Доклад
«Формирование интереса к занятиям физической культурой»
- 42 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
1.1. Анатомо-физиологические, эмоциональные и психологические особенности детей 5-6 классов 6
1.2. Соревновательный метод проведения урока ФК 10
1.3. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом 19
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Организация исследования 25
Нестабильная экономическая обстановка и как следствие снижение жизненного уровня населения, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение детей, возможности их жизнеобеспечения, развития и социализации. В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и неадекватной физической активности, здоровье детей и подростков значительно ухудшились. В соответствии с вышеизложенным необходимо более полно использовать возможности, которыми располагает система физического образования для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся, улучшение двигательной подготовленности и воспитания здорового стиля жизни подростков.
Спортивные соревнования как составное звено школьных внеклассных мероприятий являются важным этапом подготовки и воспитания детей и подростков. Спортивные соревнования выступают своеобразным экзаменом, проверкой знаний, умений, навыков, полученных на уроках физической культуры и учебно-тренировочных занятий.
Отношение детей и подростков к занятиям физической культурой зависит не только от того, как будут проводиться уроки физической культуры, но и от того, как организуются и проводятся спортивные соревнования в школе, городе. Какими будут первые соревнования в жизни ребенка, такое отношение к споту у него останется на всю жизнь. Следовательно, чтобы повысить интерес к спорту и добиться его устойчивости, необходимо тщательно готовить и проводить соревнования в школе, а также увеличивать количество проводимых соревнований.
Цель исследования – предложить и экспериментально доказать эффективность методики формирования интереса к занятиям физической культурой школьников 12-13 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме формирования интереса к занятиям физической культурой.
2. Предложить методику развития интереса к занятиям физической культуры у школьников 12-13 лет использованием соревновательного метода.
3. Экспериментальным путем доказать эффективность использования методики формирования интереса к занятиям физической культуры у школьников 12-13 лет
Объект – процесс формирования интереса к занятиям физической культурой у школьников 12-13 лет.
Предмет – игровой метод проведения урока по физической культуре
Гипотеза. Повышение интереса обучающихся будет проходить более эффективно, если в учебный процесс внедрить предложенную методику с использованием игрового метода.
ГЛАВА I ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Значение физкультурно-оздоровительной деятельности в сохранении здоровья населения
Мотивами называются мысли и чувства человека, побуждающие его к совершению той или другой деятельности, направленной на
А. Ц. Пуни (1979) на основании научно-практических исследований мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих к занятиям спортом.
В ходе урока физической культуры и тренировки происходит интенсивное воздействие на различные органы и системы органов ребенка, следовательно, учителя физической культуры и тренеры должны хорошо знать возрастные особенности организма детей и подростков.
Возрастная физиология дает студентам знания об основных закономерностях индивидуального развития человека, возрастных особенностях функционирования органов и систем, а также критерии возрастной нормы. Особое внимание в курсе возрастной физиологии должно уделяться изучению резервных возможностей организма детей и подростков, особенностям их адаптации к умственным и физическим нагрузкам, вопросам сексуального развития. Вместе с другими предметами медико-биологического и педагогического циклов возрастная физиология должна вносить весомый вклад в обоснование принципов физического развития и воспитания детей и подростков.
Студенты педагогических вузов в целом, и особенно – физкультурных, должны знать все разделы и основные вопросы предмета возрастной физиологии, предусмотренные программой в пределах соответствующих лекций и практических занятий. В частности, особое внимание должно уделяться знанию вопросов индивидуального развития и возрастным особенностям физиологических функций.
Студенты должны владеть навыками и методами определения основных физиологических функций детей и подростков (пульс, АД, ЭКГ, легочные объемы и др.) и уметь трактовать полученные данные. При изучении курса возрастной физиологии большое значение имеет преемственность знаний между медико-биологическими и педагогическими дисциплинами.
Уже с начала систематического образования, с далекого прошлого, делались попытки организации обучения детей с учетом особенностей их организма. Зарубежными и отечественными учеными были накоплены многочисленные данные об особенностях детского организма. Как самостоятельная наука возрастная физиология сформировалась с выходом монографии Н.П. Гундобина “Особенности детского возраста” (1906 г.), в которой были обобщены многочисленные анатомо-физиологические данные того времени. В дальнейшем были исследованы многие функциональные системы детей и подростков, особенности их развития и т.д. (Вирениус А.С., Владимирский А.В.) подробно разрабатывались вопросы физического воспитания детей и его роль в общем развитии (Лесгафт П.Ф.). Важным событием в отечественной возрастной физиологии явилось создание Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков при Академии педагогических наук.
Возрастная физиология имеет тесную связь со многими медико-биологическими науками с одной стороны (генетика, эмбриология, анатомия, общая физиология, эволюционная физиология, сравнительная физиология, биохимия, школьная гигиена, педиатрия и т.д.) и педагогическими науками – с другой, являясь фундаментом для многих педагогических дисциплин.
1.2. Формирование мотивации занятий спортом
Какие же меры следует принимать для сохранения, и даже повышения мотивации спортсмена к напряженной подготовке и достижению наивысших результатов?
Прежде всего, тренер должен стремиться обеспечить такую организацию и содержание тренировочного процесса, которые постоянно ставили бы перед спортсменом задачи ощутимого совершенствования. Так, на первом этапе многолетней подготовки должна быть обеспечена направленность на обучение и совершенствование основных двигательных навыков и умений, изучение основ вида спорта. В дальнейшем следует постоянно ориентировать спортсмена на необходимость активной работы над совершенствованием все более тонких компонентов подготовленности, преодоление постоянно возрастающих трудностей освоения все более высоких нагрузок. В то же время необходимо следить за тем, чтобы физический и эмоциональный стресс, которому подвергается спортсмен в тренировочной и соревновательной деятельности, находился в соответствии с его физиологическими и психическими возможностями, имеющимися функциональными резервами (Бальсевич В.К., 1988; Матвеев А.П., 1991).
Следует помнить, что мотивация спортсмена тесно взаимосвязана со всем комплексом составляющих современной системы его подготовки — организацией и материально-техническим обеспечением, эффективностью в отношении технико-тактической, физической и психологической подготовленности спортсмена, системой профилактики травм и заболеваний и их эффективным лечением и др. Недостатки в любом из указанных и многих других компонентах системы подготовки неизбежно отрицательно сказываются на уровне мотивации спортсмена или нежелании активно заниматься спортом. Исследования показывают зависимость мотивационной ориентации спортсмена от выбора внутренних или внешних целей. Ориентация спортсмена на внутренние цели связана с акцентом на технико-тактическое и физическое совершенствование, стремление к эффективной тренировочной и соревновательной деятельности и др., т. е. с процессом совершенствования. Результатом такой ориентации является повышенное внимание к качеству процесса подготовки, рациональному образу жизни, контролю за эффективностью подготовки и соревновательной деятельности, стремление к исправлению ошибок и поиску оптимальных путей дальнейшего совершенствования. Спортсмены, ориентирующиеся на внешние цели, в первую очередь сосредоточиваются на спортивном результате, победе или поражении как средстве оценки личных способностей. При такой ориентации мотивация спортсменов во многом зависит от отношения средств массовой информации, зрителей, получения материальных вознаграждений. Результатом внешней ориентации нередко является ослабление внимания к качеству подготовки, поиску резервов повышения спортивного мастерства, что часто приводит к негативным последствиям — снижению результатов и эффективности подготовки, поиску внешних причин неудач и, как следствие, снижением мотивации к активным напряженным занятиям. Результатом внутренней ориентации нередко является и стремление избегать ответственных соревнований, борьбы с сильными и равными по силам соперниками.
1. Мотив занятий физической культурой – это мысли и чувства человека, побуждающие его к совершению своих навыков в области физической культуры и спорта, направленные на удовлетворение его потребностей.
2. Основными мотивами занимающихся являются: «фитнес-здоровье», «внешний вид», «психологический», «познавательный», «социальный», «прикладной».
3. Наибольшее значение для женщин при занятиях физической культурой имеет возможностей приобретения друзей и знакомы (36,8%), уважительное отношение окружающих (28,8%), достижение большей уверенности в себе (20,6%), приобретение возможных партнеров по бизнесу (12%).
Для мужчин структура данного мотива иная: достижение большей уверенности в себе (40,1%), уважительное отношение окружающих (32,4%), приобретение возможных партнеров по бизнесу (20,4%), возможность приобретения друзей (7,1%).
4. Учитывая мотивы постоянных клиентов фитнес-клуба следует корректно формировать группы занимающихся, регламентировать тренировочные нагрузки, вести четкий контроль за восстановительными процессами и индивидуальной переносимости нагрузок.
А также тренеру-инструктору следует помнить, мотивы могут изменять и видоизменяться в процессе взросления и повышения спортивного мастерства и в связи с динамикой взаимоотношений в обществе и как следствие должна корректироваться концепция клуба и направления фитнеса.
1. Атлетическая гимнастика для женщин. Идеальная фигура / М.В. Макатун, С.А. Мазуренко - Москва: Знание, 1990.
2. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) /В.К.Бальсевич //Теория и практика физ. культуры. 1999, №4, с. 21.
3. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого /В.К.Бальсевич - М.: ФиС, 1988.-208с.
4. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека /В.К.Бальсевич, В.А. Запорожанов - Киев: Здоровье, 1987 г. - С. 88-89
5. Брехман, И.И. Введение в валеологию- науку о здоровье /И.И Брехман, -Ленинград: «Наука», 1987
6. Богословский, В.В. Общая психология. Учебное пособие/ В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградов.- М.: Просвещение, 1981.- 383с.
7. Брянкин, С.В., Жданов Л.Н., Шустин Б.Н. Спортивный отбор и ориентация: Учебное пособие разработано Малаховским ФСГИФК / С.В.Брянкин, Л.Н.Жданов, Б.Н.Шустин. -Смоленск, 1977-68с.(СГИФК).
8. Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх / М.С.Бриль.- М., 1980.
9. Васютинский, Н. Золотая пропорция / Н. Васютинский,- М: «Мол. гвардия». 1990
10. Виленский, М.Я. Карповский ПК. Мотивационно-целостное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования /М.Я.Виленский, П.К.Карповский //Теория и практика физ. культуры. 1984, № 10, с. 39-42.
11. Вяткин Б.А. Проблема взаимоотношения мотивов деятельности и свойств типа нервной системы// Материалы научной конференции психологов спорта социалистических стран. Симпозиум 1. – М., 1970.
12. Гогунов Е.Г., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.пед.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 288с.
13. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов.- Краснодар, 1995.
14. Гимнастика с методикой преподавания / Под ред. Н. К. Меньшикова, - М.: «Просвещение», 1990
15. Дим, Р. Спорт и физическая активность: их значимость для досуга женщин: /Р.Дим //Доклад на конференции «Женский спорт и здоровье», Стокгольм, 1996.
16. Дегтярева, Е.И. Новые виды и формы физической активности среди женщин в зарубежных странах и в России /Е.И.Дегтярева: Автореф. канд. дис., 1998.
17. Демин В.А. сост. Методика исследования мотивации борцов высокого класса (Методика выделения значимых факторов спортивной деятельности) Пилоян Р.А., Фураев Г. П. Москва,1978.
18. Иванов В.С. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ./Под ред. В.С. Иванова.-м. : ФиС,1990
19. Ильин Е.П. Психология физического воспитания.- М., 1987.
20. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте/ Пер. с англ., предисл. В.В.Давыдова.- М., 1987.
21. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений / Э.М.Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.
22. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. - М.:ФиС, 1989. -224 с.
23. Лисицкая Т,С, Сиднева Л,В. Аэробика. Теория и методика М,:ФАР, 2002.-230 с.
24. Лисицын, Ю.П. Теоретико-методологические проблемы концепции общественного здоровья /Ю.П.Лисицин // Общественные науки и здравоохранение. — М.: Наука, 1987.-С. 48-62.
25. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры /Л.П.Матвеев //Учебник для институтов физ.культуры.- М.: ФиС, 1991.- 543 с.
26. Матвеева, Л.М.
27. Материалы семинаров по аэробике, проводимых ассоциацией спортивной аэробики России – студия «Work Out» и спортивным клубом «World Class».
28. Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика /Ю.В.Менхин, А.В.Менхин //Учеб. для вузов физ.культуры.- Ростов н/Д: Феникс, 2002, с.95-106.
29. Методика физического воспитания с основами теории. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов и уч-ся пед. уч-щ / Матвеев А. П., Мельников С. Б. – М.: Просвещение, 1991
30. Методические указания по организации учебно-тренировочной работы студента (на примере аэробики) /Уфимск. авиац. техн. унив-т; Сост. С.В. Новикова – Уфа, 1999. - 35 с.
31. Муравов, И. В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта /И.В.Муравов. - Киев: Здоровья, 1989. -272 с
32. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов физ.культуры.- М., 1991.
33. Пилоян, Р.А. Способы формирования мотивации спортивной деятельности. – М. Москва – 1988
34. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности. –М.: Физкультура и спорт, 1984-104с.,ил.-(Наука-спорту.Психология.)
35. Пилоян, Р.А. Основы научно – исследовательской деятельности (на примере физкультурного ВУЗа): Учебное пособие / МГАФК, 1997.
36. Психология: Учеб. Для ин-тов физ. Культ./ Под ред. В.М.Мельникова.-М: Физкультура и спорт, 1987.
37. Психология: Учебник для ТФК / Под ред. А.Ц.Пуни.- М., 1984.
38. Прогнозирование в спорте /В.И.Баландин, Ю.М.Блудов, В,А.Плахтиенко.- М., 1986.
39. Психология физического воспитания и спорта /Под общ.ред. Т.Т.Джамгарова и А.Ц.Пуни.- М., 1979.
40. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте.- М., 1969.
41. Практическая психология в тестах.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 376с.:ил. («Педагогика, психология, медицина»).
42. Прохоровцев, И.В. Способ тренировки тела типа «Шейпинг»: Патент №2007205 на изобретение от 15 февраля 1994 года. Российская Федерация.
43. Розенцвейг, С. Красота – в здоровье; С. Розенцвейг (пер. с англ. В. И. Звягина), М.: ФиС, 1988
44. Ротерс, Т.Т.Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика / Т.Т. Ротерс, - М: «Просв», 1989
45. Рудик, П.А. Психология: Учебник/ П.А.Рудик.- М.: ФиС, 1958.- 501.
46. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1997.- 800с.
47. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов /Сост. И общая редакция И.П.Волкова.- СПб.: Питер, 2002.- 384с.: ил.- (Серия «Хрестоматия по психологии).
48. Селуянов, В.Н., Шестаков М.П. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте.- М.: СпортАкадемПресс, 2000.- 112с.
49. Смолевский, В.М. Нетрадиционные виды гимнастики /В.М.Смолевский –М.: Просвещение, 1992.- 80с.
50. Справочник физкультурного работника / Под ред. И. И. Переверзина, А. В. Царик – Сов. спорт, 1990
51. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т.Ю.Круцевич. Т.1.- Киев: Олимпийская литература, 2003.- 423 с.
52. Теория физического воспитания / Под ред. И. М. Коряковского – М.: ФиС, 1961
53. Учебник инструктора групповых фитнес-занятий. - М.: Коммерческие технологии, 2001. -316 с.
54. Уэйберг, Р.С., Гоулд.Д. Основы психологии спорта и физической культуры. -Киев: Олимпийская литература. - 1998. -335 с.
55. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – Киев:. 1995.-542 с.
Тема: | «Формирование интереса к занятиям физической культурой» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Доклад | |
Страниц: | 42 | |
Цена: | 2000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Мотивация к занятиям физическими упражнениями
Курсовая работа:
Формирования систематических знаний о физической культуре с дошкольниками
Курсовая работа:
Профилактика травматизма на уроках физической культуры в различных возрастных группах
Дипломная работа:
Профилактика травматизма на уроках физической культуры у школьников
Курсовая работа:
Профилактика травматизма на уроках физической культуры в различных возрастных группах