Дипломная работа
«Эпистолярий с. т. аксакова. семейная переписка»
- 64 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Особенности эпистолярия как литературного жанра….6
Выводы по первой главе…12
ГЛАВА II. Семейная переписка С.Т. Аксакова….….14
Выводы по второй главе….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…48
ПРИЛОЖЕНИЕ….51
Эпистолярные занятия нынче не в моде. Письмо на бумаге с каждым годом все больше выходит из употребления. Конечно, это связано с современными информационными технологиями, которые значительно упростили коммуникацию в обществе.
Но, тем не менее, историки и литературоведы по-прежнему занимаются поисками и комментарием писем отечественных писателей. Они имеют не только биографическое, но и большое историко-культурное и литературное значение.
Не является исключением эпистолярий С.Т. Аксакова. В истории отечественной эпистолярной культуры он занимает заметное место как автор произведений «Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника», «Записки об уженье рыбы» и др. Большое общественное значение имела и деятельность Аксакова как цензора и театрального критика.
Особый интерес представляет его творческая, деловая, а так же бытовая переписка с коллегами, единомышленниками, близкими друзьями и родными.
Как справедливо заметила В.В. Борисова, «именно эпистолярное наследие С.Т. Аксакова высвечивает масштаб его личности как великого русского писателя и преданного театру и литературе общественного деятеля, одного из мудрейших людей своего времени. До настоящего времени большая часть переписки Аксакова-отца не опубликована и остается малодоступной, хотя рукописное наследие большинства адресатов из круга общения Сергея Тимофеевича издано». Опубликована только малая часть его писем, отдельные комментарии к которым можно найти в работах С.И. Машинского и В.А. Кошелева [1, 32].
Обращение к эпистолярию С.Т. Аксакова очень важно для изучения его биографии и творчества. В письмах писателя отразились его воспоминания, личные впечатления о событиях из общественной и личной жизни. Для нашей работы большое значение имеют прежде всего неопубликованные письма С.Т. Аксакова.
Актуальность данного исследования заключается в рассмотрении и составлении исторического комментария к неадаптированным для современного чтения писем и в поиске новых данных о жизни писателя и приближенных к нему людей.
Целью выпускной квалификационной работы является характеристика аксаковских писем с точки зрения их содержания и стиля.
С указанной целью связаны следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. чтение писем С.Т. Аксакова, предполагающее расшифровку почерка с учетом орфографии и пунктуации, характерной для ХIХ века;
2. текстологическое описание, анализ и интерпретация писем С.Т. Аксакова.
Объект изучения – семейная и деловая переписка С.Т. Аксакова.
Предмет изучения – стиль и содержание неопубликованного эпистолярия писателя._
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе дается общая характеристика писательского эпистолярия. Вторая глава непосредственно посвящена письмам С.Т. Аксакова. К ним дан реальный историко-литературный комментарий, соотнесенный с фактами биографии писателя и культурным контекстом. Все рассмотренные письма адресованы его супруге Ольге, на основании чего сделан вывод о семейных отношениях четы Аксаковых и их детей. Датированы письма 1826, 1839, 1840 и 1852 годом. Все они имеют абсолютно разную направленность, посвящены разным событиям. Одно из писем включает факты цензорской деятельности писателя, другое – целиком и полностью посвящено семейным делам, в нем писатель интересуется здоровьем детей, рассказывает о своих делах, одно из представленных писем посвящено трагическому событию – смерти его близкого друга Михаила Загоскина. В нем читателю будут ярко раскрыты мысли писателя на тему дружбы, скоропостижной смерти его товарищей, одиночества. Каждое письмо уникально и обладает несомненной исторической ценностью.
Методический раздел включает в себя рекомендации, посвящённые изучению творчества С.Т. Аксакова и его биографии на эпистолярной основе. В приложение включены сами неадаптированные письма С.Т. Аксакова.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЭПИСТОЛЯРИЯ
КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА
Как известно, единой классификации жанров нет. Они редко существуют в чистом виде. В результате литературной эволюции, изменения эпох, школ, стилей, литературных вкусов меняются функции, признаки и эпистолярного жанра [7, 100]. Долгое время эпистолярные источники считались только вспомогательными по отношению к основным (художественным текстам, биографическим фактам, отзывам современников и т.д). Однако в последнее время писательский эпистолярий стал рассматриваться как полноценный факт литературы.
Если определять письмо писателя как литературный жанр, то одним из главных его отличий является то, что он адресован конкретному и известному человеку. Кроме авторского образа письмо несет в себе образ конкретного адресата, такого, каким его видит автор. В этом смысле письмо напоминает портрет, который несет в себе образ нарисованного человека и художника [7, 100].
В современных исследованиях идет дискуссия относительно происхождения и природы жанра письма и его основных признаков. Так, В. Сметанин рассматривает эпистолу исключительно как исторический источник информации, а Н. Назарук относит ее к художественной литературе [28]. Другие исследователи (В. Сметанин, М. Назарук, О. Елина, М. Коцюбинская, Н. Степанов) относят письмо к промежуточному жанру. Для определения жанровых особенностей литературного письма важны и собственно писательские свидетельства [28].
«Пиши ко мне как можно чаще и как можно более – ты не можешь вообразить, что значит ожидание почтового дня в деревне. Ожидание бала не может с ним равняться» [33, 18].
Это строки из письма А.С. Пушкина, передающие отношение людей ХIХ века к письмам, утраченное в наши дни. Сегодня практикуется краткая передача информации, в большинстве случаев через Интернет и электронную почту. Конечно, прогресс остановить невозможно, электронные письма доходят до получателя гораздо быстрее. Бессмысленно сейчас сожалеть о славном «бумажном», рукописном почтовом веке.
Тем не менее, традиции эпистолярной культуры не должны безвозвратно уходить. Сама по себе она сохраняет свое историческое значение. Письма из прошлого помогают лучше узнать быт, чувства, образ жизни, мысли великих людей, в том числе и писателей.
В отличие от официальной информации – газет, журналов, научной литературы – письма передают дух и настроение ушедшей жизни, они более открытые, по-настоящему искренние.
Читая письма великих людей, мы находим в них не только отражение их внутреннего мира, нравственные уроки, но и восстанавливаем «ткань» событий. Не все моменты жизни могут быть отражены в биографиях, воспоминаниях современников, много интересных фактов содержится в материалах дружеской, семейной, деловой переписки, в которых можно обнаружить новые, неопубликованные факты.
Характеризуя письмо, В.И. Даль отмечал: «Письмо – письменная речь, беседа, посылаемая от одного_лица_другому». Развернутое определение письма дал Н.И. Греч в «Учебной книге Российской словесности»: «Письма в точном значении слова, суть разговоры или беседы с отсутствующими. Они заступают место из устного разговора, но заключают в себе речи одного только лица <…>. При сочинении писем должно следовать правилу: пиши так, как стал бы говорить в сем случае, но говори правильно,_связно_и_приятно» [16,7].
Хотя читать чужие письма считается неприличным, к эпистолярию писателей отношение особое. Их письма хранятся в архивах, они стали документами, которыми имеет право пользоваться любой исследователь.
Письмо – важный и интересный жанр литературы, который по-другому называется эпистолярным. Письмо – частичка человека, частичка истории. В переводе с греческого языка epistole – письмо, послание. Эпистолярный жанр – это текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений [48, 18].
Также эпистолярный жанр имеет отношение к литературе, поскольку он связан с эпистолами, с литературными произведениями в форме, имеющими форму писем, посланий [51].
В конечном счете эпистолярный жанр можно определить следующим образом: это жанр литературы, создаваемый в форме письма или переписки.
К эпистолярному жанру относятся:
дружеские письма,
деловые письма,
документальные письма,
записки,
любовные письма.
Письмам личного характера присущи непринуждённость, естественность изложения; свобода выбора средств изложения; индивидуальность автора, явно выраженная в тексте; нежёсткая структура; учёт «эпистолярных» традиций.
В отличие от деловых, частные письма не столь стандартны, хотя и обладают своей устойчивой структурой. Обычно письмо начинается зачином, в котором обозначается дата и место, далее идет приветствие и обращение. Затем располагается основная информационная часть, в которой сообщаются сведения, послужившие поводом для написания письма. Культура письма требует выделения в тексте законченных смысловых отрезков, начинающихся с красной строки (абзацев). Концовка письма традиционно содержит слова прощания, просьбы,_пожелания,_подпись,_приписки.
Частные письма, имея разное назначение, несут разнообразную информацию: содержат размышления, наблюдения, исповедь, выражают эмоции, чувства, в них даются бытовые и автобиографические сведения. В письмах проявляется непосредственность мироощущения автора, ставящего читателя лицом к лицу с его мыслью, чувствами, настроениями.
Письма позволяют шаг за шагом пройти с автором жизненный путь, воссоздают черты характера, широкий круг интересов, его личные отношения к событиям. Они отражают изменения в судьбе, взглядах, душевной настроенности эпистолярной личности. В письме она выдвигается на первый план, объективное представление уступает место субъективному.
«Что ищешь и находишь в письмах? Личные интонации, живой голос – как говорил, не заботясь о выделке фразы, подробности быта, сшибки мнений. Какая-то пора в судьбе личности, очаровавшей надолго нашу душу, кажется особенно значимой, созвучной собственным настроениям. Какие-то задатки, нереализованные потенции остаются вне – их мы и узнаем по письмам» [34, 26].
А.И. Герцен писал: « Я за отступления и за скобки всего больше люблю форму писем… – можно не стесняясь писать, что в голову придет <…> Я всегда с каким-то трепетом, с каким-то болезненным наслаждением, нервным, густым и, может, близким к страху смотрел на письма… Как сухие листы, перезимовавшие под снегом, письма напоминают другое лето, его зной, его теплые ночи, и то, что оно ушло на веки веков, по ним догадываешься о ветвистом дубе, с которого их сорвал ветер, но он не шумит над головой и не давит всей своей силой, как давит в книге». Переписка становится «какой-то движущейся, раскрытой исповедью…» [13,67].
Интимно-личная переписка в творческом арсенале писателя имеет свои особенности, поскольку для художника слова письмо не только носитель информации или средство коммуникации, в нем он ведет откровенный разговор, выражает желание сказать о себе истинную правду и надежду то, что сказанное будет воспринято адекватно.
Личные письма писателей – это «диалоги на расстоянии» между близкими людьми, друзьями, единомышленниками. Мысли и чувства, которые отображены на страницах документов, уже принадлежат истории, и рисуют портрет не только авторов, но и той эпохи, в которую они жили и работали [5, 143].
Понятие «эпистолярий» с каждым годом все больше уходит из употребления, забывается значение данного термина. Разумеется, это связано с современным веком информационных технологий, который донельзя упростил передачу сообщения между людьми, искоренил процесс настоящей переписки в полном значении этого слова. Данная проблема встречается повсеместно в культуре любой страны. К сожалению, Россию она тоже не обошла. Но, тем не менее, историки и литературоведы по-прежнему занимаются поисками, трактовкой, соотнесением данных в переписках с уже известными фактами биографий отечественных писателей.
Бесспорно, среди русских классиков С.Т. Аксаков занимает совершенно особое место как автор неподражаемых книг о природе, охоте, рыбной ловле, как создатель «Семейной хроники» и «Багрова-внука». При этом его творчество неотрывно от литературы и культуры XVIII столетия, оказавших на него во многом определяющее воздействие.
В его произведениях произошло слияние литературы и действительности, что оказалось «органичным выражением убеждений Аксакова» и открыло для искусства «новые формы единения с жизнью, а, следовательно, и творческого постижения ее».
По словам Е.И. Анненковой, Аксаков вобрал в себя все благотворное (и достаточно разнородное), что могла представить ему русская история и культура конца XVIII и начала XIX века. «Наделенный страстным, увлекающимся характером, он в то же время оказался способным к синтезированию основополагающих начал жизни и культуры – может быть, потому, что в своем индивидуальном развитии прошел те этапы, которые являли собой некую норму. Его жизнь вместила две эпохи, имеющие общечеловеческий смысл, но окрашенный индивидуальными оттенками».
В наши дни изучение наследия С.Т. Аксакова становится одной из перспективных областей гуманитарного знания. Аксаковедение существует как самостоятельная отрасль историко-литературной науки, причем в последнее время «можно говорить в своеобразном ренессансе в оаксаковедении», о множественности подходов (лингвистических, литературоведческих, культурологических и др.). В центре внимания ряда исследователей оказались письма С.Т. Аксакова к родным, друзьям, коллегам.
В работе проанализированы и прокомментированы неопубликованные письма С.Т. Аксакова, в которых проявилось видение внутреннего мира автора. Они важны как литературный документ и с художественной, и с исторической точки зрения.
Можно сделать вывод о том, что автор «Семейной хроники» внес большой вклад в развитие эпистолярного жанра, который в его время существовал уже в разных видах и типах. Поэтому эпистолярное наследие писателя имеет важное значение для концептуального осмысления особенностей эпистолярного жанра.
В целом, по результатам исследовательской работы можно сделать следующие выводы: во-первых, писательский эпистолярий с современной точки зрения входит в систему литературных жанров и является одним из важнейших компонентов литературной классики. Обращение к эпистолярному наследию С.Т. Аксакова способствует углубленному изучению его биографии, творческого пути.
Во-вторых, письма С.Т. Аксакова, в том числе и относящиеся к семейной переписке, имеют большую историческую ценность, так как в них могут быть упомянуты факты, которых нет в хрониках и воспоминаниях;
В-третьих, письма большого художника слова позволяют погрузиться в атмосферу времени, постичь его внутренний мир, ощутить мощнейшее эмоциональное и психологическое напряжение, которым пропитано каждое письмо, увидеть и оценить историческое событие с позиции человека, имеющего непосредственное к нему отношение.
Старая русская пословица гласит: «Книга – зеркало жизни». Открывая книгу, мы как бы заглядываем в зеркало и видим в нем отражение того, кто ее написал. Если это действительно так, то с уверенностью можно утверждать, что если в книге отражен автор, то в письмах – его душа.
1. Аксаков Иван Сергеевич. Материалы для летописи жизни и творчества. Вып. 3: в 2 Ч. Ч. 1: 1851–1857/Сост. С.В. Мотин, И.И. Мельников, А.А. Мельникова.–Уфа: УЮИ МВД России, 2011.
2. Аксаков С.Т. Биография Михаила Николаевича Загоскина. – Собрание сочинений в 5 томах. Т. 4.–М., Правда, 1966;–С. 3-222.
3. Аксаков С.Т. Воспоминания о Михаиле Николаевиче Загоскине. – Собрание сочинений в 5 томах. Т. 4.–М., Правда, 1966;–С. 3-222.
4. Аксаков С.Т. Воспоминания//URL:h**t://w*w.aksakov.net.r*/lib/al/book/3229/
5. Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем. – Собрание сочинений в 5 томах. Т.3.–М., Правда, 1966; –С. 143-576.
6. Аксаков С.Т. Летопись жизни и творчества //URL: h**t://aksakov.do.am/index/letopis/0-21
7. Анненкова Е.И. Аксаковы. Преданья русского семейства.–С.-Пбг., Наука, 1990.
8. Анненков П.В. «Семейная хроника» и «Воспоминания» С. Аксакова. Москва, 1856 // Современник. 1856. –№ 3.–С. 1-24.
9. Бекетов А. Литературные заметки // Русский вестник. 1858. –№ 6.
10. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.–М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959.
11. Большая биографическая энциклопедия// URL: h**t://mirslovarei.com/content_beo/zagoskin-mixail-nikolaevich-5562.html
12. Борисова В.В, Е.П. Никитина, Т.А. Терентьева. Летопись жизни и творчества Аксакова (1791 – 1859гг.)–Уфа, 2010.
13. Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика.–М.: Искусство, 1984. –463 с.
14. Н. Г-в (Гиляров-Платонов). «Семейная хроника» и «Воспоминания». Соч. С. Аксакова // Русская беседа. 1856. 1. Раздел «Критика». – С. 1-70.
15. Григорьев A.A. Эстетика и критика.–М.: Искусство, 1980. – 496 с.
16. Дмитриев Ф.М. «Семейная хроника» и «Воспоминания» // Русский вестник. 1856. Т. 2. – С. 461-481.
17. Добролюбов H.A. Полн. собр. соч.: В 6 т. Т. 2.–М.: Гослитиздат, 1935. –XXIII/ – 768 с.
18. Гиппиус В.В. Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники.–М.: АГРАФ, 1999. – 464 с.
19. Древний дворянский род Аксаковых// URL: h**t://aksakoff.r*/category/main/published/
20. Кошелев В. Век семьи Аксаковых // Север. – Петрозаводск: 1996. – № 1-4.
21. Кулешов А.С. Аксаковы. История разбитых судеб.–М: Территория, 2009
22. Кулешов А. С. Наумов О. Н. Аксаковы. Поколенная роспись.–М: Территория, 2009.
23. Лермонтовская энциклопедия.–М.: Сов. Энциклопедия, 1981. – 746 с.
24. Лобанов М.П. Сергей Тимофеевич Аксаков.–М.: Молодая гвардия, 1987. – (Жизнь замечательных людей).
25. Машинский С. И. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество.–М., 1973.
26. Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова//
URL: h**t://w*w.aksakov.info/index.php?id=287
27. Московские ведомости. 1852. –№ 99.
28. Новый словарь русского языка/ Ефремова Т.Ф.
29. Письма русских писателей XVIII века. – Л.: Наука, 1980. – 472с.
30. Письма С.Т., К.С. и И.С. Аксаковых к И.С. Тургеневу // Русское обозрение. 1894. Декабрь. – С. 571-601.
31. Письма русских писателей XVIII века. – Л.: Наука, 1980.54. «Поучение» Владимира Мономаха // Сборник произведений литературы Древней Руси. – М.: Худож. лит.,1969. – С. 146-172.
32. Попов А.Н. Сокола и кречета царя Алексея Михайловича // Русская беседа. 1856. II. Раздел «Смесь». – С. 79-85.
33. Пушкин А.С. Романы и повести. Собрание Сочинений А.С. Пушкина В 10 томах. Т.5. – М., 1959.
34. Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10 т. – М.: ГИХЛ, 1960.
35. РГАЛИ, Ф. 10, оп. 3, ед. хр. 6.
36. Реутт Н. Псовая охота. Ч. 1-2. – СПб.: Тип. К. Крайя, 1846.
37. Русская беседа. 1856. –№ 1.
38. Русская газета. 1859. –№ 18.
39. Русские мемуары: Избр. страницы. 1826-1856 гг. – М.: Правда, 1990. 733 с.
40. Стилистический энциклопедический словарь русского языка//
URL: h**t://w*w.twirpx.com/file/376748/
41. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Репринтное воспроизведение издания 1928-1958 гг. – М.: ТЕРРА- TERRA, 1992.
42. Томсон Дж. Четыре времени года. – М.: В Университетской типографии, 1798. – XII, 408 с.
43. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Соч.: В 15 т. Т. V. – М., Л.: Наука, 1961-1968.
44. Толковый словарь русского языка/ Ушаков Д.Н. – 912 с.
45. Фесенко О.П. Эпистолярий: жанр, стиль, дискурс // Вестник Челябинского государственного университета Сер. Филология Искусствоведение – 2008. №23 (124). – Вып. 24. С 132-143.
46. Хомяков Алексей Степанович. Главная страница// URL: h**t://homjakov.tk/
47. Электронный словарь познавательных статей// URL: h**t://w*w.ymniki.r*/
48. Шишков A.C. Разговоры о словесности между двумя лицами Аз и Буки. – СПб.: В Типографии Ивана Глазунова, 1811. – 158 с.
49. Шишков A.C. Рассуждение о старом и новом слоге российского языка. Изд-е 2-е, испр. – М.: Книжный дом «Либроком», 2011. – 376 с.
50. Шишков A.C. Собр. соч. и переводов адмирала Шишкова, Российской Императорской Академии Президента и разных ученых обществ члена. Ч. 1. –СПб.: В типографии Императорской Российской Академии, 1818. –403 с.
51. Чтение для вкуса, разума и чувствований. – М., 1791. Ч. 2. Литературная критика.
52. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat h**t://w*w.dissercat.com/content/tvorchestvo-st-aksakova-i-literaturnaya-traditsiya-xviii-stoletiya#ixzz34p1mG0Dt
Тема: | «Эпистолярий с. т. аксакова. семейная переписка» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 64 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к творчеству с.т.аксакова
Дипломная работа:
Картина мира глазами ребенка в повести С. Т. Аксакова «Детские годы багрова внука» и романе П. Храмова «Инок»: теоретические и методические аспекты
Дипломная работа:
Традиции семейного чтения в культуре xix века (на примере семьи аксаковых)
Дипломная работа:
С.т. аксаков – театральный критик: историко-литературный и методический аспекты изучения наследия
Дипломная работа:
Языковые и художественные средства создания образа ребенка в художественной литературе