ВКР

«Воспитание исполнительской культуры баяниста в системе дополнительного образования»

  • 86 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы воспитания исполнительской культуры обучающихся 5-6 классов в системе дополнительного образования 7

1.1 Сущность понятия «исполнительская культура»….7

1.2 Возрастные особенности обучающихся 5-6 классов 12

1.3 Основные принципы обучения игре на баяне…16

Выводы по первой главе 26

Глава II. Экспериментальная работа по воспитанию исполнительской культуры учащихся 5-6 классов в системе дополнительного образования 27

2.1 Диагностика исходного уровня исполнительской культуры учащихся 5-6 классов в системе дополнительного образования 27

2.2 Повышение эффективности процесса воспитания исполнительской культуры обучающихся в классе специального инструмента (баян) 36

2.3 Результаты диагностического исследования по воспитанию исполнительской культуры учащихся 5-6 классов на контрольном этапе исследования…48

Выводы по второй главе 54

Заключение 56

Список литературы 58

Приложение….62

Введение

Воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности в настоящее время является одной из важнейших задач современного образова- тельного процесса. Наряду с областью общего образования дополнительное образование является сферой, в которой происходит приобщение человека к культурным достижениям человечества, средой для развития творческих способностей, формой самореализации и самоактуализации личности.

В современной ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают многочисленные вызовы системе образования и социализации человека. Именно в XXI веке встает задача формирования мотивирующего персонального образования и жизнетворчества детей и подростков через познание, творчество, труд, исследовательскую деятельность, приобщение их к общечеловеческим ценностям мировой культуры.

В течение длительного времени вырабатывалось отношение к системе дополнительного образования как к чему-то малозначительному второстепенному, финансируемому по остаточному принципу.

Правительство Российской Федерации своим распоряжением № 1726-р 4 сентября 2014 г. утвердило Концепцию развития дополнительного образования [18], являющуюся документом стратегического значения. В ней утверждается идея перехода базовых потребностей (доступности и обязательности общего образования) к задаче проектирования пространства персонального образования для полноценной самореализации личности. В

этом документе подчеркивается актуальность формирования образованной, конкурентоспособной личности, способной жить в современном динамично развивающемся мире, проявляя все свои способности как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

Именно дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая ему большую свободу выбора, где каждый может определить для себя цели и стратегии индивидуального развития. Персонализация в целом системы внешкольного образования проявляется в вариативности программ обучения в соответствии с способностями, интересами, индивидуальными и возрастными особенностями детей. Именно в системе дополнительного образования возможен выбор режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, креативность содержания образования и публичной презентации результата творческой деятельности (участие в различных концертных, фестивальных и конкурсных мероприятиях).В целом дополнительное образование содействует поиску талантливых детей и молодежи.

Чрезвычайно остро и актуально на сегодняшний день стоит проблема воспитания исполнительской культуры начинающих музыкантов. Сохранение и передача лучших традиций отечественной исполнительской школы было и остаётся до сих пор основополагающей задачей не только учебных заведений культуры и искусства, но и сферы дополнительного образования.

Не вызывает сомнения тот факт, что обучение школьников в классе специального инструмента (баян) системы дополнительного образования создает условия для широкого приобщения обучающихся к исполнительской культуре. Большинство учащихся 5-6 классов, когда происходит подлинное становление личности, действительно испытывают огромную потребность в активной творческой деятельности, стремятся к развитию своих способностей, самореализации. Именно в данном возрасте формируются мировоззренческие устремления личности, ее ценностные ориентиры, нравственная мотивация поведения, музыкальные предпочтения, проявляемые в контексте исполнительской культуры.

В этой связи владение эффективными методами организации педагогической деятельности позволит повысить мотивацию и результативность учащихся в деле совершенствования своего исполнительского мастерства.

Таким образом, задачей первостепенной важности в системе дополнительного образования в настоящее время является воспитание исполнительского мастерства, основанного на лучших традициях отечественной школы.

Цель работы: поиск эффективных методик и условий организации деятельности учащихся Детской школы искусств в классе специального инструмента (баян) в целях повышения их исполнительской культуры.

Объект исследования - система дополнительного образования как пространство персонального образования учащихся для самоактуализации и самореализации личности.

Предмет исследования – воспитание исполнительской культуры учеников 5-6 классов по специальному классу (баян) в системе дополнительного образования.

Анализ данной проблемы позволил выдвинуть гипотезу исследования. Воспитание исполнительской культуры обучающихся 5-6 классов в системе дополнительного образования станет более эффективным, если структура занятий предмета музыкальный инструмент (баян) будет строиться с учетом психологических и физиологических особенностей подростков, а также за счет расширения и активного внедрения в педагогический процесс новых технических упражнений, творческих заданий, музыкального репертуара, включаюшего произведения отечественных, зарубежных композиторов, а также образцы народного творчества

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования нами были обозначены следующие задачи:

1.определить сущность понятия «исполнительская культура»;

2.изучить возрастные особенности подростков - учащихся 5-6 классов;

3.выявить основные принципы обучения и особенности подготовки учащихся в классе специального инструмента (баян);

4.диагностировать уровень исполнительской культуры обучающихся 5-6 классов Детской школы искусств им. Г.Сулейманова (с.Старый Сибай).

5. с помощью эксперимента проверить эффективность рекомендуемых технических упражнений, творческих заданий и музыкального репертуара.

Методологическая основа исследования представлена научными трудами отечественных психологов таких, как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Д.К. Кирнарская, А.И. Ямпольский. Помимо прочего, привлечены были и работы, в которых освещение получила проблематика, связанная с педагогической культурой в области музыкального образования (Л.Л. Бочкарев, B.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин и др.). Не менее важными оказались и труды, посвященные становлению исполнительской культуры личности (Э.Б. Абдуллин, Л. А. Баренбойм, А.Л. Готсдинер, Л.Т. Файзрахманова, Л.В. Школяр, В.И.Яковлев и др.);

Теоретическая значимость исследования связана с выявлением составляющих исполнительской культуры, что обусловливает необходимость комплексного подхода к педагогическому процессу.

Практическая значимость исследования состоит в рекомендациях педагогам по совершенствованию процесса воспитания исполнительской культуры обучающихся 5-6 классов в системе дополнительного образования.

Описание базы исследования. Исследование проводилось на базе МАУДО Детской школы искусств им. Г.Сулейманова муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (филиал с. Старый Сибай).

Структура работы.Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы воспитания исполнительской культуры обучающися 5-6 классов в системе дополнительного образования

1.1. Сущность понятия «исполнительская культура»

Феномену воспитания исполнительской культуры посвящено множество исследований в области психологии, музыкознания, педагогики музыкального образования. Наиболее известными являются труды В.И. Петрушина [25], Г.М. Цыпина [36], а также работы по теории исполнительства Т.И. Артемьевой [4], Л.А. Баренбойма [5] и др.

Понятие исполнительской культуры многомерно по своей сути, что обусловленно различными подходами специалистов.

Рассматривая термин «исполнительская культура» учащихся, профессор Абдуллин Э. Б. приводит следующие характеризующие ее показатели:

- выраженный интерес, склонность именно к данному конкретному виду исполнительской деятельности;

- овладение необходимыми исполнительскими знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими целостное восприятие произведения в соответствии с его характером, стилем и жанром;

- отношение к исполнительству как творческому процессу;

- умение оценить качество воплощения музыки на основе своих слуховых представлений о характере инструментального звучания, а также убедительности исполнительской интерпретации произведения [1, c.36].

Процесс воспитания исполнительской культуры является одним из важнейших в деле самоактуализации, самовоспитании личности, так как именно здесь школьниками усваивается определенная ценностная система, осознается свое место в мире.

Воспитание как педагогическая категория рассматривается в современной педагогической науке с разных позиций. В широком социальном смысле воспитание – это воздействие общества на человека в целом. В узком, педагогическом смысле, воспитание определяется как целенаправленное формирование у детей системы определённых духовно-нравственных, этических и эстетических качеств.

Воспитание исполнительской культуры учащихся начинается в период школьного обучения и основывается на фундаментальных знаниях, приобретённых умениях и навыках. Д. Б. Кабалевский утверждал, что воспитание музыкальной культуры является неотъемлемой частью становления духовной культуры молодёжи. По его мнению, урок музыки - это урок искусства, цель которого – ввести учащихся в безграничный мир искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров [15, с. 52].

Деятельность педагога приобретает важное воспитательное значение и должна быть направлена не только на обучение навыкам исполнения на инструменте, но и овладению исполнительской культуры. Чем сложнее инструмент, тем разнообразнее и богаче его звуковая палитра, и соответственно, тем более высокие требования предъявляются к исполнителю.

Методика обучения игре на баяне в настоящее время находится в стадии своего развития: постоянно совершенствуются технические характеристики и исполнительские возможности инструмента, и, как следствие, возрастают требования к учащимся.

Заключение

Благодаря проведенному теоретическому и экспериме нта льному исследованию по воспитанию исполнительской культуры обучающихся класса спе циального инструме нта (баян), были получены количественно-качественные результаты и сделаны нижеследующие выводы.

Воспитание музыканта как носителя высокой исполнительской культуры, было и остаётся до сих пор основополагающей задачей системы дополните льного образования, в которой происходит приобщение человека к культурным ценностям человечества, раскрытие его творческих способностей, проявление внутренних потребносте й в самореализа ции и самоактуализации личности.

Предмет музыкальный инструмент (баян) образует вокруг себя мощную воспитательную среду, оказывающую непосредственное влияние на всех участников пе дагогического процесса .

В экспериментальном исследовании была использована совокупность качественных и количественных показателей. Качественная эффективность проявилась в обогащении репертуара обучающихся за счет использования разнообразных жанров баянного искусства ,творческих заданий и технических упражнений для развития навыка создания художественного образа произведения.

Формирующий этап эксперимента был выстрое н в соотве тствии с логикой исследования. В ходе теоретического анализа были выделены три уровня проявления исполнительской культуры обучающихся 5-6 классов:

1) отношение обучающихся к предмету музыкальный инструмент (баян);

2) музыкальная грамотность и образованность;

3) те хническая и художественная сторона исполнительской культуры.

Таким образом, проведенный эксперимент продемонстрировал, что педагог в системе дополнительного образования должен вырабатывать стратегию личностного индивидуального развития учеников, создать условия для позитивной социализации и профессионального самоопределения обучающихся.

Система дополнительного образования нацелена на реализацию модели образования для человека, подразумевающей свободный выбор персональных образовательных траекторий с учетом индивидуальных особенностей детей путем проектирования поэтапной программы своего личностного развития.

Персонализация дополнительного образования в настоящее время, согласно Концепции развития дополнительного образования, выступает как ведущий тренд в образовательном пространстве XXI века [18]. Именно сфера дополнительного образования должна выступить в качестве инновационной площадки для формирования образовательных моделей и технологий будущего, обеспечить соответствие системы образования новым вызовам времени в условиях глобализации.

Правительство Российской Федерации согласно Концепции развития дополнительного образования наметило к 2020 году охватить не менее

75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет с целью привлечь к внешкольной творческой деятельности. Смеем надеяться, что данные планы воплотятся в жизнь и будут способствовать самообразованию, самовоспитанию, самореализации подрастающего поколения, их позитивной социализации в стремительно меняющихся условиях окружающего мира.

Таким образом, це ль дипломной работы была достигнута , сле довате льно поставле нные задачи выполнены, гипотеза подтверждена .

Покупка готовой работы
Тема: «Воспитание исполнительской культуры баяниста в системе дополнительного образования»
Раздел: Музыка
Тип: ВКР
Страниц: 86
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика