Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Основания и порядок осуществления государственного антимонопольного контроля на товарном рынке» - Дипломная работа

  • 73 страниц(ы)
фото автора

Автор: prokopiev26

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РЫНОК ТОВАРНЫХ УСЛУГ – КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 5

1.1. Понятие и сущность товарного рынка 5

1.2. Состояние товарного рынка в России 8

1.3. Особенности государственного регулирования товарного рынка 13

1.4. Деньги как товар 20

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ 26

2.1. Государство – как контролирующий орган 26

2.2. Правовые аспекты осуществления государственного антимонопольного контроля на товарном рынке 30

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ТОВАРНЫМ РЫНКОМ 43

3.1. Цели, задачи и структура Управления 43

3.2. Практическая деятельность Управления в области антимонопольного контроля 47

3.3. Проблемы в области государственного антимонопольного контроля и пути их решения 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71


Введение

Присутствие монополии на рынке товара или услуги оказывает неблаго-приятное влияние на экономическое положение в стране. В итоге при такой си-туации выгоду получает лишь сам монополист. В России ведется антимоно-польная политика, при этом она не является единственным методом борьбы с монополиями. В России ведется комплексное антимонопольное регулирование. Оно включает в себя:

-антимонопольную политику – это система законов и действий государ-ства, направленная на развитие конкуренции;

-промышленное регулирование – это выборочное регулирование цен (та-рифов) внутри отраслей коммунального обслуживания;

-социальное регулирование – это государственное регулирование условий производства товаров, их физических характеристик и влияния производства этих товаров на общество.

Необходимость антимонопольной политики легко понять сравнивая удоб-ные для покупателя условия на рынке, и ситуацию, которая возникает на рынке вследствие появления на нем монополиста:

-необходимость выбора. Каждый покупатель нуждается в возможности выбора товара или услуги, которую он хочет приобрести. Если же на рынке то-вара присутствует монополист, то вполне вероятна такая, ситуация когда поку-патель будет лишен возможности выбора – монополист будет производить только один вид товара или услуги, так как нужда в данном товаре и отсутствие выбора заставит покупателя приобрести его.

-покупатель заинтересован в том, чтобы цена на товар была как можно ниже. Эта проблема также связана с отсутствием выбора – есть только один вид товара по данной цене - либо покупаешь, либо нет. Монополист естественно поставит цену выше, чем та цена, которая была бы в условиях конкурентного рынка. Это будет сделано с целью получения максимальной прибыли от про-дажи товара или услуги.

Следовательно, можно говорить о необходимости ведения антимоно-польной политике в любом государстве, не только убирая монополии с рынка, но и предупреждая их появление. Кроме этого, в условиях возрастающих объемов иностранных инвестиций в российскую экономику требуется осущест-вление адекватного государственного регулирования и контроля с целью ра-зумной защиты российских товарных рынков и обеспечения национальной эко-номической безопасности. Все это делает выбор темы дипломной работы дос-таточно актуальным на сегодняшний день.

В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках Российской Федерации при Правительстве РФ была создана Федеральная антимонопольная служба, которой поручено осуществлять контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства.

Цель дипломной работы – исследовать основания и порядок осуществле-ния государственного антимонопольного контроля на товарном рынке. Для достижения цели дипломной работы в процессе ее выполнения должен быть решен ряд задач:

-дать понятие и раскрыть сущность товарного рынка;

-с помощью статистических данных исследовать состояние товарного рынка РФ за 2005-2006 гг.;

-рассмотреть особенности государственного регулирования товарного рынка РФ;

-раскрыть сущность денег как товара;

-раскрыть теоретические аспекты осуществления государственного анти-монопольного контроля на товарном рынке;

-представить цели и задачи Управления Федеральной антимонопольной службы по УР в области контроля за товарным рынком;

-раскрыть аспекты практической деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по УР в области осуществления государственного антимонопольного контроля на товарном рынке;

-представить проблемы в области государственного антимонопольного контроля и возможные пути их решения.


Заключение

Выполненная дипломная работа посвящена актуальной теме исследова-ния оснований и порядка осуществления государственного антимонопольного контроля на товарном рынке.

Как показало проведенное в процессе выполнения дипломной работы ис-следование основной политикой в области государственного регулирования структуры товарных рынков является достижение и поддержание умеренной рыночной концентрации, при которой достигается:

-умеренная интенсивность конкуренции;

-достаточная для привлечения импорта степень открытости рынка для иностранных продавцов;

-достаточно широкая возможность регулирования барьеров входа на ры-нок потенциальных конкурентов;

-умеренная поддержка отечественного производителя, создающая ему возможность расширения производства конкурентоспособных товаров (повы-шения рыночного потенциала).

26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О защите кон-куренции». Этот закон объединил два ранее действовавших закона - Федераль-ный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом в ФЗ «О защите конкуренции» не просто фор-мально включены положения двух законов, но и введено много принципиально новых для российского антимонопольного законодательства институтов, кон-цептуально изменены подходы к отдельным ключевым понятиям, процессуаль-ным и процедурным инструментам, действовавшим ранее.

Объект исследования дипломной работы - Управление Федеральной Ан-тимонопольной службы (УФАС) по Удмуртской Республике является террито-риальным подразделением ФАС РФ и создано с целью осуществления госу-дарственного антимонопольного контроля на территории Удмуртской Респуб-лики (УР).

В процессе осуществление своей деятельности УФАС по УР обеспечи-вает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законода-тельства федеральными органами исполнительной власти, органами государст-венной власти субъектов Российской Федерации, органами местного само-управления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хо-зяйствующими субъектами, физическими лицами.

Основаниями для осуществления государственного антимонопольного контроля на товарных рынках являются:

-необходимость выявления и пресечения действий хозяйствующих субъ-ектов, ограничивающих конкуренцию;

-необходимость выявления злоупотреблений доминирующим положени-ям на рынке;

-необходимость выявления и пресечения действий органов власти, огра-ничивающих конкуренцию;

-необходимость контроля за экономической концентрацией.

За 2006 год в УФАС по УР поступило 67 обращений (заявлений) о на-рушениях Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении моно-полистической деятельности на товарных рынках», а также ФЗ «О защите кон-куренции», в том числе 19 заявлений, касающихся вопросов поддержки пред-принимательства и соблюдения Закона о конкуренции.

Как показывают данные анализа, по вопросам антимонопольного контро-ля на товарных рынках в 2005 году было зарегистрировано 47 обращений, за 2006 года 67 обращений.

Из 67 обращений, поступивших в территориальное управление за от-четный период, рассмотрено – 59, остальные заявления по состоянию на 01.01.2007 года находятся в стадии рассмотрения.

Проблемы государственного антимонопольного контроля в настоящее время в основном связаны с наличием рисков проявления коррупции в органах ФАС, неэффективностью штрафных санкций, ввиду низких сумм штрафов и наличием неясностей в связи с введением нового ФЗ «О защите конкуренции».

Для решения данной проблемы коррупции необходима разработка ведом-ственной антикоррупционной программы ФАС России, задачами которой должны стать:

-повышение уровня открытости ФАС России (центрального аппарата и территориальных органов) и подотчетности его работников;

-регламентация исполнения работниками ФАС России отдельных полно-мочий;

-повышение независимости деятельности территориальных органов ФАС России от субъектов регулирования;

-повышение эффективности контроля за информационными процессами;

-совершенствование механизма кадрового обеспечения ФАС России;

повышение уровня материального вознаграждения работников ФАС Рос-сии.

Для решения проблемы неясности отдельных положений ФЗ «О защите конкуренции» значительная часть разъяснений, даваемая территориальными УФАС должна быть посвящена новым институтам в антимонопольном законо-дательстве, практика применения которых в условиях действительной правовой и экономической системы в настоящее время не сложилась.


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосова-нии 12.12.1993 года. М., 2006.

2. Федеральный закон РФ от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О порядке введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ».

3. Федеральный закон от 26.01.1996 N 15-ФЗ «О порядке введения в дейст-вие части второй Гражданского кодекса РФ».

4. Федеральный Закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкурен-ции».

5. Федеральный Закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями).

6. Закон РФ от 23.03.1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении мо-нополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями).

7. Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Ут-вержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 154.

8. Приказ ФАС РФ от 25 апреля 2006 г. № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

9. Авагян Э.Ю. Концепция равновесия в современной экономике. М., 2007.

10. Авагян Э.Ю. Классификация товаров как основа классификации рынков. М., 2005.

11. Бродская Т.Г., Майдан Т.Н. Принципы рыночной экономики и регули-рующая роль государства. СПб: Изд-во МБИ, 2004.

12. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Юрайт, 2005.

13. Бороздин П.Ю. Ценные бумаги и фондовый рынок. Учебное пособие. М., 2004.

14. Бурмистрова Т.В. Товарный рынок: структурный анализ концентрации и конкуренции. М., 2005.

15. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Словарь рыночной экономики. - СПб., 2005.

16. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. - СПб: Экономическая школа, 2004.

17. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: учебник. - СПб, 2005.

18. Долан Э. Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. - СПб, 2002.

19. Долан Э. Дж., Кемпбелл К.Д., Кемпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и кредитно- денежная политика / Пер. с англ. М., 2001.

20. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., 2003.

21. Иванов А.Н. Обращение и регистрация ценных бумаг. М., 2004.

22. Материалы сайта РосБизнесКонсалтинг // w*w.rbc.r*

23. Материалы Официального сайта ФАС РФ // w*w.fas.gov.r*.

24. Материалы Официального сайта Центрального банка Российской Феде-рации // w*w.cbr.r*.

25. Проблемы и перспективы валютно-денежного рынка России // Деньги. - №4. – 2005.

26. Основные направления единой государственной денежно-кредитной по-литики на 2005 // Деньги и кредит. – № 11. – 2004.

27. Отчет об итогах деятельности Управления Федеральной антимонополь-ной службы по Удмуртской Республике за 2006 год. Ижевск, 2007.

28. Синцов А.И. Антимонопольное регулирование товарных рынков. М., 2006.

29. Хедберг Т. Планирование компании, стратегии маркетинга и реклама промышленных товаров и специальных услуг: Пер. со швед. - М., МЦНТИ, 2003.

30. Шинкарева Н.А., Макаров Г.Г. Маркетинг на предприятиях промышлен-ности: Конспект лекций. - Рыбинск, 2004.

31. Шумаев В. Инфраструктура товарных рынков. М., 2007.

32. Шумаев В. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монопо-листической деятельности на товарных рынках. М., 2006.

33. Шеремет А.Д. Конкуренция и ее обеспечение. М., 2006.

34. Управление организацией: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Поршне-

ва, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2005.

35. Управление регионом. / Под ред. Базарова Т.Ю. М., 2003.


Примечания

+доклад+раздатка+рецензия

Тема: «Основания и порядок осуществления государственного антимонопольного контроля на товарном рынке»
Раздел: Экономика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 73
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика