Дипломная работа

«Развитие фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников на уроках русского языка»

  • 68 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Изучение проблемы фонетико-фонематической стороны речи в отечественной психолого-педагогической науке 7

1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 7

1.2. Проявления нарушений фонетико-фонематической стороны речи в младшем школьном возрасте 10

1.3. Особенности диагностики и коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи младших школьников 12

1.4. Урок русского языка в начальной школе и его роль в формировании фонетико-фонематической стороны речи 18

Выводы по главе 1 22

ГЛАВА 2. Изучение фонетико-фонематической стороны речи младших школьников 24

2.1. Организация и методы исследования 24

2.2. Анализ результатов исследования 30

2.3. Программа коррекционно-педагогической работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи младших школьников на уроках русского языка 41

Выводы по главе 2 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Актуальность проблемы исследования. Несформированность фонетико-фонематической стороны речи является одной из основных причин нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста и может являться одним из механизмов школьной неуспеваемости.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как: А.Н.Гвоздев, О.Б. Иншакова, В.А. Калягин, Е.Р.Левина, Н.А. Никашина, Т.С. Овчинникова, М.Ф. Фомичева, Т.А. Фотекова и др.

Изучение нарушений фонетико-фонематической стороны речи в младшем школьном возрасте также занимались Г.А. Волкова, Л.И. Гайдина, Л.А. Обухова, М.А. Поваляева, В.А. Ракитина, Г.В. Чиркина и др.

Такие ученые как С.В. Плотникова, Л.В. Рыжова-Гришина, О.В. Соболева рассматривали возможности педагогической и логопедической работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи младших школьников.

Процесс звукообразования у ребенка тормозит недостаточное развитие фонематического восприятия у детей: звуки с большой задержкой и часто искаженно формируются. С подобными нарушениями у ребенка тяжело будет формироваться процесс чтения, и на письме будут наблюдаться многочисленные ошибки. При формировании сложных форм фонематического анализа учитывать, что проходит всякое умственное действие определенные этапы формирования.

В связи с вышеизложенным проблема исследования является актуальной, что позволяет сформулировать следующую тему исследования: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников на уроках русского языка».

Цель исследования: выявить недостаточность в развитии фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников, разработать программу коррекционно-педагогической работы по преодолению этих нарушений средствами уроков русского языка.

Объект исследования: фонетико-фонематическая сторона речи младших школьников.

Предмет исследования: проявления нарушений фонетико-фонематической стороны речи в процессе усвоения младшими школьниками орфографии.

Гипотеза исследования: недостаточность сформированности фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников проявляется в:

1) трудностях дифференциации звуков (р-л, ш-с, ж-з);

2) недоразвитии фонематического анализа и синтеза.

Задачи исследования:

1) сделать обзор психолого-педагогических исследований по проблеме изучения фонетико-фонематической стороны речи в отечественной науке;

2) подобрать методы изучения фонетико-фонематической стороны речи младших школьников и провести экспериментальное исследование;

3) в процессе анализа результатов исследования выявить качественные и количественные проявления нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников;

4) разработать программу коррекционно-педагогической работы по преодолению этих нарушений средствами уроков русского языка;

5) сформулировать выводы.

Теоретико-методологические основы исследования:

- исследования развития фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе (Н.Е. Винарская, Н.Х. Швачкин);

- исследования нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей младших школьников (В.К.Орфинская);

- подходы к диагностике фонетико-фонематической стороны речи младших школьников (А.Г. Арушанова Л.С.Волкова, В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова и др.);

- подходы к коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи (Г.А. Каше, Л.В. Рыжова-Гришина, О.В. Соболева и др.).

Методы исследования:

- метод анализа научной литературы;

- биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);

- эмпирические методы (методики логопедического обследования);

- методы качественного и количественного анализа результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1) проведен теоретический обзор фонетико-фонематичнской стороны речи;

2) описаны проявления фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников;

3) описаны особенности диагностики и коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- отобраны и описаны методики для обследования звукопроизношения и фонематической стороны речи, которые могут быть использованы в диагностической работе учителя-логопеда, работающего с детьми, имеющими ФФН;

- с учетом выявленных у детей фонетико-фонематических нарушений была разработана программа коррекционно-педагогической работы, которые могут быть использованы учителями начальных классов на уроках русского языка при работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в усвоении письма и чтения, обусловленными с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школа №24. В исследовании приняли участие 20 младших школьников 1 класса 7-8-летнего возраста с заключением логопеда «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи».

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. Изучение проблемы фонетико-фонематической стороны речи в отечественной психолого-педагогической науке

1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе

В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно.

По мнению А.Н. Гвоздева, фонетико-фонематическое развитие детей в детстве происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения [16].

В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М.Ф. Фомичева подчеркивает, что «восприятие и воспроизводство звуков родного языка - это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию - подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука [46, с. 89].

Ребенок, по мнению Н.Х. Швачкина, уже к концу второго года жизни (при понимании речи) пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. К пяти годам у ребенка с нормальным речевым развитием все грамматические категории родного языка оказываются сформированными; он, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, говорит развернутыми фразами, правильно согласовывая слова с помощью любых предлогов, родовых и падежных окончаний и пр. Лексикон пятилетнего ребенка составляет три-четыре тысячи слов, представлены в нем все части речи; ребенок использует активно словотворчество и словообразование [50].

Профессор Р. Е. Левина, исследователь детских речевых нарушений, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью, изучая закономерности формирования речи детей в норме [24].

У ребенка на первом, дофонемном, этапе развития речи полностью отсутствует дифференциация звуков, собственно активная речь и понимание речи.

Различие наиболее контрастных или далеких фонем возникает на втором этапе, но отсутствует при этом дифференциация близких фонем. Произношение ребенка искаженное, неправильное. Он не различает неправильного и правильного произношения других людей, особенностей своего произношения не замечает. Одинаково ребенок реагирует на правильно произносимые слова и на те же, но искаженные слова, которые произносят взрослые так, как их произносит сам ребенок.

Решающие сдвиги происходят на третьем этапе. Ребенок в соответствии с их фонематическими признаками уже начинает слышать звуки языка. Неправильно произносимые слова он уже узнает и способен замечать различие между произношением. Речь еще остается неправильной.

Новые образцы восприятия звуков на четвертом этапе получают свое преобладание.

Однако еще не вытеснена у ребенка предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Почти полной правильности достигает активная речь.

Процесс фонематического развития завершается на пятом этапе. Ребенок говорит и слышит правильно. Формируются у него тонкие и дифференцированные звуковые образы отдельных звуков и слов.

Характеризуется правильное развитие речи ребенка не только уровнем произносительной стороной речи и фонематического восприятия, но и, главное, в своей речи и в речи окружающих способностью различать. Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте [24].

Имеющий отклонения в речевом развитии ребенок, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен усваивать постепенно способы сочетаемости звуков, артикулярные движения, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать в данном языке реально произносимые звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.

Заключение

Целью данной выпускной квалификационной работы было выявление недостаточности в развитии фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников и разработка программы коррекционно-педагогической работы по преодолению этих нарушений средствами уроков русского языка.

В начале данного исследования мы выдвинули предположение о том, что недостаточность сформированности фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников проявляется в низкой способности к дифференциации звуков и недоразвитии фонематического анализа и синтеза.

Обозначенная цель исследования и заявленная гипотеза предполагали решение ряда задач, работа над которыми позволила нам сделать следующие выводы.

Проведя обзор психолого-педагогических исследований по проблеме изучения фонетико-фонематической стороны речи в отечественной психолого-педагогической науке, мы пришли к выводу, что фонетикофонематическое сторона речи включает в себя произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов рече-двигательного аппарата, а под фонетико-фонематическим недоразвитием, в свою очередь, подразумевается нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом, характеризующееся заменами, смешением и искажением звуков, нарушениями слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.

Логопедическое обследование звукопроизношения и фонематических процессов у ребенка включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи.

Однако, в рамках данного исследования мы также выявили, что содержание курса русского языка в начальной школе направлено на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие детей, создает условия также для реализации надпредметной функции этих предметов, которую они выполняют в системе школьного образования, т.е. уроки русского языка могут служить для младших школьников занятиями, где возможно корректировать фонетико-фонематические нарушения.

Изучив методики для анализа фонетико-фонематической стороны речи младших школьников и провести экспериментальное исследование, мы выявили особенности звукопроизношения и фонематической стороны речи:

- по итогам анализа звукопроизношения у младших школьников преобладают проблемы с произношением твердого [р], шипящих звуков: [ж], [ш], [щ]; чаще всего отмечается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих ([с], [з]); обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие ([с], [з]) и шипящие [ж], [ш].

- по итогам анализа дифференциации звуков мы пришли к выводу, что преобладают показатели средний уровень тяжести в дифференциации звуков у детей, с небольшой разницей от тяжелого уровня нарушений. У младших школьников присутствуют проблемы с дифференциацией в речи звука [р] и [л] в любой части слова, а также звуков [ж], [ш], [с] в разных частях слова.

- фонематическая сторона речи также демонстрируют определенные отклонения от нормы в этом возрасте: дети из экспериментальной группы на допустимом уровне умеют выполнять достаточно простые операции фонематического синтеза на простом фонетическом материале, но затрудняются в выполнении более сложных операций на более сложном материале.

Выявив отклонения от нормы у испытуемых относительно звукопроизношения и фонематической стороны речи, мы пришли к выводу о необходимости работки программы коррекционно-педагогической работы по преодолению этих нарушений средствами уроков русского языка.

С учетом конкретных нарушений, выявленных у детей экспериментальной группы, нами была разработана программа коррекционно-педагогической работы по развитию фонетикофонематической стороны речи младших школьников на уроках русского языка, которая была составлена с учетом ФГОС НОО, Основной образовательной программы по предмету и рабочей программой по русскому языку для 1 класса.

Данная программа содержит 5 тематических направлений для уроков русского языка в пределах одного учебного раздела и содержит составленные нами задания, которые положительно влияют на развитие фонетико-фонематической стороны речи детей младшего школьного возраста: на развитие общих речевых навыков; на развитие фонематического восприятия; на произношение слов и звуков; на развитие фонематической стороны речи и т. д.

Мы полагаем, что регулярная работы по данной программе на уроках русского языка или периодическое обращение к ней на уроках позволит повысить показатели испытуемых, касающиеся уровня звукопроизношения и развития фонематической стороны речи.

Следовательно, мы имеем основания полагать, что заявленная в начале исследования гипотеза, касающаяся того, что у детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи существуют нарушения звукопроизношения и фонематического анализа и синтеза, получила свое подтверждение в результатах обследования младших школьников.

Список литературы

1. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда [Текст]: учебное пособие. - М.: Владос, 2009. - 184 с.

2. Акименко, В.М. Исправление звукопроизношения у детей [Текст]/ В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2016. -112 c.

3. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст] / А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. - М.: Педагогика, 1991. - 210 с.

4. Альбом для логопеда [Текст] 2-е изд. испр. и допол. / О.Б.Иншакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 279 с.

5. Артикуляция звуков и графическое изображение: учебно-демонстрационный материал. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 48с.

+ 43 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников на уроках русского языка»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 68
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика