Дипломная работа

«Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших подростков»

  • 119 страниц
Содержание

Введение….…3

Глава I. Агрессивное поведение как социально-педагогическая проблема….….8

1.1. Понятия «агрессивность», «агрессивное поведение», виды агрессивного поведения….8

1.2. Особенности младшего подросткового возраста….21

1.3. Содержание работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших подростков….….36

Выводы по первой главе….48

Глава II. Опытная работа по профилактике агрессивного поведения младших подростков в условиях МБОУ СОШ №2 с.Аскино Аскинского района Республики Башкортостан….….….51

2.1. Содержание опытной работы по профилактике агрессивного поведения младших подростков….….51

2.2. Программа занятий с элементами тренинга по профилактике агрессивного поведения младших подростков….….….58

2.3. Анализ результатов опытной работы ….72

Выводы по второй главе….79

Заключение….81

Литература….84

Приложения….89

Введение

Актуальность исследования Дестабилизация экономики, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Проблема агрессивного поведения детей разного возраста является актуальной для школы и общества. Педагоги и родители отмечают агрессивные проявления детей по отношению к сверстникам и взрослым, пытаются изменить поведение ребенка, но не всегда применяемые на практике способы воспитания и взаимодействия оказываются эффективными.

Среди подростков и детей усиливаются инфантильные тенденции: недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни. Опасность дегуманизации подрастающего поколения нарастает. Мир переживает вспышку наркомании, проституции, преступности.

Волна насилия и преступности среди учащихся не спадает. Изъяны в духовном становлении учащихся - результат многих слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и, наконец, пробелы школьного воспитания. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения - недостаток воспитания. В поведении подростков, особенно тех, кого принято относить к трудным, часто прослеживается стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников или даже взрослых людей путем их устрашения или с помощью насилия.

С развитием цивилизации агрессия не только не обнаружила тенденции к понижению, но и стала находить новые, более изощренные формы проявления.

Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Помимо количественного увеличения агрессивно-насильственных посягательств, у молодежи наблюдается углубление агрессии в сторону возрастания жестокости, цинизма, увеличение числа преступлений, происходящих под воздействием ситуативных, импульсивных поведенческих реакций, характеризующихся неадекватностью повода и степени причиненного жертве ущерба. Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной составляющей этого вопроса является изучение различных факторов (внутренних и внешних), оказывающих влияние на возникновение и усвоение агрессивных форм поведения подростком. Агрессивное поведение подростков - одна из актуальных проблем, волнующих современное общество. Подростковый возраст относится к особому кризисному периоду онтогенеза, сопряжённому с интенсивным психофизиологическим развитием, эмоциональной нестабильностью, импульсивностью, повышенной уязвимостью, особой чувствительностью к воздействиям среды. Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется не только для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, но и чтобы объяснить особенности агрессивного поведения подростков.

Агрессивность явилась предметом значительного числа экспериментальных работ и специальных монографий исследователей (Р. Байярд, А. Бандура, К. Лоренц и др.). В отечественной психологии данная проблема остается недостаточно изученной, несмотря на то, что отдельные вопросы изучения агрессии привлекали внимание многих авторов (Л.Ю. Иванова, Ю.Б. Можинский, И.А. Фурманов и др.), в социальной педагогике вопросы профилактики агрессивного поведения подростков отражены в исследованиях Е.В. Змановской, Ю.И. Юричка и др.

Работа социального педагога в школе охватывает множество направлений профессиональной деятельности, строится по запросам администрации школы, учителей, родителей учащихся, которая в основном обуславливается диагностикой и коррекцией. Мы считаем, что именно социальному педагогу следует заниматься профилактикой агрессивного поведения младших подростков в общеобразовательном учреждении.

Цель исследования – выявить наиболее эффективные методы работы социального педагога общеобразовательной школы по профилактике агрессивного поведения младших подростков.

Объект исследования – агрессивное поведение как социально-педагогическая проблема.

Предмет исследования – эффективные методы работы социального педагога общеобразовательной школы по профилактике агрессивного поведения младших подростков.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятия «агрессивность», «агрессивное поведение», описать виды агрессивного поведения.

2. Рассмотреть особенности младшего подросткового возраста.

3. Раскрыть содержание работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших подростков.

4. Разработать и апробировать программу занятий с элементами тренинга по профилактике агрессивного поведения младших подростков.

Гипотеза исследования: работа социального педагога общеобразовательной школы по профилактике агрессивного поведения младших подростков будет эффективной, если:

- своевременно выявлять склонность к агрессивному поведению у младших подростков;

- использовать занятия с элементами тренинга, направленные на формирование навыков конструктивного межличностного общения;

- привлекать младших подростков к участию в общешкольных досуговых мероприятиях.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, социально-педагогической литературы), опросные методы исследования (анкетирование, тестирование), опытная работа.

Теоретико-методологическая основа исследования: в основу исследования были положены принятые психологической наукой представления об особенностях развития ребенка в подростковом возрасте (Л.Л. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.), психоаналитическая теория 3. Фрейда, эволюционный подход в возникновении агрессии К. Лоренца, теория социального научения А. Бандуры, теории социально-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения детей и подростков Е.В. Змановской, Ю.И. Юрички.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы занятий с элементами тренинга по профилактике агрессивного поведения младших подростков.

База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Аскино Аскинского района Республики Башкортостан.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Фрагмент работы

Глава I. Агрессивное поведение как социально-педагогическая проблема

1.1. Понятия «агрессивность», «агрессивное поведение», виды агрессивного поведения

Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приводится следующее определение: «Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт» [25, с.9]. В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремление навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В психологии под агрессией понимают «тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними» [46, с.8]. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

В. Казанская определяет агрессию следующим образом – это «целенаправленное воздействие с целью нанести обиду или ущерб другому человеку, в связи с чем он меняет свое поведение (переживает, не может качественно выполнять свою деятельность из-за тревожности, сильного эмоционального переживания)» [42, с.354].

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия) [6, с.31]. Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону [4, с.8].

«Агрессия - (от лат. aggredi - нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т. д.» [49, с.53].

Агрессия принимает самые разнообразные формы – явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например, активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначаются как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремлении к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т.д.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект.

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранения источника угрозы или страдания, удаления препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышению самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться хозяином.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии (безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности). При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера [19, с.36].

В более «легких» случаях психопаталогии ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности – желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти – стремление к уничтожению (убийству) или радикальное обесценивание всех и вся. Ненависть может выражаться и в самоубийстве, например, когда «Я» идентифицируется с ненавистным объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Таким образом, агрессия как внутренняя побудительная тенденция – это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности).

Среди видов агрессии А. Басс и А. Дарки выделили следующие [61, с.45]:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого человека.

2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угрозы, проклятия, ругань).

3. Косвенная агрессия – использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявлений ненаправленных неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топанье ногами и т. д).

4. Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.

5. Раздражение – склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.

6. Подозрительность – склонность к недоверию, осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред.

7. Обида – проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.

8. Аутоагрессия или чувство вины – отношение и действие по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого испытуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно, бессовестно.

Э. Фромм подразделяет агрессию на пять видов [66, с.98]:

- доброкачественную - способствующую поддержанию жизни;

- злокачественную - реакция на угрозу интересам индивида;

- инструментальную - представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности;

- псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) - действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения;

- оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер.

Относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному нападению называется агрессивностью [52, с.13].

Под агрессивностью понимают «действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе» [50, с.56].

Агрессивность – не вызванная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру; свойство или черта личности, проявляющаяся в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру [35, с.613].

Е.В. Змановская трактует агрессивность как «склонность конкретного человека проявлять внутреннюю побудительную тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий – индивидуальная особенность» [16, с.85]. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка его поведенческих проявлений. То есть, агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к поведению агрессивному, связана с намеренным причинением вреда другому человеку.

Другое определение агрессивности дано Р.С. Немовым: «Агрессивность – не вызванная объективными обстоятельствами (как необходимая ответная реакция), неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру; свойство или черта личности, проявляющаяся в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру» [34, с.451].

Агрессивность младших подростков может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что подросток мучает животных, бьет посуду, портит мебель, рвет тетради, книги братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями и т.д. нередко агрессивность детей направляется на самих себя: они рвут свою одежду, наносят себе раны, бьются головой о дверь и т.д. Агрессивный подросток, как правило, испытывает чувство гнева, незащищенности, тревоги и обиды. Он подозрителен и насторожен, имеет низкую самооценку.

Попытаемся уточнить характер взаимосвязи между агрессией и агрессивным поведением. Очевидно, что переживания агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем необязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким – тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

В психологическом словаре под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского агрессивное поведение рассматривается как «специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб» [25, с.102].

В.Ф. Сафин агрессивное поведение определяет как «поведение, включающее в себя враждебные действия (может быть направлено на предметы, окружающих людей и самого человека)» [50, с.289].

В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Например, трехлетний ребенок в ходе медицинского обследования уже после нескольких неприятных процедур может не только отказываться от осмотра, но и активно сопротивляться действиям взрослых, выражая злость и даже ярость. Является ли такое поведение беспомощного малыша агрессивно-враждебным. Как расценивать поведение подростка, агрессивно протестующего против стремления взрослых ограничить его самостоятельность. Наконец, нормально ли то, что взрослые люди ведут себя подчеркнуто агрессивно в ситуации реальной угрозы их благополучию. Ответы на подобные вопросы зависят от анализа дополнительных личностных и ситуативных факторов, например важности (в том числе опасности) конкретной ситуации для человека, его способности оценивать свое поведение и контролировать свои чувства, целенаправленности поведения, степени причиняемого им вреда.

Мы не может однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы может оценить степень и характер его внешних проявлений, т.е. агрессивного поведения. Из сказанного выше можно заключить, что агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивно агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие проявления, как:

- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

- тенденцию к разрушению;

- направленность на причинения вреда окружающим людям;

- склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего, те формы агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинения вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [7, с.26]. Такое агрессивно-асоциальное поведение намеренно включает насилие – вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистические удовольствия, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами – разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснить по–разному. Первое теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому, довольно распространенному подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически «запрограммированы» на подобные действия [70, с.67]. Представителем данного теоретического направления был Зигмунд Фрейд, который утверждал, что «все человеческое поведение проистекает прямо или косвенно из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни, и танатоса – влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни» [65, с.234]. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих двух инстинктов и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни и ее разрушением, другие механизмы, например смещение, служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я» [70, с.67].

Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

В настоящее время, однако, уже почти никто не придерживается подобной точки зрения, считая её слишком биологизаторской и односторонней, отрицающей влияние общества на проявление агрессивности у человека.

Эволюционный подход является близким к инстинктивистскому относительно рассмотрения агрессивного поведения. Представителем этого теоретического направления является известный этолог Конрад Лоренц.

К. Лоренц полагал, что агрессивное поведение берет свое начало из инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и других существ [28, с.89]. Значительную роль в формировании агрессивных побуждений является наличие идентификации «свой» и «чужой». В ходе эволюции социального поведения возникают внутренне консолидированные и отчужденные от соседей социальные группы. Стереотипы позволяют быстро, по немногим решающим критериям распознать друга и врага, товарища по группе и постороннего, они упрощают мир и вызывают чувство уверенности. И в человеческом обществе существуют стереотипные убеждения и базирующиеся на них предрассудки (национальные, расовые, а также половые и классовые) [28, с.92].

К. Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организме непрерывно и накапливается с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии накопилось в организме в данный момент, тем меньший стимул нужен для того, чтобы эта энергия «выплеснулась» во вне в виде агрессивного поведения [28, с.91].

Новый взгляд на историю и причину агрессивного поведения у людей появился в 20 веке и был связан с теорией фрустрации. В ней агрессивность рассматривается как прижизненно приобретаемое качество, появляющееся и укрепляющееся как реакция человека на постоянное ущемление жизненно важных для него интересов, хроническое неудовлетворение его основных потребностей по вине других людей. Эта точка зрения, впервые представленная в работе Дж. Долларда и его соавторов, породила множество экспериментальных исследований агрессии [49, с.54]. Согласно фрустрационной теории, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта [49, с.55]. Данная теория утверждает, что агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация обязательно влечёт за собой агрессию. Однако оба этих положения не полностью подтверждаются практикой. Далеко не всякая фрустрация и не во всех случаях жизни обязательно ведёт к агрессии.

Ещё одна точка зрения на происхождение агрессивного поведения была представлена в теории социального научения Альберта Бандуры. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определённый объект, необходимо соблюсти два условия: а) чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и б) чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек. Такая предрасположенность формируется и закрепляется через социальное научение: наблюдая поведение окружающих, собственный удачный опыт применения агрессии. Таким образом, первостепенная роль в формировании агрессивных личностных предрасположенностей отводится социальному окружению [4, с.67].

Четвёртая, самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения. В ней агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям [6, с.48]. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов [6, с.47]:

1.Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.

2. Наличие фрустрации.

3. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряжённостью, от которой человек хочет избавиться.

4. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию. Данное направление представляет Зильманн.

Работа по профилактике агрессивного поведения младших подростков в условиях МБОУ СОШ №2 с. Аскино является актуальной. Значительный процент контингента учащихся МОБУ СОШ №2 с.Аскино составляют учащиеся из многодетных семей - 118, из малообеспеченных семей - 235, из неполных семей – 103, из неблагополучных семей - 20. В школе обучаются 696 учащихся, из них на внутришкольном контроле состоят 16 учащихся, на учете в отделе по делам несовершеннолетних - 3 учащихся. Причинами постановки учащихся являются: употребление спиртных напитков и курение, пропуски занятий без уважительной причины, агрессивное, грубое отношение учащихся к своим одноклассникам, сверстникам.

Так как одной из причин постановки учащихся школы на внутришкольный контроль является грубое, агрессивное поведение, мы считаем, что опытная работа по профилактике агрессивного поведения младших подростков в данной школе является актуальной.

Целью нашей опытной работы являлось внедрение разработанной нами программы занятий с элементами тренинга по формированию навыков конструктивного межличностного общения у младших подростков в практику МОБУ СОШ №2 с.Аскино.

В ходе опытной работы было задействовано 29 младших подростков, учащихся 5-х классов.

На первом этапе опытной работы была проведена диагностика состояния агрессивности по следующим методикам: опросник уровня агрессивности Басса – Дарки, методика «Личностная агрессивность и конфликтность», Фрейбургская анкета.

Следующим этапом опытной работы было разработка и проведение занятий с элементами тренинга, направленных на формирование навыков конструктивного общения у младших подростков. Занятия проводились два раза в неделю с каждым классов отдельно. Занятия включали в себя игры, упражнения, беседы.

На итоговом этапе опытной работы была проведена повторная диагностика, целью которой было выяснить, насколько изменились показатели агрессивности и конфликтности среди учащихся 5-ых классов МБОУ СОШ №2 с.Аскино. Сравнивая результаты, первичной и вторичной диагностики, мы можем сделать вывод, что цель программы занятий с элементами тренинга по формированию навыков конструктивного общения у младших подростков была достигнута. После бесед с классными руководителями 5 «А» и 5 «Б» классов мы выяснили, что уровень коммуникативной культуры учащихся повысился, подростки меньше стали обзываться, ругаться, физическая агрессия практически не наблюдается. Об этом также свидетельствуют результаты диагностических методик. В целом уровень конфликтности и агрессивности учащихся снизился, хотя по некоторым показателям не намного. Это нам дает повод сделать вывод, что занятия с элементами тренинга положительно влияют на формирование навыков конструктивного общения младших подростков.

Наша программа была реализована посредством занятий, в которых использовались различные социально-педагогические методы работы с младшими подростками такие как: игры, упражнения, беседы, убеждение, стимулирование, внушение. Все эти методы эффективны. Так как целью нашего исследования являлось выявление наиболее эффективных методов работы социального педагога общеобразовательного учреждения по профилактике агрессивного поведения младших подростков, мы пришли к выводу о том, что наиболее эффективными методами профилактики агрессивного поведения младших подростков являются игра и упражнение.

Заключение

Особенности межличностных отношений внутри школы, в частности отношения между учителями и учащимися и между самими учащимися внутри их микросоциума порождает систему различных деструктивных конфликтов – от прямых или косвенных угроз, до импульсивных агрессивных действий. В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе порождает повышенную тревожность, духовная опустошенность детей, влекущие за собой жестокость и агрессивность.

Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в младшем подростковом возрасте. Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей.

Настоящее исследование было посвящено проблеме агрессивного поведения в подростковой среде, разработке и апробации программы по профилактике агрессивного поведения младших подростков в условиях средней общеобразовательной школы.

В первой главе нашего исследования мы рассмотрели такие вопросы как понятия «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение», виды и причины проявления агрессии, а также рассмотрели теории ее возникновения. Детально описали особенности младшего подросткового возраста, его психологические, социальные, педагогические аспекты, причины подростковой агрессии. Подростковый возраст является критическим периодом в жизни ребенка и поэтому проявлении агрессивного поведения является в этом возрасте более ярко выражено.

Организуя работу по профилактике агрессивного поведения младших подростков, социальный педагог использует разные методы и формы: убеждение, упражнение, наказание, поощрение, соревнование, метод положительных перспектив, организация свободного времени подростков. Но одним из самых эффективных и результативных методов является социально-педагогический тренинг, в ходе которого подростки обучаются социально важным навыкам поведения (навыки конструктивного общения).

Вторая глава нашего исследования была посвящена разработке и внедрению программы занятий с элементами тренинга по формированию навыков конструктивного общения младших подростков в практику средней общеобразовательной школы. Проверка эффективности разработанной программы осуществлялась в ходе опытной работы на базе МБОУ СОШ №2 с.Аскино Аскинского района Республики Башкортостан.

Целью нашей опытной работы являлось внедрение разработанной нами программы занятий с элементами тренинга по формированию навыков конструктивного межличностного общения у младших подростков в практику МОБУ СОШ №2 с.Аскино.

На первом этапе опытной работы была проведена первичная диагностика младших подростков, с целью выявления исходного уровня агрессивности и конфликтности по следующим методикам: опросник уровня агрессивности Басса – Дарки, методика «Личностная агрессивность и конфликтность», Фрейбургская анкета. Результаты показали, что у некоторых учащихся (4 человека из 29) уровень конфликтности и агрессивности находится на высоком уровне.

Результаты диагностического этапа послужили основанием к разработке и внедрению программы занятий по формированию навыков конструктивного общения у младших подростков в практику средней общеобразовательной школы.

В ходе основного этапа (этапа реализации программы) были проведены занятия с младшими подростками. Каждое занятие включало в себя различные формы работы: беседа, игры, упражнения, которые были направлены на формирование навыков бесконфликтного решения проблем. Учащиеся были ознакомлены с такими понятиями как «общение», «конфликт», «вербальное и невербальное общение», «неверные средства общения» и т.д.

Проведенные занятия с учащимися показали положительные результаты, которые доказываются повторной диагностикой учащихся. Уровень конфликтности и агрессивности снизился, этому также свидетельствуют беседы с классными руководителями, которые отметили, что дети перестали давать друг другу различные негативные клички, ругаться, уменьшилось количество драк и т.д. В целом уровень конфликтности и агрессивности учащихся снизился, хотя по некоторым показателям не намного. Это нам дает повод сделать вывод, что занятия с элементами тренинга положительно влияют на формирование навыков конструктивного общения младших подростков.

Так как целью нашего исследования являлось выявление наиболее эффективных методов работы социального педагога общеобразовательного учреждения по профилактике агрессивного поведения младших подростков, мы пришли к выводу о том, что наиболее эффективными методами профилактики агрессивного поведения младших подростков являются игра и упражнение.

Осуществленная в рамках исследования теоретическая и опытная работа не исчерпывает всего круга проблем, связанных с агрессивным поведением младших подростков, она скорее обозначает проблемы, требующие дальнейшего теоретического анализа и научно-методического обеспечения.

Список литературы

1. Агрессия у детей и подростков [Текст] / под ред.Н.М. Платоновой. - М.: Речь, 2006. - 336 с.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. - 339 с.

3. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р.Т. Байярд. - М.: Академический проек , 2008. – 346 с.

4. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., Брянцевой и Б. Красовского [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. - 398 с.

6. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.

7. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. – М.: Педагогика, 2001. – 144 с.

8. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст] / Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2006. – 160 с.

9. Вачков, И.В. Введение в тренинговые технологии. Психологическое сопровождение выбора профессии [Текст] / И.В. Вачков. - М.: Издательство «Ось-89», 2008. – 320 с.

10. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением [Текст] / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 240 с.

11. Гонеев, А.Д. Работа учителя с трудными подростками [Текст] / А.Д. Гонеев. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.

12. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А.Д. Гонеев. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 280 с.

13. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков[Текст] / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.

14. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомания у подростков [Текст] / /Под ред. А.Е. Личко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 289 с.

15. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю.Н. Емельянов. - СПб.: Питер, 2005 – 164 с.

16. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб.пос. для студентов вузов [Текст] / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 288с.

17. Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии [Текст] / Л.Ю. Иванова. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.

18. Кернберг, О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях[Текст] / О.Ф. Кернберг. – М.: Независимая фирма Класс, 2008. – 187 с.

19. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб.пособие для вузов [Текст] / Ю.А. Клейберг. – М.: Сфера; Юрайт-М, 2001. – 160с.

20. Клочинова, П. Профилактика асоциального поведения подростков [Текст] / П. Клочинова //Социальная педагогика. – 2006. - №1 – С. 61-25.

21. Ковалев, П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения [Текст] / П.Ковалев. - СПб.: Питер, 2006. - 283 с.

22. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Прсвещение, 1989. - 255 с.

23. Королева, Е.В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения [Текст]: Практическое пособие / Е.В. Королева. – М.: Аркти, 2006. – 80 с.

24. Кочетов, А.И., Верцинская, Н.Н. Работа с трудными детьми [Текст] / А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. – М.: Просещение, 2007. – 160 с.

25. Краткий психологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В Петровского. - Ростов н/Д.: Феникс, - 2009. – 378 с.

26. Липский, И.А. Социальная педагогика [Текст] / И.А. Липский. - М.: Сфера, 2001. – 320 с.

27. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / Е.А. Личко. - М.: Речь, 2010. – 126 с.

28. Лоренц, К. Агрессия [Текст] /К. Лоренц. - М.: Просвещение, 1995. – 354 с.

29. Можинский Ю.Б. Агрессия у подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 2009. – 165 с.

30. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2011 – 416 с.

31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2000. - 456 с.

32. Немов Р.С. Психология. Кн.1 Общие основы психологии. – М., 2004. – 689 с.

33. Немов P. С. Психология. Кн. 2. - М., 2004.- 576 с

34. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М., 2005. – 631 с.

35. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М, 2009. - 442 с.

36. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. – М., 2010. – 387 с.

37. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: /Авт.-сост. Т.А. Шишковец. – М., 2006. – 192 с.

38. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. // Хрестоматия возрастной психологии /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1996, - 475 с.

39. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 2007. – 346 с.

40. Педагогика: уч.пос. для студентов пед.вузов и пед.колледжей [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 602с.

41. Педагогический словарь: / Под ред. Г.М. Коджаспирова. – М., 2000. – 219 с.

42. Педагогическая психология: / Под ред. В.Казанской. – СПб., 2003. – 366 с.

43. Прихожан А. М. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 2010. - 80 с.

44. Проблемные ситуации в школе и способы их решения/под общей редакцией Королевой Е.В. – М., 2006. – 80 с.

45. Психология человека от рождения до смерти /Под общей редакцией А. А. Реана - СПб., 2012. - 656 с.

46. Профилактика аддиктивного поведения школьников: уч.-метод. пособие [Текст] / С.Ф. Савченко, О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина и др. Под науч.ред. А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2006. – 288с.

47. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб., 2005. – 224 с.

48. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности.- М., 2004. – 476 с.

49. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С.51-64.

50. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции:- Уфа, 2006. – 325 с.

51. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 2006. – 478 с.

52. Словарь по социальной педагогике: учеб.пособие [Текст] / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368с.

53. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов н/Д., 2003. – 342 с.

54. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт-сост. Т.А. Шишковец.- М., 2007.- 336 с.

55. Социальная педагогика: курс лекций [Текст] / Под общ.ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 416с.

56. Социальная педагогика: Курс лекций / под общей редакцией Ю.В Василькова. – М., 2010. – 440 с.

57. Социальная педагогическая психология / Под ред. А. А. Реана.- СПб., 2009. - 416 с.

58. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: учеб.пособие для учителей и родителей [Текст] / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 2008. – 320с.

59. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. – М., 2005.–128 с.

60. Тархова Л. Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели. - М., 2007.- 198 с.

61. Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М, 2005. – 240 с.

62. Фалькович, Т.А., Высоцкая, Н.В., Толстоухова, Н.С. Подростки XXI века: Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. 8-11 классы [Текст] / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. – М.: ВАКО, 2006. – 256с.

63. Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Знание, 1978. – 54с.

64. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте//Вопросы психологии. – 1988. - №6. – с. 34-35.

65. Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений/ Под ред. М.Г. Ярошевского - М., 1989. - 448 с.

66. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 2004. – 476 с.

67. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция Минск,2006. – 393 с.

68. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2004. – 272 с.

69. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / П.А. Шептенко.– М.: Академия, 2012. – 208 с.

70. Юричка, Ю.И., Юричка, А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения: монография [Текст] / Ю.И. Юричка, А.Ю. Юричка / Филиал в г.Уфе МГОПУ им. М.Шолохова; Бирский госпединститут. – М.: Б.и., 2001. – 168с.

Покупка готовой работы
Тема: «Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших подростков»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 119
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика