Дипломная работа
«Исследование особенностей самосознания тревожных подростков»
- 72 страниц
Введение
ГЛАВА I. Исследование проблемы самосознания в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Теоретические подходы в определении самосознания личности
1.2. Исследование самосознания подростков
1.3. Особенности тревожности в подростковом возрасте
Выводы
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование особенностей самосознания личности тревожных подростков
2.1. Методы и организация исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность. Самосознание – это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания.
Таким образом, на основе анализа актуальности проблемы, можно сформулировать следующие противоречия:
1. Присутствует недостаточно разработанная тема, но при этом существует насущная потребность в исследовании данной проблемы, как со стороны психологов, так и со стороны педагогов;
2. Несмотря на столь высокую актуальность и достаточно длительное изучение области самосознания личности, исследователи до сих пор работают над данной проблемой и получают новые результаты.
Степень разработанности проблемы. В отечественной психологической литературе можно встретить множество исследований по проблеме самосознания. Этим вопросом занимались такие выдающиеся деятели отечественной психологии, как Б.Г.Ананьев, Столин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн. В зарубежной литературе также имеется множество исследований самосознания. Этой проблематикой занимались У.Джеймс, К.Роджерс, Э.Эриксон. Роджерс в качестве ядра личности рассматривал Я–концепцию, представленной динамикой соотношения Я–реального и Я–идеального. У.Джеймсу принадлежат первые мысли о столь значимых структурах Я-концепции, как самооценка и уровень притязаний. Проблематика Я-концепции рассматривалась Эриксоном сквозь призму эго-идентичности.
Изучением проблемы тревожности занимались многие отечественные ученые: Н.Е.Аракелов, В.М.Астапов, А.М.Прихожан, Н.Г.Путимцева и другие. Аракелов считает, что тревожность является чертой личности, которая связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обусловливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, чувства тревоги. Прихожан разработала шкалу личностной тревожности по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кошдана. Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов: К.Хорни, С.Салливен, Э.Фромм. Также многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности.
Объект исследования: эмоционально-личностная сфера подростков.
Предмет исследования: психологические особенности самосознания тревожных подростков.
Цель исследования: исследование особенностей самосознания тревожных подростков.
Исходя из выше поставленной цели, нами был выдвинут ряд задач:
1) выявить структуру самосознания детей подросткового возраста;
2) обозначить содержательно-смысловые особенности самосознания подростков с выявленной тревожностью, их функции и роли;
3) на основе теоретического анализа выявить причины и особенности формирования тревожности в подростковом возрасте;
4) определить специфику влияния тревожности на самосознание подростков;
5) составить на основе полученных данных коррекционно-развивающую программу по развитию особенностей самосознания личности подростка и апробировать ее в нашем исследовании.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что тревожность в подростковом возрасте оказывает непосредственное влияние на самосознание подростка; воздействуя на самосознание подростков в рамках коррекционно-развивающей работы, можно снизить тревожность подростков.
Методологические основы и методы исследования. При теоретической разработке проблемы применялся научный анализ психологической и культурологической литературы.
В данной работе были использованы следующие группы методов: теоретические, эмпирические и методы математической обработки данных.
Теоретические: методы сравнительного, количественного и качественного анализа, синтеза, обобщения и систематизации.
Эмпирические: использовался ряд методик, направленных на изучение содержательно-структурных особенностей самосознания и тревожности у детей подросткового возраста:
1) тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);
2) тест самоактуализации (САТ);
3) шкала самоуважения М.Розенберга;
4) методика измерения уровня тревожности (Дж. Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе).
Методы математической обработки данных: Т-критерий Вилкоксона; коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Эмпирическая база. Наше исследование проводилось с 30 учащимися (17 девушек и 13 юношей) подросткового возраста средней общеобразовательной школы Караидельского района РБ.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты, полученные в работе, могут быть использованы в деятельности школьного психолога, педагогов, а также родителей детей подросткового возраста.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 50 источников, и приложения. Общий объем работы составляет 72 страницы.
ГЛАВА I. Исследование проблемы самосознания в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Теоретические подходы в определении самосознания личности
Сознание – это использование информации об окружении и самом себе для решения жизненных проблем. Человек находится на ступень выше животного в развитии, отличается тем, что его сознание вырастает в самосознание. Это становится возможным благодаря общественной жизни и линии второй сигнальной системе, речи [37].
Способность к самосознанию и самопознанию является исключительным достоянием человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе.
Самосознание является высшим уровнем развития сознания, основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе, эти образы и отношения неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самосовершенствованию. Одна из высших форм самосознания – попытка найти смысл в собственной деятельности, что нередко вырастает в попытки отыскать смысл жизни. Моментом рождения самосознания был тот, когда человек впервые задал себе вопрос, что за силы дают ему творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его духовная жизнь[42].
Самосознание – это сложная психологическая структура, которая включает в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» – примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
А.Г. Спиркин считает, что самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание является конституирующим признаком личности, формирующийся вместе со становлением последней [37].
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, то самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода «духовный свет, обнаруживающий и себя, и другое» [41].
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значением самосознания, по мнению А.Г. Спиркина, следует считать «просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «Я»» [39].
Самосознание является венцом развития высших психических функций. Оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
А.Н. Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал в целом как «нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа».
Самосознание представляет собой некоторое действие, акт, с помощью которого все предметы и процессы, которые я могу воспринимать, относятся мною к тому, что можно назвать «Я».
В структуре нашего самосознания Я-концепция играет особую роль. Любые действия – и предметные, и психологические могут выступать в качестве действий направленных на соотнесение с Я-концепцией, и тогда они выступают в качестве действий реализации самосознания. Это действие соотносится с Я-концепцией и, тем самым, является самосознательным действием.
Самосознание существует как постоянное повторение актов сравнения себя с некоторым образом, который хранится где-то в его душе. Этот образ представляет собою множество свойств, которые соотносятся и крепко срослись с его именем. Он выступает как скелет самосознания, используемый для сравнения. Самосознание же осуществляет выбор поведения с учетом Я - концепции.
Самосознание повышает эффективность деятельности, но вместе с этим оно способствует появлению рассогласования между реальным поведением и Я-концепцией. Если их невозможно устранить путем предметной деятельности, то включаются механизмы психологической защиты, делающие это рассогласование более терпимым. Защитные механизмы могут обнаруживаться в любом поведении [37].
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания. Последнее является процессом наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом; процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфической деятельности.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, так как нет единой его трактовки, и ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Я-концепция – это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р. Бернс посвятил некоторые из своих работ проблеме самосознания и определяет это понятие следующим образом: « Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем» [35].
Хотя самосознание и возникает вследствие развития сознания, между ними имеется и существенная разница. Осознание самого себя всегда возникает в результате отождествления самого себя с тем, что я считаю непосредственно относящимся ко мне: это, прежде всего, мое тело, мои близкие, предметы, которые принадлежат мне [37].
Основой самосознания является психическое отражение, которое является естественным явлением, возникающим в процессе усложнения и обогащения реактивности живого организма на условия внешней среды. Психическое отражение – это качественно новая ступень физиологического отражения, который сформировался на основе фундаментального – физического [15].
Самосознание представляет собой неразрывное единство трех его сторон: 1) когнитивной (самопознание), 2) эмоциональной (отношение к себе), 3) регуляторной (самоконтроль). Самосознание – это процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний, размышление о самом себе; осознание того, как воспринимают и оценивают человека его окружающие. Самонаблюдение, соотнесение, самоанализ – все это ведет к развитию рефлексии [33].
На основе рефлексивных факторов в последствие складывалась способность формировать более или менее четкие представления о самом себе. Это представления о своих качествах и возможностях, на основе которых складывался образ собственного «Я» (самосознание) и его эмоциональная оценка [12].
Самосознание является одной из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами: человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, а потом применять их; должен накопить материал для познания; всякое получение знаний о себе уже фактом своего получения меняет субъекта.
Самосознание может порождать такие психические образования, как чувство неполноценности, тщеславие, неумеренную гордость, необъяснимую тревогу, зависть, отсутствие покоя, неудовлетворенность и многие другие чувства, которые иногда терзают человека до такой степени, что он был бы согласен расстаться с теми преимуществами, которые дает самосознание. Имея ненасытное стремление к успеху, человек не может успокоиться ни на минуту. Пользуясь взаимной любовью – страдает от страха ее потери, имея деньги – часто думает, что их мало, а, сравнивая свои успехи с успехами другого, разочаровывается в себе.
Было бы идеально добиться такого уровня индивидуального развития, чтобы, развивая самосознание, усовершенствовать его возможности не внося этой ужасной платы за могущество, или хотя бы уменьшив ее до терпимого уровня [37].
Самосознание личности в различных его проявлениях – это результат развития и становления личности в условиях, которые по-разному сказываются для каждого. Процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки, самоуважения, самочувствия человека, другими словами, динамику его самосознания [47].
Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении самооценки личности. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя, он делает, вместе с тем, и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот [47].
Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличить свои достоинства и преуменьшить недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом, по-видимому, повышается [29].
Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию, и, в конце концов, может устроить межличностные конфликты. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности [47].
М. Розенберг, проводя фундаментальное исследование, изучал учащихся средних школ и установил, что высокая самооценка определяется заинтересованностью родителей в ребенке, внимании их к его успехам, достижениям в учебе. Бахман Р. обнаружил связь высокой самооценки у старшеклассников с хорошими семейными взаимоотношениями. В это понятие он включал теплые отношения между членами семьи, наличие в семье совместной деятельности, участие детей в принятии решений на семейном совете. В. Куперский выделяет три основных условия формирования у ребенка высокой самооценки: 1) принятие родителями ребенка; 2) установление ими ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение; 3) предоставление ребенку свободы действия в установленных родителями границах.
В. Куперский подчеркивал необходимость, с одной стороны, строгого контроля, а с другой – теплое отношение к ребенку и его внутреннее принятие.
Обычно самооценку интерпретируют как одномерную переменную, которая складывается из множества конкретных представлений индивида о себе. Однако есть немалый смысл в том, чтобы выделить ряд универсальных аспектов самооценки на основе более общего теоретико-личностного подхода. Это дает возможность сделать ее анализ менее зависимым от особенностей каждого индивида, опираясь на то, что, так или иначе, объединяет всех [33].
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки, в том случае, когда человек имеет возможность выбрать степень трудности очередного действия, порождает конформизм двух тенденций: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой стороны - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе - соответственно снижается.
Формирование уровня притязаний определяется как предвосхищением успеха или неудачи, так и тем, что иногда смутно осознается и плохо учитывается прошлый успех или неудача. В ряде исследований было показано, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи.
Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношений собственных притязаний и реальных достижений. Еще в начале ХХ-го века американский психолог У. Джонс высказал важную мысль о том, что такой определяющий компонент образа «Я» личности, как самоуважение, характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует и рассчитывает [47].
Понятие самоуважения имеет множество значений. Во-первых, оно является чрезвычайно важным компонентом самосознания; во-вторых, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего личного и идеального «Я». Психологические тесты и шкалы самоуважения измеряют более или менее устойчивую степень отношения индивида к самому себе. Но высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия и не самокритичности. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное состояние и социальное поведение человека. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствует о пониженном самоуважении. Несовпадение идеального и реального «Я» является вполне нормальным естественным следствием роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания [42].
У. Джеймс предложил формулу, где числитель выражал реальные достижения, а знаменатель – притязания человека. При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому человеку для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь – снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно [47].
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Самосознание, являясь вершиной сознания, позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти свое место в жизни. Это процесс, результатом которого является развитие и становления личности. Самосознание существенно отличается от сознания, так как сознание есть знание о другом, а самосознание – знание себя, которое формируется в процессе социализации.
На данный момент нет единого подхода в изучении самосознания и его компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того, происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовной сферах жизни.
1.2. Исследования самосознания подростков
Самосознание является высшим уровнем развития сознания, основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, действиях. Самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образы и отношения неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самосовершенствованию. И одна из высших форм самосознания – попытка найти смысл в собственной деятельности, что нередко перерастает в попытки отыскать смысл жизни [24].
Самосознание – это более сложная форма индивидуального сознания, она является совмещенной, инвариантной частью Я, самость, ощущение самобытия, состоящее в осознании факта своего существования и делящее мир на две категории «Я» и «не Я». Оно позволяет видеть окружающий мир независимым от своего существования, дает критерий для иерархизации предметов и явлений среды обитания, задает ее мерность и масштаб, дает начало координат для ее отражения. Чувство Я позволяет отделить себя от среды и противопоставить себя ей. Чувство Я – это отделение своих реакций от самого себя (реакций субъекта) и возможность посмотреть на себя со стороны. Ю.Б. Гиппенрейтер определяет самосознание как «образ себя» и «отношение к себе». Самосознание состоит из двух компонентов, из которых выделяются три его основные функции: 1) познание себя, 2) усовершенствование себя, 3) поиск смысла жизни [43].
Проблема самосознания была освящена как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии исследования самосознания основаны на трех аспектах: 1) философско-методологические историко-культурные аспекты самосознания – связанны с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием; 2) общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности – их изучали И.С. Кон [26], Л.И. Божович [12], С.Л.Рубинштейн; 3) социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности – связанны с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей.
В психологической науке используется множество самых разнообразных терминов, которые пытались упорядочить и соотнести друг с другом многие авторы: «самосознание», «Я», «Я»-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ-«Я» и т.п. Как научное понятие «Я-концепция», не имеющее единой трактовки, вошло в обиход специалистов отечественной и зарубежной литературы сравнительно недавно. Ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но «Я-концепция» является понятием менее нейтральным, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Я-концепция является системой динамично развивающихся представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов [33].
Зарубежная литература по тематике психологии самосознания достаточно богата. Теоретические положения по изучению аспектов Я-концепции сводятся к четырем источникам: 1) подход У.Джеймса, который первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции; 2) символический интеракционизм Ч.Кули, полагающий, что человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия; 3) представления об идентичности Э.Эриксона, в которых он рассматривал развитие личности, её самосознания как последовательную смену стадий, имеющих свои особенности; 4) феноменалистическая психология К. Роджерса, в которой он рассматривает самосознание с точки зрения развития у человека позитивного самовосприятия.
По мнению Джеймса, глобальное личностное «Я» – это двойственное образование, соединяющее в себе «Я-сознание» и «Я-объект». Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт «Я-сознающее», а другая – содержание этого опыта «Я» как объект». По мнению Джемса, «Я»-как объект» – это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я» и физическое «Я» [10].
Кули, Мид и многие другие интеракционисты сошлись во мнении на том, что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащения происходит становление «Я-концепции» индивида [10].
В теории Э. Эриксона проблематика «Я-концепции» рассматривается сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Формирование идентичности «Я» – это процесс, служащий основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Э. Эриксон считал, что трудности процесса самоидентификации скрыты во множестве ситуаций. Каждому знакомы моменты, когда он испытывал трудности выборов: ситуации примирения прошлого и будущего и составление планов на дальнейшую жизнь, экспериментирование с ролью, решение проблемы полоролевой идентификации, формирование профессионального выбора, планирование семейных взаимоотношений, репродуктивных установок, интеграция функций власти и подчинения. «Оптимальное чувство идентичности переживается просто как благополучие…чувствование себя «как дома» в собственном теле…«знание, куда идем», и внутренняя уверенность в последующем признании со стороны других». Оперируя в основном клиническими данными, Э. Эриксон не пытался выразить описываемые явления количественно [34].
К. Роджерс понимает под «Я-концепцией» восприятие человеком самого себя, механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида.
Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях проблема самосознания является одной из центральных. Большинство исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание является процессом, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе [10].
Канадский психолог Д. Марсиа предложил исследовать уровень структурной организации идентичности с помощью полустандартизированных интервью по трем темам: идеология (отношение к религии и власти), профессиональный уровень (имеющаяся ориентация на профессию и ее выбор), сексуальность (совокупность половых ролей, установок в сексуальных отношениях и далее в выборе семьи и позиции репродукции). Результатом анализа стало разделение респондентов по четырем статусам идентичности: диффузия (размытая идентичность), выражающееся в отсутствии аффективного «вклада» в зоны идентичности; предрешение (досрочная идентификация), когда человек включился в соответствующую систему отношений, но не испытал кризис самоопределения; мораторий (индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения); реализованная идентичность (респонденты пережившие кризис идентичности, пережившие критический период, перешедшие от поска себя к самореализации) [34].
По мнению В.С.Мерлина, самосознание является сложной психологической структурой, состоящей из таких компонентов, как: 1) сознание своей тождественности, 2) сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала, 3) осознание своих психических свойств и качеств, 4) определенную систему социально-нравственных самооценок. Все они формируются, но связаны между собой как функционально, так и генетически. Я-концепция по своему происхождению является в основном фенотипическим образованием, подкрепляемое генетически уровнем тревожности и свойствами нервной системы [34].
Процесс формированиия самосознания протекает в течение всей жизни человека. Л.С. Выготский выделяет несколько направлений развития самосознания: 1) первое направление – это возникновение и рост собственного образа «Я»; человек все более и более узнает самого себя; 2) второе направление – идет процесс переноса собственного образа извне вовнутрь; причем развитие во втором направлении не идет параллельно с нарастанием сознания в первом направлении. А. Буземан показал зависимость этого процесса от социальной среды: «деревенский ребенок в значительной степени дольше застревает на стадии внешнего сознания»; 3) третье направление – это интегрирование отдельных черт в черты характера; человек начинает воспринимать себя как нечто целое, осознавая каждое отдельное проявление как часть целого; 4) четвертое направление – это отделение собственной личности от окружающей действительнсти, сознание собственного отличия и своеобразия. Выготский подчеркивал, что чрезмерное развитие самосознания в этом направлении приводит к замкнутости; 5) пятое направление – состоит в переходе к суждениям о себе по внутренним, моральным критериям, применяемым человеком для оценки собственной личности; 6) шестое направление – нарастание различий между индивидами, в нарастании интериндивидуальной вариации [14].
Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова и другие рассматривают «Я» то как внутреннее ядро личности, то как ее сознательное начало, то как сгусток индивидуального самосознания, систему представлений человека о самом себе. В своей монографии «Самосознание личности» Столин рассматривает основные уровни и единицы самосознания, когнитивные и эмоциональные составляющие смысла "Я" и их значение для психологической помощи и психотерапии. Факторы, детерминирующие характер и поведение личности, и психические механизмы, посредством которых индивид усваивает разные влияния и социальные нормы интериоризация, анализировались более глубоко, нежели собственная творческая активность, самосознание и процессы самоосуществления личности. Отсюда возрастает интерес к субъективной реальности, внутреннему миру, переживаниям и смысловым образованиям личности, в которую включены самосознание и компоненты рефлексивного «Я». Совокупность представлений индивида о себе, включающую в себя убеждения, оценки и тенденции поведения, называется Я-концепцией. Я-концепция – это система наиболее общих установок субъекта на самого себя.
В отечественной психологии наибольший интерес вызывает проблема возникновения самосознания, его структура и уровневая организация. И.И. Чеснокова выделяет два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самосознания являются в основном самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, то есть в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление. На этом уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. При формировании жизненных планов и целей на втором уровне самосознание достигает наивысшего развития, наивысшей ценности и собственного достоинства [33].
По мнению А.Г. Спиркина, самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание является конституирующим признаком личности, который формируется вместе со становлением последней. Предметом самосознания является сознание, которое сохраняется в первом в качестве момента, так как ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание является субъективным условием ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом – это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе. Самосознание дает возможность человеку осознавать себя как индивидуальность, отдельную реальность от природы и других людей, являясь при этом существом не только для других, но и для себя. А.Г.Спиркин считает, что основное значение самосознания для человека – это просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя [43].
Экспериментальные исследования, проводимые такими известными лицами, как Б.Г. Ананьев, А.В. Захарова, Т.Ю. Андрущенко, Т.В. Снегирева, И.С. Кон показывают нам, что Я-образ является совокупным продуктом информации, полученной в общении и через личный опыт. Он представляет собой сложное устойчивое и изменчивое, осознаваемое и неосознаваемое, реальной и воображаемое единство. В Я-концепции рассматриваются дробные составляющие компоненты, которые характеризуют одну из ее сторон. Существует пять составляющих Я-образа: 1) «настоящее «Я» – то, каким индивид видит себя в действительности в данный момент; 2) «динамическое «Я» – то, каким индивид поставил себе целью стать; 3) «фантастическое «Я» – каким следует быть, исходя из усвоенных норм и образцов поведения и взаимодействия в обществе; 4) «будущее или возможное «Я» – каким, по мнению человека, он мог бы стать; 5) «идеальное «Я» – каким приятно себя видеть, если бы все было возможно; 6) «изображаемых «Я» – набор образов и масок, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные или болезненные для него черты, слабости, своего «настоящего «Я» [34].
Самосознание представляет собой некоторое действие, акт, с помощью которого все предметы и процессы, воспринимаемые мною – его можно назвать «Я». Данный акт отнесения «Я» называется идентификацией. Он причиняет нам много беспокойства в тех случаях, когда мы идентифицируем себя с людьми, предметами, которые подвержены такому отрицательному влиянию. Но также данный акт приносит и пользу, если мы идентифицируем себя с лицами, обладающими достоинствами или какими-либо преимуществами. В случае обнаружения достоинств и преимуществ плохими, то возникает мучительное переживание и разрушение идеала. Тот человек, с которым мы идентифицируем себя, включаем его в наше «Я» и высоко оцениваем, выступает для нас в качестве идеала. Если такого идеала нет в непосредственном окружении, то создается просто идеальный образ на основе фильмов, прочитанной литературы или просто на основе собственного воображения.
Идентификация - это не просто сравнение себя с кем-то другим, это отнесение к «Я» всего чего угодно, и этим все сказано. Понятие «самосознание» используется для обозначения всей области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Такие понятия, как «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональную сторону самосознания можно описать с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». Образ «Я» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон: когнитивной, эмоциональной и регуляторной. Столин отмечал, что самосознание осуществляется на трех уровнях: 1) первый уровень – это отражение субъекта в системе его органической активности, 2) второй уровень – в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях, 3) третий уровень – в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей [44].
И.С. Кон формулирует уровневую концепцию образа «Я», как установочную систему, установки в которой обладают когнитивными, аффективными и производными компонентами. Нижний уровень образа «Я» представляет собой составляют «неосознанные в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе. Выше располагаются осознание и самооценка отдельных свойств и качеств. Затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ, а сам этот образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентацией личности, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей [26].
По мнению М.И.Лисиной, образ себя имеет аффективно-когнитивный характер, состоящий из эмоционального отношения человека к себе и когнитивных представлений (знаний) о себе. Лисина выдвигает мысль о том, что Я-образ имеет сложную систему: есть центральное, ядерное образование, в котором представлено в наиболее переработанной форме знание о себе, как субъекте, здесь рождается, постоянно существует и функционирует общая самооценка; существует так же «периферия», на которую поступают новые и свежие сведения человека о себе, влияющие на изменение представлений о себе [32].
С.Л. Рубинштейн считает, что развитие самосознания проходит через ряд сложнейших ступеней: от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой [34].
В концепциях А.Б. Орлова и И.С.Кона Я-концепция человека связана с особенностями самоотождествления и самопринятия человека. Но Кон описывает самоотождествление как состоящее из подлинного Я-сущности и множества самоотождествлений, прежде всего, социальных [26].
Для процесса отождествления с подлинным «Я» используется термин «персонификация», означающий, что человек склонен принимать в себе свои персональные и теневые стороны и проявления. При персонофикации человек, с одной стороны, видит себя во всем, а с другой – он не отождествляет себя полностью ни с какой своей ролью или функцией. Например, роль отца осознается человеком как одна из его ролей, к которым он как таковой не сводится. Термин «персонализация» используется для обозначения социальных идентичностей человека. В некоторых работах они могут называться «Я - для других», «Я - социальное», «субличностью» и другими. Такая структура самосознания представляет собой динамическую подструктуру личности, характеризующаяся относительно независимым существованием. Самые типичные субличности человека связаны с семейными или профессиональными ролями, которые он принимает на себя в жизни (например с ролями отца, любимой, врача, учителя и т. д.).
Феномены самопознания касаются вопроса процесса протекания самопознание, вопроса о том, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
Р. Бернс определил понятие Я-концепция как совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом «Я» или «картиной Я». Составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называется самооценкой или принятием себя. Я-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем». Я-концепция выступает регулятором практически всех личностных и характерологических процессов. Выделяют следующие виды Я-концепции: реальное «Я», идеальное «Я» и зеркальное «Я». Пусть самосознание и возникает вследствие развития сознания, между ними существует разница. Осознание самого себя всегда возникает в результате отождествления самого себя с тем, что непосредственно относится ко мне: это мое тело, мои близкие, предметы, принадлежащие мне [10].
Самосознание представляет собой неразрывное единство трех его сторон: когнитивной – обозначает самопознание, эмоциональной –обозначает отношение к себе и регуляторной – обозначает самоконтроль. Самосознание, как и рефлексия, является процессом познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализом собственных мыслей и переживаний, размышлением о самом себе, осознанием того, как воспринимают и оценивают человека его окружающие. Самонаблюдение, соотнесение, самоанализ – все это ведет к развитию рефлексии. При помощи рефлексивных факторов складывается способность формировать более или менее четкие представления о самом себе: о своих качествах и возможностях, на основе которых складывается образ собственного «Я», самосознание и его эмоциональная оценка.
Самосознание существует в нескольких формах: человек осознает себя в самых различных контекстах своих проявлениях; имеет представление о строение своего тела; самочувствие: состояние тела, его функций, отношение к окружению, напряженность потребностей и многое другое. Процесс развития личности предполагает динамику его самосознания, где постоянно трансформируются самооценка, самоуважение, самочувствие человека, другими словами - динамику его самосознания. Когнитивный компонент Я-образа довольно разнообразен: это образ тела, его конституция, особенности фигуры, осанка, лицо, иначе говоря, совокупность своей внешности; знание о собственных способностях, умственном развитии, уровне интеллекта, умелости; представление о собственной значимости, наличие социального статуса, информация о социальном признании или непринятии в социальные объединения, знание личностных черт, особенностей и отличий личности, характерных только для данного человека.
Структуру Я-концепции составляют компоненты социальных отношений: интимно-личностное общение, любовь, семья, супружеские взаимоотношения, родительские роли, место в коллективе, в социуме. Данные отношения сначала формируются в представлении, каким в данных сферах хотел бы стать человеком. Личный опыт, социальные ожидания, тереотипы накладывают свой отпечаток на семейную и родительскую сферы Я-концепции. Вследствие чего изменить отношение к семейным взаимоотношениям, семейным ролям, сознательному родительству, невозможно без изменения представлений в Я-концепции.
Я-концепция определяет уровень успешности человека в различных сферах действительности, выполняя следующие роли: во-первых, способствует достижению внутренней согласованности личности; во-вторых, определяет интерпретацию опыта человека и, в-третьих, является источником ожиданий.
Личность является носителем сознания, она индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. Личностью становятся в процессе становления жизни. На раннем этапе формирования личности на уровень субъективно-личностных отношений влияют взрослые, а в подростковом возрасте они определяются общественными обязанностями, учением и ростом индивидуального самосознания [23].
В подростковом возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания [42].
По скорости физиологических изменений подростковый возраст можно сравнить с фетальным периодом внутриутробного развития и с двумя первыми годами жизни, несмотря на то, что кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов [3].
Переходный период, по мнению Л.С.Выготского, является возрастом, характеризующийся отмиранием старого, когда ребенок теряет многое из приобретенного ранее. Здесь происходит смена некоторого «объективистского» взгляда на себя извне, на субъективную, динамическую позицию изнутри [14].
В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к окружающему миру и к самому себе. Также изменяются развивающиеся процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой подросток начинает самостоятельную жизнь. Подростки, наблюдая данный процесс, испытывают горести и радости, наблюдая за происходящими с ними изменениями со смешанным чувством интереса, восхищения и ужаса. Подростки постоянно сравнивают себя с другими, со своими идеалами, что впоследствии и является одной из главных проблем переходного периода [24].
Период отрочества совпадает с рядом физиологических изменений, в результате которых тело ребенка превращается в тело взрослого человека. Эти изменения происходят довольно резко, в силу этого подросткам и их семьям приходится быстро адаптироваться к новому образу ребенка [24].
В подростковом возрасте открытие внутреннего мира сонаправлено с переживанием его как ценности. Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние благоприятные условия, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Ответ на вопрос о смысле жизни содержится как внутри человека, так и вне его – в мире, где раскрываются его способности в деятельности и в чувстве социальной ответственности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь продуктом подросткового мышления. Это создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему из-за особенностей предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты и т.д.) [33] .
Однако здесь можно отметить и положительные стороны: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, идет расширение системы ценностей, формируется нравственный стержень, помогающий справиться с первыми бытовыми сложностями, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и осознавать самого себя, становится в действительности самим собой.
Нами была выполнена научная работа по теме «Особенности самосознания тревожных подростков», по заключению которой мы можем говорить следующее.
Рассматривая теоретический аспект данной проблемы, в отечественной психологической литературе можно встретить множество исследований по проблеме самосознания. Этим вопросом занимались такие выдающиеся деятели отечественной психологии, как Б.Г.Ананьев, Столин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн. В зарубежной литературе также имеется множество исследований самосознания. Этой проблематикой занимались У.Джеймс, К.Роджерс, Э.Эриксон. Роджерс в качестве ядра личности рассматривал Я–концепцию, представленной динамикой соотношения Я–реального и Я–идеального. У.Джеймсу принадлежат первые мысли о столь значимых структурах Я-концепции, как самооценка и уровень притязаний. Проблематика Я-концепции рассматривалась Эриксоном сквозь призму эго-идентичности.
Если брать за основу наше эмпирическое исследование, то для начала нами было проведенное констатирующее исследование, на котором были проведены выбранные нами методики, сделана интерпретация полученных данных и на основе их составлена коррекционно-развивающая программа по развитию самосознания у тревожных подростков. После чего проведено было контрольное измерение, по итогу которого нам удалось выявить следующее. После применения коррекционно-развивающей программы способность подростков жить настоящим повысилась на 40%, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, видеть свою жизнь целостной; у подростков возросло на 22% стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, более свободны и менее подвержены внешнему влиянию; у подростков наблюдается повышение гибкости в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию на 18%; на 7% возросла способность отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо ощущают и рефлексируют их; подростки на 8% выше стали ценить свои достоинства, положительные свойства характера, стараются принимать себя такими, как есть в действительности; также на 7% повысилась способность к установлению тесных эмоциональных контактов с людьми (повысилась межличностная чувствительность). Коррекционно-развивающая программа оказала влияние на такие составляющие единицы самосознания, как самоуверенность - на 24% результаты улучшились; самопринятие - на 16%; самоинтерес - на 30%; самопонимание - на 27%; данные по самообвинению стали менее выраженными и улучшились на 10%. Это говорит о том, что подростки эмоционально и содержательно изменили свое отношение к своим силам и способностям, здраво стали оценивать свои возможности, повысился контроль собственной жизни, стали более последовательными. У подростков возрос интерес к собственным мыслям и чувствам, они стали более уверенными в своей заинтересованности для других. После воздействия на подростков при помощи коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие позитивной «Я-концепции», уровень тревожности значительно снизился. Благодаря этому подростки стали адекватно реагировать на реалии жизни, положительно настроены на окружающих, отсутствует негативное ожидание возможных неприятностей, подростки стали более открыты для самих себя и людей – а это говорит о поддержании психического здоровья личности.
В начале нашего исследования нами была выдвинута гипотеза об эффективности влияния коррекционно-развивающей программы на особенности самосознания подростков; а также гипотеза о том, что уровень тревожности влияет на особенности самосознания подростков. Благодаря статистической обработке данных обе гипотезы подтвердились. Таким образом, уровень тревожности влияет на особенности самосознания подростков, а при использовании коррекционно-развивающей программы по развитию позитивной «Я-концепции» наблюдается эффективность в пользу повышения уровня самосознания подростков.
1. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.
2. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. 3-е издание переработанное и дополненное.СПб., 2003.
3. Ананьев Б.Г. Проблемы подросткового возраста. К.,1994.
4. Анастази А. Психологическое тестирование.: В 2-х кн. Кн.2 / Пер. с англ., предисл. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1982.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль. 1976.
6. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
7. Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». Л., Просвещение 1979.
8. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. М., Знание. 1982.
9. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
10. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. Общ. ред. В. Я. Пилиповского. М., 1986.
11. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы психологии. №1., 1965.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
13. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. // Вопросы психологии. №5., 1993.
14. Выготский Л.С. Проблема сознания. Собр.соч.- том 1-М.,1982.
15. Геодакян В.А.Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. - М., 1965. - С.105-112.
16. Геодакян В.А. Эволюционная логика дифференциации полов в проблемах человека. Человек в системе наук. Отв. Ред. И.Т. Фролов. М., 1989.
17. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск, 2001.
18. Гримак Л.П. Общение с собой. М., Политиздат. - 1991.
19. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., Политиздат. 1989.
20. Грейс Крайг Психологическое развитие. Мастера психологии. Санкт-Петербург, 2000.
21. Гусева Ю.Е. Гендерная социализация. Практикум по гендерной психологии. Под ред. И.С. Клециной. - Спб.: Питер, 2003.
22. Ильин Е.И. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.
23. Ительсон Л.Б. Становление личности. Сыктывкар, 1982.
24. Каган М.С. Особенности самосознания подростков. М., 1973.
25. Клецина Ирина Развитие гендерных исследований в психологии на Западе // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. Май 2000 . - Минск, 2000 . - С.20-21.
26. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
27. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М., 1972.
28. Краковский А.П. О подростках. М., 1982.
29. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М: МГУ, 1984.
30. Левитов Н.Д. Психология старшего школьника. М., Учпедгиз. 1955.
31. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций .- 2 изд., переработанное - Смысл; Per Se, 2000 .- Гл.12. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции.- С. 271-285.
32. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
33. Личко А.Е. Подростковая психология. М., 1985.
34. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000.
35. Мир подростка. /Под. ред. Снежневской Р.Д. М., Педагогика. 1989.
36. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., 2002.
37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., Просвещение. 1992.
38. Пайнс Э. Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.
39. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., Высшая школа. 1973.
40. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к спецсеминару. - М.: Изд-во «Прометей», 1996.
41. Славина Л.С. Индивидуальный подход к подросткам. Л., Просвещение. 1983.
42. Сологуб Г.П. пробуждение личности. М., Просвещение 1987.
43. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат. 1972.
44. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
45. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии, №4. 1992.
46. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. Дубровиной И.В. М., 1987.
47. Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993 . - 222 с.
48. Шельштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. №2. 2000.
49. Шихирев П.Н. Современная социальная психология.- М.: НП РАН, КСП Академический Проект, 1999 .- 448 с.
50. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., Педагогика. 1979.
Есть приложения. Авторская работа.
Тема: | «Исследование особенностей самосознания тревожных подростков» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 72 | |
Цена: | 1900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Исследование взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков
Курсовая работа:
Социально-психологические особенности подростков с интернет-зависимостью
Курсовая работа:
Саморегуляция у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки
Дипломная работа:
Отношение к будущему в раннем юношеском возрасте
Дипломная работа:
Особенности социального взаимодействия девиантных подростков