Дипломная работа
«Методические рекомендации по проведению уроков информатики»
- 144 страниц
Введение….4
Глава 1. О концепциях обучения информатике в начальной, основной и профильной школе ….7
1.1 О концепциях обучения информатике в школе …7
1.2 Содержание программы по информатике ….10
Глава 2. Различные направления преподавания информатики в начальной школе….16
2.1 Традиционные методы ….16
2.2 Использование языка стрелок в младших классах ….18
2.3 Эвристический подход к обучению информатике ….24
2.4 Компьютерная игра: учим или играем? ….35
2.5 Преподавание информационных технологий в начальной школе города Тольятти ….42
2.6 Теория решения изобретательских задач ….46
2.7 Метод маленьких человечков ….63
2.8 Занимательная информатика для младших школьников ….75
2.9 Дифференцированный подход в обучении информатике ….81
2.10 Азбука визуального диалога ….91
2.11 Основные направления использования информационных технологий в Шотландской начальной школе ….100
Глава 3 Методические рекомендации по проведению уроков информатики во втором классе …108
3.1 Содержание программы по информатике для второго класса …108
3.2 Методические рекомендации по изучению раздела «Алгоритмы». ….110
3.3 Методические рекомендации по изучению раздела «Группы объектов» ….116
3.4 Методические рекомендации по изучению раздела «Логические рассуждения» …121
3.5 Методические рекомендации по изучению раздела «Модели в информатике» ….126
Глава 4 Рекомендации по использованию компьютера в начальной школе.130
4.1 Организационно-педагогические рекомендации по использованию компьютерной поддержки на уроках информатики в начальной школе ….130
4.2 Гигиенические требования по использованию персональных компьютеров в начальной школе …134
4.3 Примерный комплекс упражнений для глаз ….138
Заключение ….140
Литература ….141
Приложения ….143
В данной работе изложены различные направления преподавания информатики в начальной школе, основанные на опыте работы учителей и методистов школ городов России, а также разработаны методические рекомендации по проведению уроков информатики во втором классе в соответствии с направлениями, наиболее приемлемыми для усвоения материала того или иного раздела учениками данного возраста.
Актуальность исследования обусловлена информатизацией общества и образования. В наше время повсеместного распространения электронных вычислительных машин (ЭВМ) человеческие знания о природе информации приобретают общекультурную ценность. Объективные процессы информатизации Российского общества формируют социальный заказ сфере образования на увеличение внимания к информационной грамотности и в первую очередь к овладению основами информационных технологий. Такое внимание к этой проблеме вытекает из запросов общества, когда компьютерная грамотность ставится наряду с наличием специального образования, одним из условий приема на работу. В ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями, количество неизбежно переходит к новому качеству – информационную среду. Жизнь в этой среде требует специального обучения и подготовки.
Этим объясняется интерес исследователей и практиков всего мира к относительно молодой и быстро развивающейся научной дисциплине – информатике. Несмотря на социально-экономические препоны, современные компьютеры приходят в школу. Теперь уже всем ясно, что с появлением компьютера процесс информатизации только начинается.
Одна из важнейших целей информатизации – организация коллективного понимания роли и места информационных технологий в школе, в деятельности учителя и администрации, в подготовке учащихся к жизни в обществе. Следовательно, одной из задач школы является овладение компьютером как средством работы с информацией. Решать эту задачу должна школьная информатика.
Изучение основы информатики и вычислительной техники в школе должно преследовать две цели: общеобразовательную и прагматическую. Общеобразовательная цель заключается в освоении учащимся фундаментальных понятий современной информатики. Прагматическая - в получении практических навыков с аппаратными и программными средствами современных ЭВМ. Курс школьной информатики содержательно и методически должен быть построен так, чтобы обе задачи - общеобразовательная и прагматическая - решались параллельно.
Младший школьный возраст — это сензитивный период для развития мышления, и очень важно, каким способом познания овладеет ребенок. Тип мышления, сформированный у ребенка к концу начальной школы, и будет использоваться им при решении различных задач и проблемных ситуаций [5].
Информатика (в широком смысле этого слова — как наука о наиболее оптимальных способах получения, обработки, хранения и передачи информации) может оказать значительную помощь в развитии мышления ребенка. При решении алгоритмических задач формируется теоретический обобщенный стиль мышления, который опирается на содержательное обобщение предметов и явлений, в отличие от эмпирического, связанного с формальным обобщением. И чем раньше будет начинаться изучение информатики, тем лучше. Но при одном условии: как ни в каком другом предмете при обучении информатике необходимо учитывать уровень развития психических процессов, мышления — в первую очередь [9].
Целью данной работы является разработка методических рекомендаций по проведению уроков информатики во втором классе в соответствии с направлениями, наиболее приемлемыми для усвоения материала того или иного раздела, изложенными ранее.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Обзор и обработка литературы по информатике, педагогике и психологии.
2. Анализ программы по информатике для второго класса.
3. Апробация уроков по информатике во втором классе.
4. Создание Web-страницы.
Данная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.
В 1-й главе рассматриваются концепции обучения информатике в начальной, основной и профильной школе.
Во 2-й главе излагаются различные направления в изучении информатике в начальной школе.
В 3-й главе даются методические рекомендации по проведению уроков информатики во втором классе.
В 4-й главе изложены рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе.
Прилагается Web-страница, в которой дается подробное описание данной разработки.
Объектом исследования является сущность и содержание обучения, используемого в преподавании информатики в школе.
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для учителя по проведению уроков информатики во втором классе, создании Web-страницы, которые могут быть полезны начинающим и уже опытным учителям информатики, а также студентам, изучающим методику преподавания информатики.
Глава I О концепциях обучения информатике в начальной, основной и профильной школе
1.1 О концепциях обучения информатике в школе
В современных условиях, когда компьютер стал непременным атрибутом многих профессий, молодые люди, оканчивающие школу, должны обладать достаточными знаниями и навыками для использования компьютерных технологий в своей дальнейшей деятельности. Однако за 15 лет существования в школе предмета информатики о концепции преподавания можно говорить лишь для классов физико-математического профиля, где обучение основывается на фундаментальных понятиях информатики и изучении языков программирования. При формировании же общего курса наблюдается тенденция к сокращению базовых знаний по предмету, вплоть до оставления в нем лишь минимальных основных понятий, и заполнения курса только практическими знаниями по применению различных операционных и прикладных сред, подменяя тем самым информатику технологией работы на компьютере [3].
Такое положение сложилось по нескольким причинам. Во-первых, огромный багаж знаний, имеющих отношение к компьютерам и информатике, не вмещается в школьное расписание базового курса (с 7 по 11 класс). И, поскольку информатика, как и математика, требует способности учащихся к абстрактному и логическому мышлению, фундаментальные вопросы могут вызывать трудности на уроке, а прикладные, как правило, проходят более успешно.
Фундаментом любых компьютерных технологий являются алгоритмические языки и вопросы отображения реальных объектов, явлений, а также человеческой деятельности в компьютерные информационные структуры. Именно в своей алгоритмической части информатика имеет дело с формальным описанием внешнего мира, что накладывает определенные требования на мировоззрение учащегося, и особым образом развивает гибкость мысли. В связи с этим при обучении информатике нельзя обойти стороной вопросы технологии решения разнообразных задач на компьютере. Только знание этой технологии, причем не поверхностное, помогает выработать правильное отношение к компьютеру – как к полезному и управляемому инструменту, позволяет учащемуся обосновать ответы на главные вопросы любого курса информатики:
– Как можно использовать компьютер?
– Что умеет и что не умеет делать компьютер?
– Как научить его делать то, что нужно?
Кроме того, если в других школьных дисциплинах изучаются отдельные специфические методы (алгоритмы), то в информатике рассматриваются методы конструирования любых алгоритмов обработки и передачи информации. В том числе средствами информатики могут быть созданы удобные технологические инструменты для изучения и решения задач других дисциплин, что также должно найти отражение в содержании курса информатики в школе [3].
Сегодня обновление курса информатики имеет очень важное значение. Во-первых, оно позволит выявить стратегическое направление развития предмета как самостоятельного общеобразовательного курса. Во-вторых, фиксирует уже сложившуюся инвариантную часть предмета, что, несомненно, говорит о становлении платформы предметной области. На основании этого инварианта возможно формирование единого стандарта предмета информатики, позволяющего решать новые задачи его развития и связанные с ним задачи информатизации образования. Необходимо отметить, что информатизация школы опирается на знания учащихся, которые формируются в предметной области «информатика». Обучение информатике и информатизация учебной деятельности неразрывно связаны между собой, испытывают взаимное влияние, но говорить об активном использовании информационных и коммуникационных технологий в предметных областях возможно только при едином подходе на федеральном уровне к обучению информатике [21].
Кроме того, сегодня нужно говорить о разработке трехуровнего содержания предмета; разработки трехуровнего комплекта учебных пособий; создания практикумов по информатике, реализующих межпредметные связи.
Трехуровневое обучение информатике может быть представлено как:
– начальная ступень (II – IV классы);
– основная ступень – вводный и базовый курсы (V - VI и VII – IX классы);
– профильный курс (X – XI классы) [21].
Начальная ступень обучения информатике является этапом формирования алгоритмического мышления детей, развития их коммуникативных способностей как нового способа учебной деятельности. В связи с этим в начальной школе возможны подходы к обучению информатике, как с компьютерной поддержкой, так и в форме бескомпьтерной организации обучения с межпредметной поддержкой на основе задач по информатике, имеющих актуальное предметное наполнение. В ряде регионов имеется большой положительный опыт, который позволяет определить общие подходы к решению этого вопроса.
Вводный курс должен сформировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании учащихся применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития. Основная цель базового курса – формирование у учащихся знаний, соответствующих минимуму по предмету.
На основе базового курса в старшей школе формируются углубленные знания соответственно профилю обучения: гуманитарному, физико-математическому, технологическому, естественнонаучному, социально-экономическому. Таким образом, построенный курс будет реализовывать главную цель школьного образования: самоопределение личности и достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни [21].
В настоящей работе изложены различные направления в преподавании информатики в начальной школе, основанные на опыте учителей и методистов школ России: алгоритмический язык стрелок, эвристический подход, теория решения изобретательских задач, метод маленьких человечков, дифференцированный подход, азбука визуального диалога, основные направления использования информационных технологий в Шотландии.
На основе программы по информатике для второго класса А.В. Горячева, предложены методические рекомендации по проведению уроков по наиболее приемлемым для того или иного раздела направлениям.
Апробированы уроки из раздела «Алгоритмы» по алгоритмическому языку стрелок на базе средней общеобразовательной школы № 34 города Уфы, прилагается отзыв учителя информатики.
С помощью браузера Internet Explorer создана Web-страница, позволяющая в любой момент времени ознакомиться с материалом данной работы, а также применить его.
Настоящая работа имеет большое практическое значение: может использоваться для изучения методики преподавания информатики в педагогических ВУЗах, являться поддержкой для начинающих и уже опытных учителей информатики, служить дополнительным вспомогательным средством при подготовке квалифицированных специалистов по информатике.
1. Алексеева Т.Н. и др. Подготовка учителей начальной школы // Информатика и образование. №2, 1997. с. 31
2. Бешенков С.А. и др. Гуманитарная информатика в начальном обучении // Информатика и образование. №4, 1998. с. 62
3. Бондаренко Н.В. и др. О концепции обучения информатике в школе // Информатика и образование. №1, 1997. с. 23
4. Виленкин Н.Я., Дробышев Ю.А. Воспитание алгоритмического мышления на уроках математики //Начальная школа. №12, 1998. с.47
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие/ сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. М.: Изд. Центр «Академия», 1999.
6. Волкова Р.А. Преподавание информационных технологий в начальной школе // Информатика и образование. №6, 2001. с.90
7. Воскресенский А.Л. и др. Об оснащении компьютерных классов // Информатика и образование. №1, 1997. с.72
8. Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь в 2 частях, 2 кл. (1-3). М.: «Баласс», 2003.
9. Есипова Н.Д. Дифференцированный подход в обучении информатике // Информатика и образование. №6, 1999. с. 27
10. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: «Баласс», 2002.
11. Ким Н.А. и др. Занимательная информатика для младших школьников // Информаика и образование. №2, 1997. с. 13.
12. Кравцова А.Ю. Основные направления использования ИТ в Шотландской начальной школе // Информатика и образование. №1, 1997. с.71
13. Марусева И.В., Патрушева М.В. Компьютерная игра: учим или играем?// Информатика и образование. №4, 1998. с. 65
14. Плаксин М.А. Метод маленьких человечков в начальной школе // Информатика и образование. №2, 2002. с.81
15. Плаксин М.А. Теория решения изобретательских задач // Информатика и образование. №6, 2002. с. 82
16. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М.: Просвещение, 1993.
17. Тихонова Н.Б. Использование языка стрелок в младших классах // Информатика и образование. №6, 1997. с.84
18. Хуторский А.В., Галкина О.Н. Эвристический подход к обучению информатике // Информатика и образование. №3, 1997. с. 111
19. Цветкова М.С. Азбука визуального диалога //Информатика и образование. №4, 2002. 85
20. Цветкова М.С. Азбука визуального диалога // Информатика и образование. №5, 2002. с. 83
21. Цветкова М.С. Информатика в начальной, основной и профильной школе // Информатика и образование. №1, 2002. с. 9
22. Цветкова М.С. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе // Информатика и образование. №6, 2002. с. 12
23. Черемных В.Г. Дидактические игры для изучения древовидной системы // Информатика и образование. №1, 1997. с. 68
24. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: «Просвещение», 1974.
К работе прилагается все исходники. Есть приложения.
К работе прилагается Web-разработка.
Тема: | «Методические рекомендации по проведению уроков информатики» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 144 | |
Цена: | 3700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Декоративная композиция. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ ДЕКОРАТИВНАЯ КУКЛА
Магистерская работа:
КОНЦЕПТ «РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XXI ВВ.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Дипломная работа:
Методические рекомендации по проведению занятий художественной обработки металла
Дипломная работа:
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка
ВКР:
Методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников в детской художественной школе. серия работ «сельский пейзаж» мягким материалом