Курсовая работа
«Правовой статус и полномочия антимонопольного органа»
- 32 страниц
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА 4
1.1 Нормативно-правовая основа деятельности антимонопольного органа 4
1.2 Положение антимонопольного органа в системе исполнительных органов власти и его структура 9
2. ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА 12
2.1 Основные виды полномочий антимонопольного органа 12
2.2 Контрольно-надзорные полномочия антимонопольного органа 18
2.3 Методы и способы оптимизации полномочий антимонопольного органа 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Органы исполнительной власти по регулированию и контролю в сфере конкуренции и монополии отличаются разнообразием, но ключевое место в системе данных органов принадлежит антимонопольному органу. В составе органов исполнительной власти есть специализированные органы, в компетенцию которых входят те или иные вопросы регулирования отдельных сфер отношений, связанных с конкуренцией и монополией, в том числе специальные органы регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, органы контроля процедур размещения государственных и муниципальных заказов, орган контроля и надзора в сфере интеллектуальной собственности, органы регулирования и контроля деятельности кредитных и иных финансовых организаций, органы регулирования внешнеэкономической деятельности и другие органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование и контроль в сферах, связанных с отношениями конкуренции и монополии.
В настоящее время антимонопольным органом России является Феде-ральная антимонопольная служба (далее ФАС России). ФАС России преемник первых антимонопольных органов России, последовательно сменявших друг друга. Первым антимонопольным органом, созданным осенью 1990 г., был Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, через несколько лет ставший Государственным антимонопольным комитетом. В 1998 г. Государственный антимонопольный комитет был упразднен и его функции были переданы вновь образованному Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее Указ №314) Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было упразднено, и в качестве антимонопольного органа была создана Федеральная антимонопольная служба, которой были переданы функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, за исключением функций в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса, и преобразуемой Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.
Исходя из всего изложенного выше, и является актуальной тема данной работы.
Целью данной работы является анализ правового статуса и полномочий антимонопольного органа – Федеральной антимонопольной службы. В соответствии с определенной целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучение нормативно-правовой основы деятельности антимоно-польного органа;
- анализ структуры антимонопольного органа и его положения среди федеральных органов исполнительной власти;
- изучение основных групп полномочий антимонопольного органа;
- анализ содержания контрольно-надзорных полномочий антимонопольного органа;
- выявление методов и способов оптимизации полномочий антимоно-польного органа.
Предметом исследования данной работы является содержание правового статуса и полномочий антимонопольного органа. Объект исследования – Федеральная антимонопольная служба РФ. В целях получения достоверных результатов, их научного обоснования комплексно использовались методы системного и сравнительного анализа.
В состав работы входят введение, две главы, содержание которых соот-ветствует поставленным в работе задачам, заключение, список использованных источников, а также приложения.
Особенности методов антимонопольного регулирования предопределя-ются спецификой антимонопольного законодательства. Можно отметить сле-дующие основные особенности.
1. В Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ конкурентные правила сформулированы самым общим образом. Основной нормативный массив содержится в специальных законах, причем, помимо основного Федерального закона «О защите конкуренции», нормы конкурентного права содержатся и в некоторых иных актах – например, в Федеральном законе «О естественных монополиях», в Федеральном законе «О рекламе». Это достаточно сложные нормативные акты, причем комплексные, содержащие нормы различной отраслевой природы.
2. Антимонопольное законодательство касается только лиц, занимаю-щихся предпринимательской деятельностью, либо каким-то иным образом связанных с ней.
3. Антимонопольное регулирование предполагает ограничение некото-рых рыночных принципов (в частности, свободы договора). Данные ограничения вводятся для поддержания рыночной конкурентной среды в целях защиты публичных интересов.
Центральным федеральным законом, определяющим функции и полно-мочия антимонопольного органа, является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Цели антимонопольного законодательства определенные в Федеральном законе «О защите конкуренции» (п. 2 ст. 1) – это обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в России, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Защита конкуренции, таким образом, лишь одна из глобальных стратегических задач, через решение которой выполняются цели Закона.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон) недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и
Подведя итог проделанной работе, возможно сделать следующие основные выводы.
Антимонопольное законодательство в плане средств и приемов юридического воздействия на регулируемые общественные отношения имеет определенную специфику: это правовое образование было создано только с началом рыночных реформ. Антимонопольное законодательство носит ком-плексный характер, среди норм действующих актов присутствуют гражданские, финансовые, административные, процедурные и иные нормы. Очевидно, можно говорить о целой системе методов правового антимонопольного регулирования.
Антимонопольный орган как федеральный контрольно-надзорный орган исполнительной власти соединяет в себе все направления реализации конкурентной политики в пределах предоставленных полномочий, непосредственно осуществляя конкурентное регулирование и контроль, а также взаимодействуя с другими уполномоченными органами власти. Федеральная антимонопольная служба до настоящего времени является специальным уполномоченным органом исполнительной власти в области конкурентной политики специализированным конкурентным ведомством Российской Федерации.
В составе полномочий федерального антимонопольного органа возможно выделение нормотворческих, контрольно-надзорных, аналитических, организационных, а также полномочий по взаимодействию с другими органами власти и международными организациями. Основным видом полномочий Федеральной антимонопольной службы являются контрольно-надзорные, которые связаны с проверкой соблюдения участниками рынка антимонопольного законодательства. Федеральная антимонопольная служба исполняет административно-распорядительные функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
В соответствии с особым статусом в функции и полномочия антимоно-польного органа наряду с контрольно-надзорной деятельностью входят также вопросы выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования тех отношений, в отношении которых антимонопольный орган осуществляет контроль и надзор, а именно преимущественно в сфере конкуренции и монополии, за некоторыми исключениями. Естественно, такое нормативно-правовое регулирование осуществляется в ограниченных рамках, предоставленных законодательством и актами вышестоящих органов исполнительной власти.
В настоящее время прослеживается последовательное и поступательное снижение количества пресекательных мер и увеличение доли мер предупредительных в сфере защиты конкуренции, что свидетельствует о постепенной трансформации антимонопольных органов в органы предупредительного контроля. Дальнейшая оптимизация полномочий Федеральной антимонопольной службы связана с реализацией положений Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования на период 2013-2024 г.
1. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Указ Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
3. Указ Президента РФ от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
4. Указ Президента РФ от 12.05.2008 №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».
5. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 №189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы».
6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».
7. Братановский С.Н. Административное право: особенная часть. Учебник. – М.: Директ-Медиа, 2013.
8. Мартыненко Г.И. Правовое обеспечение конкуренции и обеспечение монополистической деятельности. // Право и экономика. 2009. №11.
9. Насонов К. Новая антимонопольная политика государства. // Ведомости торгово-промышленной палаты. 2007. №1.
10. Писенко К.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В. Антимонопольное (конкурент-ное) право: Учебник. – М.: Наука, 2014.
11. Савенкова Ю.С., Ганиев М.Г. Особенности монополии в Российской Федерации. // Вопросы экономики. 2009. №8.
12. Семенихин В.В. Антимонопольное право: развитие конкуренции в РФ. // Бухгалтер и закон. 2011. №4.
Тема: | «Правовой статус и полномочия антимонопольного органа» | |
Раздел: | Административное право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Федеральная служба финансового мониторинга
Курсовая работа:
Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
Курсовая работа:
Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти
Курсовая работа:
Основы правового статуса личности в РФ
Магистерская работа:
Правовой статус руководителя образовательной организации: актуальные вопросы правовой регламентации