Дипломная работа

«Особенности структуры личности делинквентных подростков»

  • 61 страниц
Содержание

Введение ….3

Глава 1. Современное состояние проблемы особенностей структуры

личности делинквентных подростков….7

1.1. Проблема делинквентных подростков….….7

1.2. Особенности делинквентного поведения….….10

1.3. Психологическая структура личности…20

1.3.1. Темперамент….23

1.3.2. Акцентуации характера…24

1.3.3. Агрессивность….27

Глава 2.Эмпирическое исследование структуры личности подростков с

делинквентным и нормальным поведением….35

2.1. Организация, методы и методики исследования….35

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов….39

Выводы….56

Заключение….59

Литература….61

Приложения

Введение

Данная работа посвящена исследованию особенностей структуры личности делинквентных подростков, для выявления причин возникновения этих особенностей и необходимостью разработки специальных программ профилактики делинквентного поведения.

Актуальность исследования состоит в том, что данная проблема недостаточно разработана в отечественной психологии, недостаточно разработаны представления о возможных первичных дефектах в развитии личности ,о степени их влияния на другие личностные качества. Вместе с тем, очевидно, что поиски объяснений преступного поведения должны начинаться, с попыток выяснить психологические предпосылки искаженного, делинквентного поведения.

Существует множество подходов теорий девиаций и делинквентного поведения. Одни описывают девиацию как естественную и закономерную реакцию человека и целых сообществ на политические, экономические, культурные, социальные и прочие изменения, происходящие в государстве. Другие рассматривают истоки делинквентного в природе самого человека и психологических моделях взаимодействия людей. Третьи утверждают, что делинквентное поведение не существует как таковое, а представители данного общества обозначают поведения отдельных людей как отклоняющееся, если оно не соответствует представлениям человека, оценивающего поведение других о том, как должно себя вести.

Теоретической основой послужили исследования отечественных и зарубежных психологов, таких как Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, И.С.Кон, А.Е. Личко, П.П. Блонский, В.Т. Кондрашенко, С. Холл, Л.И.Бажович, Ж. Пиаже, В.В. Ковалев, А.И. Долгова, Л. Айхорн, В.Н. Кудрявцев, П. Кутер, Ю.Б. Можгинский, и многие другие.

Психическая жизнь подростка привлекала внимание взрослых всегда. Об этом говорит и художественная литература (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.М. Гаршин).

В подростковом возрасте особенно сложно определить, является ли то или иное поведение проявлением психического заболевания или вариантом нормального развития, особенно в случае так называемых кризисов взросления, которые могут со временем развиться в психическое заболевание или полностью компенсироваться. Поэтому очень важно знать характерологические типы подросткового возраста, которые в своем большинстве составляют группу риска и требуют повышенного внимания, как со стороны педагогов, так и со стороны психологов в организации профилактических мероприятий.

За последние годы резко выросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжелые телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

Нарушения в поведении подростков по – прежнему одна из актуальных проблем современной педагогики. Дети с отклонениями в поведении систематически нарушают правила, не подчиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, грубы, мешают занятиям в классе или группе. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Эта проблема является предметом психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Ей в частности посвящены специальные монографии (А.Бандура, 1950; Р.Вальтер,1959;А.Басс, 1961; и др.) Недостатки в поведении подростков не только нарушают учебную деятельность, но и сдерживают личностное развитие, отрицательно сказываются на отношениях подростка со взрослыми и сверстниками. Поэтому исправление недостатков в поведении подростков играет большую роль в становлении личности.

Цель: выявить особенности структуры личности делинквентных подростков. Осуществление этой цели предполагает выполнение следующих задач.

Задачи исследования:

1.Изучить темпераментальные особенности делинквентных подростков по методике Русалова./ОСТ/

2.Изучить особенности акцентуации характера по методике «Чертова дюжина»./А.С. Прутченков, А.А. Сиялов/

3.Изучить особенности агрессивности по методике «Басса-Дарки».

4.Сделать качественный и количественный анализ результатов исследования.

Предмет: структура личности подростков с делинквентным поведением.

Объект исследования: В экспериментальном исследовании принимали участие 20 подростков с делинквентным поведением в возрасте 14-15 лет, а также 20 подростков с нормальным поведением в возрасте 14-15 лет.

Гипотеза исследования: Структура личностных связей между свойствами различных подуровней личности меньше у делинквентных подростков.

В основу исследования были положены следующие методы:

1. Анализ литературы.

2. Психодиагностический метод с использованием методик:

1)Опросник структуры темперамента В.М. Русалова.

2)Тест акцентуации характера «Чертова дюжина» (А.С.Прутченков, А.А.Сиялов ).

3)Опросник «Басса – Дарки» на изучение агрессивности.

3. Математический метод. Обработка результатов осуществлялась с применением аппарата математической статистики в программе SPSS. Был проведен анализ статистических различий между группами с применением U – критерия Манна-Уитни.

Заключение

На сегодняшний день проблема делинквентного поведения среди подростков стоит очень актуально. В последнее десятилетие в нашей стране широко развернулись исследования по этой проблеме. Изучением данной темы в отечественной психологии занимались и занимаются авторы (М.А.Алемаскин, С.А.Беличева, Г.М.Миньковский, И.А.Невский и др.). Наибольшую известность из них получили труды Д.И.Фельдштейн.

Предрасположенность к делинквентности не является окончательным результатом, получаемым с рождения, а во многом определяется эмоциональными отношениями, теми, которые предоставляет ему окружающая среда с первых дней жизни. Но это не значит, что ребенок с такой предрасположенностью становится делинквентным. Плохая компания, влияние улицы и другие подобные факторы, не внутренние причины делинквентности, а прямые или косвенные внешние провокации тоже играют свою роль.

Делинквентность обнаруживает себя, когда развивается в антисоциальное поведение. Если ребенок прогуливает уроки, ворует, убегает из дома, то он проявляет свою делинквентность. Если же он потенциально к этому склонен, то он находится в стадии латентной делинквентности. Для того чтобы латентная делинквентность превратилась в явную, необходимы благоприятные обстоятельства.

Поэтому перед психологом встает сложнейшая задача: организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия подростков друг к другу, подростков и взрослого, оказать помощь в процессе саморазвития.

Одно из возможных решений этой задачи — использование и разработка имеющихся в психологической литературе личностных развивающих программ, способных помочь подросткам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее. Многочисленные исследования доказали, что наиболее эффективно эти программы реализуются в групповых формах работы, что объясняется, в частности, особой ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками. По существу, грамотно составленные и профессионально реализованные в группах развивающие программы могут рассматриваться как «зона ближайшего развития» подростков. Следует учесть, что программы должны быть преемственными и соответствовать основным потребностям развития того или иного возрастного периода.

За последние годы в практику обычной общеобразовательной школы вошло много новых и интересных форм работы, включая лекционно-семинарские знания, творческие и дискуссионные клубы и т. д. В числе этих активных форм следует назвать и социально-психологический тренинг, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

2. Азарных Т.Д., Тыртышников И.М. Психическое здоровье. – М.: МПСИ, 1999.

3. Александров А.А. Нарушение поведения у подростков как один из критериев оценки степени психопатизации. // Патологические нарушения поведения подростков. – Л., 1973.

4. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1985

5. Айхорн А. Трудный подросток – М.: Апрель пресс, Изд-во ЭКСМО-пресс, 2001 – 304 с. (серия «Как стать психологом»)

6. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера.// Избр.психол.труды. – М., 1980. – Т.2.

7. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003.

8. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.: МПСИ, 2000.

9. Битякова Р.Н. Психология личностного роста. М: МПА, 1995.

10. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Т.1. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

11. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Т.2. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

12. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб: Питер, 2001.

13. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. М: МПСИ, 2003.

14. Грищенко М.А., Б.Н.Алмазов Сборник психодиагностических методик для психологов системного образования – СПб., 1993

15. Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики.//Вопросы психологии. – 1999. - № 1 (17).

16. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М: МПСИ: Флинта, 2003.

17. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: МПСИ, 2000.

18. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. М, 1994.

19. Изучение особенностей психологического развития и воспитания учащихся. / Редколлегия: Д.И.Фельдштейн – М: Изд.АПН, 1987.

20. Ковалев Ю.В., Золотухина О.Н. Депрессия. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Изд-во НГМА,2001.

21. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М: Политиздат, 1984.

22. Кон И.С. Психология ранней юности. М: Просвещение, 1989.

23. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. М.: Академический Проект, ОППЛ, 2002.

24. Краткий психологический словарь / Сост. Карпенко Л.А.; Под общ.ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1999.

25. Кречмер Э. Медицинская психология. –СПб.: Союз, 1998.

26. Кулагина И.Ю. Личность школьника.- М.: ТЦ «Сфера», 1999.

27. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983.

28. Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: генезис и ранняя профилактика. – Киев, 1985.

29. Моргун В.Ф., Седых К.В. Делинквентный подросток. – Полтава, 1995.

30. Мяло К.Г. Время выбора. – М., 1991.

31. Невский И.А. Острые углы воспитания. – Минск, 1990.

32. Образование в Удмуртии. Межведомственная серия: социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением. Редакционная коллегия: В.А.Байметов, Л.В.Бессонова, Л.Г.Захарова, С.Л.Копотев и др., Ижевск, №2’97

33. Патохарактерологические исследования у подростков./ Под ред.А.Е.Личко, Н.Я.Иванова, - Л., 1981.

34. Практическая психология образования. / Под ред.И.В.Дубровиной М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.

35. Практическая психология в тестах. М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.

36. Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй, ты, параноик!!! М., 1994.

37. Психология и психоанализ характера./ Под ред.Д.Я.Райгородского. – Самара, 1997.

38. Психологические исследования. М: Институт практической психологии, 1996.

39. Психология индивидуальных различий. / Под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2000.

40. Психология подростка / Под ред.А.А.Реана. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

41. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб: Питер, 2000.

42. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

43. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.

44. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М: ВЛАДОС, 2000.

45. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: ООО «Речь», 2001.

46. Сонин В.А. Психологический практикум. М: МПСИ, Флинта, 1998.

47. Справочник по психологии и психиатрии детского подросткового возраста. Под ред. Циркина С.Ю. СПб.: Питер, 2000 – 752 с.

48. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,1999.

49. Трудные судьбы подростков – кто виноват? – М., 1991.

50. Фельдштейн Д.И.Психология воспитания подростка. – М., 1978.

51. Формирование личности старшеклассника./ Под ред.И.В.Дубровиной. – М., 1989.

52. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998.

53. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Ульям К. Молодежь в обществе риска. М, 2001.

54. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психологическая коррекция делинквентного поведения у подростков с отклонениями характера// Исследования механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. – Л., 1982.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности структуры личности делинквентных подростков»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 61
Цена: 700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика