Дипломная работа
«Основания и порядок осуществления государственного антимонопольного контроля на товарном рынке»
- 73 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОК ТОВАРНЫХ УСЛУГ – КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 5
1.1. Понятие и сущность товарного рынка 5
1.2. Состояние товарного рынка в России 8
1.3. Особенности государственного регулирования товарного рынка 13
1.4. Деньги как товар 20
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ 26
2.1. Государство – как контролирующий орган 26
2.2. Правовые аспекты осуществления государственного антимонопольного контроля на товарном рынке 30
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ТОВАРНЫМ РЫНКОМ 43
3.1. Цели, задачи и структура Управления 43
3.2. Практическая деятельность Управления в области антимонопольного контроля 47
3.3. Проблемы в области государственного антимонопольного контроля и пути их решения 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Присутствие монополии на рынке товара или услуги оказывает неблаго-приятное влияние на экономическое положение в стране. В итоге при такой си-туации выгоду получает лишь сам монополист. В России ведется антимоно-польная политика, при этом она не является единственным методом борьбы с монополиями. В России ведется комплексное антимонопольное регулирование. Оно включает в себя:
-антимонопольную политику – это система законов и действий государ-ства, направленная на развитие конкуренции;
-промышленное регулирование – это выборочное регулирование цен (та-рифов) внутри отраслей коммунального обслуживания;
-социальное регулирование – это государственное регулирование условий производства товаров, их физических характеристик и влияния производства этих товаров на общество.
Необходимость антимонопольной политики легко понять сравнивая удоб-ные для покупателя условия на рынке, и ситуацию, которая возникает на рынке вследствие появления на нем монополиста:
-необходимость выбора. Каждый покупатель нуждается в возможности выбора товара или услуги, которую он хочет приобрести. Если же на рынке то-вара присутствует монополист, то вполне вероятна такая, ситуация когда поку-патель будет лишен возможности выбора – монополист будет производить только один вид товара или услуги, так как нужда в данном товаре и отсутствие выбора заставит покупателя приобрести его.
-покупатель заинтересован в том, чтобы цена на товар была как можно ниже. Эта проблема также связана с отсутствием выбора – есть только один вид товара по данной цене - либо покупаешь, либо нет. Монополист естественно поставит цену выше, чем та цена, которая была бы в условиях конкурентного рынка. Это будет сделано с целью получения максимальной прибыли от про-дажи товара или услуги.
Следовательно, можно говорить о необходимости ведения антимоно-польной политике в любом государстве, не только убирая монополии с рынка, но и предупреждая их появление. Кроме этого, в условиях возрастающих объемов иностранных инвестиций в российскую экономику требуется осущест-вление адекватного государственного регулирования и контроля с целью ра-зумной защиты российских товарных рынков и обеспечения национальной эко-номической безопасности. Все это делает выбор темы дипломной работы дос-таточно актуальным на сегодняшний день.
В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках Российской Федерации при Правительстве РФ была создана Федеральная антимонопольная служба, которой поручено осуществлять контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства.
Цель дипломной работы – исследовать основания и порядок осуществле-ния государственного антимонопольного контроля на товарном рынке. Для достижения цели дипломной работы в процессе ее выполнения должен быть решен ряд задач:
-дать понятие и раскрыть сущность товарного рынка;
-с помощью статистических данных исследовать состояние товарного рынка РФ за 2005-2006 гг.;
-рассмотреть особенности государственного регулирования товарного рынка РФ;
-раскрыть сущность денег как товара;
-раскрыть теоретические аспекты осуществления государственного анти-монопольного контроля на товарном рынке;
-представить цели и задачи Управления Федеральной антимонопольной службы по УР в области контроля за товарным рынком;
-раскрыть аспекты практической деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по УР в области осуществления государственного антимонопольного контроля на товарном рынке;
-представить проблемы в области государственного антимонопольного контроля и возможные пути их решения.
Выполненная дипломная работа посвящена актуальной теме исследова-ния оснований и порядка осуществления государственного антимонопольного контроля на товарном рынке.
Как показало проведенное в процессе выполнения дипломной работы ис-следование основной политикой в области государственного регулирования структуры товарных рынков является достижение и поддержание умеренной рыночной концентрации, при которой достигается:
-умеренная интенсивность конкуренции;
-достаточная для привлечения импорта степень открытости рынка для иностранных продавцов;
-достаточно широкая возможность регулирования барьеров входа на ры-нок потенциальных конкурентов;
-умеренная поддержка отечественного производителя, создающая ему возможность расширения производства конкурентоспособных товаров (повы-шения рыночного потенциала).
26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О защите кон-куренции». Этот закон объединил два ранее действовавших закона - Федераль-ный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом в ФЗ «О защите конкуренции» не просто фор-мально включены положения двух законов, но и введено много принципиально новых для российского антимонопольного законодательства институтов, кон-цептуально изменены подходы к отдельным ключевым понятиям, процессуаль-ным и процедурным инструментам, действовавшим ранее.
Объект исследования дипломной работы - Управление Федеральной Ан-тимонопольной службы (УФАС) по Удмуртской Республике является террито-риальным подразделением ФАС РФ и создано с целью осуществления госу-дарственного антимонопольного контроля на территории Удмуртской Респуб-лики (УР).
В процессе осуществление своей деятельности УФАС по УР обеспечи-вает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законода-тельства федеральными органами исполнительной власти, органами государст-венной власти субъектов Российской Федерации, органами местного само-управления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хо-зяйствующими субъектами, физическими лицами.
Основаниями для осуществления государственного антимонопольного контроля на товарных рынках являются:
-необходимость выявления и пресечения действий хозяйствующих субъ-ектов, ограничивающих конкуренцию;
-необходимость выявления злоупотреблений доминирующим положени-ям на рынке;
-необходимость выявления и пресечения действий органов власти, огра-ничивающих конкуренцию;
-необходимость контроля за экономической концентрацией.
За 2006 год в УФАС по УР поступило 67 обращений (заявлений) о на-рушениях Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении моно-полистической деятельности на товарных рынках», а также ФЗ «О защите кон-куренции», в том числе 19 заявлений, касающихся вопросов поддержки пред-принимательства и соблюдения Закона о конкуренции.
Как показывают данные анализа, по вопросам антимонопольного контро-ля на товарных рынках в 2005 году было зарегистрировано 47 обращений, за 2006 года 67 обращений.
Из 67 обращений, поступивших в территориальное управление за от-четный период, рассмотрено – 59, остальные заявления по состоянию на 01.01.2007 года находятся в стадии рассмотрения.
Проблемы государственного антимонопольного контроля в настоящее время в основном связаны с наличием рисков проявления коррупции в органах ФАС, неэффективностью штрафных санкций, ввиду низких сумм штрафов и наличием неясностей в связи с введением нового ФЗ «О защите конкуренции».
Для решения данной проблемы коррупции необходима разработка ведом-ственной антикоррупционной программы ФАС России, задачами которой должны стать:
-повышение уровня открытости ФАС России (центрального аппарата и территориальных органов) и подотчетности его работников;
-регламентация исполнения работниками ФАС России отдельных полно-мочий;
-повышение независимости деятельности территориальных органов ФАС России от субъектов регулирования;
-повышение эффективности контроля за информационными процессами;
-совершенствование механизма кадрового обеспечения ФАС России;
повышение уровня материального вознаграждения работников ФАС Рос-сии.
Для решения проблемы неясности отдельных положений ФЗ «О защите конкуренции» значительная часть разъяснений, даваемая территориальными УФАС должна быть посвящена новым институтам в антимонопольном законо-дательстве, практика применения которых в условиях действительной правовой и экономической системы в настоящее время не сложилась.
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосова-нии 12.12.1993 года. М., 2006.
2. Федеральный закон РФ от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О порядке введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ».
3. Федеральный закон от 26.01.1996 N 15-ФЗ «О порядке введения в дейст-вие части второй Гражданского кодекса РФ».
4. Федеральный Закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкурен-ции».
5. Федеральный Закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями).
6. Закон РФ от 23.03.1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении мо-нополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями).
7. Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Ут-вержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 154.
8. Приказ ФАС РФ от 25 апреля 2006 г. № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».
9. Авагян Э.Ю. Концепция равновесия в современной экономике. М., 2007.
10. Авагян Э.Ю. Классификация товаров как основа классификации рынков. М., 2005.
11. Бродская Т.Г., Майдан Т.Н. Принципы рыночной экономики и регули-рующая роль государства. СПб: Изд-во МБИ, 2004.
12. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Юрайт, 2005.
13. Бороздин П.Ю. Ценные бумаги и фондовый рынок. Учебное пособие. М., 2004.
14. Бурмистрова Т.В. Товарный рынок: структурный анализ концентрации и конкуренции. М., 2005.
15. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Словарь рыночной экономики. - СПб., 2005.
16. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. - СПб: Экономическая школа, 2004.
17. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: учебник. - СПб, 2005.
18. Долан Э. Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. - СПб, 2002.
19. Долан Э. Дж., Кемпбелл К.Д., Кемпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и кредитно- денежная политика / Пер. с англ. М., 2001.
20. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., 2003.
21. Иванов А.Н. Обращение и регистрация ценных бумаг. М., 2004.
22. Материалы сайта РосБизнесКонсалтинг // w*w.rbc.r*
23. Материалы Официального сайта ФАС РФ // w*w.fas.gov.r*.
24. Материалы Официального сайта Центрального банка Российской Феде-рации // w*w.cbr.r*.
25. Проблемы и перспективы валютно-денежного рынка России // Деньги. - №4. – 2005.
26. Основные направления единой государственной денежно-кредитной по-литики на 2005 // Деньги и кредит. – № 11. – 2004.
27. Отчет об итогах деятельности Управления Федеральной антимонополь-ной службы по Удмуртской Республике за 2006 год. Ижевск, 2007.
28. Синцов А.И. Антимонопольное регулирование товарных рынков. М., 2006.
29. Хедберг Т. Планирование компании, стратегии маркетинга и реклама промышленных товаров и специальных услуг: Пер. со швед. - М., МЦНТИ, 2003.
30. Шинкарева Н.А., Макаров Г.Г. Маркетинг на предприятиях промышлен-ности: Конспект лекций. - Рыбинск, 2004.
31. Шумаев В. Инфраструктура товарных рынков. М., 2007.
32. Шумаев В. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монопо-листической деятельности на товарных рынках. М., 2006.
33. Шеремет А.Д. Конкуренция и ее обеспечение. М., 2006.
34. Управление организацией: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Поршне-
ва, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2005.
35. Управление регионом. / Под ред. Базарова Т.Ю. М., 2003.
+доклад+раздатка+рецензия
Тема: | «Основания и порядок осуществления государственного антимонопольного контроля на товарном рынке» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 73 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государственный финансовый контроль в РФ и его совершенствование
Курсовая работа:
Антимонопольное регулирование
Контрольная работа:
1. Основания и порядок проведения предварительного слушания. Решения, принимаемые судьей по результатам предварительного слушания. 2. Понятие производства по делам несовершеннолетних, предмет доказывания по этим делам.
Курсовая работа:
Открытость и прозрачность в системе государственного финансового контроля
Курсовая работа:
Правовой статус и полномочия антимонопольного органа