Творческая работа
«Социальная ситуация развития подростков»
- 29 страниц
1.Лекция: Социальная ситуация развития подростков.
1.1.Краткая характеристика подросткового возраста…3
1.2.Понятие социальной ситуации развития подростков.…4
1.3. Особенности взаимоотношений подростка со сверстниками и с взрослыми….….6
1.4. Поведенческие реакции, характерные для подростков….9
2. Тест по теме «Социальная ситуация развития подростков»….11
3. Проблемные ситуации….14
4. Список литературы….16
1.Социальная ситуация развития подростка
1.1.Краткая характеристика подросткового возраста
Анализ подросткового возраста - одна из наиболее дискуссионных проблем возрастной психологии: сроки его начала и окончания, психологическое содержание ведущей деятельности, перечень новообразований - все эти аспекты неоднозначно трактуются отечественными и зарубежными психологами. По словам Г.С. Абрамовой, о подростках написано столько, что если бы они об этом узнали, то страшно гордились бы вниманием к себе взрослых, вниманием, которого им так часто не хватает в жизни, где их считают "невыносимыми" и "трудными".
Подростковый возраст характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском своего места в обществе: подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество, иначе расставляются акценты - семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Сравнение себя со взрослыми и более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый: он начинает чувствовать себя взрослым, стремится к признанию окружающими его самостоятельности и значимости. Но в отношениях с взрослыми подросток занимает неравноправное положение, которое зафиксировано в морали послушания; а только в отношениях со сверстниками он находится в положении принципиального равенства. Таким образом, к началу подросткового возраста, по мнению Т.В. Драгуновой, складывается парадоксальная ситуация: отношения ребенка со сверстниками уже строятся на некоторых важных нормах взрослой морали равенства, а основой его отношений с взрослыми продолжает оставаться особая детская мораль послушания. [1]
Всего за несколько лет подростку предстоит решить множество задач на разных уровнях бытия: на уровне взаимодействия с самим собой (со своим духовным и физическим миром), взаимодействия с другими людьми (социальным окружением), взаимодействия с миром в целом (на уровне общества, социума и на уровне более широком, бытийном).
Подросток стремится осознать и развить свою уникальность, что порождает потребность в обособлении от семейного "Мы". Однако реально находиться наедине со своим "Я" подросток еще не может: он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя, его "Я" стремится к "Мы", которое составляют сверстники (В.С. Мухина). Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками ("группированию"), стремление к самостоятельности и независимости, к "эмансипации" от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.
2.Тест по теме «Социальная ситуация развития подростка»
1.Основная линия отношений для социальной ситуации развития подростка:
1) подросток – учитель
2) подросток – родители
3) подросток – сверстники
4) подросток – ближайшее окружение
2. Выберите лишнее: при общении с подростком, нужно:
1) Тотально контролировать его действия;
2) Не давить на него, не навязывать своего мнения;
3) Быть для него другом;
4) Объективно судить ошибки, допущенные подростком.
3. Какая черта характеризует подростка как взрослого?
1) Потребность в поддержке;
2) Материальная зависимость от других;
3) Самостоятельность в решениях;
4) Инфантильность.
4.В какой ситуации подросток может стать социально зрелым?
1)когда побеждает в спортивных соревнованиях;
2)когда семья переживает трудности и подросток фактически занимает положение взрослого;
3)когда подросток приобретает вредную привычку;
4)когда заканчивает школу.
5. Как общественная деятельность не влияет на подростка?
1) она формирует важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества.
2) она сужает сферу социального общения подростка;
3) она помогает подростку усвоить социальные ценности;
4) она формирует нравственные качества личности;
6. Общение со сверстниками не является:
1) важным каналом информации;
2) специфическим видом межличностных отношений;
3) видом эмоционального контакта;
4) способом получить защиту и поддержку.
7. Что нельзя рекомендовать родителям, чтобы сформировать адекватную самооценку у подростка?
1. Формируйте реалистичный взгляд на жизнь: не унижайте, но и не перехваливайте ребенка.
2. Следуйте идеям перфекционизма: требуйте от подростка совершенства во всем.
3. Ищите ключи к взаимопониманию со своими детьми, чаще разговаривайте с ними о том, что для них важно. Делитесь своим жизненным опытом.
4. Старательно подбирайте стиль общения с ребенком, избегайте ироничных и откровенно насмешливых высказываний в его адрес.
8. Что не является причиной педагогических конфликтов:
1)Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.
2) Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем
3) Существенное ограничение степеней свободы
4) Несхожесть в интересах.
9. Что не является причиной суицида подростка?
1) Непонимание со стороны родителей.
2) Конфликт с одноклассниками.
3) Переезд в другой город.
4) Разрыв отношений с любимым человеком.
10. Выберите лишнее: возникновение чувства любви связанно с:
1) с половым созреванием.
2) с желанием иметь очень близкого друга, с которым можно было бы говорить на самые сокровенные, волнующие темы.
3)с естественной человеческой потребностью в сильной эмоциональной персональной привязанности.
4) с желанием отличиться от своих сверстников, «выглядеть старше».
Проблемные ситуации
1.Составьте психологические рекомендации для родителей Паши:
После переезда в другой город, родители Паши(16 лет) заметили, их сын стал приходить после школы домой в синяках. На их расспросы, что случилось, Паша говорил, что упал, в другой раз сказал, что подрался с одним парнем, заступаясь за девочку. Но на одноклассников никогда не жаловался. Обратившись в школу, родителям сказали, что в классе с ним никто не общается, насмехаются над ним, бьют его.
2. Составьте синквейн на тему «Социальная ситуация развития подростка»
3.Объясните кто из родителей в данной ситуации прав и почему?
Лиза(15 лет) вдруг начала постоянно гулять допоздна. У неё появилось очень много знакомых, которые названивают девочке каждый день. На учебу у Лизы времени нет, и на слова отца, что надо учиться, ведь нужно поступить в институт, найти работу, девочка ответила, что не хочет учиться, и после школы сразу выйдет замуж. И, однажды, девочка пришла после вечеринки под утро. Отец решил наказать Лизу: месяц запретил общаться ей с друзьями. Но мама стала возражать, уверяя, что все подростки так поступают и наказывать её нет смысла.
4. Назовите составные элементы социальной ситуации развития подростка и опишите, как они влияют на него.
5. Составьте психологические рекомендации для родителей и классного руководителя Славы:
Классный руководитель постоянно жалуется родителям Славы(16 лет), что их сын грубит учителям, при любом замечании огрызается. Но родители и сами обеспокоены тем, что Слава их ни во что не ставит - не уважает, не прислушивается к их советам. И, однажды, мама услышала, как близкий друг их сына оскорбительно отзывается о своих родителях. Возможно, именно он так плохо влияет на Славу.
1. И.О.Карелина/ Рецензент: Т.Г. Шкатова/Возрастная психология и психология развития: тексты лекций /Учебно-методическое пособие/2009
2.Иванова А.В./ «Особенности социальной ситуации развития подростка»/ Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал»/№19/2011
3. Исаев Е.И./Педагогическая психология/2012
4.И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной./Рабочая книга школьного психолога / – М.: Просвещение, 1995.
Тема: | «Социальная ситуация развития подростков» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Творческая работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности социального взаимодействия девиантных подростков
Курсовая работа:
Особенности прогнозирования социально-экономического развития Курской области
Курсовая работа:
Характеристика социально-экономического развития региона (Челябинская область)
Курсовая работа:
Значение градообразующих предприятий в социально-экономическом развитии территории
Контрольная работа:
Прогнозирование социально-экономического развития города: сущность, содержание, особенности