Курсовая работа

«Женский образ в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского»

  • 27 страниц(ы)
  • 2311 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение 3

Глава 1. Литературоведческий анализ женских образов в творчестве Ф.М. Достоевского 5

1.1 Женские образы Ф.М. Достоевского в русском литературоведении и критике 5

1.2. Тенденции изучения женских персонажей в творчестве Ф.М. Достоевского 1846-1849 гг 8

1.3. Итоги изучения женских образов художественного творчества Ф.М. Достоевского к. 1850-н. 1860-х гг 10

Глава 2. Исследование женских образов в романе «Преступление и наказание» 14

2.1. Проблемы интерпретации женских образов романов Ф.М. Достоевского 1860-х гг. на примере романа «Преступление и наказание» 14

2.2 Образ Дуни Раскольниковой 17

Заключение 24

Список источников и литературы 26

Как и большинство русских романов XIX века, «Преступление инаказание» является философским романом. Определение «философский роман» — условное.

Им обозначают большое число романов XIX–XX веков, герои которых, решая конкретные вопросы собственной жизни, начинают сознавать их общий смысл, или авторы которых, рисуя конкретные ситуации и конкретных героев, открывают их универсальные смыслы и значения.

Философский роман одновременно является и романом морально-психологическим: предметом его изображения служат внутренний мир личности, вопросы нравственности, в процессе изображения происходит глубокое постижение психологии личности, главным критерием авторской оценки являются нравственные принципы.

Актуальность исследования определяет интерес зарубежных исследователей к теме женских образов в творчестве Ф.М. Достоевского. Потому как большую роль в романе Ф.М. Достоевского играют именно женские образы. Если всерьез задуматься о женских образах, созданных великой рукой Достоевского, то практически все они (во всяком случае главные героини) это женщины-грешницы, которые стали на путь греха и порока не в силу своих природных страстей и низости, а в силу обстоятельств жизни или по принуждению, обману.

Особой трагической судьбой их наделяет автор для духовно-нравственного преображения. Ценность результата всех женских духовных исканий обязывает ставить героинь в крайние ситуации.

Объект исследования – женские образы в романе «Преступление и наказание».

Предмет исследования – творчество Ф.М. Достоевского.

Цель – дать характеристику женским образам в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Задачи:

 Рассмотреть исследования женских образов Ф.М. Достоевского в русском литературоведении и критике;

 Рассмотреть тенденции изучения женских персонажей в творчестве Ф.М. Достоевского 1846-1849 гг;

 Проанализировать итоги изучения женских образов художественного творчества Ф.М. Достоевского к. 1850-н. 1860-х гг.;

 Дать характеристику проблемам интерпретации женских образов романов Ф.М. Достоевского 1860-х гг. на примере романа «Преступление и наказание»;

 Охарактеризовать образ Дуни Раскольниковой.

Методы исследования. В работе автор опирался на историко-функциональный, сравнительно-исторический методы исследования литературного процесса, что способствовало раскрытию закономерностей в современном изучении женских образов Достоевского.

Практическая значимость заключается в более глубоком осмыслении женских образов в творчестве Ф.М. Достоевского. Информация данной из этой работы может быть использована для составления материалов лекций для вузовских курсов по истории русской и зарубежной литературы.

Глава 1. Литературоведческий анализ женских образов в творчестве Ф.М. Достоевского

1.1 Женские образы Ф.М. Достоевского в русском литературоведении и критике

В восприятии женских образов Ф.М. Достоевского в русском литературоведении и критике XIX-XX вв. (до 1970-х гг.) можно выделить четыре периода: 1840-1850-е гг. - время знакомства с новым писателем и его первыми героинями; 1860-1870 гг. - первичное восприятие современниками женских образов романного творчества Достоевского; 1880-1920-е гг. -осмысление и оценка женских образов в первые десятилетия после смерти писателя; 1930-1960-е гг. - время забвения, а затем постепенного возобновления интереса к творчеству Достоевского в целом и к его женским образам в частности.

Первый период (1840-1850-е гг.) связан с ранним творчеством Ф.М. Достоевского. Восприятие его ранних произведений и героинь не было однозначным. Во многом это связано с литературным движением 1840-х гг., когда на страницах журналов "Отечественные записки", "Библиотека для чтения" и других велась полемика вокруг творчества И.В. Гоголя, формировалась натуральная школа, велись споры по вопросам о национальном и общечеловеческом, их соотношении в русской литературе. Большинство русских критиков сосредоточило в этот период своё внимание на повествовании о герое как представителе общества. Последнее, по-видимому, сыграло роль в восприятии женских образов раннего творчества Ф.М. Достоевского как второстепенных, малозначительных персонажей [4, c.32].

Первый роман писателя «Бедные люди» (1846) ещё до его опубликования обсуждался в литературных кругах, а после выхода в свет в альманахе «Петербургский сборник» вокруг него разгорелась ожесточённая полемика. Споры в основном велись вокруг художественных достоинств и недостатков романа и образа главного героя - Макара Девушкина. Однако внимание критиков привлёк также образ Вареньки Добросёловой, о чём свидетельствуют публикации таких известных в то время журналах, как "Русский вестник", «Русская мысль», "Отечественные записки". Так, первый критик романа В.Г. Белинский писал, что лицо Вареньки, в противоположность Девушкину, «как-то не совсем определённо и окончено» [8, c.29]. В то же время критик оправдывал этот недостаток писателя тем, что, кроме Пушкина, никто из русских писателей ещё не сумел справиться с задачей изображения русской женщины.

В.Н. Майков в статье «Нечто о русской литературе в 1846 году», пытаясь объяснить «холодный деспотизм», сквозящий в последних письмах Вареньки Доброселовой, где она не могла «не вступиться за поруганную самостоятельность своей симпатии», заметил, что в глубине души Варвара Алексеевна «томилась преданностью» Девушкина.

Такая трактовка образа первой героини Достоевского была обусловлена, по нашему мнению, проницательностью автора, уловившего глубинное отличие между Гоголем и Достоевским: "Гоголь - поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума" [13, c.82].

Женщины в мужской литературе всегда абстрактны, романтизированы - о них часто вообще избегают говорить. В конце концов оказывается, что женские образы - лишь формальный носитель каких-то отнюдь не женских качеств или идей, а женская психология сводится самое большее к досужим банальностям. Конечно, мужчине свойственно романтическое отношение к женщине, восхищение ее красотой, изумление ее порывам, умиление ее слезами. Однако тайны женской души, пресловутая женская логика - всегда оставались выше мужского понимания, вызывая либо надменное презрение к женскому несовершенству - либо откровенную растерянность перед пришельцами других миров.

Весьма разнообразными представляются женские образы в романе Достоевского "Преступление и наказание". Разность и непохожесть женских судеб, всегда сугубо индивидуальных и неповторимых.

В романе выделяются образы матери (Пульхерии Александровны), сестры (Дуни), Сони Мармеладовой, и Елизаветы. Второстепенным женским образом выступает Алена Ивановна.

Елизавета является самым простым и однозначным образом. Простодушие и некоторая глупость ее натуры нисколько не соотносится с образом ее сестры. В этом плане Раскольников испытывал большие муки совести по поводу ее убийства, поскольку оно было не преднамеренным.

Пульхерия Александровна и Дуня представляют собой любящих, заботливый и безмерно страдающих женщин. К этим двум фигурам можно отнести и Соню Мармеладову, однако она имеет совершенно иную структуру душевной организации. Соня Мармеладова представляет собой самый неоднозначный персонаж. По этой причине он плохо поддается анализу.

С первого взгляда Соня представляет собой образ идеальной жены. Она не обладает излишней сентиментальностью. Эта женщина четко себе представляет,чего она хочет, хотя не знает, как этого добиться. Образ Сони сложен и многогранен и поэтому о нем будут говорить еще долгое время.

Без сомнений, союз Мармеладовой Сони и Родиона Раскольникова предстает перед читателями образом вечности и прочности. Такая выстраданная любовь на фоне несовершенных декораций нашей жизни, достойна иметь продолжение.

Таким образом, в романе “Преступление и наказание” автор отводит одно из главных мест образу Дуне Раскольниковой, а так же Сонечки Мармеладовой. Эти два образа женской судьбы, непростой женской доле, наполненной страданиями и постоянными жертвами, наполняет роман неповторимой колоритностью, приближает читателя к реальности человеческого смирения.

1. Абрамович, Н. Женщины Достоевского // Абрамович Н. Женщина и мир мужской культуры /Мировое творчество и половая любовь/. Изд. 2-е. М.: Свобода, 2008. -С. 93-101

2. Достоевский. Материалы и исследования. Л.: Наука, 1974-2004. - Т. 1-15.

3. Достоевский Ф.М. Униженные и оскорбленные -М.: изд-во худож, литры, 1946.

4. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. –М.: Изд. Мартин, 2013 г.

5. Захаров, Е.Е. Творчество Ф.М. Достоевского в русском литературно-критическом сознании начала XX века: пути восприятия и осмысления: дис. канд. филол, наук: 10.01.01 Саратов, 2009.

6. Иванов, В.И. Достоевский и роман-трагедия // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли. М., 2000. - С. 164-192.

7. Комарович, В. Достоевский. Современные проблемы историко-литературного изучения. Л., 2005.

8. Макаричев, Ф.В. Динамичная типология героев Ф.М. Достоевского: дис. канд. филол, наук: 10.01.01. Магнитогорск, 2002.

9. Мелетинский, Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. М., 2001.

10. Попова, А.В. Женский портрет в романах Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы» / Моск, пед, ун-т. М., 2002.

11. Попова, А.В. Женский вопрос в романном Пятикнижии Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»): дис. канд.филол, наук: 10.01.01. -М., 2003.

12. Померанц, Г. Божий след в творчестве Достоевского] / Г. Померанц // Октябрь. – М., 2007. – № 9. – С. 153–155.

13. Сараскина, Л.И. Возлюбленная Достоевского. Аполлинария Суслова: биография в документах, письмах, материалах. М.: Согласие, 2000.

14. Склейнис, Г.А. Типология характеров в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и в рассказах В.М. Гаршина 80-х годов: Автореф, дис. канд. филол, наук: 10.01.01. М., 2002.

15. Соловьёв, С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского: Очерки. М.: Сов, писатель, 2009.

16. Смирнова Л.Н. «Мир красотой спасётся»: Категория красоты в творчестве Ф.М. Достоевского // Литература в школе. – М., 2004. – №1. – С. 14–17.

17. Сохряков, Ю. Творчество Ф. М. Достоевского и русская проза XX века (70-80-е годы): монография / Ю. Сохряков; РАН; Институт мировой литературы им. А. М. Горького. – М.: ИМЛИ РАН, 2002.

18. Степанян, К. "Сознать и сказать": " Реализм в высшем смысле" как творческий метод Ф. М. Достоевского / Карен Степанян; Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького, Комиссия по изучению творчества Ф. М. Достоевского. – М.: Раритет, 2005.

19. Столбунова, С. В. Роль фразеологических единиц в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского / С. В. Столбунова // Русский язык - Первое сентября. – М., 2002. – 16–22 апреля (№ 15). – С. 4, 13.

20. Телегин С.М. Религиозные мотивы в произведениях Ф.М. Достоевского // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – №7. – С. 24–28.

21. Тарасова, Н. А. Библейские аллюзии и цитаты в творчестве Ф. М. Достоевского: художественно-публицистический контекст / Н. А. Тарасова // Филологические науки. – М., 2011. – № 4. – С. 14–22.

22. Ху Сун Вха. Положительно прекрасный человек (Тайна князя Мышкина) // Русская литература. – 2001. – №2 – С. 132–146.

23. Щенников Г.К. Принципы детерминации характера в философском романе Ф.М. Достоевского (роман «Преступление и наказание») // Русская литература 1870–1890-х годов. Межвуз. сб. научн. тр. – Свердловск, 1982. – С. 3–17.

24. Щенников Г.К. Целостность Достоевского. – Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 2001.

25. Федоров, Г. А. Московский мир Достоевского. Из истории художественной культуры ХХ века: к изучению дисциплины / Г. А. Федоров; [предисл. С. Г. Бочарова, В. Н. Топорова]. – М.: Языки славянской культуры, 2004.

26. Черненко, Т.Ю. Мифологические основы образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Религиозные и мифологические тенденции в русской литературе XIX века. М., 2007. - С. 137-140.

27. Яковлев Л. Достоевский: призраки, фобии, химеры: Заметки читателя. – Х.: Каравелла, 2006.

28. Якушин Н.И.Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. Уч. пособие. – 2-е изд. – М.: Русское слово, 2002.

Покупка готовой работы
Тема: «Женский образ в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 27
Цена: 1300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика