Дипломная работа

«Изучение народной вышивки»

  • 59 страниц
Содержание

Актуальность темы исследования. Тема дипломной работы, связанной с разработкой методики проведения занятий по народной вышивке, выбрана не случайно. Прикосновение к исконно народным традициям дарит живительный импульс многим современным видам декоративно-прикладного искусства, воспитать чувство гармонии и цвета.

Как-то известная собирательница народного прикладного искусства С. А. Нуриджанов справедливо отметила: «Пока есть народ – есть и его духовное богатство. Именно материальное воплощение народного духа мы можем увидеть в прикладном искусстве. Оно всегда дарит сильную и глубокую радость».

Народное искусство в настоящее время не только фундамент для художественной промышленности. Но и самое верное начало понимания красоты в окружающем мире, в искусстве. В современном мире хаотического нагромождения телевидения и Интернета, дающих переизбыток часто агрессивной информации, человеку необходима эмоциональная защита от подобной окружающей среды. Живые, одухотворённые ритмы и краски национальной вышивки способны внести гармонию в душу человека 21 века. Изделия, созданные народными умельцами, гармонизируют мир вокруг и в каждом из нас.

Тема, связанная с народной башкирской вышивкой, представляется чрезвычайно интересной, потому что даёт возможность не только рассмотреть вышивку как уникальное явление художественной культуры, известное всем народам мира, но и найти в ней богатые и древние традиции, в которых ярко и своеобразно отразились поэтические идеалы башкирского народа, его миропонимание. В то же время любое вышитое изделие уникально: в нём отразились умения, убеждения, настроения и, наконец, душа мастерицы. Вышивальщица создавала свою работу подобно фольклорному произведению (из уст в уста): переданные от поколения поколению навыки мастерства накладывались на человеческую индивидуальность, разные судьбы, на мысли, которые приходят человеку наедине с собой в процессе работы, на особые задумки и фантазии, которые, возможно, вынашивались годами.

Работая над данной дипломной работой, мы убедились: как всякий язык, художественный язык башкирских вышивок требует немалых знаний. Это и понимание расположения составляющих частей вышивки, наименование их, то есть, прежде всего, композиция узора, соотношение величин различных фигур. Почти одновременно наши глаза схватывают цветовое содержание узора, и теперь уже не только умом, но и чувствами постигаешь обаяние шедевров декоративно-прикладного искусства.

Не претендуя на исчерпывающее решение всех проблем темы дипломной работы, связанных с народной башкирской вышивкой, опираясь на различные источники, мы попытались наметить лишь некоторые ориентиры в исследовании данного вида народного творчества как вида искусства, выявить особенности башкирской народной вышивки, её художественную ценность и закономерности развития. И на основе анализа существующего материала по данной теме создать своё авторское оригинальное произведение.

Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью народных мастеров и профессиональных художников. Башкирское народное искусство явилось ярким воплощением эстетических идеалов народа, его отношения к природе и жизни общества. Оригинальный, самобытный художественный стиль народного искусства нашёл отражение в художественно-декортивной обработке дерева и металла, в оформлении национального костюма и организации интерьера, в кошмоделии, в ткацком и, конечно, в вышивальном ремесле.

Именно вышивке, одному из излюбленных занятий башкир, отводилась первостепенная роль среди других видов творчества по популярности: искусством вышивания должна была владеть каждая башкирская женщина.

Башкирская женщина – неустанная труженица и искусная рукодельница, сочетала работу по ведению домашнего хозяйства с прядением шерсти, изготовлением тканых и вышитых изделий для украшения жилища, шила одежды, выделывала войлоки, была хранительница не только домашнего очага и семьи, но рукотворного искусства своего народа. Популярности народного искусства способствовала его насущная востребованность и широкая сфера применения (одежда, предметы домашнего обихода, обрядовые изделия), большое разнообразие швов, множество приёмов узорного шитья и богатство орнамента.

По нашему представлению, изучать культуру любого народа нужно именно с ДПИ, только тогда можно понять её своеобразие и неповторимость. И самое яркое материальное воплощение духовной культуры содержится, без сомнения, в женских ремёслах, в частности, в искусстве вышивания. Поэтому выбранная тема дипломной работы «Народная вышивка».

Не претендуя на исчерпывающий анализ всех видов и приёмов башкирской вышивки, на полное осмысление орнамента как явления национальной башкирской культуры. Это, вероятно, работа не для одного поколения исследователей. Тем не менее, целью данной работы является попытка внести свое понимание доступных письменных и иллюстративных источников по теме «Народная вышивка» и на их основе создать своего оригинального произведения.

Объект исследования – башкирская народная вышивка, история её развития и особенности.

Предмет исследования – процесс обучения учащихся в системе дополнительного образования основам народной вышивки

Гипотеза исследования: процесс обучения детей народной вышивке в системе дополнительного образования будет более эффективным:

- если будут использованы методические пособия, наглядный материал, зрительный ряд, раскрывающие основные задачи работы.

- если будет разработан ряд упражнений, направленных на поэтапное овладение приёмами вышивки.

С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

1.Собрать и проанализировать существующий материал по данной теме.

2. Создать свою оригинальную композицию и выполнить её в материале.

3. Написать методическую рекомендацию для использования в системе дополнительного образования.

Для решения вышеназванных задач были использованы следующие методы исследования: изучение методической и специальной литературы, анализ и синтез собранного материала, обобщение, моделирование.

Практическая ценность работы заключается в том, что разработка методических рекомендаций по изучению приемам народной вышивки может быть использована в практике преподавания в детской художественной школе. Практическая часть – декоративное панно с элементами вышивки и аппликации может использоваться как наглядное пособие, экспонироваться на выставках декоративно-прикладного искусства.

Структура работы. Работа состоит из: введения, трех глав, заключения. Во введении обоснована актуальность работы, цель, указаны предмет, объект и задачи исследования с помощью которых достигается цель работы, выдвигается гипотеза, обозначены основные подходы к исследованию материала. В первой главе непосредственно раскрывается тема дипломной работы, приведена характеристика основных приемов народной вышивки, дано описание положения вышивки в современном мире. Во второй главе описывается мотивация выбора темы, рассматривается работа над эскизами, технологический процесс выполнения изделия в материале. В третьей главе представлены методы и приемы обучения вышивке в ДХШ, также представлено разработанное для ДХШ занятие по этой теме. В заключении подводятся результаты работы над проектом. Список включает в себя все источники использованные по теме исследования.

Введение

Актуальность темы исследования. Тема дипломной работы, связанной с разработкой методики проведения занятий по народной вышивке, выбрана не случайно. Прикосновение к исконно народным традициям дарит живительный импульс многим современным видам декоративно-прикладного искусства, воспитать чувство гармонии и цвета.

Как-то известная собирательница народного прикладного искусства С. А. Нуриджанов справедливо отметила: «Пока есть народ – есть и его духовное богатство. Именно материальное воплощение народного духа мы можем увидеть в прикладном искусстве. Оно всегда дарит сильную и глубокую радость».

Народное искусство в настоящее время не только фундамент для художественной промышленности. Но и самое верное начало понимания красоты в окружающем мире, в искусстве. В современном мире хаотического нагромождения телевидения и Интернета, дающих переизбыток часто агрессивной информации, человеку необходима эмоциональная защита от подобной окружающей среды. Живые, одухотворённые ритмы и краски национальной вышивки способны внести гармонию в душу человека 21 века. Изделия, созданные народными умельцами, гармонизируют мир вокруг и в каждом из нас.

Тема, связанная с народной башкирской вышивкой, представляется чрезвычайно интересной, потому что даёт возможность не только рассмотреть вышивку как уникальное явление художественной культуры, известное всем народам мира, но и найти в ней богатые и древние традиции, в которых ярко и своеобразно отразились поэтические идеалы башкирского народа, его миропонимание. В то же время любое вышитое изделие уникально: в нём отразились умения, убеждения, настроения и, наконец, душа мастерицы. Вышивальщица создавала свою работу подобно фольклорному произведению (из уст в уста): переданные от поколения поколению навыки мастерства накладывались на человеческую индивидуальность, разные судьбы, на мысли, которые приходят человеку наедине с собой в процессе работы, на особые задумки и фантазии, которые, возможно, вынашивались годами.

Работая над данной дипломной работой, мы убедились: как всякий язык, художественный язык башкирских вышивок требует немалых знаний. Это и понимание расположения составляющих частей вышивки, наименование их, то есть, прежде всего, композиция узора, соотношение величин различных фигур. Почти одновременно наши глаза схватывают цветовое содержание узора, и теперь уже не только умом, но и чувствами постигаешь обаяние шедевров декоративно-прикладного искусства.

Не претендуя на исчерпывающее решение всех проблем темы дипломной работы, связанных с народной башкирской вышивкой, опираясь на различные источники, мы попытались наметить лишь некоторые ориентиры в исследовании данного вида народного творчества как вида искусства, выявить особенности башкирской народной вышивки, её художественную ценность и закономерности развития. И на основе анализа существующего материала по данной теме создать своё авторское оригинальное произведение.

Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью народных мастеров и профессиональных художников. Башкирское народное искусство явилось ярким воплощением эстетических идеалов народа, его отношения к природе и жизни общества. Оригинальный, самобытный художественный стиль народного искусства нашёл отражение в художественно-декортивной обработке дерева и металла, в оформлении национального костюма и организации интерьера, в кошмоделии, в ткацком и, конечно, в вышивальном ремесле.

Именно вышивке, одному из излюбленных занятий башкир, отводилась первостепенная роль среди других видов творчества по популярности: искусством вышивания должна была владеть каждая башкирская женщина.

Башкирская женщина – неустанная труженица и искусная рукодельница, сочетала работу по ведению домашнего хозяйства с прядением шерсти, изготовлением тканых и вышитых изделий для украшения жилища, шила одежды, выделывала войлоки, была хранительница не только домашнего очага и семьи, но рукотворного искусства своего народа. Популярности народного искусства способствовала его насущная востребованность и широкая сфера применения (одежда, предметы домашнего обихода, обрядовые изделия), большое разнообразие швов, множество приёмов узорного шитья и богатство орнамента.

По нашему представлению, изучать культуру любого народа нужно именно с ДПИ, только тогда можно понять её своеобразие и неповторимость. И самое яркое материальное воплощение духовной культуры содержится, без сомнения, в женских ремёслах, в частности, в искусстве вышивания. Поэтому выбранная тема дипломной работы «Народная вышивка».

Не претендуя на исчерпывающий анализ всех видов и приёмов башкирской вышивки, на полное осмысление орнамента как явления национальной башкирской культуры. Это, вероятно, работа не для одного поколения исследователей. Тем не менее, целью данной работы является попытка внести свое понимание доступных письменных и иллюстративных источников по теме «Народная вышивка» и на их основе создать своего оригинального произведения.

Объект исследования – башкирская народная вышивка, история её развития и особенности.

Предмет исследования – процесс обучения учащихся в системе дополнительного образования основам народной вышивки

Гипотеза исследования: процесс обучения детей народной вышивке в системе дополнительного образования будет более эффективным:

- если будут использованы методические пособия, наглядный материал, зрительный ряд, раскрывающие основные задачи работы.

- если будет разработан ряд упражнений, направленных на поэтапное овладение приёмами вышивки.

С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

1.Собрать и проанализировать существующий материал по данной теме.

2. Создать свою оригинальную композицию и выполнить её в материале.

3. Написать методическую рекомендацию для использования в системе дополнительного образования.

Для решения вышеназванных задач были использованы следующие методы исследования: изучение методической и специальной литературы, анализ и синтез собранного материала, обобщение, моделирование.

Практическая ценность работы заключается в том, что разработка методических рекомендаций по изучению приемам народной вышивки может быть использована в практике преподавания в детской художественной школе. Практическая часть – декоративное панно с элементами вышивки и аппликации может использоваться как наглядное пособие, экспонироваться на выставках декоративно-прикладного искусства.

Структура работы. Работа состоит из: введения, трех глав, заключения. Во введении обоснована актуальность работы, цель, указаны предмет, объект и задачи исследования с помощью которых достигается цель работы, выдвигается гипотеза, обозначены основные подходы к исследованию материала. В первой главе непосредственно раскрывается тема дипломной работы, приведена характеристика основных приемов народной вышивки, дано описание положения вышивки в современном мире. Во второй главе описывается мотивация выбора темы, рассматривается работа над эскизами, технологический процесс выполнения изделия в материале. В третьей главе представлены методы и приемы обучения вышивке в ДХШ, также представлено разработанное для ДХШ занятие по этой теме. В заключении подводятся результаты работы над проектом. Список включает в себя все источники использованные по теме исследования.

Фрагмент работы

Глава I. История развития народной вышивки

1.1 Истоки и этапы развития вышивки

Литература, в той или иной степени затрагивающая историю народной вышивки, включает в себя словари, энциклопедии, учебные пособия, справочные и научно-популярные издания, монографии, исторические исследования и очерки.

Наиболее ценным источником для данной работы стала книга С. Н. Шитовой, ценнейшего учёного, историка исследователя башкирской этнографии и народного ДПИ. «Народное искусство: войлоки, ковры и такни у южных башкир» Этнографические очерки) Уфа: Китап, 2006, в которой содержится глубокий анализ колоритного искусства южных башкир. В центре внимания автора типичные для евразийских степей ремёсла и наиболее яркие виды декора на мягких материалах, в том числе и вышивка. Осмысление учёным богатейшего художественного наследия в контексте формирования башкирской этнической культуры позволило выделить «кочевнический» пласт в башкирском народном творчестве 18-20 веков, а историко-культурные аналогии подтвердили древность этих традиций. Ценным для написания дипломной работы явилось дополнение этнографического описания Шитовой С. Н. рисунками, таблицами узоров, фотографиями.

Неоценимую помощь в сборе материала для настоящего диплома оказало академическое издание Р. Г. Кузеева, Н. В. Бикбулатова и С. Н. Шитовой «Декоративное творчество башкирского народа», Уфа, 1979. Здесь подробнейшим образом читатель знакомится с различными видами башкирского народного искусства, их ансамблевым характером существования в едином пространстве, раскрывает интересные страницы в истории развития народного искусства.

Невозможно не обратить внимание на книгу А. Г. Янбухтиной заслуженного деятеля искусств РБ, «Декоративное искусство Башкортостана. 20 век: От тамги до авангарда» Уфа: Китап, 2006.

Об исторических корнях ДПИ башкир, о древних мотивах зооморфного орнамента и о формах линейно-геометрических орнаментов даёт глубокое представление научно-популярное издание Р. Б. Ахметова «Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа.»-Уфа: Китап, 1996. При помощи сопоставления и сравнения искусства башкир и древних племён края автору удалось раскрыть семантику многих орнаментальных сюжетов. Наконец, нужно отметить этнографическую работу по ДПИ башкир кандидата исторических наук З. М. Давлетшиной «Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее)»-Уфа, 2012 знакомит со способами изготовления материалов и инструментами для башкирской народной вышивки, с приёмами узорного шитья и связью каждой группы швов с определённой формой орнамента. В книге представлены фотографии музейных экспонатов и наиболее интересных вышитых изделий.

С момента создания первой вышивки она приобретает свою неповторимость и автономность, и с ней можно уже вести некий бессловесный диалог. Воспринимая то, что хотела нам сказать автор-рукодельница, мы испытываем ответные чувства. Вышивка влияет на человека, хотя, казалось бы, сделана она из бесчувственного материала- ткани и ниток.

Вышивка широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, украшение изделий сюжетным изображением или орнаментальным узором; вышитый узор на ткани (1).

Невозможно точно назвать дату появления первых вышивок. Вероятно, возникновение вышивки можно связать с одним из важнейших открытий первобытного человека – изобретением стежка, шва, давших возможность человеку примитивно раскраивать и соединять куски шкур в некое подобие одежды. Р. Г. Кузеев отметил: «Уже простое сшивание двух кусков ткани, кожи, войлока или бересты можно считать предвестником вышивки. Организованное расположение стежков образовывало определённый ритм, вело к созданию, хотя и простейшего рисунка или узора. Не случайно, на декоративных изделиях большинства народов узоры вышивки расположены по линии швов и бортам одежды или же по краям плоских изделий» (2).

Эволюция вышивки прослеживается по её изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии. Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивки разных времён и народов. Самыми ранними из сохранившихся вышивок считаются седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского «звериного» стиля фигурами животных. Искусство вышивания, как и многие другие виды искусства и науки, появилось на Востоке. Так, на территории Древнего Китая учёные обнаружили вышивки, которые датируются 4-5 веком до нашей эры. Выполнены они на шёлковой ткани серебряными и золотыми нитями, волосом и шёлком-сырцом. В Азии это мастерство было известно задолго до того, прежде чем о нём узнали греки и римляне. Однако греки считали вышивание изобретением богини-покровительницы ремёсел и искусств Минервы. Существует легенда об Арахне, которая рассказывает о том, что ученица Минервы, дочь красильщика Идмона Арахна, превзошла в умении ткать и вышивать саму богиню. Арахна вызвала Минерву на состязание и стала в нём победительницей, изобразив на огромной вышивке похождения богов. Минерва не смогла смириться со своим поражением и превратила Арахну в паука.

В знаменитой гомеровской «Одиссее» также упоминается об искусстве вышивания. При этом описывается великолепный плащ Одиссея, богато украшенный золотым шитьём. В «Илиаде» говориться о том, что Парис привёз в Трою из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, великолепными вышивками. А третья песнь «Илиады» содержит описания занятий Елены, которая вышивала на белоснежной ткани картины, изображающие сцены между Троянами и греками из-за неё.

Во времена походов Александра Македонского греки познакомились с искусством азиатских народов. Их поражала роскошная одежда персов, украшенная золотыми вышивками и осыпанная драгоценными камнями, а также тонкие индийские ткани, расшитые разноцветными нитками. Победив царя Дария, Александр Македонский завладел его шатром. Великолепные вышитые узоры на этом шатре привели Александра в такой восторг, что он захотел иметь так же богато украшенный плащ и заказал его изготовление искусным киприоткам.

Так как древние народы были в основном кочевниками и пастухами, первые ткани и нитки изготавливались из шерсти. Позднее египтяне научились выделывать ткани, используя волокнистые свойства некоторых растений. В основном это были пенька и лён. Из-за своей белизны такие ткани являлись самыми подходящими для совершения религиозных обрядов. Поэтому они широко использовались во многих странах. Затем в Индии было найдено хлопчатобумажное растение, из которого стали делать тончайшие ткани. По этим тканям вышивали, используя сначала шерстяные и бумажные, а позднее и золотые нитки.

Римляне познакомились с вышиванием золотом благодаря последнему пергамскому правителю из династии Атталидов, умершему в 133 году до нашей эры.Поэтому первые вышивки золотом носили название атталинских. Однако по качеству исполнения самыми лучшими вышивками считались фригийские и римляне стали называть в се вышивки “phryquinae”, а вышивальщиц-“phrigio”. Благодаря этому до сих пор многие приписывают изобретение вышивки золотом именно фригийцам.

Страсть к богатым вышивкам в Греции и Риме распространялась очень быстро и достигала таких чудовищных размеров, что иногда даже осуждалась правительством, которое делало попытки запретить или хотя бы сократить безумную роскошь.

При византийских правителях искусство достигло довольно высокого уровня, как по технике исполнения, так и по богатству. В то время для вышивания стали использовать и серебряные нитки. Вышивками украшали не только одежду, но и сёдла, конскую сбрую. В Эрмитаже в Санкт-Петербурге можно увидеть шерстяную материю с пальмами, вышитыми зелёными и жёлтыми нитками, которую считают произведением византийских вышивальщиц 3 до нашей эры. А в Баварии (Бамберг) находится древняя византийская вышивка, найденная на могиле бамбергского епископа Гумберта, умершего в 1602 году. На этой вышивке изображены император Константин верхом на белой лошади и

две женщины, одна из которых подносит ему шлем войны, а другая- лавровый венок. Эти женщины олицетворяют собой Запад и Восток, поклоняющиеся императору.

В 7 веке быстрое распространение мусульманской религии, которая начала наносить удары могуществу Византийской империи, нисколько не повлияло на развитие искусства вышивания. Напротив, роскошь халифов в этом в этом отношении доходила до невероятных размеров: они украшали богатыми вышивками не только одежду, сёдла и конскую сбрую, но и сапоги, и даже ножны сабель. Одним из дорогих подарков, посланных Карлу Великому Гарун-аль-Рашидом, был роскошно расшитый шатёр.

Искусство вышивания во Франции распространилось благодаря постоянным торговым отношениям с греческими колониями. Почти все первые сюжеты вышивок изображали сцены из Святого Писания. Сильный толчок развитию рукоделия дал Карл Великий(742-814), который любил дорогую и красивую одежду. Все женщины при его дворе, включая жену Берту и их дочерей, были искусными вышивальщицами. А сестра Карла Великого Гизелла даже основала в Актинавии и в Провансе несколько монастырей, где обучали различным рукоделиям. Одним из примеров большой и искусной вышивки является работа жены нормандского герцога Вильгельма 1 Завоевателя Матильды, которая хранится в одном из музеев в Байе. Это огромная полоса холста, имеющая длину 68.3 м и ширину 0.5 м, на ней изображены все эпизоды Нормандского завоевания Англии в 1066 году.Работа выполнена гладью, а контуры рисунка обшиты стебельчатым швом.

В Англии в 7 веке искусство вышивания уже достигло довольно высокого уровня. Об этом может свидетельствовать, например, богатая вышивка, которую преподнесла в дар епископу Кутберту игуменья монастыря Св.Этельреда. а на знамени Альфреда Великого( ок. 849-ок. 900) датскими принцессами был вышит великолепный ворон. Вышиванием занимались представительницы как высших слоёв общества, так и низшего класса. Для простых женщин и девушек вышивание было одним из средств существования, а аристократки, включая саму королеву Викторию и её дочерей, занимались этим искусством ради престижа, стараясь перещеголять друг друга в моём мастерстве.

Из Англии искусство вышивания перешло в Германию, где в скором времени также получило широкое применение.

Крестовые походы на Ближний Восток(1096-1270) познакомили жителей Западной Европы с особенностями восточного искусства. Знатные дамы, ожидавшие своих мужей из рыцарских походов, посвящали вышиванию большую часть своего времени. В монастырях вышивание также было одним из основных занятий послушниц.

Установившиеся торговые отношения Генуи, Венеции и других итальянских городов с азиатскими народами способствовали новому толчку к дальнейшему развитию искусства вышивания в странах Южной Европы. Особенной известностью пользовались венецианские, миланские, генуезские и лукские вышивки.

В эпоху Возрождения при дворе флорентийского правителя Лоренцо Великолепного(Медичи( вышивание было в большом почёте. Рисунки для вышивания создавались лучшими художниками, даже сам Рафаэль интересовался этим искусством.

Испанцы, подражая итальянцам, также достигли больших успехов в развитии искусства вышивания. Об этом свидетельствуют многие работы, хранящиеся в музейных и частных коллекциях. Например, в музее Клюни можно увидеть великолепную вышитую картину, изображающую Адама и Еву, а в коллекции Спитзен хранится церковный аналой (подставка для церковных книг), подаренный испанским королём Карлосом 1(Карлом 5) монастырю Св. Юста, в которм он провёл последние годы своей жизни и умер в 1558 году.

Следует заметить, что в Саксонии вышивание выполнялось по белым тканям белыми нитками(«белая» вышивка). Позднее данный вид вышивки распространился во многих странах Западной Европы. В остальных же государствах вышивали в основном по сукну или шёлку, используя золотые, серебряные, шёлковые или шерстяные нитки.

Что касается узоров для вышивания, сначала они посто переходили из рук в руки и копировались самими вышивальшицами. Это создавало определённые трудности в развитии данного вида рукоделия. Появление книгопечатания намного облегчило работу вышивальщиц: издавалисб специальные книги, где были собраны всевозможные узоры различной сложности. Первым таким сборником была книга, изданная Пьером Квинти в Кёльне в 1527 года.

Позднее узоры для вышивания на канве стали печататься разноцветными красками, рисунки изображались со всеми их оттенками. Вышивальщицам оставалось только подобрать такие же цвета ниток и отсчитывать нити на канве. Самые лучшие сборники таких узоров печатались в Берлине у Витттина с 1810 года. Иногда разноцветные узоры печатались прямо на канве.

Пытаясь найти новые модели для вышивок, рисовальщики старались всё ближе подходить к живой природе и перенимать все оттенки растений, птиц и т.п. (тоновое вышивание). Заметив это, француз Жан Робен основал с этой целью специальный сад, в котором разводились различные экзотические и редкие растения. Этот цветочный питомник пользовался огромным успехом и в скором времени был куплен королём Генрихом 4. Став собственностью государства, сад получил статус королевского. В 1626 году учёный Гай де ла Бросс решил воспользоваться этим садом для проведения практических занятий со студентами-медиками. В результате появился первый ботанический сад, в котором был основан музей естественных наук. Таким образом, искусство вышивания оказало косвенное влияние на развитие ботанической науки.

На сегодняшний день ещё нет достоверных сведений о том, когда появилось искусства вышивания в России. Если судить по орнаментам и заглавным буквам рукописей, дошедших до нас из 13-14 веков и дающих представление о характере русских вышивок, можно считать, что вышивание как вид рукоделия начало развиваться именно в эти времена. Однако нет опровержений тому, что данные орнаменты и заглавные буквы могли появиться и задолго до этого, в первые столетия образования Древней Руси.

В России больше всего было распространено вышивание по полотну с выдёргиванием ниток. В некоторых губерниях такую технику вышивания называли мережкой. Это название сохранилось и до наших дней. В «Домострое» (произведении русской литературы 16 века, представляющем собой свод житейских правил и наставлений) упоминалось о прозрачном вышивании по полотну как о работе, требующей большой усидчивости и терпения и вырабатывающей характер женщины. А известное сочинение Юрия Крыжанича «Русское государство в половине 17 столетия», изданное в 1860 году в Москве, говорит о несомненной пользе общедоступного преподавания всякого рода рукоделий и знаний женщинам с целью образовать из них добрых жён и матерей и хороших хозяек. Также в этом произведении упоминается об устройстве особых мастерских и школ рукоделия, созданных именно с этой целью.

Древние русские царевны и царицы, заключённые в терема, вышивали самые причудливые и богатые узоры, используя шёлковые и золотые нитки, бусы и жемчуг. Особенно роскошными были вышивки на

сарафанах, кокошниках и других женских головных уборах.

Самым распространённым швом в русских вышивках был двусторонний крест. Узорами, вышитыми крестом, украшались полотняные рушники (полотенца), передники, рубашки, простыни и т.п. Цвет бумажных ниток для вышивания чаще всего был красным, иногда он сочетался с синим и чёрным. В восточных губерниях для черемисских и мордовских вышивок использовали шерстяные нитки, иногда с примесью шёлка.

В русских вышивках часто встречаются узоры с чисто персидскими, а иногда и с индийскими мотивами. Это является доказательством того, что русские земли это искусство пришло с Востока. Встречаются также и узоры византийского стиля. Это объясняется частым и близким общением Древней Руси и Византийской империи. Однако Византия также заимствовала свой стиль у восточных стран.

Во времена крепостного права искусством вышивания занимались в основном крепостные девушки. После освобождения крестьян отмечается застой в развитии этого вида рукоделия. Однако вначале 18 века мода на вышивки возвращается. Любители старины стали коллекционировать образцы древнерусских вышивок. Во всех главных городах России, особенно в Москве и Петербурге, стали возникать профессиональные рукодельные школы, в которых преподавались различные техники вышивания.

Игла для вышивания-главный инструмент вышивальщицы-не сразу имела такой вид, как в наши дни. Первые иглы изготавливались из самых различных материалов: щетины, дерева, кости и т.п. Для вышивания, кроме бумажных, шёлковых и шерстяных ниток, использовали бусы, бисер, стеклярус, жемчуг, самоцветные камни. Блёстки, монеты и т.п.

А у многих восточных народов элементами вышивок являлись даже цветные блестящие жучки, зубы, когти, меха животных, змеиная кожа. В Индии женщины вышивали собственными волосами. В Бразилии, где много красивых и разноцветных птиц, для украшения вышивок использовали перья.

Вышивание бисером и стеклярусом пришло во многие страны из Венеции, которая издревле славилась производством высококачественного стекла. Таким способом создавались целые картины. Однако такие вышивки были очень тяжелыми и к тому же не отличались особенным вкусом, поэтому мода на них не продержалась долго.

Хорошо вышитым считалось изделие, безупречное не только снаружи, но и с изнанки. Прекрасно выполненная изнаночная сторона вышивки-это требование, которое уходит своими корнями в глубину веков. Наши прабабушки считали, что изнанка является основным показателем уровня качества работы. Если, повернув вышитую работу на изнанку, люди видели целый лабиринт, состоящий из узелков, спутанных ниток, рукодельницу сильно ругали и порицали. Ведь наши предки верили, что неаккуратно выполненная изнаночная сторона разгневает покровителей ремёсел и дом мастерицы лишиться покровительства высших вил. Поэтому мастерицы-искусницы тех времён бились над вопросом, как создать идеальную изнаночную поверхность вышиваемой работы. И их усилия не прошли даром. Ведь вскоре техника вышивания достигла такого уровня, при котором изнанка вышивки больше напоминала гобелен, которых был выполнен в необыкновенной технике.

Также существовало ещё одно мощное поверье относительно вышивок. Изделия, вышитые за сутки имели самую высокую ценность. Наши предки верили, что полотенце, которое было вышито в период с рассвета до заката одного и того же дня, приобретает истинную чистоту. Такая вышивка обычно выполнялась несколькими мастерицами сразу. С первыми лучами солнца они брались за иглы, а последний стежок делали с заходом солнца. В том случае, если им действительно удавалось окончить свою работу в срок, то результат такого творчества становился настоящим оберегом, который мог отвести роковую болезнь и даже предотвратить стихийное бедствие. Такие обереги считались действенными от разной нечистой силы. Также в старые времена к своей свадьбе девушка в качестве приданого вышивала от пятидесяти до ста полотенец. Они могли служить для разных целей. Например, новорождённого малыша заворачивали в полотенце-оберег. С таким оберегом нельзя было расставаться никогда.

Самым распространённым швом у многих нардов был шов крестом (так называемый русский) шов. Им вышивали ещё в глубокой древности, чаще всего по полотну, отсчитывая нити ткани или продёргивая их.

Другим довольно распространённым швом был шов гладью.Его выполняли бумажными, шерстяными или шёлковыми нитками на полотне, нансе, батисте, кисее и других тонких тканях. Цвет ткани и ниток был преимущественно белым. Таким швом украшали тонкое бельё. Носовые платки и т.п.

Существовало много способов вышивания гладью. Самыми красивыми считались венецианский шов и шов «ренессанс». Также довольно известным было английское шитьё, которое состояло из фестонов и дырочек, обшитых швом «кордоне».

Тамбурный шов выполняется с помощью острого крючка. Ткань нашивалась на круглые пяльцы китайского происхождения сильно натягивалась и придерживалась ремнями или круглыми деревянными кольцами, приобретая вид барабана. Именно потому данный шов получил

название тамбурного.

Накладное шитьё состояло в том, что на основную ткань нашивались отдельно выполненные вышивки или детали из кусочков совсем разнородных тканей, которые обшивались по краям шёлковыми нитками, синелью или золотым шнурком. Такой вид вышивания был особенно распространён среди персидских и турецких вышивальщиц для украшения портьер, столовых салфеток, обивки мебели и т.п.

Для вышивания по тюлю применяли различные швы6 «вперёд иголку», «строчка», тамбурный шов, шов крестом, стебельчатый шов и др. При комбинации разных швов получался очень красивый узор, который выполняли как на крупном(греческом), так и на тонком (брюссельском0 тюле.

В 1821 году во Франции появилась первая вышивальная машина. Имя её изобретателя осталось неизвестным, как и с ведения относительно устройства её механизма. Четыре года спустя была изобретена другая машина, её создателем был Бартелеми Тимонье дАмплепи. Однако эта машина была непригодной для организации широкомасштабного производства. Наконец, в 1854 году на французской выставке была представлена машина Гейльмана, которая вызвала всеобщий восторг и произвела революцию в искусстве вышивания. С этих пор машинное производство несложных вышивок на некоторое время почти полностью вытеснило ручной труд, вручную выполнялись только очень сложные узоры.

В наше время существуют современные машины, которые могут вышивать и достаточно сложные узоры, однако ручное вышивание не становится менее актуальным и модным видом искусства. Многие считают изделия, вышитые вручную, более художественными и тонкими, так как здесь фантазия вышивальщицы не скована узкими рамками машинной программы. Кроме того, такая вышивка передаёт настроение и даже черты характера вышивальщицы. Именно поэтому искусство ручного вышивания остаётся модным и актуальным и в наши дни.

Заключение

В современном обществе всё более значительным становится интерес к своему прошлому, своим истокам. Люди всё более осознают, что наша жизнь станет неполноценной без того существенного, глубинного пласта культуры, который остался далеко позади, в глубине веков. Очевидно, этим объясняется интерес к истории, предметам народного творчества, поиски своих корней. Традиционная народная культура – это сокровищница о былых исторических событиях, красочных и глубоких по смыслу обрядах, народных промыслах, всего того. Что мы считаем теперь основой духовности, являющейся незыблемой основой существования любого народа. Поэтому тема декоративно-прикладного искусства становится всё более значительной и востребованной. Важно остановить последующим поколениям всё то, что сохранено и исследовано сегодня.

Декоративно-прикладное искусство, особенно женские ремёсла, является ярким воплощением духовной культуры. В данной дипломной работе мы ставили целью рассмотреть вышивку как уникальное явление художественной культуры, стремились найти её богатые и древние традиции.

Подчеркнув, что круг вышиваемых изделий был не мал и тесным образом связан с жизнью и особенностями быта башкир, с их философскими, этическими и эстетическими взглядами, пытались выявить отличительные особенности башкирской вышивки, отметить её художественную ценность и проследить закономерности развития. Кроме того, был произведён анализ многих видов и приёмов башкирской вышивки, сделана попытка осмыслить орнамент как явление национальной башкирской культуры. После изучения, анализа и обобщения доступных источников специальной и методической литературы по теме «народная вышивка» и создания эскизов было выполнено декоративное панно «Возвращение к истокам», в котором многие детали проработаны вручную традиционным башкирским способом. Оно может демонстрироваться в качестве наглядного пособия на занятиях по теме «Народная вышивка». Для повышения эффективности процесса обучения в системе дополнительного образования основам народной башкирской вышивки была разработана методическая рекомендация, в которой были отмечены основные методы, приёмы, формы организации занятий с детьми, разработаны некоторые упражнения, направленные на поэтапные некоторые упражнения, направленные на поэтапное овладение приёмами вышивки. Одним из несомненных выводов работы является следующий: духовное богатство народа республики Башкортостан необычайно ярко раскрывается в декоративно-прикладном искусстве, которое помогает нам не потерять в сегодняшнем мире самое основное-чувство причастности к родине и своему народу. Собиратель декоративно-прикладного искусства С. А. Нуриджанова вспоминала: когда немцы угоняли её семью в Германию, мама вместе с вещами положила в баул вышитое бабушкино полотенце: оно должно было стать на чужбине памятью о родной земле (21).

Народное искусство является связующей нитью между прошлым и будущим, вычеркнуть его из жизни невозможно, как нельзя изжить из памяти наших предков. Во время больших или малых, экономических или душевных кризисов человек обязательно вернётся к бабушкину полотенцу. Именно эту мысль, это внутреннее состояние мы старались передать при создании своей композиции «Возвращение к истокам».

Взявшись за исследование народной башкирской вышивки, мы убедились, что искусство вышивания является одной из важнейших составляющих декоративно-прикладного искусства, частью национальной культуры, являющейся одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества. Народную культуру ЮНЕСКО считает также нематериальным наследием, которое необходимо сохранять и изучать его многообразие. Как отметил 26 декабря 2006 года на заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» Президент Российской Федерации В. В. Путин: «Для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества, обрядов, обычаев, ремёсел – не только бесценное наследие, это наше общенациональное преимущество. Ведь культура народов России выполняет в обществе ключевую объединяющую роль, способствует сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов согласия и толерантности.

В наше время искусство вышивания продолжает развиваться, наряду со старинными приёмами появляются новые способы вышивания, добавляются новые мотивы к традиционным узорам. Занимаясь этим видом декоративно-прикладного искусства, важно помнить о том, что основная задача вышивания – не просто изобразить с помощью иглы и ниток какой-либо орнамент или предмет окружающей действительности, а создать неповторимое произведение, обладающее красотой и художественной ценностью.

Список литературы

1. Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В. , Куззев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964. 259 с.

2. Ахмеров Р. Б. Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа. Уфа: Китап, 1996. 59 с.

3. Башкиры/Сост. В. С.Мавлетов. Уфа: Китап, 1999. 63 с.

4.Башкирское народное искусство. Уфа, 2002

5. Бикбулатов Н. В. Мировоззрение, религиозные верования//История Башкортостана с древнейших времён до 60-х годов 19 века. Уфа,1996.

6. Бикбулатов Н. В., Юсупов Р. М., Шитова С. Н., Фатыхова Ф. Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. 246 с.

7. Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г., Шитова С. Н. Прикладное искусство//Народное творчество башкир. Уфа, 2002

8. Бикбулатов Н. В. Башкиры: краткий этноисторический справочник. Уфа, 1995. 35 с.

9. Бикбулатов Н. В., Фатыхова Ф. Ф. Семейный быт башкир. 19-20 века. М.,1991.189 С.

10. Брюханова Т. А. Технология изделий народных промыслов Республики Башкортостан: Пособие для учителей. Уфа: Китап, 2011.128 с.

11. Давлетшина З. М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). Уфа: Поляковский Ю. И.,2012.113 С.

12. Диалектологический словарь башкирского языка. Уфа,2002.

13. Еременко Т. И. Рукоделие. М.: Легпромбытиздат, 1989.159 с.

14. Евсеева С. В. Фактура и цвет: В 2 ч. Уфа.1994

15. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты/Сост. О. В. Свиридова. Волгоград: Учитель,2009. 74 с.

16. Изобразительное искусство.5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков/Сост. О. В. Павлова.Волгоград: Учитель, 2009.132 с.

17. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Занимательные материалы/Сост. О. В. Павлова. Волгоргад, 2011. 77 с.

18. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Управление познавательной деятельностью учащихся/Сост. М. В. Сластникова, Н. В. Усова, Е. И. Веретникова. Волгоград, 2012.234 с.

19. Кузбекоа Ф. Т.История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. 128 с.

20. Кузеев Р. Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С. Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979. 226 с.

21.Культура народов Башкортостана: словарь-справочник/Сост. С. Г. Синенко. Уфа: ГУП Уфимский полиграфкомбинат, 2003.176 с.

22. Маккэлем Г. Л. 4000 мотивов: цветы и растения: Справосчник. М.: аст: Астрель, 2009.383 с.

23. Маринова Г. Г. Вышивка нитками. Более 250 орнаментов. Разные техники. М.: Астрель, 2012.112 с.

24. Мережкова Г. И. Всё о вышивании. Мн: Книжный дом, 2012.336 с.

25. Морган А. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982.

26. Никонорова Е. Е. Орнаментсчётной вышивкибашкир. Уфа, 2002

27. Нуриджанова С. А. Читайте полотенца! Уфа: Китап, 2011.156 с.

28. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1978. 846 с.

29. Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана: Каталог Первой республиканской вышивки /Соот. С.В. Евсеева. Уфа,1997

30. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. М.-Л.:Изд. АН ССР,1955

31. Советский энциклопедический словарь. М.:Сов. Энциклопедия,1984.-1600 с.

32. Соколова Л. В. Народные умельцы (очерки о мастерах декоративно-прикладного искусства Башкирии). Уфа: Башкирское книжное издательство,1985.-79 с.

33.Фокина Л.В. Орнамент: Учебное пособие-Ростов: Феникс, 2006.-176 с.

34. Художественные помыслы РСФСР: Справочник/ Сост. В.Г. Смоницкий, З. С. Смоницкий, З.С. Скавринская. М., 1973.

35. Шитова С.Н. Народная одежда башкир//Археология и этнография Башкирии.Т. З.

36. Шитова С. Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (этнографические очерки). Уфа: Китап, 2006. 200 с.

37. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. Уфа: Китап, 1995.240с.

38. Шитова С. Н. Сибирски таёжные черты в материальной культуре и хозяйстве башкир//Этнография Башкирии. Уфа, 1976

39. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. М.: Просвещиние, 1979

40. Янбухтина А. Г.Декоративное искусство Башкортостана. 20век: От тамги до авангарда. Уфа: Китап.2006. 224 с.

41. Янбухтина А. Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа: Китап, 1993. 132с.

42. Янбухтина А. Г. Декоративно-прикладное искусство Урала//Советское декоративное искусство- 76. М.,1978.С. 73-80

43. Янбухтина Я. Г. Тамбурная вышивка башкир// Народное декоративное искусство. Традиции и поиск: Сборник трудов НИИХП. М., 1979. С. 107

44. Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Урала//Художник, вещь, мода. М.,1988. 359 С.

45.Янбухтина А. Г. Башкирские сувениры. Уфа: Башкирское книжное издательство,1982.134с.

Покупка готовой работы
Тема: «Изучение народной вышивки»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 59
Цена: 1600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика