Дипломная работа

«Развитие фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников на уроках русского языка»

  • 68 страниц(ы)
  • 362 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Изучение проблемы фонетико-фонематической стороны речи в отечественной психолого-педагогической науке 7

1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 7

1.2. Проявления нарушений фонетико-фонематической стороны речи в младшем школьном возрасте 10

1.3. Особенности диагностики и коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи младших школьников 12

1.4. Урок русского языка в начальной школе и его роль в формировании фонетико-фонематической стороны речи 18

Выводы по главе 1 22

ГЛАВА 2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи младших школьников 24

2.1. Организация и методы исследования 24

2.2. Анализ результатов исследования 30

2.3. Программа коррекционно-педагогической работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи младших школьников на уроках русского языка 41

Выводы по главе 2 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность проблемы исследования. Несформированность фонетико-фонематической стороны речи является одной из основных причин нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста и может являться одним из механизмов школьной неуспеваемости.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как: А.Н.Гвоздев, О.Б. Иншакова, В.А. Калягин, Е.Р.Левина, Н.А. Никашина, Т.С. Овчинникова, М.Ф. Фомичева, Т.А. Фотекова и др.

Изучение нарушений фонетико-фонематической стороны речи в младшем школьном возрасте также занимались Г.А. Волкова, Л.И. Гайдина, Л.А. Обухова, М.А. Поваляева, В.А. Ракитина, Г.В. Чиркина и др.

Такие ученые как С.В. Плотникова, Л.В. Рыжова-Гришина, О.В. Соболева рассматривали возможности педагогической и логопедической работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи младших школьников.

Процесс звукообразования у ребенка тормозит недостаточное развитие фонематического восприятия у детей: звуки с большой задержкой и часто искаженно формируются. С подобными нарушениями у ребенка тяжело будет формироваться процесс чтения, и на письме будут наблюдаться многочисленные ошибки. При формировании сложных форм фонематического анализа учитывать, что проходит всякое умственное действие определенные этапы формирования.

В связи с вышеизложенным проблема исследования является актуальной, что позволяет сформулировать следующую тему исследования: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников на уроках русского языка».

Цель исследования: выявить недостаточность в развитии фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников, разработать программу коррекционно-педагогической работы по преодолению этих нарушений средствами уроков русского языка.

Объект исследования: фонетико-фонематическая сторона речи младших школьников.

Предмет исследования: проявления нарушений фонетико-фонематической стороны речи в процессе усвоения младшими школьниками орфографии.

Гипотеза исследования: недостаточность сформированности фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников проявляется в:

1) трудностях дифференциации звуков (р-л, ш-с, ж-з);

2) недоразвитии фонематического анализа и синтеза.

Задачи исследования:

1) сделать обзор психолого-педагогических исследований по проблеме изучения фонетико-фонематической стороны речи в отечественной науке;

2) подобрать методы изучения фонетико-фонематической стороны речи младших школьников и провести экспериментальное исследование;

3) в процессе анализа результатов исследования выявить качественные и количественные проявления нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников;

4) разработать программу коррекционно-педагогической работы по преодолению этих нарушений средствами уроков русского языка;

5) сформулировать выводы.

Теоретико-методологические основы исследования:

- исследования развития фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе (Н.Е. Винарская, Н.Х. Швачкин);

- исследования нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей младших школьников (В.К.Орфинская);

- подходы к диагностике фонетико-фонематической стороны речи младших школьников (А.Г. Арушанова Л.С.Волкова, В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова и др.);

- подходы к коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи (Г.А. Каше, Л.В. Рыжова-Гришина, О.В. Соболева и др.).

Методы исследования:

- метод анализа научной литературы;

- биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);

- эмпирические методы (методики логопедического обследования);

- методы качественного и количественного анализа результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1) проведен теоретический обзор фонетико-фонематичнской стороны речи;

2) описаны проявления фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников;

3) описаны особенности диагностики и коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- отобраны и описаны методики для обследования звукопроизношения и фонематической стороны речи, которые могут быть использованы в диагностической работе учителя-логопеда, работающего с детьми, имеющими ФФН;

- с учетом выявленных у детей фонетико-фонематических нарушений была разработана программа коррекционно-педагогической работы, которые могут быть использованы учителями начальных классов на уроках русского языка при работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в усвоении письма и чтения, обусловленными с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школа №24. В исследовании приняли участие 20 младших школьников 1 класса 7-8-летнего возраста с заключением логопеда «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи».

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. Изучение проблемы фонетико-фонематической стороны речи в отечественной психолого-педагогической науке

1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе

В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно.

По мнению А.Н. Гвоздева, фонетико-фонематическое развитие детей в детстве происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения [16].

В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М.Ф. Фомичева подчеркивает, что «восприятие и воспроизводство звуков родного языка - это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию - подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука [46, с. 89].

Ребенок, по мнению Н.Х. Швачкина, уже к концу второго года жизни (при понимании речи) пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. К пяти годам у ребенка с нормальным речевым развитием все грамматические категории родного языка оказываются сформированными; он, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, говорит развернутыми фразами, правильно согласовывая слова с помощью любых предлогов, родовых и падежных окончаний и пр. Лексикон пятилетнего ребенка составляет три-четыре тысячи слов, представлены в нем все части речи; ребенок использует активно словотворчество и словообразование [50].

Профессор Р. Е. Левина, исследователь детских речевых нарушений, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью, изучая закономерности формирования речи детей в норме [24].

У ребенка на первом, дофонемном, этапе развития речи полностью отсутствует дифференциация звуков, собственно активная речь и понимание речи.

Различие наиболее контрастных или далеких фонем возникает на втором этапе, но отсутствует при этом дифференциация близких фонем. Произношение ребенка искаженное, неправильное. Он не различает неправильного и правильного произношения других людей, особенностей своего произношения не замечает. Одинаково ребенок реагирует на правильно произносимые слова и на те же, но искаженные слова, которые произносят взрослые так, как их произносит сам ребенок.

Решающие сдвиги происходят на третьем этапе. Ребенок в соответствии с их фонематическими признаками уже начинает слышать звуки языка. Неправильно произносимые слова он уже узнает и способен замечать различие между произношением. Речь еще остается неправильной.

Новые образцы восприятия звуков на четвертом этапе получают свое преобладание.

Однако еще не вытеснена у ребенка предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Почти полной правильности достигает активная речь.

Процесс фонематического развития завершается на пятом этапе. Ребенок говорит и слышит правильно. Формируются у него тонкие и дифференцированные звуковые образы отдельных звуков и слов.

Характеризуется правильное развитие речи ребенка не только уровнем произносительной стороной речи и фонематического восприятия, но и, главное, в своей речи и в речи окружающих способностью различать. Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте [24].

Имеющий отклонения в речевом развитии ребенок, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен усваивать постепенно способы сочетаемости звуков, артикулярные движения, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать в данном языке реально произносимые звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.

Целью данной выпускной квалификационной работы было выявление недостаточности в развитии фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников и разработка программы коррекционно-педагогической работы по преодолению этих нарушений средствами уроков русского языка.

В начале данного исследования мы выдвинули предположение о том, что недостаточность сформированности фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников проявляется в низкой способности к дифференциации звуков и недоразвитии фонематического анализа и синтеза.

Обозначенная цель исследования и заявленная гипотеза предполагали решение ряда задач, работа над которыми позволила нам сделать следующие выводы.

Проведя обзор психолого-педагогических исследований по проблеме изучения фонетико-фонематической стороны речи в отечественной психолого-педагогической науке, мы пришли к выводу, что фонетикофонематическое сторона речи включает в себя произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов рече-двигательного аппарата, а под фонетико-фонематическим недоразвитием, в свою очередь, подразумевается нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом, характеризующееся заменами, смешением и искажением звуков, нарушениями слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.

Логопедическое обследование звукопроизношения и фонематических процессов у ребенка включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи.

Однако, в рамках данного исследования мы также выявили, что содержание курса русского языка в начальной школе направлено на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие детей, создает условия также для реализации надпредметной функции этих предметов, которую они выполняют в системе школьного образования, т.е. уроки русского языка могут служить для младших школьников занятиями, где возможно корректировать фонетико-фонематические нарушения.

Изучив методики для анализа фонетико-фонематической стороны речи младших школьников и провести экспериментальное исследование, мы выявили особенности звукопроизношения и фонематической стороны речи:

- по итогам анализа звукопроизношения у младших школьников преобладают проблемы с произношением твердого [р], шипящих звуков: [ж], [ш], [щ]; чаще всего отмечается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих ([с], [з]); обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие ([с], [з]) и шипящие [ж], [ш].

- по итогам анализа дифференциации звуков мы пришли к выводу, что преобладают показатели средний уровень тяжести в дифференциации звуков у детей, с небольшой разницей от тяжелого уровня нарушений. У младших школьников присутствуют проблемы с дифференциацией в речи звука [р] и [л] в любой части слова, а также звуков [ж], [ш], [с] в разных частях слова.

- фонематическая сторона речи также демонстрируют определенные отклонения от нормы в этом возрасте: дети из экспериментальной группы на допустимом уровне умеют выполнять достаточно простые операции фонематического синтеза на простом фонетическом материале, но затрудняются в выполнении более сложных операций на более сложном материале.

Выявив отклонения от нормы у испытуемых относительно звукопроизношения и фонематической стороны речи, мы пришли к выводу о необходимости работки программы коррекционно-педагогической работы по преодолению этих нарушений средствами уроков русского языка.

С учетом конкретных нарушений, выявленных у детей экспериментальной группы, нами была разработана программа коррекционно-педагогической работы по развитию фонетикофонематической стороны речи младших школьников на уроках русского языка, которая была составлена с учетом ФГОС НОО, Основной образовательной программы по предмету и рабочей программой по русскому языку для 1 класса.

Данная программа содержит 5 тематических направлений для уроков русского языка в пределах одного учебного раздела и содержит составленные нами задания, которые положительно влияют на развитие фонетико-фонематической стороны речи детей младшего школьного возраста: на развитие общих речевых навыков; на развитие фонематического восприятия; на произношение слов и звуков; на развитие фонематической стороны речи и т. д.

Мы полагаем, что регулярная работы по данной программе на уроках русского языка или периодическое обращение к ней на уроках позволит повысить показатели испытуемых, касающиеся уровня звукопроизношения и развития фонематической стороны речи.

Следовательно, мы имеем основания полагать, что заявленная в начале исследования гипотеза, касающаяся того, что у детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи существуют нарушения звукопроизношения и фонематического анализа и синтеза, получила свое подтверждение в результатах обследования младших школьников.

1. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда [Текст]: учебное пособие. - М.: Владос, 2009. - 184 с.

2. Акименко, В.М. Исправление звукопроизношения у детей [Текст]/ В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2016. -112 c.

3. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст] / А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. - М.: Педагогика, 1991. - 210 с.

4. Альбом для логопеда [Текст] 2-е изд. испр. и допол. / О.Б.Иншакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 279 с.

5. Артикуляция звуков и графическое изображение: учебно-демонстрационный материал. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 48с.

+ 43 источника

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников на уроках русского языка»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 68
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика