Курсовая работа
«Развитие_цветовосприятия_у_детей_дошкольного_возраста»
- 34 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Теоретический анализ особенностей восприятия цвета дошкольниками 4
1.2. Значение изобразительной деятельности в развитии цветовосприятия у дошкольников 10
1.3. Задачи развития цветовосприятия в различных возрастных группах дошкольников 16
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 20
2.1. Описание выборки, методика диагностики 20
2.2. Описание результатов диагностики 26
2.3. Описание методик формирования цветовосприятия у дошкольников 27
2.4. Описание результатов контрольного эксперимента 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Всестороннее развитие личности человека, всех его способностей и дарований - важнейшая социально-педагогическая задача современного общества. Одним из основных условий решения этой задачи является осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, опирающегося на знания их возрастных и индивидуальных различий, в том числе особенностей интеллектуального развития.
Проблема развития познавательного интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей детей по-прежнему остается одной из основных проблем обучения изобразительному искусству в современной школе и дошкольных учреждениях.
По мнению известных психологов, педагогов, исследователей в области детского изобразительного творчества (А.А. Мелик-Пашаев, А.В.Бакушинский, Е.И.Игнатьев, А.Алехин и др.), причина “угасания” интереса к занятиям ИЗО находится в несовершенстве методики обучения. Ведь именно детская “неумелость”, как отмечают многие ученые, приводит к отказу от рисования, когда ребенок начинает критически относиться к своим рисункам. Вместе с тем, актуальность приобретает развитие творческих способностей дошкольников, в частности, способности цветовосприятия в ходе изобразительно деятельности.
Целью курсовой работы. В связи особой значимостью развития цветовосприятия в среднем дошкольном возрасте, а именно - в условиях правильно организованного педагогического процесса научить дошкольника довольствоваться первыми впечатлениями, но более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. Педагогической целью является изучение условий, способствующих формированию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности должны становиться более точными и богатыми по содержанию. Важную роль в развитии восприятия в дошкольном возрасте имеет изобразительная деятельность. Так, рисование пейзажей, лепка и конструирование приучают ребёнка более внимательно рассматривать изображаемые предметы, более тщательно их изучать. При этом необходимо следить, чтобы ребёнок в своём изобразительном творчестве не увлекался односторонне фантазированием, а постепенно приучался более или менее верно воспроизводить реальные особенности воспринимаемых объектов.
Всестороннее развитие личности человека, всех его способностей и дарований - важнейшая социально-педагогическая задача современного общества. Одним из основных условий решения этой задачи является осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, опирающегося на знания их возрастных и индивидуальных различий, в том числе особенностей интеллектуального развития.
В рамках данной курсовой работы изучалось создание педагогических условий для развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста – в частности – в ходе выполнения пейзажных рисунков.
Результаты исследования показывают, что в работах способных детей цвет служил активным средством выражения содержания. По утверждению А.А.Мелик-Пашаева, способность подчинять цветовое решение картины задаче выражения ее содержания является важным компонентом художественной одаренности. Выводы данного автора подтвердились и в нашем исследовании.
Произведение изобразительного искусства — это выразительное изображение. Творческие способности должны проявляться и развиваться в первую очередь в работе над созданием выразительного изображения, достигаемого благодаря обусловленности изобразительных средств задачей выражения содержания. Необходимо вводить в учебный процесс разнообразные задания, основанные именно на этом принципе. Применительно к цвету, это означает создание системы заданий, требующих выражения содержания в цветовом решении картины, а также нахождения методов развития внимательности и чуткости к эмоциональной действенности цветовых впечатлений. Как показали результаты, система дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, построенная с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей, может быть весьма эффективным средством развития этой важной способности.
1. Аминова С. Природа цвета и цвет Природы. //Дошкольное воспитание, 2002 г., №10
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.
4. Григорьева Г. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников. //Дошкольное воспитание. 1991 г., №7.
5. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.
6. Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач // Вопросы психологии 1987, № 4.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2000. – 416 с.
8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
9. Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации //Вопросы психологии, 1997, №5
10. Мелик-Пашаев А.А. Выражение отношения к изображаемому с помощью цвета // Новые исследования в психологии, 1975. - № 2.
11. Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей // Вопросы психологии, 1975. - № 4.
12. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
13. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
14. Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г.
15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.
16. Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1992 г., №1.
17. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956.
18. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.
19. Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 1980.
20. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе М.: Академия, 1999.
Тема: | «Развитие_цветовосприятия_у_детей_дошкольного_возраста» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 34 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа:
Использование педагогических технологий, как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений
Дипломная работа:
Изучение слухового восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
Дипломная работа:
Развитие речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Контрольная работа:
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста