Дипломная работа

«Психолого-педагогическая деятельность по профилактике аддиктивного поведения школьников»

  • 121 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….… 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ….….7

1.1. Аддиктивное поведение как вид девиантного поведения школьников ….….7

1.2. Причины и факторы аддиктивного поведения школьников…15

1.3. Формы и методы психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения школьников ….…. 27

Выводы по первой главе ….…. 38

Глава II. ОПЫТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ….…41

2.1. Содержание комплексной программы профилактики аддиктивного поведения учащихся МОБУ СОШ № 20 г.Белорецк Республики Башкортостан ….….….…. 41

2.2. Содержание и анализ результатов психолого-педагогической деятельности по профилактике аддиктивного поведения школьников МОБУ СОШ № 20 г. Белорецк Республики Башкортостан….

Выводы по второй главе …. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….….68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …72

ПРИЛОЖЕНИЯ ….79

Введение

Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия в России в значительной мере осложняют реальность. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда. Эти и многие другие факторы способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения нашей страны. Возникает реальная проблема страха перед действительностью. Он порождает стремление уйти от реальности. В большой степени этому страху подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными возможностями. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения. Стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психологическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия.

Аддиктивное поведение представляет собой серьезную угрозу для здоровья (физического, психологического и нравственного) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. В обществе наблюдается массовое нейтральное, а нередко и положительное отношение подростков и молодежи к потреблению наркотиков, сформировавшееся на фоне общего падения уровня человеческой культуры молодых, потери доверия к коренным основам естественного существования, девальвации духовных ценностей, отступлении от общечеловеческих норм нравственности, усиления бездуховности и её результата – потребительско-эгоистического отношения к жизни, апатии, безразличия к себе и другим.

Масштабы и темпы распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части. А это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества.

Отсюда основной задачей общества становится не борьба с негативными явлениями, а формирование осознания необходимости здорового образа жизни как стиля поведения и основного принципа жизни. Основой формирования здорового образа жизни является семья, если в ней установлен доверительный и взаимоответственный стиль отношений и сформирована система ценностей. В настоящее время трудно найти столь идеальный тип семейных отношений. Здесь тоже очень важна позиция общества или социальная политика государства по отношению к семье как к социальному институту. Введение в современную практику жизни сферы социально-педагогических и психологических услуг частично может взять на себя посредническую роль между обществом и семьей. Таким образом, на государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих, задача сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Большая роль в решении данной проблемы отводится образовательным учреждениям.

Однофакторные программы, направленные на борьбу с курением, алкоголизацией, наркоманией и т.д. не способствуют эффективности действий в отношении предупреждения заболеваний и нейтрализации отрицательных факторов. Перед школой стоит задача воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни.

Цель исследования: выявить эффективные условия психолого-педагогической деятельности по профилактике аддиктивного поведения школьников.

Объект исследования: профилактика аддиктивного поведения школьников.

Предмет исследования: эффективные условия психолого-педагогической деятельности по профилактике аддиктивного поведения школьников.

Задачи исследования:

1. Выявить причины и факторы аддиктивного поведения школьников.

2. Охарактеризовать формы и методы психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения школьников.

4. Представить содержание комплексной программы профилактики аддиктивного поведения учащихся МОБУ СОШ № 20 г. Белорецк Республики Башкортостан.

5. Проанализировать результаты психолого-педагогической деятельности по профилактике аддиктивного поведения школьников МОБУ СОШ № 20 г. Белорецк Республики Башкортостан.

Гипотеза исследования: профилактика аддиктивного поведения школьников будет эффективной, если:

- учитываются причины и факторы аддиктивного поведения детей школьного возраста;

- реализуется комплексная программа профилактики аддиктивного поведения, направленная на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни;

- осуществляется индивидуальная работа, по конкретному виду девиации с учетом возможностей школьника и его ближайшего социального окружения.

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез, сравнение, обобщение); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение документации); опросные (анкетирование, тестирование); опытная работа.

Теоретическую основу исследования составляют теории целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев и др.); теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теории социально-педагогической деятельности (М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, М.В. Шакурова), теории аддиктивного поведения (Т.А. Донских, Ц.П. Короленко и С.А. Кулаков, А.Е. Личко и В.С. Битенский, У. Миллер и др.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике работы социального педагога, психолога, педагога, организующего психолого-педагогическую деятельность по профилактике аддиктивного поведения школьников.

Опытной базой исследования являлась МОБУ средняя общеобразовательная школа № 20 г. Белорецк Республики Башкортостан.

Структура исследования: работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Аддиктивное поведение как вид девиантного поведения школьников

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Существуют различные подходы к оценке поведенческой нормы и девиации: нормоцентрический, предполагающий оценку деятельности человека с позиции ее соответствия норме – социальной, психологической, этнокультуральной, возрастной, тендерной, профессиональной, феноменологической – и нозоцентрический (психиатрический), рассматривающий поведение с позиций поиска и обнаружения симптомов болезни, психопатологии [1, с. 9].

В социальных науках «норма» – это интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень» [31, с.105]. С этой точки зрения проблема «ненормальности» обнаруживается в пограничных состояниях. В целом, социальная норма – это социальные явления, которые не представляют реальной угрозы физическому и социальному выживанию человека [15, с.12].

Проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. В самом общем виде отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали [20, с.35], а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени [59, с.123].

Существует ряд подходов, рассматривающих девиантное поведение. Дадим краткий анализ основным из них.

Педагогический подход. Под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход. Девиантное поведение – отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход. Девиантное поведение – отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе [70, с 23]. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе.

Л.Б. Шнейдер девиантное поведение подразделяет на две большие категории [69, с.21]. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

В отечественной и зарубежной психологии рассматриваются различные типы (разновидности) девиантного поведения, выделенные с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий [61, с.19], а также особый тип девиаций, обусловленный гиперспособностями. Приводятся формы, включающие в себя клинические проявления отклонений от нормы, – делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе застенчивости [37, с.28].

Как одну из форм деструктивного поведения выделяют аддиктивное поведением (от англ. addiction – пагубная привычка, порочная склонность).

Термин «аддиктивное поведение», предложенный W. Miller (1980) и M. Landry (1987), прочно укрепился в отечественной литературе, начиная с конца 80-х гг. Под ним понималось злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака до того, как от них сформируется зависимость. В дальнейшем смысл этого термина был уточнен С.А. Кулаковым [30], а широкое распространение он получил благодаря работе А.Е. Личко и В.С. Битенского [36].

В дальнейшем аддиктивное поведение подвергалось уточнению и расширению. Так оно стало рассматриваться в качестве одной из форм саморазрушающего поведения [3, с.88].

По мнению Ц.П. Короленко и Т.А. Донских, аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций [27, с.5].

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленным разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда достижимо. Для нашего времени характерно и то, что происходит стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни. Современному человеку приходится принимать все возрастающее количество решений в единицу времени. Нагрузка на системы адаптации очень велика. Основоположник теории стресса Г. Селье, говоря об адаптации, пишет: «Большая способность к приспособлению, или адаптации, – вот что делает возможным жизнь на всех уровнях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу. Приспособляемость – это, вероятно, главная отличительная черта жизни. Есть два способа выживания: борьба и адаптация [62, с.336].

Наличие аддиктивного поведения у детей указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого- педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Формы аддикции могут сменять одна другую, что делает иллюзию решения проблем еще устойчивее и сильнее. Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт «оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксироваться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям [27, с.26].

Межличностные отношения слишком непредсказуемы для аддикта, они требуют больших усилий, немалых эмоциональных затрат, напряжения мыслительной деятельности и отдачи. Взаимодействие же с неодушевленными веществами, предметами и видами деятельности всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта почти всегда гарантирован. Неодушевленными предметами легко манипулировать, поэтому растет уверенность в способности контролировать ситуацию. Страшно то, что манипулятивный стиль переносится в сферу межличностных контактов. Таким образом, во взаимодействии аддиктивной личности с миром происходит специфическая переориентация: «одушевляются» предметные отношения с аддиктивными агентами и «опредмечиваются» межличностные отношения.

В общении с другими людьми усваивается общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется личность. Аддикт отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать свой жизненный опыт, нарушая тем самым важнейшие функции общения. Возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Потребность в познании, утверждении и подтверждении себя лица с аддиктивными особенностями реализуют, прежде всего, в своем контакте с аддиктивными агентами, но не в общении. Об аддиктах нельзя сказать, что они «желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности», ищут «точку опоры в других людях» [63, с.95]. Поиск точки опоры не выходит за границы аддиктивной реализации. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции, как идентификация, эмпатия, рефлексия. Следовательно, утрачивается способность ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким воспринимают тебя окружающие.

Аддикт ограничивает в себе основные потенциалы, характеризующие личность: коммуникативный, познавательный, морально-нравственный, творческий и эстетический. Таким образом, стремление уйти от проблем и иллюзия комфорта обрекают аддикта на личностный застой, несостоятельность или полный крах. Окружающие его люди начинают испытывать все возрастающее недовольство по поводу такого поведения, учащаются и усиливаются конфликты. Пытаясь избежать затруднительных конфликтных ситуаций, аддикт, напротив, все больше расширяет зону конфликта и увеличивает долю нерешенных проблем, в значительной мере осложняя жизнь себе и близким. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни.

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояние: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в различного рода активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.

Рассмотрим подробней отдельные виды аддиктивного поведения [10, с.5-7]: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, интернет-аддикции, гемблинг.

Алкоголизм – хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Такая болезнь сама по себе – расстройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. На последней стадии этой болезни развивается деменция (слабоумие).

Наркомания – болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения. В Международной классификации болезней (МКБ-10) наркомания – это «психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ». Сильную психическую зависимость способны вызывать все наркотики, но физическая зависимость к одним бывает выражена (препараты опия), к другим – остается неясной, сомнительной (марихуана), в отношении третьих вообще отсутствует (кокаин).

Токсикомания – заболевание, проявляющееся психической, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. Психоактивные токсические вещества обладают теми же свойствами, что и наркотик (вызывают привлекательное психическое состояние и зависимость).

К числу менее опасных, но весьма распространенных пагубных привычек относятся табакокурение, любовь к азартным играм.

Табакокурение – это хроническая интоксикация организма. Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состояние эйфории, свойственного другим наркотическим веществам, но способность оказывать физическое и психическое привыкание у него такая же, как и у других наркотиков. В МКБ-10 табачная зависимость, наряду с алкогольной и наркотической, включена в категорию «Умственные и поведенческие расстройства, обусловленные использованием психоактивных соединений».

Интернет-аддикции не подчиняются закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками. Если для формирования традиционных зависимостей требуется определенное время (исключение составляют синтетические наркотики), то для Интернет- зависимости этот срок резко сокращается. Интернет-аддикция понимается как: зависимость от компьютера, т.е. обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); компульсивное применение Интернета, то есть патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам; зависимость от «кибернет-отношений», то есть от социальных применений Интернета: от общения на чатах, групповых играх и т.д. Зависимость от интернета нередко скрывает другие аддикции или психические отклонения.

Увлеченность азартными играми называется гемблингом. Выделяются следующие признаки, характерные для гемблинга как разновидности аддиктивного поведения: постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры; вытеснение прежних интересов, постоянными мыслями об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями; потеря контроля (неспособность вовремя прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей); состояние дискомфорта вне игровой ситуации, раздражительность, беспокойство; увеличение частоты участия в игре и стремление к все более высокому риску; нарастание снижения способности сопротивления соблазну (снижение игровой толерантности) возобновить игру [10, с.93-96].

Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические особенности и проявления, они не равнозначны и по своим последствиям. У аддиктов, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и другими веществами, развивается интоксикация, наряду с психологической зависимостью появляются разные формы физической и химической зависимости, что связано, в свою очередь, с нарушением обмена веществ, поражением органов и систем организма, наблюдаются психопатологические явления и личностная деградация. При вовлеченности в какую-то деятельность развивается психологическая зависимость, более мягкая по своему характеру. Но все эти виды объединяют общие аддиктивные механизмы.

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и односторонний способ выживания – уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта.

При таких условиях подросток оказывается беспомощным перед захлестывающими его отрицательными эмоциональными состояниями. Инстинктивно спасаясь от дезинтеграции психических состояний и возникновения невротических проявлений, он прибегает к изменению своего состояния искусственным (химическим) путем. Более подробно причины девиантного поведения представлены в параграфе 1.2.

Заключение

Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

Формы аддикции могут сменять одна другую, межличностные отношения слишком непредсказуемы для аддикта, во взаимодействии аддиктивной личности с миром происходит специфическая переориентация: «одушевляются» предметные отношения с аддиктивными агентами и «опредмечиваются» межличностные отношения. Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические особенности и проявления, они не равнозначны и по своим последствиям. У аддиктов, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и другими веществами, развивается интоксикация, наряду с психологической зависимостью появляются разные формы физической и химической зависимости, что связано, в свою очередь, с нарушением обмена веществ, поражением органов и систем организма, наблюдаются психопатологические явления и личностная деградация. При вовлеченности в какую-то деятельность развивается психологическая зависимость, более мягкая по своему характеру. Но все эти виды объединяют общие аддиктивные механизмы.

Причинами аддиктивного поведения называют: нарушения в становлении, формировании и развитии личности; влияние социокультурных особенностей, образа жизни семьи и семейных отношений выраженное протекание подросткового кризиса; наличие в подростковых группах антисоциальных норм и др. Многие исследователи к наиболее распространенным причинам происхождения аддиктивного поведения относят неблагоприятную социальную ситуацию развития ребенка и комплекс его психологических свойств (особенности темперамента, характера, личности), которые предрасполагают к девиациям.

Профилактика аддиктивного поведения предусматривает первичную, вторичную и третичную формы. Первичная профилактика представляет собой предупреждение возникновения у детей дефектов, отклонений в психическом развитии. Вторичная профилактика – предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных дефектов. Третичная профилактика – социальная адаптация лиц, страдающих дефектами. Особая роль в развертывании профилактической работы принадлежит муниципальным образовательным учреждениям – средним школам. Для работы с подростками, склонными к аддиктивному поведению, в различных образовательных учреждениях привлечены такие специалисты, как социальный педагог, психолог, валеолог и др. Взаимодополнение функций каждого позволяет обеспечить единую согласованность работников образовательных учреждений

Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к аддиктивному поведению, является устранение негативных факторов.

При выборе конкретных форм и методов работы с детьми и подростками по профилактике аддиктивного поведения социальный педагог опирается на следующие формы и методы: педагогическое требование; методы психологического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности включают в себя подгруппы методов и приемов таких как: пример, разъяснение, снятие напряжения, обращение к совести, к чувству справедливости, к состраданию, к эстетическому переживанию, внушение, поощрение и наказание и др. В работе по профилактике аддиктивного поведения широко используются диагностические методы. К ним относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов.

Ведущими формами психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения школьников являются групповая и индивидуальная работа, работа в парах и микрогруппах, практические занятия, конкурсы, аукионы здоровья, вечера вопросов и ответов, практические занятия, ролевые игры.

Профилактика аддиктивного поведения учащихся МОБУ СОШ №20 г.Белорецк осуществляется на основе реализации комплексной программы профилактики с учащимися 6-10 классов. Целью программы является формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни; профилактика аддиктивного поведения учащихся.

Реализация программы предполагает проведение трех ее этапов или блоков занятий: «Познавательный»; «Эмоциональный» и «Практический».

Также в рамках реализации программы психологом МОБУ СОШ № 20 г.Белорецк был проведен тренинг «Предупреждение употребления психоактивных веществ», состоящий из 10 занятий».

Комплексная программа профилактики аддиктивного поведения учащихся МОБУ СОШ № 20 г.Белорецк Республики Башкортостан реализовывалась на классных часах и в во время организации внеурочной деятельности.

Ведущими методами реализации комплексной программы аддиктивного поведения учащихся являются: ролевые игры, дискуссии, обсуждения, разбор проблемных ситуаций, разыгрывание сценок, викторины, конкурсы рисунков, тренинг (проводится школьным психологом). Основными формами реализации комплексной программы аддиктивного поведения учащихся выступают: практические занятия, классные часы, работа в микрогруппах, работа в парах.

В МОБУ СОШ №20 г.Белорецк с целью профилактики девиантного поведения учащихся организована деятельность общественного наркологического поста и Совета профилактики.

Во время прохождения нами практики по просьбе социального педагога МОБУ СОШ №20 г. Белорецк Губина А.С. нами была проведена индивидуальная работа с 2 учащимися данного образовательного учреждения по психолого-педагогической профилактики таких форм аддиктивного поведения как табакокурение (Марат Х.) и алкоголизм (Мария И.). Следует также отметить, что по отношению к данным учащимся некорректно говорить о сформировавшейся аддикции, однако, если не будет своевременно проведена профилактическая работа, то риски закрепления аддиктивного поведения учащихся возрастают.

Нами были составлены социально-педагогические характеристики на данных учащихся, были выявлены причины формирования у них аддиктивного поведения. Мы описали индивидуальную психолого-педагогическую деятельность по профилактике аддиктивного поведения у данных учащихся.

Таким образом, мы пришли к выводу, что эффективными условиями психолого-педагогической деятельности по профилактике аддиктивного поведения школьников являются: учет причин и факторов аддиктивного поведения детей школьного возраста; реализация комплексной программы профилактики аддиктивного поведения, направленной на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни; осуществление индивидуальной работы, по конкретному виду девиации с учетом возможностей школьника и его ближайшего социального окружения.

Список литературы

1. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация [Текст] / Ю.А. Александровский. – М., 2009. – 272с.

2. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних [Текст] / Б.Н. Алмазов. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1986. – 128с.

3. Амбрумова, А.Г., Тихоненко, В.А. Диагностика суицидального поведения [Текст] / А.Г. Амбрузова, В.А. Тихоненко. – М.: Медицина, 2010. – 148с.

4. Ахмерова, С.Г., Харисова, И.М. Укрепление здоровья учащихся: концептуальная модель и учебная программа курса гигиенического воспитания: учеб.-метод. пособие [Текст] / С.Г. Ахмерова, И.М. Харисова. – Уфа: Изд-во БИРО, 2002. – 43с.

5. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192с.

6. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2003. – 198с.

7. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учеб.-метод.пособие [Текст] / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240с.

8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 479с.

9. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии [Текст] / П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 416с.

10. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А.В. Гоголева. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 240с.

11. Гуревич, М.О., Озерецкий, Н.И. Психомоторика. В 2 ч. [Текст] / М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий. – М.: ВЛАДОС, 2001.

12. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция [Текст] / Под ред. М.Е. Поздняковой, А.Л. Салагаева. – М.: Институт социологии РАН, 2005. – 306с.

13. Дивицына, Н.Ф. Социальная рабта с неблагополучными детьми и подростками: конспект лекций [Текст] / Н.Ф. Дивицына. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 288с.

14. Дробинская, А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей [Текст] / А.О. Дробинская. – М.: Школа-Пресс, 2011. – 144с. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып.7).

15. Дюркгейм, Э. Социология образования [Текст] / Э. Дюркгейм. Под ред. В.С. Собкина, В.Я. Нечаева. – М.: ИНТОР, 1996. – 80с.

16. Жмуров, В.А. Психопатология [Текст] / В.А. Жмуров. – М.: Медицинская книга, 2002. – 665с.

17. Загвязинский, В.И. Противоречия процесса обучения [Текст] / В.И. Загвязинский. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1971. – 183с.

18. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 2006. – 127с.

19. Змановская, Е.В., Рыбников, В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие [Текст] / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2011. – 352с.

20. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб.пос. для студентов вузов [Текст] / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 288с.

21. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб.пособие для вузов [Текст] / Ю.А. Клейберг. – М.: Сфера; Юрайт-М, 2001. – 160с.

22. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. – М.: Просвещение, 2008. – 208с.

23. Колесов, Д.В. Антинаркотическое воспитание: учеб. пособие [Текст] / Д.В. Колесов. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 224с.

24. Коркина, М.В., Лакосина, Н.Д., Личко, А.Е. Психиатрия [Текст] / М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко. – М.: Медицина, 2005. – 608с.

25. Коробейников, И.А. Нарушение развития и социальная адаптация [Текст] / И.А. Коробейников. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192с.

26. Коробкина, З.В., Попов, В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: уч. пособие для студентов педвузов [Текст] / З.В. Коробкина, В.А. Попов. – М.: Академия, 2002. – 192с.

27. Короленко, Ц.П., Донских, Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире) [Текст] / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. – Новосибирск: Наука, 2000. – 224с.

28. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования [Текст] / В.В. Краевский. – Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. – 165с.

29. Кудрявцев, В.Н. Правовое поведение: норма и патология [Текст] / В.Н. Кудрявцев. – М.: Наука, 2002. – 287с.

30. Кулаков, С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков [Текст] / С.А. Кулаков. – М.: Фолиум, 2006. – 70с.

31. Курлов, В.Ф. Социологическая информация в управлении системой школьного образования: монография [Текст] / В.Ф. Курлов. – СПб.: СПбГУПМ, 2003. – 256с.

32. Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544с.

33. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Личность. Сознание [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 431с.

34. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций [Текст] / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 607с.

35. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей) [Текст] / А.Е. Личко. – СПб.: Медицина, 2009. – 336с.

36. Личко, А.Е., Битенский, В.С. Подростковая наркология: руководство [Текст] / А.Е. Личко, В.С. Битенский. – М.: Медицина, 2001. – 304с.

37. Менделевич, В.Д. Наркозависимость и коморбитные расстройства поведения (психологические и патопсихологические аспекты) [Текст] / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 328с.

38. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни: учеб.пос. для студентов вузов [Текст] / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2008. – 144с.

39. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педвузов [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2000. – 200с.

40. Нагавкина, Л.С., Татарникова, Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности: уч.-метод.пос. [Текст] / Л.С. Нагавкина, Л.Г. Татарникова. – СПб.: КАРО, 2005. – 272с.

41. Невский, И.А. Трудный успех: Без «трудных» работать можно [Текст] / И.А. Невский. – М.: Просвещение, 1981. – 128с.

42. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001. – 480с.

43. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2000. – 448с.

44. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: справочные материалы [Текст] / Авт.-сост. Т.А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. – 192с.

45. Педагогика: уч.пос. для студентов пед.вузов и пед.колледжей [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 602с.

46. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528с.

47. Перешеина, Н.В., Заостровцева, М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений [Текст] / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. – М.: Сфера, 2006. – 192с.

48. Перрон, Р. Трудный ребенок: что делать? [Текст] / Р. Перрон. – СПб.: Питер, 2004. – 128с.

49. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании [Текст] / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 256с.

50. Профилактика аддиктивного поведения школьников: уч.-метод. пособие [Текст] / С.Ф. Савченко, О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина и др. Под науч.ред. А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2006. – 288с.

51. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер. – М.: Прогресс, 2007. – 424с.

52. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712с.

53. Рудакова, И.А. Девиантное поведение [Текст] / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 156с.

54. Рычкова, Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика: уч.-метод.пособие [Текст] / Н.А. Рычкова. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 96с.

55. Симонятова, Т.П., Паршутин, И.А. Здоровье: Психологическое сопровождение образовательной программы «Здоровье» [Текст] / Т.П. Симонятова, И.А. Паршутин / Московский городской психолого-педагогический университет, Международный институт «Открытое общество». – М.: Б.и., 2003. – 128с.

56. Сирота, Н.А. и др. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, И.И. Хажилина, Н.С. Видерман. – М.: Генезис, 2001. – 216с.

57. Сирота, Н.А., Ялтонский, В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М.: Академия, 2003. – 176с.

58. Словарь по социальной педагогике: учеб.пособие [Текст] / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368с.

59. Смелзер, Н. Социология [Текст] / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 2004. – 688с.

60. Социальная педагогика: курс лекций [Текст] / Под общ.ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 416с.

61. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: учеб.пособие для учителей и родителей [Текст] / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 2008. – 320с.

62. Стресс жизни: Сборник [Текст] / Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. – СПб.: Лейла, 2004. – 384с.

63. Татарникова, Л.Г., Поздеева, М.В. Валеология подростка (для учащихся 5-7 кл.) [Текст] / Л.Г. Татарникова, М.В. Поздеева. – СПб.: Комплект, 1997. – 278с.

64. Фалькович, Т.А., Высоцкая, Н.В., Толстоухова, Н.С. Подростки XXI века: Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. 8-11 классы [Текст] / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. – М.: ВАКО, 2006. – 256с.

65. Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Знание, 1978. – 54с.

66. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2004. – 272с.

67. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 544с.

68. Шиханцев, Г.Г. Юридическая психология [Текст] / Г.Г. Шиханцев. – М.: Зерцало, 2008. – 352с.

69. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336с.

70. Юричка, Ю.И., Юричка, А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения: монография [Текст] / Ю.И. Юричка, А.Ю. Юричка / Филиал в г.Уфе МГОПУ им. М.Шолохова; Бирский госпединститут. – М.: Б.и., 2001. – 168с.

71. William R. Miller (сайт В.Миллера). [Электронный ресурс]. Режим доступа h**t://w*w.williamrmiller.net/index.html

Покупка готовой работы
Тема: «Психолого-педагогическая деятельность по профилактике аддиктивного поведения школьников»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 121
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика