Дипломная работа
«Формирование нравственных ценностей личности ребенка на основе занятий народной хореографией»
- 83 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ 15
1.1. Формирование нравственных ценностей личности ребенка 15
1.2. Искусство хореографии сегодня и роль народного танца 28
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии 40
Выводы по первой главе 44
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ 46
2.1. Подходы к осмыслению проблемы формирования нравственных ценностей личности ребенка на основе занятий народной хореографией. .46
2.2.Педагогические условия формирования нравственных ценностей личности ребенка на основе занятий народной хореографией 56
2.3. Описание и результаты опытно-экспериментального исследования 63
Выводы по второй главе 71
Заключение 74
Список литературы 76
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в нашем обществе, влекут за собой перемены и в системе образования. В условиях противоречивой внешней ситуации, обусловленной затянувшимся социально-политическим и экономическим кризисом, трансформируются нравственные ориентиры, что актуализирует поиск источников, повышающих и стабилизирующих нравственные нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей.
Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в формирование ценностного отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, если в качестве одной из важнейших задач поставит повышение авторитета морали, нравственности в организации жизнедеятельности детей, а нравственное воспитание определит как приоритетное направление в учебно-воспитательном процессе. Проблема сущности, цели, задач, содержания нравственного воспитания в педагогической теории и практике получила достаточное развитие.
Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо и другие. В отечественной педагогике нравственное воспитание рассматривается как процесс превращения социально значимых требований общества во внутренние стимулы личности (Н.И.Болдырев, Э.П.Козлов, Н.Т.Трофимова, И.Ф.Харламов, М.Г.Яновская и др.). Функциями нравственного воспитания являются включение учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений; передача социального опыта новому поколению, внесение в его сознание мировоззренческих идей, знаний о моральных принципах и нормах; формирование ценностных ориентаций (Р.Г.Амосова, Е.В.Бондаревская, А.Г.Асмолов). Особенности нравственного воспитания младших школьников рассмотрены в работах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.И.Новиковой, В.А.Аверина.
В силу специфики возраста нравственное воспитание именно в начальной школе является наиболее эффективным (Г.С.Абрамова, Н.Е.Щуркова, О.С.Богданова, О.Д.Калинина). Учет возрастных особенностей, а именно наличие ярко выраженных эстетических потребностей, эмоциональности, чувственности в младшем школьном возрасте (В.А.Гаврилов, Т.Б.Лихачев) обусловливает единство нравственного и эстетического (К.В.Гавриловец, И.И.Казимирская). Кроме того, взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания для данного возрастного периода очевидна и необходима в силу родственности их целей и задач (Н.А.Ветлугина, Б.М.Неменский, Н.Е.Шуркова, В.А.Караковский и др.).
Однако между целями, задачами нравственного воспитания и практическим их воплощением в настоящее время сложились определенные противоречия. Одно из них касается социального аспекта воспитания и выражено в падении прежних и отсутствии новых идеологических норм, на основе которых формировалось нравственное сознание подрастающего поколения. Технократические тенденции в человеческом сознании и мышлении создают условия для ослабления роли гуманитарных аспектов общественной жизни, что неизбежно обусловливает потерю значимости категорий нравственности. В то же время новые идеологические основы не созданы, что, несомненно, приводит к замешательству и растерянности в решении задач нравственного воспитания.
Следующее противоречие обусловлено личностным аспектом. Младшие школьники в силу специфики возраста ориентируются на нравственный идеал, достойный подражания, но потоки зарубежной субкультуры могут искажать представления о нравственности и формировать в сознании младших школьников иллюзорные приоритеты, что затрудняет выполнение педагогических задач.
Противоречия сложились и в самой педагогической науке. Советская педагогика, интернационализируя процесс нравственного воспитания, почти полностью исключила из воспитательного процесса этнокультурные традиции, кризис невостребованности которых привел к потере ощущения принадлежности к Родине и нивелировал такие понятия, как «гражданственность», «патриотизм» и, как следствие, «нравственность». Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня и не может быть выполнена без глубокого познания духовного богатства народа, приобщения к искусству.
Проблема воспитательных возможностей различных видов искусств особо актуальна в сфере образования. Как показывает практика, систематическое занятие одним видом искусства - будь то танцевальное, музыкальное, изобразительное, литература или театр - закладывают основу, на которой в дальнейшем строится «здание» нравственных и эстетических ценностей личности. Каковы возможности нравственного воспитания в формировании младшего школьника средствами хореографии?
Особая роль в развитии нравственной личности принадлежит хореографическому искусству. В условиях, когда с помощью средств массовой информации оно вошло в каждый дом и приобрело всепроникающий характер, возросла его значимость в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон идейно-эмоционального воздействия на ребенка. В этой связи можно констатировать, что нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии стало объективно значимым для современного образования.
Среди множества средств нравственного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают нравственные качества личности, образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Однако в сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими постоянное место в сетке школьного расписания, танец, так и не занял подобающего ему места в о числе обязательных предметов образования школьников.
Между тем хореография обладает огромными возможностями для полноценного нравственного совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Синкретичность хореографического искусства подразумевает развитие не только музыкальных, двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры: основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представления о духовных и нравственных качествах личности; и, вместе с тем, учит сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным для сегодняшнего дня.
По данным медицинских исследований (Л.В.Баль, С.В.Баркановой, И.В.Звездиной, А.Г.Ильина и многих других) за последнее десятилетие произошёл заметный рост частоты нарушений соматического здоровья среди детей младшего возраста. Ухудшение здоровья детей является не только медицинской, но и педагогической проблемой. Соответственно, наряду с решением образовательных, воспитательных и развивающих задач, стоящих в процессе нравственного воспитания и обучения, считаем необходимым, приобщая детей к прекрасному, сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения, на что непосредственно направлены занятия хореографией.
Кризисность воспитательной ситуации в области хореографии объясняется следующими противоречиями:
- отсутствием возможности реализовать творческий потенциал каждой личности; несоответствием между содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах и стремлением многих одарённых учащихся творчески развивать себя;
- между новыми задачами воспитания и общим низким уровнем культуры педагогов;
- между необходимостью использования в нравственном воспитании младших школьников уникальных возможностей хореографии и недостаточной разработанностью этой проблемы.
Стремление разрешить указанные противоречия обусловило проблему научного поиска педагогических условий нравственного воспитания младших школьников в процессе занятий хореографией и выбор темы диссертационного исследования: «Формирование нравственных
ценностей личности ребенка на основе занятий народной хореографией».
Цель исследования - выявить педагогические условия по формированию нравственных ценностей личности ребенка на основе занятий народной хореографией и экспериментально определить их эффективность в учебно-воспитательном процессе.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия, повышающие эффективность нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии.
Гипотезой исследования является предположение о том, что нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии будет эффективным, если:
- сущность нравственного воспитания, осуществляемого средствами хореографии, будет понята и реализована, как гармоничное развитие духовных и творческих способностей ребёнка: способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное, творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности;
- в педагогический процесс обучения хореографии будут введены содержание и методы, способствующие нравственному развитию младшего школьника: введение его в мир ценностей, оказание педагогической помощи и поддержки в решении проблем воспитания, общения, творчества, предоставление возможности нравственного выбора и др.;
- будет реализован комплекс необходимых педагогических условий: специально организованное комплексное обучение и воспитание, основанное на изучении хореографии классической, народной, современной и сопутствующих предметов этики и эстетики;
- будут разработаны и реализованы критерии эффективности нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования: определить сущность нравственного воспитания, осуществляемого средствами хореографии;
- раскрыть специфику и педагогический потенциал хореографии в развитии нравственных ценностей младшего школьника;
- выявить критерии нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии;
- разработать комплекс педагогических условий нравственного развития младших школьников средствами хореографии.
Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические положения о том, что личность человека, особенно ребёнка, является высшей ценностью в обществе; культурологический, аксиологический, этнопедагогический, деятельностный, личностно-ориентированный, подходы к проблеме гармоничного развития личности; о взаимодействии искусства и воспитания; о роли искусства в развитии личности; принципы: природосообразности, культуросообразности, наглядности, связи музыки с жизнью, эмоциогенности, синкретизма, эстетизации.
При выполнении работы использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы и передового педагогического опыта, а также программ и методической литературы по воспитанию детей; анкетирование; интервьюирование; педагогическое наблюдение (в том числе включенное) за детьми в условиях учебно-воспитательного процесса; психологическое тестирование участников самодеятельного хореографического коллектива с целью создания их психологического портрета; устные и письменные опросы; наблюдения, беседы, письменные опросы и творческие работы учащихся; создание ситуаций морального выбора; опытноэкспериментальная работа, включающая элементы констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Теоретической основой исследования являются: идеи единства нравственных и эстетических ценностей (Р.В.Захаров, Ф.В.Лопухов, Л.Н.Столович и др.); теории о влиянии искусства на развитие личности (В.С.Селиванов, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б.П.Юсов и др.); психологические теории о взаимодействии искусства и воспитания (К.А.Абульханова- Славская, Л.С.Выготский, Р.Р.Каракозов, Б.М.Теплов и др.); закономерности эстетического воспитания (А.Я.Ваганова, К.Я.Голейзовский, Б.М.Неменский, В.Г.Крысько, И.А.Моисеев и др.); идеи о педагогической направленности процесса формирования нравственных ценностей (Е.В.Бондаревская, В.И.Новикова, Н.В.Перчун и др.); концепции нравственного воспитания младших школьников (О.С.Богданова, П.П.Пивненко, М.И.Рожков, Л.В.Байбородова и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
- определена сущность нравственного воспитания средствами хореографического искусства;
- раскрыты специфика и педагогический потенциал хореографического искусства в развитии нравственных ценностей младшего школьника;
- разработан и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность нравственного воспитания младших школьников средствами хореографического искусства:
- выявлены критерии, показатели нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании научно-педагогических условий эффективного использования
хореографического искусства в нравственном воспитании младших школьников, а именно:
- опоре на методологические основания теории. представленные аксиологическим, деятельностным, культурологическим,
этнопедагогическим, личностным подходами к нравственному воспитанию младших школьников в современных условиях;
- пониманием педагогами сущности нравственного воспитания, осуществляемого средствами хореографии, как реализации духовных и нравственных способностей ребёнка: способность чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное, творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности;
- введении младшего школьника в мир ценностей, оказании педагогической помощи и поддержки в решении проблем обучения, общения, творчества, предоставлении возможности нравственного выбора и др.;
- опоры педагогов на принципы современного воспитания, включающие: природосообразность, культуросообразность, наглядность,
связи музыки с жизнью, эмоциогенность, синкретизм, эстетизацию;
- создании творческо-воспитательной среды жизнедеятельности;
- использовании в процессе воспитания организационных форм и методов, способствующих формированию нравственной культуры школьника;
- использовании критериев оценки воспитанности, включающих: эмоциональную развитость и отзывчивость, художественно-образное восприятие танцевального движения, устойчивость нравственных принципов, ценностные духовно-нравственные ориентации, музыкальнотворческий процесс.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и экспериментально проверенные в исследовании теоретические положения и выводы могут способствовать повышению уровня нравственного развития личности в системе непрерывного образования средствами хореографического искусства; разработана и экспериментально проверена программа эксперимента по воспитанию нравственных качеств младших школьников на занятиях хореографией.
Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, теоретическим анализом проблемы, организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; воспроизводимостью результатов и
репрезентативностью полученных данных, качественным и количественным их анализом, соответствием полученных результатов гипотезе исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета им.М.Акмуллы. Проводились открытые занятия по классическому, народному танцу с тематикой: «Народный танец - источник традиций русской культуры», отчётные концерты центра «Энже» «Путешествие в мир танца и музыки», «Посвящение в танец» и т.д. Автор принимал участие в международных научно-практических конференциях с докладами по теме исследования.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в танцевальном коллективе «Энже», организованном на базе центра хореографического искусства при кафедре музыкального образования и хореографического искусства БГПУ им.М.Акмуллы
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в 2016-2018 гг. - в три основных этапа.
I этап (2016г.) -ориентировочно-поисковый. Изучались и анализировались литература по проблеме, массовый и инновационный опыт школ, уточнялась направленность дидактических материалов для экспериментального обучения и программ работы с педагогами, психологами и родителями.
II этап (2017г.) - экспериментально-обобщающий. Проводился педагогический эксперимент. Обосновывались основные положения исследования, разрабатывались теоретические подходы к организации учебно-воспитательного процесса, развивающие нравственное воспитание младших школьников, разрабатывались дидактические материалы для эксперимента и программы дополнительной подготовки педагогов, психологов, руководителей танцевальных кружков, ансамблей и родителей.
III этап (2018г.) - итоговый. Обобщались результаты исследования, оформлялась исследовательская работа.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Возможности искусства хореографии в воспитании высоконравственной личности младшего школьника: искусство хореографии гармонично развивает духовные и творческие способности человека; развивает эстетические способности: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности; позволяет осуществлять воспитание на общечеловеческих и нравственных ценностях русской культуры с учётом российской ментальности; является эффективным средством улучшения
эмоционального, психологического и физического состояния человека, сохранения и развития его духовного и физического здоровья.
2. Педагогическими условиями нравственного воспитания младших школьников на занятиях хореографией, становятся:
- стиль ведения: занимательно - игровой, разноплановый, с различными приемами концентрации внимания, с необходимостью смены темпа и динамики подачи материала;
- общение: создание в коллективе обстановки доброжелательности; характер общения и обязательная похвала;
- организация: воспитание и развитие детской выразительности, через наличие замысла в выборе движений и его вербальная защита; использование всего спектра детской хореографии, с основой на сюжетно-игровой и сюжетно-образной хореографии;
- коррекция: воспитание живописным изображением музыкальных образов; гимнастика и развивающие игры для коррекции движений и правильного положения частей тела;
- культура: создание культурного пространства для воспитания ценностей и смысла жизни культурного человека; воспитание основ зрительской и исполнительской культуры;
- музыка: воспитание с использованием разнообразной,
разнохарактерной, классической, народной, исторической и современной музыки;
- ритмика: формирование мотивационной стороны поведения детей;
- самостоятельная работа: создание самостоятельных композиций из изученных хореографических моментов и решение новых оригинальных движений и этюдов, воспитывающих самостоятельность и творческие способности.
3. Авторская программа эксперимента по воспитанию нравственных качеств младших школьников на занятиях хореографией, которая охватывает следующие разделы, объединенные в непрерывно выполняемый комплекс:
- ритмика - соответствие музыкальному ритму и темпу, возможность находить наиболее нравственно-интересные стороны жизни. Воспитание способности продуктивно работать в коллективе, расположение к общению, доброжелательность, работоспособность;
- классический танец - воспитание духовно-нравственного потенциала на основе знакомства с мировой художественной культурой. Устойчивая мотивация к непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, широкие познавательные интересы и потребности;
- народный танец - воспитание в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия и патриотизма. Развитие общечеловеческих сокровищ народного духа нравственных взглядов как ценностных образований;
- эстрадный танец - элементы упражнений дают представление о добре, красоте, и человечности. Воспитание и развитие духовно-эмоционального обогащения;
- импровизация движений - создание ситуаций, в которых имеется возможность проявлять доброту, чуткость и развитие творческих способностей;
- постановка, репетиция номера - ознакомление с нормами нравственности. Воспитание ценностного отношения к собственной выдержке как к слагаемому долга перед людьми.
4. Критерии оценки эффективности нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии:
- ценностные нравственно-духовные ориентации - умение ориентироваться в потоке получаемой информации, отличать истинные нравственные и духовные ценности от мнимых;
- эмоциональная развитость - означает интенсивность эмоций и чувств, тонкость их градаций облагораживающих духовный мир человека;
- художественно-образное восприятие танцевального движения - предполагает способность ребенка к эстетическому восприятию действительности, технике исполнения движений;
- устойчивость нравственных принципов - умение дать обоснованную нравственную оценку объекту;
- музыкально-творческие способности - творческие проявления, умение импровизировать на знакомую и вновь услышанную музыку.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ
1.1.Формирование нравственных ценностей личности ребенка
В настоящий момент развития современного общества требуется создание адекватного новому времени механизма воспитания подрастающего поколения. Одной из важнейших тенденций развития современной педагогической теории и практики является усиление внимания к духовно-нравственной сфере воспитания, что закономерно в условиях личностно-ориентированного образования.
Важной составляющей каждой личности являются нравственные ценности. Именно они определяют, каким будет общество, безопасно ли и приятно будет в нем жить. Проблемы в обществе начинаются тогда, когда нравственные ценности исчезают в сознании людей с первого места и замещаются материальными ценностями.
Здоровым можно назвать лишь то общество, которое уделяет достаточное внимание нравственным ценностям человека и прививает их подрастающему поколению.
Иногда можно встретить людей, которые считают моральные и нравственные ценности - пережитком прошлого. Существует даже мнение, что ради достижения цели все средства хороши. Однако в жизни людей с такими взглядами наступает момент инсайта, прозрения, когда становится ясно, что именно нравственные ценности могут принести душе умиротворение и счастье. Богачи и политики, звезды сцены и влиятельные люди однажды приходят к пониманию того, что власть и деньги не могут заменить мира в душе, родственных душ и здоровья.
Высшие нравственные ценности
Нравственные ценности являются исторически и социально обусловленными. Каждая эпоха и культура имела свои ценности. Древние
греки называли нравственные ценности «этическими добродетелями». В число добродетелей входили такие:
благоразумие;
доброжелательность;
справедливость;
мужество.
Иудаизм, христианство и ислам говорят о таких высших нравственных ценностях, как вера в Бога, послушание и почитание.
Наиболее распространенными нравственными ценностями являются такие:
честность;
верность;
альтруизм;
трудолюбие;
уважение к старшим.
Хотя в жизни людей эти качества не всегда проявляются, но они всегда высоко ценятся, а людей, которые ими обладают, уважают. Ценности в их безупречном и совершенном выражении называют этическими идеалами. К примеру, этическим идеалом христианства является Иисус Христос.
Нравственные ценности поддерживаются нравственными регулятивами - правилами поведения, которые исходят из нравственных ценностей и отличаются в зависимости от культуры общества и царящих в ней ценностей.
Каждая более-менее стабильная культура обладает определенной системой общепризнанных нравственных регулятивов, или норм морали. Эти правила считаются обязательными в данном обществе. В христианском обществе такими нормами являются 10 заповедей, описанные в Ветхом Завете.
Духовно нравственные ценности человека тесно пересекаются с поиском смысла жизни, когда человек пытается найти более важный смысл своего существования, нежели просто прожить эту жизнь и вырастить 16
потомство. Нравственные ценности направляют человека в этом направлении, подсказывая, что жизнь дана для того, чтобы люди помогали друг другу, что помогает совершенствовать характер.
Формирование нравственных ценностей
Нравственные ценности формируются у человека почти с его рождения. Малыш впитывает нормы морали той семьи, в которой он живет, а со временем учится воплощать нравственные ценности человека их в жизнь. Иногда ребенок сталкивается с внутренним конфликтом, вызванным различиями в ценностях в обществе и в своей семье. В это время ребенок учится делать выбор в пользу каких-то конкретных ценностей. К примеру, малыша с детства учили не лгать. Но, пойдя в школу, он сталкивается с ситуацией, когда одноклассники вынуждают его сказать неправду. Этот момент нравственного выбора всегда тяжел. Однако важно при этом оставаться честным перед самим собой. Если же человек поступает вопреки своим представлениям о нравственности, то его ожидают терзания совести.
Конечно, взрослый ребенок может переоценить ценности, которые воспитывали в нем его родители и выбрать другие. Однако нередко именно те ценности, которые прививались в детстве, остаются в человеке на всю жизнь.
Роль искусства в нравственном воспитании личности
Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой заключается в отображении действительности с помощью художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и уродливые, трагические и комические.
В процессе художественного творчества эстетические представления у людей, занимающихся искусством, имеют свойство закрепляться, то есть «овеществляться» различными материальными средствами, выступая произведениями искусства. Искусство, в отличие от всех других видов деятельности, представляет собой выражение внутренней сущности человека в ее целостности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-то одну свою сторону, а не всего себя целиком. В искусстве человек абсолютно свободен и его деятельность носит креативный творческий характер, творя особый мир, мир в котором полновластно торжествует творец. Говоря об искусстве, следует отметить, что искусство является как составной частью духовной культуры человечества, так и специфической формой практически-духовного освоения мира, в форме художественно- образного воспроизведение действительности. В основе искусства лежит эстетическое отражение и эстетические категории.
Так, исследуя своеобразие эстетического, Д. Лукач отмечает, что категории эстетического во все времена, не зависимо от того, какой вид искусства выходил на первый план, выражали самые живые, самые глубокие важные элементы социальной жизни и культуры. Будучи своеобразным «нервом» человеческого общества, эстетическое, по мнению Лукача, требует для своего «нормального» функционирования соответствующих «нормальных» условий в социально-экономической и политической сферах, а также нормального взаимодействия с нравственностью и другими сферами человеческой жизнедеятельности [1, с.56]. Искусство дает возможность
человеку самовоспитаться и культивировать свою душу углубляясь в нее. Искусство является одной из тех чувственных сфер жизни, в которых поворот к духовному принимает реальную форму.
В настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придается особенно большое значение. Возрастает необходимость повышения роли искусства в идейно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями, так как искусство является специфической формой познания и преобразования реальной действительности, отражающей жизнь в конкретных художественных образах.
Танец - это музыкально - пластическое искусство. Как всякий вид искусства, танец способствует воспитанию ребёнка, отражая окружающую жизнь в художественных образах. Именно с системой художественных образов, связана способность танцевального искусства осуществлять, специфическую функцию -доставлять человеку глубокое нравственное наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать то, что до тебя ещё никем не было сделано или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему нравственного и эстетического воспитания "ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ".
1. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности / К.А.Абульханова-Славская. М.: Наука, 1981. - 26с.
2. Алиев, Ю.Б. Настоящая книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б.Алиев. -М., «Музыка», 2000.- 336 с.
3. Аммосова, Е.Е. Народные истоки творчества / Е.Е.Аммосова. Якутск: Кн. изд-во, 1994. - 120 с.
4. Аплетаев, М.Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения (методика и опыт). / М.Н.Аплетаев. Омск: ОГПИ-НГПИ, 1989. — 89 с.
5. Арзямова, Г.В. Единство нравственного и эстетического воспитания учащихся первых классов в учебно-воспитательном процессе: дис. .канд.пед.наук / Г.В.Арзямова. М., Просвещение, 1983. - 40с.
+ еще 92 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Формирование нравственных ценностей личности ребенка на основе занятий народной хореографией» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 83 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Воспитание и развитие ребенка на основе занятий хореографией
Дипломная работа:
Развитие хореографической культуры подростков на основе освоения народных танцев
Дипломная работа:
Организационное и педагогическое сопровождение процесса формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки
Дипломная работа:
Воспитание экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Организационное и педагогическое сопровождение процесса формирования этических ценностей у учащихся на уроках музыки