Творческая работа

«Социальная ситуация развития подростков»

  • 29 страниц
Содержание

1.Лекция: Социальная ситуация развития подростков.

1.1.Краткая характеристика подросткового возраста…3

1.2.Понятие социальной ситуации развития подростков.…4

1.3. Особенности взаимоотношений подростка со сверстниками и с взрослыми….….6

1.4. Поведенческие реакции, характерные для подростков….9

2. Тест по теме «Социальная ситуация развития подростков»….11

3. Проблемные ситуации….14

4. Список литературы….16

Введение

1.Социальная ситуация развития подростка

1.1.Краткая характеристика подросткового возраста

Анализ подросткового возраста - одна из наиболее дискуссионных проблем возрастной психологии: сроки его начала и окончания, психологическое содержание ведущей деятельности, перечень новообразований - все эти аспекты неоднозначно трактуются отечественными и зарубежными психологами. По словам Г.С. Абрамовой, о подростках написано столько, что если бы они об этом узнали, то страшно гордились бы вниманием к себе взрослых, вниманием, которого им так часто не хватает в жизни, где их считают "невыносимыми" и "трудными".

Подростковый возраст характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском своего места в обществе: подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество, иначе расставляются акценты - семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Сравнение себя со взрослыми и более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый: он начинает чувствовать себя взрослым, стремится к признанию окружающими его самостоятельности и значимости. Но в отношениях с взрослыми подросток занимает неравноправное положение, которое зафиксировано в морали послушания; а только в отношениях со сверстниками он находится в положении принципиального равенства. Таким образом, к началу подросткового возраста, по мнению Т.В. Драгуновой, складывается парадоксальная ситуация: отношения ребенка со сверстниками уже строятся на некоторых важных нормах взрослой морали равенства, а основой его отношений с взрослыми продолжает оставаться особая детская мораль послушания. [1]

Всего за несколько лет подростку предстоит решить множество задач на разных уровнях бытия: на уровне взаимодействия с самим собой (со своим духовным и физическим миром), взаимодействия с другими людьми (социальным окружением), взаимодействия с миром в целом (на уровне общества, социума и на уровне более широком, бытийном).

Подросток стремится осознать и развить свою уникальность, что порождает потребность в обособлении от семейного "Мы". Однако реально находиться наедине со своим "Я" подросток еще не может: он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя, его "Я" стремится к "Мы", которое составляют сверстники (В.С. Мухина). Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками ("группированию"), стремление к самостоятельности и независимости, к "эмансипации" от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Фрагмент работы

2.Тест по теме «Социальная ситуация развития подростка»

1.Основная линия отношений для социальной ситуации развития подростка:

1) подросток – учитель

2) подросток – родители

3) подросток – сверстники

4) подросток – ближайшее окружение

2. Выберите лишнее: при общении с подростком, нужно:

1) Тотально контролировать его действия;

2) Не давить на него, не навязывать своего мнения;

3) Быть для него другом;

4) Объективно судить ошибки, допущенные подростком.

3. Какая черта характеризует подростка как взрослого?

1) Потребность в поддержке;

2) Материальная зависимость от других;

3) Самостоятельность в решениях;

4) Инфантильность.

4.В какой ситуации подросток может стать социально зрелым?

1)когда побеждает в спортивных соревнованиях;

2)когда семья переживает трудности и подросток фактически занимает положение взрослого;

3)когда подросток приобретает вредную привычку;

4)когда заканчивает школу.

5. Как общественная деятельность не влияет на подростка?

1) она формирует важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

2) она сужает сферу социального общения подростка;

3) она помогает подростку усвоить социальные ценности;

4) она формирует нравственные качества личности;

6. Общение со сверстниками не является:

1) важным каналом информации;

2) специфическим видом межличностных отношений;

3) видом эмоционального контакта;

4) способом получить защиту и поддержку.

7. Что нельзя рекомендовать родителям, чтобы сформировать адекватную самооценку у подростка?

1. Формируйте реалистичный взгляд на жизнь: не унижайте, но и не перехваливайте ребенка.

2. Следуйте идеям перфекционизма: требуйте от подростка совершенства во всем.

3. Ищите ключи к взаимопониманию со своими детьми, чаще разговаривайте с ними о том, что для них важно. Делитесь своим жизненным опытом.

4. Старательно подбирайте стиль общения с ребенком, избегайте ироничных и откровенно насмешливых высказываний в его адрес.

8. Что не является причиной педагогических конфликтов:

1)Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

2) Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем

3) Существенное ограничение степеней свободы

4) Несхожесть в интересах.

9. Что не является причиной суицида подростка?

1) Непонимание со стороны родителей.

2) Конфликт с одноклассниками.

3) Переезд в другой город.

4) Разрыв отношений с любимым человеком.

10. Выберите лишнее: возникновение чувства любви связанно с:

1) с половым созреванием.

2) с желанием иметь очень близкого друга, с которым можно было бы говорить на самые сокровенные, волнующие темы.

3)с естественной человеческой потребностью в сильной эмоциональной персональной привязанности.

4) с желанием отличиться от своих сверстников, «выглядеть старше».

Заключение

Проблемные ситуации

1.Составьте психологические рекомендации для родителей Паши:

После переезда в другой город, родители Паши(16 лет) заметили, их сын стал приходить после школы домой в синяках. На их расспросы, что случилось, Паша говорил, что упал, в другой раз сказал, что подрался с одним парнем, заступаясь за девочку. Но на одноклассников никогда не жаловался. Обратившись в школу, родителям сказали, что в классе с ним никто не общается, насмехаются над ним, бьют его.

2. Составьте синквейн на тему «Социальная ситуация развития подростка»

3.Объясните кто из родителей в данной ситуации прав и почему?

Лиза(15 лет) вдруг начала постоянно гулять допоздна. У неё появилось очень много знакомых, которые названивают девочке каждый день. На учебу у Лизы времени нет, и на слова отца, что надо учиться, ведь нужно поступить в институт, найти работу, девочка ответила, что не хочет учиться, и после школы сразу выйдет замуж. И, однажды, девочка пришла после вечеринки под утро. Отец решил наказать Лизу: месяц запретил общаться ей с друзьями. Но мама стала возражать, уверяя, что все подростки так поступают и наказывать её нет смысла.

4. Назовите составные элементы социальной ситуации развития подростка и опишите, как они влияют на него.

5. Составьте психологические рекомендации для родителей и классного руководителя Славы:

Классный руководитель постоянно жалуется родителям Славы(16 лет), что их сын грубит учителям, при любом замечании огрызается. Но родители и сами обеспокоены тем, что Слава их ни во что не ставит - не уважает, не прислушивается к их советам. И, однажды, мама услышала, как близкий друг их сына оскорбительно отзывается о своих родителях. Возможно, именно он так плохо влияет на Славу.

Список литературы

1. И.О.Карелина/ Рецензент: Т.Г. Шкатова/Возрастная психология и психология развития: тексты лекций /Учебно-методическое пособие/2009

2.Иванова А.В./ «Особенности социальной ситуации развития подростка»/ Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал»/№19/2011

3. Исаев Е.И./Педагогическая психология/2012

4.И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной./Рабочая книга школьного психолога / – М.: Просвещение, 1995.

Покупка готовой работы
Тема: «Социальная ситуация развития подростков»
Раздел: Психология
Тип: Творческая работа
Страниц: 29
Цена: 700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика