Методические указания
«Морфемный, словообразовательный и этимологический разбор (теоретический минимум, схемы и образцы) Артюшков И.В.»
- 66 страниц
От автора-составителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Теоретический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Порядок разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Условные обозначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Образцы разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Тренировочные упражнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Теоретический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Порядок разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Условные обозначения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Образцы разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Тренировочные упражнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Теоретический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Порядок разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Образцы разбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Тренировочные упражнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Словари . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
Данное учебное пособие разработано для методического обеспечения дисциплины «Современный русский язык» и предназначено для студентов-бакалавров направления «Педагогическое образование» профиля «Русский язык и литература».
Пособие включает теоретический материал по морфемике и словообразованию в объеме, достаточном для проведения морфемного, словообразовательного и этимологического разбора, схемы разбора, учитывающие все важнейшие структурные и семантические характеристики языковых единиц, образцы разбора, а также текстовые материалы для анализа.
Все виды разбора осуществляются в рамках структурно-семантического направления, основными принципами которого являются системность, многоаспектность и переходность. Это предполагает многостороннюю комплексную характеристику языковых единиц в целом, а также входящих в них компонентов.
Пособие носит практико-ориентированный характер и способствует выработке и совершенствованию у студентов практических умений и навыков морфемного, словообразовательного и этимологического разбора.
Большое внимание в пособии обращается на трудности, возникающие в процессе анализа языкового материала, которые обозначены значком (!). В этом случае даются необходимые комментарии и методические рекомендации, позволяющие избежать ошибок.
В пособии представлен мотивированный вариант разбора, предполагающий объяснение и аргументацию каждого лингвистического действия. Это способствует развитию логического мышления и навыков устной и письменной учебно-профессиональной речи обучаемых.
Надеюсь, что учебное пособие будет полезно не только студентам и вузовским преподавателям, но также учителям и учащимся средних учебных заведений.
Удачи!
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР
В ряду основных видов языкового разбора морфемный разбор – один из наиболее важных. Вместе с фонетическим разбором он является базой для формирования прочных орфографических умений и навыков обучаемых. Большинство орфографических правил строится на основе морфологического принципа орфографии, в соответствии с которым значимые части слова в русском языке пишутся единообразно, независимо от каких-либо условий.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Предметом изучения в словообразовании является слово, которое рассматривается с точки зрения состава (т.е. его значимых частей) и его образования. Так, в слове учительский выделяются значимые части уч-и-тель-ск-ий, входящие в его состав; образовано это слово от основы учитель- при помощи суффикса -ск-.
Цель морфемного разбора – определить морфемный состав слова, т.е. выделить в слове все значимые части (морфемы) и дать их характеристику.
Под морфемным составом слова понимается совокупность выделяемых в слове морфем. Отсюда определить морфемный состав слова – это значит установить, из каких морфем оно состоит. Например: пере-под-готов-к-а, при-бреж-н-ый, от-винч-и-ва-ть-ся.
В русском языке морфемным составом обладают все слова – знаменательные и служебные, изменяемые и неизменяемые, членимые и нечленимые, простые и сложные, – так как все они состоят из морфем (нескольких или одной). Ср.: здесь и дв-ух-сот-пят-и-десят-и-лет-н-ий.
(!) Членение слова на морфемы часто отождествляется с установлением структуры слова. Считается, что если выяснено, на какие морфемы слово делится, то тем самым установлена и характерная для него структура. Однако понятия «состав слова» и «структура слова» не тождественны. Если состав слова – это совокупность морфем, то структура слова – это система взаимосвязанных и соотносительных друг с другом морфем, образующих слово как лексико-грамматическое единство. Поэтому, чтобы вскрыть характер структуры слова, недостаточно определить его морфемный состав. Необходимо также установить словообразовательную специфику составляющих его морфем, их значения и те связи и отношения, в которых эти морфемы находятся. Одинаковые по морфемному составу слова могут значительно различаться структурой. Так, глаголы разгорячиться и разлететься имеют одинаковый морфемный состав (состоят из префикса, корня, двух суффиксов и постфикса: раз-горяч-и-ть-ся, раз-лет-е-ть-ся), но имеют разную словообразовательную структуру (глагол разгорячиться образован от производящего глагола горячиться префиксальным способом, при этом приставка имеет значение ‛постепенное нарастание начатого действия и доведение его до высокой степени или чрезмерности’; глагол разлететься образован от производящего глагола лететь префиксально-постфиксальным способом, при этом приставка обозначает ‛движение (многих, нескольких) из какой-то точки в разные стороны’).
Морфемный состав и словообразовательная структура слова в процессе развития языка могут изменяться и в разные исторические периоды не совпадать между собой. В связи с этим необходимо различать современное (синхронное) и историческое (диахронное) словообразование.
Современное словообразование изучает систему словообразовательных средств, присущих языку в настоящее время, морфемный состав и словообразовательную структуру слов, определяемую их синхронными (т.е. существующими на данном этапе развития языка) отношениями с другими однокоренными словами.
Историческое словообразование изучает пути возникновения производных слов в различные периоды развития языка, их первоначальный (этимологический) морфемный состав и словообразовательную структуру, а также исторические изменения в их составе и структуре.
Современный морфемный состав и словообразовательная структура слова могут совпадать с его первоначальным морфемным составом и словообразовательной структурой (например, слова столик, больной, приклонить: стол-ик-□, стол+ик ← стол; боль-н-ой, боль+н(ой) ← боль; при-клон-и-ть, при+клонить ← клонить), но могут и не совпадать (так, в словах путник и цветник в настоящее время выделяются корень пут-, цвет-, суффикс -ник, нулевая флексия и они считаются образованными от основ существительных путь и цвет при помощи суффикса -ник; исторически же слова путник и цветник состояли из корня пут-, цвет-, суффиксов -н-, -ик- и флексии -ъ и образованы они были в древнерусском языке от основ прилагательных путьный и цвҍтьный, имевших значение ‛относящийся к пути’, ‛покрытый цветами’, с помощью суффикса -ик-. См. также слово подушка, которое сейчас состоит из корня подушк- и флексии -а и является непроизводным, тогда как в древнерусском языке в нем выделялись корень -душ-, префикс по-, суффикс -к-, флексия -а и образовано оно было от исчезнувшего существительного подуха при помощи суффикса -к- и исторически связано с однокоренными словами душа, дух, дуть (подушка буквально значило ‛надутое’) ).
Морфема – это минимальная значимая часть слова. В данном определении оба признака являются одинаково важными для характеристики ее сущности: обязательное наличие значения и дальнейшая нечленимость на значимые части (минимальность). Морфема – элементарная двусторонняя единица языка, т.е. такая единица, которая обладает значением и материальными средствами его выражения. Например, слово разгрузка содержит морфемы: раз-груз-к-а. Морфема -а (флексия) выражает грамматические значения женского рода, единственного числа и именительного падежа; морфема -к- (суффикс) выражает значение опредмеченного действия; морфема -груз- (корень) несет основное лексическое значение, общее для однокоренных слов груз, грузить, разгрузить, разгружать; морфема раз- (префикс) обозначает ‛результат действия, направленного на освобождение от чего-л.’
Являясь единицей языка, в речи морфема выступает в разных своих формах, которые называются морфами (ср.: понятия фонемы и ее фонов в фонологии). Морфы – это разновидности морфемы, выступающие в разных словах и словоформах. Например, одна и та же корневая морфема мороз выступает в словоформе мороз-а в виде мороз-, в словоформе мороз’-ить – в виде мороз’-, в словоформе морож-у – в виде морож-, а в словоформе за-мораж-ивать – в виде мораж-.
Таким образом, морфема и морф – соотносительные понятия: морфема – это обобщенная языковая единица, а морфы – это конкретные представители морфемы в речи, выделяемые при линейном членении слова. Поэтому, строго говоря, при морфемном разборе мы фактически имеем дело не с морфемами, а с морфами.
Морфы бывают двух видов: алломорфы и варианты.
А л л о м о р ф ы обладают следующими признаками: 1) имеют тождественные значения; 2) занимают разные позиции в слове; 3) не способны заменять друг друга в тождественных позициях. Например: творог□ – творожный, песок□ – песочный, уфимец□ – уфимца.
В а р и а н т ы морфемы характеризуются следующими признаками: 1) имеют тождественные значения; 2) занимают одни и те же позиции в слове; 3) способны заменять друг друга в тождественных позициях. Например: меда – меду, страной – страною, легенький – легонький, краснехонек – краснешенек.
Помимо вариантности, в современном русском языке широко распространены явления синонимии, омонимии и антонимии морфем.
Синонимичные – это разнозвучащие морфемы, которые, имея одинаковые значения, никак не связаны друг с другом по происхождению. Например: суффиксы несовершенного вида -ыва- (-ива-), -ва-, -а- в глаголах подпис-ыва-ть, да-ва-ть, брос-а-ть; приставки при- и подо-, обозначающие приближение, в глаголах при-двинуть, подо-двинуть; флексии множественного числа -ы- (-и-), -а- (-я-), -е в существительных стол-ы, дом-а, горожан-е.
Омонимичные – это тождественные по звучанию и написанию, но разные по значению морфемы. Омонимичными могут быть корни (ср. корни вод- и -вод- в словах вод-а, вод-ный, при-вод-ниться и на-вод-ить, от-вод-ить, на-вод-ка), суффиксы (ср. суффиксы -инк- и -инк- в словах тув-инк-а, куб-инк-а и клюкв-инк-а, рос-инк-а), префиксы (ср. префиксы пере- и пере- в словах пере-грузить в знач. ‛погрузить слишком много’ и пере-грузить в знач. ‛погрузить заново’) и особенно часто флексии (ср. флексии -а (-я): в существительных жен. рода вод-а; в форме род. падежа ед. числа существительных муж. и ср. рода стол-а, окн-а; в форме им. падежа мн. числа существительных дел-а; в им. падеже ед. числа жен. рода притяжательных местоимений сво[j-а]; в форме ед. числа жен. рода кратких прилагательных и причастий мил-а, решен-а; в форме ед. числа жен. рода прош. времени глаголов говорил-а).
Омонимичные морфемы следует отличать от многозначных. При разграничении многозначных и омонимичных морфем обычно используется семантический критерий – наличие/отсутствие смысловой связи между значениями морфем. Ср.: многозначный суффикс -ец в словах петербурж-ец и ленин-ец, который в обоих случаях обозначает лицо мужского пола – в первом по месту жительства, а во втором по убеждениям – и омонимичные суффиксы -ник и -ник в словах телят-ник (помещение) и телят-ник (работник).
Антонимичные – это разные по звучанию и написанию морфемы, которые выражают противоположные значения. Антонимичными бывают корни (ср. корни бел- и черн- в словах бел-ый и черн-ый, бедн- и богат- в словах бедн-ость и богат-ство) и префиксы (ср. префиксы недо- и пере- в словах недо-варить и перев-арить, в- и вы- в словах в-бежать и вы-бежать).
Морфемы в русском языке классифицируются с учетом ряда признаков.
В зависимости от роли в слове все морфемы делятся на корневые и аффиксальные.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено ядро лексического значения слова и присутствие которой в слове является обязательным. Например, в словах забег, бегать, пробегать, бег корнем является морфема бег-.
В зависимости от степени своей морфемной самостоятельности корни бывают свободные и связанные.
С в о б о д н ы м и называются такие корни, которые могут существовать в слове самостоятельно вне связи с суффиксами, приставками и другими корнями. Например, корни дом- (ср.: дом-ов-ой, дом-а), молод- (ср.: молод-ежь, молод-ой, дом-о-влад-е-лец), -гор- (ср.: при-гор-ок, гор-а, кос-о-гор) встречаются как в соединении с префиксами, суффиксами и другими корнями, так и в чистом виде, самостоятельно.
Н е с в о б о д н ы е (связанные) – это такие корни, которые в слове употребляются только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями. Так, корни -бав- (ср.: до-бав-к-а, у-бав-и-ть), -вык- (ср.: при-вык-а-ть, на-вык), -де- (ср.: на-де-ть, о-де-ть) являются связанными, так как употребляются только в соединении с приставками и суффиксами и не встречаются в чистом виде.
Аффиксальные морфемы, или аффиксы, – это служебные морфемы, которые выражают дополнительные (словообразовательные или грамматические) значения и присутствие которых в слове является факультативным. Например, в слове за-брос-и-л-а служебными являются морфемы за-, -и-, -л-, -а.
Аффиксальные морфемы далее классифицируются с учетом следующих признаков: 1) места в слове по отношению к корню, 2) функции и типа значения, 3) способа выражения, 4) характера воспроизводимости, 5) степени продуктивности, 6) происхождения.
В зависимости от места морфемы в слове по отношению к корню все аффиксы делятся на префиксы (приставки), суффиксы, флексии (окончания), постфиксы и интерфиксы.
П р е ф и к с ы, или приставки, – это служебные морфемы, которые находятся непосредственно перед корнем или перед другим префиксом. Например: вы-носить, под-борка, по-при-держать. Для префиксов характерны следующие признаки: а) большая самостоятельность, так как по своему происхождению префиксы являются бывшими предлогами и частицами, присоединяются к целому слову и не зависят от флексий (порядок → бес-порядок, красивый → не-красивый); б) образование слов той же части речи, что и исходное слово (колоть → про-колоть, приятно → не-приятно); в) отсутствие закрепленности за словами одной части речи (ср.: пре-комедия, пре-добрый, пре-градить, пре-мило); г) определенность и стандартность значений (ср.: гнать – во-гнать, вы-гнать, до-гнать, из-гнать, обо-гнать, ото-гнать, пере-гнать, при-гнать, со-гнать); д) слабое влияние на основное лексическое значение слова (ср.: группа – подгруппа, ударный – предударный, лететь – долететь, завтра – послезавтра). Все префиксы в русском языке являются простыми, кроме приставок обез-, небез-, недо-, которые образовались путем слияния двух простых. Например: обез-вредить, небез-упречный, недо-плата.
С у ф ф и к с ы – это служебные морфемы, которые находятся непосредственно после корня или после суффикса. Например: вод-ян-ист-ость, вред-и-тель-ств(о), молч-а-лив(ый), бесед-ова-ть. Суффиксам свойственны следующие признаки: а) слабая самостоятельность, так как суффиксы, как правило, присоединяются не к слову, а к основе и тесно связаны с флексиями (ср.: синий → син-ев(а), газета → газет-н(ый), колдовать → колдов-ств(о)); б) образование слов той же части речи, что и исходное слово, или другой части речи (ср.: читатель → читатель-ниц(а); синий → син-и(ть), син-ев(а)); в) закрепленность за словами одной части речи (ср.: -лив- – суффикс прилагательных: молча-лив(ый); -ец – суффикс существительных: хитр-ец; -о – суффикс наречия: густ-о); г) существенное влияние на основное лексическое значение слова (ср.: книга – книж-н(ый), умный – умн-е(ть), повар – повар-енок); д) часто изменения в строении конца корня (ср.: бумага – бумаж-н(ый), горох – горош-ин(а)).
Ф л е к с и и, или окончания, – это служебные морфемы, которые находятся на конце слова. Флексии выделяются лишь в тех словах, которые имеют формы словоизменения. Например: долин-а, весел-ый, плясал-и. В некоторых случаях флексии могут находиться внутри слова. Например: распустивш-ий-ся, к-ем-нибудь, четыр-ем-ст-ам. Изменяемое слово обычно имеет одну систему флексий. Исключение составляют сложные числительные, которые обладают двумя рядами флексий. Например: пят-и-десят-и, дв-умя-ст-ами.
П о с т ф и к с ы, или постфлексийные суффиксы, – это служебные морфемы, которые находятся после флексии. В русском языке выделяются следующие постфиксы: -ся (-сь) (дожида-ют-ся, несл-а-сь), -те (ид-ем-те), -ка (скажи-те-ка), -то (ч-то-то), -либо (как-ой-либо), -нибудь (чь-я-нибудь), -таки (принесл-а-таки). В некоторых случаях постфиксы могут находиться не только после флексий, но и после суффиксов (дожида-ть-ся, нес-ти-сь), после постфиксов (идем-те-ка), а также не после флексий на конце неизменяемых слов (где-то, куда-либо, когда-нибудь).
Ни один из типов морфем не вызывает столько споров и различий во мнениях, как интерфиксы. Не вдаваясь в дискуссию, отметим, что в данном учебном пособии принята точка зрения Н.М. Шанского, в соответствии с которой и н т е р ф и к с ы – это служебные морфемы, которые находятся между двумя простыми основами в составе сложного слова. К ним относятся только соединительные гласные -о- и -е-, по своей семантике они аналогичны соединительным союзам. Например: лес-о-степь, камн-е-пад.
При таком узком понимании интерфиксов все остальные элементы между простыми основами в сложном слове -а-, -и-, -ех-, -ух-, -у- квалифицируются как флексии (сорок-а-летний, пят-и-летка, тр-ех-колесный, дв-ух-метровый), а элементы между основой и аффиксами отдельно не выделяются, а рассматриваются как части производных суффиксов или приставок (скита-лец, кино-шник, крас-авец, бомб-ежк(а), европ-ейск(ий)).
(!) Соединительные гласные -о- и -е- необходимо отличать от внешне сходных омонимичных элементов. Так, в словах типа малоупотребительный, нижеследующий -о- и -е- являются суффиксами наречий мал-о и ниж-е; в словах типа велогонка, метеосводка выступают как часть корня сокращенного слова (ср.: велосипед-ная и метеоролог-ическая); в словах типа теплофикаци(я), звукофикация входят в состав суффикса (ср.: тепл-офикаци[j-а], звук-офикаци[j-а]).
В зависимости от функции и типа выражаемого значения аффиксы бывают словообразующие, формообразующие, словоизменительные, синкретичные, основооформляющие.
Словообразующие – это аффиксы, которые выражают словообразовательные значения, служат для образования новых слов и присущи им в целом. Словообразующими является подавляющее большинство префиксов и суффиксов, интерфиксы о, е и постфиксы -то, -либо, -нибудь, -ся. Например: в слове без-деятельный префикс без- выражает словообразовательное значение противоположности тому, что названо мотивирующим словом, образует новое слово с противоположным значением и присущ слову во всех его грамматических формах; в слове школь-ник суффикс -ник имеет словообразовательное значение ‛лицо мужского пола по отношению к предмету, названному мотивирующим словом’, используется для образования нового слова и сохраняется в слове во всех его грамматических формах; в слове сам-о-лет интерфикс -о- выражает словообразовательное значение соединения, служит для образования нового – сложного – слова и сохраняется во всех грамматических формах слова; в словах кто-то, какой-либо, чей-нибудь, постфиксы -то, -либо, -нибудь имеют словообразовательное значение неопределенности, служат для образования новых слов и сохраняются в слове во всех его грамматических формах; в слове гордить-ся постфикс -ся также выражает словообразовательное значение, служит для образования нового слова и сохраняется во всех грамматических формах слова.
Формообразующие – это аффиксы, которые выражают грамматические значения, служат для образования грамматических форм слов и присущи отдельным словоформам. Например: в слове с-делать префикс с- выражает грамматическое значение совершенного вида и служит для образования грамматической формы совершенного вида; в слове пре-добрый префикс пре- выражает грамматическое значение наивысшей степени признака и образует грамматическую форму превосходной степени; в слове да-ва(ть) суффикс -ва- выражает грамматическое значение несовершенного вида и образует грамматическую форму несовершенного вида; в слове сильн-ее суффикс -ее выражает грамматическое значение более высокой степени проявления признака и образует грамматическую форму сравнительной степени.
К формообразующим относится небольшое количество префиксов, которые выражают грамматические значения и образуют соответствующие грамматические формы: видовые префиксы глаголов совершенного вида с-, на-, по-, ис-, о-, от-, у- (делать – с-делать, писать – на-писать, печь – ис-печь, белить – по-белить, седлать – о-седлать, везти – от-везти, совершенствовать – у-совершенствовать); префиксы превосходной степени прилагательных пре-, наи- (пре-симпатичный, наи-лучший), усилительный префикс по- в форме сравнительной степени наречий (по-ближе).
Формообразующими является довольно значительное количество суффиксов, выражающих грамматические значения и образующих соответствующие грамматические формы: суффиксы единственного и множественного числа существительных -ин, -j-, -овj-, -ес-, -ат-/-ят- (татар-ин, брат’-[j-а], кум-ов[j-а], чуд-ес-а, масл-ят-а); суффиксы сравнительной и превосходной степени прилагательных -ее (-ей), -ше, -е, -ейш-, -айш- (сильн-ее, даль-ше, ближ-е, добр-ейш-ий, высоч-айш-ий); суффиксы числительных -надцать, -енадцать, -инадцать, -адцать, -идцать, -оj-, -ер- (один-надцать, дв-енадцать, тр-инадцать, дв-адцать, тр-идцать, дв-о[j-э], пят-ер-о); глагольные суффиксы инфинитива -ть, -ти (писа-ть, нес-ти), прошедшего времени -л- (чита-л), повелительного наклонения -и (нес-и), несовершенного вида -а-, -ва-, -ыва-/-ива- (запек-а-ть, да-ва-ть, пере-вя-ыва-ть), причастий -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-, -ш-, -ем-, -ом-, -им-, -енн-, -нн-, -т- (бер-ущ-ий, крич-ащ-ий, сказа-вш-ий, нес-ш-ий, чита-ем-ый, нос-им-ый, внес-енн-ый, сказа-нн-ый, моло-т-ый), деепричастий -а/-я, -в (говор-я, сказа-в); суффиксы сравнительной степени наречий и категории состояния -ее, -ше, -е, -ейше, -айше (скор-ее, даль-ше, ближ-е, ниж-айше).
Из постфиксов формообразующими могут быть: -ся, выражающий грамматическое значение страдательного залога и образующий грамматическую возвратную форму страдательного залога (читать – читать-ся); -ка, служащий для смягчения побуждения (расскажи-ка); -те, выражающий значение смягченного побуждения (поедем-те).
Словоизменительные – это аффиксы, которые выражают грамматические значения, служат для изменения слов и связи их с другими словами в словосочетании и предложении. В русском языке словоизменительными являются исключительно флексии. Например: дорог-а, быстр-ого, десят-и, эт-ому, нес-ут, читающ-его.
Основооформляющие – это аффиксы, которые служат для образования основы слова и присущи отдельным группам словоформ. В русском языке имеется один основооформляющий аффикс – суффикс -j-, с помощью которого образуется основа настоящего-будущего времени глагола от основы инфинитива, оканчивающейся на гласный. Например: чита-ть – чита-[j-у], беле-ть – беле-[j-у]т. Этот суффикс выделяется в личных формах настоящего и будущего времени, повелительного наклонения глаголов, а также в формах настоящего времени действительных и страдательных причастий и деепричастий несовершенного вида. Например: пробива-[j-у]т, пробива-й, пробива-[j-э]мый, пробива-[j-у]щий, пробива-[j-а].
Синкретичные – это аффиксы, которые одновременно выражают словообразовательные и грамматические значения и выполняют словообразующую и формообразующую функции. Например: в слове за-петь, префикс за- выражает словообразовательное значение ‛начало действия, названного мотивирующим словом петь’ и образует новое слово, но одновременно выражает грамматическое значение совершенного вида и служит для образования грамматической формы совершенного вида; в слове шалаш-ик суффикс -ик выражает словообразовательное значение ‛предмет маленького размера по отношению к предмету, названному мотивирующим словом шалаш,’ и образует новое слово, а также выражает грамматическое значение субъективной эмоциональной оценки и образует соответствующую грамматическую форму; в слове кум-а флексия -а выражает грамматические значения ед. числа, жен. рода, им. падежа и служит для изменения слова и связи его с другими словами в предложении, вместе с тем она выражает словообразовательное значение ‛лицо женского пола по отношению к лицу мужского пола, названному мотивирующим словом кум, и образует новое слово.
Синкретичными являются многие глагольные префиксы, которые, с одной стороны, выражают словообразовательные значения и служат для образования новых слов, а с другой стороны, выражают грамматическое значение совершенного вида и образуют грамматическую форму совершенного вида (писать → пере-писать, учить → по-учить, нести → при-нести); префикс существительных и прилагательных раз-, рас- (рас-красавица, раз-веселый).
К синкретичным относятся суффиксы субъективной оценки существительных -ик, -ок, -ец, -к-, -ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-, -ышк-, -ечк-, -ц-, -иц-, -ец-, -ищ- и прилагательных -оньк-, -оньк-, -юсеньк-, -оват-, -еват-, -ущ-, -енн-, образующие так называемые формы субъективной оценки (арбуз-ик, голос-ок, доход-ец, шляп-к(а), дед-ушк(а), дол-юшк(а), берез-оньк(а), подруж-еньк(а), зерн-ышк(о), слов-ечк(о), зеркаль-ц(е), плать[j-и]ц(е), пальт-ец(о), дом-ищ(е); сух-оньк(ий), хорош-еньк(ий), мал-юсеньк(ий), бел-оват(ый), син-еват(ый), больш-ущ(ий), высоч-енн(ый)); суффиксы субъективной оценки наречий -оньк-, -еньк-, -охоньк-, -ехоньк-, -онечк-, -енечк-, -оват-, -еват-, -ышк- (тих-оньк(о), давн-еньк(о), лег-охоньк(о), ран-ехоньк(о), хорош-енечк(о), строг-оват(о), молодц-еват(о), ряд-ышк(ом)).
В зависимости от способа выражения в слове аффиксы бывают материально выраженные и нулевые.
Материально выраженные – это аффиксы, которые имеют реальное звуковое и графическое выражение. Например: со-друж-еств-о, не-труд-н-ый, вы-вод-и-л-о-сь.
Нулевые, или материально не выраженные, – это аффиксы, которые не имеют реального звукового и графического выражения. Нулевые аффиксы выделяются при сопоставлении с материально выраженными аффиксами данного слова, для чего необходимо привести соответствующую парадигму (числа, падежа, рода, наклонения, времени). Например: ветер-□ – ветр-а, ветр-у и т.д.; весел-□ – весел-а, весел-о, весел-ы; принес-˄-□ – принес-л-а, принес-л-о, принес-л-и; лети-□ – лети-те.
В русском языке нулевыми бывают суффиксы и флексии, как правило, выражающие грамматические значения.
Нулевые флексии выделяются в формах:
1) им. падежа ед. числа существительных муж. и жен. рода: дом-□, степь-□ (ср.: дом-а, степ-и);
2) род. падежа мн. числа существительных: гор-□, сыновей-□, колец-□ (ср.: гор-ы, сыновь[j-а], кольц-а);
3) муж. рода ед. числа кратких прилагательных и причастий: красив-□, написан-□ (ср.: красив-а, написан-а);
4) им. падежа ед. числа муж. рода притяжательных прилагательных: отцов-□, мамин-□ (ср.: отцов-у, мамин-у);
5) им. и род. падежей количественных числительных: пять-□, щесть-□-десят-□, двухсот-□ (ср.: пят-и, шест-и-десят-и, дв-умя-ст-ами);
6) им. падежа ед. числа муж. рода притяжательных и определительных местоимений: твой-□, наш-□, весь-□, сам-□ (ср.: тво[j-э]го, наш-его, вс-его, сам-ого);
7) муж. рода ед. числа кратких вопросительных, относительных и указательных местоимений: каков-□, таков-□ (ср.: каков-а, таков-а);
8) муж. рода ед. числа прош. времени и сослаг. наклонения глаголов: говорил-□, сказал-□ бы (ср.: говорил-а, сказал-а бы);
9) 2 лица ед. числа повел. наклонения глаголов: принеси-□, поверь-□ (ср.: принеси-те, поверь-те).
Нулевых формообразующих суффиксов в русском языке только три, и все они присущи глагольным формам:
1) суффикс прошедшего времени в форме муж. рода ед. числа прош. времени типа тряс-^, нес-^, который выделяется по соотношению с формами тряс-л-а, нес-л-а, с одной стороны, и носи-л, слыша-л, с другой стороны, содержащими материально выраженный суффикс -л-;
2) суффикс повелительного наклонения в форме 2 лица ед. числа повел. наклонения типа брось-^, копай-^, который выделяется по соотношению с формами нес-и, толкн-и, которые содержат материально выраженный суффикс -и;
3) суффикс неопределенной формы глагола в словах, оканчивающихся на чь, типа печь-^, беречь-^, который выделяется по соотношению с формами нес-ти, смягча-ть, где этот суффикс получает материальное выражение.
(!) Если вопрос о нулевом суффиксе прошедшего времени не вызывает никаких сомнений, то в отношении нулевых суффиксов повелительного наклонения и неопределенной формы существуют разные мнения. Не вдаваясь в детальное рассмотрение существующих точек зрения, прокомментируем ту точку зрения, которая представляется наиболее научно и методически обоснованной.
При рассмотрении вопроса о нулевых морфемах (как, впрочем, и о любых нулевых формах в языке) принципиально важным является положение о том, что любое грамматическое значение в языке всегда должно быть выражено грамматически с помощью какого-либо языкового средства, в данном случае с помощью аффикса.
Когда мы имеем дело с грамматическими формами повелительного наклонения типа неси, толкни, то любой носитель русского языка отчетливо осознает их как формы именно повелительного наклонения, значит, грамматическое значение повелительного наклонения в них должно быть выражено аффиксом. Мы знаем, что флексии глагола способны выражать только грамматические значения лица, числа и рода и образовывать соответствующие личные, числовые и родовые формы (ср.: нес-у, нес-ешь, нес-ет, нес-ем, нес-ете, нес-ут; несл-а, несл-о, несл-и) и не могут выражать грамматическое значение повелительного наклонения и образовывать соответствующую грамматическую форму. Неси и толкни мы осознаем как формы 2 лица ед. числа, значит, в них есть средство их выражения – флексия. Возникает соблазн считать флексией аффикс -и. Однако он флексией не может быть, так как в форме того же повелительного наклонения несите и толкните грамматическое значение повелительного наклонения сохраняется, но появляется грамматическое значение множественного числа, которое связано с аффиксом -те. А мы знаем, что грамматическое значение числа у глагола выражается флексией, отсюда следует, что аффикс -те может быть только окончанием, а аффиксом, выражающим грамматическое значение повелительного наклонения и образующим соответствующую форму повелительного наклонения, является суффикс -и. Аналогично обстоит дело с формами повелительного наклонения типа брось и читай, в которых выделяется 2 нулевых аффикса: нулевой суффикс повелительного наклонения по аналогии с формами типа неси и толкни, а также нулевая флексия единственного числа по аналогии с формами множественного числа бросьте и читайте.
Точно так же любой носитель русского языка отчетливо понимает, что печь и беречь – это формы инфинитива, следовательно, в них должен быть показатель этой формы, иначе мы не смогли бы определить ее вид. Остается соотнести данные формы с формами типа нести, толкнуть, в которых имеется формально выраженный суффикс инфинитива -ти и -ть; это позволяет считать, что в формах типа печь и беречь имеется нулевой суффикс инфинитива.
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Этимологический разбор не относится к основным видам разбора и имеет вспомогательный характер, способствуя, как и морфемный разбор, формированию орфографических умений и навыков обучаемых. Он предполагает определение первоначального морфемного состава и первоначальной словообразовательной структуры слова.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Цель этимологического разбора – установить происхождение, объяснить историю возникновения, выяснить первичное значение слова, вскрыть его прошлые словообразовательные связи и выявить изменения, которые произошли со словом.
Этимологический разбор противопоставлен словообразовательному и морфемному: если морфемный и словообразовательный разборы являются средством объяснения настоящего в жизни слова и опираются на данные современного состояния языка, то этимологический разбор является средством выяснения прошлого в жизни слова и опирается на данные истории русского и других языков. Предметом морфемного и словообразовательного разборов являются современный состав и структура слова, а предметом этимологического разбора оказываются исторический состав и структура слова.
Если слово не подверглось изменениям и продолжает делиться так же, как оно делилось первоначально, то его морфемный и словообразовательный разборы совпадают с этимологическим. Так, слово учитель имеет тот же морфемный состав и словообразовательную структуру, как и при появлении в языке: уч-и-тель -□ и учи-тель () ← учи (ть). Следовательно, его морфемный и словообразовательный разбор одновременно является и этимологическим.
Если же первоначальный состав и структура слова изменились, то результаты этимологического разбора будут иными, чем результаты морфемного и словообразовательного разборов. Так, слова современного русского языка богатый, жук, здание, посредственный имеют нечленимые и непроизводные основы. Однако этимологический разбор показывает, что первоначально основы этих слов были членимыми и производными. Основа слова богатый членилась на два морфа (бог-ат-) и была произведена от основы слова бог- в значении ‛имущество, богатство’; основа слова жук делилась на два морфа (жу-к-) и была образована от звукоподражательного слова жу; основа слова здание членилась на три морфа (зд-а-ниj-) и была произведена от основы слова зьдати в значении ‛строить’, др.-рус. зьдь – ‛глина’; основа слова посредственный делилась на четыре морфа (по-сред-ств-енн-) (восходит к ст.-слав. срҍда в значении ‛середина’).
Наиболее существенными являются следующие исторические изменения: опрощение, переразложение, усложнение.
Опрощение – это такое изменение морфемного состава и словообразовательной структуры слова, при котором ранее членимая и производная основа превращается в нечленимую и непроизводную основу, равную корню. Т.е. более сложное по составу и структуре слово становится простым (отсюда термин «опрощение»). Ср.: в-кус() и вкус, за-бы(ть) и забы(ть).
В процессе опрощения происходит утрата смысловых связей слова с родственными ему словами, в результате это слово обособляется от них. Это приводит к тому, что значения отдельных морфем в составе слова также утрачиваются, слово теряет свою внутреннюю форму и вместо прежнего мотивированного значения приобретает целостное немотивированное значение; при этом морфемные щвы в слове зарастают и морфемы сливаются в одну нечленимую основу. Так, в настоящее время слова басня, важный, являясь нечленимыми и непроизводными, выступают как совершенно условные названия соответствующих предметов и признаков. Сейчас невозможно сказать, почему эти предмет и признак так названы, хотя ранее образ, положенный в основу указанных названий был в них совершенно ясным и определенным: слово басня было мотивировано глаголом баяти – ‛говорить, рассказывать’, от которого оно образовалось с помощью суффикса -сн(я) (ср.: песня); слово важный было мотивировано существительным вага – ‛вес’, от которого оно образовалось посредством суффикса -ьн- (совр. -н-).
В процессе опрощения наблюдаются две основные ступени: опрощение полное и опрощение неполное.
Полное опрощение – это полная потеря основами слов былой членимости на морфемы и производности, в результате чего возникшие в словах новые нечленимые и непроизводные основы осознаются как чистые корни: лапоть (от лапа), крыло (от крыть), копыто (от копать).
Неполное опрощение – это неполная потеря основами слов былой способности члениться на морфемы и производности, вследствие чего возникшие в словах новые нечленимые и непроизводные основы все же сохраняют следы своей былой членимости и производности и часто воспринимаются как членимые и производные: калина, буженина, говядина.
Опрощение наблюдается в определенных позициях:
1) между корнем и префиксом: об-руч() – обруч, не-дел(я) – недел(я), не-вз-на-чай – невзначай;
2) между корнем и суффиксом: плат-ок() – платок(), да-р() – дар(), бы-л-ин(а) – былин(а);
3) между корнем и префиксом с одной стороны и корнем и суффиксом с другой стороны одновременно: у-садь-б(а) – усадьб(а), с-ли-вк(и) – сливк(и), про-зрач-н(ый) – прозрачн(ый);
4) между корнями: бел-о-рус() – белорус(), вель-мож(а) – вельмож(а), скор-луп(а) – скорлуп(а);
5) между корнем и флексией: хот-я (краткое причастие наст. времени в им. падеже) – хотя (союз); су-ть (форма 3 лица мн. числа наст. времени глагола быть) – суть() (сущ.).
Существуют следующие причины, вызывающие опрощение.
Семантические изменения. В одних случаях членимые и производные слова приобрели новые, по сравнению с исходными словами, значения и потеряли смысловую связь с производящими основами, в результате чего их аффиксы перестали осознаваться: бойкий (ср.: бой), бодрый (ср.: бдеть), воздух (ср.: дух), вздор (ср.: вздирать). В других случаях членимые и производные слова перестали соотноситься с исходными словами в результате утраты теми своих старых значений. Так, слова грести и гребень, череп и черепок, жаба и жабры, речь и наречие сейчас семантически не связаны, так как в производящих словах исчезли прежние значения: в слове грести – значение ‛чесать’, в слове череп – значение ‛черепок, осколок’, в слове жаба – значение ‛рот’, в слове речь – значение ‛глагол’.
Выпадение из языка родственных слов. Исчезновение из употребления производящего и всех других родственных слов приводит к тому, что слово, потеряв своих «родственников», становится «одиноким». Например, основы слов скорняк, лоток, мгла, перечень, сдоба, ужас стали нечленимыми и непроизводными ввиду утраты родственных, а вместе с ними и производящих слов: скорня, коло, лот, мга, перек, доба, жасити.
Фонетические изменения. Вследствие звуковых изменений слово утрачивает связь с производящим словом и расходится семантически с родственными словами. Так, в слове затхлый (от др.-рус. задъхлый) основа оказалась нечленимой и непроизводной после падения редуцированного ъ и ассимиляции по глухости звонкого согласного д перед глухим согласным х; основа слова обязать (от др.-рус. объвязать) стала нечленимой и непроизводной после падения редуцированного ъ и выпадения звука в. При этом часто меняется написание слов, ср.: задълый – затхлый, объвязать – обязать.
Таким образом, опрощение – это потеря основой слова членимости и производности в ходе исторического развития языка.
Переразложение – это изменение морфемного состава и словообразовательной структуры слова, при котором происходит перемещение границ между морфемами в результате отхода одного или нескольких звуков от одной морфемы к другой при сохранении членимости основы на морфемы и производности. При переразложении слова, оставаясь составными, начинают члениться по-другому, не так, как прежде.
Переразложение возможно в следующих позициях:
1) между префиксом и корнем: сън-я-ти – с-ня-ть, от-вор-и-ти – о-твор-и-ть:
2) между префиксами: не-до-плат-а – недо-плат-а, не-без-у-снеш-н-ый – небез-успеш-н-ый;
3) между суффиксами: о-хот-н-ик – охот-ник, готов-н-ость – готовн-ость;
4) между суффиксом и флексией: пиш-е-шь – пиш-ешь, рук-а-мъ – рук-ам.
Основными причинами переразложения являются следующие.
Выход из употребления производящего слова при сохранении в языке других родственных слов. Так, в основе слова крохотный первоначально выделялись два суффикса – крох-от-н-ый, с утратой производящего слова крохоть слово крохотный стало соотноситься с существительным кроха и в его составе теперь выделяется один суффикс – крох-отн-ый; в основе слова лежбище вначале выделялись два суффикса – леж-б-ищ-е, с утратой производящего слова лежба слово лежбище стало соотноситься с глаголом лежать, в его составе сейчас выделяется один суффикс – леж-бищ-е.
Аналогия, то есть уподобление морфем одного слова морфемам другого слова. Так, в слове опенок возник суффикс -енок по аналогии с суффиксом -енок в словах теленок, поросенок; в слове опята появился суффикс -ят- по аналогии с суффиксом -ят- в словах телята, поросята; суффикс -ат- в слове вожатый появился по аналогии с суффиксом -ат- в слове крылатый.
Таким образом, переразложение – это перераспределение границ между морфемами в основе слова в процессе исторического развития языка.
Усложнение – это такое изменение морфемного состава и словообразовательной структуры слова, при котором ранее нечленимая и непроизводная основа превращается в членимую на морфемы и производную. В результате этого процесса одна морфема распадается на две. Процесс усложнения основы противопоставляется процессу опрощения и происходит обычно в заимствованных словах.
Существуют следующие причины усложнения.
Установление семантико-словообразовательной связи между родственными заимствованными словами. Так, слово рафинад (фр. raffinade) было заимствовано русским языком в начале 19 века и имело нечленимую и непроизводную основу. Затем с заимствованием глагола рафинировать (фр. raffiner) его основа пережила процесс усложнения, в результате чего стала члениться на корень и суффикс: рафин-ад (ср. основу глагола рафин-ирова(ть)) и стала осознаваться как производная от производящей основы глагола рафинирова(ть). Существительное агитация (нем. Agitation) появилось в русском языке в 19 веке и тоже имело нечленимую и непроизводную основу. После заимствования родственного слова агитатор (нем. Agitator) его основа усложнилась, вследствие чего в ней стали выделяться корень и суффикс: агит-ациj(а) (ср. основу глагола агит-ирова(ть)) и она стала восприниматься как производная от производящей основы глагола агитирова(ть).
Установление семантико-словообразовательной связи между заимствованным и русским словами. Так, заимствованное слово фляжка (польск. flaszka) имело вначале нечленимую и непроизводную основу. Затем под влиянием русских одноструктурных слов типа дорожка – дорога появилось теперь уже русское слово фляга, вследствие чего основа слова фляжка усложнилась, в результате этого она стала члениться на корень и суффикс: фляж-к(а) и стала осознаваться как производная от производящей основы фляг(а). Заимствованное из греческого языка слово с нечленимой и непроизводной основой ехидна (греч. Echidna – ‛змея’) с появлением в русском языке родственных слов ехида, ехидство усложнилось, вследствие этого основа стала члениться на корень и суффикс: ехид-н(а) и стала восприниматься как производная от производящей основы ехидн(ый). Как видим, аффиксы в основах начинают выделяться тогда, когда они встречаются не в одном отдельном слове, а в ряде однокоренных или одноструктурных слов.
Таким образом, усложнение – это превращение нечленимой и непроизводной основы слова в членимую и производную в процессе исторического развития языка.
1. Бабайцева В.В., Шаталова В.М., Лидман-Орлова Г.К. и др. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителя. – 2-е изд,, перераб. – М.: Просвещение, 1985.
2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. – М., 2005.
3. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку: Учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2006.
4. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке: Учеб. пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.
5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. – М., 2003.
6. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. – Ч. 1. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
7. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / Под ред. П.А. Леканта. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
8. Харченко В.К. Виды лингвистического разбора в пояснениях и образцах: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1983.
СЛОВАРИ
1. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. – М.: Дрофа: Русский язык, 2000.
2. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – 2-е изд., испр. – М.: АСТ, Астрель, 2005.
3. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М.: Русский язык, 1986.
4. Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка. – М.: Флинта; Наука, 2009.
5. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. – М.: АСТ; Астрель, 2002.
6. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Русский язык, 1990.
7. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев, 1989.
8. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка: Т. 1-2. – М.: Русский язык, 1993.
9. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
10. Шаповалова О.А. Этимологический словарь русского языка. – Ростов н/Д., 2007.
Тема: | «Морфемный, словообразовательный и этимологический разбор (теоретический минимум, схемы и образцы) Артюшков И.В.» | |
Раздел: | Языковедение | |
Тип: | Методические указания | |
Страниц: | 66 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Проблематика и поэтика «стихотворений в прозе» и.с. тургенева
Дипломная работа:
Семантическое развитие корневой вершины du (duhъ) в русском и других славянских языках
Курсовая работа:
Системный подход в социально-гуманитарном познании
Курсовая работа:
Аудит дебиторской и кредиторской задолженности
Курсовая работа:
Философские взгляды Платона и Аристотеля