Реферат
«Биологическое и социальное в личности»
- 17 страниц
ВВЕДЕНИЕ
1. Концепции соотношения биологического и социального в личности человека
2. Уровни организации человека
3. Биосоциальная работа человека и процессы обучения и воспитания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечест-венной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий по поводу сооотношения данных понятий. Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения (которая чаще всего представлена в работах представителей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность». С другой точки зрения (которую можно чаще всего встретить у представителей московской психологической школы), понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие «лич-ность» включает в себя, прежде всего, качества человека, проявляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.
Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные. Поэтому считается, что с помощью специальных личностных опросников можно описать человека в целом. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в структуре личности человека. Проблема соотношения биологического и социального в личности человека одна из центральных проблем современной психологии. Поэтому и является актуальной тема данной работы.
Проблема соотношения биологического и социального в человеке и личности бесспорно сложна, так как объединяет в себе понимание генетики, эволюции развития психики в процессе антропогенеза и индивидуального развития личности. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рас-сматривающих соотношение социального, психического и биологического.
В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психиче-ского развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным.
Факторы, определяющие характер развития индивида, имеют систем-ный характер и отличаются высокой динамичностью, т. е. на каждом этапе развития они играют различную роль. При этом они содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Попытка представить эти детерминанты как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов, определяющих характер психического развития индивида, – это весьма грубое упрощение, которое в значительной степени искажает суть дела. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т. д.
Принятие во внимание биогенетических основ индивидуальности че-ловека поможет с иных позиций взглянуть на объективную природу формирования индивидуальных психологических различий и, будучи внедренным в практику обучения и воспитания, позволит, наконец, преодолеть тенденцию к усреднению взглядов на личность.
1. Батуева А.С., Соколова Л.В. О соотношении биологического и социального в природе человека. // Вопросы психологии. 2006. №2.
2. Бережной Н.М. Человек и его профессия. – М., 2003.
3. О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1991.
4. Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка / Пер. с нем. – Л., 1962.
5. Социальная психология. Краткий очерк. Под общ. ред. Г. П. Предвеч-ного и Ю.А. Шерковина. – М., Политиздат, 1975.
Тема: | «Биологическое и социальное в личности» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 17 | |
Цена: | 200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Биологическое и социальное в психическом развитии человека
Курсовая работа:
Проблема наследственности и среды в развитии ребенка (критический анализ)
Контрольная работа:
КСЕ. Природа человеческого индивида: роль биологического и социального.
Контрольная работа:
13 заданий по естествознанию
Дипломная работа:
Здоровьесберегающие технологии в организации вокально-хоровой деятельности учащихся