Курсовая работа

«Бюджетный контроль в РФ»

  • 50 страниц(ы)
  • 467 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: admin

Введение 3

1 Сущность бюджетного контроля 6

1.1 Понятие и значение государственного бюджетного контроля 6

1.2 Правовые принципы, задачи и функции государственного бюджетного контроля 16

1.3 Органы, осуществляющие государственный бюджетный контроль 24

2 Формы и методы государственного бюджетного контроля 33

2.1 Правовые формы осуществления государственного бюджетного контроля 33

2.2 Организационные методы осуществления государственного бюджетного контроля 39

Заключение 44

Список использованных источников 46

Проблема коллективной и индивидуальной финансовой безопасности уже не первый век является актуальной для человечества. С первого дня накопления капитала его собственник заинтересован в обеспечении его безопасности. Государство можно определить, как собственника государственных фондов денежных средств и оно, в первую очередь, заинтересовано в контроле за целевым расходованием этих средств. Контроль необходим для более качественного выполнения государственными органами своих функций, а также для обеспечения принципа открытости перед населением.

Вполне очевидно, что люди всегда будут уважать и поддерживать власть, если будут уверены, что те средства, которые они законопослушные налогоплательщики, передают в ее распоряжение, расходуются в интересах общественного развития и используются разумно и эффективно.

Актуальность государственного бюджетного контроля обусловлена тем, что он является важным элементом бюджетного процесса и обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы .

Также государственный бюджетный контроль является одним из направлений антикоррупционной политики, что на современном этапе развития Российской Федерации делает его одним из важнейших инструментов борьбы с нарушением законодательства. При этом государственный бюджетный контроль является не только одним из важных элементов общенациональной системы противодействия коррупции, но и своего рода инновационной площадкой, на которой лучшие достижения теории и практики борьбы с коррупцией претворяются в жизнь, становятся конкретным руководством к действию.

Государственный и муниципальный бюджетный контроль является одной из составных частей финансового контроля и одним из видов государственного контроля, без осуществления которого нормальное функционирование экономики и финансовой системы невозможно.

Объектом исследования данной работы является совокупность урегулированных нормами права общественных отношений по осуществлению государственного бюджетного контроля.

Предметом исследования является государственный контроль процесса формирования, распределения и использования бюджетных средств в Российской Федерации.

Актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования позволяет сформулировать цель данной работы, которая заключается в комплексном системном анализе теории и практики осуществления государственного бюджетного контроля в Российской Федерации, его современного правового регулирования, в выявлении наиболее существенных проблем и определение возможных направлений совершенствования законодательства в данной области.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1. сформулировать понятие государственного бюджетного контроля и определить его значение;

2. определить принципы осуществления государственного бюджетного контроля, его задачи и функции;

4. выявить круг субъектов, осуществляющих государственный бюджетный контроль в России и проанализировать их полномочия в этой сфере;

5. рассмотреть правовые формы и организационные методы осуществления государственного бюджетного контроля;

В ходе исследования предмета данной работы использовались методы познания: анализ, синтез, метод формально-логического исследования, исторический метод, а также частно-научные методы (системно-структурный, институциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический).

Теоретической и практической базой для написания работы послужили труды ведущих отечественных специалистов в области бюджетного контроля (Ялбулганова А.А., Куприянец И.М., Лагутина И.Б. и других).

Также при написании данной работы использовались общетеоретические труды в области финансового и бюджетного права Романовского М.В., Саттаровой Н.А., Мысляевой И.Н., Карасевой М.В. и других.

Нормативная база исследования представляет собой совокупность законодательных и подзаконных актов Российской Федерации, законодательных актов субъектов Российской Федерации.

1 Сущность бюджетного контроля

1.1 Понятие и значение государственного бюджетного контроля

В специальной литературе нет единства мнении относительно определения государственного финансового контроля в целом и государственного бюджетного контроля в частности.

Понятие "контроль" происходит от французского слова "controle", использовавшегося для обозначения встречной, вторичной записи с целью проверки первой . Согласно понятию, данному в словаре Ожегова, «контроль представляет собой проверку, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора» .

Таким образом, с контролем в большой степени связана такая функция государственных органов, как надзор. Понятия "контроль" и "надзор" часто используются как в теории, так и в законодательной деятельности, однако однозначных критериев их разграничения друг от друга до сегодняшнего дня не выявлено. В части нормативных актов, к примеру, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", упомянутые категории строго не разграничиваются и употребляются как равнозначные. В наименовании вышеуказанного закона и в его статьях названные термины употребляются в связке, без каких-либо пояснений их сущности и содержания .

Проведенный анализ научных взглядов позволяет сделать вывод о том, что существует два совершенно противоположных взгляда по вопросу соотношения вышеназванных понятий.

В соответствии с одной из позиций понятия «контроль» и «надзор» являются тождественными, так как расхождение в их сущностных качествах практически незаметно, если не сказать, даже, что условно.

Подавляющее большинство ученых полагает, что использование терминов «контроль» и «надзор» как синонимов является ошибочным, поскольку, в частности в юриспруденции, под ними понимаются разные явления, правовые институты и государственные функции.

Но при этом сторонникам данной позиции не удается достигнуть согласия о содержании того и другого терминов и их соотношении. Одни ученные заявляют, что контроль и надзор являются самостоятельными видами деятельности. Более распространен взгляд о соотношении контроля и надзора как части целого. Однако одни представители последнего из названных подходов определяют надзор как часть контроля, другие - контроль как часть надзора. «Как было отмечено выше в нормативных правовых актах, также как и в доктрине, нет единообразного понимания рассматриваемых терминов. В одних нормативных актах употребляется только термин «контроль», в других — только «надзор». В ряде нормативных правовых актов одновременно употребляются оба этих термина» .

Также термин «надзор» часто встречается в названиях федеральных государственных органов исполнительной власти: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других. Гораздо реже встречается термин «контроль», к примеру, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

Организация и функционирование эффективной системы государственного бюджетного контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный бюджетный контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

Государственный бюджетный контроль представляет собой деятельность специально созданных государственных органов, заключающуюся в проверке и постоянным наблюдением в целях проверки и надзора за процессом формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, его субъектов, государственно-территориальных и муниципальных, предприятий, учреждений, организаций.

Контроль реализуется в три этапа: учёт, собственно контроль и анализ.

Методами государственного бюджетного контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

Государственный бюджетный контроль выполняет следующие функции: выявление отклонений, анализ причин отклонений, коррекция, превенция нарушений при формировании, распределении и использовании бюджетных средств.

Данные функции выполняют такие органы власти, как: Счётная палата РФ, Контрольно-счётные органы субъектов России, Контрольное управление Президента РФ, Банк России, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, Министерство финансов РФ и входящие в его структуру службы.

Актуальность бюджетного контроля обусловлена тем, что он является важным элементом бюджетного процесса и обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. В свою очередь возникают проблемы эффективности государственного бюджетного контроля. Основные из них - это: неразработанная законодательная база, которая отстает от экономических реалий и задач государства в финансовой сфере; отсутствие единого системного правового регулирования государственного бюджетного контроля; отсутствие четкой иерархической структуры органов финансового контроля. Также отсутствует законодательное закрепление самого понятия «бюджетный контроль».

Для дальнейшего повышения эффективности государственного бюджетного контроля необходимо провести четкое разграничение полномочий и ответственности между органами государственного и муниципального финансового контроля в РФ; создать общую информационную базу учета правонарушений и преступлений в сфере экономической деятельности для всех государственных органов бюджетного контроля; улучшать систему подготовки и переподготовки кадров для государственного контрольного аппарата, проводить периодическую аттестацию и ротацию сотрудников государственного бюджетного контроля.

Эффективное осуществление регулирующей функции государства в экономической сфере, роль которого в период проведения социально-экономических реформ и либерализации экономических отношений достаточно велика, предполагает наличие хорошо отлаженной, действенной системы государственного бюджетного контроля, выявляющей финансовые правонарушения, препятствующие и тормозящие экономическое развитие и в полной мере обеспечивающей экономическую безопасность страны.

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: h**t://w*w.consultant.r* (дата обращения: 18.09.2017) Ст. 101

2. Лимская декларация руководящих принципов контроля [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: h**t://w*w.consultant.r* (дата обращения: 18.09.2017).

3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. от 15.02.2016) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: h**t://w*w.consultant.r* (дата обращения: 18.09.2017) ст. 267.1.

4. О счетной палате Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Рос. Федерации от 05.04.2013 № 41-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: h**t://w*w.consultant.r* (дата обращения: 18.09.2017) Ст. 1.

5. О Федеральном казначействе [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: h**t://w*w.consultant.r* (дата обращения: 18.04.2017).

6. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: h**t://w*w.consultant.r* (дата обращения: 18.09.2017).

7. О Федеральной таможенной службе [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: h**t://w*w.consultant.r* (дата обращения: 18.09.2017) п.1.

8. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: h**t://w*w.consultant.r* (дата обращения: 18.09.2017).

9. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: h**t://w*w.consultant.r* (дата обращения: 18.09.2017)

10. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [Электронный ресурс]: федеральный закон Рос. Федерации от 07.02.2011 № 6-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: h**t://w*w.consultant.r* (дата обращения: 18.09.2017).

11. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: h**t://w*w.consultant.r* (дата обращения: 18.04.2017).

12. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансовобюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 20.03.2014 N 18н // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: h**t://w*w.consultant.r* (дата обращения: 18.09.2017) пункт 69.

13. Алеева Е.Г., Сугаипова И.В. Аудит бюджетных средств // Учёт, анализ и аудит. - 2011

14. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1977. - С. 125

15. Баранов М. Соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор»: теория и практика вопроса // Право и жизнь. - 2011. - № 9. - С. 9

16. Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики. Дис. д- ра юрид. наук / В.П. Беляев. - Саратов, 2006. С. 24

17. Бибиков А.А. О полномочиях органов внешнего финансового контроля при осуществлении аудита в сфере государственных и муниципальных закупок // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014. - №1-2. - С. 46

18. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №12 от 1999г. // Счётная палата Рос. Федерации: официальный сайт. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: h**t://audit.gov.r*/ (дата обращения: 18.09.2017).

19. Валеев А.Р. Методические подходы к оценке эффективности систем внутреннего контроля главных распорядителей бюджетных средств // Государственный аудит. - 2012. - №1. - С. 46.

20. Дроботова Е. В. Аудит эффективности бюджетных средств // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 390392.

21. Карасева М.В. Финансовое право России: учебное пособие / М.В. Карасева. - М.: Юрайт, 2011. - С. 85

22. Кожанова А. О. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации // Молодой учёный. - 2013. - №4. - С. 223-225.

23. Кондрат Е.Н. Государственный финансовый контроль: основополагающие начала (принципы) // Финансовое и бюджетное право. Банковское и валютное право. Налоговое право. - 2012. - №1. - С. 104

24. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. - М.: Норма, 2008. - С. 18

25. Кузнецов С.С. Методы бюджетного контроля: новации правового регулирования // Правовые проблемы укрепления российской государственности. - 2013. - С. 139-141.

26. Куприянец И.М. Понятие бюджетного контроля в дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» // Вестник Томского Государственного Университета. - 2010. - №1(9). - С. 85

27. Лагутин И.Б. Системность бюджетного контроля и бюджетного аудита в Российской Федерации: финансово-правовое регулировани. Дис. д-ра юрид. наук / И.Б. Лагутин. - М., 2014. - С. 263

28. Лукин А.Г. Постулаты и принципы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Основы экономики, управления и права. - 2013. - №5 (11). - С. 30

29. Луценко Н.Е. Внутренний финансовый контроль, как перспективное направление мониторинга бюджетных расходов // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 3-1 (68). - С. 164

30. Максименкова Е.А. Внутренний фин. Контроль: как он проводится? // Советник бухгалтера бюджетной сферы. - 2015. - №3. - С. 67.

31. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. - М.: Инфра-М, 2007. - С. 337

32. Никулина О.М. Изменение роли финансового контроля в лице территориального управления Росфиннадзора в Томской области в современных условиях хозяйствования // Проблемы учёта и финансов. - 2011. - № 3. - С. 2933., С.29-30

33. Парыгина В.А. Правовые основы государственного финансового контроля в бюджетной сфере: актуальные проблемы бюджетно-правового регулирования // Бизнес в законе. - 2007. - №2. - С. 156

34. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов / В.В. Петров. - М.: БЕК, 1995.- С. 240

35. Погодина Н. А., Карелин К. В. Соотношение контроля и надзора в российской правовой системе // Российская юстиция. - 2012. - № 3. - С. 72-74.

36. Полномочия и функции департамента [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации. Электрон.дан. М.,2017.URL: h**t://minfinm/m/mimshy/stmcture/departments/?id_4=6#ixzz47ZI6UjQ9 (дата обращения: 18.09.2017).

37. Поляк Г.Б. Бюджетное право / Г.Б. Поляк, Д.А. Ремиханова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - С. 253

38. Правовой статус и функции Банка России [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: h**t://w*w.cbr.r*/today/?PrtId=bankstatus (дата обращения: 18.09.2017).

39. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. - М.: Юрайт, 2001. - С. 576

40. Саттарова Н.А. Бюджетное право. Учебник / Н.А. Саттарова. - СПб.: Деловой двор, 2009. - С. 120

41. Седова М.Л. Государственный финансовый контроль и аудит: презентация проф. кафедры «Государственные и муниципальные финансы» / М.Л. Седова. - Финансовый университет при Правительстве РФ.

42. Серебрякова Т.Ю. Государственный финансовый контроль и его формы // Вестник Российского университета кооперации. - 2012. - № 4(10). - С. 42

43. Старосьцяк Е. Элементы науки управления. Перевод с польского / Е. Старосьцяк. - М.: Прогресс, 1965. - С. 199

44. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ Ltd., 1992. - С. 298

45. Федеральные службы [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: h**t://minfin.r*/ru/ministry/structure/agencies/ (дата обращения: 18.09.2017).

46. Четверикова Г.В. Финансовый бюджетный контроль // Вестник Алтайского Государственного аграрного университета. - 2005. - №1. - С. 149

Покупка готовой работы
Тема: «Бюджетный контроль в РФ»
Раздел: Финансы
Тип: Курсовая работа
Страниц: 50
Цена: 1100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие материалы