследования, разработка программы наблюдения и подбор методик, соответствующих целям и задачам исследования.

2. Диагностика коммуникативных умений дошкольников (констатирующий эксперимент).

3. Разработка программы формирования коммуникативных умений у дошкольников.

4. Апробация опытно-экспериментальной программы, включающей специально разработанные занятия, проводимые с дошкольниками (формирующий эксперимент).

5. Повторная диагностика, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов исследования.

Методы исследования:

1. Методика «Лабиринт» (Л.А.Венгер)

Цель: изучение коммуникативных умений в общении со cверстниками. Определение типа взаимодействия и сотрудничества.

Для диагностики потребуется лабиринт, расположенный на листе 60х70. В противоположных по диагонали углах этой доcки находятся два окрашенных в разные цвета «гаража» с четырьмя игрушечными машинками в каждом, машинки также окрашены в два соответствующих гаражам цвета.

Анализируется умение договариваться друг с другом. По результатам теста возможна диагностика типов взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками (Приложение 1).

2. Методика «Необитаемый остров» (О.В. Дыбина)

Цель: выявить умение cпокойно отстаивать своё мнение, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

Процедура состоит в фантазировании на заданную тему. Диагностика заключается в определении трех уровней сформированности умений выслушать другого человека, c уважением относиться к его мнению, интересам; cпокойно отстаивать своё мнение (Приложение 2).

3. Наблюдение за коммуникативными умениями ребенка дошкольного возраста

Цель: выявление коммуникативных умений.

Описание: экспериментатор в течение нескольких дней наблюдает за общением детей дошкольного возраста в группе, отмечая в протоколе все реакции. При разработке программы наблюдения, мы опирались на описанные М.И Лисиной, Л.В. Таниной, Д. Чейпи, уровни развитости коммуникативных способностей, а также на компоненты в структуре коммуникативных умений, выделенных в исследованиях А.А. Бодалева, Л.Я. Лозован, Е.Г. Савиной.

Оборудование: бланк протокола.

Интерпретация: каждый критерий, соответствующий пункту общительности, оценивается в 1 балл. После подсчитывается максимальное количество баллов.

К низкому уровню отнесены дети, которые не любят действовать со сверстниками сообща, а лишь под руководством взрослого. Не умеют cдерживать себя, контролировать cвоё поведение. Прерывают, мешают действиям других детей. Не умеют cосредоточенно воспринимать литературное произведение.

Речь и движения не выразительны. Не соблюдают логическую последовательность в его изложении текста. Текст излагается монотонно, не меняется сила голоса, темп речи замедлен. Встречается много остановок, пауз, повторов слов.

Средний уровень развития коммуникативных способностей. Дети легко идут на контакт со взрослым, устанавливают дружественные отношения со сверстниками. Успешно участвуют в игре предложенной другими детьми. Речь и движения не очень выразительны, нуждаются в помощи взрослого.

Высокий уровень развития коммуникативных способностей. Дети хорошо себя чувствуют в большой группе людей. Проявляют качества лидера. Умеют занимать других детей. Успешно разрешают конфликты со сверстниками. Умеют сдерживать себя, контролировать своё поведение. Дети проявляют стремление к общению с книгой. Испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений. В процессе деятельности стремятся к самостоятельности, качественному выполнению задания, поиску способов выразительного исполнения (приложение 3).

III. Математико-статистические методы обработки результатов (t – критерий Стьюдента).

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе ДОУ №4 комбинированного вида с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.

Описание выборки. В качестве испытуемых выступили 40 детей в возрасте от 5 до 7 лет (средний возраст по выборке 6 лет).

В констатирующем эксперименте приняли участие 40 дошкольников, в формирующем эксперименте 20 дошкольников.

По итогам констатирующего эксперимента были сформированы 2 группы, из которых 20 человека явились участниками экспериментальной группы и приняли участие в формирующем эксперименте, а остальные 20 – участниками контрольной группы, которые принимали участие только в констатирующем и контрольном экспериментах.

На формирующем этапе эксперимента была реализована программа формирования коммуникативных умений (Приложение).

Основная цель программы: формирование коммуникативных умений, а также навыков речевой коммуникации детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми людьми в процессе игровой деятельности.

Ведущая форма работы: игротерапия.

Продолжительность. Игротерапия проходила в течение 2 месяцев и состоял из 10 занятий по 2 раза в неделю. Каждое занятие длилось 1-1,5 часа и состояло из нескольких элементов.

Структура занятия состояла из четырёх этапов:

– приветствие,

– разминка,

– основная часть,

– заключительная часть.

Программа cтроится на cледующих принципах:

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на cенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Необходимо обогащать сознание детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивать их речь необходимо на основе развития содержательной стороны мышления.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.

Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, уcвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.

Заключение

Дошкольное детство отличается от других периодов развития человека, т.к. именно в этом возрасте происходит формирование личности. Важно на данном периоде и развитие коммуникативных умений. Сформированные коммуникативные умения повлияют на дальнейшую жизнь человека, его успешность. В этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать; закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений к партнеру.

Развитие коммуникативных навыков в данном возрастном этапе должно происходить в процессе игровой деятельности. Игра явялется ведущим видом деятельности дошкольника. Она определяет основные новообразования данного возрастного периода. Все особенности личности ребенка и психические процессы формируются в игре. Например, игра оказывает влияние на произвольность поведения ребенка. В условиях игровой деятельности дети лучше запоминают.

Гипотеза исследования состояла в предположении, что игровая деятельность способствует формированию коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Эмпирическое исследование было реализовано в три этапа.

На этапе констатирующего эксперимента получило подтверждение положение о низком уровне развитости коммуникативных умений у дошкольников.

На этапе формирующего эксперимента в экспериментальной группе дошкольников была реализована программа по формированию коммуникативных умений.

На этапе контрольного эксперимента проведена повторная диагностика исследуемых показателей. В результате математико-статистического метода обработки результатов (U-критерий Манна-Уитни) были показаны значимые различия в контрольной и экспериментальной группе по показатель коммуникативные умения дошкольников. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что игровая деятельность влияет на развитие коммуникативных умений.

Таким образом, результаты данного исследования могут быть использованы психологами, педагогами, специалистами дошкольных образовательных учреждений для проведения индивидуальной и групповой работы по развитию коммуникативных умений.

Список литературы

1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение [Текст] / А.П. Алексеев. – М.: Изд-во МГУ, 2003. - 150 с.

2. Алексеев Н.Г., Злотник Б.А., Громыко Ю.В. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения [Текст] / Н.Г. Алексеев, Б.А. Злотник, Ю.В. Громыко // Вестник высшей школы. — 1987. - №7. - С.30-35

3. Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская // Проблема общения в психологии. – М., 2003. - С.122с.

4. Амяга H.B. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении [Текст] / Н.В. Амыга //Личность. Общение. Групповые процессы. – М., 2002. – С. 215

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.

6. Ананьев Б.Г. Роль игровой деятельности ребенка в воспитании характера и воли [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, И.В. Кузьмина / Избр. психологич. труды. т. 2. — М., 2000.

7. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева – М., 2008. – 114с.

8. Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского [Текст] / Т.В. Ахунина // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. – 1984. - №3. - С.4-13

9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.

10. Бодалев А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев // Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. — 271 с.

11. Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст] / А.А. Бодалев // Вопросы психологии.- 2004.- №1.- С.122-127.

12. Бодалев А.А. Психологическое общение [Текст] / А.А. Бодалев – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996. – 256с.

13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008.

14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2004.

15. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях [Текст] / А.В. Запорожец // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 2008.

16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. В.В.Давыдова. - В 2т. - М., 1986.

17. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. – Киев: Наукова думка, 2001. – 115 с.

18. Знаков В.В. Понимание в познании и общении [Текст] / В.В. Знаков – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 237 с.

19. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: Социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты [Текст] / А.С. Золотнякова. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2006. – 146 с.

20. Игра дошкольника [Текст] / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. / Под ред. С. А. Новоселовой. – М., 2009.

21. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов [Текст] / Под ред. Н. Я. Михайленко. – М., 2008.

22. Ильин Г.Л. Некоторые проблемы психологии общения [Текст] / Г.Л. Ильин //Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - С. 113-124

23. Каган В.Е. Клинико-психологические аспекты онтогенеза коммуникативности [Текст] / В.Е. Каган //Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С.96-100

24. Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А. Общение и проблема интериоризации [Текст] / Г.А. Ковалев, Л.А. Радзиховский // Вопросы психологии. 2005. - № 1. - С. 110-120

25. Коломинский Я.Л. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 38-44.

26. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличнос-тное познание [Текст] / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.

27. Лабунская В.А., Ю.А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. Психология затрудненного общения [Текст] / В.А. Лабуновская, Ю.А. Менджеринская. – М.: Академия, 2007. – 288 с.

28. Левин К. Теория поля в социальных науках [Текст] / Пер.Е. Сурпина. - СПб.: Речь, 2000

29. Леонтьев А.Н,, Пономарев Я.А., Гиппенрейтер Ю.Б. Опыт экспериментального исследования мышления [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова // Хрестоматия по общей психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.269-280.

30. Леонтьев А.Н. Психология общения [Текст] / А.Н. Леонтьев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 2007. – 365 с.

31. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Воронеж, 2007.- 216с.

32. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. А. Г. Рузской. — М. : Институт практической психологии и др., 1997.-384 с.

33. Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов // Вопросы философии. – 2003. №8. – С. 34-47.

34. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Бодалева А. А. – М.: Модэк МПСИ, 2004.

35. Петровская Л.А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 216с.

36. Петровская Л.А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог [Текст] / Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская //Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С.85-89

37. Петровский А.В. «Решетка противостояний позиций» как принцип диагностики уровня развития межличностных отношений [Текст] / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 32-39.

38. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты [Текст] / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. А. Михайленко. – М., 2006.

39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2009.

40. Степина О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия [Текст] / О.С. Степина. Автореферат, Екатеринбург, 2009

41. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 2006.

42. Флегонтова Н. П. Проблема педагогического руководства игрой детей [Текст] / Под ред. Т. А. Куликовой // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений. – М.,2000.

43. Чернышева М.А. Культура общения [Текст] / М.А. Чернышева. – СПб.: Знание, 2007.

44. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития [Текст] / Б.Д. Эльконин. - М., 2004.

45. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Д. Эльконин. - М.: Педагогика. 1989. - 554 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Гендерные особенности общения детей в дошкольном возрасте»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 75
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика