Курсовая работа

«Правовой статус и полномочия антимонопольного органа»

  • 32 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ПРАВОВОЙ СТАТУС АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА 4

1.1 Нормативно-правовая основа деятельности антимонопольного органа 4

1.2 Положение антимонопольного органа в системе исполнительных органов власти и его структура 9

2. ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА 12

2.1 Основные виды полномочий антимонопольного органа 12

2.2 Контрольно-надзорные полномочия антимонопольного органа 18

2.3 Методы и способы оптимизации полномочий антимонопольного органа 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

ПРИЛОЖЕНИЯ 30

Введение

Органы исполнительной власти по регулированию и контролю в сфере конкуренции и монополии отличаются разнообразием, но ключевое место в системе данных органов принадлежит антимонопольному органу. В составе органов исполнительной власти есть специализированные органы, в компетенцию которых входят те или иные вопросы регулирования отдельных сфер отношений, связанных с конкуренцией и монополией, в том числе специальные органы регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, органы контроля процедур размещения государственных и муниципальных заказов, орган контроля и надзора в сфере интеллектуальной собственности, органы регулирования и контроля деятельности кредитных и иных финансовых организаций, органы регулирования внешнеэкономической деятельности и другие органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование и контроль в сферах, связанных с отношениями конкуренции и монополии.

В настоящее время антимонопольным органом России является Феде-ральная антимонопольная служба (далее  ФАС России). ФАС России  преемник первых антимонопольных органов России, последовательно сменявших друг друга. Первым антимонопольным органом, созданным осенью 1990 г., был Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, через несколько лет ставший Государственным антимонопольным комитетом. В 1998 г. Государственный антимонопольный комитет был упразднен и его функции были переданы вновь образованному Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее  Указ №314) Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было упразднено, и в качестве антимонопольного органа была создана Федеральная антимонопольная служба, которой были переданы функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, за исключением функций в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса, и преобразуемой Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.

Исходя из всего изложенного выше, и является актуальной тема данной работы.

Целью данной работы является анализ правового статуса и полномочий антимонопольного органа – Федеральной антимонопольной службы. В соответствии с определенной целью в работе поставлены следующие задачи:

- изучение нормативно-правовой основы деятельности антимоно-польного органа;

- анализ структуры антимонопольного органа и его положения среди федеральных органов исполнительной власти;

- изучение основных групп полномочий антимонопольного органа;

- анализ содержания контрольно-надзорных полномочий антимонопольного органа;

- выявление методов и способов оптимизации полномочий антимоно-польного органа.

Предметом исследования данной работы является содержание правового статуса и полномочий антимонопольного органа. Объект исследования – Федеральная антимонопольная служба РФ. В целях получения достоверных результатов, их научного обоснования комплексно использовались методы системного и сравнительного анализа.

В состав работы входят введение, две главы, содержание которых соот-ветствует поставленным в работе задачам, заключение, список использованных источников, а также приложения.

Фрагмент работы

Особенности методов антимонопольного регулирования предопределя-ются спецификой антимонопольного законодательства. Можно отметить сле-дующие основные особенности.

1. В Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ конкурентные правила сформулированы самым общим образом. Основной нормативный массив содержится в специальных законах, причем, помимо основного Федерального закона «О защите конкуренции», нормы конкурентного права содержатся и в некоторых иных актах – например, в Федеральном законе «О естественных монополиях», в Федеральном законе «О рекламе». Это достаточно сложные нормативные акты, причем комплексные, содержащие нормы различной отраслевой природы.

2. Антимонопольное законодательство касается только лиц, занимаю-щихся предпринимательской деятельностью, либо каким-то иным образом связанных с ней.

3. Антимонопольное регулирование предполагает ограничение некото-рых рыночных принципов (в частности, свободы договора). Данные ограничения вводятся для поддержания рыночной конкурентной среды в целях защиты публичных интересов.

Центральным федеральным законом, определяющим функции и полно-мочия антимонопольного органа, является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Цели антимонопольного законодательства определенные в Федеральном законе «О защите конкуренции» (п. 2 ст. 1) – это обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в России, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Защита конкуренции, таким образом, лишь одна из глобальных стратегических задач, через решение которой выполняются цели Закона.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон) недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и

Заключение

Подведя итог проделанной работе, возможно сделать следующие основные выводы.

Антимонопольное законодательство в плане средств и приемов юридического воздействия на регулируемые общественные отношения имеет определенную специфику: это правовое образование было создано только с началом рыночных реформ. Антимонопольное законодательство носит ком-плексный характер, среди норм действующих актов присутствуют гражданские, финансовые, административные, процедурные и иные нормы. Очевидно, можно говорить о целой системе методов правового антимонопольного регулирования.

Антимонопольный орган как федеральный контрольно-надзорный орган исполнительной власти соединяет в себе все направления реализации конкурентной политики в пределах предоставленных полномочий, непосредственно осуществляя конкурентное регулирование и контроль, а также взаимодействуя с другими уполномоченными органами власти. Федеральная антимонопольная служба до настоящего времени является специальным уполномоченным органом исполнительной власти в области конкурентной политики  специализированным конкурентным ведомством Российской Федерации.

В составе полномочий федерального антимонопольного органа возможно выделение нормотворческих, контрольно-надзорных, аналитических, организационных, а также полномочий по взаимодействию с другими органами власти и международными организациями. Основным видом полномочий Федеральной антимонопольной службы являются контрольно-надзорные, которые связаны с проверкой соблюдения участниками рынка антимонопольного законодательства. Федеральная антимонопольная служба исполняет административно-распорядительные функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

В соответствии с особым статусом в функции и полномочия антимоно-польного органа наряду с контрольно-надзорной деятельностью входят также вопросы выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования тех отношений, в отношении которых антимонопольный орган осуществляет контроль и надзор, а именно преимущественно в сфере конкуренции и монополии, за некоторыми исключениями. Естественно, такое нормативно-правовое регулирование осуществляется в ограниченных рамках, предоставленных законодательством и актами вышестоящих органов исполнительной власти.

В настоящее время прослеживается последовательное и поступательное снижение количества пресекательных мер и увеличение доли мер предупредительных в сфере защиты конкуренции, что свидетельствует о постепенной трансформации антимонопольных органов в органы предупредительного контроля. Дальнейшая оптимизация полномочий Федеральной антимонопольной службы связана с реализацией положений Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования на период 2013-2024 г.

Список литературы

1. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Указ Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

3. Указ Президента РФ от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

4. Указ Президента РФ от 12.05.2008 №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

5. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 №189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы».

6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».

7. Братановский С.Н. Административное право: особенная часть. Учебник. – М.: Директ-Медиа, 2013.

8. Мартыненко Г.И. Правовое обеспечение конкуренции и обеспечение монополистической деятельности. // Право и экономика. 2009. №11.

9. Насонов К. Новая антимонопольная политика государства. // Ведомости торгово-промышленной палаты. 2007. №1.

10. Писенко К.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В. Антимонопольное (конкурент-ное) право: Учебник. – М.: Наука, 2014.

11. Савенкова Ю.С., Ганиев М.Г. Особенности монополии в Российской Федерации. // Вопросы экономики. 2009. №8.

12. Семенихин В.В. Антимонопольное право: развитие конкуренции в РФ. // Бухгалтер и закон. 2011. №4.

Покупка готовой работы
Тема: «Правовой статус и полномочия антимонопольного органа»
Раздел: Административное право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика