Курсовая работа
«Профилактика агрессивного поведения младших школьников»
- 49 страниц
Введение 3
Глава I. Агрессивное поведение школьников 8
1.1 Понятия «агрессия» и «агрессивное поведение школьников» 8
1.2 Причины агрессивного поведения школьников 12
Глава II. Профилактика агрессивного поведения младших школьников 15
2.1 Сущность работы по профилактике агрессивного поведения младших школьников 15
2.2 Программа «Профилактика агрессивного поведения младших школьников» 16
2.3 Методические материалы по реализации Программы 21
2.3.1 Цикл коррекционно-развивающих занятий «Если добрый ты…» 21
2.4 Индивидуальная программа профилактики агрессивного поведения младшего школьника 32
2.4.1 Общий портрет агрессивного ребенка 32
2.4.2 Индивидуальная программа профилактики агрессивного поведения младшего школьника 33
2.5 Работа по коррекции агрессивности младших школьников 36
2.6 Общие рекомендации по профилактике агрессивного поведения младших школьников 42
2.6.1 Правила игры с агрессивными детьми 44
Заключение 45
Библиографический список 48
Актуальность исследования. Социально-экономические и общественно-политические преобразования, осуществляемые в последние десятилетия в стране, в значительной мере способствовали появлению проблем в области организации воспитания и обучения школьников. Размытые ориентиры нравственности, нечеткие мировоззренческие позиции, негативное влияние средств массовой информации отрицательно сказываются на становлении личности младшего школьника. Все большее число детей испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, а также трудности в общении с педагогами и сверстниками. В современном социуме отмечается рост агрессивности, преступности, детского вандализма, деструктивного поведения.
Повышенная детская агрессивность сегодня стала одной из важнейших проблем не только для специалистов в области педагогики и педагогической психологии, но и для общества в целом. Исследования ученых (А. Бандура, Л. Берковиц, П.П. Блонский, Б.С. Братусь, В.Г. Бреслав, Бетти Э. Риэрдон, Р. Бэрон, К. Бютнер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.А. Завражин, И.С. Зимина, В.М. Литвишков, Т.Д. Морциновская, Г. Паренс и др.) свидетельствуют о том, что большинству детей свойственны те или иные формы агрессии. Однако, у детей определенной категории агрессия как устойчивая форма поведения способна не только сохраняться, но и развиваться, трансформируясь в устойчивое личностное качество. Как следствие, происходит снижение продуктивного потенциала ребенка, сужение возможностей для полноценной коммуникации, деформация личностного развития.
В последние годы научный интерес к проблемам агрессивности детей существенно вырос. Проблематике агрессии посвящены фундаментальные работы зарубежных ученых: А. Адлера, А. Бандура, А. Басса, Л. Берковица, Р. Бернса, К. Бютнера, Р. Бэрона, Р. Геррига, Д. Долларда, К. Лоренса, Н. Миллера, Д. Ричардсона, В. Холличера, Д. Шеффера и др. В отечественной науке представлен широкий круг аспектов, в свете которых изучается детское агрессивное поведение.
Теоретические и методологические основы феномена агрессивного поведения представлены в трудах JI.О. Андрюшиной, С.А. Беличевой, JI.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Н. Ениколопова, И.С. Зиминой, Я.Л. Коломенского, С.Л. Колосовой, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.П. Пошивалова, С.Л. Рубинштейна, Т.Г. Румянцевой, А.М. Руткевич, Д.Б. Эльконина и др.
Зависимость агрессивного поведения от окружающего социума раскрыта в исследованиях Л.А. Алексеевой, Т.Ю. Андрущенко, С.Л. Соловьевой, Н.В. Сорокиной, Г.А. Цукерман, Е.Е. Чернухиной, С.Ю. Чижовой, Ю.В. Щербининой и др.
Анализ агрессивного поведения с позиции педагогики ненасилия освещен в работах Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, И.В. Вачкова, 3.Т. Гасанова, С.И. Гессена, М.П. Гурьяновой, В.В. Давыдова, Л.Н. Костиновой, Е.К. Лютовой, Д.М. Маллаева, А.Н. Нюдюрмагомедова, А.А. Романова, С.Т. Тучалаева, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбурга и др.
Типология агрессивного поведения детей выделена в трудах А.Г. Асмолова, П.П. Блонского, Б.С. Братусь, Ю.Б. Гиппенрейтера, Ю.В. Егоршина, О.Н. Истратовой, А.С. Копового, Ф.3. Майерсона, Л.Ф. Обуховой, Н.И. Сарджверадзе и др.
Актуальность проблемы агрессии в современном российском обществе приобретает все большую остроту. Это объясняется рядом объективных причин, к которым можно отнести дегуманизацию и социально-экономическое расслоение общества, кризис образовательной системы и семьи, миграция населения; социальное сиротство; распад массовых детских организаций, что способствует созданию социального вакуума, увеличению темпов роста детской преступности и вандализма.
В последние годы большое количество исследований в различных областях науки (философии, психологии, педагогики, криминологии, социологии, медицины, генетики) посвящено выявлению причин повышенной агрессивности и увеличения количества детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, негативно сказывающимися на процессе адаптации детей, являющимися наиболее уязвимой возрастной группой общества, в современном социуме.
Микропроблемами, определяющими сложившуюся ситуацию, являются: отчуждение старших поколений от младших, что приводит к агрессии, жестокости, нетерпимости; доминирование обучения в ущерб воспитанию, что влечет за собой разорванность традиций, угасание культуры; падение креативности учителя, ученика, что ведет к формальному освоению содержания образования.
Однако, не смотря на то, что агрессивность младших школьников довольно широко представлена исследователями различных областей наук, среди ученых до сих пор нет единого мнения о ее сущности, механизмах профилактических и коррекционных работ.
Необходимо учитывать и морально-психологический фактор, заключающийся в том, что для агрессивных школьников, учащихся с проблемами поведения ощущение специальности коррекционного воздействия является дополнительным травмирующим переживанием. Поэтому, несомненно, актуальность необходимости разработки и апробации методик, сочетающих включение младшего школьника в самоценную деятельность, одновременно являющаяся содержательным компонентом психолого-педагогического воздействия.
В связи с вышеизложенным, актуальным становится определение возможности и воспитательного потенциала работы по профилактике и снижению агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте.
Необходимость обобщения исследований по избранной проблеме, ее актуальность и объективная необходимость решения для современного российского социума обусловили выбор темы для исследования: «Профилактика агрессивного поведения младших школьников».
Цель исследования – обоснование и реализация работы по профилактике агрессивного поведения младших школьников.
Объект исследования – агрессивное поведение младших школьников.
Предмет исследования – процесс профилактики агрессивного поведения младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс профилактики и снижения уровня агрессивного поведения младших школьников будет более эффективным, если:
- обеспечена психолого-педагогическая компетентность учителей и родителей, включающая в себя знания о природе агрессивного поведения, о видах его проявления, о причинах возникновения и развития детской агрессивности;
- будет разработана и реализована специальная программа по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- обобщить современные теоретические положения по проблеме агрессивности и профилактике агрессивного поведения младших школьников; изучить состояние проблемы агрессивного поведения младших школьников в условиях современной школы;
- разработать программу по профилактики и снижению уровня агрессивного поведения младших школьников.
Методологическую основу исследования составляют философские положения об общественной сущности человека, о взаимосвязи теории и практики, о человеке как высшей ценности общества; психолого-педагогические положения формирования, развития личности и понимания ведущей роли деятельности в данном процессе.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды, раскрывающие личностно-деятельностный подход к исследованию, формированию психолого-педагогической коррекции личности (JI.C. Выготский, С.И. Гессен, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломенский, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); психолого-педагогические исследования в области проблем агрессивности детей (А.О. Адлер, Л.О. Андрюшина, Л. Берковиц, Л.И. Божович, С.А. Завражин, А.К. Осницкий, Г. Паренс, И.А. Фурманов, Т.А. Хризман, Д. Шеффер и др.); концептуальные идеи педагогики ненасилия (Б.Ш. Алиева, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Э. Риэрдон, О.С. Газман, У. Глассер, Д.М. Маллаев, С.Т. Тучалаев, И.С. Якиманская и др.).
Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования: теоретические – анализ и синтез психолого-педагогической, философской, искусствоведческой литературы, позволяющий изучить источники и обобщить опыт решения проблемы профилактики и снижения уровня агрессивного поведения; эмпирические – наблюдение, беседа.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования методических рекомендаций, направленных на совершенствование научно-методического обеспечения по профилактике и снижению уровня агрессивного поведения.
На основании изученной литературы, можно прийти к заключению, что хотя мнение современных представителей не всегда совпадают во взглядах на сущность и истоки агрессивности, общим для них является влияние социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или снизить уровень агрессивности, а также частоту проявления.
Данное исследование осуществило работу по доказательству выдвинутой гипотезы о том, что процесс профилактики и снижения уровня агрессивного поведения младших школьников будет более эффективным, если обеспечена психолого-педагогическая компетентность учителей и родителей, включающая в себя знания о природе агрессивного поведения, о видах его проявления, о причинах возникновения и развития детской агрессивности и будет разработана и реализована специальная программа по профилактике агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Разработанные в ходе исследования рекомендации для педагогов и родителей могут помочь при организации работы с агрессивными детьми, или создать условия, не позволяющие проявить агрессивное поведение младшего школьника.
Мы можем сделать следующие выводы:
Исследования показали, что частой причиной агрессивности у детей становится семья. Если детство будет сопровождаться агрессивным поведением родителей, то в итоги у ребенка будет формироваться ощущение опасности и враждебности окружающего мира в целом, ребенок станет проявлять агрессивность, которой будет нормой его жизни.
В младших классах ребенок осваивает все сложности отношений с ровесниками. Одной из причин агрессивного поведения младшего школьника может быть влияние учителя, индуцирующего агрессивный фон поведения обучающихся своей раздражительностью и подозрительностью как пример агрессивного поведения ученикам. Причинами агрессии могут стать и особенности характера младшего школьника, например, гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам и др.
Часто в качестве причины детской агрессии выступает недостаток внимания и понимания со стороны родителей и учителей. В этом случае агрессия становится отчаянной попыткой ребенка восстановить социальные связи. Если ребенку хотя бы один раз удалось добиться агрессией желаемого, а окружающие уступили ему, то он и в будущем станет использовать такой способ добиться своего. Наказание за агрессивное поведение приводит к таким же результатам, так как загнанная внутрь агрессия обязательно проявится – не дома, так в школе.
Зная причины агрессивного поведения школьников младшего возраста, можно осуществлять деятельность по предупреждению данного явления.
Классификацию проблем, способствующих агрессивному поведению и связанных непосредственно с учебно-воспитательным процессом, в который вовлекаются дети в образовательном учреждении, можно построить по степени их значимости для младших школьников:
1. Отметка.
2. Критика.
3. Невнимание родителей.
4. Взаимоотношение ребенка с друзьями или другими одноклассниками.
Работа по профилактике агрессивного поведения младших школьников должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться только снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении коррекционных мероприятий необходимо учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение детей к собственному поведению. Наиболее эффективным средством коррекции в младшем школьном возрасте становится игровая деятельность, которая специально организуется учителем. Именно такая работа будет не только способствовать коррекции, но и даст важный диагностический материал, который позволит увидеть проблему глазами ребенка.
Важным условием проведения профилактической работы должен быть системный подход в решении проблемы агрессивного поведения младших школьников. Успех профилактической деятельности принесет разработка и реализация специальной программы, всецело посвященной решению данного вопроса.
Целью профилактики является устранение агрессивного поведения младших школьников.
Профилактическая работа должна решать следующие задачи:
- осуществлять комплексный подход к профилактике и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
- снижать уровень агрессивности детей;
- создавать благоприятные условия для адекватного восприятия и принятия детей с повышенной агрессией;
- оказывать помощь родителям и педагогам в работе с агрессивными детьми.
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. / Под ред. Н. М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 104 с.
3. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 508 с.
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 512 с.
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕМ», 1997. – 574 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2006. – 165 с.
7. Бреслав В.Г. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
8. Васильева О.С., Абидова И.В. Возрастные особенности агрессивности школьников. // Школа здоровья. – 1999. – № 3. – С. 89 – 101.
9. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. / Возрастная педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973. – С. 66 – 97.
10. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009. – 244 с.
11. Ежова Е.Е. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2007. – 176 с.
12. Ениколопов С.Н. Психология агрессии: основные подходы. //Вестник Псковского вольного университета. – 1994. – Т. 1. – №1. – С. 62 – 69.
13. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования. // Педагогика, 2003. – № 3. – С. 14 – 18.
14. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2004. – 268 с.
15. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – СПб.: Речь, 2007. – 336 с.
16. Коломенский Я.JI. Психология детского коллектива. – Минск: «Народная асвета», 1984. – 214 с.
17. Колосова С.JI. Детская агрессия. – СПб: Питер, 2004. – 224 с.
18. Костинова JI.Н. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003. – 160 с.
19. Краткий психологический словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 512 с.
20. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике. // Педагогика. – 2000. – № 9. – С. 27 – 34.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982. – 309 с.
22. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под. ред. А. Г. Рузской. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЕК, 1997. – 384 с.
23. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 190 с.
24. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с.
25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Российское психологическое агентство, 1996. – 374 с.
26. Осницский А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся. // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 61 – 68.
27. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
28. Практическая психология образования. / Под. ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 298 с.
29. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.-Воронеж: НПО «МО-ДЕК», 2000. – 303 с.
30. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. – М.: «Романов», 2001. – 48 с.
31. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль. // Вопросы психологии. – 1992. – № 5 – 6. – С. 35 – 40.
32. Сорокина Н.В. Негативные переживания детей в начальной школе. // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 43 – 52.
Тема: | «Профилактика агрессивного поведения младших школьников» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 49 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методы работы социального педагога общеобразовательной школы по профилактике агрессивного поведения младших подростков
Курсовая работа:
Предупреждение девиантного поведения младших школьников в школе
Курсовая работа:
Влияние личностных особенностей и статуса ребенка на проявление отрицательных черт характера
Дипломная работа:
Исследование профилактики и коррекции гиперактивности, агрессивности, тревожности как предпосылок отклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте