Методические указания

«Морфемный, словообразовательный и этимологический разбор (теоретический минимум, схемы и образцы) Артюшков И.В.»

  • 66 страниц(ы)
  • 1669 просмотров
фото автора

Автор: navip

От автора-составителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Теоретический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Порядок разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

Условные обозначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Образцы разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Тренировочные упражнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

Теоретический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Порядок разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

Условные обозначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

Образцы разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50

Тренировочные упражнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

Теоретический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

Порядок разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Образцы разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60

Тренировочные упражнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Словари . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64

Данное учебное пособие разработано для методического обеспечения дисциплины «Современный русский язык» и предназначено для студентов-бакалавров направления «Педагогическое образование» профиля «Русский язык и литература».

Пособие включает теоретический материал по морфемике и словообразованию в объеме, достаточном для проведения морфемного, словообразовательного и этимологического разбора, схемы разбора, учитывающие все важнейшие структурные и семантические характеристики языковых единиц, образцы разбора, а также текстовые материалы для анализа.

Все виды разбора осуществляются в рамках структурно-семантического направления, основными принципами которого являются системность, многоаспектность и переходность. Это предполагает многостороннюю комплексную характеристику языковых единиц в целом, а также входящих в них компонентов.

Пособие носит практико-ориентированный характер и способствует выработке и совершенствованию у студентов практических умений и навыков морфемного, словообразовательного и этимологического разбора.

Большое внимание в пособии обращается на трудности, возникающие в процессе анализа языкового материала, которые обозначены значком (!). В этом случае даются необходимые комментарии и методические рекомендации, позволяющие избежать ошибок.

В пособии представлен мотивированный вариант разбора, предполагающий объяснение и аргументацию каждого лингвистического действия. Это способствует развитию логического мышления и навыков устной и письменной учебно-профессиональной речи обучаемых.

Надеюсь, что учебное пособие будет полезно не только студентам и вузовским преподавателям, но также учителям и учащимся средних учебных заведений.

Удачи!

МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР

В ряду основных видов языкового разбора морфемный разбор – один из наиболее важных. Вместе с фонетическим разбором он является базой для формирования прочных орфографических умений и навыков обучаемых. Большинство орфографических правил строится на основе морфологического принципа орфографии, в соответствии с которым значимые части слова в русском языке пишутся единообразно, независимо от каких-либо условий.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Предметом изучения в словообразовании является слово, которое рассматривается с точки зрения состава (т.е. его значимых частей) и его образования. Так, в слове учительский выделяются значимые части уч-и-тель-ск-ий, входящие в его состав; образовано это слово от основы учитель- при помощи суффикса -ск-.

Цель морфемного разбора – определить морфемный состав слова, т.е. выделить в слове все значимые части (морфемы) и дать их характеристику.

Под морфемным составом слова понимается совокупность выделяемых в слове морфем. Отсюда определить морфемный состав слова – это значит установить, из каких морфем оно состоит. Например: пере-под-готов-к-а, при-бреж-н-ый, от-винч-и-ва-ть-ся.

В русском языке морфемным составом обладают все слова – знаменательные и служебные, изменяемые и неизменяемые, членимые и нечленимые, простые и сложные, – так как все они состоят из морфем (нескольких или одной). Ср.: здесь и дв-ух-сот-пят-и-десят-и-лет-н-ий.

(!) Членение слова на морфемы часто отождествляется с установлением структуры слова. Считается, что если выяснено, на какие морфемы слово делится, то тем самым установлена и характерная для него структура. Однако понятия «состав слова» и «структура слова» не тождественны. Если состав слова – это совокупность морфем, то структура слова – это система взаимосвязанных и соотносительных друг с другом морфем, образующих слово как лексико-грамматическое единство. Поэтому, чтобы вскрыть характер структуры слова, недостаточно определить его морфемный состав. Необходимо также установить словообразовательную специфику составляющих его морфем, их значения и те связи и отношения, в которых эти морфемы находятся. Одинаковые по морфемному составу слова могут значительно различаться структурой. Так, глаголы разгорячиться и разлететься имеют одинаковый морфемный состав (состоят из префикса, корня, двух суффиксов и постфикса: раз-горяч-и-ть-ся, раз-лет-е-ть-ся), но имеют разную словообразовательную структуру (глагол разгорячиться образован от производящего глагола горячиться префиксальным способом, при этом приставка имеет значение ‛постепенное нарастание начатого действия и доведение его до высокой степени или чрезмерности’; глагол разлететься образован от производящего глагола лететь префиксально-постфиксальным способом, при этом приставка обозначает ‛движение (многих, нескольких) из какой-то точки в разные стороны’).

Морфемный состав и словообразовательная структура слова в процессе развития языка могут изменяться и в разные исторические периоды не совпадать между собой. В связи с этим необходимо различать современное (синхронное) и историческое (диахронное) словообразование.

Современное словообразование изучает систему словообразовательных средств, присущих языку в настоящее время, морфемный состав и словообразовательную структуру слов, определяемую их синхронными (т.е. существующими на данном этапе развития языка) отношениями с другими однокоренными словами.

Историческое словообразование изучает пути возникновения производных слов в различные периоды развития языка, их первоначальный (этимологический) морфемный состав и словообразовательную структуру, а также исторические изменения в их составе и структуре.

Современный морфемный состав и словообразовательная структура слова могут совпадать с его первоначальным морфемным составом и словообразовательной структурой (например, слова столик, больной, приклонить: стол-ик-□, стол+ик ← стол; боль-н-ой, боль+н(ой) ← боль; при-клон-и-ть, при+клонить ← клонить), но могут и не совпадать (так, в словах путник и цветник в настоящее время выделяются корень пут-, цвет-, суффикс -ник, нулевая флексия и они считаются образованными от основ существительных путь и цвет при помощи суффикса -ник; исторически же слова путник и цветник состояли из корня пут-, цвет-, суффиксов -н-, -ик- и флексии -ъ и образованы они были в древнерусском языке от основ прилагательных путьный и цвҍтьный, имевших значение ‛относящийся к пути’, ‛покрытый цветами’, с помощью суффикса -ик-. См. также слово подушка, которое сейчас состоит из корня подушк- и флексии -а и является непроизводным, тогда как в древнерусском языке в нем выделялись корень -душ-, префикс по-, суффикс -к-, флексия -а и образовано оно было от исчезнувшего существительного подуха при помощи суффикса -к- и исторически связано с однокоренными словами душа, дух, дуть (подушка буквально значило ‛надутое’) ).

Морфема – это минимальная значимая часть слова. В данном определении оба признака являются одинаково важными для характеристики ее сущности: обязательное наличие значения и дальнейшая нечленимость на значимые части (минимальность). Морфема – элементарная двусторонняя единица языка, т.е. такая единица, которая обладает значением и материальными средствами его выражения. Например, слово разгрузка содержит морфемы: раз-груз-к-а. Морфема -а (флексия) выражает грамматические значения женского рода, единственного числа и именительного падежа; морфема -к- (суффикс) выражает значение опредмеченного действия; морфема -груз- (корень) несет основное лексическое значение, общее для однокоренных слов груз, грузить, разгрузить, разгружать; морфема раз- (префикс) обозначает ‛результат действия, направленного на освобождение от чего-л.’

Являясь единицей языка, в речи морфема выступает в разных своих формах, которые называются морфами (ср.: понятия фонемы и ее фонов в фонологии). Морфы – это разновидности морфемы, выступающие в разных словах и словоформах. Например, одна и та же корневая морфема мороз выступает в словоформе мороз-а в виде мороз-, в словоформе мороз’-ить – в виде мороз’-, в словоформе морож-у – в виде морож-, а в словоформе за-мораж-ивать – в виде мораж-.

Таким образом, морфема и морф – соотносительные понятия: морфема – это обобщенная языковая единица, а морфы – это конкретные представители морфемы в речи, выделяемые при линейном членении слова. Поэтому, строго говоря, при морфемном разборе мы фактически имеем дело не с морфемами, а с морфами.

Морфы бывают двух видов: алломорфы и варианты.

А л л о м о р ф ы обладают следующими признаками: 1) имеют тождественные значения; 2) занимают разные позиции в слове; 3) не способны заменять друг друга в тождественных позициях. Например: творог□ – творожный, песок□ – песочный, уфимец□ – уфимца.

В а р и а н т ы морфемы характеризуются следующими признаками: 1) имеют тождественные значения; 2) занимают одни и те же позиции в слове; 3) способны заменять друг друга в тождественных позициях. Например: меда – меду, страной – страною, легенький – легонький, краснехонек – краснешенек.

Помимо вариантности, в современном русском языке широко распространены явления синонимии, омонимии и антонимии морфем.

Синонимичные – это разнозвучащие морфемы, которые, имея одинаковые значения, никак не связаны друг с другом по происхождению. Например: суффиксы несовершенного вида -ыва- (-ива-), -ва-, -а- в глаголах подпис-ыва-ть, да-ва-ть, брос-а-ть; приставки при- и подо-, обозначающие приближение, в глаголах при-двинуть, подо-двинуть; флексии множественного числа -ы- (-и-), -а- (-я-), -е в существительных стол-ы, дом-а, горожан-е.

Омонимичные – это тождественные по звучанию и написанию, но разные по значению морфемы. Омонимичными могут быть корни (ср. корни вод- и -вод- в словах вод-а, вод-ный, при-вод-ниться и на-вод-ить, от-вод-ить, на-вод-ка), суффиксы (ср. суффиксы -инк- и -инк- в словах тув-инк-а, куб-инк-а и клюкв-инк-а, рос-инк-а), префиксы (ср. префиксы пере- и пере- в словах пере-грузить в знач. ‛погрузить слишком много’ и пере-грузить в знач. ‛погрузить заново’) и особенно часто флексии (ср. флексии -а (-я): в существительных жен. рода вод-а; в форме род. падежа ед. числа существительных муж. и ср. рода стол-а, окн-а; в форме им. падежа мн. числа существительных дел-а; в им. падеже ед. числа жен. рода притяжательных местоимений сво[j-а]; в форме ед. числа жен. рода кратких прилагательных и причастий мил-а, решен-а; в форме ед. числа жен. рода прош. времени глаголов говорил-а).

Омонимичные морфемы следует отличать от многозначных. При разграничении многозначных и омонимичных морфем обычно используется семантический критерий – наличие/отсутствие смысловой связи между значениями морфем. Ср.: многозначный суффикс -ец в словах петербурж-ец и ленин-ец, который в обоих случаях обозначает лицо мужского пола – в первом по месту жительства, а во втором по убеждениям – и омонимичные суффиксы -ник и -ник в словах телят-ник (помещение) и телят-ник (работник).

Антонимичные – это разные по звучанию и написанию морфемы, которые выражают противоположные значения. Антонимичными бывают корни (ср. корни бел- и черн- в словах бел-ый и черн-ый, бедн- и богат- в словах бедн-ость и богат-ство) и префиксы (ср. префиксы недо- и пере- в словах недо-варить и перев-арить, в- и вы- в словах в-бежать и вы-бежать).

Морфемы в русском языке классифицируются с учетом ряда признаков.

В зависимости от роли в слове все морфемы делятся на корневые и аффиксальные.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено ядро лексического значения слова и присутствие которой в слове является обязательным. Например, в словах забег, бегать, пробегать, бег корнем является морфема бег-.

В зависимости от степени своей морфемной самостоятельности корни бывают свободные и связанные.

С в о б о д н ы м и называются такие корни, которые могут существовать в слове самостоятельно вне связи с суффиксами, приставками и другими корнями. Например, корни дом- (ср.: дом-ов-ой, дом-а), молод- (ср.: молод-ежь, молод-ой, дом-о-влад-е-лец), -гор- (ср.: при-гор-ок, гор-а, кос-о-гор) встречаются как в соединении с префиксами, суффиксами и другими корнями, так и в чистом виде, самостоятельно.

Н е с в о б о д н ы е (связанные) – это такие корни, которые в слове употребляются только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями. Так, корни -бав- (ср.: до-бав-к-а, у-бав-и-ть), -вык- (ср.: при-вык-а-ть, на-вык), -де- (ср.: на-де-ть, о-де-ть) являются связанными, так как употребляются только в соединении с приставками и суффиксами и не встречаются в чистом виде.

Аффиксальные морфемы, или аффиксы, – это служебные морфемы, которые выражают дополнительные (словообразовательные или грамматические) значения и присутствие которых в слове является факультативным. Например, в слове за-брос-и-л-а служебными являются морфемы за-, -и-, -л-, -а.

Аффиксальные морфемы далее классифицируются с учетом следующих признаков: 1) места в слове по отношению к корню, 2) функции и типа значения, 3) способа выражения, 4) характера воспроизводимости, 5) степени продуктивности, 6) происхождения.

В зависимости от места морфемы в слове по отношению к корню все аффиксы делятся на префиксы (приставки), суффиксы, флексии (окончания), постфиксы и интерфиксы.

П р е ф и к с ы, или приставки, – это служебные морфемы, которые находятся непосредственно перед корнем или перед другим префиксом. Например: вы-носить, под-борка, по-при-держать. Для префиксов характерны следующие признаки: а) большая самостоятельность, так как по своему происхождению префиксы являются бывшими предлогами и частицами, присоединяются к целому слову и не зависят от флексий (порядок → бес-порядок, красивый → не-красивый); б) образование слов той же части речи, что и исходное слово (колоть → про-колоть, приятно → не-приятно); в) отсутствие закрепленности за словами одной части речи (ср.: пре-комедия, пре-добрый, пре-градить, пре-мило); г) определенность и стандартность значений (ср.: гнать – во-гнать, вы-гнать, до-гнать, из-гнать, обо-гнать, ото-гнать, пере-гнать, при-гнать, со-гнать); д) слабое влияние на основное лексическое значение слова (ср.: группа – подгруппа, ударный – предударный, лететь – долететь, завтра – послезавтра). Все префиксы в русском языке являются простыми, кроме приставок обез-, небез-, недо-, которые образовались путем слияния двух простых. Например: обез-вредить, небез-упречный, недо-плата.

С у ф ф и к с ы – это служебные морфемы, которые находятся непосредственно после корня или после суффикса. Например: вод-ян-ист-ость, вред-и-тель-ств(о), молч-а-лив(ый), бесед-ова-ть. Суффиксам свойственны следующие признаки: а) слабая самостоятельность, так как суффиксы, как правило, присоединяются не к слову, а к основе и тесно связаны с флексиями (ср.: синий → син-ев(а), газета → газет-н(ый), колдовать → колдов-ств(о)); б) образование слов той же части речи, что и исходное слово, или другой части речи (ср.: читатель → читатель-ниц(а); синий → син-и(ть), син-ев(а)); в) закрепленность за словами одной части речи (ср.: -лив- – суффикс прилагательных: молча-лив(ый); -ец – суффикс существительных: хитр-ец; -о – суффикс наречия: густ-о); г) существенное влияние на основное лексическое значение слова (ср.: книга – книж-н(ый), умный – умн-е(ть), повар – повар-енок); д) часто изменения в строении конца корня (ср.: бумага – бумаж-н(ый), горох – горош-ин(а)).

Ф л е к с и и, или окончания, – это служебные морфемы, которые находятся на конце слова. Флексии выделяются лишь в тех словах, которые имеют формы словоизменения. Например: долин-а, весел-ый, плясал-и. В некоторых случаях флексии могут находиться внутри слова. Например: распустивш-ий-ся, к-ем-нибудь, четыр-ем-ст-ам. Изменяемое слово обычно имеет одну систему флексий. Исключение составляют сложные числительные, которые обладают двумя рядами флексий. Например: пят-и-десят-и, дв-умя-ст-ами.

П о с т ф и к с ы, или постфлексийные суффиксы, – это служебные морфемы, которые находятся после флексии. В русском языке выделяются следующие постфиксы: -ся (-сь) (дожида-ют-ся, несл-а-сь), -те (ид-ем-те), -ка (скажи-те-ка), -то (ч-то-то), -либо (как-ой-либо), -нибудь (чь-я-нибудь), -таки (принесл-а-таки). В некоторых случаях постфиксы могут находиться не только после флексий, но и после суффиксов (дожида-ть-ся, нес-ти-сь), после постфиксов (идем-те-ка), а также не после флексий на конце неизменяемых слов (где-то, куда-либо, когда-нибудь).

Ни один из типов морфем не вызывает столько споров и различий во мнениях, как интерфиксы. Не вдаваясь в дискуссию, отметим, что в данном учебном пособии принята точка зрения Н.М. Шанского, в соответствии с которой и н т е р ф и к с ы – это служебные морфемы, которые находятся между двумя простыми основами в составе сложного слова. К ним относятся только соединительные гласные -о- и -е-, по своей семантике они аналогичны соединительным союзам. Например: лес-о-степь, камн-е-пад.

При таком узком понимании интерфиксов все остальные элементы между простыми основами в сложном слове -а-, -и-, -ех-, -ух-, -у- квалифицируются как флексии (сорок-а-летний, пят-и-летка, тр-ех-колесный, дв-ух-метровый), а элементы между основой и аффиксами отдельно не выделяются, а рассматриваются как части производных суффиксов или приставок (скита-лец, кино-шник, крас-авец, бомб-ежк(а), европ-ейск(ий)).

(!) Соединительные гласные -о- и -е- необходимо отличать от внешне сходных омонимичных элементов. Так, в словах типа малоупотребительный, нижеследующий -о- и -е- являются суффиксами наречий мал-о и ниж-е; в словах типа велогонка, метеосводка выступают как часть корня сокращенного слова (ср.: велосипед-ная и метеоролог-ическая); в словах типа теплофикаци(я), звукофикация входят в состав суффикса (ср.: тепл-офикаци[j-а], звук-офикаци[j-а]).

В зависимости от функции и типа выражаемого значения аффиксы бывают словообразующие, формообразующие, словоизменительные, синкретичные, основооформляющие.

Словообразующие – это аффиксы, которые выражают словообразовательные значения, служат для образования новых слов и присущи им в целом. Словообразующими является подавляющее большинство префиксов и суффиксов, интерфиксы о, е и постфиксы -то, -либо, -нибудь, -ся. Например: в слове без-деятельный префикс без- выражает словообразовательное значение противоположности тому, что названо мотивирующим словом, образует новое слово с противоположным значением и присущ слову во всех его грамматических формах; в слове школь-ник суффикс -ник имеет словообразовательное значение ‛лицо мужского пола по отношению к предмету, названному мотивирующим словом’, используется для образования нового слова и сохраняется в слове во всех его грамматических формах; в слове сам-о-лет интерфикс -о- выражает словообразовательное значение соединения, служит для образования нового – сложного – слова и сохраняется во всех грамматических формах слова; в словах кто-то, какой-либо, чей-нибудь, постфиксы -то, -либо, -нибудь имеют словообразовательное значение неопределенности, служат для образования новых слов и сохраняются в слове во всех его грамматических формах; в слове гордить-ся постфикс -ся также выражает словообразовательное значение, служит для образования нового слова и сохраняется во всех грамматических формах слова.

Формообразующие – это аффиксы, которые выражают грамматические значения, служат для образования грамматических форм слов и присущи отдельным словоформам. Например: в слове с-делать префикс с- выражает грамматическое значение совершенного вида и служит для образования грамматической формы совершенного вида; в слове пре-добрый префикс пре- выражает грамматическое значение наивысшей степени признака и образует грамматическую форму превосходной степени; в слове да-ва(ть) суффикс -ва- выражает грамматическое значение несовершенного вида и образует грамматическую форму несовершенного вида; в слове сильн-ее суффикс -ее выражает грамматическое значение более высокой степени проявления признака и образует грамматическую форму сравнительной степени.

К формообразующим относится небольшое количество префиксов, которые выражают грамматические значения и образуют соответствующие грамматические формы: видовые префиксы глаголов совершенного вида с-, на-, по-, ис-, о-, от-, у- (делать – с-делать, писать – на-писать, печь – ис-печь, белить – по-белить, седлать – о-седлать, везти – от-везти, совершенствовать – у-совершенствовать); префиксы превосходной степени прилагательных пре-, наи- (пре-симпатичный, наи-лучший), усилительный префикс по- в форме сравнительной степени наречий (по-ближе).

Формообразующими является довольно значительное количество суффиксов, выражающих грамматические значения и образующих соответствующие грамматические формы: суффиксы единственного и множественного числа существительных -ин, -j-, -овj-, -ес-, -ат-/-ят- (татар-ин, брат’-[j-а], кум-ов[j-а], чуд-ес-а, масл-ят-а); суффиксы сравнительной и превосходной степени прилагательных -ее (-ей), -ше, -е, -ейш-, -айш- (сильн-ее, даль-ше, ближ-е, добр-ейш-ий, высоч-айш-ий); суффиксы числительных -надцать, -енадцать, -инадцать, -адцать, -идцать, -оj-, -ер- (один-надцать, дв-енадцать, тр-инадцать, дв-адцать, тр-идцать, дв-о[j-э], пят-ер-о); глагольные суффиксы инфинитива -ть, -ти (писа-ть, нес-ти), прошедшего времени -л- (чита-л), повелительного наклонения -и (нес-и), несовершенного вида -а-, -ва-, -ыва-/-ива- (запек-а-ть, да-ва-ть, пере-вя-ыва-ть), причастий -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-, -ш-, -ем-, -ом-, -им-, -енн-, -нн-, -т- (бер-ущ-ий, крич-ащ-ий, сказа-вш-ий, нес-ш-ий, чита-ем-ый, нос-им-ый, внес-енн-ый, сказа-нн-ый, моло-т-ый), деепричастий -а/-я, -в (говор-я, сказа-в); суффиксы сравнительной степени наречий и категории состояния -ее, -ше, -е, -ейше, -айше (скор-ее, даль-ше, ближ-е, ниж-айше).

Из постфиксов формообразующими могут быть: -ся, выражающий грамматическое значение страдательного залога и образующий грамматическую возвратную форму страдательного залога (читать – читать-ся); -ка, служащий для смягчения побуждения (расскажи-ка); -те, выражающий значение смягченного побуждения (поедем-те).

Словоизменительные – это аффиксы, которые выражают грамматические значения, служат для изменения слов и связи их с другими словами в словосочетании и предложении. В русском языке словоизменительными являются исключительно флексии. Например: дорог-а, быстр-ого, десят-и, эт-ому, нес-ут, читающ-его.

Основооформляющие – это аффиксы, которые служат для образования основы слова и присущи отдельным группам словоформ. В русском языке имеется один основооформляющий аффикс – суффикс -j-, с помощью которого образуется основа настоящего-будущего времени глагола от основы инфинитива, оканчивающейся на гласный. Например: чита-ть – чита-[j-у], беле-ть – беле-[j-у]т. Этот суффикс выделяется в личных формах настоящего и будущего времени, повелительного наклонения глаголов, а также в формах настоящего времени действительных и страдательных причастий и деепричастий несовершенного вида. Например: пробива-[j-у]т, пробива-й, пробива-[j-э]мый, пробива-[j-у]щий, пробива-[j-а].

Синкретичные – это аффиксы, которые одновременно выражают словообразовательные и грамматические значения и выполняют словообразующую и формообразующую функции. Например: в слове за-петь, префикс за- выражает словообразовательное значение ‛начало действия, названного мотивирующим словом петь’ и образует новое слово, но одновременно выражает грамматическое значение совершенного вида и служит для образования грамматической формы совершенного вида; в слове шалаш-ик суффикс -ик выражает словообразовательное значение ‛предмет маленького размера по отношению к предмету, названному мотивирующим словом шалаш,’ и образует новое слово, а также выражает грамматическое значение субъективной эмоциональной оценки и образует соответствующую грамматическую форму; в слове кум-а флексия -а выражает грамматические значения ед. числа, жен. рода, им. падежа и служит для изменения слова и связи его с другими словами в предложении, вместе с тем она выражает словообразовательное значение ‛лицо женского пола по отношению к лицу мужского пола, названному мотивирующим словом кум, и образует новое слово.

Синкретичными являются многие глагольные префиксы, которые, с одной стороны, выражают словообразовательные значения и служат для образования новых слов, а с другой стороны, выражают грамматическое значение совершенного вида и образуют грамматическую форму совершенного вида (писать → пере-писать, учить → по-учить, нести → при-нести); префикс существительных и прилагательных раз-, рас- (рас-красавица, раз-веселый).

К синкретичным относятся суффиксы субъективной оценки существительных -ик, -ок, -ец, -к-, -ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-, -ышк-, -ечк-, -ц-, -иц-, -ец-, -ищ- и прилагательных -оньк-, -оньк-, -юсеньк-, -оват-, -еват-, -ущ-, -енн-, образующие так называемые формы субъективной оценки (арбуз-ик, голос-ок, доход-ец, шляп-к(а), дед-ушк(а), дол-юшк(а), берез-оньк(а), подруж-еньк(а), зерн-ышк(о), слов-ечк(о), зеркаль-ц(е), плать[j-и]ц(е), пальт-ец(о), дом-ищ(е); сух-оньк(ий), хорош-еньк(ий), мал-юсеньк(ий), бел-оват(ый), син-еват(ый), больш-ущ(ий), высоч-енн(ый)); суффиксы субъективной оценки наречий -оньк-, -еньк-, -охоньк-, -ехоньк-, -онечк-, -енечк-, -оват-, -еват-, -ышк- (тих-оньк(о), давн-еньк(о), лег-охоньк(о), ран-ехоньк(о), хорош-енечк(о), строг-оват(о), молодц-еват(о), ряд-ышк(ом)).

В зависимости от способа выражения в слове аффиксы бывают материально выраженные и нулевые.

Материально выраженные – это аффиксы, которые имеют реальное звуковое и графическое выражение. Например: со-друж-еств-о, не-труд-н-ый, вы-вод-и-л-о-сь.

Нулевые, или материально не выраженные, – это аффиксы, которые не имеют реального звукового и графического выражения. Нулевые аффиксы выделяются при сопоставлении с материально выраженными аффиксами данного слова, для чего необходимо привести соответствующую парадигму (числа, падежа, рода, наклонения, времени). Например: ветер-□ – ветр-а, ветр-у и т.д.; весел-□ – весел-а, весел-о, весел-ы; принес-˄-□ – принес-л-а, принес-л-о, принес-л-и; лети-□ – лети-те.

В русском языке нулевыми бывают суффиксы и флексии, как правило, выражающие грамматические значения.

Нулевые флексии выделяются в формах:

1) им. падежа ед. числа существительных муж. и жен. рода: дом-□, степь-□ (ср.: дом-а, степ-и);

2) род. падежа мн. числа существительных: гор-□, сыновей-□, колец-□ (ср.: гор-ы, сыновь[j-а], кольц-а);

3) муж. рода ед. числа кратких прилагательных и причастий: красив-□, написан-□ (ср.: красив-а, написан-а);

4) им. падежа ед. числа муж. рода притяжательных прилагательных: отцов-□, мамин-□ (ср.: отцов-у, мамин-у);

5) им. и род. падежей количественных числительных: пять-□, щесть-□-десят-□, двухсот-□ (ср.: пят-и, шест-и-десят-и, дв-умя-ст-ами);

6) им. падежа ед. числа муж. рода притяжательных и определительных местоимений: твой-□, наш-□, весь-□, сам-□ (ср.: тво[j-э]го, наш-его, вс-его, сам-ого);

7) муж. рода ед. числа кратких вопросительных, относительных и указательных местоимений: каков-□, таков-□ (ср.: каков-а, таков-а);

8) муж. рода ед. числа прош. времени и сослаг. наклонения глаголов: говорил-□, сказал-□ бы (ср.: говорил-а, сказал-а бы);

9) 2 лица ед. числа повел. наклонения глаголов: принеси-□, поверь-□ (ср.: принеси-те, поверь-те).

Нулевых формообразующих суффиксов в русском языке только три, и все они присущи глагольным формам:

1) суффикс прошедшего времени в форме муж. рода ед. числа прош. времени типа тряс-^, нес-^, который выделяется по соотношению с формами тряс-л-а, нес-л-а, с одной стороны, и носи-л, слыша-л, с другой стороны, содержащими материально выраженный суффикс -л-;

2) суффикс повелительного наклонения в форме 2 лица ед. числа повел. наклонения типа брось-^, копай-^, который выделяется по соотношению с формами нес-и, толкн-и, которые содержат материально выраженный суффикс -и;

3) суффикс неопределенной формы глагола в словах, оканчивающихся на чь, типа печь-^, беречь-^, который выделяется по соотношению с формами нес-ти, смягча-ть, где этот суффикс получает материальное выражение.

(!) Если вопрос о нулевом суффиксе прошедшего времени не вызывает никаких сомнений, то в отношении нулевых суффиксов повелительного наклонения и неопределенной формы существуют разные мнения. Не вдаваясь в детальное рассмотрение существующих точек зрения, прокомментируем ту точку зрения, которая представляется наиболее научно и методически обоснованной.

При рассмотрении вопроса о нулевых морфемах (как, впрочем, и о любых нулевых формах в языке) принципиально важным является положение о том, что любое грамматическое значение в языке всегда должно быть выражено грамматически с помощью какого-либо языкового средства, в данном случае с помощью аффикса.

Когда мы имеем дело с грамматическими формами повелительного наклонения типа неси, толкни, то любой носитель русского языка отчетливо осознает их как формы именно повелительного наклонения, значит, грамматическое значение повелительного наклонения в них должно быть выражено аффиксом. Мы знаем, что флексии глагола способны выражать только грамматические значения лица, числа и рода и образовывать соответствующие личные, числовые и родовые формы (ср.: нес-у, нес-ешь, нес-ет, нес-ем, нес-ете, нес-ут; несл-а, несл-о, несл-и) и не могут выражать грамматическое значение повелительного наклонения и образовывать соответствующую грамматическую форму. Неси и толкни мы осознаем как формы 2 лица ед. числа, значит, в них есть средство их выражения – флексия. Возникает соблазн считать флексией аффикс -и. Однако он флексией не может быть, так как в форме того же повелительного наклонения несите и толкните грамматическое значение повелительного наклонения сохраняется, но появляется грамматическое значение множественного числа, которое связано с аффиксом -те. А мы знаем, что грамматическое значение числа у глагола выражается флексией, отсюда следует, что аффикс -те может быть только окончанием, а аффиксом, выражающим грамматическое значение повелительного наклонения и образующим соответствующую форму повелительного наклонения, является суффикс -и. Аналогично обстоит дело с формами повелительного наклонения типа брось и читай, в которых выделяется 2 нулевых аффикса: нулевой суффикс повелительного наклонения по аналогии с формами типа неси и толкни, а также нулевая флексия единственного числа по аналогии с формами множественного числа бросьте и читайте.

Точно так же любой носитель русского языка отчетливо понимает, что печь и беречь – это формы инфинитива, следовательно, в них должен быть показатель этой формы, иначе мы не смогли бы определить ее вид. Остается соотнести данные формы с формами типа нести, толкнуть, в которых имеется формально выраженный суффикс инфинитива -ти и -ть; это позволяет считать, что в формах типа печь и беречь имеется нулевой суффикс инфинитива.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Этимологический разбор не относится к основным видам разбора и имеет вспомогательный характер, способствуя, как и морфемный разбор, формированию орфографических умений и навыков обучаемых. Он предполагает определение первоначального морфемного состава и первоначальной словообразовательной структуры слова.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Цель этимологического разбора – установить происхождение, объяснить историю возникновения, выяснить первичное значение слова, вскрыть его прошлые словообразовательные связи и выявить изменения, которые произошли со словом.

Этимологический разбор противопоставлен словообразовательному и морфемному: если морфемный и словообразовательный разборы являются средством объяснения настоящего в жизни слова и опираются на данные современного состояния языка, то этимологический разбор является средством выяснения прошлого в жизни слова и опирается на данные истории русского и других языков. Предметом морфемного и словообразовательного разборов являются современный состав и структура слова, а предметом этимологического разбора оказываются исторический состав и структура слова.

Если слово не подверглось изменениям и продолжает делиться так же, как оно делилось первоначально, то его морфемный и словообразовательный разборы совпадают с этимологическим. Так, слово учитель имеет тот же морфемный состав и словообразовательную структуру, как и при появлении в языке: уч-и-тель -□ и учи-тель () ← учи (ть). Следовательно, его морфемный и словообразовательный разбор одновременно является и этимологическим.

Если же первоначальный состав и структура слова изменились, то результаты этимологического разбора будут иными, чем результаты морфемного и словообразовательного разборов. Так, слова современного русского языка богатый, жук, здание, посредственный имеют нечленимые и непроизводные основы. Однако этимологический разбор показывает, что первоначально основы этих слов были членимыми и производными. Основа слова богатый членилась на два морфа (бог-ат-) и была произведена от основы слова бог- в значении ‛имущество, богатство’; основа слова жук делилась на два морфа (жу-к-) и была образована от звукоподражательного слова жу; основа слова здание членилась на три морфа (зд-а-ниj-) и была произведена от основы слова зьдати в значении ‛строить’, др.-рус. зьдь – ‛глина’; основа слова посредственный делилась на четыре морфа (по-сред-ств-енн-) (восходит к ст.-слав. срҍда в значении ‛середина’).

Наиболее существенными являются следующие исторические изменения: опрощение, переразложение, усложнение.

Опрощение – это такое изменение морфемного состава и словообразовательной структуры слова, при котором ранее членимая и производная основа превращается в нечленимую и непроизводную основу, равную корню. Т.е. более сложное по составу и структуре слово становится простым (отсюда термин «опрощение»). Ср.: в-кус() и вкус, за-бы(ть) и забы(ть).

В процессе опрощения происходит утрата смысловых связей слова с родственными ему словами, в результате это слово обособляется от них. Это приводит к тому, что значения отдельных морфем в составе слова также утрачиваются, слово теряет свою внутреннюю форму и вместо прежнего мотивированного значения приобретает целостное немотивированное значение; при этом морфемные щвы в слове зарастают и морфемы сливаются в одну нечленимую основу. Так, в настоящее время слова басня, важный, являясь нечленимыми и непроизводными, выступают как совершенно условные названия соответствующих предметов и признаков. Сейчас невозможно сказать, почему эти предмет и признак так названы, хотя ранее образ, положенный в основу указанных названий был в них совершенно ясным и определенным: слово басня было мотивировано глаголом баяти – ‛говорить, рассказывать’, от которого оно образовалось с помощью суффикса -сн(я) (ср.: песня); слово важный было мотивировано существительным вага – ‛вес’, от которого оно образовалось посредством суффикса -ьн- (совр. -н-).

В процессе опрощения наблюдаются две основные ступени: опрощение полное и опрощение неполное.

Полное опрощение – это полная потеря основами слов былой членимости на морфемы и производности, в результате чего возникшие в словах новые нечленимые и непроизводные основы осознаются как чистые корни: лапоть (от лапа), крыло (от крыть), копыто (от копать).

Неполное опрощение – это неполная потеря основами слов былой способности члениться на морфемы и производности, вследствие чего возникшие в словах новые нечленимые и непроизводные основы все же сохраняют следы своей былой членимости и производности и часто воспринимаются как членимые и производные: калина, буженина, говядина.

Опрощение наблюдается в определенных позициях:

1) между корнем и префиксом: об-руч() – обруч, не-дел(я) – недел(я), не-вз-на-чай – невзначай;

2) между корнем и суффиксом: плат-ок() – платок(), да-р() – дар(), бы-л-ин(а) – былин(а);

3) между корнем и префиксом с одной стороны и корнем и суффиксом с другой стороны одновременно: у-садь-б(а) – усадьб(а), с-ли-вк(и) – сливк(и), про-зрач-н(ый) – прозрачн(ый);

4) между корнями: бел-о-рус() – белорус(), вель-мож(а) – вельмож(а), скор-луп(а) – скорлуп(а);

5) между корнем и флексией: хот-я (краткое причастие наст. времени в им. падеже) – хотя (союз); су-ть (форма 3 лица мн. числа наст. времени глагола быть) – суть() (сущ.).

Существуют следующие причины, вызывающие опрощение.

Семантические изменения. В одних случаях членимые и производные слова приобрели новые, по сравнению с исходными словами, значения и потеряли смысловую связь с производящими основами, в результате чего их аффиксы перестали осознаваться: бойкий (ср.: бой), бодрый (ср.: бдеть), воздух (ср.: дух), вздор (ср.: вздирать). В других случаях членимые и производные слова перестали соотноситься с исходными словами в результате утраты теми своих старых значений. Так, слова грести и гребень, череп и черепок, жаба и жабры, речь и наречие сейчас семантически не связаны, так как в производящих словах исчезли прежние значения: в слове грести – значение ‛чесать’, в слове череп – значение ‛черепок, осколок’, в слове жаба – значение ‛рот’, в слове речь – значение ‛глагол’.

Выпадение из языка родственных слов. Исчезновение из употребления производящего и всех других родственных слов приводит к тому, что слово, потеряв своих «родственников», становится «одиноким». Например, основы слов скорняк, лоток, мгла, перечень, сдоба, ужас стали нечленимыми и непроизводными ввиду утраты родственных, а вместе с ними и производящих слов: скорня, коло, лот, мга, перек, доба, жасити.

Фонетические изменения. Вследствие звуковых изменений слово утрачивает связь с производящим словом и расходится семантически с родственными словами. Так, в слове затхлый (от др.-рус. задъхлый) основа оказалась нечленимой и непроизводной после падения редуцированного ъ и ассимиляции по глухости звонкого согласного д перед глухим согласным х; основа слова обязать (от др.-рус. объвязать) стала нечленимой и непроизводной после падения редуцированного ъ и выпадения звука в. При этом часто меняется написание слов, ср.: задълый – затхлый, объвязать – обязать.

Таким образом, опрощение – это потеря основой слова членимости и производности в ходе исторического развития языка.

Переразложение – это изменение морфемного состава и словообразовательной структуры слова, при котором происходит перемещение границ между морфемами в результате отхода одного или нескольких звуков от одной морфемы к другой при сохранении членимости основы на морфемы и производности. При переразложении слова, оставаясь составными, начинают члениться по-другому, не так, как прежде.

Переразложение возможно в следующих позициях:

1) между префиксом и корнем: сън-я-ти – с-ня-ть, от-вор-и-ти – о-твор-и-ть:

2) между префиксами: не-до-плат-а – недо-плат-а, не-без-у-снеш-н-ый – небез-успеш-н-ый;

3) между суффиксами: о-хот-н-ик – охот-ник, готов-н-ость – готовн-ость;

4) между суффиксом и флексией: пиш-е-шь – пиш-ешь, рук-а-мъ – рук-ам.

Основными причинами переразложения являются следующие.

Выход из употребления производящего слова при сохранении в языке других родственных слов. Так, в основе слова крохотный первоначально выделялись два суффикса – крох-от-н-ый, с утратой производящего слова крохоть слово крохотный стало соотноситься с существительным кроха и в его составе теперь выделяется один суффикс – крох-отн-ый; в основе слова лежбище вначале выделялись два суффикса – леж-б-ищ-е, с утратой производящего слова лежба слово лежбище стало соотноситься с глаголом лежать, в его составе сейчас выделяется один суффикс – леж-бищ-е.

Аналогия, то есть уподобление морфем одного слова морфемам другого слова. Так, в слове опенок возник суффикс -енок по аналогии с суффиксом -енок в словах теленок, поросенок; в слове опята появился суффикс -ят- по аналогии с суффиксом -ят- в словах телята, поросята; суффикс -ат- в слове вожатый появился по аналогии с суффиксом -ат- в слове крылатый.

Таким образом, переразложение – это перераспределение границ между морфемами в основе слова в процессе исторического развития языка.

Усложнение – это такое изменение морфемного состава и словообразовательной структуры слова, при котором ранее нечленимая и непроизводная основа превращается в членимую на морфемы и производную. В результате этого процесса одна морфема распадается на две. Процесс усложнения основы противопоставляется процессу опрощения и происходит обычно в заимствованных словах.

Существуют следующие причины усложнения.

Установление семантико-словообразовательной связи между родственными заимствованными словами. Так, слово рафинад (фр. raffinade) было заимствовано русским языком в начале 19 века и имело нечленимую и непроизводную основу. Затем с заимствованием глагола рафинировать (фр. raffiner) его основа пережила процесс усложнения, в результате чего стала члениться на корень и суффикс: рафин-ад (ср. основу глагола рафин-ирова(ть)) и стала осознаваться как производная от производящей основы глагола рафинирова(ть). Существительное агитация (нем. Agitation) появилось в русском языке в 19 веке и тоже имело нечленимую и непроизводную основу. После заимствования родственного слова агитатор (нем. Agitator) его основа усложнилась, вследствие чего в ней стали выделяться корень и суффикс: агит-ациj(а) (ср. основу глагола агит-ирова(ть)) и она стала восприниматься как производная от производящей основы глагола агитирова(ть).

Установление семантико-словообразовательной связи между заимствованным и русским словами. Так, заимствованное слово фляжка (польск. flaszka) имело вначале нечленимую и непроизводную основу. Затем под влиянием русских одноструктурных слов типа дорожка – дорога появилось теперь уже русское слово фляга, вследствие чего основа слова фляжка усложнилась, в результате этого она стала члениться на корень и суффикс: фляж-к(а) и стала осознаваться как производная от производящей основы фляг(а). Заимствованное из греческого языка слово с нечленимой и непроизводной основой ехидна (греч. Echidna – ‛змея’) с появлением в русском языке родственных слов ехида, ехидство усложнилось, вследствие этого основа стала члениться на корень и суффикс: ехид-н(а) и стала восприниматься как производная от производящей основы ехидн(ый). Как видим, аффиксы в основах начинают выделяться тогда, когда они встречаются не в одном отдельном слове, а в ряде однокоренных или одноструктурных слов.

Таким образом, усложнение – это превращение нечленимой и непроизводной основы слова в членимую и производную в процессе исторического развития языка.

1. Бабайцева В.В., Шаталова В.М., Лидман-Орлова Г.К. и др. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителя. – 2-е изд,, перераб. – М.: Просвещение, 1985.

2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. – М., 2005.

3. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку: Учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

4. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке: Учеб. пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.

5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. – М., 2003.

6. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. – Ч. 1. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

7. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / Под ред. П.А. Леканта. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

8. Харченко В.К. Виды лингвистического разбора в пояснениях и образцах: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1983.

СЛОВАРИ

1. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. – М.: Дрофа: Русский язык, 2000.

2. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – 2-е изд., испр. – М.: АСТ, Астрель, 2005.

3. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М.: Русский язык, 1986.

4. Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка. – М.: Флинта; Наука, 2009.

5. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. – М.: АСТ; Астрель, 2002.

6. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Русский язык, 1990.

7. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев, 1989.

8. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка: Т. 1-2. – М.: Русский язык, 1993.

9. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

10. Шаповалова О.А. Этимологический словарь русского языка. – Ростов н/Д., 2007.

Покупка готовой работы
Тема: «Морфемный, словообразовательный и этимологический разбор (теоретический минимум, схемы и образцы) Артюшков И.В.»
Раздел: Языковедение
Тип: Методические указания
Страниц: 66
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика