Дипломная работа

«Интерактивный метод обучения английскому языку в школе»

  • 61 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМ У ЯЗЫКУ

1.1. Общее понятие о методах интерактивного обучения

1.2. Принципы интерактивного метода обучения английскому языку

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Особенности огранизации урока английского языка основываясь на принципы интерактивного метода

2.2. Активизация процесса обучения английскому языку учащихся 7-8 классов обще образовательной школы

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

3.1. Диагностика уровня сформированности лексических навыков на уроке английского языка

3.2. Модифицированная методика использования интерактивного метода на уроках английского языка

3.3. Анализ данных динамики уровня сформированности лексических навыков учащихся после внедрения модифицированной методики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному ученику. Короткие сроки, большой объём информации и высокие требования к знаниям и умениям ученика – всё это современные условия образовательного процесса. Для удовлетворения таких высоких запросов необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Поэтому сегодня в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности – интерактивному подходу.

Таким образом, поиск новых оптимальных путей применение интерактивного метода обучения для совершенствования изучения иностранного языка в условиях школьного воздействия определяет актуальность работы.

Целью работы определили, установление связи между применением интерактивных методов обучения и развитием навыков говорения, теоретически выявить и экспериментально обосновать принципы интерактивного метода обучения в процессе обучения иностранным языкам.

Гипотеза исследования состоит в том, что использования интерактивного метода обучения в процессе обучения иностранным языкам будет эффективным при соблюдении ряда педагогических условий:

– создание положительной психологической атмосферы;

− соблюдение норм совместной работы, выработанных учителем совместно с учащимися соответствующий тип коммуникации, реализуемый в образовательном процессе;

– использование различных учебных материалов, которые педагог и учащиеся могут использовать в своей деятельности на занятии.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

– уточнить сущность и содержание понятия «интерактивного метода обучения»;

– изучить и провести анализ психолого-педагогической литературы по применению интерактивного метода обучения иностранному языку.

– рассмотреть принципы интерактивного метода обучения иностранному языку;

– подобрать методы и приемы выявления эффективности использования интерактивного метода для развития навыка говорения на иностранном языке;

– провести диагностику, в котором попытаться доказать правильность выдвинутой гипотезы;

– проанализировать и обобщить результаты эксперимента.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; психолого-педагогическое исследование; беседы с педагогами; количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.

Методологическая основа: психологические подходы к проблеме внедрения интерактивных форм и методов обучения обучающихся на определенном возрастном этапе выявлены в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, А. В. Летровского, С. Л. Рубинштейна и др. Исследованию технологии интерактивного обучения как одной их современных и эффективных технологий посвящены работы В. Г. Иванова, Н. Б. Лаврентьевой, А. К. Марковой, С. Е. Матушкина, Н. Г. Морозовой, В. Д. Семенова, М. И. Цветкова, Г. И. Щукиной и др.

Новизна исследования состоит в определении критериев отбора и применения мотивирующих факторов на уроках иностранного языка, позволяющих повысить эффективность усвоения детьми подросткового возраста учебного материала; в попытке проявить интерес к изучению предмета, с целью расширения кругозора.

Объектом исследования – процесс обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – педагогические условия использования технологии интерактивного обучения в процессе обучения иностранным языкам.

Апробация работы: очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной башкирской филологии, журналистики и востоковедения» статья «Особенности огранизации урока английского языка основываясь на принципы интерактивного метода».

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по применению интерактивного метода обучения с целью развития познавательного интереса учащихся к изучению иностранных языков, которые могут быть использованы учителями иностранных языков общеобразовательных школ. Углубленный анализ литературы по проблеме использования практического диагностического материала может быть использован учителями при составлении перспективных, календарных планов работы, написании докладов к педагогическим советам, консультации для родителей; оформлении дидактических материалов по работе с детьми.

База исследования: исследование проводилось в МОБУ СОШ д.Айтмембетово Архангельского района, 8 класс (10 детей).

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ОСНОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

1.1. Общее понятие о методах интерактивного обучения

В современном обществе нужны люди, которые владеют знаниями и умеют использовать их для решения проблем, которые возникли перед ним.

Развитие личности требует выявления новых качеств и возможностей.

В ХХ веке образование требует новые формы и методы обучения. Одним из современных и востребованных методов является – интерактивное обучение.

Сущность этого метода заключается в вовлеченности всех обучающихся в процессе усвоения учебного материала , они могут свободно общаться понимая друг друга и рефлексировать, так как они учатся в одном классе и знакомы с каждым. Коллективная деятельность учеников процессе обучения – это каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, обмениваются знаниями, идеями. Все это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, развивает познавательную деятельность и навыки коллективной работы, преобразует её на более высокие формы сотрудничества.

Как отмечет Гейхман, Л. К. в своем труде: «Интерактивная деятельность подразумевает организацию диалогового общения, которое помогают учащимся взаимопониманию, взаимодействию, к общему решению значимых для каждого участника задач»[Гейхман, 2002; 260 ].

Интерактивное обучение исключает преобладание одного выступающего, одного мнения над другим. В ходе диалогового обучающиеся учатся критически мыслить, находить решение сложным проблемам на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, обдумывать альтернативные суждения, принимать обдуманные решения, участвовать в диспутах, общаться с другими учащимися. Для достижения этой цели на уроках создадутся индивидуальные, парные и групповые работы, используются исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, применяются творческие произведения. Учитель в деятельности учащихся на интерактивных уроках занимает место направляющего для достижения целей урока.

Целью интерактивного обучения является :

1. общее развитие учащихся, предоставление каждому из них лучших возможностей в личностном становлении;

2. в расширении возможностей самоопределения и самореализации в профессиональной сфере.

Задачи, которые решает интерактивное общение:

1. Развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися.

2. Решает информативную задачу, так как обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которых невозможно реализовать совместную деятельность.

3. Решает воспитательную задачу, так как формирует отношение к людям.

4. Развиваются общие учебные умения и навыки (анализ, синтез).

5. Релаксация.

Рекомендуется в структуру методических рекомендаций по подготовке учащихся к интерактивным занятиям включать следующий алгоритм их проведения:

1) подготовка занятия

2) ступление

3) основная часть

4) выводы (рефлексия)

Личностно-ориентированный подход в сочетании с деятельностным, развивающим подходами к обучению – методологическая основа интерактивного обучения. Организация интенсивного диалога внутри группы, а при необходимости плавно переходящий на полилог. Внутри группы возникает диалог, а в результате этого между группами возникает полилог. Все это содержанию и процессу обучения в целом придает личностно-ориентированную, развивающую и творческую направленность.

Основой интерактивного метода являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Главное интерактивных упражнений и заданий направленность не только на закрепление уже изученного материала, но и на изучение нового. Ведущими формами интерактивного обучения является диалоговые формы деятельности:

1. “Круглый стол” – обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся (обычно около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с “аудиторией” (остальной частью группы).

2. “Заседание экспертной группы” (“панельная дискуссия”) – обычно четыре-шесть учеников с заранее назначенным председателем вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем излагают свои позиции всей группе. Каждый участник группы делает короткое, но емкое сообщение.

3. “Форум” – обсуждение, сходное с “заседанием экспертной группы”, только в этом случае группа учеников – участники форума, вступают в обмен мнениями с “аудиторией”

4. “Симпозиум” – более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, отражающими их точки зрения на обозначенную проблему, после чего отвечают на вопросы “аудитории” (группы).

5. “Судебное заседание” – обсуждение, по процедуре имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

Интерактивный метод – это система правил взаимодействия обучающего и обучающихся в форме учебных игр, дискуссий, различных диалоговых процедур и видов деятельности, проблемных и развивающих ситуаций, проектирование, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение. Интерактивными по педагогической природе является деятельность с мультимедиа программами, использование ресурсов и возможностей Интернет, компьютера.

Каждый педагог имеет возможность выбора различных тенденций, та как современные методы обучения обличаются большим разнообразием и выбором. Например:

1. Работа в малых группах;

2. Творческие задания;

3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

5. Проектная методика (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);

6. Разминки;

7. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);

8. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Шкала мнений)», ПОПС-формула, проективные техники, «Один – вдвоём – все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);

9. Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»).

Реализация интерактивного обучения в образовательном процессе требует, на наш взгляд, от педагога создания определённых условий, предоставляющих разнообразные возможности для организации учебного процесса. К таким педагогическим условиям можно отнести:

1. Психологическую атмосферу, созданную в аудитории;

2. Нормы совместной работы, выработанные педагогом совместно с учащимися;

3. Тип коммуникации, реализуемый в образовательном процессе;

4. Расположение мебели, оборудование учебной аудитории;

5. Различные материалы, которые педагог и учащиеся могут использовать в своей деятельности на занятии.

Таким образом, интерактивный подход помогает сделать процесс овладения базовой коммуникацией английского языка на школьном уровне более эффективным.

«Пирамида запоминания» ясно дает представление о том, какая деятельность приводит к наилучшим результатам в обучении.

Интерактивное обучение должно быть основано на:

1. субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности);

2. многосторонней коммуникации;

3. конструировании знаний учащимся;

4. использовании самооценки и обратной связи;

5. активности учащегося.

Знания в процессе интерактивного обучения ученик приобретает не в готовой форме, а добывает их сам, в процессе собственной активности. Поэтому цель педагога – создать условия, при которых ученик будет открывать новое знание, конструировать его, использовать. Роль и позиция педагога – подсказать, если нужно, скорректировать; педагог поддерживает активность учащихся, создает благоприятную атмосферу на уроке; в спорах выступает в роли арбитра, а не судьи.

Важно так же, чтобы ученикам было комфортно в рабочей группе. Оптимальное число учеников в группе – 4-6 человек. Принципы формирования могут быть разными:

1. по учебным и внеучебным интересам учащихся (анкетирование);

2. группа, где ее участники дополняют друг друга (личный опыт, работоспособность, эмоциональность и т.д. представлены в разной степени);

3. гетерогенные (разнородные) – сильные учащиеся могут помочь тем, кто послабее;

4. гомогенные (однородные) – дифференцированное обучение, группа сильных, группа слабо подготовленных учащихся

По результатам работы в группах ребята отчитываются, и каждый ученик должен оценить себя как участника групповой работы.

На современном этапе существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве .

Student Team Learning (STL) Вариант разработан в Университете Джона Хопкинса. STL сводится к трем основным принципам:

– награды (team rewards). Оценку получает вся группа за выполнение одного задания;

– группы дифференцированы, между собой они не соревнуются;

– индивидуальная ответственность (individual accountability) каждого ученика: успех или неуспех всей группы зависит от удач каждого ее члена. Учащиеся следят друг за другом, помогают друг другу. Учитель может предложить тест любому ученику. Равные возможности всех учеников в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих предыдущих результатов.

Jigsaw («ажурная пила, машинная ножовка»). Этот вариант разработан профессором Эллиотом Аронсоном в 1978 году.

Learning Together («Учимся вместе»). Такой подход к организации обучения в сотрудничестве разработан в университете Миннесота в 1987 г.

Таким образом, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся в школе.

1.2. Принципы интерактивного метода обучения английскому языку

Главный принцип интерактивного обучения – принцип сотрудничества субъектов образовательного процесса, предполагающий учёт личностных и возрастных особенностей и потребностей обучающихся, осуществление их психолого-педагогической поддержки в процессе обучения, что приводит к обогащению опыта, актуализации и развития, самообразования[Гальскова,2000 ;165].

В числе основных методических принципов интерактивного подхода к обучению иностранным языкам выделяют следующие:

– взаимное общение на иностранном языке с целью принятия и продуцирования аутентичной информации, одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для всех;

– совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трех объектов: производителя информации, получателя информации и ситуативного контекста;

– изменение традиционной роли преподавателя в учебном процессе, переход к демократическому стилю общения;

– рефлективность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны преподавателя, так и учащихся.

При этом, эффективность процесса обучения зависит от реализации следующих принципов:

– комплексного подхода к процессу обучения на коммуникативно-ситуативной основе;

– интерактивности;

– дифференцированного подхода;

– учета индивидуальных особенностей;

– вариативности режима работы;

– проблемности (как при организации учебных материалов, так и самого учебного процесса).

Принцип коммуникативно-ситуативного обучения предусматривает использование комплекса коммуникативных ситуаций, направленных на развитие речи школьника, что способствует «преодолению резкого перехода от учебных условий к естественному общению благодаря формированию у обучающихся прочных ассоциативных связей». При этом занятия по английскому языку не делятся по аспектам, а являются комплексными.

Принцип интерактивности предполагает, что в ходе учебного процесса учащиеся не только приобретают учебные и профессионально значимые знания и умения, но и «изменяются сами в результате выполнения ими предметных действий».

Принцип комплексного подхода реализуется в использовании всех видов речевой деятельности (включая и говорение) при обучении письменному переводу.

Использование принципа проблемности в обучении значит, что «знания не преподносятся обучаемому в детерминированном, завершенном виде, предназначенном лишь для запоминания, а даются в динамике перехода от незнания к знанию. При активном участии самих обучаемых в получении этих знаний в результате самостоятельной работы над решением специально подобранных проблемных задач». Принцип проблемности играет большую роль в формировании интереса к содержанию обучения и самой учебной деятельности, в свою очередь, повышает учебную мотивацию и дает возможность учащимся проявить умственную самостоятельность и инициативность.

Принцип вариативности режима работы предусматривает обмен профессионально значимой информацией на групповом и индивидуальном уровнях, а также сочетание аудиторной и домашней работы с использованием современных средств связи.

Сочетая принцип дифференцированного подхода с принципом учета индивидуальных особенностей, преподаватель становится более свободен в выборе методических приемов и разнообразных стимулов, способных поддерживать мотивацию и умственную активность учащихся в течение всего периода обучения.

Психологами было доказано, что игра “оправдывает” переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности. Но новый социальный заказ повлиял на пересмотр целей образования в целом и обучения английскому языку в частности. До последнего момента целью школьного обучения была выработка навыков и умений, теперь же востребован новый тип личности, обладающий 5 компетенциями :

– социальной,

– толерантностью,

– коммуникативной,

– информационной

– компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь.

Подводя итог к первой главе можно сказать, что в широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает взаимодействие вообще любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон – обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т. п. Интерактивная сторона общения характеризует особенности взаимодействия людей и непосредственную организацию их совместной деятельности.

Методологической основой организации интерактивного взаимодействия в образовательном процессе выступает интерактивный подход. Интерактивный подход применительно к обучению иностранному языку подразумевает активное взаимодействие всех участников учебного процесса, при котором происходит взаимообогащающий обмен аутентичной личностно значимой информацией на иностранном языке и приобретение умений межличностного общения. При этом важно не только и не столько научиться обмениваться информацией на иностранном языке, но и овладеть навыками самого процесса общения (слушать и слышать партнера по общению, логично и аргументировано оформлять свои мысли в устном или письменном виде, общаться с различными типами людей и т. д.). Интерактивный подход обеспечивает интерактивное обучение иностранному языку через организацию интерактивного взаимодействия.

Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Интерактивное обучение на уроках иностранного языка предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. Активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Интерактивное обучение иностранному языку предполагает использование таких методов, как обучающие, ролевые и деловые игры; соревнования, конкурсы; спектакли и представления; разминки; проектный метод; дискуссия, дебаты; мозговой штурм; тренинги; ПОПС-формула.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

2.2. Особенности обучения английского языка основываясь на принципы интерактивного метода

В ФГОС нового поколения включены во введение образовательная область «Филология» и предмет «Иностранные языки». Чтобы достигнуть требуемых результатов изучения основной образовательной программы в рамках системно-деятельностного подхода наиболее актуальной методикой преподавания иностранных языков (в частности, английского) является технология интерактивного обучения.

Селевко, Г. К. пишет в совей работе, что интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности [Селевко, Г. К., 2005;111].

Главное, что основные принципы – одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей соблюдаются во всех случаях. Совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.

Для того, чтобы хорошо организовать процесс овладения базовой коммуникацией английского языка на школьном уровне приходит на помощь интерактивный метод.

Интерактивность (interaction) применительно к обучению ино-странному языку понимается как речевое взаимодействие двух или более людей в процессе общения. Кроме интерактивного звена в процессе общения выделяют перцептивное и коммуникативное звенья [1: 44].

В русле коммуникативного подхода, когда целью обучения стано-вится овладение иностранным языком как средством общения, сформи- рованность коммуникативной компетенции обеспечивает успех речевого взаимодействия участников общения. Как отметил Леонтьев А.А., что факт речевого взаимодействия не всегда означает, что общение состоялось. В таких случаях участники взаимодействия произносят фразы, реплики, но обмена информацией, понимания и взаимовлияния в процессе взаи-модействия не происходит [Леонтьев А. А.,1991 ;512].

Таким образом, на любой ступени обучения иностранному языку одинаково важными являются как овладение обучаемыми системой языковых и речевых норм изучаемого языка, так и развитие у них спо-собности к использованию полученных знаний, сформированных умений и навыков для передачи соответствующей информации, выражения своих мыслей, обмена мнениями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения таким образом, чтобы общение состоялось.

Не случайно поэтому методы интерактивного обучения в целом и иностранному языку, в частности, студентов лингвистического вуза за-нимают важное место в реализации компетентностного подхода к пре-подаванию всех учебных дисциплин.

Заинтересовать учеников интерактивной деятельностью и повышает мотивацию изучения иностранного языка может быть достигнуто, например, благодаря применению технологий игр в учебном процессе. Игра дает возможность более эффективно достигать поставленной цели и задачи урока и всего учебного процесса. Так же игра повышает интерес к учебным занятиям, эффективно влияет на рост познавательной активности, который приходит на помощь учащимся приобретать и осваивать большее количество информации, способствует усвоению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях. Игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют её участникам раскрыть свои личностные качества, повышают их самооценку.

Игра "Соседи" - "Neighbors"

Цель игры: развить и закрепить навыки диалогической речи у учеников.

Языковой материал: May I borrow…?, some, any, выражения просьбы.

Дидактический материал: карточки с рисунками мебели, ролевые карточки.

Ход игры:

1. Учитель делит класс на группы по 5-6 учеников. В каждой группе учащихся объединяются на пары.

2. Каждой группе объясняют задания.

Today you are moving into a new home. Each house has a bedroom, hall, kitchen, bathroom, living room. But they are not yet equipped. Today is Sunday and all shops are closed. . You must borrow from one of your neighbors - the other people in your group. But you need to ask politely. Explain why you need the furniture. If you cannot find the desired object, then create your own variant.

3. Ученикам раздают карточки с рисунками и названиями предметов нужные для какого-либо участка дома. Но в этом списке не достает какого-то элемента. Но нужные предмет есть у соседней команды. Участникам группы необходимо употребляя выражение просьбы, любезно, попросить у соседей недостающие элементы. Например, ученику а) You want: bed, wardrobe, table, pillows, blankets, chairs, TV; ученику б) You have bed, wardrobe, table, pillows, blankets, chairs, TV.

4. Во время игры учитель по очереди подходит к каждой группе для того, что бы контролировать и активизировать речевую деятельность учеников.

Заключение

Идея интерактивного обучения требует теоретической и практической доработки. Сегодня его упрекают в отсутствии четкой теоретической концепции, в смешивании под одним названием различных подходов и методов, в отсутствии общепринятой классификации методов.

Важно отметить еще одно важное обстоятельство. Педагоги-практики, применяя технологии интерактивного обучения, отмечают наличие определенных барьеров, препятствующих их использованию:

 трудность в преподнесении большого количества материала на

занятиях;

 активное обучение требует слишком много времени для подготовки занятия;

 представляется невозможным использование активных методов

обучения в многочисленной аудитории;

 возможность негативных последствий: отношение коллег к новым подходам;

 влияние оценки учащихся на работу преподавателя;

 влияние на продвижение по службе

Есть и еще один барьер – это сопротивление учащихся новым подходам и методам. Причем чем больше опыт учебной деятельности обучающихся, тем большее сопротивление можно встретить в классе. Эти барьеры необходимо учитывать при планировании своего урока и быть готовыми прилагать определенные усилия по их преодолению.

Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что идея интерактивного обучения сравнительно не нова. Однако есть опасность утонуть в словах и иллюзиях, повторив путь многочисленных модных педагогических новаций, которые слегка «приукрасили», модернизировали традиционное обучение, а потом забылись, так ничего всерьез и не изменив.

Современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию иностранного языка в реальной жизни.

Использование интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися. Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению иностранного языка со стороны ребят и наблюдается тесное сотрудничество между учителем и учащимися.

Внедрение интерактивного обучения многое дает различным субъектам образовательного процесса.

Для каждого конкретного ученика:

 осознание включенности в общую работу;

 развитие личностной рефлексии; становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности.

Учебной микрогруппе:

 развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

 формирование ценностно-ориентационного единства группы;

 поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

 принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Ученическому классу:

 формирование класса как групповой общности;

 повышение познавательной активности класса;

 развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

Связке "класс-учитель":

 нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

 многомерное освоение учебного материала;

 формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Таким образом, интерактивное обучение - несомненно интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.

В педагогической литературе под интерактивным взаимодействием понимается процесс обмена деятельностями, взаимовлияние участников коммуникации, в основе которого лежит личный опыт жизнедеятельности каждого. Приоритетами интерактивного взаимодействия являются такие характеристики, как процессуальность, деятельность, общение, диалог, возможность смыслотворчества, рефлексия.

Многие авторы указывали на важный фактор повышения мотивации – заинтересованность детей в изучаемом материале. Иными словами, восприятие предметов, явлений, их изображений, сведений о них должно затрагивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

Чение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать.

Интерактивное взаимодействие – способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы, совместно моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

На сегодняшний день перед преподавателями иностранного языка в школе остро стоит проблема поиска путей повышения познавательного интереса школьников к изучению языка, укрепления их положительной мотивации в учении. Одной из возможностей решения данной проблемы является использование технологии интерактивного обучения. Технологию интерактивного обучения можно определить как совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития.

Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является "взаимодействие". Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Педагогическое взаимодействие – это обмен деятельности между педагогом и учащимися, в котором деятельность одного обусловливает деятельность других.

Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. Интерактивное педагогическое взаимодействие, реализация интерактивных педагогических методов направлены на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.

Список литературы

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. - Екатеринбург: Литур, 2001. - 247 с.

2. Биболетова, М. З. Enjoy English 10: Teacher's Book: книга для учителя / М. З. Биболетова, Е. Е. Бабушис, Н. Д. Снежко. - Обнинск: Титул, 2010, - 112 с.

3. Биболетова, М. З. Enjoy English 10: учебник / М. З. Биболетова, Е. Е. Бабушис, Н. Д. Снежко. - 2-е изд. - Обнинск: Титул, 2009. - 215 с.

4. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь /

5. Б. М. Бим-Бад. - М., 2002. - 528с.

6. Бим, И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского) / И. Л. Бим. - Обнинск: Титул, 2001. - 148 с.

7. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2000 - 165 с.

8. Гейхман, Л. К. Интерактивное обучение общению: подход и модель / Л. К. Гейхман. - Пермь: Перм. гос. ун-т, 2002. - 260 с.

9. Елизарова, Г. В. Культура и обучение иностранным языкам /

10. Г. В. Елизарова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2005. - 352 с.

11. Ершов, П. М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя / П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов. - Изд. 2-е, перераб и доп. - М., 1998. -336 с.

12. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. -Рига: Эксперимент, 1995. - 180 с.

13. Кузовлев, В. П. English 10-11: Teacher's Book: книга для учителя / В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова. - М.: Просвещение, 2005. - 128 .

14. Кузовлев, В. П. English 10-11: учебник / В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 351с.

15. Кытманова, О. А. Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка / О. А. Кытманова // Технологии обучения иностранным языкам в неязыковых вузах: сборник научных статей. - Ульяновск: УлГТУ, 2005. - С. 42-48.

16. Леонтьев А. А. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Леонтьев А. А [и др. ] - М., 1991. - 512 с.

17. Осиянова, О. М. Учебная и производственная практика: методические указания для студентов специальности 031201 - Теория и методика преподавания иностранных языков и культур / О. М. Осиянова, И. В. Переходько, Н. А. Евгеньева. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 52 с.

18. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Ред. Леонтьев А.А. - М., 1991.

19. Протасова Е.Ю., Райхштейн А.А. Интерактивные игры в обучении второму языку дошкольников // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 4.

20. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: пособие для учителя / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 1988г. - С. 47-59.

21. Рогова, Г. В. Английский язык за два года. English in Two Years / Г. В. Рогова. - М.: Просвещение, 1993. — 384 с.

22. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. -С. 40-53.

23. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 111 с.

24. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.

25. Harris, M. Opportunities Intermediate: Student's Book with Mini-Dictionary / Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska. - New York: Longman, - 2007. - 497 pp.

26. Harris, M. Opportunities Intermediate: Teacher's Book / Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska. - New Jersey: Pearson Education Limited, -2004. -C. 147 pp.

27. Lier, L The Classroom and the Language Learner / Leo van Lier. - N. Y.: Longman, - 1988. - 156 pp.

СТАТЬИ

1. Ваграмова, Н. В. Коммуникативно-интерактивный подход как способ повышения овладения иностранным языком / Н. В. Ваграмова // Приложения для изучения английского языка Материалы XXXI Всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. 2001. - Вып 18. - С. 3 - 6.

2. Казарьянц К.Э., Кочарова Е. Интерактивные технологии обучения. Материалы международной конференции «Молодая наука 2009» Ч. 14 С.153-154.

3. Гладилина, И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе [Текст] / И.П. Гладилина // Иностранные языки в школе. – 2003. - №4. – С. 67- 70.

4. Добрынина, Т. Н. Интерактивные технологии в процессе подготовки социальных педагогов [Текст] // Вестник педагогических инноваций. – 2007. - № 1. – С. 101-105.

5. Елухина, Н. В. Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2006. - № 5. – С. 69-75.

6. Елухина, Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления [Текст]// Иностранные языки в школе. – 2007. - № 4. – С. 52-58.

7. Куклина, С. С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением [Текст] / С.С. Куклина // Иностранные языки в школе. – 2000. - №6. – С. 67-73.

8. Кларин, М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта [Текст] / М. В. Кларин // Педагогика. – М., 2000. - №7. – С. 12-18.

9. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2000. -№ 6. – С. 19- 22.

10. Мильруд, Р. П. Сотрудничество на уроке иностранного языка [Текст] / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 1991. -№6. – С. 12-23.

11. Мильруд, Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам [Текст] / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 5. – С. 17-25.

12. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве [Текст]// Иностранные языки в школе. – 2000. № 1. – C. 23-27.

13. Протасова, Е. Ю. Интерактивные игры в обучении второму языку дошкольников [Текст] / Е. Ю. Протасова, А. А. Райхштейн // Иностранные языки в школе. – 1996. - № 4. – С. 32-33.

14. Песняева, Н. А.Развитие речевой деятельности младшего школьника в учебном диалоге / Н. А. Песняева // Начальная школа. – 2004. -№12. – С. 95-104.

15. Суворова, Н. Г. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] / Н. Г. Суворова // Учитель. – 2000. - №1. – С. 25-27.

16. Уайзер, Г. Фоломкина С. Развитие понимания устной речи в 5 - 6 классах [Текст] / Г. Уайзер, С. Фоломкина // Иностранные языки в школе. – 2000. -№ 5. – С. 57 -59.

Покупка готовой работы
Тема: «Интерактивный метод обучения английскому языку в школе»
Раздел: Иностранные языки
Тип: Дипломная работа
Страниц: 61
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика