Курсовая работа
«Отечественная и зарубежная наука о корпоративных организациях средневековья»
- 27 страниц
Введение….…3
ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ….…11
1.1 Дореволюционная Отечественная историография проблемы корпоративных организаций Средневековья….11
1.2 Современная наука о корпоративных организациях….….13
ГЛАВА 2 ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ….…16
Заключение….21
Список литературы…23
Высшей формой средневековых общностей, широко распространенной, но при этом самой общественно важной, перспективной и наиболее престижной, была корпорация. Происходя от латинского слова corporatio, то есть сообщество, корпорация может быть определена как общество, союз, группа лиц, объединяемых общностью профессиональных, сословных или духовных интересов; от других типов общностей корпорация отличается замкнутым характером и формализацией, чаще всего – в виде правового оформления (устава или правил, зафиксированных в иной форме), обязательного для членов объединения.
Корпорация – это практически единственный тип социального института Средневековья, в котором доминируют не вертикальные, а горизонтальные связи и отношения. Ж.Дюби анализируя корпоративную структуру общества Средних веков, выделяет такие корпоративные объединения как: городские коммуны и союзы городов, ремесленные цеха и купеческие гильдии, сельские общины и университеты, религиозные монашеские ордена и братства, религиозные секты и сеньорно-вассальные союзы.
В отличие от Европы с ее четкими классовыми критериями и стадиально-формационным делением развития история Востока характеризуется институтами деспотической власти и корпоративностью.
Отношения христианской Европы и арабо-мусульманского мира в Средние века изначально приняли характер религиозно-политического соперничества в форме военного противостояния.
Актуальность темы корпоративных организаций средневековья объясняется в его возрождении в постиндустриальном обществе. То, что тематика корпоративных сообществ является одной из весьма запутанных и спорных, говорит о том, что ее значение далеко от определенности, что делает задачу ее прояснения достаточно актуальной.
Взаимодействие культур Востока и Запада на Ближнем Востоке происходило, не считая торговые отношения, вследствие крестоносного движения, где немалую роль сыграли корпоративные организации, в том числе военно-монашеский Орден тамплиеров и мамлюкский институт, образованный на Востоке.
Первый Орден, который был рожден крестовыми походами и проникнут их духом – Орден тамплиеров. Его официальное название "Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона", в Европе более известное как Орден рыцарей Храма. Их первоначальной целью было обеспечение безопасности дорог в новых латинских государствах, по которым паломники направлялись к Святому городу. Тамплиеры, дав тройной обет: целомудрия, бедности и послушания, в период своего расцвета стали самым влиятельным и богатым Орденом того времени.
Мамелюк - "военный раб" впервые такие воины начали использоваться в Багдадском халифате в правление аббасидского халифа аль-Мутазима(833–842), и вскоре стала широко распространенной во всем мусульманском мире. В основном это были дети, вывезенные с оккупированных территорий, купленные на невольничьих рынках либо захваченных во время набегов, которые проходили определенную систему военной подготовки и сами себя считали отнюдь не «рабами», а представителями особой касты.
Мамлюкская армия состояла из трех основных частей: мамлюки султана, мамлюки эмиров и отряды халка, конных воинов из числа свободнорожденных. Мамлюкские султаны могли восполнять недостаток воинской силы с помощью новых тюркских рабов с Кавказа и из Средней Азии, доставлявшихся торговыми путями, проходящими через Анатолию. Мамлюкское государство могло выставить гораздо больше войск, чем когда-либо могли франки. Более того, когда пришло время для систематического уничтожения франкских замков, поселений и портов в Сирии, Мамлюки могли использовать десятки тысяч воинов из вспомогательных войск: тюрок, курдов и монголов.
Мамлюкские институты имели много общего с институтами рыцарства в Западной Европе: подготовка с юных лет; обязательное приобщение к религии; преданность своему сюзерену; участие в военных играх руководством эмиров; корпоративность, замкнутость организации.
Дихотомия Востока-Запада, осложняла взаимоотношения и взаимопонимание двух миров: это была история взаимонеприятия и дезадаптации генетически разных типов развития, разного подхода к явлениям жизни, столкновения кардинально различных менталитетов
Цель: проанализировать труды отечественных и зарубежных историков о корпоративных организациях Средневековья.
Объектом исследования является история корпоративных организаций в XII-XIV вв. В свою очередь предмет исследования – историография корпораций Средневековья и их роль во взаимодействии культур Востока и Запада.
Значительную часть источников составляют книги арабских историков и писателей, современников крестовых войн. Правда никто из них не воссоздает связной и последовательной истории этих завоевательных предприятий рыцарства. В то же время в книгах Ибн Джубайра, Усамы ибн Мункыза содержатся подробные описания многих эпизодов крестовых войн и взаимоотношение между корпоративными организациями Востока и Запада.
В отличие от западноевропейских хронистов, посвятивших крестовым походам немало специальных трудов, арабские авторы обычно включают сведения об этих военных экспедициях и о государствах крестоносцев на Востоке в исторические повествования о своих странах.
Богатая наблюдениями жизнь Усамы ибн Мункыза отразилась в «Книге назидания» - старческом произведении, где вся книга – воспоминания. В этой автобиографической хронике, многие страницы посвящены отношениям арабов с крестоносцами и повседневной жизни в государствах крестоносцев. В произведении Усамы можно разглядеть, что в эту эпоху у мусульман культура выше, поэтому он тонко подмечает, что только те франки становятся воспитаннее, культурнее, которые дольше живут в исламской стране. Одни из них – иерусалимские тамплиеры, среди которых он приобретает друзей.
Примечательно, что автор описывает, как, бывая в Иерусалиме, он ходил молиться в мечеть ал-Акса. Мечеть эта была превращена в христианскую церковь и отдана Ордену тамплиеров, но те сохранили рядом с ал-Аксой маленькую мечеть. «Когда я заходил в мечеть ал-Акса, в которой находились тамплиеры, бывшие моими друзьями, они освобождали ту маленькую мечеть, чтобы я мог в ней помолиться».
Также большой интерес представляет сочинение арабского автора, родом из Испании. «Путешествие» Ибн Джубайра – путевые записки, относящиеся к первому паломничеству, представляющие собою дневник, который он вел изо дня в день и по возвращении обработал. Точное название его труда неизвестно; наиболее принятым является «Рихлат ал-кинани» («Путешествие кинанита», где кинана — племя, к которому принадлежал Ибн Джубайр).
В 1184 году Ибн Джубайр посетил Иерусалимское королевство, короля Бодуэна IV и его мать Агнессу де Куртене он наименовал как Ханзира и Ал-Ханзира, то есть, соответственно Свинья и Боров. Ибн Джубайр, враждебно настроенный к христианам-завоевателям, тем не менее отмечает: «. обитатели этих земель были и мусульмане, которые жили в достатке рядом с франками - мы прибегаем к Аллаху, чтобы он удержал (их) от искушения! - при условии внесения франкам половины урожая . и одного динара и пяти киратов с головы. Кроме этого с них ничего более не требуют. . И сердца многих из них подвергаются испытанию, когда они видят положение их братьев в землях мусульман . ибо по благосостоянию и дружелюбному отношению оно обратно их положению.»
Ибн Джубайра резко отличается от трудов западных хронистов и историков своей беспристрастностью описания крестовых походов.
Труд Гильома Тирского, уроженца Палестины охватывает события на протяжении ряда десятилетий и представляет собой попытку осмысления крестоносного движения и одновременно свидетельствует о некоторой эволюции самой латинской хронографии. Портретные характеристики политических деятелей, рассказ о реальных фактах из жизни государств франкского Востока все больше теснят традиционное провиденциалистское повествование, типичное для первых глав «Истории деяний в заморских землях». Хроника Гильома Тирского пользовалась необычайной популярностью у современников, которые считали ее надежным источником сведений по истории государства крестоносцев.
Из византийских авторов следует отметить, прежде всего, Анну Комнину, дочь императора Алексея I Комнина. Анна в конце жизни удалилась в монастырь, где и написала «Алексиаду» - книгу, прославившую ее в веках.
Источники по истории Ордена тамплиеров, доступные нам, можно разбить на следующие группы. Во-первых, документы, исходящие из самого Ордена. В первую очередь – это Устав Ордена. Он был создан в основных чертах на Соборе в Труа в 1128 году, хотя сам Орден уже существовал с 1118г. Латинский Устав получил устное одобрение Папы и в дальнейшем был дополнен великими магистрами, которым помогал их капитул. Известно, что Орден находился во французском подданстве, поэтому большинство рыцарей были французы, не знающие латынь. Возникла необходимость перевода Устава на французский язык, который был дополнен множеством статей. В 1147 г. Появилась Французская редакция Устава, главным изменением в нем был курс на полное освобождение Ордена Храма от светской власти. Французская версия Устава наиболее полно отражает идеальный быт Ордена, так, что можно проследить на каких условиях принимали неофитов и за что они могли быть изгнаны из Ордена, а также материальные отношения между братьями и с внешним миром, и многое другое.
Во-вторых, это официальные церковные документы, исходящие из канцелярии римских пап. Булла «Omne Datum Optimum», данная Иннокентием II Роберу де Краону 29 марта 1139 г. является «Великой Хартией» ордена Храма. Она освобождала орден от выплачивания десятины, от всякой церковной власти кроме папской — отстранение епископов от всякого контроля над духовными делами Ордена, включая право возводить часовни в удобных для тамплиеров местах. Передавала магистру, должность на которую избирались из числа тамплиеров, и капитулу ответственность за управление Орденом, право изменения Устава. Тамплиеры всегда должны были иметь центр в Иерусалиме. Булла учреждала институт братьев-капелланов, которых можно было брать без согласия епископа с испытательным сроком в год.
В-третьих, свидетельства современников, зафиксировавших реальные поступки рыцарей Ордена. Первые сведения о тамплиерах дает историк Гийом Тирский в своей работе «История деяний в заморских землях», где описывается почти столетняя история крестоносного движения. Труд был написан по приказу Иерусалимского короля Амори I с целью восхваления крестоносцев. Повествование о создании Ордена, его прославление и первых девяти лет существования отражены в гл. VII в XII из XXIII книги «Об учреждении Ордена тамплиеров (1170-1184)». Согласно этим свидетельствам, Орден был основан в 1118 г. О степени объективности этих утверждений автора говорит и тот факт, что сам он не был свидетелем этого события.
Наконец, сочинение во славу Ордена в 1128г. Св. Бернара Клервосского в виде трактата «Похвала новому рыцарству» , где противопоставлял тщеславному светскому рыцарю монаха-тамплиера, ведущего деятельную боевую жизнь во имя высшей цели - служения Богу.
Решение задач, поставленных в исследовании, потребовало обращения к узкой базе источников, включающей весьма незначительный объём оригинальных материалов, которые можно подразделить на несколько групп.
Первая группа - это письменные источники, свидетельства арабских историков, очевидцев, государственных деятелей, «людей пера» таких как: Абу-аль-Аббас аль-Микризи, и его «Книга поучений и назидания в описании кварталов и памятников Каира», Смбат Спарапет «Летопись». Эти авторы воссоздают картину того периода, особенно военных действий, подготовки к войне. Таки ад-Дин Ахмед ал-Макризи (1364-1442) за свою жизнь создал много трудов по истории Египта и мусульманских стран. Его главный труд - «Книга поучений и назиданий, (содержащихся) в описании кварталов и памятников (Каира)» - основной источник по внутриполитической истории
Во вторую группу источников входят исследования и записи европейцев, побывавших в XIV-XIX вв. в Черкесии, Египте, Сирии Судане.
Вторая группа - это графические изображения мамлюков, на предметах обихода, посуде, роспись на оружии, на тканях. Большую роль сыграли иллюстрации картин и зарисовок очевидца того времени - итальянского художника Карпаччио.
На интерпретацию источников, самих по себе достаточно тенденциозных, оказали влияние различные факторы: общий уровень исторических представлений, господствующие религиозные и политические идеалы, а также конкретные политические обстоятельства.
Заявленная цель исследования предполагает решение следующих задач:
Проанализировать труды дореволюционных отечественных историков об истории корпоративных организаций.
Рассмотреть исследования медиевистов советского периода и современности на тему взаимодействии культур Востока и Запада посредством корпоративных организаций средневековья.
Изучить зарубежную историографию корпораций Востока и Запада.
ГЛАВА I. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
1.1 Дореволюционная историография проблемы корпоративных организаций.
Первые упоминания в дореволюционной исторической литературе о корпоративных организациях, в том числе Ордена тамплиеров относятся к XVIII в, представляющие собой краткие изложения истории западноевропейских Орденов. Фактически первым учебником по европейской истории стал «Феатрон», где даются отрывочные сведения о духовно-рыцарских Орденах.
Работа русского историка Е. Ефимовой «Рыцарство», ценная множеством деталей, но средневековая воинская элита описывается в романтизированном ключе, представлена альтернативой миру варварства, базируется на материале куртуазной поэзии без её критического анализа.
Орден тамплиеров рассматривается также как составная часть истории монашеского движения в Западной Европе. В 1912 г. Публикуется книга Карсавина Л.П. «Монашество в Средние века». Характерным было то, что автор говорит о необходимости Церкви в противоречивом идеале «рыцаря Христа» ради сохранения своей власти. Для этого св. Бернар в своем сочинении «Похвала новому рыцарству» попытался оправдать рыцарские ордена, примирив их воинскую деятельность со служением Богу. Карсавин указывает, что Бернар Клервосски считал, что если бы католическая Церковь не создала такие Ордена, то христианство могло уступить место язычникам и еретикам. Также в работе Карсавина была попытка определить состав членов Ордена тамплиеров. В числе рыцарей, как он считал, было много «преступников, нечестивцев, хищников, святотатцев, убийц, клятвопреступников и прелюбодеев». Указывающий на это св. Бернар радовал тому, что таким образом Франция освободилась от нежелательных элементов, а сила христиан на Востоке возросла. Орден тамплиеров также фигурирует как составная часть истории папства. Труды С. Г. Лозинского в этом контексте дают ценные сведения об отношении церкви к Ордену Храма.
В Отечественной дореволюционной историографии специальных работ, посвященных анализу средневековых корпоративных организаций немного. Гораздо больше трудов посвящено отдельным аспектам средневековой истории и культуры, где корпорации, как тамплиеры не являлись непосредственно объектом исследования. К их числу относятся Крестовые походы. Книга Добиаш-Рождественской О.А. была одной из первых работ по данной теме опубликованой в 1918 г. Тамплиеры, по мнению автора, были созданы для защиты пилигримов и местных христиан от мусульман Ближнего Востока. Во времена расцвета крестоносного движения Орден набирал свою силу и богатства, но когда эта идея стала угасать, был упразднен, т.к. стал не нужен.
1.2 Советский и современный периоды в изучении корпораций Средневековья.
На протяжении всего Средневековья объединения на основе клятвы были индикаторами и факторами социального процесса нарастающей модернизации. Эти объединения представляли инструмент, посредством которого индивиды, часто под давлением нужды и в ситуации общественного конфликта, вступив в союз с себе подобными достигали целей, удовлетворяли социальные, религиозные, экономические и культурные потребности, приспосабливались к новой исторической ситуации. Сама идея клятвенного соглашения о взаимопомощи сыграла, таким образом, историческую роль.
В обществе, в котором хотя и есть «государство», но нет монополии на легитимную власть к принуждению, то есть в обществе с переплетением конкурирующих легитимностей, такая клятва создавала правопорядок, безопасность и мир для круга тех, кто обменялся ею. То, что не могло быть гарантировано «сверху», по принуждению институтов власти, обеспечивалось «снизу» договором и согласием, а затем социальным давлением, которое такой институционализированный договор оказывал как на внутреннюю, так и на внешнюю среду
Cпециалист по Крестовым Походам — советский медиевист Заборов М.А. характеризует тамплиеров как высокомерных братьев-рыцарей, алчных, жестоких эксплуататоров крестьян. Не подчиняясь ни светской, ни духовной власти, они создали государство в государстве, главной целью которых были война и грабеж, торговля и спекулятивные сделки. Конфликты с местной администрацией, с другими Орденами, их независимое положение привели тамплиеров к гибели. Такие категорически негативные выводы по религиозной проблематики, также как и непопулярность такого вида исследований в советское время объясняется давлением атеистической идеологии.
Впервые в отечественной историографии работа, посвященная непосредственно изучению поздней истории Ордена Храма, принадлежит ведущему специалисту по истории Средневековой Франции Н.А. Хачатурян (Денисовой). Рассматривая Орден тамплиеров в контексте борьбы духовной и светской власти во Франции, в своей работе автор ссылается на трактаты французского легиста Дюбуа. Отличительной чертой в сообщении Денисовой было то, что главной причиной уничтожения Ордена явились не финансовые соображения Филиппа IV, а противодействие тамплиеров объединению страны. Централизация Франции была необходима королевской власти в борьбе против теократических притязаний папства. Эта борьба наиболее ярко выразилась в столкновении Филиппа IV Красивого с папой Бонифацием VIII и уничтожении Ордена тамплиеров.
История орденов средневековья под редакцией Гусева И.Е. является наиболее свежим исследованием, касающимся Ордена тамплиеров. Основной упор в работе автор делает на военную историю в контесте политических событий в Европе и на Востоке того времени.
Основная часть работы «Восточное рыцарство» (в сравнении с западным) советского историка А.С. Юнусова посвящена мусульманским рыцарям периода крестовых походов, вскользь говорится так же о и самураях. Работа представляет несомненную ценность благодаря широкой эрудиции автора и богатому кругу привлеченных источников и литературы. Автору удалось провести интересные параллели между западноевропейскими и мусульманскими рыцарями, убедительно показать наличие общих черт в их социально-экономических, политических и военных функциях, одновременно отметив и определенную региональную специфику. Но методология работы основана на принципах марксистской историографии, поэтому А.С. Юнусов в основном рассматривает социально-экономическое и политическое значение «рыцарства», практически оставляя в стороне идеологию и менталитет, за рамками внимания автора осталось и «рыцарское» поведение воинов Востока во время сражений и поединков
Для воссоздания картины земельных отношений в Мамлюкском султанате следует отметить труд Певзнера С.Б. «Икта в Египте в конце XIII-XIV». Также труд Роберта Ирвина «Ближний Восток в Средние века: Мамлюкский Султанат 1250-1382». Для выполнении характеристики военных преобразований, тактики и стратегии мамлюков фундаментальными послужили работы Уварова Д. «Средневековые метательные машины западной Евразии», где автор дал сравнение метательных машин крестоносцев и мамелков в период последних Крестовых походов, и затронул тактику ведения осадной войны обоих сторон.
В современных тенденциях мирового развития экономики можно увидеть продолжение эволюции тех форм социальной организации, которые существовали в Средневековье. А именно это корпоративные организации, которые имеют Средневековое происхождение, и характерный для них дух обособления, создания особых норм и правил, регулирующих внеординскую систему отношений с будучи изначально тайной, закрытой организацией, тамплиеры, также как и мамлюки сформировали корпоративный дух внутри организации, становясь такими в какой-то степени прародителем корпоративной этики современных компаний. Корпоративный характер той эпохи внутри институтов прослеживается и в стиле жизни братьев — групповая солидарность, опирающаяся на совместной деятельности закрепляется через Устав, особая форма одежды, своя казна, регламентация всех сторон жизнедеятельности, ритуалы и традиции.
В заключении можно сказать, что проблема корпоративных организаций не проявлялась в Отечественной и зарубежной историографии. Начиная с советского времени среди трудов медиевистов можно найти работы, посвященные отдельным аспектам средневековой истории и культуры, где Орден тамплиеров и мамлюкский институт рассматривались непосредственно объектами исследования, но анализа и сравнения этих структур нет по сей день.
В ходе работы было выявлено, что дореволюционные историки такие как О.А. Добиаш-Рождественская, Л.П. Карсавин, С.Г. Лозинский интересовались проблемами духовно-рыцарских Орденов, исследуя их в контексте Крестовых походов или составной частью монашеского движения. Более ранние работы отечественных ученых дают лишь отрывчатые сведения о корпорациях Средневековья в Европе, однако в них мы не находим критического обоснования.
В советском периоде Орден тамплиеров изучался в контексте Крестовых походов, в свою очередь мамлюкский институт рассматривался как объект истории Арабского халифата. Единственная работа, посвященная непосредственно проблеме духовно-рыцарских организаций принадлежит ведущему специалисту по истории Средневековой Франции Н.А. Хачатурян (Денисовой).
Самой значимой работой, направленной на изучение мамлюков, по мнению многих современных востоковедов, является «Мамлюкский институт» Д. Айалона.
Зарубежная историография значительно более обширна, чем отечественные исследования. Основные идеи зарубежных медиевистов заключается в изложении крестоносного движения и истории рыцарства заключены в работах: Г. Мишо, Ф. Контамин и др.
Работа Ч. Дж. Аддисона является одной из первых фундаментальных монографий по истории Ордена тамплиеров. Также особого внимания заслуживают труды видных французских и английских деятелей, таких как М. Мельвиль, М. Барбер, А. Демурже и др.
Кроме того особый интерес вызывает проблема соприкосновения Западной Европы с мусульманским миром, рассматриваемая английским исламоведом У.М. Уоттом.
В последнее время вышло множество работ, посвященных истории мамлюков. Научные публикации адыгского учёного С.Х. Хотко, воссоздают генезис и функционирование черкесских элит в Мамлюкском султанате.
Таким образом, специальных работ, посвященных анализу корпоративных организаций, немного. Несмотря на то, что и по сей день не существует ни одного исследования, касающегося непосредственно данной темы, тем не менее, существует некоторое количество трудов так или иначе, затрагивающих эту проблему.
Источники
1. Устав ордена тамплиеров латинская редакция. / Пер. П.И. Румянцева. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.templarhistory.r*/templars_rules_part1/
2. Французский Устав Ордена Рыцарей Тамплиеров. / Пер. П.И. Румянцева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.templiers.info/templiers/index.php?id
3. Гильом (Вильгелм) Тирский. Кн. XII. Гл. VII. Об учреждении ордена тамплиеров (1170 - 84). Пер. с лат. Стасюлевич М. М. [Электронный ресурс] h**t://w*w.vostlit.info/Texts/rus/Giiom_Tir/otryvok1.phtml?id=345
4. Бернар Клервосский. Похвала новому рыцарству // Вассерман Д. тамплиеры и ассасины; [пер. с англ. С.В. Иванов]. – СПб.: Евразия, 2008. – С.349-353
5. Булла «Omne Datum Optimum» // Мельвиль М. История ордена тамплиеров; [пер. с фран. Г.Ф. Цыбулько; науч. ред. М.Ю. Медведев]. – СПб.: Евразия, 2007. – С. 26-27
6. Статьи обвинения, на которых основывалось судебное расследование по делу тамплиеров. // Барбер М. Процесс тамплиеров; [пер. с фран. И. Тогоевой]. – М.:Алатейя, Энигма, 1998. – С.173-176
7. Анна Комнина. Алексиада. Вступительная статья, перевод и комментарий, А.Н.Любарского. М., 1965.
9. ИбнДжубайр. Путешествие. Перевод с араб. Л.А.Семеновой. М., 1984.
10. Усама ибн Мункыз. Книга назидания. Перевод с араб. М.А.Салье. М., 1958.
11. Таки ад-Дин ал-Макризи. Книга поучений и назиданий, (содержащихся) в описании кварталов и памятников (Каира)
12. Иллюстрации итальянского художника Карпаччио
Научные публикации:
1. Аддисон, Ч.Дж. История рыцарей-тамплиеров / Ч.Дж. Аддисон; [Пер. с англ. Е. Бергер]. – М.: Алатейа, 2004. – 384с.
2. Азимов А. Ближний Восток. История десяти тысячелетий / А. Азимов. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – С. 287-300
3. Айалон Д. О структуре мамлюкской армии//Американское общество изучения Востока. – 1969. – №3. – С.135-147
4. Амро Назим Ахмед
5. Арнаутова Ю.Е. Средневековые истоки современной корпоративной культуры//История менеджмента, 2008. - №1. – С. 18-24
6. Барбер, М. Процесс тамплиеров / М. Барбер; [пер. с фран. И. Тогоевой]. – М.: Алатейя, Энигма, 1998. – 385с.
7. Бернгард Куглер. История крестовых походов. Перевод с немецкого. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998
8. Бордонов, Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке / Ж. Бордонов; [пер. с фран. и науч. ред. В. Д. Балакина]. – М.: Мол. Гвардия, 2004. – 243с.
9. Большаков. О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. VII – сер. XIII в.: Социально-экономические отношения. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001 – 344с
10. Гусев, И.Е. История орденов средневековья / И.Е. Гусев. – Минск.: Харвест, 2010. – 432с.
11. Демурже, А. Жизнь и смерть ордена тамплиеров 1120-1314 / А. Демурже; [пер с фран. А.Н. Саниной]. – СПб.: Евразия, 2008. – 391с.
12. Денисова, Н.А. Из истории политической борьбы во Франции в начале XIV в. (Трактаты легиста Дюбуа об уничтожении Ордена тамплиеров). / Н.А. Денисова // Средние века. М.: изд-во Академия наук СССР, 1961. – Вып. 20. – С. 208-224
13. Добиаш-Рождественская, О.А. Эпоха крестовых походов (Запад в крестоносном движении) Изд. 2-е стереотипное. / О.А. Добиаш-Рождественская. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 120с.
14. Добиаш-Рождественская, О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. Изд. 2-е / О.А. Добиаш-Рождественская. – М.: Наука, 1991. – 108с.
15. Джуртубаев М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев: (Краткий очерк)/М.Ч. Джуртбаев. – Нальчик: Эльбрус, 1991. – 255с.
16. Ефимова Е. Рыцарство. – М., Киев: Евролинц, 2003. – 191с.
17. Заборов, М.А. Крестоносцы на Востоке. / М.А. Заборов. – М.: Наука,1980. – 320с.
18. Заборов, М.А. История крестовых походов в документах и материалах. / М.А. Заборов. – М.: Наука, 1977. – 272с.
19. Ирвин Роберт Крестовые походы: древнейшие и новейшие стереотипы /Перевод Александра Ярина [Электронный ресурс] / Роберт Ирвин. - Режим доступа: h**t://w*w.monsalvat.globalfolio.net/rus/manifest /artofwar/wars_battles/ crusades/about/irvin/index.php
20. Контамин, Ф. Война в Средние века / Ф. Контамин; [пер. с фран. Ю.П. Малинин, А.Ю. Карачинского, М.Ю. Некрасова; науч. ред. Ю.П. Малинин]. - СПб.: Ювента, 2001. - 414 с.
21. Кошанина Т.В. Корпоративное право – М.: НОРМА–ИНФРА , 1999 – 803с
22. Лобе, М. Трагедия Ордена тамплиеров / М. Лобе; [пер. с фран. Д.А. Журавлевой]. – СПб.: Евразия, 2003 – 218с.
23. Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М.: Политиздат, 1986. – 382 с.
24. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. ЛГУ, 1955.
25. Малахова Наталия Николаевна. Трансформация представлений о Востоке в западной культуре : Дис. . канд. филос. наук : Ростов н/Д, 2005 130 с.
26. Мельвиль М. История Ордена тамплиеров / М. Мельвиль; – СПб.: Евразия, 2007. – 368с.
27. Монашество в средние века: учебное пособие / [под ред. Л.П. Карсавина]. – М.: Высш. шк., 1992. – 191с.
28. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам // Православный палестинский сборник. Т. 17. Вып. 2. СПб. Т. 2-3. 1897, Т. 1. 1903
29. Певзнер С.Б.Икта в Египте в конце XIII-XIV вв., в сборнике памяти акад. И.Ю. Крачковского, Л., 1958, 455с.
30. Руа, Ж.Ж. История рыцарства. 2-е изд. / Ж.Ж. Руа; [пер. с фран. Г. Веселкова]. – М.: Алатейа, 2001. – 248с
31. Сванидзе А.А. Средневековые корпорации. / А.А. Сванидзе // Неприкосновенный запас. – 2006. - №4. - С. 48-53
32. Семенова Л.А. Сапах ад-Дин и мамлюки в Египте. М., 1966.
33. Уваров Д. Средневековые метательные машины западной Евразии
34. Уотт УМ. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976 – 300с
35. Фо, Г. Дело тамплиеров / Г. Фо; [пер. с фран. Е.В. Чудиновой]. – СПб.: Евразия, 2007. – 320с.
36. Фори А. Военно-монашеские ордена (1120-1312) / А. Фори // Изучение крестовых походов под ред. Дж. Райли-Смит; [пер. с англ. Е. Дорман]. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – С.160-234
37. Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива. СПб. : Изд-во «Диля» , 2008. — 672c.
38. Хотко С.Х. Генезис черкесских элит в султанате мамлюков. – Майкоп, 1993
39. Юнусов Ю.В. Восточное рыцарство (в сравнении с западноевропейским) / Ю.В. Юнусов//Вопросы истории. – 1996. - №9. – С43-58
Тема: | «Отечественная и зарубежная наука о корпоративных организациях средневековья» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 27 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Психологическая коррекция созависимых отношений у женщин
Курсовая работа:
Исследование взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков
Дипломная работа:
Речевые особенности интернет-коммуникации
Дипломная работа:
Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка
Дипломная работа:
Психологические особенности образа себя как отца у мужчин с разным семейным и отцовским статусом